информацию представляет Анна Петрова
В этом выпуске:<«I>Праздник прошедшей эпохи <«I>Первомай=?=особый день <«I>Великий пост и Пасха <«I>О войне=?=после войны <«I>Неожиданное развитие событий в Ираке <«I>«Анархия всегда порождает мародерство» <«I>Побежденных судят
ПРАЗДНИКИПраздник прошедшей эпохиКак показывают результаты опроса, для 45%россиян 1 мая=?=это особый, важный, значимыйдень. И ровно для такой же доли респондентовэто день обычный, ничем не примечательный,просто «дополнительный выходной» (45%).
Чаще других выделяют Первомай из чередыбудней сторонники Г.Зюганова (66%), людистарше 50 лет (55%), респонденты с неполнымсредним образованием (55%), а также жителиЮжного Федерального округа (66%). В=группелюдей моложе 35 лет безразличных к=этомупразднику больше, чем по выборке в среднем,=?=55%.
Не считающие Первомай значимым днемобъясняют это тем, что сегодня «это вообщене праздник», его «никто не празднуетсейчас», «нет демонстраций, торжеств»,теперь «другое время наступило» (31%).
На личные причины при ответе на этотвопрос ссылаются 5% респондентов:
«весна=?=гряды копать надо», «нет денег=?=нетпраздника».
Респонденты, для которых Первое мая остается «особымднем, важным, значимым», по-прежнемувоспринимают его
как «день солидарноститрудящихся», «праздник рабочих» (9%),вспоминают атрибутику этого праздника (
«народсобирается, демонстрации»)=?=4%. Многиеговорят, что относятся к нему так
«по=
старойпривычке» («
я с 35 года=?=и все времяпраздную», «всю жизнь это для нас былособенный день»)=?=11%.
О своей ностальгии по прошлому, о
«теплыхвоспоминаниях с детства» упоминают,отвечая на вопрос, 7% респондентов.
22% опрошенных воспринимают 1 мая как «особый»день просто потому, что
«можно побольшеотдохнуть», «встретиться с друзьями», «можноуехать на природу после долгой зимнейспячки», полюбоваться
«весной,красотой пробуждения природы».
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 19=апреля 2003 года. 1500 респондентов.
ПРАЗДНИКИПервомай=?=особый деньУ россиян дата 1 мая прочно ассоциируетсяс праздником: 58% респондентов сказали, чтокогда они слышат слова «первое мая», им впервую очередь приходят в=голову мыслилибо о праздничных, выходных днях (36%), либо о
«празднике весны» (8%), либо о
«праздникетруда» (8%), или о праздниках
«советскогопериода», о=празднике
«солидарноститрудящихся всех стран» (9%).
Треть наших сограждан (31%) при словах «первоемая» сразу вспоминают об атрибутикедемонстраций и народных гуляний,проводившихся в советскую эпоху (
«демонстрации,гулянья»; «воздушные шары»; «флаги и=плакаты»;«фейерверк»; «красные флаги, воздушныешарики, море цветов»; ««Мир! Труд! Май!»=?=транспарант»).
Другие (6%) особо подчеркивают, что слова «первоемая» вызывают у=них «ностальгию попрошлому», «воспоминания о прошедшеймолодости», о том, что «раньше было хорошо».
Для 11% опрошенных 1 мая=?=это
«весна,черемуха, тепло, солнце»; 8%=при этихсловах просто
«испытывают в сердцерадость».
А у 3% Первомай прочно ассоциируется с
«дачей, огородом», «весенними посадками», «субботниками».
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 19=апреля 2003 года. 1500 респондентов.
ПРАЗДНИКИВеликий пост и Пасха За последние годы несколько сократилась доля россиян, не считающих себя верующими, и выросла доля респондентов, причисляющих себя к православным (
данные в % от числа опрошенных):
Считающие себя верующим, относят себя к... | Август-1997 | Апрель |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
...православию | 54 | 54 | 53 | 60 | 59 |
...исламу | 6 | 5 | 5 | 4 | 8 |
...другой религии | 0 | 1 | 4 | 1 | 2 |
Не считают себя верующими, затрудняются ответить | 38 | 40 | 38 | 34 | 30 |
Что касается отношения к Пасхе, то для 65%россиян=?=это «особый праздник, важный,значимый». Так или иначе, отметить еесобираются 83% респондентов. Впрочем, пойти вцерковь на пасхальную службу собираютсятолько 16% опрошенных. В то же время 42%респондентов намерены отметить Пасху вкругу семьи, устроив застолье; 36%=?=освятитькуличи и=яйца; 32%=?=посетить кладбище.
Великий пост в этом году соблюдали 9%россиян (в 2000 году=?=6%, в 2002=?=8%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 9 августа 1997 года, 8 апреля 2000 года, 7 апреля 2001 года, 27 апреля 2002 года и 19 апреля 2003 года. По 1500 респондентов.
ВОЙНА В ИРАКЕО войне=?=после войныКак известно, Россия активно выступалапротив войны в Ираке. Сегодня большинствороссиян по-прежнему считают, что в данномконфликте наша страна занимала правильнуюпозицию=?=74%; противоположного мненияпридерживаются только 11% россиян. Чащедругих считают позицию России в отношениивойны неправильной сторонники Г.Зюганова(20%).
«СЕГОДНЯ ОДНИ НАЗЫВАЮТ АМЕРИКАНСКУЮАРМИЮ ОСВОБОДИТЕЛЕМ ИРАКСКОГО НАРОДА.ДРУГИЕ НАЗЫВАЮТ АМЕРИКАНСКУЮ АРМИЮЗАВОЕВАТЕЛЕМ ИРАКСКОГО НАРОДА. С КАКОЙТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ=?=С ПЕРВОЙ ИЛИВТОРОЙ?» Отвечая на этот вопрос, 10% россиянсогласились с первой точкой зрения, и 70%=?=совторой.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 19=апреля 2003 года. 1500 респондентов.
ВОЙНА В ИРАКЕНеожиданное развитие событий в ИракеАктивные военные действия в Иракепродолжались три недели. Такого развитиясобытий большинство россиян не ожидали. Помнению 54% респондентов, армия Ирака неоказала упорного сопротивления войскам СШАи их союзникам (впрочем, 28% опрошенныхубеждены, что сопротивление было упорным, итакое мнение особенно распространено средиреспондентов моложе 35 лет=?=33%). Между тем, 54%россиян полагали, что армия Ирака окажетупорное сопротивление. Этого ожидали 59%опрошенных мужчин и 60% респондентов с=высшимобразованием.
Несмотря на разгром иракской армии ипадение режима Саддама Хусейна, многиероссияне (41%) прогнозируют, что в ближайшеевремя США и их союзники столкнутся в Ираке свооруженным сопротивлением, не ожидаютэтого 31% участников опроса.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 19 апреля 2003 года. 1500 респондентов.
ВОЙНА В ИРАКЕ«Анархия всегда порождает мародерство»Подавляющее большинство россиян (89%) знают,что после того как американцы заняли Багдад,по всему Ираку прокатилась волна массовыхграбежей.
Хотя большинство наших сограждан (60%)осуждает людей, которые участвовали вграбежах, 76% респондентов убеждены, что вподобных обстоятельствах такие грабежимогли бы произойти в любой стране. Только 10%опрошенных полагают, что это не так, исвязывают произошедшее «с особенностямиименно этой страны», то есть, по существу,усматривают в массовом мародерствепоявление специфических черт жителей Ирака.
Что привело к массовым грабежам? Какроссияне объясняют причины этого явления?
«Когда нет власти, наступает анархия»,=? считают 35% респондентов. Причинаслучившегося, по их мнению, кроется в том,что в этот момент в стране
«все структурывласти были разрушены», это и привело кощущению
«вседозволенности,безнаказанности». В этот момент
«всевезде валится, все бесхозное, тащи=?=не хочу».
23% россиян уверены, что основная причинастоль масштабного мародерства кроется вбедности иракцев; некоторые считают, чтолюди грабили все подряд из-за голода,
«чтобыпродать <награбленное> и купить продуктыпитания».
13% считают, что иракцев сделалаграбителями природная
«алчность и=жадность»,«невежество» (
«культура низкая, такоемогло произойти в отсталых странах=?=чтобыграбить свои музеи») и особенности
«восточногоменталитета» (
«на Востоке всегдаворуют»).
6% обвиняют во всем случившемся США и ихсоюзников, которые, во-первых, начали войну,во-вторых, попустительствовали мародерамили даже провоцировали грабежи скорыстными целями (
«полноепопустительство завоевателей»; «этопровокация захватчиков»; «в этом былизаинтересованы в первую очередь американцы=?=через несколько лет все окажется в ихмузеях»).
1% респондентов считают, что грабежи=?=этоследствие долгого тоталитарного режима,когда люди жили в страхе. Вдруг обретясвободу, некоторые не сумели ей достойнораспорядиться (
«тоталитарный строй=?=людипочувствовали свободу»). К этому новомудля иракцев ощущению добавился страх переднеизвестностью, отчаяние, безысходность,полагают 1% участников опроса (
«людипросто так выражают свое горе»; «людибоятся остаться ни с чем»).
Интересно, что некоторые респондентыотказываются верить увиденным сценаммассовых грабежей в Ираке (
«считаю, чтоэто дезинформация»; «специальнопоказывают=?=чтобы у всех сложилосьнеправильное представление»)
илипарадоксальным образом интерпретируютмародерство как «патриотическое» деяние (
«иракцыне желают, чтобы ценности достались Америке»).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 19=апреля 2003 года. 1500 респондентов.
ОБЩЕСТВОПобежденных судят Если после начала военной операции США и их союзников против Ирака отношение россиян к Саддаму Хусейну заметно улучшилось, то после поражения Ирака в войне и исчезновения бывшего лидера страны доля россиян, испытывающих к нему симпатию, сократилась более чем вдвое (
данные в % от числа опрошенных):
Отношение к С.Хусейну | Февраль=1998 | Февраль=2002 | Март=2003 | Апрель=2003 |
Хорошее | 13 | 16 | 22 | 10 |
Безразличное | 53 | 50 | 48 | 47 |
Плохое | 20 | 22 | 17 | 29 |
На отношение россиян к С.Хусейну, возможно, повлияли и телекадры, показывающие иракцев, которые с ликованием свергали статуи своего бывшего лидера. Так, если еще месяц назад большинство россиян были убеждены в=том, что иракский народ любит своего президента, то теперь мнение наших сограждан на этот счет не столь единодушно (
данные в % от числа опрошенных):
«Как, по вашему мнению, большинство иракцев относятся к С.Хусейну?»* . | Март 2003 | Апрель 2003 |
Хорошо | 63 | 29 |
Безразлично | 2 | 8 |
Плохо | 5 | 28 |
Затрудняюсь ответить | 30 | 34 |
* В ходе последнего опроса, который проходил уже после исчезновения С.Хусейна, вопрос был задан в следующей редакции: «КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЬШИНСТВО ИРАКЦЕВ
ОТНОСИЛИСЬ К С.ХУСЕЙНУ?»
Фонд «Общественное мнение».Всероссийские опросы городского исельского населения. Февраль 1998 года и 2002года, март и 19 апреля 2003 года. По 1500респондентов.