В последние годы социологами неоднократно отмечались изменения, произошедшие в последние два десятилетия с массовым чтением в России и c представлениями современного читателя о литературе. Так, по результатам опросов, 55% взрослых россиян признались, что не покупают книг, а 46% - что не читают их. Даже самые образованные и продвинутые читатели сегодня ориентированы на массовое потребление, и более половины из них не могут назвать книг или авторов, которые произвели на них сильное впечатление за последние годы. «Полит.ру» публикует статью Бориса Дубина и Наталии Зоркой о современной культуре чтения, в которой речь идет о социокультурных обстоятельствах, повлиявших на изменение ситуации с массовым чтением, а также о динамике читательской активности в отношении разных категорий словесности. Статья опубликована в новом номере журнала «Вестник общественного мнения» (2008. №6), издаваемого Аналитическим Центром Юрия Левады.
В сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами перестройки, картина массового чтения россиян на протяжении 1990-х и, особенно, 2000-х гг. заметно изменилась. Определяющими здесь выступают несколько взаимосвязанных социокультурных процессов. Все они в конечном счете связаны с длительным разложением советского общества, централизованно-бюрократической системы мобилизации населения, его единообразной социализации и идеологического внушения, планового управления массами людей и проходили на фоне крупномасштабных и противоречивых экономических изменений (внедрение начал рыночной экономики, обеднение большинства групп российского населения), сдвигов в системе политических институтов (внешняя демократизация, которая во многом повлекла за собой массовую потерю доверия к социальным институтам вообще, включая, среди прочих, школу и библиотеку). Мы уже писали об этом подробно в прежней публикации [1]. Напомним основные социокультурные обстоятельства, влиявшие на изменение картины массового чтения: распад советской интеллигенции и ее просветительской идеологии, потеря ведущей культурной роли государственной массовой библиотеки — главного организатора чтения в советскую эпоху, разгосударствление и коммерцилизация издательской деятельности, развал прежней системы централизованного книгораспространения, соответственно — углубляющийся разрыв между «центрами» и периферией общества. Представления о литературе, образ книги, фигура автора все чаще выступают сегодня продуктом массмедиальных, рыночных технологий, причем в самых «агрессивных» вариантах (promotion, публичный скандал, телевизионная «раскрутка»).
За 2000-е гг. особенно активно оформлялась система «глянцевых» журналов, демонстрирующих образцы модного потребления и особого стиля поведения наиболее зажиточного меньшинства российского населения, успешной «офисной» молодежи крупнейших городов. Этот тип печатных коммуникаций тесно связан, во-первых, с системой аудиовизуальных СМИ, во-вторых, с клубными формами коллективной жизни данного слоя, частыми деловыми и туристическими поездками (чтение в самолете), он включен в процессы формирования и циркуляции моды и, наконец, претендует на роль культуры как таковой и выступает сегодня, по крайней мере для большинства российской молодежи и молодых взрослых, рекомендателем любых покупок: от мехов и драгоценностей до дисков, фильмов и книг.
В самое последнее время в рамках общего огосударствления публичной жизни и средств массовой коммуникации за 2000-е гг. наблюдаются попытки государства вернуть себе некоторые возможности воздействия как на издательскую сферу, так и на библиотечную систему (например, «Национальная программа поддержки и развития чтения», государственное спонсирование журналов и их распространения и др.) [2]. Однако эта деятельность, как будет показано ниже, пока что не имеет сколько-нибудь серьезного влияния на массовое чтение.
Примерно с середины 1990-х и особенно заметно в 2000-е гг. идет фрагментация читательской публики, ее дробление на все более мелкие сегменты. Подобная фрагментация в общем плане захватывает практически всех, весь российский социум. Она связана с установкой большинства населения на пассивную адаптацию к социальным переменам, когда выживать кажется проще «по одному», узким кругом «своих». Покажем это на данных об издании книг, газет и журналов (см. табл. 1).
Годы | Количество названий книг (тыс.) | Общий тираж (млн.) | Средний тираж |
1990 | 41 234 | 1 553,1 | 37,7 |
1995 | 33 623 | 475,0 | 14,13 |
2000 | 59 543 | 471,2 | 7,91 |
2005 | 95 498 | 669,4 | 7,0 |
2007 | 108 791 | 665,682 | 6,118 |
Количество издаваемых книг за 1990–2007 гг. увеличилось в 2,6 раза, при этом средний тираж сократился в 6,1 раза. В целом похожая тенденция, хотя и со своими нюансами, наблюдается после 2000–2001 гг. в динамике газетных и журнальных изданий (см. табл. 2, 3).
Годы | Количество газетных изданий | Разовый тираж (млн.) |
1990 | 4808 | 166 |
1995 | 5101 | 122 |
2000 | 5758 | 109 |
2005 | 7535 | 177 |
2006 | 8250 | 192 |
Годы | Количество журнальных изданий | Годовой тираж (млн.) |
1990 | 3681 | 5010 |
1995 | 2471 | 299 |
2000 | 3570 | 607 |
2005 | 4874 | 1150 |
2006 | 5429 | 1201 |
Число газет в последние 20 лет последовательно растет. Однако их тиражи в 1990-е гг. постоянно и заметно сокращались. В 2000-е они начали расти и по общему разовому выпуску сегодня превысили показатели 1990 г., хотя по тиражу каждого отдельного издания пока еще не набрали прежнего уровня. Иначе говоря, количество изданий увеличивалось опережающими темпами по отношению к росту тиражей.
Еще резче эта тенденция видна на журналах. Падение их тиражей к середине 1990-х гг. было обвальным, сокращалось, хотя не столь резко, и количество журнальных изданий. Но к 2000‑му г. начался и по сей день наблюдается рост и числа журналов, и их тиражей. Причем темпы тиражного роста в данном случае несколько выше, чем скорость увеличения числа изданий, однако сокращение журнальных тиражей за 1990-е гг. было настолько сильным, что до тиражных показателей 1990 г. нынешним журналам еще очень далеко. Так что и здесь побеждает тенденция ко все большей фрагментации читательских аудиторий. У газет эти аудитории более массовидные, у журналов более дробные, но тенденция к размельчению аудиторий сквозная.
Показательно, что в стране отсутствует национальная газета или набор из нескольких подобных газет, которые бы конкурировали за самую широкую аудиторию. В еще большей степени это характерно для журналов. Функцию источника, общего для всех, в этих условиях выполняет телевидение, которое, с одной стороны, практически полностью огосударствлено и подчинено интересам центральной власти, а с другой — все более единообразно по жанровой сетке вещания, набору транслируемых смысловых образцов [4]. Наиболее популярная разновидность журналов в сегодняшней России — это тонкие иллюстрированные издания с фотографиями звезд телеэкрана и подробной, аннотированной программой телепередач, фактически выступающие бумажным приложением к телевизору.
Так или иначе, рост книжного и журнального предложения на рынке, ориентированном в последние годы по преимуществу на массовый вкус к развлечениям, заметно контрастирует с постоянным и все более значительным сужением в этом плане возможностей библиотек за то же самое время.
Число общедоступных библиотек, их фонды и количество абонентов, начиная с 1990 г. последовательно сокращались (см. табл. 4).
1990 | 1995 | 2000 | 2004 | 2006 | 2006/1990 | |
Число общедоступных библиотек (тыс.) | 62,6 | 54,4 | 51,2 | 49,9 | 48,3 | 0,77 |
Численность читателей в них (млн.) | 71,9 | 60,2 | 59,6 | 58,2 | 57,8 | 0,8 |
Особенно заметным было это сокращение в городах, где концентрируются люди с более высоким образованием, уровнем жизни, более развитыми интересами и запросами; количество сельских библиотек за 2000-е гг. даже несколько выросло. Пользователями библиотек сегодня остались почти исключительно те группы, которым по их социальным, финансовым, символическим ресурсам не приходится всерьез рассчитывать на альтернативные источники нужных и интересных книг: у них нет денег на книгопокупку, они не располагают большими собственными библиотеками.
Вот как изменились показатели частоты чтения за последние 5 лет [5].
Как видим, за последние пять лет заметнее всего сократилась читательская аудитория журналов, причем, в отличие от газет и книг, сокращение затронуло как их постоянных читателей, так и обращающихся к ним от случая к случаю. Это связано с функциональной формой и назначением журнала как типа издания, типа публичной коммуникации в том виде и назначении, в каких он сложился в новое и новейшее время.
Журнал (не берем сейчас специальные и ведомственные издания), во-первых, консолидирует группу, объединенную некоей программой, разделяемыми ценностями, образом мира, а во-вторых, выносит ценности и образцы данной группы в межгрупповое, публичное пространство. Именно таких групп с разделяемыми ценностями и общей программой в советской и постсоветской России вообще было очень мало, а те, которые существовали, рассыпались или рассыпаются в ходе политических, экономических, социокультурных перемен 1990 — начала 2000-х гг. Публичное пространство, сфера совместного, общего за 2000-е гг. резко сократилась. Она замещена телевидением, т. е. не активной дискуссией, а пассивным и не очень сосредоточенным («рассеянным»), но ежедневным и многочасовым посматриванием на экран.
Крушение группового уровня существования общества и выразилось в виде краха журналов (журнальных тиражей) после «бума» рубежа 1980–1990-х: снижения подписки на них, массового отказа от их чтения, внутренних редакционных пертурбаций; свою роль здесь сыграло и чувствительное удорожание расходов на почтовую пересылку, нарушение регулярности и надежности почтовых коммуникаций. Так что наиболее хрупким оказался именно групповой уровень российского социума, а вместе с ним — поле представления и состязания групповых ценностей и символов, публичная сфера. Сегодня радиус действия распространяемых журналами групповых образцов стал совсем коротким: остались лишь «первые читатели», те, кто без подсказки читают первыми (да и то все чаще сегодня — через Интернет, его «Журнальный зал» и другие сайты). Не стало вторых и третьих читателей — нет подхвата и расширения контекста, трансформации значений, а значит, нет перспективы их универсализации, общего и подвижного смыслового мира. Можно сказать, нет процессуальной динамики, заинтересованного взаимодействия между группами, а есть лишь мелькание и смена фигур на модном подиуме, будь то политический, литературный, музыкальный, кинематографический. Неслучайно основным способом организации и подачи информации в прессе, на телевидении, в Интернете стали сегодня лонг- и шорт-листы, рейтинги «звезд» (сюда же относится жанр пародий на соревнование — нарочито бессмысленные состязания и их «антилидеры», которых особенно много на нынешнем телевидении).
37% взрослых россиян сегодня не читают газет. Среди постоянных читателей выделяется категория респондентов, старших по возрасту и имеющих высшее образование. Среди респондентов, вообще не читающих газеты, напротив, «лидирует» молодежь. Показатели равнодушия к газетам высоки также среди москвичей (42%) и россиян с образованием ниже среднего (44%) (см. табл. 5).
Всего | Читаете ли Вы газеты, и если да, то как часто? | ||||
Постоянно, практически ежедневно | Иногда, от случая к случаю | Никогда, очень редко | Затрудняюсь ответить | ||
Пол | |||||
Мужской | 46 | 23 | 37 | 39 | 1 |
Женский | 55 | 20 | 44 | 35 | 2 |
Возраст | |||||
18–24 года | 14 | 12 | 36 | 51 | 1 |
25–39 года | 27 | 16 | 45 | 37 | 2 |
40–54 года | 30 | 24 | 45 | 29 | 1 |
55+ | 29 | 30 | 33 | 35 | 2 |
Образование | |||||
Высшее | 20 | 27 | 44 | 28 | 1 |
Среднее, сред.-спец. | 46 | 22 | 42 | 35 | 2 |
Ниже среднего | 34 | 16 | 37 | 44 | 2 |
Размер населенного пункта | |||||
Москва | 7 | 19 | 36 | 42 | 3 |
Более 500 тыс. | 21 | 21 | 40 | 38 | 2 |
От 100 до 500 тыс. | 20 | 22 | 40 | 36 | 2 |
Города до 100 тыс. | 26 | 20 | 45 | 34 | 2 |
Село | 26 | 23 | 38 | 38 | 1 |
Среди общероссийских общественно-политических газет по популярности лидируют следующие (см. график 4).
В целом население России явно предпочитает сегодня местную прессу, как общественно-политическую, так и развлекательную, скандальную, рекламную. Типы газет, которые респонденты более или менее регулярно просматривают, образуют следующую иерархию по популярности (см. график 5).
В обращении к местной прессе общего типа лидируют россияне с образованием ниже среднего (65% данного слоя), представители старших возрастных групп (68% данного контингента), жители села (70%). В чтении же развлекательных газет, «желтой» прессы как местного, так и федерального уровня (скандалы, сенсации и т. п.), а также спортивных изданий и газет с кроссвордами, лидируют, напротив, самые молодые и обеспеченные респонденты, россияне с высшим образованием, жители Москвы — наиболее образованная, урбанизированная, активная и успешная часть российского населения.
Журналы сегодня не читают 54% взрослого населения России (табл. 6).
Всего | Читаете ли Вы журналы, и если да, то как часто? | ||||
Постоянно, практически ежедневно | Иногда, от случая к случаю | Никогда, очень редко | Затрудняюсь ответить | ||
Пол | |||||
Мужской | 46 | 6 | 29 | 62 | 3 |
Женский | 55 | 11 | 40 | 48 | 1 |
Возраст | |||||
18–24 года | 14 | 12 | 44 | 43 | 1 |
25–39 года | 27 | 9 | 42 | 47 | 2 |
40–54 года | 30 | 8 | 36 | 55 | 2 |
55+ | 29 | 7 | 24 | 68 | 2 |
Образование | |||||
Высшее | 20 | 12 | 45 | 42 | 1 |
Среднее, сред.-спец. | 46 | 9 | 38 | 52 | 2 |
Ниже среднего | 34 | 8 | 26 | 64 | 2 |
Размер домашней библиотеки | |||||
До 100 книг или нет библиотеки | 60 | 7 | 30 | 62 | 2 |
От 100 до 500 книг | 30 | 11 | 46 | 42 | 1 |
Свыше 500 книг | 6 | 23 | 38 | 36 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 9 | 36 | 52 | 4 |
Размер населенного пункта | |||||
Москва | 7 | 8 | 45 | 46 | 1 |
Более 500 тыс. | 21 | 12 | 36 | 51 | 1 |
От 100 до 500 тыс. | 20 | 7 | 33 | 57 | 2 |
Города до 100 тыс. | 26 | 9 | 37 | 53 | 1 |
Село | 26 | 9 | 32 | 58 | 2 |
Постоянными читателями журналов сегодня несколько чаще других групп выступают женщины (11%), самые молодые респонденты, россияне 18–24-х лет (12% данной группы), россияне с высшим образованием (12%), жители крупнейших городов страны (12%, но не Москвы), люди с высоким потребительским статусом (могут покупать все, кроме самых дорогих вещей — 16%). Уровень образования уже не является ведущим фактором, формирующим интерес к чтению журналов и круг журнального, а во многом и книжного чтения, профиль читаемого — на образование сильнейшим образом накладываются половозрастные и поколенческие факторы, уровень урбанизированности (место жительства), а особенно — потребительский статус опрошенных, их статусно-символические аспирации и ориентиры.
Важно подчеркнуть, что к перечисленным выше подгруппам неприменим прежний библиотековедческий термин «лидеров чтения». Во-первых, они привязаны к коммуникативным каналам, а не осуществляют отбор, оценку, осмысление, обобщение отдельных образцов, — коротко говоря, они выступают массовыми потребителями, но не обладают экспертной функцией, да и экспертными компетенциями. Во-вторых, они не заняты распространением отобранных ими образцов на более широкие аудитории, а либо сами представляют собой массовую публику, либо — более обеспеченные и амбициозные — замыкаются в кругу «своих», которых объединяет стиль статусно-символического потребления. Показательно, что ни прессу, ни телевидение наши респонденты не относят к значимым для них каналам рекомендации того, что стоит читать (график 6).
К специализированной научной периодике в среднем обращаются 8% опрошенных, к «модным» и дорогим глянцевым журналам («Эсквайр», «Афиша» и др.) — 5%, к «толстым» литературным журналам — 1,5%.
Таким образом, центр интересов читателей журнальной периодики образуют сегодня здоровье, мода и развлечения (в женском и мужском вариантах, но вариантах в любом случае молодежных, массовых, более дешевых и потому широко распространенных — отсюда преимущества «тонких» журналов), телевидение и дом, в меньшей степени — научно-популярная информация о мире.
Москвичи лидируют в обращении лишь к двум, но характерным типам журналов:
Иными словами, москвичи сильнее всех других россиян привязаны к телевизору и общественно-политическим новостям, а также к сенсациям вокруг культуры (а значит, опять-таки к телевизору). Обратим внимание на то, что самые молодые респонденты заметно дистанцируются от обоих этих типов изданий — их показатели чтения таких журналов самые низкие. При этом самые популярные «тонкие журналы, как женские, так и с телепрограммой, примерно одинаково распространены в группах с разным потребительским статусом, кроме самых малообеспеченных: при обращении к ним более значимы возраст (молодой) и пол (женский).
Научно-познавательные чаще читают россияне с высшим образованием зрелого возраста (40–54 года), живущие в крупных и средних городах страны. Этот же контингент, но только более молодой (25–39 лет), чаще других обращается к научной периодике. Издания о саде и огороде чаще фигурируют в чтении россиян старших возрастных групп — 40 лет и более, причем наименее обеспеченных («Едва сводим концы с концами»). Наименее обеспеченные активны и в обращении к журналам с кроссвордами: их культурные интересы сужены, остается лишь самое доступное.
46% взрослых россиян не читают книг (табл. 7).
Всего | Читаете ли Вы книги, если да, то как часто? | ||||
Постоянно, практически ежедневно | Иногда, от случая к случаю | Никогда, очень редко | Затрудняюсь ответить | ||
Пол | |||||
Мужской | 46 | 13 | 33 | 51 | 3 |
Женский | 55 | 19 | 37 | 42 | 1 |
Возраст | |||||
18–24 года | 14 | 16 | 40 | 42 | 2 |
25–39 года | 27 | 14 | 38 | 45 | 3 |
40–54 года | 30 | 17 | 39 | 42 | 2 |
55+ | 29 | 17 | 26 | 55 | 2 |
Образование | |||||
Высшее | 20 | 25 | 39 | 34 | 2 |
Среднее, сред.-спец. | 46 | 18 | 38 | 43 | 2 |
Ниже среднего | 34 | 9 | 31 | 57 | 3 |
Размер домашней библиотеки | |||||
До 100 книг или нет библиотеки | 60 | 8 | 32 | 57 | 3 |
От 100 до 500 книг | 30 | 27 | 45 | 27 | 1 |
Свыше 500 книг | 6 | 52 | 27 | 19 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 8 | 28 | 57 | 7 |
Размер населенного пункта | |||||
Москва | 7 | 19 | 36 | 45 | 1 |
Более 500 тыс. | 21 | 20 | 37 | 41 | 3 |
От 100 до 500 тыс. | 20 | 20 | 38 | 38 | 4 |
Города до 100 тыс. | 26 | 15 | 35 | 50 | 1 |
Село | 26 | 12 | 34 | 53 | 2 |
Постоянными читателями книг сегодня несколько чаще других групп выступают женщины (19% данной группы), россияне с высшим образованием (25%), жители крупных и средних городов страны (по 20%, им немного уступают москвичи — 19%), респонденты с высоким потребительским статусом (20%).
При этом самые молодые россияне стали за последние 10–15 лет читать книги, по их самооценкам, больше, россияне зрелого возраста (40–54-х лет), респонденты с высшим образованием, напротив, меньше, а пожилые россияне чуть ли не вовсе перестали за эти годы читать книги. Две трети опрошенных (64%) считают, что, по сравнению с концом 1980 — началом 1990-х гг. интерес к книгам у россиян понизился. Реже других эту точку зрения высказывают самые молодые из опрошенных и молодые взрослые (по 54%), россияне с высоким потребительским статусом (те же 54%), жители Москвы (48%).
В чтении книг произошли и заметные содержательные изменения. Если в конце 1980-х ощущался сильнейший дефицит именно тех жанров, которые были наиболее востребованы массовым читателем и посетителем городской, районной, сельской библиотеки (детектив, книги о войне, о любви, историко-приключенческая литература, исторический роман и небеллетристические издания по истории, биографии замечательных людей), то сегодня можно говорить об относительном насыщении массового интереса к книгам (табл. 8).
Вариант ответа | 2005 N=2100 | 2008 N=2000 |
Не читаю художественную литературу | 20 | 8 |
«Женский» детектив | 20 | 28 |
Женская проза, любовные романы | 18 | 19 |
Российский боевик | 21 | 24 |
Историко-приключенческая классика | 17 | 23 |
Современная историческая проза | 15 | 14 |
Русская советская классика | 11 | 15 |
Классические зарубежные детективы | 8 | 14 |
Книги о ВОВ | 9 | 14 |
Русская дореволюционная классика | 7 | 9 |
Зарубежная классика | 6 | 9 |
Традиционная фантастика | 6 | 9 |
Фэнтези | 5 | 8 |
Мистика | 5 | 6 |
Советские романы-эпопеи | 6 | 12 |
Современная отечественная проза | 4 | 6 |
Новые западные детективы | 5 | 7 |
Современная зарубежная проза | 3 | 6 |
Поэзия | 3 | 4 |
Книги об афганской, чеченской войне | - | 6 |
Литература бывших советских республик, других народов России | - | 4 |
Модная «гламурная» литература | 3 | 4 |
Как видим, число не читающих художественную литературу за последние три года сократилось. При этом больше всего не читающих беллетристику — среди самых молодых мужчин, более обеспеченной части населения (здесь их 11-12% при средних по выборке 8%).
На массовую, серийную, жанровую беллетристику более или менее перешли читатели, принадлежащие практически ко всем половозрастным и образовательным группам российского населения. Полюс относительного интереса к классике — москвичи, люди с высшим образованием, принадлежащие к старшему возрасту; полюс относительного интереса к современной словесности, включая ее гламурные варианты, — опять-таки москвичи, люди с высшим образованием, но в данном случае — молодежь и молодые взрослые (25–39-ти лет). Любовная литература, массовая остросюжетная словесность, включая книги на исторические темы, сдвинулась в более периферийные и менее обеспеченные группы читателей, тогда как относительно более благополучные, информированные, имеющие более широкий доступ к книгам жители столицы несколько чаще удерживают авторитет «высокой» классики (более старшие группы) или же сосредоточены на современной и модной словесности (столичная молодежь и молодые взрослые).
Важно помнить, что массовая литературная культура структурируется для читателя темами, жанрами, сериями, но не именами, даже если это имена лидеров читательского спроса. Фамилии авторов и названия книг крайне редко остаются в памяти читателей еще и потому, что установка на развлечение, на то, чтобы развеяться, отвлечься от повседневности, не ориентирует читателей на запоминание впечатлений.
Часто книгу вообще не воспринимают как нечто самостоятельное: она ведь серийная, такая же, как у других, из того же ряда, что была предыдущая, ее читают по дороге на работу, она переживается (если переживается) лишь в момент чтения, но чаще всего не откладывается в памяти. Поэтому большинство опрошенных россиян (58%) не смогли назвать книг, которые произвели на них самое сильное впечатление, открыли нечто новое, а названные книги или, чаще, фамилии авторов настолько разрознены, что каждую из них упоминают в лучшем случае 1-2% опрошенных (Л. Толстой, М. Шолохов, В. Пикуль). Иными словами, читательская культура крайне раздроблена, в ней отсутствуют объединяющие, интегративные начала, устойчивые, передающиеся во времени символы и авторитеты. Другой вопрос, об именах отечественных писателей и поэтов XX–XXI вв., которых опрошенные считают самыми выдающимися (предлагалось назвать пять фамилий), дал похожие результаты. Выше границы допустимой статистической погрешности оказались лишь несколько имен, в число которых респонденты включили не только Л. Толстого (что хронологически допустимо, хотя преобладающая часть его писательской биографии все-таки относится к XIX в.), но и Пушкина. Вот каковы эти несколько имен (в % от числа опрошенных):
Половина опрошенных (49%) вообще не смогли назвать ни одного имени. Несколько чаще среднего приведенные выше имена называли россияне с высшим образованием, постоянно читающие книги, пользующиеся государственными библиотеками и имеющие дома свыше 500 книг.
Людей, не читающих нон-фикшн, среди читателей книг заметно больше, чем нечитателей беллетристики. Можно сказать, что читать сегодня в России (это довольно сильно расходится с тенденциями в развитых странах Запада) означает читать художественную литературу (табл. 9).
Вариант ответа | 2005 N=2100 | 2008 N=2000 |
О здоровье, лечении | 22 | 24 |
Книги по специальности | 18 | 19 |
Книги по кулинарии | 18 | 22 |
Учебная литература | 16 | 14 |
Полезные советы на все случаи жизни | 10 | 16 |
О доме и быте | 8 | 11 |
По психологии | 7 | 10 |
О загадочных явлениях | 8 | 10 |
Энциклопедические словари | 6 | 10 |
По религии | 6 | 5 |
О природе, животных | 6 | 8 |
По истории | 5 | 8 |
О поддержании физической формы | 3 | 7 |
Мемуары, ЖЗЛ | 4 | 6 |
Книги для чтения детей по школьной программе | 4 | - |
По экономике, бухгалтерии, праву | 4 | 4 |
Языковые словари | 2 | 4 |
О странах и городах мира | 2 | 6 |
О науке, открытиях | 3 | 6 |
О войнах, военной технике | 3 | 4 |
По философии | 3 | 4 |
По компьютерам | 4 | 6 |
О мировой культуре и пр. | 3 | 4 |
О личной жизни политиков | 3 | 7 |
Сонники, магия, гадания | 2 | 4 |
Сборники афоризмов | 1 | 4 |
Об этикете | 1 | 4 |
Аудиокниги | 1 | – [7] |
Кроме художественной литературы ничего не читаю | 22 | 23 |
Несколько увеличилась за три года доля читателей небеллетристических книг, имеющих самое общее назначение, но скорее обращенных к женщинам — полезные советы на все случаи жизни, пособия по кулинарии, книги о поддержании хорошей физической формы, энциклопедические словари; более женский «профиль» массового чтения сегодня заметен и в сфере нон-фикшн. Как показали исследования середины 1990-х гг., круг интересов россиян вообще достаточно узок [6], а в ходе социальных перемен тех и последующих лет (дефолт 1998 г. и др.) он стал для большинства еще ýже. В связи с зарубежным туризмом, достаточно популярным сегодня 7среди более молодой и благополучной части российского населения, немного выросла доля интересующихся книгами о странах и народах мира, скорее всего, путеводителями (рост здесь произошел прежде всего в группе мужчин 25–39-лет, жителей средних городов, уже имеющих средства для далеких путешествий).
В целом перемены в интересе к нон-фикшн более скромные, нежели в обращении к беллетристике. Слабее выражена здесь и групповая дифференциация предпочтений: многие типы не-художественной литературы (о природе и животных, о поддержании физической формы, кулинарии, войнах, военной технике) составляют примерно равный интерес у нескольких или даже всех социально-демографических групп опрошенных. Основное размежевание тут идет по линии столица/периферия и обеспеченные/необеспеченные группы. За исключением нехудожественных книг самого общего назначения, к нон-фикшн чаще обращаются относительно более благополучные жители Москвы. Редкие исключения — книги о здоровье и лечении болезней (к ним чаще других обращаются жители села); учебная литература и книги о странах и городах мира (те и другие чаще выбирают молодые жители средних городов). Книги о здоровье, литература по религии и полезные советы на все случаи — предмет повышенного интереса в наименее обеспеченных слоях россиян, по преимуществу — россиянок.
Больше всего не читающих нон-фикшн — среди россиян старшего возраста, с образованием ниже среднего. Наоборот, активнее всего в чтении не-художественной литературы — три социально-демографические группы:
В чтении даже самых образованных и продвинутых читательских групп сегодня очевидны ориентации на пассивно-адаптивный тип культурного поведения и потребления, отсутствие аналитического интереса к окружающей современности во всех ее противоречивых чертах, склонность к развлечению и эскапизму, усреднение вкусов. Показательны в этом плане и более общие тенденции, прослеживающиеся с середины 1990-х гг. в досуговом поведении людей.
Подавляющее большинство россиян перестали проводить свободное время за пределами дома, редко занимаются чем-то отличным от рутинных домашних занятий. Исключение составляет лишь регулярное общение с родными и друзьями. В то время как подавляющее большинство опрошенных (73%!) хотя бы раз в месяц и чаще ходят в гости и принимают гостей у себя, а также встречаются с друзьями вне дома, социально активные, городские формы проведения досуга — походы в кино, театры, на выставки, концерты, занятия спортом, посещения спортивных состязаний и пр., предполагающие хоть какую-то дифференциацию предпочтений, социокультурных ориентаций, интересов — характерны лишь для очень незначительной части респондентов. Это по преимуществу достаточно обеспеченная молодежь крупных городов и столицы (табл. 10).
Вариант ответа | Раз в неделю и чаще | 1-3 раза в месяц | Реже | Практически никогда |
ходите в кино | 6 | 11 | 23 | 61 |
ходите в театр, на концерт | 3 | 7 | 27 | 64 |
ходите в гости и сами принимаете гостей | 40 | 33 | 21 | 7 |
встречаетесь с друзьями вне дома | 51 | 22 | 18 | 9 |
Мы уверены, что дело здесь не в низкой платежеспособности значительной части россиян: резкий процесс «доместикации» досуга и коммуникативной активности связан прежде всего с продолжающимся разложением прежних советских институтов, обеспечивавших воспроизводство культуры, распадом культурных и социальных элит, оказавшихся в условиях резких экономических и политических перемен неспособными к инновативному поведению, — с атомизацией и фрагментацией общества, разложением социальных форм советского типа, заданных «сверху» или «извне» государственно-централизованными структурами и институтами (системой образования и воспитания, институтами государственной культурной политики, государственными СМИ и проч). Речь, в частности, идет о распаде оформившихся в поздние советские времена массовых укладов городского образа жизни, о своеобразной дезурбанизации тех, кто вышел из молодежного возраста; этот распад виден и в самой структуре позднесоветского города, которая то здесь, то там (особенно в отдельных районах крупнейших городов) взламывается или инкрустируется импортированными элементы западной массово-развлекательной и потребительской культуры.
Если в досуговой активности, повседневном социальном взаимодействии большинства россиян сегодня доминирует «ближний круг», то в сфере массовой коммуникации безраздельно господствует центральное телевидение (табл. 11).
Вариант ответа | Ежедневно | Раз в неделю и чаще | 1-3 раза в месяц | Реже | Практически никогда |
смотрите телевизор | 83 | 13 | 1 | 1 | 2 |
слушаете радио | 42 | 22 | 3 | 9 | 24 |
читаете газеты | 19 | 56 | 9 | 6 | 9 |
читаете художественную литературу | 14 | 26 | 17 | 22 | 20 |
читаете журналы | 6 | 39 | 22 | 16 | 17 |
Практически все россияне смотрят телевизор, довольно значительна доля регулярно и часто слушающих радио (это занятие носит преимущественно фоновый характер), а регулярное чтение газет и журналов опережает чтение книг.
Среди читателей газет преобладают те, кто обращается к местной печати и газетам, подающим себя как таблоиды или приближающимся к ним по своему типу. Доля людей, регулярно читающих ежедневную общероссийскую печать, невелика — как правило, она не выходит за пределы статистической погрешности, допустимой в исследованиях подобного типа. Сходная ситуация сложилась и в чтении журналов: общеполитические, экономические и финансовые журналы регулярно читают не более 5-6% опрошенных. Такая ситуация с чтением газет и журналов наблюдается уже многие годы. Увеличение общей читательской аудитории газет или журналов в последнее время происходит прежде всего за счет изданий, ориентированных на самого массового читателя, более того — эксплуатирующих низовые страхи, стереотипы и комплексы.
В обществе растет разрыв между разными коммуникативными сообществами россиян (центром и периферией страны, более и менее образованными и успешными, руководителями и рядовыми работниками и проч.), увеличивается зазор между интегративным уровнем «всех» (в данном случае — телезрителей) и фрагментарными группами «немногих» (читателей «серьезной» печати). Рынок СМК, работающий в категориях рейтингов, популярных форматов, брендов, подстраивающийся под насаждаемый им же спрос, лишенный идеи культуры и самодеятельного, взыскательного индивида, функционирует уже многие годы как процесс полупассивного и рассредоточенного приобщения к навыкам цивилизации, начиная с простейших форм вежливости, гендерных отношений, устройства дома. Он движим не инновационным поиском, а почти исключительно тиражированием привычного и рутинного, что, конечно, не может способствовать развитию универсальных форм общения, возникновению социальных движений и независимых ассоциаций, строительству современных институтов и форм гражданского действия.
Собственно печатная информация на традиционных бумажных носителях составляет сегодня лишь один из каналов, обеспечивающих доступ к содержанию текстов, будь они газетными, журнальными или книжными. Одним из таких относительно новых каналов выступает Интернет. Сегодня возможности электронной сети как источника текстов используют не более 15% взрослых россиян (табл. 12).
Вариант ответа | В % от числа опрошенных | В % от числа читающих в Интернете |
Учебная литература | 6 | 39 |
Специальная литература | 6 | 38 |
Газеты и журналы | 4 | 30 |
Тексты на информационно-новостных порталах | 4 | 24 |
Художественная литература | 3 | 19 |
Лидерами обращения к Интернет-каналам как источникам печатной информации являются самые молодые россияне: 18% их читают через Интернет учебную литературу, 12% — специальную, каждый десятый — художественную. Научной литературой через Интернет пользуются также специалисты, респонденты с высшим образованием (14% данной категории). Чаще других подгрупп к Интернету как источнику текстов обращаются и респонденты с высоким потребительским статусом: 14% из них интересует учебная литература в Сети, по 12% — газетно-журнальные тексты и специальная литература, 7% — тексты на информационно-новостных порталах, 6% — художественная словесность. При этом наименьшей популярностью Интернет как источник текстов для чтения пользуется у жителей Москвы. Хотя число пользователей Интернет-текстов в среднем пока невелико, они представлены наиболее молодыми и активными группами потребителей, т. е. перспективной потребительской группой.
Количественно еще более мала подгруппа пользующихся аудиокнигами — она составляет лишь 4% опрошенных. Здесь лидируют более молодые россияне (18–24-х и 25–39-ти лет — по 6% в каждой группе), респонденты с высшим образованием (8%) и высоким потребительским статусом (7%), москвичи (7%). Эти же группы чаще других выражают готовность пользоваться аудиокнигами в будущем.
Относительное большинство взрослых россиян, по их оценкам, стали за последние 10–15 лет читать книги меньше. Еще 16% опрошенных вообще не читали и не читают книги. Таким образом, доля сохранивших прежний уровень читательской активности или даже повысивших активность чтения книг составляет на нынешний день в сумме не более четверти взрослого населения. Это, по крайней мере, вдвое меньше, чем доля тех, кто снизил читательскую активность либо вовсе не читал и не читает книги (табл. 13).
Всего | Если говорить только о чтении книг, то по сравнению с тем, сколько Вы читали 10–15 лет назад, сейчас Вы читаете больше, примерно столько же, меньше, или практически перестали читать? | ||||||
Больше | Примерно столько же | Меньше | Практи- чески перестал читать | Не читал(а) и не читаю | Затруд- няюсь ответить | ||
Пол | |||||||
Мужской | 46 | 8 | 14 | 33 | 20 | 20 | 5 |
Женский | 55 | 11 | 15 | 36 | 19 | 14 | 4 |
Возраст | |||||||
18–24 года | 14 | 19 | 20 | 25 | 13 | 17 | 7 |
25–39 года | 27 | 9 | 15 | 39 | 17 | 16 | 4 |
40–54 года | 30 | 6 | 16 | 43 | 20 | 14 | 2 |
55+ | 29 | 5 | 11 | 30 | 27 | 21 | 5 |
Образование | |||||||
Высшее | 20 | 11 | 22 | 40 | 15 | 10 | 2 |
Среднее, сред.-спец. | 46 | 10 | 15 | 39 | 17 | 15 | 4 |
Ниже среднего | 34 | 9 | 10 | 26 | 25 | 23 | 6 |
Размер домашней библиотеки | |||||||
До 100 книг или нет библиотеки | 60 | 8 | 9 | 31 | 24 | 24 | 5 |
От 100 до 500 книг | 30 | 12 | 25 | 43 | 13 | 5 | 3 |
Свыше 500 книг | 6 | 24 | 23 | 43 | 5 | 1 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 3 | 12 | 16 | 30 | 22 | 18 |
Размер населенного пункта | |||||||
Москва | 7 | 11 | 20 | 32 | 20 | 14 | 3 |
Более 500 тыс. | 21 | 10 | 16 | 36 | 19 | 14 | 5 |
От 100 до 500 тыс. | 20 | 12 | 20 | 31 | 18 | 13 | 6 |
Города до 100 тыс. | 26 | 10 | 10 | 38 | 20 | 17 | 5 |
Село | 26 | 8 | 13 | 34 | 21 | 22 | 3 |
Потребительский статус | |||||||
Не хватает на продукты | 8 | 6 | 7 | 30 | 24 | 28 | 6 |
Не хватает на одежду | 24 | 8 | 9 | 35 | 22 | 22 | 4 |
Не хватает на вещи длительного пользования | 50 | 9 | 18 | 35 | 19 | 14 | 5 |
Не хватает лишь на дорогостоящие вещи | 17 | 16 | 18 | 35 | 15 | 12 | 4 |
Доля снизивших активность чтения наиболее велика среди россиян зрелого возраста, респондентов с высшим образованием, тогда как более активно читать книги стали прежде всего самые молодые россияне.
Однако именно зрелая и образованная часть россиян, а по преимуществу — россиянок, лидирует среди тех, кто в целом доволен тем, что читает. Как ни парадоксально при таких показателях снижения активности чтения, что приведены выше, уровень удовлетворенности собственным чтением среди взрослых россиян сегодня весьма высок: почти три четверти опрошенных (72%) в той или иной мере удовлетворены тем, что читают. Среди женщин и респондентов зрелого возраста (40–54-х лет) этот показатель достигает 76, среди опрошенных с высшим образованием — 78%.
Таким образом, активность чтения книг среди россиян снизилась, но каждая подгруппа нашла себе чтение более или менее по вкусу, потому в сумме респонденты вполне довольны кругом своего чтения. Больше других выиграли при этом те, кто в максимальной степени перешел на чтение массовой жанровой и модной, гламурной словесности — с одной стороны, женская и зрелая по возрасту часть образованных россиян, с другой (но уровень их удовлетворенности чуть меньше) — образованная молодежь.
Данные о каналах получения информации о книгах — важная характеристика актуальной читательской культуры, которая связана с общим состоянием социальной жизни, с институциональной структурой российского общества. В сегодняшнем чтении россиян присутствие таких агентов литературной социализации, приобщения к книжной культуре, как школа и шире — система образования, библиотека, а также печатные СМИ, стало минимальным. Соответственно, к минимуму свелась и роль экспертного (критического) сообщества. Перед нами — один из феноменов кризиса российских элит, точнее, кандидатов в элиту.
Относительное большинство читающих респондентов узнают о книгах у своих друзей и знакомых, в семье, у родственников, в гораздо меньшей степени — у коллег либо полагаются при выборе чтения «на себя». Прежние институты книжной культуры — библиотека, школа, вуз, литературная критика — не только утратили символическое значение и авторитет, но и роль в структурировании процессов массового чтения, представлении и распространении влиятельных образцов. Принципиально важно, что для большинства читателей авторитетной инстанцией выступают не специализированные группы, не профессионалы или эксперты, будь то учителя, библиотекари, преподаватели, критики или журналисты, а именно «свои», такие же, «как я». Это говорит о процессах обвальной массовизации и параллельной фрагментации читательской культуры, культурного усреднения.
Отметим, что среди учащихся и студентов только 30% говорят о том, что они узнают об интересующих их книгах из программы обучения, а среди молодежи 18–24 лет таких и вовсе лишь 18%. В группе людей с высшим образованием лишь каждый десятый узнает об интересных для себя книгах из газет или журналов. В группе образованных чуть более значимым оказывается круг коллег, соучеников, сокурсников (22 при 14% в среднем); среди руководителей этот показатель еще выше (26%), в этой последней подгруппе также и самый высокий показатель обращения к печатным изданиям как к каналу информации о книгах (14%; среди специалистов — 9%).
Главными каналами получения книг для чтения на протяжении всех последних лет являются в России покупка и неформальный круг друзей. Покупают книги для чтения ощутимо чаще респонденты с высшим образованием, москвичи, люди с высоким доходом и относительно высоким потребительским статусом (для которых проблематичной является только покупка «действительно дорогих вещей»), респонденты с высоким социально-профессиональным положением (руководители, управленцы). Получение книг от друзей и знакомых распространено во всех социально-демографических группах. Ощутимо ниже среднего показателя использование этого канала только среди руководителей и управленцев, людей с высоким потребительским статусом (30 и 33% при 43% в среднем).
Массовая библиотека, как канал получения художественной литературы, сохраняет значимость для одной шестой опрошенных (17%), причем прежде всего здесь выделяются учащиеся и студенты, для которых чтение в значительной мере связано с школьной или институтской программой и является обязательным. «Остаточная» значимость массовой библиотеки сохраняется и на социальной периферии — для малообеспеченных и малоимущих людей, живущих далеко от «центров» общества, особенно на селе. Это те группы населения, которые наименее активно включены в читательскую культуру.
Вариант ответа | Всего | Размер населенного пункта | ||||
Москва | Более 500 тыс. | От 100 до 500 тыс. | Города до 100 тыс. | Село | ||
В районной (городской) библиотеке | 17 | 9 | 13 | 14 | 18 | 23 |
В научной библиотеке, библиотеке вуза | 3 | 2 | 2 | 5 | 2 | 1 |
Покупаю в магазинах и на книжных рынках, в ларьках и пр. | 67 | 87 | 72 | 74 | 59 | 57 |
Покупаю в Интернете | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 |
«Скачиваю» из Интернета, читаю в Интернете | 4 | 7 | 5 | 5 | 1 | 2 |
Беру из своей домашней библиотеки | 32 | 38 | 32 | 32 | 33 | 27 |
Беру почитать у друзей, знакомых, сослуживцев | 43 | 47 | 42 | 35 | 49 | 44 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 5 |
Примерно треть опрошенных сообщили, что берут для чтения книги из своей домашней иблиотеки. Однако это не признак самостоятельности, богатства независимых культурных ресурсов, а скорее декларативная защита собственной дезадаптации, дезориентированности, слабости. Неслучайно этот показатель наиболее высок среди пожилых, пенсионеров, т.е. в тех группах постсоветского общества, где признаки социального неблагополучия и социальной изоляции особенно сильны.
Покупка книг через Интернет распространена еще очень незначительно и составляет не более 2-3% даже в самой обеспеченной среде, а также среди учащейся молодежи, максимально включенной в Интернет-активность. Чтение книг в Интернете и их «скачивание» распространены шире и в некоторых группах составляют заметную долю. Однако еще нельзя сказать, что даже в этих «продвинутых» группах Интернет-чтение и «скачивание» текстов сколько-нибудь значимо конкурируют с книгопокупкой.
Доля людей, не покупающих книги, составляет несколько больше половины взрослых россиян (55%, в 2005 г. — 52%), что выше, чем доля практически не читающих книги или читающих их крайне редко (46%). Книги реже покупают мужчины (62%), низкообразованные респонденты (68%), но особенно пожилые и малодоходные группы, которые в значительной мере пересекаются (среди пенсионеров таких 80%).
Покупательская активность резко сокращается с переходом в предпенсионный и пенсионный возраст (в группе 40-54 летних не покупают книги 49%, а в группе старше 55 лет — уже 74%). Явно просматривается связь покупательской активности с уровнем образования: среди респондентов с высшим образованием не покупают книги 40%, со средним и средним специальным — 51%, с образованием ниже среднего — 68%.
Наиболее четко покупательскую активность определяют субъективные оценки потребительского статуса. Чем выше доход и чем выше субъективная оценка потребительского статуса, тем выше доля покупающих книги и тем интенсивнее они используют все имеющиеся возможности.
Вариант ответа | Потребительский статус | |||
Не хватает на еду | Трудно покупать одежду | Трудно покупать ТДП | Трудно покупать действ. дорогие вещи | |
В обычных, небольших книжных магазинах | 12 | 21 | 32 | 34 |
В крупных книжных магазинах, книжных супермаркетах | 3 | 5 | 10 | 19 |
В книжных магазинах, отделах супермаркетов, торговых центров, мега-моллов | 1 | 3 | 7 | 7 |
В небольших специализированных магазинах, где есть то, что меня интересует | 4 | 3 | 5 | 7 |
В книжных киосках, на книжных развалах | 8 | 8 | 11 | 12 |
Через Интернет | -- | 0 | 1 | 4 |
Практически не покупаю книг | 75 | 68 | 50 | 39 |
Половина покупателей сообщают, что они приобретают книги для своей домашней библиотеки; примечательно, что чаще среднего об этом заявляют не только люди с высшим образованием (57% данной группы), руководители (57%), но и люди с самым низким потребительским статусом (56%), а еще чаще — пожилые (61%, группа старше 55 лет) и пенсионеры (65%).
Иными словами, символическая (или статусная) значимость домашней библиотеки постепенно теряет обязательную силу для людей активных социальных возрастов. Сфера «культуры» организована для них сегодня уже не так, как в советские времена, и обладание книгами перестает быть значимым идентификационным признаком, символом социального и культурного статуса. Хотя большинство опрошенных (53%) в ответ на вопрос, как они поступают с книгами, которые им не очень нужны и которые они вряд ли будут перечитывать, отвечают: «Продолжаю их хранить, ведь это моя домашняя библиотека», — остальные стараются от книг так или иначе избавиться. Самый часто упоминаемый способ при этом — «отдать тем, кому они могут понадобиться» (25%).
При этом чуть более трети опрошенных (34%) покупают книги, не собираясь их хранить. Особенно значимых социально-демографических и иных групповых различий здесь нет; ощутимо чаще среднего так поступают жители крупных городов, москвичи. Примечательно, что москвичи, по сравнению с жителями других типов поселений, не выглядят лидерами по разнообразию целей покупки книг, хотя доступность и разнообразие книг в Москве несопоставимо выше, чем в провинции и даже крупных городах. Единственный показатель, по которому москвичи активны явно выше среднего, — это покупка книг в подарок.
Вариант ответа | Всего | Тип поселения | ||||
Москва | Более 500 тыс. | От 100 до 500 тыс. | Города до 100 тыс. | Село | ||
Чтобы просто прочитать и отдать или выкинуть | 34 | 38 | 44 | 28 | 32 | 31 |
Для своей домашней библиотеки | 50 | 52 | 52 | 55 | 51 | 41 |
Для учебы | 16 | 14 | 16 | 20 | 13 | 17 |
Для работы | 13 | 11 | 14 | 11 | 13 | 17 |
Для детей | 21 | 17 | 12 | 22 | 24 | 26 |
В подарок | 21 | 27 | 17 | 26 | 17 | 22 |
Другое | 5 | 7 | 3 | 5 | 2 | 8 |
Затрудняюсь ответить | 2 | - | 1 | 1 | - | 5 |
Специалисты значительно чаще среднего покупают книги для работы — 28 при средних 13%. Учащиеся и студенты особенно активны в покупке книг для учебы — 72% данной группы. Чаще среднего издания для детей и книги в подарок покупают наименее обеспеченные покупатели (в группе с низким доходом, соответственно, по 27%, тогда как в группе с высоким — 21 и 22%). Символическая значимость книги, чтения, книжной культуры, раньше служившая отличительным признаком городской и столичной интеллигенции, сегодня удерживается по преимуществу в периферийных и малообеспеченных слоях российского социума.
За последнее время значительно сократилась доля тех, кто мог позволить себе потратить на книги лишь самую небольшую сумму (как можно предположить, это связано с ощутимым для большинства населения относительным повышением благополучия, уверенности в жизни, самооценок за последние полтора-два года).
Вариант ответа | 2005 | 2008 |
Более 1000 руб. | 3 | 9 |
501-1000 руб. | 7 | 16 |
201-500 руб. | 24 | 31 |
101-200 руб. | 27 | 26 |
До 100 руб. | 33 | 10 |
В настоящее время мы не можем позволить себе покупку книг | 6 | 4 |
Вместе с тем существенно возросла доля людей, готовых тратить на книги довольно много: более 500 рублей в месяц в 2005 г. готово было потратить 10% покупателей, в 2008 г. — 25%. Кроме уже сказанного, одним из возможных объяснений такой динамики может быть уменьшение среди покупателей доли наименее обеспеченных слоев населения и пожилых россиян: самые высокая доля не покупающих книги — в группе старше 55 лет, среди людей с низким доходом и самым низким потребительским статусом (74-75%).
Хотя за минувшие годы произошел ощутимый рост цен на книги, значительная часть опрошенных (в сумме 56%) заявляют, что могли бы тратить на их приобретение гораздо больше денег. Скорее всего, мы имеем здесь дело с декларативной готовностью покупать книги — ценностная отмеченность книгопокупки как знака поведения «культурного человека» все же частично сохраняется. Но такое отношение более характерно сегодня для образованных людей, живущих на периферии, в провинции, тогда как в столичных центрах книгопокупка, похоже, приобретает все более нейтральный, деловой или уместный к случаю характер. Неслучайно среди москвичей доля людей, готовых тратить на книги более 500 рублей в месяц, ниже, чем в других типах поселения. По-видимому, речь здесь может идти об известном пресыщении книжным потреблением наиболее обеспеченных книгами столичных жителей, а также о конкуренции чтения в столице с другими формами проведения досуга, в том числе — более яркими, модными, молодежными.
Расхождение в декларированной готовности тратить деньги на книги и реальным покупательским поведением можно интерпретировать и так, что цена книги не является решающим фактором для современного потребителя. Это не значит, что у россиян нет проблем с деньгами, более вероятно, что книги они покупают не слишком часто и, как правило, в привычных для них пунктах: зачастую это киоски и палатки, куда попадают книги только средней цены. Средние покупатели не очень большого количества книг просто не обращают внимание на выходящие за эти ценовые рамки действительно дорогие книги либо не встречаются с ними в повседневном обиходе. Они приобретают более менее привычный ассортимент в доступном им по деньгам диапазоне (выше мы уже говорили о потере престижно-символической роли книги и чтения для большинства россиян). Поэтому респонденты по большей части и указывают, что при покупке книг они обращают внимание прежде всего на тематику (52%), затем на жанр книги (43), на автора (38) и лишь и только потом на цену (33%). Серийные книги массового интереса и популярного жанра, как правило, стоят не очень дорого.
Как видим, доли тех, кто стал бы покупать больше книг и тех, кто не стал бы, почти равны: 42 и 45%. Такое распределение ответов — еще одно свидетельство того, что покупка книг не является для российского общества сегодня символически окрашенным, ценностно-ориентированным поведением. Доля не намеренных больше покупать книги лишь немногим меньше доли тех, кто их и так не покупает, и практически совпадает с долей тех, кто практически не читает книги. Те, кто хотел бы покупать больше книг, если бы у них было больше денег, чаще среднего представлены в зрелых (но не старших) возрастах, в группе с высшим образованием (52%), в городах среднего размера (50%). Уровень дохода здесь практически незначим: среди самых бедных соотношение желающих и не желающих покупать больше выглядит как 40 к 47%, среди наиболее обеспеченных — 41 к 43%. Показательны мнения москвичей: среди них больше всего затруднившихся с ответом, а это свидетельствует о том, что среди столичных жителей отношение к чтению книг, к книжной культуре является наиболее размытым, ценностно неопределенным.
Самым распространенным объяснением нежелания покупать больше книг является отсутствие к ним интереса. Такая позиция характерна в большей мере для самых бедных, наименее адаптированных и социально незащищенных слоев населения. Но и среди более обеспеченных и квалифицированных групп такое объяснение представлено широко (от четверти и более в соответствующих группах). Второй по распространенности мотив — «нехватка времени для чтения» — также выражает отсутствие особого интереса к чтению, когда бюджет свободного времени выстраивается на основании других приоритетов: работа — для наиболее активных, семья — для более пассивных, развлечения вне дома — для молодежи, телевидение — для остальных.
Доля российских семей, имеющих большие домашние библиотеки, за последние годы практически не изменилась. Однако, в сравнении с ситуацией середины 1990-х гг., общее число крупных домашних библиотек заметно сократилось. Можно предположить, что со второй половины 1990-х до начала 2000-х гг. количество таких домашних собраний книг уменьшалось, они распылялись и т. п. За последние три-четыре года ситуация в данном плане начала относительно улучшаться, количество подобных библиотек сравнялось с показателями 1996 г.
Максимум тех, у кого фактически нет домашней библиотеки (кроме нескольких разрозненных книг), — среди наименее образованных и обеспеченных россиян, жителей села. Напротив, максимум тех, кто располагает дома собственными и самыми большими книжными ресурсами, можно встретить среди россиян с высшим образованием (у 11% их имеются библиотеки свыше 500 томов), наиболее обеспеченного слоя (12%), среди жителей Москвы (15%).
Вариант ответа | 1995 N=2400 | 1996 N=2400 | 1997 N=2400 | 1998 N=2400 | 2000 N=2400 | 2002 N=2100 | 2005 N=2400 | 2008 N=2000 |
Не имею книг дома | 24 | 28 | 27 | 32 | 34 | 30 | 27 | 24 |
До 100 книг | 34 | 34 | 37 | 35 | 35 | 37 | 37 | 39 |
100–300 книг | 21 | 22 | 21 | 20 | 18 | 21 | 21 | 21 |
300–500 книг | 11 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 8 | 10 |
500–1000 книг | 6 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Свыше 1000 книг | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 |
Добавим, что домашние библиотеки заметно чаще отсутствуют у тех респондентов (семей), родители которых также не имели книг дома, тогда как большие библиотеки, как правило, имеются у тех, чьи родители располагали солидными домашними собраниями книг.
Чтение вписано в контекст межличностных отношений человека. Интерес к книгам поддерживает и воспроизводит эти отношения, но и сам воспроизводится и поддерживается ими. В других случаях (других типах семей и внутрисемейных отношений) можно наблюдать, напротив, сокращение и обрыв коммуникаций, которые опосредуются печатью, книгой.
Можно выделить два круга общения, в которые вписаны книга и чтение:
Всего | Обсуждаете ли Вы с кем-либо то, что прочитали, или самое интересное из прочитанного, и если да, то с кем чаще всего? | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1. С женой, мужем, партнером 2. С детьми 3. С родителями 4. С друзьями 5. С коллегами | 6. Обсуждаю в Интернете: в ЖЖ, блогах, на форумах и пр. 7. Другое 8. Практически ни с кем не обсуждаю 9. Затрудняюсь ответить | |||||||||
Пол | ||||||||||
Мужской | 46 | 24 | 7 | 5 | 26 | 10 | 2 | 2 | 38 | 11 |
Женский | 55 | 18 | 16 | 9 | 36 | 15 | 1 | 1 | 31 | 8 |
Возраст | ||||||||||
18–24 года | 14 | 11 | 1 | 14 | 43 | 10 | 2 | 3 | 35 | 8 |
25–39 года | 27 | 21 | 8 | 8 | 32 | 16 | 1 | 1 | 35 | 8 |
40–54 года | 30 | 29 | 21 | 4 | 30 | 18 | 0 | 2 | 31 | 7 |
55+ | 29 | 19 | 13 | 2 | 22 | 7 | 0 | 2 | 39 | 15 |
Образование | ||||||||||
Высшее | 20 | 27 | 16 | 7 | 39 | 21 | 1 | 2 | 28 | 5 |
Среднее, сред.-спец. | 46 | 21 | 13 | 7 | 32 | 12 | 1 | 1 | 35 | 8 |
Ниже среднего | 34 | 16 | 9 | 7 | 27 | 9 | 1 | 2 | 37 | 14 |
Размер домашней библиотеки | ||||||||||
До 100 книг или нет библиотеки | 60 | 17 | 9 | 5 | 29 | 12 | 1 | 2 | 38 | 11 |
От 100 до 500 книг | 30 | 26 | 17 | 9 | 35 | 15 | 1 | 1 | 29 | 5 |
Свыше 500 книг | 6 | 35 | 21 | 11 | 37 | 18 | 1 | 1 | 29 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 8 | 2 | 6 | 32 | 4 | 4 | 1 | 24 | 29 |
Размер населенного пункта | ||||||||||
Москва | 7 | 26 | 14 | 6 | 41 | 17 | 1 | 2 | 32 | 2 |
Более 500 тыс. | 21 | 22 | 13 | 8 | 34 | 10 | 1 | 1 | 29 | 12 |
От 100 до 500 тыс. | 20 | 18 | 13 | 9 | 39 | 13 | 1 | 2 | 29 | 9 |
Города до 100 тыс. | 26 | 20 | 10 | 6 | 27 | 13 | 1 | 1 | 39 | 10 |
Село | 26 | 20 | 12 | 7 | 26 | 14 | 1 | 3 | 37 | 9 |
Потребительский статус | ||||||||||
Не хватает на продукты | 8 | 11 | 8 | 5 | 25 | 3 | - | 1 | 53 | 10 |
Не хватает на одежду | 24 | 20 | 11 | 6 | 26 | 11 | 0 | 1 | 41 | 11 |
Не хватает на вещи длительного пользования | 50 | 21 | 12 | 8 | 34 | 14 | 1 | 3 | 30 | 9 |
Не хватает на дорогостоящие вещи | 17 | 23 | 16 | 8 | 34 | 16 | 3 | 1 | 29 | 6 |
Иными словами, передача книжной и читательской культуры передается через слой образованных и урбанизированных россиян, но чаще — россиянок, в процессе их коммуникации с друзьями и коллегами (молодежь) и детьми (женщины зрелого возраста). Уровень благосостояния, потребительский статус самым тесным образом связан с коммуникацией образцов книжной и читательской культуры: более обеспеченные респонденты последовательно лидируют во всех типах коммуникации значений, связанных с книгой и чтением — от внутрисемейных до электронно-сетевых. Наличие большой домашней библиотеки коррелирует с высокой активностью обсуждения прочитанного как в семейном, так и в дружеском контексте. Напротив, отсутствие книг дома ослабляет и желание обсуждать прочитанное (что особенно важно) как с родителями (для молодежи), так и с детьми (для зрелых и старших возрастных групп).
Где можно наблюдать ослабление или обрыв коммуникаций книжной и читательской культуры? Скорее во взаимоотношениях мужчин, в низкообразованных группах, среди малообеспеченных россиян (42% последних практически ни с кем не обсуждают прочитанное, в среднем по выборке соответствующий показатель составляет 34%). Характерно, что именно среди старших возрастных групп, низкообразованных респондентов, жителей села, малообеспеченных россиян наиболее велика доля тех, кому, во-первых, не читали книг в детстве, во-вторых, не рассказывали или перестали рассказывать о прочитанном дети и кто, в-третьих, сам не рассказывал либо перестал рассказывать о прочитанном своим детям. Из других исследований Левада-Центра, включая исследования чтения детей и подростков, известно, что наличие больших домашних библиотек в семье коррелирует с более прочными установками молодежи на хорошую учебу в школе и на высшее образование, причем особого, высокого качества, и с более уравновешенными, заинтересованными отношениями членов семьи друг к другу.
В целом более трех четвертей (77%) взрослого населения России не пользуются сегодня никакими общественными и государственными библиотеками.
Вариант ответа | 1999 N=2400 | 2003 N=2100 | 2005 N=2400 | 2008 N=2000 |
Пользуются одной или несколькими библиотеками | 18 | 18 | 24 | 23 |
Не пользуются библиотеками | 82 | 68 | 76 | 77 |
Меньше всего пользующихся библиотеками среди самых пожилых и самых необеспеченных россиян, людей с образованием ниже среднего, принадлежащих к наименее благополучным слоям населения (среди тех, кому «не хватает денег даже на продукты», — 87%), а также среди москвичей.
68% тех, кто какими-либо библиотеками все-таки пользуется, обращается в ближайшую к ним городскую, районную, сельскую библиотеку. 15% пользуются университетскими библиотеками, 12% — школьными, данные по остальным библиотекам ниже доверительного интервала и не могут использоваться при сравнениях.
Преобладающий контингент библиотечных абонентов — самые молодые россияне (среди респондентов 18–24 лет пользуются библиотеками 34%), более обеспеченный слой (32), респонденты с высшим образованием (31), жители села (25%), но никак не Москвы: среди жителей столицы не пользуются библиотеками 82%. Иными словами, обращение в библиотеку связано сегодня в первую очередь с учебными мотивами (поэтому молодежь чаще и посещает библиотеки), либо же объясняется отсутствием каких бы то ни было других источников получения книг и журналов (так обстоит дело на селе).
Среди мотивов, по которым опрошенные не пользуются библиотекой, лидируют:
Интересно отметить, что наличие большой домашней библиотеки вовсе не означает автоматической потери интереса к общественным и государственным библиотекам. Так среди тех опрошенных, у кого дома нет книг или, в лучшем случае, есть лишь несколько десятков разрозненных изданий, не пользуются библиотеками 81%, тогда как среди обладателей домашних библиотек в 500 и более книг — заметно меньше, 67%.
Как и в других сферах жизни, россияне не очень полагаются в области чтения и библиотечного обслуживания на органы государства и их централизованные кампании (проекты и т. п.). Чаще всего они о них вовсе не знают, а те, кто хоть сколько-то осведомлен, не слишком верят в осуществимость и эффективность подобных программ и начинаний. Так, свыше трех четвертей наших опрошенных не слышали о государственной программе поддержки и развития чтения в стране, еще 14% (среди образованных — 20, среди москвичей — 24%) «что-то слышали о ней, но плохо себе представляют, о чем речь». Таким образом, в сумме 90% взрослого населения России об этой программе по сути ничего не знают.
Примечания
[1] См.: Дубин Б., Зоркая Н. Книги в сегодняшней России: выпуск, распространение, чтение // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 5. С. 39–40.
[2] См.: Стельмах В. Российские библиотеки сегодня: возвращение государства? // Вестник общественного мнения... 2008. № 2. С. 30–36.
[3] Здесь и далее в этом разделе — данные Роскомстата и газеты «Книжное обозрение».
[4] Подробнее см.: Дубин Б. Массмедиа и коммуникативный мир жителей России: пластическая хирургия социальной реальности // Вестник общественного мнения... 2006. № 3. С. 33–46.
[5] Здесь и далее данные за 2008 г. относятся к общероссийскому мониторингу, который был проведен в сентябре 2008 г. Левада-Центром по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках оказания услуг «Организация и проведение мониторинга “Читательских предпочтений российских граждан”». По репрезентативной выборке в 127 населенных пунктах 46 регионов страны были опрошены 2000 человек в возрасте 18 лет и старше. В подготовке таблиц и графиков принимала участие Е.В. Колочарова. Подробнее см. в книге авторов: Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.
[6] См.: Дубин Б., Зурабишвили Т. Досуговые интересы и индивидуальные склонности // Мониторинг общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 1996. № 1. С. 28–32.
[7] Эта позиция в опросном листе 2008 г. была развернута в отдельный вопрос, анализ ответов на него см. ниже. (в таблице 9)