будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Медленное чтение
Преснякова Людмила

Еженедельный бюллетень социологических сообщений

Школа хорошая и школа плохая : Дорого ли родителям обходится школьник? : Что мешает объединению России и Белоруссии? : В детский лагерь за здоровьем : О роли Дж. Буша в истории
 

Школа хорошая и школа плохая

Образование

Почти половина россиян (45%) уверены, что там, где они живут, хороших школ сегодня больше, чем плохих, противоположного мнения придерживается каждый пятый участник опроса (20%). Примечательно, что среди респондентов, чьи дети в этом году начнут или будут продолжать свое обучение в средней школе (в целом по выборке их доля составляет 26%), каждый второй (53%) убежден, что хороших школ вокруг больше, чем плохих.

Между тем, 42% наших сограждан полагают, что по сравнению с советскими временами хороших школ стало меньше, и лишь 18% считают, что их стало больше. Еще 13% отмечают, что хороших школ осталось столько же, сколько было прежде.

Мы попросили респондентов в свободной форме ответить на два вопроса: что такое хорошая школа и что такое плохая школа. Хорошую школу, по мнению россиян, отличает прежде всего высокий профессионализм учителей («педагоги высокого уровня»; «квалифицированные преподаватели»; «внимательные преподаватели»; «где учителя любят детей, уважают их») — 41%.

Вдвое реже признаком хорошей школы называют высокий уровень образования («где дают хорошее образование»; «высокий уровень знаний»; «должна давать всестороннее образование, особенно изучать историю и законы»; «где хорошая подготовка в вуз») — 21%.

Почти такая же доля опрошенных (19%) выделяет в качестве отличительной черты хорошей школы ее материально-техническую обеспеченность и благоустроенность («хорошее оснащение школы»; «школа оборудована спортинвентарем, компьютерами»; «современные пособия и оборудование»; «благоустроенная школа»; «в классах, коридорах чисто, аккуратно»).

По мнению 9% респондентов, хорошую школу отличают благоприятный психологический климат, хорошие отношения между учителями и учениками; по мнению 6% — порядок и дисциплина. Еще 5% опрошенных говорят в этой связи о бесплатном обучении, 4% — о наличии внеклассных мероприятий, секций и кружков. Кроме того, среди признаков хорошей школы упоминались: достаточно высокая зарплата учителей, единая школьная форма, отсутствие социального расслоения среди детей, хорошая охрана школы (по 1%). Еще для 1% опрошенных хорошая школа — это частная школа, и столько же респондентов считают идеалом школу советских времен («советская школа была самая лучшая в мире»).

Плохую школу, судя по полученным ответам, в первую очередь отличает низкий профессиональный уровень учителей (28%); кроме того, для нее характерны слабая материально-техническая база (10%), низкое качество образования (9%), отсутствие дисциплины и порядка, контроля за учениками (7%), плохая организация учебного процесса (5%), неблагоприятная психологическая обстановка (4%), отсутствие внеклассных мероприятий и секций (1%), низкая зарплата учителей (1%). Существенная отличительная черта плохой школы, по мнению 7% респондентов, — это поборы с родителей, явные и завуалированные взятки («где за все платят родители из своего кармана»; «где много поборов»; «взятки, купленные оценки»). Для 3% опрошенных плохая школа — та, «где курят и колются наркотиками ученики». Еще 1% считает, что сегодня все школы — плохие.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 18 августа 2004 года. 1500 респондентов.

наверх

Дорого ли родителям обходится школьник?

Образование

Согласно данным нашего опроса, сумма, которую россияне считают достаточной, чтобы собрать все необходимое для ребенка к новому учебному году, в среднем по стране составляет 3879 рублей. Еще более высокую цифру называют жители самых крупных городов — по их мнению, полный школьный набор обойдется родителям ученика в 4676 рублей; москвичи называют несколько меньшую сумму — 4080 рублей.

В селах средняя сумма, которую, по мнению респондентов, необходимо потратить на подготовку ребенка к школе, составляет 4031 рубль; минимален это показатель в больших городах — 3261 рубль.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 18 августа 2004 года. 1500 респондентов.

наверх

Что мешает объединению России и Белоруссии?

Страны СНГ: Белоруссия

Сегодня у наших сограждан нет единого мнения по поводу того, объединятся ли в ближайшие годы Россия и Белоруссия: более трети опрошенных (37%) полагают, что это произойдет, и такая же доля респондентов (36%) уверены в обратном; еще 27% не решились строить прогнозы. Стоит отметить, что за прошедший год (с сентября 2003 года) доля полагающих, что союза наших двух стран в ближайшее время ожидать не приходится, выросла на 10 п.п.

При этом если бы сегодня проводился референдум по вопросу объединения России и Белоруссии, за объединение проголосовали бы 71% россиян, против — 11%, не пошли бы на такой референдум 9% наших сограждан; каждый десятый не смог ничего сказать по этому поводу.

Почти две трети участников опроса (62%) убеждены, что В.Путин стремится к объединению России и Белоруссии (уверена в обратном вчетверо меньшая доля опрошенных — 15%). А вот в стремлении А.Лукашенко к объединению не сомневаются 40% россиян, и такая же доля опрошенных (39%) полагает, что президент Белоруссии этого не хочет.

Респондентам был задан открытый вопрос о том, что, на их взгляд, мешает объединению России и Белоруссии. Половина давших на него ответы (или 27% в целом в выборке) усматривают помехи российско-белорусскому союзу в позициях руководства двух стран, причем заметно чаще респонденты винят в этом А.Лукашенко — его политику и амбиции («Лукашенко со своими дурацкими требованиями»; «двойная игра Лукашенко»; «Лукашенко вредничает», «Лукашенко против — он хочет быть хозяином, маленьким царьком») — 17%. Реже (10%) ответственность приписывается обоим лидерам в равной мере («не могут договориться президенты»), а В.Путина в нежелании объединяться «винят» лишь 1% опрошенных.

По мнению 8% участников опроса, дело в том, что не совпадают интересы двух стран («у каждой страны свои интересы, и вряд ли они сойдутся»). Некоторые (8%) полагают, что трудности с объединением двух государств обусловлены экономическими причинами («какие-то экономические соображения»; «деньги — они не хотят рубли, а хотят, чтобы их деньги ходили в России»; «разногласия в вопросах цен на сырье: нефть и газ»).

Часть опрошенных (7%) убеждены, что российско-белорусскому союзу чинят препоны чиновники и политики обеих стран, не заинтересованные в объединении.

Еще 3% респондентов полагают, что объединению двух государств препятствуют «внешние силы» — от «бандитов» до «американского и израильского влияния на путинское правительство». И, наконец, 1% участников опроса убеждены, что объединению двух стран «ничего не мешает».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 14 сентября 2003 года, 18 августа 2004 года. 1500 респондентов.

наверх

В детский лагерь за здоровьем

Общество

Каждый второй россиянин (52%) в бытность сою ребенком или подростком отдыхал в летних спортивных или пионерских лагерях (не отдыхали — 47%); чаще других проводили каникулы в детских лагерях жители крупных городов (68%), особенно — москвичи (77%).

Сегодня четверо из каждых пяти наших сограждан (81%) уверены, что в большинстве семей родители хотели бы отправить детей в летний спортивный или детский лагерь. Но только 26% россиян полагают, что семьи с таким же, как у них, достатком могут себе это позволить; естественно, что такое мнение чаще высказывают респонденты с наиболее высокими доходами на члена семьи (40%), а также жители столицы (35%) — города, где, как известно, уровень жизни заметно выше среднего по стране. Большинство же опрошенных (61%) отмечают, что в семьях с таким, как у них, уровнем доходов возможности отправлять детей в лагерь отдыха нет.

Респондентам были заданы открытые вопросы с целью выяснить, какие положительные и какие отрицательные стороны отдыха детей в летних спортивных или детских лагерях они видят. Примечательно, что о позитивных сторонах пребывания детей в таких лагерях говорят 81% опрошенных, о негативных же — только 32%.

Главное достоинство такого отдыха, по мнению респондентов, — это укрепление здоровья (58%), чему в немалой степени способствуют спортивные мероприятия («дети набираются здоровья»; «закалялись»; «приобщаются к спорту»), здоровое и разнообразное питание, природа, свежий воздух. Досуг детей обеспечен (28%), они «воспитываются»; находятся под присмотром (18%). В летних лагерях дети общаются друг с другом, знакомятся с другими детьми (31%), «повышают кругозор», развиваются (13%), учатся самостоятельности (4%). Еще 3% опрошенных отмечают, что родители и дети получают возможность отдохнуть друг от друга («ребенок психологически отдыхает от своей семьи»; «родителям жить не мешают»).

Из негативных сторон отдыха в лагере чаще всего отмечается, что у детей могут оказаться плохие воспитатели («воспитатели не всегда хорошие»; «молодые воспитатели не отвечают моим требованиям»; «не всегда хорошо смотрят за детьми») — 13%. Каждый десятый полагает, что в лагере дети могут попасть под плохое влияние сверстников, набраться дурных привычек («курение, водка, наркотики»). Некоторые (8%) беспокоятся, что ребенок может заболеть — в результате несчастного случая, из-за плохих санитарных условий или некачественного питания. Еще 2% респондентов считают, что «в наше время страшно отправлять детей» — «из-за ситуации в Чечне, Грузии, Осетии».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 18 августа 2004 года. 1500 респондентов.

наверх

О роли Дж. Буша в истории

США

Мы попросили россиян высказать свое мнение о деятельности Дж.Буша на посту президента Соединенных Штатов Америки. Более трети опрошенных (37%) полагают, что неудач в его работе было больше, чем достижений, четверть (24%) — считают, что того и другого было поровну, и только 6% россиян убеждены, что в деятельности американского президента было больше успехов.

Почти половина респондентов (43%) полагают, что за время правления Дж.Буша США стали играть в мире более заметную роль; в обратном уверены втрое меньше респондентов (13%), и еще 24% опрошенных считают, что роль Америки в мировой политике существенно не изменилась. При этом половина наших сограждан (53%) придерживаются мнения, что за годы президентства Дж.Буша отношение к США в мире ухудшилось. Причем так думают в большинстве своем и те, кто считает, что роль Америки на мировой арене стала более заметной, и те, кто уверен в обратном. Среди первых придерживаются такого мнения 65%, среди вторых — 76%. Каждый пятый россиянин (19%) полагает, что за время правления Дж.Буша отношение к Америке в мире существенно не изменилось, и только 9% — что оно улучшилось.

Если говорить о российско-американских отношениях, то, по мнению 43% опрошенных, за период президентства Дж.Буша они не изменились; каждый пятый (19%) говорит об их ухудшении, и столько же — об улучшении.

Только 13% опрошенных полагают, что для России было бы лучше, если бы на предстоящих президентских выборах в США победу одержал Дж.Буш. Каждый третий (31%) убежден, что для нашей страны предпочтительней был бы другой кандидат, а еще 27% считают, что для России не важно, кто победит на выборах президента в США. Четверть россиян (28%) не имеют определенного мнения на этот счет.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех  экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 ноября 2001 года, 30 марта 2003 года, 8 июня 2003 года, 21 сентября 2003 года, 28 марта 2004 года, 18 августа 2004 года. По 1500 респондентов.

наверх
Преснякова Людмила
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).