Книга воспоминаний сенатора и просто обманутой жены Хиллари Клинтон, появившаяся на прилавках в понедельник, продолжает волновать американцев. New York Times в редакционном материале пишет, что наиболее интересно в книге не то, что она пишет о своем неверном муже и Монике Левински, а то, как она пытается сделать автопортрет одновременно и личным, и политическим. Слишком личный может нанести ущерб политическому «я», слишком политический рискует представить книгу предвыборной агиткой. Например, детство Хиллари Клинтон описывает как непрерывную цепь поучительных историй, объединенных в роман воспитания. Каждое событие, каждый человек преподает урок юной Хиллари. Все замечательные люди оказываются на удивление нормальными, а нормальные v на удивление замечательными. Книга напоминает о том, что в нынешней Америке политика в восприятии общества v это главным образом морализация опыта, пишет газета.
Если для мужа сенатора-писательницы головная боль была связана с коктейльным платьем, а освобождался он от нее иногда военными операциями, то для президента нынешнего это не мимолетное средство, а один из излюбленных инструментов. Теперь его беспокоит вопрос, что делать с результатами их применения в Ираке. «os Angeles Times отмечает, что к колоритному составу персонажей, претендующих там на власть, добавился еще один v потенциальный король. В Ирак после 45-летнего изгнания вернулся Шариф Али бин Хусейн, двоюродный брат последнего иракского монарха. Он собрал свой двор на севере Багдада и выразил готовность участвовать в восстановлении Ирака, желательно в форме конституционной монархии. Несмотря на сравнительную популярность идеи монархии в Ираке, о Шарифе Али в стране почти ничего не слышали. Ему также не хватает взаимопонимания с Вашингтоном, отмечает издание. То есть аналитики, глядя на Афганистан, предсказывали, что вопрос восстановления Хашимитской династии может возникнуть. Но подготовиться к этой перспективе в Вашингтоне, похоже, не успели.
Кроме решений по обустройству Ирака, Бушу придется поучаствовать и в перестановках в собственной армии. Внимание американской общественности привлекло новое решение министра обороны: на пост главы генштаба американской армии, от которого недавно оказался командующий войсками в Ираке Томми Фрэнкс, Рамсфелд порекомендовал Бушу бывшего главу американских коммандос генерала Питера Джей Шумейкера. Это, по мнению New York Times, однозначно подтверждает желание Рамсфелда изменить структуру и традиции вооруженных сил США. Во-первых, потому что Шумейкер v военный отставной, а таковые не назначались на этот пост с его учреждения в 1903 году. Правда, на другие ключевые посты (например, на должность временного военного губернатора Ирака) отставные военные все же назначались. Во-вторых, потому что в предложении видно желание приблизить все вооруженные силы Америки к стилю сил специального назначения. Занимавший ранее пост начштаба армии отставной генерал Гордон Салливэн заявил, что назначение может вызвать в Пентагоне критику, но недолгую v всякий, кто знаком с Шумейкером, увидит, что он «хороший лидер». Газета приводит и второй аргумент Салливэна в поддержку назначения: «Он участвовал в глобальной войне с террором еще тогда, когда никто о ней и не говорил. Он сражался и с существующими и с потенциальными врагами». Другими свидетельствами той же линии, по мнению газеты, является рекомендация Рамсфелда оставить на второй срок председателя Объединенного штаба командования генерала Ричарда Майерса и его заместителя Питера Пейса. Кроме того, уходящего в отставку главу Центрального командования генерала Томми Фрэнкса предложено заменить на генерал-лейтенанта Джона Абизаида, американца ливанского происхождения, владеющего арабским языком. Все рекомендованные назначения должны быть утверждены Сенатом Соединенных Штатов.
Новостями с другого фронта войны с терроризмом заинтересовалась Washington Post. Газета описывает новую победу российских спецслужб v задержание в Москве 55 членов Исламской партии освобождения. Издание приводит сначала официальную информацию ФСБ о том, что задержанные v несомненные участники группировки, «братской» по отношению к «Аль-Каиде». Они, по словам пресс-секретаря ФСБ, собирались отправиться воевать в Чечню. При этом газета приводит и противоположное мнение: представитель организации в Лондоне оспаривает тот факт, что задержанные были вооружены, хотя ФСБ настаивает на этом. Глава Духовного управления мусульман Сибири и Дальнего Востока Нафигулла Аширов, пишет газета, тоже сомневается в оправданности задержания и опасается, что эта мера v «охота на привидений». Впрочем, заметим от себя, рекомендация Аширова не самый лучший аргумент v он нередко высказывал симпатии именно к исламским радикалам и их деятельности.
Как пишет New York Times, в борьбе с терроризмом полезное вполне может быть совмещено с приятным. Газета приводит подробности биографии полковника Кассема Сейлеха. Пока он боролся с «Талибаном» в Афганистане, на родине его ждало более пятидесяти женщин, уверенных, что каждая из них v единственная невеста героя. Полковник знакомился с ними по Интернету, потом звонил по телефону, а с несколькими даже встретился. Предложение по большей части он делал тоже по телефону, причем столь романтично, что устоять было практически невозможно. В итоге женщины жаждут мести v не меньше, чем представители недобитого «Талибана». А случай между тем разбирается военным командованием. Непонятно, правда, нарушил ли полковник какой-нибудь закон или армейские правила.