Начиная с прошлой недели в рубрике «Телеитоги недели» «Полит.ру» публикует нечто не вполне телевизионное, ведь одни воскресные аналитические программы ушли в отпуск, а других ушли совсем. Мы предлагаем очередную серию теле-видения в буквальном смысле слова - взгляд издалека. Сегодня - итоги недели из Переяславля-Залесского: попытка представить, как бы выглядели телевизионные аналитические программы, вещай они из этого старинного города.
Интрига «другого взгляда» усиливалась тем, что уже по прошлому обзору - из Новосибирска - стала очевидна линия напряжения, существующая между Москвой и регионами, так что даже теракты - это «у них», и вообще «москвичи зажрались» и за это расплачиваются. Проблема вызвала оживленную и более или менее содержательную полемику на форуме «Полит.ру». Может быть, потому, что она вообще-то является одной из самых главных в повестке дня современной России.
Главных - потому что государство, конечно, можно пытаться удерживать и сохранять за счет каких-то фаллических истуканов типа «вертикали власти». Но страна - это прежде всего коммуникативная общность; существование страны всегда завязано на постоянную попытку отвечать на вопрос: что мы - россияне, горожане, колхозники, безработные, олигархи и пенсионеры - делаем такого, чтобы делать это вместе, а не на разных континентах.
Цельность или раздробленность страны, сначала заметная по наличию-отсутствию общих тем и общих мест в общественной коммуникации, потом отражается уже в политическом развитии и катаклизмах. Если нужен глубокий разговор на избранную тему («пир духа», так сказать), то лучше общаться с близкими друзьями, - а вот чтобы понять, в какой стране живешь, нужно общаться с незнакомыми людьми и следить за общими местами и штампами. В тот момент, когда житель Переяславля-Залесского ругнет власть или расскажет анекдот так, что это будет непонятно жителю Владивостока, можно будет предсказывать и политический раскол.
Так вот - о Переяславле-Залесском. Там, как выяснилось, совсем нет той формы обиды на Москву, какую мы обнаружили в Новосибирске - никто здесь не считает, что Москва их обокрала. Но Москва и здесь - «они», существо чужое, хотя в чем-то и важное, как, например, государственная власть. Москва - надежда и боль Переяславля-Залесского - в чем-то сливается воедино с президентом, правительством и деньгами.
Если бы, например, «Итоги» в это воскресенье выходили прямо с переяславских улиц, у белокаменных церквей, то после отбивки и анонса (в нашем сегодняшнем выпуске-) ведущий в студии начал бы примерно так: самой шумной темой недели в стране были разговоры про борьбу с олигархами, «по радио говорят, что эта компания (очевидно, ЮКОС - В.Л., А.Н.) может скоро развалиться. Мне все равно - я живу не в Москве, ко мне это отношения не имеет» (Федор, 17 лет, учится в техникуме на автослесаря). Далее бы шел короткий репортаж, где бы пересказывались разные версии происходящего.
Первой была бы представлена версия гэбистов и прокуратуры о том, что хорошее государство борется с олигархами: «Нефтяные компании разграбили Россию. Пошли они все на фиг» (Виктория, 28 лет, домохозяйка); «Олигархам необходимо поделиться с государством, т.е. с нами. То, что на них наезжают, - хорошо. Плохо, что мало» (Илья, 32 года, выпускник духовной семинарии). Это мнение бескомпромиссных, на которых и рассчитана политика реванша. Таких среди опрошенных в Ярославле немало, но все же существенно менее четверти - у них нет блокирующего пакета в общественной коммуникации. Есть версия и более умеренных критиков богачей, которые на самом деле не против предпринимателей вообще: «Вроде бы ЮКОС задолжал государству деньги за акции какого-то предприятия во время приватизации. Это, кажется, не связано с выборами» (Вячеслав, 66 лет); «Что-то об этом слышал. Я положительно отношусь к происходящему. Есть честные и добросовестные люди, а есть дельцы, которых нужно гнать в шею» (Алексей, 61 год, пенсионер). Тут весь вопрос в том, что люди «мало слышали», и если будет показано, что борьба с олигархами все-таки связана с выборами, а ЮКОС - самая социально-ответственная компания в России, то и эти переяславцы встанут на другую сторону в главном сегодняшнем противостоянии в России - «реванш vs. развитие».
Для второй половины опрошенных более актуальна солидарность с олигархами, чем с государством, и позиция эта основывается на собственном опыте общения с последним: «Мне кажется, что на каждую компанию сейчас наезжают. Реально налоги не понижаются, а повышаются, хотя об этом никто не говорит. Предприниматель часто тратит больше, чем зарабатывает» (Галина, 43 года, предприниматель); «Я ЮКОС знаю по рекламе: "Мы работаем на вас". Может быть, они и в самом деле работают на людей... Что касается наездов, то, если компания на самом деле сильная, она должна защищаться. При том, что в целом я согласен с тем, что на олигархов нужно наезжать, поскольку они обирают других, я не исключаю, что наезд на ЮКОС - не просто так. Рэкетиров тьма» (Василий, 56 лет, строитель). Тут ведущий в студии должен был бы, наверное, прокомментировать: наша переяславская реальность - в том, что наезжающая сторона точно не лучше защищающейся, и самое важное: вопрос о наезде на олигархов на самом деле находится в рамках проблемы развития страны. Во многом позиции различаются именно в зависимости от того, в рамки какой важной для страны темы эти события помещаются. Первая - «нас обокрали», и если общественная коммуникация удержится внутри нее, то реваншисты в погонах выиграют, потому что раз «обокрали», то надо вернуться назад и переделить. Вторая тема - «рыночная экономика против государственного рэкета», и если эта тема победит, то победит и страна, которая сможет, наконец, действительно развиваться.
Вторым главным сюжетом в Переяславле-Залесском было бы эхо московских терактов и предвыборная ситуация в Чечне. «В Москве взрывают, потому что в Москве все деньги. Если Москва чем и виновата, так только тем, что правит неправильной страной» (Леонид, 25 лет, безработный); «Конечно, это беспредел. Но у нас здесь терактов не бывает, поэтому отношение к этому достаточно безразличное. В том, что произошло, - виновата власть» (Алексей, 61 год, пенсионер). Основной итог - это очевидная вина власти - «в стране бардак». Причем очень мало людей в Переяславле-Залесском (менее 10% - значительно меньше, чем в Москве) испытывают ненависть к инородцам и связанный с этим особый сорт «патриотизма», но и такое присутствует: «Такого- я еще не видел. Если бы эти- лезли бы куда-нибудь в провинцию, это было бы понятно, так им надо лезть в столицу. При этом непонятно, чего они хотят таким образом добиться - ведь русский народ истребить невозможно» (Василий, 56 лет, строитель). Но в основном переяславцы отмечают непоследовательность политики властей и даже готовы обсуждать достаточно детально (хотя и не всегда компетентно) тему урегулирования в Чечне: «У них намечаются выборы. Там убили недавно премьера, русского, затем назначили нового, тоже русского. Того убили, когда было взорвано административное здание. Именно с этим связаны выборы. Если выборы пойдут на пользу России, то они нужны» (Алексей, 61 год, пенсионер), «Чеченцы справедливо обижены на власть. При советской власти они жили неплохо и с ними все было неплохо. По сути дела, их раскулачили, как раскулачили мою мать, которая восемь лет провела в сталинских лагерях» (Анатолий, пенсионер, 67 лет).
Еще одна общероссийская тема, волнующая Переяславль-Залесский, - это, конечно, «оборотни», но тут уже совсем очевидно, что пиар силовиков не очень удается - авторы кампании сильно недооценили собственных граждан: «А кто их ловит? Те же милиционеры. Самых главных, конечно же, ловить не будут» (Виктория, 28 лет, домохозяйка); «Весь город знает историю о том, как милиционер вымогал у парня деньги, давил на семью, отобрал квартиру. То, что таких выслеживают - это правильно. Но вся эта кампания явно кому-то выгодна» (Федор, 17 лет, учится в техникуме на автослесаря), «Слышал про это много историй. Днем они занимаются своей работой - а после занимаются грабежами и убийствами. Смотришь на милицию и думаешь: неужели вы все преступники. Как же себя чувствует Грызлов, который этих всех милиционеров возглавляет. Удивительно, как его выбрали председателем партии "Единая Россия"!» (Алексей, 61 год, пенсионер). Это и нам непонятно - как можно строить партию с таким названием с помощью пиара чисток и арестов, предполагающих общественные раскол и ненависть.
Переяславль-Залесский-Москва