Картина Евгения Ицковича
Родители с Женей и Паулой отправились в Санту-Амару.
Как быстро география заполняется по известным клише! Сао Луис укоренился где-то на месте Москвы, а его окрестности – Баррейриньяс, Санту-Амару и т.д., – заняли места Петербурга и Новгорода. На этом фоне столицы других штатов: Форталеза, Сальвадор, Ресифи – выглядят просто далёкой заграницей.
Когда-то моя семья вместе с Паулой уже побывала в этом городке, расположенном в центре Ленсойс Мараньенсес. Считается, что этот бразильский природный заповедник – место песчаных дюн и пресных озёр – обладает самым чистым воздухом на планете.
По возвращении домой выяснилось, что город заселён роднёй невесты моего сына, совершенно с ней не знакомой, и соответственно ею не привеченной. Начались обиды, ревность…. Пришлось ехать опять, заодно и показать этот первозданный уголок моим предкам.
До места назначения нужно проделать большую часть пути по шоссе, а уже от Баррейриньяса колесить по песчаным барханам, подражая участникам ралли «Париж – Дакар».
Рекомендуется этот участок преодолевать на старенькой, 60-х годов, тойоте. Первый раз мои путешественники для этой цели использовали наш новый внедорожник родственной марки с приводом на четыре колеса…. И с тех пор мы его чиним, чиним, чиним…
Как и водится по бразильской беззаботности, сборы отложили на последнюю минуту, тем более поездка обещала быть вполне семейной. Ехали в дом к тёте, с которой предварительно торжественно познакомились, на микроавтобусе турфирмы другой родственницы, по такому случаю собиравшей всех путешественников по домам.
Автобус предполагался в полдень, что предвещало спокойное утро.
Но тут выяснилось, что мой племянник с моей дочерью срочно едут на ситио забирать всякую технику, необходимую Мите для начала самостоятельного бизнеса, а у супруги в два часа урок русского языка в музее. Вроде бы всё сходилось, поскольку это были совершенно разные часы.
Но в Бразилии время растяжимо…, т.е. подвержено всяким немыслимым трансформациям и деформациям….
В половине двенадцатого пришёл невозмутимый мой ребёнок, и сообщил, что в 12-ть должно только начаться собирательство путешественников, а мы в этом списке конечный пункт. Так что можно не волноваться и не торопиться.
Тут я обнаружил, что он приехал на машине брата, потому что дядин грузовик сломался, и Женя рано утром одолжил свой.
Транспорт пришёл в половину второго, когда уже мы с женой собрались на урок. Всё, за исключением отъезжающих, было в несобранном состоянии, и пришлось помогать запихивать в салон, показавшийся резиновым, вещи, матрасы, выпивку.
Удивительное свойство автобусов даже в их микро-виде! Сколько раз наблюдал эту картину на Родине! Подъезжает битком набитый, а на остановке толпа, да ещё с вещами. Кажется, по всем законам природы и здравого смысла – не войдёт! Ан, нет! водитель как-то потрясёт салон, он раздуется, как брюхо объевшегося крокодила и никого в живых, т.е., на стоянке не оставит! Кроме разве самых благородных и нежных. Оказывается, это видовое свойство сохраняется даже в Мараньяу!
Папу и маму посадили на переднее сиденье рядом с водителем, вынув какие-то тюки и подложив наши сумки, к полному их удовольствию.
Наконец, современный дилижанс отчалил, а через несколько минут, дико опаздывая, отправились и мы.
Сразу выяснилось, что ключей от музея у нас нет. Одни остались в Жениной машине, а другие находились персонально с Машей. Стали звонить дочке и просить её подвезти ключи к музею. Но пикап был так перегружен, что Митя решил привести его домой, а там пересесть на свою машину, оставшуюся после отъезда моего старшенького.
Я вспомнил, что во время посадки шёл дождь, и сын ключом сигнализации закрывал в автомобиле окна, предположив, что ключ он по инерции отправил себе в карман.
Позвонили в автобус. И верно!
Сообразили, что они ещё только едут по городу, и не пересекли центр, где располагается МузеуМ.
Как волк из «Красной шапочки» помчался кратчайшей дорогой, и на очередном кругу обогнал знакомое средство передвижения, в сказке не фигурирующее.
Но ключи оказались у нас, а не у того, кому были нужны!
На урок опоздали на 5 минут!.. и никого не нашли…. Все задержались ещё больше!
Сработало знаменитое правило, сформулированное моим сыном – «Не пытайтесь опоздать больше бразильца! У вас всё равно это не получится!»
Через некоторое время, собрались ученики, и мы пошли посидеть с ними в ближайшую кафешку до подвоза ключей.
Заказали кафезиньо – кофеёк. Поговорили.
Речь зашла о местной исторической достопримечательности Алкантре, около которой расположен местный же космодром. В принципе, он самый перспективный из всех существующих, так как взлёт с экватора наиболее выгодный. Но сколько-то лет назад там произошла крупная авария, и погибло несколько десятков бразильских учёных. Впечатлительные бразильцы, у которых самая кровавая революция насчитывает около двух тысяч жертв, а самый страшный природный катаклизм – около полутысячи, решили с космосом поостепениться, и к нашему счастью, пока не взлетают.
Обычно во всех общественных местах стоят бутыли с питьевой водой, опрокинутые в бебедеру – устройство, в котором есть крантики, и которое может воду охлаждать, а рядом два, а то и три термоса: кофе без сахара, кофе с сахаром и чай. Под которым мараньянцы понимают напитки из всяких трав. Но кафезиньо можно пить в кафе и ресторанах, где оно дороже и хуже.
Сидели около часа. Супруга забеспокоилась – о судьбе ключей. Выяснилось, что машина заглохла перед воротами дома, и отказывается заводиться. А ведь вчера её получили из ремонта! Более того, она заблокировала все оставшиеся средства передвижения, превратив их в бесполезную недвижимость.
Ученики, без вздоха сожаления, сказали бразильское – «Никаких проблем!», и договорились о следующей встрече.
Тут позвонил Женя, сообщил, что они уже добрались до выезда из города. А казалось бы, – совсем не Москва! После чего связь прервалась….
********
Я маюсь стрелкой под роялем,
На маятнике света рябь…
Год, уходя, проходит маем,
И выцветает, как сентябрь.
За словом – непереносимо!
Роятся мысли в голове,
И золотая Хиросима
Зелёным саваном в траве.
Куда девались наши встречи?..
Прикосновения янтарь
В остывшей раковине речи,
И на пустом закате – ярь.
Листвой пожрало время тело,
Я ржавый, я – лимонный сок!
Но в сердце скиния придела,
Чтобы молиться на восток.
03.10.2003
********
25
Напряжение дня... Как в стакане воды
Длинно-белые иглы замерзших ресниц...
Только взгляд пробивается светом сквозь льды,
Покидая орбиты глазниц.
Всё, что в силах... – ладони на паперти грез,
В них дыхания розы потушенных лиц,
И убив у влюбленных желанье, мороз
Фимиамом кадит из гробниц.
Только теплится сердце в разверстой груди,
Кровь бежит, как пожар, и надежды вразнос…
И Мария в снегах, и Христос впереди,
Зацелованный смертью Христос!
Нас не стало от слов, нас не стало от встреч,
В пальцах мертвых дорог восковая сосна,
Говори из меня вековечная речь
И лицо раскали до красна!
15.02.03
********
Ps: На polit.ua, где я пишу путеводные рассказы по нашей экваториальной местности, можно ознакомиться с персонажами и другими историями, что бы вы могли ориентироваться, приехав в наш город, посетить наш МузеуМ.
25.01.2011. Сао Луис Ма, Бразилия ©ЕСИ
http://www.algabriona.ru/
eciarteci@mail.ru