будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Медленное чтение

Андрей ИЛЛАРИОНОВ: Действия государства в экономике не могут быть оптимальными

- Андрей Николаевич, как вы оцениваете снижение налоговой нагрузки, связанное с принятием второй части Налогового кодекса? Какую долю от ВВП она должна составлять в идеале? Каков ее уровень в странах с либеральной рыночной экономикой?

- Что даст принятие второй части Налогового кодекса, покажет практика. В то же время снижение подоходного налога, введение его единой ставки, а также социального налога и его регрессивной шкалы оцениваю положительно.
В 2000 году фактическая налоговая нагрузка на экономику не снизилась: сбор налогов ожидается на уровне 37-38 процентов ВВП. В предыдущие два года он составлял около 30 процентов. Какой должна быть налоговая нагрузка в идеале, зависит от особенностей страны и от целей, которые ставят перед собой власти. Если ставится задача максимизации темпов экономического роста, то оптимальной налоговой нагрузкой для такой страны, как Россия, является 15-17 процентов ВВП. В ряде стран, лидирующих по индексу экономической свободы (например, Гонконге), налоговая нагрузка в последние годы составляла 15-17 процентов ВВП, а в Китае - даже 13 процентов. Среднегодовые темпы экономического роста в Китае в последние 20 лет были на уровне, близком к 10 процентам, в Гонконге - около 6 процентов.

- Какую долю ВВП должны составлять бюджетные расходы на национальную оборону?

- Это тоже зависит от особенностей страны - ее международного положения, военно-политической ситуации. Есть страны, где военных расходов нет вообще, например Коста-Рика. В Японии военные расходы, согласно конституции страны, не могут превышать 1 процента от ВВП, в некоторых странах Ближнего Востока они достигают 20 процентов. Я бы оценивал необходимый уровень военных расходов не столько в процентах от ВВП, сколько в зависимости от ресурсообеспеченности одного военнослужащего. Мне нравится стратегический маневр, который был предпринят в последние 20 лет в Китае: расходы на оборону там были сокращены с 5 до 1 процента от ВВП, а ресурсообеспеченность одного военнослужащего выросла в четыре раза.

- Не занижены ли в проекте бюджета на 2001 год цены на нефть и доходы?

-- Не исключено, что в конце концов могут оказаться завышенными. В бюджет заложена цена на российскую нефть Urals в размере 21 доллара за баррель, а средняя цена нефти типа Brent, которая обычно процентов на 10-15 дороже Urals, за последнее десятилетие составляла 17-18 долларов. Никто не в состоянии предсказать, какими будут цены на нефть не только в следующем году, но даже через несколько месяцев. Пожалуй, можно безболезненно прогнозировать лишь общий долгосрочный тренд, а он, как видно из графика колебаний цен за последнее десятилетие, имел понижательный характер. За весь наблюдаемый период -- с 1860-х годов, когда началась добыча нефти в Пенсильвании, - тренд нефтяных цен имел отрицательный наклон. Это полностью соответствует общемировой закономерности снижения цен на сырьевые ресурсы относительно цен на товары с более высокой добавленной стоимостью.
Поскольку сейчас мировые цены на нефть близки к своему локальному пику, то в будущем следует ожидать их снижения. Кроме того, высокие цены позволяли компаниям инвестировать средства в добычу нефти, и в ближайшие месяцы ее предложение, очевидно, возрастет. С другой стороны, сейчас наблюдаются самые высокие за последнее десятилетие темпы роста мировой экономики. В следующем году ожидается их снижение, замедление деловой активности и сокращение спроса на нефть. Сокращение спроса в сочетании с увеличением предложения приведет к снижению цен. В таких условиях было бы разумно строить регулярный бюджет исходя из минимально возможной цены -- например, 10 долларов за баррель. Если же цены будут выше, то все дополнительные доходы от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа следовало бы направлять в специальный фонд, предназначенный прежде всего для погашения государственного долга.

-- Не является ли слишком консервативным макроэкономический прогноз правительства на 2001 год?

- Не думаю. Пьяный воздух свободы, как мы помним, сыграл с профессором Плейшнером злую шутку. Эйфория от высоких цен на нефть и дополнительных бюджетных доходов крайне опасна. Если произойдет снижение темпов роста мировой экономики, упадут цены на нефть, а налоговые изъятия останутся на существующем высоком уровне, то возникают очень серьезные сомнения по поводу тех темпов роста, которые сегодня заложены в бюджет.

- Надо ли вводить единую ставку импортной пошлины? Надо ли ограничивать экспорт высокими пошлинами?

- В принципе лучше обойтись вообще без импортных пошлин. Однако для начала я бы установил единую импортную ставку на уровне, скажем, 5 процентов, в крайнем случае - 10. Есть страны, где такая ставка составляет 1--2 процента, есть страны, где она равна нулю. Традиционное объяснение, будто бы пошлины сегодня нужны для защиты внутреннего рынка, не выдерживает критики. Эту роль сегодня в гораздо большей степени играет валютный курс. Единая ставка, во-первых, уменьшает масштабы коррупции, во-вторых, не дает каких-либо преимуществ отдельным отраслям. В таких условиях быстрее будут развиваться наиболее эффективные отрасли, а менее эффективные будут испытывать наиболее жесткую конкуренцию. Условия борьбы на рынке должны быть равными для всех - конечно же, если ставится задача повышения эффективности национального производства.
Что касается экспортных пошлин, то в принципе их тоже не должно быть. Однако если страна является монопольным производителем каких-то товаров или же в цене товаров значительную долю составляет мировая рента, то такие товары можно облагать экспортными пошлинами.

- Надо ли снять ограничения с тарифов на электроэнергию и топливо? Нужны ли обязательные задания по поставке на внутренний рынок нефти и мазута?

- Снимать ограничения с тарифов надо, но сначала необходимо демонополизировать ТЭК. Либерализация монополизированного рынка может привести к очень тяжелым последствиям. Что же касается задания на обязательные поставки, то они наносят огромный вред с точки зрения эффективности национальной экономики. Искусственное ограничение экспорта является атавизмом плановой экономики, мерой из ледникового периода, ничего общего с рыночной экономикой не имеющей. К большому сожалению, инициатором таких мер выступило РАО "ЕЭС России".

- Являются ли оптимальными действия государства на валютном рынке? В частности, как вы оцениваете требование обязательной продажи 75 процентов валютной выручки экспортеров?

- Экономические действия государства по определению ни на каком рынке никогда не могут быть оптимальными. В экономике Парето (Вильфредо Парето - итальянский экономист, автор теории оптимизации. - Ред.) оптимальными могут быть действия лишь частного сектора.
Что же касается российского валютного рынка, то он не только не либерализован, но и крайне зарегулирован и посему чрезвычайно неэффективен. В отличие от него, валютная политика последнего года была достаточно приемлемой -- настолько, насколько она вообще может быть приемлемой при системе Центрального банка.

- Что вы имеете в виду?

- То, что является совершенно очевидным - сама система Центрального банка провоцирует денежно-валютную сферу на постоянное воспроизводство кризисов. Наличие Центрального банка - это встроенный механизм повторяющихся кризисов. Как известно, центральные банки появились сравнительно недавно - в XIX--XX веках, к тому же они есть далеко не во всех странах.
Что касается обязательной продажи 75 процентов валютной выручки экспортеров, то неадекватность этой меры настолько очевидна, что нет смысла ее комментировать.

- Денежная масса растет в текущем году гораздо быстрее, чем предусмотрено Основными направлениями денежно-кредитной политики. Как вы оцениваете такие шаги Центробанка?

- Денежная масса растет, поскольку Центробанк покупает валюту на рынке. Я думаю, это правильно, потому что иначе валютный курс сильно вырос бы. Однако следует обратить внимание на то, что, хотя некоторое ускорение инфляции неизбежно, кризис в ближайшее время, очевидно, не грозит, поскольку даже значительное увеличение денежной базы на 100 процентов обеспечено валютой, приобретенной Центробанком.

- В бюджете на 2001 год в качестве источника доходов предусмотрено получение внешних займов. Надо ли России брать новые зарубежные кредиты?

- Внешние кредиты вредят российской экономике. У нас нет проблемы нехватки средств. Россия является страной с переизбытком финансовых ресурсов. Наоборот, существует огромная проблема неэффективного использования имеющихся средств. Зарубежные займы не только увеличивают наш внешний долг -- они усиливают коррупцию, разлагают и власти, и общество.

- Должен ли Земельный кодекс разрешить продажу сельхозугодий?

- Этот вопрос относится к разряду вопросов типа надо ли чистить зубы. Для людей старше десяти лет такого вопроса не существует.

- Однако 30 процентов населения против этой меры.

- Ну, если кто-то не хочет продавать или покупать сельхозугодья, то пусть не покупает и не продает.

- В статье "Российский потемкинский капитализм" вы утверждаете, что российскую экономику в последнее десятилетие губили не либеральные рыночные реформы, а их отсутствие. А сейчас в нашей стране уже проводится либеральная рыночная политика?

- Пока нет. По уровню экономической свободы Россия сегодня занимает 93-е место среди 123 стран мира.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).