будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Медленное чтение

Анонс газеты "Время новостей"

«Банки -- вне конкуренции»
Потому что ее нет

На днях премьер-министр Михаил Касьянов объявил о том, что правительство намерено предпринять серьезные шаги по активизации реформы банковского сектора. Свое мнение о проблемах российских банков в интервью газете «Время новостей» высказывает Александр МАМУТ, председатель совета директоров МДМ-банка.
- Можно ли из множества проблем банковского сектора выделить одну, но, на ваш взгляд, самую принципиальную?
- По большому счету мы стоим перед одной, но глобальной проблемой: этот сектор экономики тотально не рыночный. А он обязательно должен быть рыночным, поскольку это макроэкономически чрезвычайно важный сектор, в котором обязательно должна быть высокая конкуренция. Банковский сектор безусловно монополизирован государственными банками, в первую очередь Сбербанком, во вторую -- Внешэкономбанком и ВТБ. Президент Владимир Путин отмечает в своем послании Федеральному собранию, что он за защиту частных инициатив, за защиту всех форм собственности, в том числе и в банковском секторе. Но это вообще никак не реализуется. Экспансия госбанков абсолютно противоречит представлению о том, как должны воплощаться законы рынка. И именно из этого, кстати, проистекает проблема недостаточной капитализации российских банков.
- А за счет чего, собственно, они могут наращивать свои капиталы?
- Часто говорят, что источником докапитализации должна являться прибыль банков. Это, безусловно, один из источников. Но, вообще-то, самый большой источник -- это сам рынок. Рынок должен видеть привлекательность банковского сектора, и тогда сюда придут корпорации, у которых есть денежные ресурсы, промышленные компании, которым интересно участвовать в этом бизнесе, другие инвесторы. Они просто начнут покупать банки, выкупать, сливать, объединять их. Иными словами, если рынок конкурентен, если на нем видны заработки, то, конечно, банки будут капитализированы. Я уверен, что нашлись бы люди, которые купили бы МДМ-банк или Альфа-банк за большие, реальные деньги, но они видят, что на этом секторе нет вообще никаких правил игры. Все наши правила игры обусловлены тем, что есть банк, у которого 40 тысяч отделений, у которого есть государственные гарантии и вообще 90% вкладов населения.
- Каким образом, на ваш взгляд, может происходить демонополизация?
- На эту тему идут большие дискуссии -- отобрать гарантии у Сбербанка или дать их всем остальным. Опыт мне подсказывает, что если рассчитывать на второй вариант, то мы просто можем не дождаться решения властей. В принципе все мы на этом рынке конкуренты. Иностранным банкам совершенно неинтересно, чтобы у них было больше конкурентов, чем просто один Сбербанк. В этом смысле, конечно, то, что можно сделать быстро, -- уравнять банки в правах, отменив госгарантии. Это первая мера.Вторая мера: всем банкам с государственным участием, если они действительно созданы или создаются для целей, которые декларирует правительство, -- поддержка экспорта, сбережения, развития потребительского кредита, проведение структурных реформ, госинвестиции -- нужно выдавать специализированные лицензии только на данный вид операций.
- А хватает ли вообще в стране денежных ресурсов для развития нормальной конкуренции?
- Это очень важный вопрос -- резкое сокращение ресурсной базы. Вот правительство перевело всевозможные бюджетные счета в казначейство. Это правильно, это классический способ исполнения бюджета, ничего против него не имею. Но казначейство в свою очередь является эксклюзивным клиентом Центрального банка. Почему? Почему казначейство не может быть, например, клиентом Альфа-банка, Росбанка, МДМ-банка, Импэксбанка, Газпромбанка и еще 10--12 банков, для которых денежные власти разработают ясную, понятную и жесткую систему критериев? Кто от этого проиграет? В нашем банке дикий кредитный спрос, объем неудовлетворенных кредитов -- 1 млрд долл. При этом у нас нет проблемы «плохих» заемщиков, хотя весь портфель -- кредиты промышленных предприятий. Я не стану говорить, что мы кого-то кредитуем на пять лет, мы кредитуем экспортеров, строителей, торговлю, предприятия, которые нормально работают на внутренний рынок. Это наш главный бизнес, мы умеем это делать. Мы умеем кредитовать российские риски, невозврат кредитов составляет ноль. Тем не менее мы не можем прийти в казначейство. Чиновники говорят: экономический смысл этой акции в том, что казначейство стерилизует денежную массу. На самом деле они стерилизуют банковскую систему, она просто перестает воспроизводиться.
- Какую роль на российском рынке, если он станет конкурентным, могут сыграть иностранные банки?
- Я выступаю действительно за конкуренцию, за то, чтобы на российском рынке работали банки с иностранным участием. Однако мы должны четко отдавать себе отчет в том, что до 1998 года иностранные банки работали с российскими банками, а затем «отсекли» их и продолжают работать на нашем рынке только своими «дочками». С одной стороны, их вынудили обстоятельства, с другой -- это сознательная политика. Они не стремятся к взаимному партнерству. Мы же ведем себя порой слишком добродушно. К примеру, турецкий банк открывает свой филиал в России, привлекает вклады и рефинансирует сеть крупных магазинов. Почему мы не можем делать то же самое в Турции? Я придумаю, что продавать в Турции, какие технологии. Но нужен здоровый протекционизм со стороны нашего правительства, если он является, конечно, частью некой большой концепции -- той, как экономические власти России видят развитие банковской системы. Но суть этой концепции пока неясна. Я считаю, единственное и главное, что следует сделать, причем волевым усилием, -- сформировать общий план. Выяснить, в чем наша цель. Была бы ясна цель -- стало бы понятно, какие шаги делать.

Александр Мамут -- один из участников «круглого стола» по банковской реформе, организованного газетой «Время новостей» и еженедельником The Russia Journal. Подробное изложение их выступлений и эксклюзивные комментарии читайте в завтрашнем номере.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).