будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Медленное чтение

Анонс "Известий" за 15 января 2004 г.

Чиновники Минобразования и писатели хотят заставить детей читать российские книги. Смерть Гарри Поттеру.

Россия давно уже перестала быть самой читающей страной в мире. Чтобы как-то изменить ситуацию, министр образования Владимир Филиппов решил собрать детских писателей и обсудить с ними -- что делать, чтобы заставить детей читать. Вчера (в среду) писатели решили обратиться к общественности со специальным посланием. В нем они призывают родителей и педагогов больше времени уделять чтению вместе с детьми. Потому что отечественная литература, считают они, -- это "стержень государственного патриотизма и традиционная национальная духовная ценность", а родной язык -- "источник духовных сил и здоровья нации". Дети, по всей видимости, об этом не подозревают и читают импортного Гарри Поттера. Или не читают вообще.

Государство нам поможет.

За столом в кабинете министра образования Владимира Филиппова собралось не меньше двух десятков человек -- детские писатели, представители издательств, специалисты по детской литературе. Все они говорили о том, что дети российские не читают и что с этим надо что-то делать. Что -- непонятно. Но пришедшие на совещание сразу договорились не просить у министерства денег, потому что очевидно: их у него нет. Первый заместитель министра Александр Киселев, который вел заседание в отсутствие заболевшего Владимира Филиппова, выразил собравшимся за это благодарность.

Однако как ни старались писатели, тему госпомощи обойти не удалось. Кинодраматург Владимир Железников предложил Министерству образования составить список детских книг, которые будут издаваться при финансовой поддержке государства. В беседе с корреспондентом "Известий" Киселев не стал комментировать возможность предоставления государственной помощи для издания детских книг, сославшись на то, что это дело Министерства печати. Однако сказал, что Минобразования тоже поддерживает детскую литературу. Например, в прошлом году был проведен первый Всероссийский конкурс детских писателей. Победитель получил 50 тысяч рублей, кроме того, его книгу издали за государственный счет и разослали по детским библиотекам. Также замминистра напомнил, что министерство закупило для каждой школьной библиотеки 100 томов русской классики, и пообещал, что следующим этапом будет закупка современной литературы.

Какая связь между государственным финансированием издания детских книг и приучением детей к чтению -- никто из присутствующих не объяснил.

"Вкуса у авторов -- никакого!"

Каждый из участников совещания говорил о наиболее близких для себя проблемах. Сергей Михалков посетовал на то, что книги стали дороги и не каждая семья может позволить себе покупать их. Кроме того, качество современных книг часто оставляет желать лучшего.

-- Появилось много книг, которые никто не редактировал. Авторы сами себя редактировали. Вкуса у них никакого, а книга тем не менее выходит, -- сказал Сергей Владимирович. -- Меня просят написать к такой книге одну строчку одобрительной рецензии. Я отказываюсь, и тогда мне предлагают тысячу долларов за одну эту строчку.

На вопрос "Известий", тяжелее ли приходится детским писателям сейчас, чем было раньше, Михалков ответил:

-- В наше время книги издавались по-другому. Тиражи были -- 100 тысяч экземпляров, а сейчас 5 тысяч или даже 500 экземпляров.

И резюмировал: "Все надо менять".

Поэтесса Ирина Токмакова тоже говорила о низком качестве книг для детей. Причина -- коммерциализация литературы.

-- У нас вызывало гордость то, что детская литература у нас некоммерческая, что мы исходим из понятий нравственности и воспитания. А сейчас издают "попсу", которая будет продаваться. А это гробит язык и вкус.

По словам Токмаковой, издатели требуют от молодых писателей, чтобы произведение не было грустным, а герой не вызывал сочувствия. При этом написано оно должно быть короткими предложениями. Впрочем, поэтесса призналась, что не знает, как сократить количество "попсы" в книжных магазинах.

Госстандарт: четыре погибших собаки

Литературовед в области детской литературы Ирина Арзамасцева раскритиковала новый госстандарт по литературе, который разрабатывался без учета мнений литературоведов и психологов.

-- В новом госстандарте нет детской литературы и нет современной литературы последней четверти XX века, -- рассказала Арзамасцева "Известиям". -- В нем последнее по времени создания произведение -- рассказ Распутина "Уроки французского", написанный в 1973 году. Почему там нет Татьяны Толстой, Бориса Можаева, детских произведений Людмилы Петрушевской? А детская литература отсутствует в школьной программе исторически, так еще в советской школе сложилось. Но это привело к тому, что у детей после школы складывается впечатление, что русская литература чрезвычайно мрачна. Я посчитала: в произведениях, входящих в новый стандарт, четыре погибших собаки. И ни одной спасенной.

В конце заседания, на котором говорили в основном о художественной литературе, неожиданно выяснилось, что современные дети ее не больно-то жалуют. По словам заместителя директора Российской государственной детской библиотеки Евгения Куликова, книгу дети рассматривают как источник информации, а не как чтение для души.

Эдуард УСПЕНСКИЙ: Герой на заказ

Какие-то жутко умные патриотические силы в нашем руководстве, кажется, из Министерства просвещения, хотят придумать новый детский персонаж для правильного воздействия на детей. Они созывают детских писателей и собираются дать им особое задание: создать новый детский воспитательный персонаж. Настоящий, с патриотическим уклоном.

А что, это же проверенный метод. Собрали однажды при Хрущеве, при освоении целины, поэтов и композиторов всех мастей и поручили им написать целинную песню. Наши бравые творцы быстро придумали десятка два шедевров. И один даже пошел в жизнь:

Едем мы, друзья,

В дальние края.

Будем новоселами и ты, и я.

Но с литературным героем потруднее. Это все равно что в роддоме собрать рожениц и сказать:

-- Знаете что. Попробуйте родить ребенка чуть-чуть блондина, чуть-чуть спортсмена и чуть-чуть математика с музыкальным уклоном. И чтобы он был мужественный, но и чуть-чуть с голубинкой для большей популярности.

Ничего из этого не получится, даже если все папы до одного будут юристами.

А из-за чего, собственно, весь сыр-бор? Все дело в том, что иноземный Карлсон, безродный Чебурашка, кулаковатый Матроскин не устраивают нынешние строговатые власти. Этих героев не выстроишь, как выстраивают "идущих вместе", чтобы они шли куда пошлют. Буратино тоже неуправляемый товарищ. И к тому же он какой-то странный, даже не голубой, а практически фиолетовый -- у него два папы.

А надо, чтобы сегодняшние дети росли абсолютно правильными, патриотически настроенными:

Встанем как один,

Скажем: "Не дадим

Вновь войну разжечь!"

Мог бы быть хорошим героем Тимур с его командой. Правда, налицо большая опасность -- сегодня команда тимуровская, а завтра она солнцевская или тамбовская. И все, привет! И вдруг команда Тимура звезды на домах ушедших на фронт станет вешать. Сразу станет ясно, какая огромная армия у нас сегодня воюет.

Ох, как требуются сегодня уштампованные современные мальчики, моющие машины с одновременным чтением книг. Из такого полуфрукта можно сделать хорошего агитатора и организатора. При случае он станет юным спецназовцем. Учиться он будет только на "пятерки". Если приналечь и воспитать его в совсем уж резко-патриотическом духе, при случае он может и папу заложить.

Минуточку! А зачем, собственно, искать нового героя, когда вполне можно подштопать старого.

Раз, два, три, четыре…

Начинается рассказ.

Начинается рассказ

Про героев и спецназ…

В доме сорок дробь один

У Заставы Ильича

Жил примерный гражданин,

Невысокий... До плеча.

Сорок пятого размера

Не носил он сапоги.

Но зато ломал он двери

Легким выбросом ноги…

А что, может быть, и мне включиться? Пришлите мне скорее технические условия.

Эдуард Успенский -- автор Чебурашки, крокодила Гены, старухи Шапокляк, Веры и Анфисы, Колобков, Пластилиновой Вороны, Дяди Федора, кота Матроскина, почтальона Печкина, Жаб Жабыча Сковородкина, Маши Филиппенко и других млекопитающих и земноводных, никуда сегодня не годных.

Телезрители выберут телепрезидента США

Соединенные Штаты все больше перемещаются в область виртуальной реальности, а сама реальность становится шоу. Так называемые реалити-шоу стали сейчас самыми популярными программами на американском телевидении. По телевидению женятся, выходят замуж, едят тараканов, спят и неделями живут со змеями, соревнуются в смелости и подлости, "выживают" в джунглях и на необитаемых островах, делают карьеру в разных областях жизни под "мудрым руководством" миллиардера Трэмпа, короче, "играют в ящик". Недавно объявлено об очередном "реалити-шоу", которое должно родить новую звезду-манекенщицу. Но и это не предел! И вот кто-то где-то уже решил: если телезрителям дано право избирать манекенщиц, что в Конституции США не зафиксировано, то они тем более имеют право избирать президента страны.

Телеканал "Шоу-тайм" объявил, что в ближайшем будущем на его экраны выйдет "реалити-шоу" "Кто станет президентом Соединенных Штатов". Шоу уже рассматривается как кульминация 2004 года и апофеоз слияния индустрии развлечения и политики, промежуточным финишем которого было избрание Арнольда Шварценеггера, голливудского Терминатора, губернатором Калифорнии. Реальных соискателей президентского кресла шоу, задуманное "Шоу-таймом", явно всполошило. Как заявил один из кандидатов-демократов, "это шоу -- еще один элемент, который мы вносим в национальную политику, придавая ей атмосферу игры вместо решения судеб нации. Это превращение всей Америки в Калифорнию".

Продюсер президентского шоу Р. Катлер решительно не согласен с этим. Он считает, что его шоу как раз вовлечет аполитичных избирателей в "процесс политической жизни, не опошляя его". Конфигурация шоу, по его словам, будет выглядеть так. По специальному сайту Интернета (www.Americancandidate.com) и телефону (877-run-2004) будут набраны 10 тысяч желающих стать президентом. Затем продюсеры шоу и руководство канала, следуя советам политических экспертов, представляющих две главные партии страны, отберут из их числа 12 претендентов. Каждую неделю телезрители по Интернету и телефону будут решать, кого выбросить, а кого оставить. Получивший меньше всех голосов из президентской гонки выбывает. И так неделя за неделей, пока не останется один -- победитель, становящийся телепрезидентом США.

Претенденты в течение 11 недель будут проводить избирательную кампанию по всей стране. Их кампания будет составлять основу президентского "реалити-шоу". Их помощники будут "лепить" рекламные ролики, которые будут показываться по каналам "Шоу-тайм", Си-би-эс и другим, принадлежащим концерну "Виаком". На всякий пожарный случай адвокаты этих телеканалов проконсультировались у федеральной избирательной комиссии по поводу легальности шоу. Пришлось внести еще одно правило в "реалити-шоу": его участники должны объявить, что будут добиваться реального президентства лишь после окончания всех серий, но не во время их показа.

И продюсеры шоу, и политики раскололись на два лагеря. Одни считают, что шоу и его "претенденты" могут повлиять на избирательную кампанию в стране. Другие -- что это "нереально". Сторонники первого взгляда приводят в пример Ральфа Нейдера, который на президентских выборах 2000 года выступал кандидатом в президенты от Партии "зеленых". Он набрал немного голосов, но решил судьбу выборов, так как голоса, поданные за него, были из демократического электората. Такую же роль может сыграть, считают некоторые эксперты, и победитель президентского "реалити-шоу", если он решит баллотироваться всерьез. Представитель сенатора Джона Эдвардса, выдвинувшего свою кандидатуру в президенты от Демократической партии, заявил: "В политике случаются самые странные вещи, поэтому нам придется внимательно и тревожно присматриваться к "реалити-шоу".

Представители второго лагеря не видят опасности настоящим выборам со стороны выборов телевизионных. Они считают, что, поскольку в президентском "реалити-шоу" будет отсутствовать тема секса, его зрительская аудитория будет немногочисленной. Имеются и чисто практические соображения на сей счет. Лерри Сабато, директор Политического центра Вирджинского университета и один из приглашенных телеканалом экспертов, считает, что у победителя шоу не хватит времени для подготовки к ноябрьским президентским выборам для регистрации своей кандидатуры во всех штатах страны. Он сможет участвовать в выборах лишь в качестве "write-in" кандидата, то есть кандидата, имя которого будут вписывать в избирательные бюллетени его сторонники. Но "write-in" разрешены не во всех штатах, и в любом случае подобный кандидат, говорит Сабато, "может стать лишь фигурой протеста".

Но недаром говорят, что в политике случаются самые странные вещи. Вспомним того же Шварценеггера. И кто может дать гарантию того, что телевизионный доктор Франкенштейн не создаст харизматического политического демагога? Или, наоборот, выявит подлинного национального лидера? Кино уже дало Америке одного президента, двух губернаторов и нескольких конгрессменов. А телевидение -- много влиятельнее кинематографа.

Дело для настоящих мужчин. К нам наконец добралась заключительная серия "Властелина колец".

Сегодня в "Пушкинском" пройдет российская VIP-премьера "Властелина колец: Возвращение короля". Через неделю фильм выйдет в общедоступный прокат. Имеет смысл поговорить о загадках не только третьей части "Властелина", но и трилогии в целом.

"Властелин колец" -- тот редкий фильм, перед которым я, как кинолетописец, откровенно пасую. Я -- в связи с ним -- очень многого не понимаю. Сплошные загадки.

ЗАГАДКА № 1. Это безусловно один из самых грандиозных фильмов в истории кино (говорю именно "фильмов", а не "зрелищ", поскольку рассматриваю "Властелина" не только как хит, но и как факт искусства). В то же время почему-то выходит так, что по его поводу нельзя сказать ничего оригинального.

Содержание фильма с первого кадра понятно всем -- даже тем, кто никогда не слышал про Толкиена. Ясно, что все долгие девять с лишним часов эпопеи нам предстоит наблюдать битву Добра со Злом, а на ее фоне маленькие хоббиты будут пробираться в зловещий Мордор, чтобы там, в обители мирового худа, уничтожить Кольцо Всевластья -- источник всех отрицательных качеств и эмоций. Третья серия длиной в три с половиной часа добавляет к этому одну сверхбитву людей с орками, несколько битв рангом поменьше, много метаний и сомнений бесчисленных героев -- и ожидаемую развязку. Сюрприз здесь лишь то, что битв все-таки меньше, чем во второй части (хотя анонсировалось, что будет наоборот), и что большинство главных персонажей, даже Гэндальф Яна Маккелена, фактически исполняют роль массовки, а на авансцене лишь Фродо, Сэм, Голлум и -- главный -- Арагорн, который и есть тот Король, который возвращается. Женщины и вовсе исчезли. Лав Тайлер появляется пару раз на несколько секунд. Кейт Бланшетт -- и того меньше. Главной женщиной третьей серии оказывается влюбленная в Арагорна Эовин, но и она в какой-то момент теряется на заднем плане.

Концепция фильма тоже слишком очевидна. Это не просто битва Добра со Злом, а квинтэссенция такой битвы. В отличие от большинства голливудских картин, тупо делящих мир на черное и белое, Толкиен и следом за ним Питер Джексон понимают, что поле битвы не вне, а внутри человека, в сердце каждого.

ЗАГАДКА № 2. Несмотря на эту заданность, "Властелина" смотрели и смотрят как никакой другой фильм. По логике, поскольку это единая картина, а не набор самостоятельных фильмов (как "Звездные войны"), каждая следующая серия должна была собирать в прокате меньше предыдущей. Ведь всегда есть такие, кто посмотрел начальную серию, получил общее впечатление -- и хватит. Третья "Матрица" заработала намного меньше второй. Но в случае с "Властелином" именно третья часть, судя по всему, соберет наибольшее количество зрителей и денег, а вся трилогия в целом заработает (только в кинотеатрах, без видео, ТВ и пр.) около трех миллиардов долларов, став с большим отрывом самым кассовым фильмом в истории.

"Титаник", как вы помните, из-за его длины могли высидеть далеко не все. При том что действие там постоянно развивается и однажды резко меняет направление. "Властелина", каждая из серий которого сопоставима по размерам с "Титаником", публика высиживает запросто. При том что в фильме, строго говоря, вообще нет сюжетного развития, а есть ряд акций: бой там, бой здесь, путешествие по подземельям и пр. При том что не читавшим Толкиена (мне, например) достаточно трудно запомнить имена многочисленных персонажей и земель, разобраться в сложных взаимоотношениях между ними, а за год со времени предыдущей серии еще и многое забывается. Но я, как журналист, в привилегированном положении. У меня есть досье на фильм, пресс-релизы и пр. Если что забыл -- всегда могу себе напомнить. Но рядовые-то зрители, среди которых отнюдь не все -- толкиенисты!.. Они ведь тоже должны путаться в происходящем! Тоже забывают, какой там город люди начали отвоевывать у орков и драконов во второй части и эпизодически продолжают в третьей! Но сидят себе и смотрят, как загипнотизированные.

ЗАГАДКА № 3. В принципе непонятно, как один человек -- имею в виду режиссера Питера Джексона -- мог задумать, а потом и воплотить на экране столь многоструктурную эпопею: с таким количеством лиц, деталей, мест действия и пр. Каждый кадр насыщен плотнейшим образом, но фильм-то при этом, еще раз заметим, длится не скромные час двадцать! Более грандиозных битв в истории кино еще не было -- не важно, что они смоделированы на компьютере, важен эффект. Там каждая морда орка, маска рыцаря-монстра, морда дракона изобретена с (хочется почему-то добавить: нечеловеческой) фантазией и порождает одновременно цепочку культурных ассоциаций (драконы, например, убеждают в том, что Джексон смотрел не только "Чужих", но и фильмы Птушко и Роу). "Властелин" -- вообще очень культурный фильм. Монтаж там такой, что прямо "Броненосец "Потемкин". Некоторые сцены третьей серии (лицо Фродо после того, как его вынули из савана, сотканного вокруг него коварной паучихой) заставляют вспомнить о немецком экспрессионизме и т.д.

ЗАГАДКА № 4. Всякое кинопроизведение должно кому-то нравиться, а кому-то нет. Анормальность "Властелина" заключается еще и в том, что он нравится, кажется, всем. То есть я знаю таких, кому он не по душе, но это сплошь люди, которые пошли в кино первый раз за сто лет и не способны реально оценить результат. Правда, третью серию, как и первые две, могут прокатить во время "Оскара", но это станет лишь дополнительным свидетельством о внутрикиношных интригах.

В конечном счете все эти загадки начинают, как ни странно, слегка пугать. В случае с "Властелином" мы имеем дело с фильмом, каких и впрямь не бывало: сверхфильмом, надфильмом, абсолютно тотальным. Он обладает подавляющей, но завораживающей заданностью. При этом нельзя обозвать ее "машинной": это очень эмоциональный фильм, с прописанными характерами, а толстяк Джексон во всех своих избыточных фантазиях остается человеком весьма земным.

Тем не менее: это фильм, созданный особым, прежде не встречавшимся в кинематографе разумом. Что, в конце концов, и дает "Властелину" власть.

Безумные фантазии Питера Джексона

Жаль, что среди многочисленных кинонаград нет ни одного приза за так называемый перфекционизм: маниакальное желание доводить свое творение до совершенства. По итогам 2003 года за такой приз могли бы поспорить двое: создатель "Убить Билла" Квентин Тарантино и автор экранизации "Властелина Колец" Питер Джексон. Именно третья часть фильма, которая выходит у нас сейчас (сегодня -- московская VIP-премьера, а широкий прокат начнется через неделю), лучше всего позволяет понять, как тщательно Джексон продумывал и конструировал каждый кадр. В каждом -- тысячи деталей. В сцене Пеленнорской битвы из третьей серии фильма -- двести тысяч одних только компьютерных воинов (и у каждого орка на ближних планах свой омерзительный мордоворот). Сколько орков и людей гибнет по ходу всех битв трилогии (ради ударного кадра Джексон не жалеет ни правых, ни виноватых) -- и вовсе не сосчитать.

Вся эпопея между тем длится (в максимальной режиссерской версии) не час двадцать и не два, а почти десять часов.

Подход к перфекционизму у Тарантино и Джексона, однако, разный. Тарантино наснимал много эффектных эпизодов, жаль было что-либо сокращать, и он решил оставить все: поэтому его "Убить Билла" и выйдет двумя частями. Джексон же снял для третьей серии пять вариантов гибели злодея Сарумана, одного из главных персонажей первых двух фильмов. А в результате в третьей серии, как выяснилось, нет не только сцены гибели Сарумана (об этом-то было известно заранее), но вообще никакого Сарумана! Не уместился -- и все: ни сюжетно, ни ритмически.

На всякого перфекциониста бывает своя проруха. Как выяснилось недавно, Джексон пробовал на роль Арагорна (который и оказывается тем самым королем людей, который возвращается в третьей серии) отнюдь не Вигго Мортенсена, а совсем другого актера. Мортенсен был у Джексона запасным. Получился бы совсем иной фильм. После "Возвращения короля" ясно, что Арагорн стал одним из двух наиглавнейших героев всей трилогии (наряду с Фродо -- Элайджей Вудом), а Мортенсен -- однозначно -- главной звездой фильма. Потрудиться ему пришлось на славу: как признавался Мортенсен, по ходу дела он убил каждого каскадера на съемочной площадке, загримированного под орка или тролля, раз по пятьдесят. Зато Мортенсен так вошел в роль, что стал откликаться на имя "Арагорн".

Главная загадка кино-"Властелина": каким образом эта трилогия "не для всех" (не все ведь подряд толкиенисты) не просто заработала в прокате большие деньги, но стала самым кассовым фильмом в истории. Бюджет трех "Властелинов" сопоставим с одним "титаническим" (около $300 млн), но если "Титаник" добыл в мировом прокате $1835 млн, что до сих пор кажется недостижимым рекордом, то "Властелин" всеми тремя сериями -- уже $2549,5 млн (по отдельности первая, вторая и третья серии занимают соответственно 7-е, 4-е и 13-е места в списке кассовых рекордсменов всех времен, но третьей серии прочат, что она выйдет в итоге на 2-е место, отхватив больше миллиарда). В смысле долгоиграющего хита с "Властелином" сопоставимы лишь "Звездные войны": они заработали больше -- $3475 млн, но там-то было пять фильмов!

Высоки и оценки киноманов. На главном мировом киносайте imdb.com все три серии "Властелина" входят, по результатам опроса, в восьмерку лучших фильмов всех времен. Выше всех -- на 4-й позиции -- именно новый, третий "Властелин". Питер Джексон всегда умел и любил изобретать монстров -- вспомнить его "Живую мертвечину" или "Небесных созданий". На сей раз его монстры увлекли всех. А он мечтает о новом монстре -- готовится к ремейку "Кинг-Конга".

Шесть детей умерло в роддоме из-за халатности врачей. "Не так часто, как положено, медики мыли руки".

В родильном доме Краснотурьинска (Свердловская область) за две недели внезапно заболели 13 новорожденных детей, 6 из которых погибли. Случилось это прямо в новогодние праздники. Сейчас роддом со всеми роженицами и персоналом эвакуирован в соседний город Карпинск. Местная прокуратура и врачи из министерства здравоохранения области вместе со специалистами ЦСЭН выясняют причину трагедии. Предположительно, виновными признают самих сотрудников медучреждения, допустивших антисанитарию и вспышку септического заболевания.

У сорокалетней Светланы Новых из города Серов погибший был первым в жизни ребенком. 19-летняя жительница Краснотурьинска Марина Вагина рожала тоже впервые. Сегодня они обе находятся в тяжелом стрессовом состоянии и не общаются с журналистами. Но их родственники, переживающие боль утраты, уже пообещали, что будут "искать правду" во всех инстанциях. Они уверены, что врачи "своими руками занесли инфекцию", а значит, должны отвечать за последствия.

-- Первый новорожденный заболел у нас 20 декабря, - рассказали "Известиям" в Краснотурьинском роддоме. - Малыш недоношенный, у него был дефицит веса, затруднено дыхание. Потребовалась искусственная вентиляция легких, инфузионная терапия, искусственное питание. Подобные признаки проявлялись потом у всех остальных двенадцати заболевших. Всем при рождении проводили экстренные реанимационные меропроиятия, "вытягивали", как могли. Первый ребенок умер лишь на 8-й день после рождения. Хотя в обычных условиях такие не живут и часа.

Роддом в Краснотурьинске - крупный современный перинатальный центр, который обслуживает весь север Свердловской области, 11 муниципальных образований. Сюда везут всех тяжелых рожениц - как правило, из группы риска, с патологиями и самыми разными инфекциями, включая СПИД. Беременные и родившие мамы здесь лежат обычно каждая в отдельной палате с ребенком, чтобы избежать контакта с другими детьми и переноса инфекции. Новейшие технологии, современное оборудование, просторное отдельное здание. Уровень квалификации персонала и оснащенности учреждения - 4 Б по пятибалльной шкале. Раньше здесь подобного не случалось.

Однако перед Новым годом произошел резкий наплыв рожениц. Акушерское отделение и отделение патологии на 80 коек оказались практически полностью заполненными, а в реанимации вместо 3-4-х новорожденных, как обычно, лежали по 6-8. Такая скученность заведомо инфицированных матерей и ослабленных новорожденных, считают сейчас врачи, расследующие ЧП, и послужила его основной причиной. Плюс наслоилось нарушение санитарного режима - отсюда и внутрибольничная инфекция.

- Внутрибольничную инфекцию получают, как правило, от 5 до 9 процентов всех больных, это мировая статистика, - проконсультировали "Известия" в эпидемиологическом отделе областного ЦСЭН. - Сапрофит клебсиелла - представитель условно патогенной флоры - при определенных условиях может приобретать весьма агрессивные свойства и попадает в организм ребенка аэрогенным или гематогенным путем. Скажем, фильтры в аппарате искусственной вентиляции легких вовремя не поменяли, или использовали нестерильное оборудование.

Комиссия Минздрава и ЦСЭН области уже сформулировала основную причину вспышки заболевания и точный диагноз: инфекционный бактериологический шок, сепсис. На оборудовании, на стенках кювезов, в которых первые часы жизни находится новорожденный, обнаружены возбудители инфекции. Имел место, выражаясь языком эпидемиологов, генерализованный инфекционный процесс.

- 12-го января умер последний из шести детей, а 10-го января мы уже закрыли роддом и полностью эвакуировали его в соседний Карпинск, - сказал "Известиям" заместитель главного санитарного врача области Виктор Романенко. - Виновных здесь искать сложно, хотя ситуация до банальности проста. Здесь произошло трагическое стечение обстоятельств. Большая скученность, возбудитель инфекции всем тринадцати попал в легкие. А распространиться по больнице ему помогли врачи, персонал. Мы обнаруживаем сейчас, что не всегда у них было жидкое мыло, разовые полотенца, не так часто, как положено, медики мыли руки.

Дезинфекция и профилактические мероприятия, что сейчас проводят санврачи в роддоме, должны предотвратить повторение трагедии и последующие нарушения режима со стороны персонала. Хотя все это уже не может утешить родственников погибших детей. Они обратились в прокуратуру города - и та возбудила уголовное дело. Прокурор Краснотурьинска Валерий Новиков заявил, что оно будет расследоваться самым тщательным образом.

Директора цирка обвинили в вымогательстве взятки у дрессировщиков

В Новосибирске разгорелся громкий скандал вокруг государственного цирка, директор которого, Николай Тарасов, по версии правоохранительных органов, вымогал деньги у артистов гастролирующей по России цирковой программы "Белые и рыжие тигры". По официальному договору после каждого представления программа перечисляла цирку по 65 тысяч рублей. А директор запросил сверх этих выплат еще одну, разовую -- 300 тысяч рублей, -- якобы на премии для своих сотрудников. Сторговались на 150 тысячах. При передаче денег директора взяли с поличным.

Месячные гастроли в Новосибирске программы "Белые и рыжие тигры" под эгидой Российской государственной цирковой компании уже подходили к концу, когда в Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) поступило заявление от артистов цирковой программы о том, что директор цирка Николай Тарасов якобы требует у них дополнительные деньги -- фактически взятку.

По договору между цирком и гастролирующей программой с каждого представления цирку отчислялось по 65 тысяч рублей. Это деньги за аренду помещений и на зарплату сотрудникам цирка, занятым в постановке представлений с тиграми.

-- Директор цирка неожиданно помимо договора потребовал дать ему еще 300 тысяч рублей, -- рассказывают артисты-дрессировщики. -- Ну, в итоге мы сторговались на 150 тысячах.

Оперативники подготовились к передаче требуемой суммы, пометили купюры -- специальным составом сделали надписи "Цирк" и "Взятка". После этого деньги были переданы директору в его кабинете, и спустя несколько минут в присутствии понятых милиция изъяла все купюры. Передача взятки была процессуально задокументирована, и это стало основанием для возбуждения уголовного дела.

-- В отношении директора Новосибирского государственного цирка Николая Тарасова в среду возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК "Получение взятки должностным лицом", -- сообщили "Известиям" в прокуратуре Железнодорожного района Новосибирска. -- Кстати, эта статья предусматривает более жесткое наказание за взятку в особо крупных размерах -- более 150 тысяч рублей. Но директору, как мы видим, удалось уложиться в 150 тысяч.

Если факт вымогательства взятки будет доказан, директору грозит наказание до 12 лет лишения свободы. Сам он свою вину отрицает.

-- Эти деньги предполагалось направить на дополнительное премирование работников цирка, обслуживавших постановку программы с тиграми, -- поясняет директор Николай Тарасов. -- Финансирование государственных цирков слабое, зарплаты у людей мизерные.

Следователи прокуратуры отмечают: для того чтобы выяснить, действительно ли деньги брались на премии сотрудникам, предстоит проделать значительный объем работы, опросить большой круг лиц. Сам факт взятки уже неоспорим, однако если выяснится, что в цирке регулярно людям доплачивали "вчерную", положение фигуранта уголовного дела может несколько улучшиться. Такой поворот будет свидетельствовать о том, что деньги директор получал не в личных целях. Но в то же время сами по себе внебюджетные расчеты в государственной организации тоже являются нарушением. Все должно быть через кассу.

Дорожная революция. Французские водители научились ездить по правилам буквально за неделю.

Франция в очередной раз прокладывает путь человечеству к новым горизонтам. На это раз при помощи дорожных компьютерных радаров нового поколения. Вопрос "Какой француз не любит быстрой езды?" получил однозначный ответ: Николя Саркози. Министр внутренних дел и безопасности добился того, чего не удавалось ни одному из его предшественников на этом посту, -- обуздать французские дороги.

"Смотри только направо"

Французский водитель на протяжении десятилетий считался одним из самых недисциплинированных в Европе. "Если хочешь без потерь проехать по Парижу, придерживайся лишь одного правила -- смотри только направо", -- учил меня опытный парижский таксист. "Правый всегда прав, он может делать все -- подрезать, делать поворот из четвертого ряда налево, идти на таран. Тот, кто находится в левом ряду, обязан терпеть все. Единственное, на что он имеет право, -- показывать руками различные фигуры, демонстрирующие степень его неудовольствия".

Хаос движения сказывался на скорости. Хотя она ограничена, никто даже не делал вида, что намерен соблюдать этот раздел правил. В результате французские автодороги были одними из самых опасных: 15 469 погибших в 1973 году, 9052 -- в 1993, 7242 -- в 2002-м.

Правда, следует признать, что скоростная езда во Франции не лишена смысла. Во время отпусков и выходных люди спешат из мегаполисов к морю. Даже жилье стоит в зависимости от того, насколько далеко оно расположено от морской кромки -- если больше двух часов на машине, то цены на него резко падают.

Нетерпение горожанина оказаться на берегу Атлантического океана или Средиземного моря заставляет его давить на газ, игнорируя любые знаки, ограничивающие скорость. Кстати, на платных скоростных автотрассах, пронизывающих Францию с севера на юг, скорость ограничена 130 километрами в час, на бесплатных национальных дорогах предельная скорость от 70 до 110 километров в час. Если следовать этим правилам, то путь из Парижа до Канн займет более 10 часов, что для динамичных французов находится за пределами допустимого.

Тем не менее Николя Саркози совершил за последние месяцы почти невозможное -- обуздал дорожное нетерпение французов, снизил количество погибших на дорогах и существенно пополнил государственный бюджет.

135 евро штрафа за лишние пять километров в час

Судьба французской дороги была предрешена во время избирательной президентской компании 2002 года, когда Жак Ширак выиграл выборы, сделав ставку на борьбу с преступностью. Реализовывать свою программу в области внутренних дел он поставил Николя Саркози. Среди прочих Саркози поставил в качестве одной из главных задач борьбу за безопасность на дорогах. В качестве основного оружия он решил использовать цифровые радары-роботы. Выбор оказался безупречным.

Дорожные радары-роботы нового поколения были созданы на основе компьютерных технологий. Принцип работы прост: видеокамера автоматически фиксирует любую машину, которая на 5 километров в час превышает лимит скорости на определенном участке дороги. Сигнал поступает в центр обработки данных, имеющий доступ к общенациональной электронной картотеке автотранспорта. В течение секунд находится адрес владельца машины, нарушившей скоростной режим, автомат выписывает штраф, который направляется на почту -- тоже автоматически. В этой системе присутствие человека ограничивалось лишь почтальоном, который бросает оповещение о штрафе. Штраф -- 135 евро. Однако если провинившийся заплатит его в течение ближайших семи дней, то он уменьшается до 90 евро. Но для тех, кто забудет или не захочет его платить, размер вырастает в арифметической пропорции.

Были предприняты две попытки остановить установку радаров. Первая -- законодательная. Апеллировали к конституционной норме, запрещавшей принимать решения о наложении штрафа без участия человека. Однако парламент принял специальную поправку, которая вывела дорожные радары за пределы этой нормы.

Вторая -- отстрел радаров. В первые дни после их пробного размещения в сентябре прошлого года в ряде районов Франции радары были расстреляны неизвестными из охотничьих ружей. Однако полиция в течение недели арестовала одного из стрелков, и он в рамках почти общенационального показательного суда был приговорен к трем годам тюрьмы. Стрельбы в радары после этого прекратились.

Подарок на Рождество

Эффект от радаров был невероятный: характер движения на дорогах Франции изменился в течение недели. Как раз накануне Рождества, когда вошла в строй первая очередь роботов. Водителей как подменили: они начали ездить осторожно, следить за скоростью и даже уступать друг другу. Покушение государства на кошелек потребителя сотворило чудо. "Что случилось с этой страной? Она за один день научилась ездить", -- удивлялся мой швейцарский знакомый, который приехал в Париж из Женевы.

Одновременно обрушился "золотой дождь". За несколько недель три десятка радаров-роботов принести казне 16 миллионов евро. Только в течение 14 дней на одном из участков дороги номер 75 один радар "заработал" два с половиной миллиона евро. Никогда в истории дорожной полиции за столь короткое время не поступало таких крупных сумм штрафов.

Деньги пойдут на закупку еще 200 радаров, которые разместят на дорогах в течение года. Одновременно разработана мобильная версия радара, который умещается в обыкновенную машину. За счет этих мобильных радаров полиция будет бороться с теми, кто перед каждой поездкой находит в Интернете точное местонахождение радаров по всему пути следования.

Использование нового типа радаров способствовало резкому сокращению количества погибших на дорогах страны. Право обнародовать эти данные взял на себя на текущей неделе сам премьер-министр Жан-Пьер Раффарен -- 5732. Это почти на полторы тысячи меньше, чем в 2002-м. Борьба со смертями на дорогах записана как одно из главных достижений правительства. Что касается Николя Саркози, то его безусловный успех в "завоевании дорог" Франции упрочил министра в мысли поднять планку и добиваться на будущих выборах поста президента Французской республики.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).