будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Медленное чтение

Эмиграция из стран с переходной экономикой

Над темой номера работала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Владимир Медведев.
Эмигранты (На Запад).

Vladimir Medvedev.
Emigrants (To the West)
1521

<«I>За 1980-1998 годы из стран с переходной экономикой на Запад выехало более 13 миллионов человек <«I>Волны эмиграции из стран с переходной экономикой периодически возникали на протяжении полутора столетий <«I>Миграционный обмен между странами с переходной экономикой прошел свой пик в середине 1990-х <«I>Три четверти иммигрантов из стран с переходной экономикой поглотила Германия <«I>Основные потоки эмиграции из стран с переходной экономикой <«I>Влияние эмиграции на общий рост населения <«I>Приложение

За 1980-1998 годы из стран с переходной экономикой на Запад выехало более 13 миллионов человек

Последняя четверть ХХ века ознаменовалась крупными политическими и экономическими изменениями в Восточной Европе и бывшем СССР. Сочетание политической нестабильности, межнациональных конфликтов, экономических трудностей и открытия границ после распада коммунистических режимов привело к значительной международной миграции между странами с переходной экономикой, а также между ними и странами с развитой рыночной экономикой. Основные черты этих миграционных потоков рассмотрены в специальном докладе ООН «Международная миграция из стран с переходной экономикой в 1980-1999 годах».1

К странам с переходной экономикой в докладе отнесены все бывшие республики СССР, а также страны Восточной Европы: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, и Югославия. Все эти страны в целом представляют собой регион эмиграции, т.е. теряющий население в результате миграционного обмена (табл. 1). За 1980-1998 годы из него на «Запад», т.е. в страны с развитой рыночной экономикой2 выехало более 13,2 миллиона человек, но так как было движение и в противоположном направлении, чистые потери в миграционном обмене с этими странами составили 8,7 миллиона человек.

Таблица 1. Международная миграция между странами с переходной экономикой и странами с развитой рыночной экономикой, 1980-1998, тысяч человек

ГодыВыбывшие из стран с переходной экономикой в страны с развитой рыночной экономикойВыбывшие из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикойЧистые потери стран с переходной экономикой1980-198411675116561985-1989270874619621990-19946074181142631995-1998325514421813Всего1320445108694

Такие оценки получены путем обобщения данных о направлениях и объемах миграционных потоков, представленных 45 странами, как отдающими, так и принимающими мигрантов. Как и в любых других международных обследованиях, весьма актуален вопрос о доступности данных, их достоверности и сопоставимости. Применение стандартных определений и критериев в данном случае затруднительно даже на региональном уровне. Отсутствие единообразия связано прежде всего с различиями в законодательной системе и регулировании миграции, которые, в свою очередь, влияют на систему сбора информации, определения и критерии классификации.

В ряде стран Западной и Северной Европы, а также в некоторых странах с переходной экономикой существуют регистры населения, позволяющие получить данные о международной миграции, причем, в отличие от других административных источников, как о прибывших, так и о выбывших. Основные недостатки информации, получаемой из регистра, v  недооценка эмиграции (остаются в регистре те, кто выезжает из страны на длительный строк) и переоценка числа мигрантов в стране.

С другой стороны, статистика, основанная на информации о выдаче разрешений, отражает скорее административные процедуры, чем передвижения людей. Данные о выдаче вида на жительство не дают информации об эмиграции иностранных граждан и о их наличии в стране на определенный момент. Как и регистры населения, данные о выдаче разрешительных документов слабо отражают время перемещений. Более аккуратно временные характеристики миграции отражают данные пограничного контроля.

Различия в критериях отнесения к мигрантам также требуют осторожности и аккуратности в интерпретации данных о международной миграции. Кроме того, нельзя забывать о неполноте информации, представленной разными странами (отсутствие соответствующих данных в таблицах обозначено знаком «...»), а следовательно, и обобщающих показателей.

Все это означает, что приводимые в докладе ООН количественные оценки не следует абсолютизировать, они дают лишь общее представление об основных тенденциях.

Волны эмиграции из стран с переходной экономикой периодически возникали на протяжении полутора столетий

Миграционный всплеск конца ХХ века - не первый в истории стран с переходной экономикой, постоянно возникающие волны миграции были характерны для них и в прошлом. Начиная с середины XIX века, значительное число жителей этого региона выехало за его пределы.3

В период с 1901 по 1915 годы в Северную и Южную Америку перебралось более 7 миллионов человек.4 После Первой мировой войны эмиграция за океан сократилась из-за снижения спроса на рабочую силу в принимающих странах и введения законодательных ограничений в ряде стран, прежде всего в США. Миграция на европейском континенте, напротив, возросла. Франция и Бельгия стали основными странами, в которые направлялись мигранты из Польши и Чехословакии.5

Следующая волна миграции в регионе набрала силу в период Второй мировой войны и сразу после нее. С 1945 по 1950 год по меньшей мере 12 миллионов немцев бежали или были перемещены из Восточной Европы в Германию или переехали на жительство в Австрию. Больше всего немцев прибыло из Польши (7 миллионов человек), Чехословакии (3,2) и Советского Союза (1,5). Кроме того, по некоторым оценкам, около 1,5 миллиона поляков покинули восточные территории Польши, присоединенные после войны к СССР, в то время как примерно 500 тысяч белорусов, литовцев и украинцев переехали из Польши в Советский Союз.6

К 1950 году вновь установленные в восточноевропейских странах коммунистические режимы ввели строгие меры эмиграционного контроля. Миграция в страны с развитой рыночной экономикой была фактически запрещена. Миграция между странами с централизованной плановой экономикой происходила в очень ограниченном размере и обычно описывалась не как миграция, а как «временное перемещение рабочей силы для согласованного использования производительных ресурсов дружественных стран».7 Несмотря на эти ограничения, миграционные потоки все же полностью не иссякали. Страны за пределами региона проводили относительно открытую миграционную политику по отношению к тем гражданам из восточных стран, которые эмигрировали незаконно и въезжали в страны с развитой рыночной экономикой как политические беженцы или репатрианты. Еще до 1980 года сложились довольно значительные этнические миграционные потоки, представленные в основном этническими немцами из Чехословакии, Польши, СССР, Югославии и ГДР, а также евреями из СССР, направлявшимися в Израиль.8 Воссоединение советских евреев с их семьями в Израиле то в большей, то в меньшей степени разрешалось с середины 1960-х годов. Небольшие волны миграции отмечались также после драматических событий 1956 года в Венгрии и 1968 года в Чехословакии. Конституция Югославии 1963 года была первой, в которой признавалось право граждан на эмиграцию. В течение 1960-х годов по меньше мере 500 тысяч трудовых мигрантов из Югославии со своими семьями переехали в ФРГ и Австрию. К середине 1970-х годов эта волна спала из-за экономического кризиса и ограничительной политики, проводимой правительствами западноевропейских стран.

Вплоть до 1987 года международная миграция в странах с переходной экономикой была неустойчивой и строго контролировалась государством. В период с 1980 по 1987 год страны с развитой рыночной экономикой получали в среднем за год 130 тыс. человек за счет чистого миграционного прироста из этого региона (см. табл. 3, П-4 и П-5). Регистрируемой миграции между странами внутри региона практически не существовало. Наиболее значительным миграционным потоком было передвижение, по большей части нелегальное, румын в Венгрию. Исключениями из группы стран с искусственно низкой эмиграцией были Польша, Румыния и Югославия. Раньше всего массовое бегство в страны с развитой рыночной экономикой началось из Польши. И хотя, согласно официальным польским источникам, общий отток за 1980-1989 годы (по выданным разрешениям) составил 270 тысяч поляков, по некоторым оценкам, истинное число эмигрантов превысило 1,7 миллиона человек, причем до 1988 года Польшу покинули около миллиона человек. По данным министерства внутренних дел Румынии, около 190 тысяч румын покинули страну с 1980 по 1987 год. Это цифра лишь немного меньше общего числа иммигрантов из Румынии, зарегистрированных в принимающих странах (210 тысяч человек). В отличие от этих стран, Югославия в начале 1980-х годов была страной иммиграции, в основном, для возвращающихся на родину югославов, прежде всего из Германии.

Особое значение в этот период имела миграция национальных меньшинств, имевших родственные связи за пределами стран исхода, а также поток мигрантов, ищущих убежища за рубежом. Примерно треть эмигрантов из Польши и почти половина уехавших из Румынии была представлена этническими немцами (Aussiedler), которые сразу же обратились за получением гражданства в Германии.

Другой отличительной чертой перемещений до начала переходного периода была их нестабильность во времени. Относительно длительные периоды крайне низкой эмиграции чередовались с непродолжительными периодами, в которые миграция возрастала в связи со временным ослаблением контроля, экономическими трудностями и специфическими политическими конфликтами. Например, в Польше число выбывших удваивалось во время политических переворотов 1981 и 1987 годов. Число выехавших из Польши в Германию увеличилось с 68 тысяч в 1980 году до 140 тысяч в 1981 году. В Австрии наибольшее число прошений о предоставлении убежища от поляков было подано в 1981 году (29,1 из 34 тысяч). Миграционный отток из Югославии начал возрастать в 1986 году, после того как правительство приняло программу экономических ограничений и политический климат стал нестабильным.

Миграционный обмен между странами с переходной экономикой прошел свой пик в середине 1990-х

Переход от централизованной плановой экономики к рыночной привел к нарастанию различий между странами в регионе. Хотя на ранних стадиях переходного периода большинство стран пережили экономический кризис, преодоление этого этапа в разных странах происходило по-разному. Некоторые из них пережили переходный период с относительно стабильными политическими и постоянно улучшавшимися экономическими условиями. Чешская Республика, Венгрия и, в меньшей степени, Польша, Словакия и страны Балтии смогли поддерживать свой экономический рост на протяжении 1990-х годов. Другие испытывали значительную политическую нестабильность и экономический спад. Это относится к большинству стран СНГ и всем государствам, возникшим в результате распада Югославии, за исключением Словении, в которой темп экономического роста был на уровне развитой рыночной экономики. И даже в странах, которые не пострадали от вооруженных конфликтов, переход к рыночной экономике привел к экономическому спаду или стагнации и значительному структурному дисбалансу (неравновесию).9

Такая неоднородность отразилась на демографическом развитии и, в частности, на интенсивности и направлениях миграционных потоков. В то время как одни страны отдавали население в результате миграционного обмена как по политическим, так и по экономическим причинам, другие стали к концу 1990-х годов принимать значительное число мигрантов. Некоторые страны одновременно являются странами иммиграции, эмиграции и транзитной миграции, другие, благодаря серьезным административным и экономическим барьерам, сдерживают мобильность населения.

Политические и экономические процессы 1990-х годов сильно сказались на миграции между самими странами с переходной экономикой - она охватывала от 1,5 до 1,9 миллиона человек в среднем за год. Распад федеративных государств (СССР, ЧССР и СФРЮ) способствовал росту международной миграции не только тем, что бывшие ранее внутренними потоки стали международными. Трансформация коммунистических федераций (кроме Чехословакии) сопровождалась усилением напряженности в межнациональных отношениях, нередко приводящим к вооруженным конфликтам, что имело своим следствием многочисленные перемещения больших людских масс. Но они не были устойчивыми.

Возврат к более устойчивым долговременным тенденциям миграции произошел во второй половине 90-х годов, когда утихли основные вооруженные конфликты, а принимающие страны ужесточили свою миграционную политику и практику предоставления убежища.

Миграционные потоки внутри региона стран с переходной экономикой также сократились  v почти наполовину по сравнению с началом 1990-х годов. Однако, по мнению ряда исследователей, оборот миграции, напротив, вырос, хотя это и не отражается в статистике. Основными формами миграции стали различные кратковременные перемещения внутри региона между соседними странами, включая трудовую миграцию сезонных рабочих, работающих по контракту и «челноков».10

Таблица 2. Итоги миграции между странами с переходной экономикой, 1990-1998



Три четверти иммигрантов из стран с переходной экономикой поглотила Германия

Уже в конце 1980-х годов некоторые страны с переходной экономикой ослабили контроль и смягчили условия зарубежных поездок своих граждан, а также заняли более терпимую позицию по отношению к представителям определенных этнических групп, желавших эмигрировать, что привело к резкому нарастанию миграционных потоков, ориентированных на страны с развитой рыночной экономикой. Не менее 2 миллионов человек уехали в эти страны уже за 1987-1989 годы. К продолжавшемуся оттоку граждан Польши, Румынии и Югославии добавилось более чем 600 тысяч немцев из ГДР, которые перемещались в ФРГ через Венгрию, Чехословакию или Австрию. Эта миграционная волна достигла пика осенью 1989 года и стала одной из причин падения Берлинской стены и исторических перемен в регионе, произошедших в 1989-1991 годах.

Таблица 3. Число прибывших в страны с развитой рыночной экономикой из стран с переходной экономикой , 1980-1999, тысяч человек

СтранаВсего заВ том числе за периодприбытия1980- 19991980- 19841985- 19891990- 19941995- 1999Австралия155,422,432,952,048,1Австрия245,059,153,70,0132,2Бельгия42,44,24,912,221,1Великобритания73,62,76,740,024,2Германия9849,2836,92252,34384,62375,4Греция58,10,00,024,633,5Дания59,84,17,912,035,8Израиль797,016,324,0527,1229,6Исландия2,80,00,31,31,2Италия255,10,00,973,2181,0Канада341,548,369,4127,796,1Люксембург14,90,60,96,96,5Нидерланды95,05,99,743,835,6Новая Зеландия11,80,70,54,06,6Норвегия41,62,36,121,611,6США1008,6111,5119,8436,8340,5Финляндия80,72,43,543,930,9Франция94,012,810,229,741,3Швеция312,119,325,1191,076,7Швейцария233,717,479,496,940,0 ВСЕГО13259,11166,82708,26129,33254,8

В 1990-е годы, с началом собственно переходного периода, миграционное законодательство повсеместно либерализовалось и миграционные потоки стали быстро нарастать. В 1990-1994 годах они достигли исторически уникальных уровней почти во всех странах. В 1990-1992 годах среднегодовой чистый миграционный прирост в странах с развитой рыночной экономикой, по официальным данным, составлял 980 тысяч человек против 175 тысяч до 1989 года. Но затем приток стал убывать, и к 1998 году число прибывающих в страны с развитой рыночной экономикой из стран с переходной экономикой сократилось на треть по сравнению с началом 90-х годов.

Существовал, конечно, и обратный поток, но он был значительно меньшим (табл.4). Правда, он и менялся меньше, так что сильное сокращение притока во второй половине 1990-х годов при относительно большей стабильности оттока привело к довольно быстрому снижению коэффициентов чистой миграции.

Таблица 4. Число выбывших из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой , 1980-1999, тысяч человек

СтранаВсего заВ том числе за периодвыбытия1980- 19991980- 19841985- 19891990- 19941995- 1999Австралия48,98,910,215,114,7Австрия117,80,00,00,0117,8Бельгия15,32,92,54,65,3Великобритания51,90,67,722,920,7Германия4337,1476,6706,01682,51472,0Греция0,00,00,00,00,0Дания18,32,01,85,88,7Израиль0,00,00,00,00,0Исландия1,00,00,00,70,3Италия20,40,00,48,411,6Канада14,50,00,05,88,7Люксембург4,40,50,61,51,8Нидерланды19,84,42,34,78,4Новая Зеландия2,10,40,30,50,9Норвегия12,10,61,14,75,7США0,00,00,00,00,0Финляндия10,20,61,33,44,9Франция0,00,00,00,00,0Швейцария122,69,528,045,140,0Швеция20,34,52,14,88,9 ВСЕГО4527,8511,5764,31810,51441,5
За общими тенденциями скрываются заметные различия между отдельными странами (рис. 1). Миграция из стран с переходной экономикой постоянно снижалась, достигнув пика в 1993-1994 годах, в большинстве принимающих стран (Австралии, Канаде, Дании, Германии, Норвегии и США), но в некоторых она, напротив, увеличилась к концу 1990-х годов. Это было связано со специальными программами регулирования миграции, реализованными во Франции в 1997-1998 годах, в Греции в 1998-1999 годах, в Италии в 1996 и 1998 годах, благодаря которым многие граждане стран с переходной экономикой, уже находившиеся в этих странах, смогли легализовать свое положение. Так, в Греции «белую карту» (первая стадия легализации) получили 240 тысяч албанцев, 25 тысяч болгар и 17 тысяч румын. В Италии разрешение на работу в 1996 году получили 20,2 тысяч албанцев. В Бельгии, Великобритании и, в меньшей мере, во Франции более поздний подъем волны иммиграции был связан с ростом числа прошений об убежище. Наибольшее число таких прошений от представителей национальностей Албании, Словакии, Македонии и большинства бывших республик СССР было подано в конце 1990-х годов - 2000 году. Более гибкие условия предоставления убежища и работы по отдельным специальностям сочетались при этом с ужесточением ограничительной политики в отношении мигрантов.









Рисунок 1. Прибывшие из стран с переходной экономикой в некоторые страны с развитой рыночной экономикой, тысяч человек

Германия была основной западной страной, принимавшей мигрантов (рис. 2). Ее исторические связи со многими странами Восточной Европы и географическая близость к ним во многом определили высокую интенсивность миграционных потоков.11 Начиная с 1990 года, основными поставщиками мигрантов в Германию были Польша и бывшая Югославия. До этого наиболее интенсивным был поток из ГДР в ФРГ. Много мигрантов приняли также США (в основном из Польши и Украины), Швейцария (из государств  v бывших республик Югославии), Канада (из Польши и государств v бывших республик Югославии), Австрия и Италия. Граждане восточно-европейских стран составляли более 80% иммигрантов в Израиль и более 70% v в Германию. В США они, напротив, составляли меньшинство - менее 10%.



Рисунок 2. Распределение прибывших из стран с переходной экономикой по странам с развитой рыночной экономикой, 1980-1999, %

В результате этих перемещений в постоянном населении стран с развитой рыночной экономикой стало нарастать число выходцев из стран с переходной экономикой - в основных принимающих странах оно выросло с 1,9 миллиона человек в 1990 году до 3,3 миллиона в 1995 (табл. 5). После 1995 года число родившихся за границей выросло в большинстве стран (табл. 6), а число иностранцев оставалось стабильным или даже снижалось по мере возрастания доли натурализовавшихся.

Таблица 5. Численность граждан стран с переходной экономикой, проживающих в других странах, 1980, 1990, 1995 и 1998, тысяч человек

 1980199019951998Австрия138,6263,2326,8335,1Бельгия39,334,441,434,6Великобритания..596584Германия756,81072,32077,22055,5Греция8,327,539,454,4Дания8,814,72147,2Исландия0,10,80,81,9Испания0,32,110,323,1Италия522,3126,7226,3Люксембург..2,9....Нидерланды15,618,743,142,6Норвегия37,721,223,6Португалия 0,411,7Финляндия1,45,653,270,6Франция145,8115,5..122,9Швейцария70,2163,1320,2345,8Швеция55,570131,2112     Болгария....8192,8Венгрия..89112,5118,2Румыния....1,71,4Словакия....21,927,4Чехия....158,7228,9

Таблица 6. Родившиеся в странах с переходной экономикой, проживающие в некоторых западных странах, 1980, 1990, 1995 и 1998, тысяч человек

 1980199019951998Австралия278,7289,0301,1370,5Великобритания175,9140,1....Канада..502,8750,5 Нидерланды..37,070,587,2Новая Зеландия8,97,313,0..США1316,01166,2....Франция......255,7Швеция106,0136,0226,0234,0

Основные потоки эмиграции из стран с переходной экономикой

Большая часть миграционных потоков из стран с переходной экономикой была обусловлена политическими и этническими факторами. Согласно данным статистики стран, принимавших мигрантов, только из государств, образовавших из бывших республик Югославии, в 1990-1998 годах выехало более 2 миллионов эмигрантов. Почти 800 тысяч человек выехало в 1993-1994 годах после восстания боснийских сербов против независимости Боснии и Герцеговины. Число эмигрантов из Азербайджана и Армении удвоилось во время нагорно-карабахского конфликта (1988-1990), примерно такой же рост миграции наблюдался в Грузии в наиболее тяжелые годы вооруженного конфликта в Южной Осетии и Абхазии (1990-1993). Во время гражданской войны в Таджикистане (1990-1993) объем миграции утроился.

Помимо эмигрантов необходимо иметь в виду и большое количество внутренних мигрантов, снявшихся со своих мест, но оставшихся в пределах своих государств. К началу 2000 года число внутренних мигрантов в государствах v бывших республиках СССР составило 1,6 миллиона человек, бывших республиках Югославии v более 250 тысяч человек.

Прошение о предоставлении убежища было не единственным способом бегства из страны. По данным Верховного Комиссара по делам беженцев ООН, за 1990-2000 годы в странах с развитой рыночной экономикой было подано примерно 2,2 миллиона прошений об убежище от граждан стран с переходной экономикой, в том числе 1,2 миллиона от граждан бывшей Югославии. Но число эмигрантов во время вооруженных конфликтов было значительно большим, чем число просящих убежища в странах с развитой рыночной экономикой. Многие беженцы из Боснии и Герцеговины, а позже из Косово, не фигурируют в статистике ходатайств об убежище, хотя им было предоставлен временный статус в странах, принявших их. Второй по численности группой просивших об убежище были граждане Румынии, которые подали, начиная с 1989 года, 400 тысяч прошений.

Примерно половина всех прошений об убежище была подана в Германии, значительным было также число прошений об убежище в Австрии, Швейцарии и США. Достигнув пика в 1992 году, число ищущих убежища за рубежом значительно снизилось к 1997 году, поскольку большинство стран с переходной экономикой стали рассматриваться как вполне безопасные (рис. 3 и табл. П-8 Приложения). Доля удовлетворенных прошений о предоставлении статуса беженца стала быстро снижаться как из-за роста необоснованных прошений, так и из-за ужесточения миграционной политики принимающих стран. В большинстве из них в 1993-1998 годах были приняты новые законодательные нормы и введены новые административные процедуры, направленные на ускорение рассмотрения прошений и отклонение откровенно необоснованных запросов. Во многих странах были введены визы, а, кроме того, было решено ограничить предоставление статуса беженца для стран, не подписавших Конвенцию ООН 1951 года о статусе беженцев.

Тем не менее, статистические данные говорят о явном росте числа прошений об убежище после 1997 года. Его причинами были не только вооруженные конфликты в Косово и Чечне. Число граждан Албании, Чехии, Венгрии, Словакии и большинства государств v бывших республик СССР, просивших об убежище, было самым высоким именно в конце 1990-х годов. Из-за ужесточения условий предоставления убежища в странах, традиционно его предоставлявших, они направлялись в другие страны Западной и Восточной Европы. Так, в Бельгии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Франции и Швейцарии увеличение числа прошений было зарегистрировано после 1995 года. И хотя данные о предоставлении убежища странами с переходной экономикой явно не полные, очевидно, что Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия сами стали странами, в которых искали убежища граждане других стран с переходной экономикой, а также, в большей степени, из развивающихся стран (Афганистана, Ирака, Шри-Ланки). Лучшее знакомство с процедурами предоставления убежища в этих странах, лучшая социальная поддержка и более благоприятная ситуация на рынке труда в них на фоне финансово-экономического кризиса 1998 года в России - все это способствовало росту числа желающих получить убежище в этих странах. Определенную роль также могло сыграть улучшение практики регистрации подачи ходатайств об убежище.



Рисунок 3. Число подавших прошение о предоставлении убежища из стран с переходной экономикой, 1989-2000, в тысячах человек

Кроме того, подача прошения об убежища не обязательно отражает время въезда в страну. В Великобритании, например, половина прошений в 1998-1999 годах была подана лицами, уже как-то въехавшими в страну до этого. Ужесточение визового режима и введение ограничений на выдачу пособий беженцам привело к снижению числа обратившихся за получением убежища в 1995-1996 годах. Канада, Норвегия, Швеция и Финляндия временно вводили подобные меры, чтобы предотвратить въезд беженцев-цыган. Лишь несколько тысяч цыган, ходатайствовавших о предоставлении убежища в странах Западной Европы с конца 1990-х годов, получили статус беженцев. Остальные были признаны экономическими мигрантами.

Другим важным компонентом долговременных тенденций миграции в регионе стран с переходной экономикой была добровольная репатриации титульных национальностей и депортированных ранее народов, прежде всего в государствах v бывших республиках СССР. В частности, за 1990-е годы значительно сократилась русская и украинская диаспоры. Около 3 миллионов этнических русских и примерно миллион этнических украинцев вернулись на свою родину в 1989-1998 годы. Кроме того, начиная с 1980 года, по крайней мере, 3,5 миллиона этнических немцев переехали в Германию. Почти миллион человек переехали в конце 1980-х годов из ГДР в ФРГ (Űbersiedler). Значительное число немцев (Aussiedler) выехало из Польши (700 тысяч), Казахстана (600 тысяч человек начиная с 1992 года) и России (400 тысяч с 1992 года). Этническая иммиграция в Германию v основная причина резкого подъема и последующего снижения миграции из стран с переходной экономикой в 1990-е годы. Число немцев, прибывших из этого региона, сократилось с 2,2 миллиона человек в 1990-1994 годах до 600 тысяч человек в 1995-1998 годах. Если до 1990 года этнические немцы могли въезжать в Германию и уже там доказывать, что их происхождение позволяет им остаться в стране, то после 1990 года в связи с изменениями в законодательстве они должны были делать это до въезда в страну. Была также установлена квота - 220 тысяч прибывших в год, хотя в первые годы переходного периода она значительно превышалась. Израиль также получил почти 1,5 миллиона мигрантов, в основном евреев, из региона с переходной экономикой, начиная с 1990 года. В Финляндии примерно треть иммигрантов из этого региона составляли представители финно-угорских народов, в основном из стран Балтии и России. В числе других относительно значительных этнических потоков можно упомянуть венгров из Румынии и Словакии, греков из Албании и государств - бывших республик СССР, а также цыган из Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии, выезжавших за пределы региона.

Важной характеристикой миграционной ситуации в странах с переходной экономикой является значительная нерегистрируемая международная миграция. Она порождает значительное число нелегальных мигрантов и превращает сам регион не только в пункт приема, но и в перевалочный пункт для транзитных мигрантов. Отсутствие сплошных границ обусловливает привлекательность стран с переходной экономикой как трамплина для продвижения на Запад. Из-за экономических трудностей переезда многие из транзитных мигрантов надолго оседают в регионе. Оценки нерегистрируемой миграции варьируют в широких пределах. Так, для Российской Федерации они составляют от 700 тысяч до более чем 4 миллионов человек, для Украины - от 70 до 500 тысяч человек.

Основной компонент этих нерегистрируемых потоков v краткосрочные перемещения людей с целью работы или торговли (при наличии законных туристических виз, временных документов и т.п. или без них). Эти краткосрочные перемещения на небольшие расстояния обычно никак не фиксируются, но они являются важным источником доходов для значительной части населения в ряде стран с переходной экономикой.

Влияние эмиграции на общий рост населения

Внутри региона стран с переходной экономикой по мере развития демократии наблюдалось усиление различий между странами. Если одни страны с самого начала характеризовались эмиграцией как по политическим, так и по экономическим причинам, то другие в конце 1990-х годов стали странами, принимающими мигрантов.

На протяжении 1990-х годов пять стран имели в целом положительное сальдо миграции: Российская Федерация, Словакия, Словения, Хорватия и Чехия. Венгрия и Польша приняли значительное число иммигрантов, но все же имели отрицательный чистый миграционный прирост, теряя населения в миграционном обмене с Австрией, Канадой, Германией и США.

Среди стран с отрицательным сальдо миграции некоторые выделялись чрезвычайно высокими показателями, особенно в 1990-1995 годах. В среднем за год чистый миграционный отток составил в Боснии и Герцеговине 43 человека на 1000 населения, в Югославии  v 15, Киргизии v 12,3, Казахстане -11,5. Это были самые высокие показатели миграционного оттока в мире за этот период. Они сопоставимы только с показателями, характерными для стран, находившихся в состоянии войны (Кувейт, Либерия, Руанда). Во второй половине 90-х годов в большинстве случаев коэффициенты миграционного оттока снизились (исключения v Казахстан и Албания, в которых эмиграция нарастала в течение всех 90-х годов). В 1995-1998 годах чистый миграционный отток составлял в Казахстане 16,3 на 1000 человек в среднем за год, в Албании - 8,4.

Демографические индикаторы показывают, что миграция не только усиливала убыль населения, но в ряде случаев была определяющим фактором такой убыли в странах региона, для которых в 1990-е годы был характерен отрицательный естественный прирост. В первой колонке табл. 7 представлены данные о миграционном приросте, полученные из официальных источников, в последней - оценка миграционного прироста, полученная как разность между общим и естественным приростом населения.

Таблица 7. Чистая миграция, общий и естественный прирост населения в странах с переходной экономикой, 1990-1998, на 1000 человек

 Миграционный прирост по официальным даннымОбщий прирост населенияЕстестве- нный приростМиграционный прирост как разница между общим и естественным приростом населения 1990- 19951995- 19981990- 19951995- 19981990- 19951995- 19981990- 19951995- 1998Азербайджан-7,5-4,713,79,116,79,9-3,0-0,8Албания-2,5-8,4-6,4-5,318,315,7-24,7-21,0Армения-8,8-9,211,81,410,93,90,9-2,5Белоруссия-0,5-0,31,3-2,80,0-4,21,31,4Болгария-1,1-0,7-7,3-11,2-2,6-6,3-4,7-4,9Босния и Герцеговина-43,21,3-46,230,25,83,1-52,027,1Венгрия-0,60,0-2,9-4,9-2,6-4,2-0,3-0,7Грузия-10,3-7,4-4,0-3,45,32,3-9,3-5,7Казахстан-11,5-16,3-1,6-5,410,46,9-12,0-12,3Киргизия-12,3-3,37,515,120,015,6-12,5-0,5Латвия-10,0-4,7-12,0-7,7-3,2-5,7-8,8-2,0Литва-3,9-1,1-0,4-1,01,7-1,0-2,10,0Македония1,5-3,75,67,18,86,5-3,20,6Молдавия-5,1-4,1-1,2-2,04,70,5-5,9-2,5Польша-2,0-0,92,50,12,90,6-0,4-0,5Россия2,32,5-0,2-3,6-2,7-5,52,51,9Румыния-3,5-1,2-4,6-2,00,0-1,7-4,6-0,3Словакия0,00,04,11,33,70,90,40,4Словения0,10,37,4-0,20,5-0,86,90,6Таджикистан-12,1-5,715,911,726,922,1-11,0-10,4Туркменистан-3,6-4,727,623,625,021,42,62,2Узбекистан-5,4-3,021,017,624,118,2-3,1-0,6Украина0,1-1,5-1,4-7,8-2,7-5,81,3-2,0Хорватия8,99,75,10,9-0,40,85,50,1Чехия0,60,70,5-1,1-0,2-2,10,71,0Эстония-7,4-2,5-11,4-12,6-2,5-4,6-8,9-8,0Югославия-15,0-1,47,60,13,72,43,9-2,3

Государства v бывшие республики СССР явно разделяются на две группы: центральноазиатские (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и восточноевропейские (Белоруссия, Молдавия, Россия, Украина и страны Балтии). Если последние в демографическом отношении очень сходны с остальными европейскими странами, то в среднеазиатских государствах уровень рождаемость заметно превышает уровень простого воспроизводства, обеспечивая рост населения при очень значительной эмиграции (за исключением Казахстана). В восточноевропейских республиках рождаемость ниже уровня простого воспроизводства, и они теряют населения уже с начала 1990-х годов. Только в России естественная убыль отчасти компенсируется миграционным приростом. В трех кавказских республиках, занимающих промежуточное положение, рождаемость близка к уровню простого воспроизводства, но все же обеспечивает общий рост населения (кроме Грузии), несмотря на довольно высокий миграционный отток.

Для других восточноевропейских стран также характерны низкая рождаемость и очень низкий прирост или убыль населения. Так, Болгария и Венгрия теряют население с 1980-х годов. Численность населения Чехии и Румынии начала снижаться в середине 1990-х годов. Поэтому даже небольшая эмиграция оказывает значительное влияние на динамику населения этих стран.

Демографические показатели стран Южной Европы явно указывают на наличие значительной нелегальной и недоучтенной миграции. В Албании высокая рождаемость (суммарный коэффициент рождаемости в 1990-1995 годах составлял 2,89, в 1995-2000 годах - 2,60) значительно превышает миграционный отток. Исходя из данных о числе родившихся и умерших, следует предположить, что население Албании должны было увеличиться за 1990-1995 годы на 295 тысяч человек, а оно сократилось на 104 тысячи человек. Это дает оценку числа эмигрантов из страны примерно в 400 тысяч человек, но в принимающих странах за этот период было зарегистрировано только 50 тысяч албанцев. За 1995-1998 годы население Албании должно было вырасти на 150 тысяч человек, но потеряло примерно 30 тысяч человек. Однако вместо 180 тысяч в принимающих странах было зарегистрировано только 100 тысяч албанцев.

Неполнота регистрации мигрантов очевидна также в Югославии. Исходя из данных, предоставленных принимающими странами, Югославия в начале 1990-х годов пережила рекордно высокую эмиграцию. Однако рост населения страны свидетельствует о том, что иммиграционный приток в страну был значительно выше.

Будущее миграционных потоков в регионе зависит от нескольких факторов. В некоторых странах сохраняются региональные конфликты и политическая нестабильность. В Европе в ближайшее время произойдет расширение Европейского Союза на Восток. И хотя последние исследования показали, что оно окажет умеренное влияние на миграционные потоки, члены Европейского Союза обеспокоены возможным притоком рабочей силы из Восточной Европы после вступления в действие принципа свободного перемещения. Соглашение о вступления в Европейский Союз для пяти стран на первом этапе, вероятнее всего, будет включать пункт, ограничивающий передвижение рабочей силы внутри Союза.

Приложение

Таблица П-1. Используемые критерии и источники данных о международной миграции
Таблица П-2. Число прибывших в страны с переходной экономикой из других стран региона, 1990-1998, тысяч человек
Таблица П-3. Число выбывших в страны с переходной экономикой из других стран региона, 1990-1998, тысяч человек
Таблица П-4. Число прибывших в страны с развитой рыночной экономикой из стран с переходной экономикой , 1980-1989, тысяч человек
Таблица П-5. Число выбывших из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой , 1980-1989, тысяч человек
Таблица П-6. Число прибывших из стран с переходной экономикой в страны с развитой рыночной экономикой, 1990-1999, тысяч человек
Таблица П-7. Число выбывших из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой, 1990-1999, тысяч человек
Таблица П-8. Число прошений о предоставлении убежища в отдельных странах выходцами из стран с переходной экономикой, 1980-2000, тысяч человек

Таблица П-1. Используемые критерии и источники данных о международной миграции

 Тип источника информацииКлассификационный критерийАвстралияДанные пограничного контроляСтрана предыдущего/предполагаемого проживания; страна рожденияАвстрияРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживания; гражданствоАзербайджанДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияБелоруссияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияБельгияРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияКанадаДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживания; страна рожденияХорватияДанные о выдаче вида на жительство и регистрСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияЧехословакия (бывшая)Данные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияЧехияДанные о выдаче вида на жительство и регистрСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияДанияРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияЭстонияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияФинляндияРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживания; страна рожденияФранцияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияГерманияРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживания; гражданствоГрецияДанные о выдаче вида на жительствоГражданствоВенгрияРегистрГражданствоИсландияРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияИзраильДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего проживания; страна рожденияИталияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияКазахстанДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияКиргизияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияЛатвияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияЛитваДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияЛюксембургРегистр населенияГражданствоНидерландыРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияНовая ЗеландияДанные пограничного контроляСтрана предыдущего/предполагаемого проживания; гражданствоНорвегияРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияПольшаДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияПортугалияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего проживанияМолдавияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияРумынияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияРоссияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияСловакияДанные о выдаче вида на жительство и регистрСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияСловенияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияИспанияРегистр населенияСтрана предыдущего проживанияШвецияРегистр населенияСтрана предыдущего/предполагаемого проживания; гражданствоШвейцарияРегистрГражданствоТаджикистанДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияМакедонияДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияУкраинаДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияВеликобританияДанные пограничного контроля и обследованияСтрана предыдущего/предполагаемого проживанияСШАДанные о выдаче вида на жительство и данные пограничного контроляСтрана рожденияУзбекистанДанные о выдаче вида на жительствоСтрана предыдущего/предполагаемого проживания
Таблица П-2. Число прибывших в страны с переходной экономикой из других стран региона, 1990-1998, тысяч человек

 199019911992199319941995199619971998Азербайджан........7,85,35,0....Белоруссия99,395,8117,784,050,233,330,130,131,8Венгрия28,216,516,712,611,110,08,78,39,1Казахстан174,5187,2148,8100,363,968,051,635,938,4Киргизия40,037,026,022,820,018,215,812,7..Латвия30,212,96,13,82,72,524,02,62,5Литва13,211,26,32,71,61,92,82,32,5Македония........1,61,10,80,70,6Польша0,51,21,81,21,51,61,92,32,2Молдавия49,540,233,325,7....11,9....Россия913,1692,1925,8923,01146,4841,6631,2582,9494,9Румыния0,20,30,45,00,32,61,06,819,3Словакия8,28,07,98,64,72,32,51,71,5Словения6,95,82,92,31,51,81,10,80,5Таджикистан21,919,811,613,97,35,4......Узбекистан73,9......35,331,815,34,2..Украина475,1450,0504,6325,3179,2160,5124,4103,063,7Хорватия  65,0102,753,678,480,592,890,6Чехия10,79,613,38,65,86,36,77,97,0Эстония8,05,03,42,11,41,31,31,31,1

Таблица П-3. Число выбывших в страны с переходной экономикой из других стран региона, 1990-1998, тысяч человек

 199019911992199319941995199619971998Азербайджан........55,548,345,3....Белоруссия106,061,651,047,047,926,214,39,97,7Венгрия6,92,61,21,41,21,01,51,40,4Казахстан213,1177,0257,2232,9375,9205,9155,8239,4194,0Киргизия65,469,0100,0132,261,139,621,215,5..Латвия28,222,950,729,720,111,68,27,84,3Литва19,818,827,515,13,53,03,01,71,4Македония........0,40,40,20,00,2Польша0,30,20,10,20,20,20,20,20,2Молдавия48,343,253,229,4....22,6....Россия626,3588,2570,9369,9232,3229,9192,0150,1134,0Румыния10,64,74,83,92,02,91,81,62,0Словакия10,28,411,87,30,10,20,20,20,3Словения4,88,93,30,80,50,40,40,40,4Таджикистан71,340,197,478,151,543,6......Узбекистан186,6......164,7103,251,142,0 Украина311,1300,0221,2247,2272,0204,8196,2141,196,7Хорватия....4,74,71,52,71,41,63,8Чехия0,10,10,00,00,00,00,10,00,1Эстония11,111,735,714,77,87,85,62,71,4

Таблица П-4. Число прибывших в страны с развитой рыночной экономикой из стран с переходной экономикой , 1980-1989, тысяч человек

 1980198119821983198419851986198719881989Австралия4,14,64,84,24,75,15,67,47,96,9Австрия7,734,05,75,26,56,17,910,113,915,7Бельгия0,81,20,90,60,70,70,81,10,91,4Велико- британия......1,11,62,30,50,41,52,0Германия172,4227,5134122,2180,8176196,8272,0514,91092,6Греция....................Дания0,90,90,90,60,81,51,51,41,52,0Израиль8,82,71,91,71,20,90,83,83,714,8Исландия00000000,10,10,1Италия................0,40,5Канада7,39,314,29,58,07,19,012,515,825,0Люксем- бург0,20,10,10,10,10,10,10,10,20,4Нидер- ланды1,41,21,21,11,01,21,41,72,23,2Новая Зеландия0,10,10,20,20,10,100,10,10,2Норвегия0,40,40,50,50,50,60,71,41,51,9США21,620,028,218,023,722,621,018,421,636,2Финляндия0,40,40,40,70,50,50,60,80,70,9Франция1,42,04,62,82,01,91,81,91,82,8Швеция3,53,35,73,23,63,74,64,45,56,9Швейцария......8,58,910,312,414,919,622,2 ВСЕГО230,9307,7203,3180,2244,7240,7265,5352,5613,81235,7

Таблица П-5. Число выбывших из стран с развитой рыночной экономикой в страны с переходной экономикой , 1980-1989, тысяч человек

 1980198119821983198419851986198719881989Австралия1,81,61,71,91,92,22,11,91,92,1Австрия....................Бельгия0,60,50,60,70,50,40,40,50,70,5Велико- британия......0,20,40,201,53,03,0Германия85,3107,192,988,1103,2106,2107115,7155,2221,9Греция ..................Дания0,50,50,60,400,30,30,30,40,5Израиль....................Исландия0000000000Италия................0,20,2Канада....................Люксембург0,10,10,10,10,10,10,10,10,10,2Нидерланды0,60,70,81,40,90,60,50,30,40,5Новая Зеландия00,10,10,10,100,100,10,1Норвегия0,20,10,10,10,10,10,10,20,30,4США....................Финляндия0,10,10,10,20,10,20,30,30,30,2Франция....................Швейцария......4,94,64,75,05,26,17,0Швеция1,21,00,90,80,60,50,60,30,30,4 ВСЕГО90,4111,897,998,9112,5115,5116,6126,3169,0236,9


Примечания

1International Migration from Countries with Economies in Transition: 1980-1999. Population Division, Department of Economic and Social Affairs, United Nations Secretariat. ESA/P/WP.176. 11 September 2002.
2В группу стран с развитой рыночной экономикой в докладе включены: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и США.
3Географические размеры регионы не полностью сопоставимы во времени. Так, для периода до Второй Мировой войны данные по Финляндии включены в совокупные данные об эмиграции из Восточной Европы, а данные по Австрии до Первой Мировой войны объединены с данными по Венгрии и Чехословакии, составлявшими часть Австро-Венгерской империи. Аналогично Греция до Второй Мировой войны считалась частью Центральной и Восточной Европы, а позже не включалась в группу стран этого региона из-за того, что не имела централизованной плановой экономики.
4Kirk, Dudley (1946). Europe's Population in the Interwar Years. Princeton: Princeton University Press.
5Keely, Charles B. (1982). Immigration policy. In: International Encyclopedia of Population. J/Ross (ed.). New York: The Free Press.
6Fassmann, Heinz and Rainer Münz (1994). European East-Western Migration, 1945-1992, International Migration Review.(New York), vol. 28, no. 3, pp. 20-538; United Nations, Economic Commission for Europe and United Nations Population Fund (1996). International Migration in Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States/ UNECE Economic Studies no. 8. Geneva: UNECE. Sales no. GV.E.96.0.22..
7United Nations (1982). International Migration Policies and Programmes: A World Survey. Sales no. E.82.XIII.4. P. 35.
8Fassmann, Heinz and Rainer Münz (1994). European East-Western Migration, 1945-1992, International Migration Review.(New York), vol. 28, no. 3, pp. 20-538.
9Organization for Economic Cooperation and Development. Migration policies and EU Enlargement: The Case of Central and Eastern Europe. Paris: OECD, 2001; World Bank. Country Profiles. At http://wbln0018.worldbank.org/eca/eca.nsf.
10Okólski, Marek. Poland. In: International Migration in Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States. UNECE Economic Studies no. 8. Geneva and New York: UNECE and UNFPA. Chapter 9, pp. 95-110. Sales No. GV.E.96.0.22; Organization for Economic Cooperation and Development. Migration policies and EU Enlargement: The Case of Central and Eastern Europe. Paris: OECD, 2001.
11При этом они могут быть разделены, поскольку регистры населения Германии содержат данные о приезжающих как на короткие, так и на длительные периоды времени, а также об обратившихся за предоставлением убежища (они составляли 20% всего потока с Востока в 1990-1995 годах).

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).