![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
По мнению более половины наших сограждан (59%), участвовавших в опросе, сегодня в мире преобладает хорошее отношение к России; противоположного мнения придерживаются чуть более четверти опрошенных (27%). Тех, кто говорит о положительном отношении к России в мире, больше среди молодежи (65% среди этой группы) и среди доверяющих действующему президенту (64%). При этом по сравнению с опросом в мае 2007 года, когда в очередной раз задавался этот вопрос, доля позитивно оценивающих отношение к нашей стране возросла на 18 п.п. - при снижении доли дающих негативную оценку с 36 до 27%.
По сравнению с опросом, проведенным в апреле 2005 года, значительно возросла - с 34 до 54% - доля полагающих, что в мире отношение к нашей стране за последний год улучшилось. Доля отмечающих ухудшение отношения снизилась в два раза (с 18% в 2005 году до 9% сегодня). Более четверти респондентов (27%) не отмечают изменений в восприятии России, остальные (11%) затрудняются с ответом.
Немногим менее половины респондентов (45%) сегодня считают, что отношение к России со стороны других стран объективно, 30% - что оно необъективно. В ответах на этот вопрос также наблюдается положительная динамика (в апреле 2005 г. оба соответствующих показателя равнялись 35%).
Характеризуя восприятие России через соотношение страха и уважения, треть опрошенных (32%) говорят о том, что нашу страну уважают и бояться, 28% считают, что ее уважают без страха, 16% респондентов полагают, что к ней чувствуют страх без уважения, а 13% - что Россию не уважают и не боятся. Эту точку зрения чаще прочих высказывают респонденты, не доверяющие В. Путину (32%).
Половина опрошенных (50%) видят сегодняшнюю Россию самостоятельной и не зависящей в своих решениях от западных стран; более трети (37%) считают ее действия зависимыми и несамостоятельными, однако с мая 2006 года доля поддерживающих эту точку зрения снизилась на 10 пп. Почти две трети наших сограждан (62%) считают, что Россия оказывает значительное влияние на международную жизнь, четверть (24%) - что ее влияние незначительно.
При этом по уровню экономического развития респонденты чаще всего (40%) располагают Россию между 10-м и 50-м местом в мире, по 18% полагают, что она находится либо в первой десятке, либо между 50-м и 100-м местом, а 6% включают ее в число наиболее отстающих стран. Отметим, что с декабря 2006 года доля респондентов, включающих нашу страну в первую десятку по экономическому развитию, возросла вдвое - с 8 до 18%, а доля помещающих ее на следующую позицию (между 10-м и 50-м местами) увеличилась на 7 пп.
Такая положительная динамика в оценке экономического развития России, однако, не сопровождается столь же выраженной динамикой в оценках материального положения населения. Показатели, полученные в декабре 2006 года, отличаются от нынешних не более чем на 5 пп. Примерно равные доли россиян (27–29%) по фактору благосостояния граждан помещают Россию между 10-м и 50-м или 50-м и 100-м местами, 24% относят к числу наиболее отстающих стран. В первую десятку ее включают лишь 5% опрошенных.
Марина Иванова
В очередной раз обратившись к жилищной проблеме, не теряющей своей остроты для россиян, мы постарались выяснить у них, много ли нового жилья, по их представлениям, строится в стране и - что ничуть не менее важно - многие ли из наших сограждан могут позволить себе приобрести это жилье.
Сравнивая, сколько многоквартирных домов было построено в России за прошедший год и за предыдущие годы, около половины респондентов - 47% - высказали мнение, что за прошедший год их построено больше. Противоположной точки зрения - что их строится меньше, чем раньше, - придерживаются 11% опрошенных; 13% считают, что изменений в масштабах строительства не произошло.
Впрочем, ответы респондентов значительно варьируются в зависимости от местожительства. Так, если среди москвичей 73% уверены, что за прошедший год в столице построено больше многоквартирных домов, чем за предыдущие, и только 3% утверждают, что таких домов построено меньше, то среди жителей малых городов отметили увеличение числа новостроек 23%, уменьшение - 17% опрошенных; а больше четверти респондентов из этой группы (27%) заявили, что в последние годы многоквартирные дома там, где они живут, вообще не строились. В целом, чем больше населенный пункт, тем чаще его жители отмечают увеличение масштабов строительства многоквартирных домов за прошедший год.
Есть ли в домах, построенных за последние годы, такие квартиры, которые наши сограждане могли бы назвать доступными для себя по цене? На этот вопрос явное большинство городских жителей (77% москвичей, 81% жителей мегаполисов, 77% жителей больших и 55% жителей малых городов) ответили отрицательно. Только 1% москвичей считают, что такие квартиры есть и их число велико, и еще 3% полагают, что такое жилье есть, но его немного. Примерно такова же наполненность соответствующих групп респондентов в мегаполисах и больших городах, а в целом по выборке она составляет 1% и 6% соответственно.
Кто же приобретает квартиры в новых многоквартирных домах, число которых, по оценкам россиян, живущих в больших городах, растет? Отвечая на соответствующий открытый вопрос, многие респонденты (50%) высказали вполне резонное предположение, что квартиры в новостройках покупают богатые, состоятельные люди ("люди с хорошим доходом"; "миллионеры"; "новые русские").
Часть опрошенных более подробно охарактеризовали этих состоятельных граждан и их источники доходов. Так, 10% респондентов высказали мнение, что это бизнесмены, предприниматели ("коммерсанты, деловые люди"; "частные предприниматели"), еще 5% думают, что это управленцы, чиновники ("депутаты"; "находящиеся у руководства"; "начальники"). Такая же часть респондентов - 5% - предположили, что доходы покупателей квартир в новых домах носят сомнительный характер ("аферисты"; "воры и взяточники"; "жулики"). 4% опрошенных отметили, что квартиры в новых домах покупают те, кто взял ссуду, ипотечный кредит ("в основном в ипотеку"; "если банк даст ссуду"; "за счет ипотеки - кто может ею воспользоваться").
Были указаны также характеристики, напрямую не связанные с доходом и статусом покупателей. Так, 6% опрошенных полагают, что квартиры в новых домах покупают приезжие ("иностранцы"; "кавказцы"). Небольшая часть респондентов (2%) указали, что это молодежь ("молодежь"; "молодые семьи"). Были также упомянуты те, кто получает жилье, а не покупает его ("военные"; "переселенцы с ветхого жилья"; "кому-то дает государство") - 1%.
Тех россиян, кто считает, что квартиры покупают обычные люди, оказалось 2% ("всякие"; "кто хочет"; "обычные российские люди").
Таким образом, ответы россиян на наши вопросы о строительстве и приобретении квартир в новых домах показали, что не везде масштабы строительства увеличиваются, а там, где они все-таки растут, проблема доступности жилья для наших сограждан по-прежнему остается острой.
Елена Васильева
Подавляющее большинство участников опроса (79%) заявляют, что таким людям, как они, трудно сегодня добиться успеха в России; полагают, что это легко, лишь 10% опрошенных. Несколько чаще прочих - но тоже нечасто - подобный оптимизм демонстрируют респонденты в возрасте до 35 лет (17% из них), обладатели высшего образования (16%) и жители Москвы (18%).
При этом почти половина респондентов (45%) полагают, что таким людям, как они, сейчас труднее добиться успеха, чем несколько лет назад, тогда как считающих, что ситуация в этом плане стала благоприятнее - лишь 18% (остальные либо не видят изменений, либо затрудняются с ответом - 22% и 16% соответственно).
Отвечая на открытый вопрос о том, что именно мешает россиянам добиваться успеха (высказались 78% опрошенных), респонденты по преимуществу говорили о внешних условиях, социальных обстоятельствах: о бедности и низких зарплатах ("если ты бедный, то ничего не сможешь достичь" - 15%), отсутствии законности и стабильности в России ("коррупция, взятки", "отсутствие нужных законов", "беззаконие" - 13%), безработице (10%), бюрократических "административных барьерах" (8%), несовершенстве проводимой политики (7%) и различных социальных проблемах (дороговизне образования, неравенстве, отсутствии помощи от государства - 6%), росте цен (2%) и т. д. Реже - но тоже, впрочем, довольно часто - упоминались иные препятствия для достижения успеха - связанные с недостатком у наших соотечественников усердия и волевых качеств ("нежелание работать, лень" - 18%), со склонностью к алкоголю и наркотикам (8%), нехватке знаний, профессионализма (2%) и т. д.
Однако, несмотря на преимущественно пессимистические представления россиян о внешних условиях, предпосылках жизненного успеха в России, большинство наших соотечественников свои собственные достижения и перспективы оценивают относительно оптимистично. Каждый четвертый (25%) полагает, что уже добился успеха в жизни (среди пожилых - 37%), каждый третий (32%) - высоко котирует свои шансы на его достижение (15% - уверены, что добьются успеха, 17% - считают, что им это скорее удастся, чем не удастся). Причем среди молодых респондентов эти позиции в сумме разделяют 57% (и еще 13% представителей данной возрастной группы считают, что они уже достигли успеха).
Четверть опрошенных либо осторожно говорят, что им в равной степени может как удаться, так и не удаться достичь успеха (13%), либо затрудняются с ответом (12%).
Мрачно оценивают свои перспективы 19% опрошенных, заявляя, что им скорее (11%) или наверняка (8%) не удастся достичь успеха (среди относительно пожилых - 14% и 19% соответственно, среди молодых - 5% и 1%).
В ходе опроса мы попытались выяснить, какой смысл вкладывают россияне в понятие "успех", что оно означает для них - применительно к их собственной жизни. Судя по ответам на соответствующий открытый вопрос (ответили 81%), успех чаще всего ассоциируется с материальным благополучием ("успех - это деньги" - 30%), и с благополучием семейным ("дома все хорошо" - 27%), на третьем месте по частоте упоминаний - достижения в работе ("иметь достойную работу" - 21%). Кроме того, говоря об успехе, одни указывают на то, что "главное - здоровье" (11%), другие упоминают "исполнение желаний и планов" (6%), жизненное благополучие (4%). Кто-то говорит о реализации конкретных планов - обеспечении образования для себя или детей ("хорошее образование…" - 5%), решении жилищного вопроса ("иметь свой дом", "жилье отдельное"), кто-то - предпочитает описывать успех в более общих категориях: как спокойствие, стабильность и "уверенность в завтрашнем дне", уважение окружающих и самореализацию (по 2%).
По мнению большинства россиян (53%), успех приносят скорее собственные усилия человека, нежели удача, стечение обстоятельств; противоположного мнения придерживаются 32% опрошенных. Первая точка зрения - что неудивительно - более характерна для опрошенных с высшим образованием (68% из их числа), молодых (61%), людей с относительно высокими доходами (61%).
Однако вот что любопытно: когда респондентов спрашивают, кого больше среди успешных людей в сегодняшней России - добившихся успеха своими силами или "тех, кому повезло, кто достиг успеха, потому что так сложились обстоятельства", распределение ответов принципиально меняется: только 30% опрошенных полагают, что большинство успешных людей в России сегодня – кузнецы своего счастья, а 51% - что среди них преобладают баловни удачи. И даже среди молодых и высокообразованных россиян вторая точка зрения популярнее.
Марина Иванова
Согласно данным опроса, потенциал интереса россиян к различным финансовым инструментам довольно высок. Среди тех участников опроса, у кого остаются свободные деньги (а доля таковых насчитывает сегодня 42%), почти три четверти (30% по выборке) уверяют, что задумываются о том, как эти деньги сохранить и приумножить. Не задумываются над этим 12%, еще 56% заявляют, что у них все денежные средства уходят на повседневные траты.
Любопытно, кстати, что проблема вложения денег в равной мере заботит представителей всех поколений, и пожилые люди в этом отношении ничем не отличаются от молодых: соотношение тех, кто задумывается о сохранении и приумножении средств, остающихся после обязательных расходов, и тех, кто об этом не задумывается, во всех возрастных группах одинаково. Не наблюдается в этом отношении и каких-либо различий, связанных с уровнем дохода. А вот уровень образования играет здесь куда более важную роль: чем он ниже, тем реже респондент склонен беспокоиться, как распорядиться своими накоплениями, - и наоборот.
Более четверти участников опроса - 28% - допускают, что если бы им позволяли финансовые возможности, они купили бы акции какой-нибудь российской компании (или докупили бы их еще, если акции у них уже есть). Однозначно не стали бы вкладываться в акции 58% опрошенных, еще 14% затруднились дать однозначный ответ. Аналогичный вопрос задавался респондентам летом 2006, а также зимой и весной 2007 года; по сравнению с этими замерами доля проявляющих интерес к покупке акций несколько снизилась - тогда она составляла 31%, 33% и 39% соответственно. Однако стоит учесть, что в предыдущие разы опросы проходили на фоне или вскорости после IPO крупных компаний - "Роснефти", Сбербанка, ВТБ, и интерес населения к акциям был подогрет. Кроме того, возможно, наблюдаемое в данный момент некоторое снижение интереса россиян к акциям объясняется тем, что часть из них наслышана о кризисах на мировых финансовых рынках и о стагнации российского фондового рынка.
Участников опроса спросили, в чем, на их взгляд, заключаются основные риски владельца акций (вопрос задавался в открытой форме, тот или иной ответ на него дали 62% респондентов). Как выясняется, чаще всего таковые риски россияне связывают с возможным банкротством компании ("если компания развалится, акционеры потеряют свои деньги"; "если компания разорится" - 19% по выборке) и с принципиальной нестабильностью стоимости акций, с возможностью падения цен на них ("акции могут понизиться в цене"; "акции нестабильны"; "акции обесцениваются часто" - 11%). Нередко респонденты ссылались и на нестабильную, непредсказуемую обстановку в нашей стране, несовершенство законодательной базы ("в политике страны все непредсказуемо"; "все нестабильно слишком"; "нет законодательной базы" - 8%), а также связывали риски владельцев акций с нечестностью, нечистоплотностью самих акционерных компаний ("в нечистоплотности руководства компаний"; "компании пропадут неизвестно куда"; "ненадежность российских компаний" - 4%). Кроме того, многие, судя по всему, считают акции инструментом в принципе высокорисковым ("риск все потерять" - 10%) и ненадежным, связанным с мошенничеством ("аферы"; "могут кинуть"; "не верю в них" - тоже 10%).
Хотя теоретический интерес к покупке акций российских компаний проявляет каждый третий-четвертый россиянин, доля тех, кого действительно привлекают вложения в фондовый рынок, существенно ниже. Так, только 6% опрошенных заявили, что они следят за ситуацией на российском рынке ценных бумаг; и только немногие, будь у них свободные 80 тысяч рублей, предпочли бы купить на них акции (4%), или облигации (1%), или вложиться в ПИФ (2%). Гораздо большей привлекательностью для россиян обладают банковские вклады (в Сбербанк деньги на вклад до востребования положили бы 23% опрошенных, на депозит - 18%; в коммерческий банк - 3% и 5% соответственно) и вложения в недвижимость (23%). Возможно, столь невысокая популярность акций как финансового инструмента - при высоком потенциале интереса к их покупке - связана с тем, что большинство россиян рассматривают акции в первую очередь как источник дивидендов, а не как возможность сохранить и приумножить капитал[1].
Вообще, институциональные формы вложения денежных средств на сегодня довольно слабо распространены среди наших граждан. Так, даже наиболее распространенным инструментом - банковскими вкладами, пользуются относительно немногие. Только 18% опрошенных заявили, что за последние год-два они клали или снимали деньги (включая пенсии) со своего счета в Сбербанке, только 5% совершали операции по счету в коммерческих банках. Остальные практики сбережений совсем редки. Только 4% делали отчисления в негосударственные пенсионные фонды, еще 1% имели дело с ПИФами. Что касается ценных бумаг, то покупать или продавать их, а также получать по ним дивиденды, приходилось 3% опрошенных.
Елена Вовк
[1] Опрос 14–15 апреля 2007 года.