На этой неделе полицейские Испании и Франции провели совместную операцию, результатом которой стало задержание 34 человек, обвиняемых в связях с радикальной баскской организации ЭТА. Данные об акции были опубликованы в ряде ведущих испанских СМИ. Наиболее лаконично ситуацию излагает El Periodico de Catalunya. 29 арестованных были задержаны на территории Испании: 11 v в Гуипускоа, 9 v в Наварре, 7 v в Вискайе, 1 v в Алаве, 1 v в окрестностях Сарагосы. Во французской части Страны басков были задержаны 5 оставшихся v их поместили в полицейский участок в Байоне. Операция проводилась под надзором испанского судьи Балтасара Гарсона и французской судьи по проблемам терроризма Лоранс Левер. При этом было задействовано 350 испанских и неизвестное (журналистам El Periodico de Catalunya) число французских полицейских.
Министр внутренних дел Испании Анхель Аксебес выразил уверенность, что эти аресты нанесли «серьезный удар» по террористической организации, поскольку задержанные, по его словам, занимались вербовкой новых членов и созданием новой инфраструктуры. Полицейское расследование и анализ документов, изъятых в ходе 40 обысков, покажет уровень вины каждого из задержанных. Источники в следственной группе обещали, что «проверка будет серьезной» и сообщили, что некоторые из подозреваемых собирали и передавали данные о предполагаемых мишенях террористических акций, другие получали от ЭТА письма, поручающие им совершение преступных действий, третьи встречались с активистами радикальной организации. В настоящий момент еще неизвестно, кто из них действительно согласился вступить в ЭТА.
По сведениям некоторых источников, облава была осуществлена с использованием информации из документов, изъятых во время его задержания в декабре 2002 во Франции Ибона Фернандеса Иради (Суспер) и Лорены Сомосы. Тем не менее, глава полиции заявил, что гораздо важнее сейчас данные следствия и информация, полученная в ходе недавних обысков.
El Periodico de Catalunya приводит некоторые цифры: по крайней мере 8 из 29 задержанных в ходе операции на территории Испании имеют криминальное прошлое. В этом году было уже произведено 142 ареста лиц, обвиняемых в связях с ЭТА.
Газета ABC более подробно останавливается на некоторых аспектах операции. Во-первых, она сообщает, что среди прочих были задержаны член синдиката «AB и сын члена городского управления от социалистов Хулии Сид. Последняя узнала о случившемся, находясь в кругу своих товарищей по партии, и «была очень поражена», потому что «не могла ожидать ничего подобного».
Во-вторых, в статье опубликована информация о предыдущих полицейских акциях против ЭТА. Последняя из них была проведена 1 апреля этого года. В ходе нее было произведено 9 арестов. Перед этим облава устраивалась 19 февраля (15 арестов). Еще 9 человек добровольно явились в суд, узнав, что их разыскивают, поскольку их имена встретились в списках Суспера.
ABC публикуют цитаты из предостерегающего обращения Аксебеса к членам ЭТА: «Все будут задержаны и предстанут перед судом. Никто не избежит наказания». И еще: «если кто-то рассчитывает скрыться, ему это не удастся».
El Mundo описывает подробности той части операции, которая проводилась в окрестностях Сарагосы, в местечке Ла Альмуниа де Донья Година. Именно там был задержан 22-летний уроженец Витории Эгоитц Мартиода. Операция была произведена в 01:30 на углу улиц Рамон и Кахаль, в квартире, в которой Мартиода жил с тремя другими баскскими студентами. Задержанный был студентом III курса и изучал агрикультуру.
El Mundo также рассказывает о причинах, которые заставили испанскую и французскую полиции провести очередную облаву: если до настоящего момента ЭТА использовала территорию Франции только как базу для формирования и развития своей инфраструктуры, то сейчас и здесь началась вербовка новых членов организации. Таким образом, очередная полицейская операция была направлена в основном против усиления ЭТА за счет пополнения источников человеческих ресурсов и развития инфраструктуры.
На этой неделе в центр внимания газет попала гибель испанского футболиста Мануэля Риоса. Он был убит после матча «Депортиво»-«Компостела» за Кубок Короля в окрестностях стадиона в Сан-Ласаре. Убийца предположительно был членом радикальной организации болельщиков «Депортиво» v «Риасор блуэс», пишет ABC. Лица, ведущие расследование, рассчитывают с помощью показаний многочисленных свидетелей, среди которых v друг и невеста погибшего, задержать виновного в ближайшее время. Как показало вскрытие, произведенное судебными врачами в госпитале Сантьяго, причиной смерти стал сильнейший удар по печени. Футболист был похоронен на кладбище Санта-Кристина де Монтоуто в Абегондо.
В качестве одной из причин трагедии следственные источники называют недостаточность мер безопасности, принятых полицией, хотя, безусловно, главная ответственность лежит на фанатах, нанесших футболисту смертельный удар. Представитель правительства в Галисии Арсенио Фернандес де Меса, выступил в защиту сил правопорядка. Он заявил, что «в действиях самой полиции не было никакой нескоординированности», нападение же произошло за пределами стадиона, в 500 метрах от него, к тому же, v спустя почти час после матча. На этом, разумеется, настаивают и источники в местной полиции. Представитель Правительства сообщил также, что безопасность во время матча обеспечивали 35 человек, некоторые из которых принадлежат к местному отделению Группы полицейского вмешательства, специализирующейся именно на массовых мероприятиях. Мэр Компостелы Хосе Санчес Бугальо счел принятые меры достаточными, хотя впоследствии и вынужден был признать, что «ситуация вышла из-под контроля». Он сообщил, что в момент нападения на футболиста полиция уже сочла свою работу законченной, «однако когда она получила сообщение о драке, прибыла на место происшествия в течение трех минут и оставалась рядом с пострадавшим до прибытия скорой помощи», которая, впрочем, не понадобилась.
Как сообщили ABC источники в различных спортивных клубах, когда члены «Риасор Блуэс» приезжают на матч, местная полиция, как правило, сопровождает опасных фанатов на всем протяжении их пребывания в городе. На этот раз бело-синие покинули территорию стадиона без какого-либо контроля со стороны сил правопорядка. Никем не регулируемые, они напали на болельщика местного клуба «Компостела», одетого в футболку с символикой любимой команды. Когда проходивший мимо Мануэль Риос попытался воспрепятствовать насилию, фанаты переключились на него и в ходе потасовки нанесли ему смертельный удар. До этого молодые люди из радикальной организации напали еще и на члена городского совета Хакобо Переса Паса, стремившегося помешать драке между ними и местными болельщиками.
И представители «Компостелы», и местные службы безопасности думали, будто возможность агрессии и стычек крайне низка, поскольку, во-первых, матч транслировался по телевидению, а во-вторых, встречавшиеся команды принадлежат к разным категориям. Именно эти не оправдавшиеся расчеты и привели к тому, что за порядком на матче следили всего 35 агентов. И это при 5000 болельщиков, среди которых v 300 членов радикальной организации. Впрочем, согласно закону о предотвращении насилия на спортивных мероприятиях, на каждую тысячу зрителей должно приходиться по 2 полицейских.
«Компостела» не считает себя виновной в случившемся и перекладывает ответственность на местные власти и руководство стадиона, те же, в свою очередь, ссылаются на испанскую полицию. Так или иначе, подобная небрежность в обеспечении безопасности была вызвана отсутствием прецедентов столкновений между болельщиками «Компостелы» и «Депортиво». Двое задержанных в связи с подозрениями в принадлежности к «Риасор Блуэс», оказались непричастны ни к смерти футболиста, ни к нападению на члена городского совета.
Статья в El Mundo, описывающая ту же проблему, называется «Семья Мануэля Риоса обвиняет президентов клубов» v в ней действительно делается акцент на позиции родственников погибшего. Хосе Мануэль Табуада, двоюродный брат футболиста, выступая от лица всей семьи, заявил, что главы спортивных клубов даже поощряют «такого рода радикалов и людей, которые таким образом выпускают адреналин». Он также обвинил власти в недостаточности мер безопасности v с учетом серьезности матча. По его словам, семья еще не получила «официального» извещения о случившемся.
El Periodico de Catalunya в статье «Футбол без контроля» сосредотачивает внимание на политических и юридических последствиях произошедшего. Через несколько часов после трагедии, пишет газета, правительство Испании в очередной раз внесло предложение о реформировании Уголовного Кодекса, а конкретнее v статьи 557, чтобы признать агрессию спортивных фанатов уголовно наказуемым преступлением. Однако даже если новый закон и будет, как обещала министр образования, культуры и спорта Пилар де Кастильо, принят в этом месяце, v пройдет полгода с момента его публикации, прежде чем он вступит в силу. Согласно предлагаемому проекту, акты агрессии со стороны зрителей будут караться заключением на срок от 6 месяцев до 4 лет и запретом присутствовать на массовых спортивных мероприятиях в течение 3 лет.
Еще 24 июля 2002 года правительство разработало серию мер, направленных на искоренение агрессии в общественных местах. Однако только часть этих проектов вступила в силу; среди них v запрет на расистскую и ксенофобскую символику. После трагических событий этой недели вопрос снова обострился. Министр внутренних дел высказался оптимистично: «Наше новое законодательство разрешает нам применять санкции, которые раньше были невозможны. Эти меры позволят избежать того, чтобы около спортивных полей какой-нибудь псих или несколько психов совершали преступления». Мнение главы испанской полиции Агустина Диаса де Меса, считающего, что акты агрессии контролировать невозможно, прозвучало более туманно и пессимистично: «Иррациональность человеческой жизни v это проблема не политическая, не географическая, не полицейская-».
Не упустила повода выразить свое недовольство политикой правительства и оппозиция. «У нас серьезная проблема с обеспечением безопасности на стадионах, хотя уже год назад правительство НП объявило о принятии мер, которые так и остались пустой болтовней», v заявил один из лидеров ИСРП Л.Р. Сапатеро. Депутат от социалистов Херонимо Ньето также отметил провал мер, направленных на борьбу с агрессией. Он указал на ослабление бдительности служб безопасности в окрестностях стадионов: «Сегодня трагический день для спорта. Власти обязаны сделать все, чтобы такого не повторилось. Эта операция провалилась».
Народная партия, со своей стороны, назвала деятельность ИСРП «подрывной» и направленной на то, чтобы косвенно обвинить правительство. Она обратилась к спортивным клубам с просьбой, чтобы они продолжали участвовать в борьбе, цель которой v «стереть чудовищ с лица земли».
Глава местной полиции Хосе Рамон Онеха признал, что службы безопасности не всесильны: «Все делают все возможное, но не всегда удается принять достаточные меры предосторожности».
El Mundo опубликовал материал об обращении главы испанского правительства Хосе Марии Аснара к предпринимателям. Адресуясь к руководителям крупных компаний, Аснар попросил их защищать Конституцию и указал на то, что «каждый шаг в направлении нестабильности конституционной системы ставит под угрозу и предприятия, и работников, и всю экономику в целом». В своей речи перед членами союза предпринимателей (CEOE) Аснар подчеркнул «важность» той экономической системы, которая была принята 2 года назад в рамках Экономического и Социального Совета: «Сделать рынок Испании разрозненным равнозначно тому, чтобы упустить возможности». Глава правительства добавил, что нельзя «подвергать сомнению основы» устройства рынка, которые «позволили стране развиваться».
Накануне празднования 25-летнего юбилея действующей конституции, Аснар напомнил о событиях XIX века, когда страна «развлекалась тем, что создавала и отменяла конституции». Привело это к тому, что Испания не достигла такого уровня экономического развития, как некоторые другие страны. «Именно к этому состоянию нас и хотят вернуть. Но никто не сможет вернуть нас к этому, v заявил Аснар. v Мы будем защищать основы этого здания [действующей Конституции], и никто не может утверждать, что ему здесь не хватает места, неудобно и невозможно действовать со всей свободой».
Среди многочисленных высказываний Аснара, процитированных El Mundo, одно особенно выделяется своей категоричностью: «Никто не будет нарушать правила, никто не будет нарушать Конституцию, никто не будет нарушать демократические принципы v и, разумеется, никто не будет разрушать Испанию».