“Кампания продолжится еще 31 неделю, но первые четыре недели соперничества были сильнейшей ударной волной”, - пишет Boston Globe. Обычно сдержанное начало предвыборной гонки в этот раз характеризуется “ежеминутной борьбой” за Белый дом. “Распространение беспроводных коммуникаций, доказанная ценность Интернета как организационного средства и рассеивание избирателей в массе медиа-источников повлекло лавину информационной активности, представляющую собой бесконечный цикл атак, ответов и контрвыпадов”, - пишет издание. Политтехнологи отмечают, что такая напряженность возникла еще в период демократических праймериз. “Пока у потенциальных избирателей здоровый аппетит на все новости”, нужно этим пользоваться – такова стратегия демократов. 65% избирателей уже сейчас оценивают свою информированность о кампании как “высокую”. На “усталость” и информированность населения также влияют субъекты агитации: у республиканцев это Республиканский национальный комитет, в то время как демократы действуют через независимые группы, рассказывает газета. По сообщения Chicago Tribune, еще в марте на ТВ было всего 5 роликов в поддержку Керри, сейчас их более 271, причем большинство – дело рук “независимых групп".
Тем временем Washington Post предостерегает эти “независимые” организации от излишних атак на соперника - Джорджа Буша. Издание сообщает, что 93% рекламных роликов в поддержку Керри от имени его “независимых” сторонников имеют антиреспубликанскую направленность. По мнению экспертов, это “новая версия старой политической игры: дочерние организации ведут антиагитацию, в то время как сам соперник выходит из воды сухим”. Тем не менее, чрезмерная активность “независимых организаций” уже наткнулась на критику и в стане демократов: Ричард Кларк, самый большой “козырь” в борьбе против Буша, призвал прекратить идущие от его имени заочные обвинения действующей администрации в ошибках антитеррористической политики.
“Книги, самые старые из “старых” СМИ, ставят новые вопросы избирательной кампании”, - пишет USA Today. Такой поворот в информационном поле, где предполагалось доминирование новых Интернет-технологий, оказался неожиданным для американских аналитиков. Газета предлагает обзор книжного рынка в период кампании. Главный бестселлер – “Против всех врагов: Внутри американской войны с террором” (Against All Enemies: Inside America's War on Terror), автор – Ричард Кларк. Книга бывшего эксперта американской администрации по вопросах терроризма уже вышла вторым изданием (более 600 000 экземпляров). Следующий “удар” демократов – книга “План атаки” (Plan of Attack) Боба Вудварда, которая будет представлена редакцией газеты Washington Post (под эгидой которой выпускается издание) 18 апреля. По оценкам издателей, книга представляет “закулисную” картину того, как в Белом доме планировалась Иракская война, включая противоречия между защитниками и противниками операции. Широко обсуждаемы в этом году также “Тур долга: Джон Керри и Вьетнамская война” (Tour of Duty: John Kerry and the Vietnam War) историка Дугласа Бринкли, отражающая военный опыт кандидата от демократов, и “Цена лояльности” (The Price of Loyalty) журналиста Рона Зюскинда, получившего информацию о том, что администрация Буша с самого избрания планировала операцию против Хусейна.
Ответ республиканцев, скорее неудачный, - “10 минут от нормы” (Ten Minutes from Normal) доверенного лица Буша Карен Худжис. Критики пишут, что это скорее воспоминания о работе Карен на президентскую администрацию, чем какой-либо вклад в предвыборную дискуссию о политике. Тем не менее, сторонники действующего президента указывают на “твердый тип лидерства” Буша, отраженный в тексте.
“Почему книги продаются и теснят новости?” - спрашивает USA Today. “Книги отражают поляризированный и напряженный ландшафт нации”, - отвечают эксперты. Книги пришли на смену новостям кабельного телевидения, так как в век “24-часового 7-дневного недельного новостного цикла” менее осведомленных читателей все равно удается втянуть в информационное пространство, в том числе и за счет обсуждения актуальных книг в прессе.
Демократы начали наступление на еще один из самых консервативных видов СМИ США – радио. Washington Post рассказывает о первом дне вещания Air America Radio, медийного проекта соратников Джона Керри. Один из идеологов новой радиостанции Аль Франкен объявил целью нового проекта “сражение за правду, справедливость и саму Америку”. Несмотря на проблемы вещания радиостанции, которая пока доступна только на западном побережье, цель поразила свою мишень: “гвоздем” недавней программы была пародия на консервативного радио-комментатора, “неуравновешенного, грубого полурасиста”. Апофеозом шоу было призыв пародируемого консерватора в прямом эфире программы на военную службу. “У радио наблюдается хороший прогресс и искусная смесь идеологии, конфронтации и юмора”, - заключает Washington Post. Голоса комментаторов звучат не как голоса агитаторов за демократов, но как “легкий бриз за обедом”. Сами же демократы радуются появившейся радио-альтернативе консервативным американским радиоканалам.
Тем временем в связи с заявлением ОПЕК о сокращении добычи нефти на 4 % в прошедшую среду Christian Science Monitor пишет об “оживлении политики в вопросах цен на бензин”. По мнению издания, это одна из наиболее актуальных потенциальных тем избирательной кампании. Исторически с повышением цен действующая администрация сталкивалась со снижением уровня своей популярности: “Исходная причина не важна, все равно винят Президента”. Напряженность может возникнуть на фоне различий в энергетических программах Буша и Керри: первый выступает за открытие закрытых месторождений, в том числе - на Аляске, второй, ярый защитник окружающей среды, - за дальнейшую их консервацию и повышение требований к качеству топлива, что повлечет за собой его удорожание. Тем не менее, на фоне будущего весеннего повышения цен, по мнению издания, Керри должен будет выразить свое отношение к предложенному республиканцами во главе с Бушем “Энергетическому биллю”, рассматриваемому в Сенате. Таким образом, положение обоих кандидатов по энергетическому вопросу одинаково щепетильно, заключает Christian Science Monitor. Важнейшим вопросом избирательной кампании остается налоговая политика. По мнению экспертов, Буш пытается создать Керри образ “либерального сторонника повышения налогов”.
По-прежнему обсуждаются актуальные вопросы сбора денег на избирательные кампании обоих партий (fundraising): республиканские финансовые ресурсы, составляющие по приблизительным подсчетам $182 млн., значительно превышают планируемые $100 млн. демократов.
Однако вопросы сбора денег в ближайшее время могут отойти на второй план: “Если выделять этап кампании, когда деньги играют важнейшую роль, то это сейчас – когда формируются публичные образы кандидатов и намечаются контуры предстоящей гонки”, пишет Christian Science Monitor. В дальнейшем акценты скорее всего сместятся.
Тем временем американские эксперты рассуждают о более глобальных различиях между двумя кандидатами. Дэвид Шрибман пишет о том, что образ американской предвыборной гонки, созданный в не видящей радикальных различий в стратегиях демократов и республиканцев Европе, искажен. На вопрос “О чем же американские выборы?” он отвечает следующими образом. Во-первых, о различиях между выпускником юридической школы Бостона, Керри, и бизнес-школы Гарварда, Бушем.
“Юристы воспитаны логикой, бизнесмены – радостями предпринимательства”. Во-вторых, о различиях между коллективной безопасностью и независимостью во внешней политике. Воспитанный на сотрудничестве с международными организациями, Керри – противоположность Бушу с его стратегией “упреждающего удара”. В-третьих, о различиях в уроках молодости. Здесь прежде всего имеется ввиду Вьетнам. Наконец, в-четвертых, о различиях в подходах к профессии политика. И Буш, и Керри вначале не преуспели в политике, потерпев поражение в выборах в Конгресс в 1977 и 1972 годах соответственно. После этого Буш возглавил нефтяную компанию и купил баскетбольную команду, а Керри остался на государственной службе в Сенате. “Вывод в том, что по опыту и темпераменту Керри – инсайдер, а Буш, несмотря на свои 10 лет в политике и 4 года в Белом доме, остается аутсайдером”, - пишет эксперт.
Вообще при чтении американской прессы складывается впечатление, что выборы состоятся уже завтра. Материалы об избирательной кампании – на первых полосах почти всех изданий. Для постороннего наблюдателя достаточно очевидны различия в “медийных стратегиях” и возможностях республиканцев и демократов. Нескрываемая поддержка последних звучит на страницах центральных изданий. Республиканцы, видимо, решили быть “ближе к избирателю” за счет других (не печатных) СМИ.