будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Медленное чтение

Анонс газеты "Известия" за 17.10.03

Гуд бай, Ичкерия! За две войны чеченские дети забыли русский язык и научились молчать

Юридическое оформление Чечни закончилось. У нее появились президент, конституция, идеология и даже планы на будущее. Как изменилось чеченское общество за две войны? На каком языке говорит, кого числит в героях? Корреспондент "Известий" встретился с детьми, которые отродясь не видели мирной жизни. Многие из них почти забыли русский язык. И еще не знают, как относиться к персонажам своей новейшей истории.

"Сады, которых я не помню..."


"Гуд бай, Ичкерия" - выведено на заборе 4-й школы города Гудермеса. Рядом нарисовано сердце, пронзенное стрелой. Перед президентскими выборами школу, где располагались два участка для голосования, сожгли. Пятеро в масках с оружием явились ночью. Прошли школьными коридорами. Сорвали шторы, доски почета, стенгазеты, стенды. Облили бензином, чиркнули спичкой. Двери в кабинеты взламывать не стали. Сторожу под страхом смерти запретили вызывать пожарных, пока школа не сгорит. Сгорели только коридоры. Их заново оштукатурили и выкрасили за неделю. Ради детей. И чтоб выборы не сорвать. Специально для избирателей оставили на полу незакрашенные тропинки.

Из школьного сочинения "Моя республика" Асламбека Эдисултанова, 1991 года рождения, средняя школа ¦ 7, Грозный:


"Три года в Чечне шла война. До сих пор мы и многие чеченцы живут в Ингушетии. А многие уехали в заграницу. Есть очень много чеченцев, у которого пропало все. Раньше Чечня была красивая. Везде вся зеленая. Люди дышали чистым воздухом. Но теперь Чечню не узнать. Она стала совсем неисправима, стоит в руине..."


- Когда я училась, в нашем классе было 28 человек, из них 16 русских, - вспоминает Луиза Такаева, молодая учительница начальных классов средней школы ¦ 4 города Гудермеса. - Чечены и русские общались между собой, и это развивало их речь. А еще тогда были детские сады и пионерские лагеря. Но с 1991 года дети все время находятся дома. И никто ими не занимается. Они вырастают недоразвитые, и речь у них бедная. Сейчас у меня в классе 26 детей - и все чечены. Они плохо понимают русский язык. А пишут на нем, как на иностранном.

Из сочинения "Как я провела лето" Элизы Тутаевой, 1991 года рождения, средняя школа ¦ 7, Грозный:


"Я поехала в село. В селе мы пошли в сад. В саду я ела яблоки. Мы все пошли на речку. Вода была теплая. Вечером ели семечки и чипсы. Пили пепси. Смотрели клипы. Утром мы подметали. В обед играли на компьютере. Мне очень понравилось в селе. Я приехала домой. Дома я читала и писала. Мне поскорее хотелось в школу".


В сочинениях куча ошибок. Многие не исправлены. Под текстами - неизменная пятерка.

- Мы им скидку делаем, - объясняет учительница 4-й школы Зара Эсханова. - Жалеем. Дети сами писали, мысли высказывали, делились, сочиняли, говорили свою правду. Для девочки-нацменки такое логическое изложение - уже здорово.

Из сочинения "Мой город - Грозный" Румиссы Назаровой, 1989 года рождения, средняя школа ¦ 7, Грозный:


"Был яркий день. На цветы, на играющих в них детей, на широкие проспекты роняло солнце свои лучи. Оно светило и удивлялось как быстро разрастался и благоустраивался город. Это был Грозный. Но это было давно.

В марте 2000 года я шла пешком с окраины к развалинам своего дома через весь мертвый город. Солнце робко глядело сквозь тучи, не узнавая этих мест. Это было вчера.

Сегодня город начинает оживать. И хотя это оживание еле заметно, я верю, что наступит день и возродятся сады и скверы, которых я не помню. Но о которых так много рассказывает моя мама. И я смогу посетить аттракционы в парке имени Кирова, залы великого здания библиотеки имени Чехова, возродятся и станут еще краше здания нашего университета, нефтяного и педагогического институтов, восстановятся наши мосты через Сунжу, воды которой станут прозрачными. И я увижу памятники Лермонтову М.Ю., Полежаеву А. Н., Чехову А.П. И солнце будет улыбаться моему городу с безоблачного мирного неба".


Тридцатипятилетняя Марина Хамзатова покупает в Хасавюрте ведра, тазы, посуду и торгует всем этим возле своего дома в Грозном. В едва оживающем городе хозтовар Марины пользуется спросом. Чеченец лет пятидесяти останавливается возле лотка.

- Вот это сколько стоит? - спрашивает он.

- Блюдце? Пять рублей.

- Ты хорошо говоришь по-русски, - улыбается мужчина. - Блюдце! Это слово теперь не всякий скажет. Далеко не всякий.

"Я знаю, что это неправда..."


Грозненская школа ¦ 7 на улице Первомайской - образцовая. Стоит на виду, полностью восстановлена. Над входом красный транспарант "Добро пожаловать!". Но главный вход закрыт на всякий случай. Ученики заходят со двора.

- Они все видят и все понимают, - говорит Раиса Абдулаева, завуч по воспитательной работе. - С ними трудно. И некого привести детям в пример. Кругом одно лицемерие.

- Вам часто приходится врать?

- Врать я не вру. Я молчу или говорю: "Не знаю, ребята". Вот прошли выборы. Утром объявили результаты. Дети смеются. "Раиса Абдулкагировна, это правда?". Я знаю, что это неправда. Многие вообще не ходили голосовать. И я говорю детям: "Не знаю, ребята. Не знаю, как это происходит. Что там у них за техника такая". Первого сентября мы провели уроки мира. Объясняли, что такое толерантность. Говорили, что все мы братья и сестры и должны терпимо относиться друг к другу. Но всегда находился кто-нибудь, который говорил: "Что ж теперь молча смотреть, когда нас убивают? Попадись они мне, уж я бы им показал!". И мы стараемся не думать о таких вещах - о надутых цифрах, обмане. Потому что тут два выхода - или закрывать на это глаза, или бороться. А бороться уже нет сил. И мы закрываем глаза. Мы ждали, что после референдума сбудется что-то обещанное. И если смотреть поверхностно, все сбывается. Побелены центральные улицы, отремонтированы некоторые дома. Но мы, местные, знаем и другое. Чечня не такая великая страна, люди на виду, и если что-то случается, то знают все. Об убийствах и похищениях сообщают выборочно, но нам хватает и этого. От безоружных людей ничего не зависит.

Раиса Абдулаева работает в школе 25 лет. Учила детей и при Дудаеве, и при Масхадове.

- И тогда воспитание детей никого не волновало. Учителя по инерции продолжали говорить то же, что и при СССР. И в пример приводили тех же людей, что и раньше. Благо на этот случай у нас под рукой всегда есть герои Великой Отечественной войны. Одно время при Масхадове ваххабиты все-таки полезли в народное образование. Разделили девочек и мальчиков. Заставляли девочек надевать платки. Наша школа на виду, из муфтията часто заходили. Сказали, если косынки не наденете, то директора снимем. Вот я и просила их: "Девочки, завтра ожидается комиссия, принесите платки". С утра они в них сидят как монашки, а к обеду эти косынки или на шее, или в портфеле. Сама я ни разу не надела. И никто бы меня не заставил. У меня свекор при Брежневе первым секретарем Шатойского райкома партии работал. Какая косынка!

В 1998 году на встречу с учениками 7-й школы приходил министр обороны Ичкерии Магомед Хамбиев, ныне уже покойный.

- Когда в августе 96-го боевики вошли в Грозный, Хамбиев со своим отрядом занял именно нашу школу, - рассказывает Раиса Абдулаева. - А в 98-м его племянник у нас учился. Уговорил дядю выступить. Хамбиев пришел. Маленький такой. Долго рассказывал о своих подвигах. Дети слушали внимательно, вопросы задавали. Сколько вы танков подбили, да где засада была. Обычные детские вопросы. Конечно, он был для них героем. Человек с ружьем, добывший свободу. Одной охраны человек десять. Детям это нравится...

...А теперь нам в департаменте объявили, что пора возрождать детские организации. Что-то вроде октябрят и пионеров, только на новый лад. Сейчас создают по школам всякие "Искорки", "Звездочки". Опять девизы себе взяли: "Миру мир, войны не нужно, мы отряд назвали дружба!" Первоклассников еще можно чему-то научить. Делать что-то вместе, одеваться одинаково. А те, кому лет 12-13, уже не поддадутся никаким организациям. Упущенное поколение. Нам нечем их удивить. Они все видели. Будем выезжать на непреходящих ценностях - милосердие, терпимость, честность. А примеров для подражания в современной Чечне нет.

"Герой - с русскими воевал..."


Директор школы Хамзат Кукаев заводит меня в седьмой класс. За партами человек двадцать.

- Садитесь, дети, - говорит Хамзат Хасанович. - Сейчас корреспондент задаст вам один вопрос. Спокойно его выслушайте и не торопясь отвечайте. И подумайте, прежде чем говорить!

На вопрос, кого вы знаете из героев-чеченцев, дети отвечают кратко.

- Зелимхан. Боролся, воевал. Уже погиб.

Имеется в виду Зелимхан Харачоевский. Знаменитый разбойник, специализировавшийся на убийствах русских офицеров и чиновников российской администрации в конце позапрошлого века. Убит русскими военными в 1913 году.

- Асламбек Шарипов. Воевал, боролся.

А это официальный герой Гражданской войны. Воевал за красных.

- Ханпаша Нурадилов! Убил 920 фашистов.

Нурадилов - Герой Советского Союза, погиб под Сталинградом.

- Байсонгур. Очень хорошо саблей махал.

Байсонгур Беноевский, приближенный имама Шамиля, прославившийся в XIX веке на войне с Россией.

Больше они никого не назвали. Пришлось задавать наводящие вопросы:

- Ямадаев - герой?

- Который из пятерых?

- Джабраил.

- По-моему, герой, - говорит мальчик в очках. - Хорошо с русскими воевал. Защищал свою родину.

Джабраил Ямадаев действительно воевал с русскими в первую кампанию, но Героя России получил этой весной посмертно уже как командир спецназа, воюющего на стороне федеральных сил.

За Шамиля Басаева подняли руки пять мальчиков и девочка. Против - шесть мальчиков и три девочки.

- А Кадыров - герой?

- Нет! - восторженно заорали все.

Впрочем Ахмат-хаджи 7-ю образцовую школу тоже недолюбливает. Из-за здешнего завуча Зульфии Гадамаури. В январе школу посетил лорд Джадд, и Зульфия Хамидовна заявила ему при журналистах, что Кадыров не пользуется доверием населения.

- Что тут началось, - вспоминает Раиса Абдулаева. - Кадырову немедленно доложили, он вызвал на ковер министра образования Лему Дадаева. Я, сказал, школам помогаю, а у вас учителя такое говорят. Зульфия пришла к министру и говорит: "Может, я не там хожу и не с теми разговариваю, но я еще ни разу не встречала человека, который бы доверял Кадырову. Он даже внешне не подходит на эту должность. Могу я его не любить, в конце концов?!"

Из сочинения "Моя школа" Саиды Албастовой, 1991 г.р., СШ ¦ 7, Грозный:


"Когда началась война мы уехали в село и не учились там. А оттуда мы уехали в Москву, а потом в Ингушетию. И мама всегда говорила: "Мы скоро поедем в Грозный!" А я знала, что в Грозном все разрушено. Мама говорила, что в Грозном очень хорошая школа с красивыми классами. Но я так не думала. Приехав, я увидела разрушенную 41-ю гимназию и спросила у мамы: "Я буду здесь учиться?" - "Нет, конечно, - ответила мама. - Ты будешь учиться в 7-й школе". Я сказала: "Пойдем, посмотрим". Школа оказалась лучше чем я думала. Я задумалась: "А учителя здесь хорошие?" Наступило 1-е сентября. Все стояли по линейке. Я познакомилась с девочками и с классным руководителем. На следующий день я познакомилась с завучем Зульфией Хамидовной. Она оказалась лучше всех".


Встретиться с "самой лучшей" Зульфией Хамидовной Гадамаури не удалось. Она в отпуске. Оформляет бумаги на эмиграцию в Норвегию.

P.S.

Из сочинения "Классная красивая школа" Шахризады Адуевой, 1991 г.р., СШ ¦ 7, Грозный:


"После ужасов страшных войн мне не довелось учиться в красивой восстановленной школе. С первого класса, отдавая каждый год деньги, я надеялась, что школа как-нибудь изменится. Но с каждым годом она выглядела все хуже. Увидев новую красивую школу, где прежде никогда не училась, я обрадовалась. Спасибо всем, кто подал нам руку помощи. Я надеюсь, что наш город тоже будет восстановлен. Если мы не увидели счастливого детства, то пусть хотя бы увидим красивую юность, а молодежь - спокойную старость".


Странное соседство. Путин заверил мусульман в отсутствии исламофобии


"Во имя Аллаха, милостивого и милосердного" - с этой формулы начинали свои речи все участники саммита Организации Исламская конференция (ОИК), прошедшего вчера в малайзийской столице. Исключение одно - Владимир Путин. Он этот церемониал счел все же излишним. Статуса наблюдателя в ОИК Россия не получила, зато сама Организация, преисполненная негодования из-за "фактов атак на мусульман" и "попыток группы стран навязать свое господство", по крайней мере на один день получила поддержку со стороны российского президента.

Премьер-министр Малайзии Мохамад Махатхир после 22 лет бессменного и фактически единоличного правления уходит в отставку. То, что вчера происходило в Путраджайе, новой административной столице Малайзии, "городе без заборов", - его прощальный аккорд: премьером ему осталось быть ровно две недели.

В Международном конгресс-центре Путраджайи - весь цвет арабского мира. "Нас 50 стран из 180 существующих, у нас самые большие нефтяные запасы", - периодически повторял с трибуны Махатхир, объясняя силу ОИК. Нефтяные шейхи с масляными улыбками жали друг другу руки, лидеры стран попроще смотрели на них с оттенком зависти. А все речи, помимо обращения к Аллаху, начинались еще и витиеватым "Ваши величества, ваши высочества, дамы и господа..."

На этом фоне появление Путина в зале заседаний саммита прошло почти незамеченным. Даже когда эмир Катара шейх Хамад аль Тани, взявший слово первым, представил Путина в качестве почетного гостя, телекамеры, ведущие прямую трансляцию, не смогли его найти. Что, возможно, к лучшему - некоторые вещи для президентов спокойнее слушать, будучи сторонними наблюдателями.

"Мы должны решить, как остановить бойню, которую ведет наш враг", - говорил Махатхир, в получасовой речи которого слово "враг" встречалось так же часто, как и "ислам". "Нам нужны ракеты, танки, бомбы для нашей защиты, но мы не можем производить их сами и покупаем оружие у наших врагов", - страстно произносил он. Россию Махатхир в виду не имел (недавно была заключена сделка по закупке российских "Су" почти на миллиард долларов), но так как враги не были названы поименно, понять его при желании можно было по-всякому.

На краски не скупился никто из лидеров ОИК. Мусульманский мир находится в угнетенном положении, считают они, особенно некоторые его части. "Нас 1 миллиард 300 миллионов человек, а евреев всего несколько миллионов, так неужели мы не победим?" - раздавалось с трибуны (ОИК в число своих целей ставит "освобождение оккупированных палестинских территорий", и, например, израильским гражданам запрещен въезд на территорию Малайзии). Призывали друг друга к действиям: "Неужели Аллах хочет, чтобы мы сидели и ждали загробной жизни, где наступит процветание?" Когда накал страстей зашкаливал, его пытались сдерживать сами ораторы: "Но только давайте не поддаваться озлобленности, так мы ничего не решим".

78-летний Махатхир, расставшись с премьерством, станет председателем ОИК и тем самым - одной из самых влиятельных персон в мусульманском мире. Он уверен, что Организацию надо реформировать: ОИК действует громко, но не слишком эффективно. В Путраджайе говорили, например, о том, что вместо слов о страданиях иракского народа мусульманские страны могли бы стать частью международных сил по поддержанию мира в Ираке. Условие одно, проистекающее из той же теории врага: эти силы должны действовать строго под эгидой ООН.

Путину предоставили слово в финале пленарного заседания. Реагировать на все услышанное он по понятным причинам не стал. Но собравшимся в зале особенно понравились сведения о многократно увеличившемся количестве российских мечетей (последовали бурные аплодисменты) и фраза "Терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией" (аналогичная реакция).

История России, говорил Путин, опровергает представления о непреодолимом конфликте между цивилизациями, "Россия как евроазиатская страна перемешана с мусульманским миром". Его правоту должен был проиллюстрировать состав российской делегации: президент Чечни Ахмат Кадыров, президент Башкирии Муртаза Рахимов, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин и глава Минимущества Фарит Газизуллин. Попытки спровоцировать исламофобию в России полностью провалились, заверил Путин членов ОИК.

Впрочем, отвечать на немой вопрос мусульманских лидеров - кто кому друг, а кто не очень - все же пришлось. Для этого Путин использовал слегка двусмысленные аналогии: "В XX веке наша страна оказывала поддержку многим государствам, присутствующим здесь, в том числе и в их борьбе за независимость. Думаю, теперь совместными усилиями мы сможем противостоять появлению новых разделительных линий". Еще один ответ, пока не столь вербальный - интервью катарскому каналу "Аль-Джазира", которое, как предполагается, выйдет в эфир сегодня.

Разговор о получении Россией статуса наблюдателя при ОИК в Путраджайе не шел. Малайзийские газеты пишут, что некоторые страны ОИК выступают против сближения с Россией (и по геополитическим соображениям, и из-за "проблем с мусульманскими меньшинствами"). Путин на саммит приезжал в качестве гостя страны-устроительницы, объяснял министр иностранных дел Малайзии Сайед Хамид Албар, так что с процедурной точки зрения все прошло корректно. И для той и для другой стороны.

От редакции: Космос за Великой Китайской стеной.


Вчера в пустынях Внутренней Монголии победоносно завершился космический полет первого китайского тайконавта Ян Ливея, имя которого золотыми буквами будет навсегда вписано в историю Китая. Для Китая выход в космос - это огромный шаг. Но насколько велик китайский успех для человечества?

Если считать выразителем наших глубинных чаяний фольклор и таинственного происхождения анекдоты, надо признать, что китайцы и космос связаны в нашем архетипическом сознании неразрывно. Если возникал анекдот про космос, почти неизменно в нем присутствовали китайцы. Вариантов много: американцы на Луне встретили китайцев, которые вставали друг другу на плечи. И китайцы (видимо, уже другие) вывели спутник на ошибочную орбиту, потому что не в ту секунду в десятимиллионном количестве спрыгнули на досочку. И надорвались всем народом, когда рогатку со спутником натягивали...

Но Китай уже в космосе - и это не пекинская "утка". Отныне анекдоты станут анахронизмом и бесславно умрут. Китай безо всяких китайских предупреждений стал третьей после России и США державой, способной своими силами вывести человека в космос. Для этого Китаю понадобилось значительно меньше беспилотных попыток, чем США и даже СССР, где вопросы безопасности исторически не стояли на первом месте.

До космического прыжка Китая в космосе побывали представители 32 стран. Космонавтов из СССР и России набралось 98 человек. Американцев было больше - 271 человек, в том числе 3 астронавта, которых можно считать этническими китайцами. Работающий сейчас на международной станции Эдвард Лу тоже имеет китайские корни. И это символично: 15 октября 2003 года стало первым днем в истории цивилизации, когда среди летающих космонавтов преобладали китайцы.

С выходом Китая на орбиту началась новая космическая эра - стоит подвести черту под достигнутыми человечеством рекордами. По длительности одного полета рекордсменом является врач Валерий Поляков, который провел на станции "Мир" почти 438 суток. По посещаемости впереди опять же наш "Мир", на котором побывали 105 человек, а на международной станции пока работало 100 человек. Больше всех в космосе провел Сергей Авдеев - 747,5 сут. В открытый космос выходило 149 человек, из них 93 американца и 46 космонавтов из нашей страны. Дольше всех за бортом работали Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс - 9 часов, хотя по количеству выходов впереди наш Анатолий Соловьев - 7 раз.

Не исключено, что теперь все эти достижения будут сметены страной, которая вступила на великий космический путь. В соответствии с исторической традицией Китаю помощники не нужны, ни в какие кооперации он вступать не намерен. И покорять космос будет, отгородившись от всего мира Великой Китайской стеной.

На этом пути Китай уже обозначил вехи в строгой хронологической привязке. Орбитальная станция, беспилотная экспедиция на Луну, потом, естественно, пилотируемая и далее, без остановок, - на Марс. Если учесть, с каким ускорением развивается китайская экономика и какое внимание в Поднебесной уделяется научным исследованиям, есть веские основания считать, что третья космическая держава опередит две первые, где наблюдается очевидная усталость от дорогостоящих и небезопасных космических программ. Китайцы с умом используют наш космический опыт, а мы, напротив, глупо используем свой собственный.

В принципе, чем больше стран работают в космосе, тем лучше. У китайцев совсем не такой менталитет, как у прочих работающих в космосе народов. Китайцы взглянут на космос по-своему, в мире возникнет еще один, как выражаются культурологи, центр совершенства. И поэтому человечеству достижения Китая на далеких орбитах, без сомнения, пойдут на пользу.

Одно плохо. В невесомости усовершенствовать китайские боевые искусства - всякие там ушу и шаолиньские практики - не получится. Зато появятся новые китайские церемонии.

С чистого листа. Американцы отредактировали старые иракские учебники


Первые после свержения Саддама Хусейна учебники, подготовленные новым Министерством образования Ирака, поступили в школы. Чиновникам понадобилось несколько месяцев напряженного труда, чтобы полностью убрать из книг любое упоминание диктатора.

Ссылок на Саддама в учебниках было множество - к месту и (как правило) не к месту. При изучении таблицы умножения школьники подсчитывали количество "виртуально" сбитых над Ираком - по приказу, естественно, Саддама - американских самолетов и погибших летчиков. В младших классах на занятиях по родному языку дети учились по слогам писать: "Мы любим Саддама". А старшеклассники клялись "стать солдатами, защищать границы Ирака, носить оружие и маршировать".

На уроках истории школьники узнавали, что все войны, которые вела страна, "были справедливыми и заканчивались полной победой Хусейна". Выступления Саддама, в которых он прямо или косвенно упоминал законы природы, изучались в сборниках по физике.

Не обошло патриотическое воспитание даже такой "аполитичный" предмет, как биология. Из "просаддамовских" учебников любому ребенку становилось понятно, что именно Хусейну страна обязана появлением антибактериального мыла и многих лекарств.

Впрочем, существовали и другие "мелочи", на которых строилось патриотическое воспитание школьников. Когда преподаватель входил в класс, дети должны были вставать со словами: "Долгой тебе жизни, наш лидер Саддам Хусейн". А садясь, так же хором продолжать: "Долгой тебе жизни, партия Баас". На уроках физкультуры школьники скандировали: "Буш, Буш, мы все любим Саддама". Церемония подъема флага в учебных заведениях сопровождалась обязательным исполнением патриотических песен и стрельбой из автомата.

"Эта стрельба постоянно пугала девочек из младших классов, - вспоминает учительница Видад аль Атия, - но в прошлом году нам повезло: автомат сломался".

Одним из самых серьезных "грехов", который карался по всей строгости партийных законов, были детские рисунки в учебниках, сделанные на портретах главы государства: многие школьники не могли удержаться от соблазна раскрасить у властителя Ирака его знаменитые усы. Преподаватели вспоминают немало случаев, когда родителей таких учеников обвиняли в "неумении привить уважение к руководителям страны", вызывали на партсобрания, увольняли с работы и даже угрожали тюрьмой. "Мы хотим, чтобы в новом учебном году школьники поняли: дни страха остались в прошлом", - объяснил смысл внесенных в учебники поправок советник Министерства образования Ирака Фуад Хусейн.

Изменения коснулись 560 изданных при Саддаме книг и пособий. Но американцы не собираются останавливаться на достигнутом. К 2005 году они планируют, совместно с Министерством образования Ирака, подготовить абсолютно новую учебную литературу, "с учетом ситуации в стране". При проведении этой работы Вашингтон обещает "соблюдать правила политкорректности", а также привлечь к ней "различные политические движения Ирака".

"Известия" уже не раз писали о том, как понимают "политкорректность" в США. "Никого не обидеть" - вот главный принцип издаваемой в Америке литературы для школьников. В результате на свет появляются книги, лишенные наглядных примеров, а зачастую и исторической точности. В сборнике "Полиция языка", выпущенном в США, приводятся слова, употребление которых по разным причинам запрещено в американских учебниках. Так, по мнению издателей, слово "красотка" может вызвать недовольство феминисток, упоминание "глухоты" - обидит инвалидов, а "старик" - означает "предубеждение автора против возрастной группы".

Не приведет ли борьба с "вездесущим" Хусейном к американизации иракских учебников? Этот вопрос волнует сегодня многих в "освобожденной от диктатуры" стране.

Семейные узники. В Карелии малолетних преступников перевоспитывают вместе с их родителями


В Карелии начался уникальный для России проект по социальной адаптации малолетних преступников. Администрация петрозаводской спецшколы решила, что вернуть "трудных" подростков к нормальной жизни можно только вместе с их "трудными" родителями. Сейчас по примеру соседней Финляндии мамы и папы отправляются жить в спецшколу, где преодолевают психологические трудности в воспитании своих детей.

Алексей УККОНЕ, корреспондент РИА "Новости" - специально для "Известий"


В дверь позвонили. На пороге стоял незнакомый высокий молодой человек и смущенно поглядывал на открывшую ему дверь женщину. Она недоуменно, явно не узнавая, разглядывала юношу.

- Мама, это я!

Последний раз они виделись четыре года назад, когда 11-летнего Сергея переводили из детдома в их родном поселке в петрозаводскую спецшколу в наказание за постоянное воровство. С тех пор мать ни разу не навестила сына, но он ее не винил. На руках у нее остались младшие сестра и брат, работы не было, а поселок, в котором они живут, находится почти за тысячу километров от Петрозаводска - расходы на поездку ей не по карману. Разлука Сергею далась тяжело, в последний год он уже был на грани срыва. И вдруг перед летними каникулами ему сообщили невероятную весть: он не только увидит родных, но и сможет остаться у них жить на несколько недель.

Месяц в родном доме пролетел как один день. Сергей ходил на рыбалку, встречался со старыми друзьями. Правда, он был обязан регулярно отмечаться в районной комиссии по делам несовершеннолетних, но это мелочи. Тяжелее было видеть холодность матери, для которой свалившийся на голову сын оказался обузой.

Однако теперь у Сергея и других 37 воспитанников петрозаводской спецшколы появилась надежда. Поездки домой на каникулах - лишь малая часть международного проекта, начатого при поддержке нескольких общественных организаций Карелии и Финляндии.

- Благодаря этому проекту мы впервые увиделись за год после его поступления в спецшколу, - говорит Светлана Муравьева, мама одного из воспитанников спецшколы. - Мальчик сложный, и я с ним не справлялась. На его счету несколько краж и угонов автомобилей. Нам очень помогли занятия с психологом, я по-новому взглянула на своего сына, мы стали более дружны с ним. Надеюсь, это поможет нам, когда он вернется домой, изменить нашу жизнь.

- Главная цель проекта - наставить "на путь исправления" семьи малолетних преступников, создать в них атмосферу, в которой у детей пропадет желание совершать новые преступления, - пояснила "Известиям" руководитель проекта с финской стороны Элла Лазарева. - За основу взят опыт Финляндии. Там работа с семьей начинается сразу, как только ребенок попадает в спецшколу. С детьми и их родителями проводятся специальные тренинги, курсы интенсивной терапии, во время которых они учатся находить контакт друг с другом, решать свои собственные психологические проблемы, принимать совместные решения, уважать мнение друг друга. По сути, они заново учатся жить друг с другом. Такой курс уже прошел в петрозаводской спецшколе. Результаты поразительные. Дети, которые были агрессивны, стали мягче, робкие приобрели большую уверенность. Кроме того, проводятся специальные тренинги, чтобы дать детям навыки, которые им потребуются после выхода из спецшколы. Например, они учатся пользоваться общественным транспортом, оплачивать счета в банке. Это первый шаг к преодолению тех проблем, которые могут помешать им вернуться к нормальной жизни.

О таком карельские родители до сих пор даже не думали. Большинство не могли просто приехать навестить детей. Теперь благодаря помощи финского частного фонда они приезжают бесплатно и даже могут жить некоторое время в специально оборудованном помещении на территории спецшколы. Из средств фонда оплачиваются и поездки детей домой на каникулы, многочисленные экскурсии в музеи, походы и пикники, о которых воспитанники подобных закрытых учреждений в России могут только мечтать.

Правда, случается, что вырвавшийся на свободу подросток отказывается возвращаться обратно, тогда за ним посылают воспитателей. Иногда кто-нибудь побьет стекла в старой школе, из которой его выперли как "трудновоспитуемого", или устроит драку. Но до серьезных эксцессов дело не доходит. Иначе в следующий раз каникул буяну не видать.

Однако через два года финансирование проекта прекратится, и что будет дальше, его организаторы пока не знают. По мнению представителей Министерства образования Карелии, необходимо изменить всю систему реабилитации малолетних преступников после их выхода на свободу. В Финляндии ими занимаются специальные социальные бюро. Они заботятся о том, чтобы подростки продолжили образование, нашли работу, получили жилье. В России формально эти функции лежат на комиссиях по делам несовершеннолетних, но они далеко не всегда их выполняют.

- Комиссии умеют наказывать и контролировать, но не способны создать систему реабилитационных услуг, - говорит начальник отдела Министерства образования Карелии Галина Григорьева. - В результате ребенок после спецшколы совершает новое преступление. Все инспекторы должны пройти курсы повышения квалификации. В рамках проекта для них будет несколько семинаров. И, конечно, нужны изменения законодательстве, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Финские инициаторы проекта из организации "Наши общие дети" рассчитывают использовать опыт работы с петрозаводской спецшколой в российских колониях для несовершеннолетних. В Карелии такого учреждения нет, поэтому обсуждается возможность участия других регионов. Но сделать это будет сложнее. Колонии в отличие от спецшкол подчиняются не Минобразованию, а Минюсту и управлениям исполнения наказания. Такие вольности, как каникулы, а тем более еженедельные выходные для преступников, в России пока в диковинку.

Полин БАРЕТ-РИД, директор Бюро Международной организации труда в Москве: ?Экономический рост не гарантирует исчезновения бедности?


Сегодня - Международный день борьбы с бедностью. Учредив его 9 лет назад, ООН планировала привлечь внимание всех стран к проблеме бедности. По разным оценкам, к бедным в России относится от 10 до 70 процентов населения. О том, как уменьшить их число, директор Бюро Международной организации труда (МОТ) в Москве Полин БАРЕТ-РИД рассказала корреспонденту "Известий"

- Госпожа Барет, что такое "бедность" в понимании МОТ?


- Самый простой критерий бедности - доход 1-2 доллара на человека в день. Некоторые агентства ООН используют более сложные показатели - например, индекс развития человеческого потенциала. Он рассчитывается на основе трех компонентов: продолжительности жизни, уровня образования и дохода. Этот индекс отражает качество жизни людей. Мы придерживаемся точки зрения, что в России к бедным можно отнести примерно 1/3 населения. Действительно, разные источники называют разные цифры, но я думаю, что самое главное - это общая тенденция. При всех различиях данных Госкомстата и, например, Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения нельзя сказать, что они говорят о противоположных тенденциях. Сейчас в России происходит экономический рост, следовательно, растут заработные платы и бедность сокращается - об этом говорят все исследователи. Однако следует обратить внимание на рост разницы в доходах. Плодами экономического роста в большей степени пользуются более обеспеченные слои, и темп роста их благосостояния выше, чем у бедных. Проблема заключается в том, что большая часть социальных льгот устроена так называемым регрессивным способом, то есть большая часть денег или натуральных выплат достается обеспеченным. Например, льготы на лекарства, которые получают люди, страдающие определенными заболеваниями. Допустим, вы имеете право на 50-процентную скидку на лекарства. Если у вас есть остальные 50 процентов - вы лекарство покупаете. Если нет - вы не покупаете его совсем, несмотря на эту скидку.

- Кто в России относится к бедным?


- Традиционно к группам, подверженным наибольшему риску попасть в категорию "бедных", относятся дети, неполные и многодетные семьи, одинокие пенсионеры старших возрастов, семьи, где есть инвалиды, беженцы и вынужденные переселенцы. Однако в последние 10 лет в России появились так называемые "новые бедные". Это полные семьи с 1-2 детьми. Более половины таких семей относятся к бедным, а у 18 процентов располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума в 2 раза.

- Феномен "работающих бедных"- исключительно российский?


- Нет, в моей родной стране - Великобритании - тоже очень остро стоит проблема работающих бедных, правда, у них там совсем другой социальный профиль. Часто до уплаты налогов работающие бедные находятся чуть-чуть выше уровня прожиточного минимума, после - опускаются ниже этой черты. В таком случае, может быть, имеет смысл пересмотреть систему налогообложения.

- Какие еще меры борьбы с бедностью предлагает МОТ?


- Международная организация труда убеждена, что спасти человека от бедности может только работа. Социальная помощь не может коренным образом улучшить ситуацию. Об этом говорится в докладе "Труд как средство борьбы с бедностью", который МОТ представила этим летом. Необходимо стимулировать те секторы экономики, которые способны дать быстрое увеличение рабочих мест при минимальном вложении капитала, - малый бизнес, легкую, пищевую промышленность, промышленность стройматериалов, "ремонтные составляющие" машиностроения.

- Но мы уже говорили о том, что из бедности не могут выбраться даже работающие люди, в частности бюджетники.


- Недавно в Москве проходил семинар по совершенствованию служб занятости, на котором прозвучала, на мой взгляд, очень правильная фраза: если увеличить зарплату бюджетникам, то и вся государственная машина будет работать более эффективно, а это, в свою очередь, отразится на общей ситуации в государстве.

- Откуда государству взять деньги на повышение зарплаты?


- Вы знаете, ни в одном государстве не бывает достаточно денег на социальные программы. И даже экономический рост не приводит автоматически к исчезновению бедности. Здесь необходимо решать, куда потратить появившиеся средства: на социальные программы или, например, на оборонный комплекс.

- В 2002 году МОТ подготовила для правительства России рекомендации по сокращению бедности. В частности, там говорится о том, что все масштабные реформы должны проходить экспертизу на социальные последствия. В случае если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты. Как правительство отреагировало на ваши предложения?


- Наш доклад задумывался не как нечто такое, что должно стать прямым руководством для президента или премьер-министра. Он был одним из исследований, которые были представлены для анализа и оценки правительству страны.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).