информацию представляет Анна Петрова
В этом выпуске:
ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ Россияне о Президентском послании Традиционное выступление президента перед Федеральным собранием осталось незамеченным многими россиянами: 47% ничего не знают об этом событии. Впрочем, это вполне типичная картина. Обычно бывают информированы о Президентском послании чуть более половины россиян (данные в % от числа опрошенных):
О выступлении В.Путина с Президентским посланием... | Апрель 2001 | Апрель 2002 | Май 2003 |
...знают | 29 | 32 | 28 |
...чтото слышали | 26 | 23 | 25 |
...не знают | 45 | 45 | 47 |
Как правило, на большинство россиян, в той или иной мере осведомленных о Президентском послании, оно производит в целом благоприятное впечатление (данные в % от числа опрошенных):
Президентское послание В.Путина произвело... | Апрель 2001 | Апрель 2002 | Май 2003 |
...положительное впечатление | 33 | 37 | 31 |
...отрицательное впечатление | 6 | 5 | 6 |
Затрудняются ответить | 16 | 13 | 16 |
Ничего не знают о Послании президента | 45 | 45 | 47 |
В своем Послании Федеральному собранию президент обычно говорит об основных проблемах страны, а также о наиболее актуальных задачах и целях государственной политики=? как краткосрочных, так и долговременных. Что касается проблем, то они, по мнению большинства информированных о Послании россиян, были отражены верно (данные в % от числа опрошенных):
Отразить основные проблемы страны в Президентском послании В.Путину... | Апрель 2001 | Апрель 2002 | Май 2003 |
...удалось | 31 | 33 | 29 |
...не удалось | 11 | 9 | 11 |
Затрудняются ответить | 13 | 13 | 13 |
Ничего не знают о Послании президента | 45 | 45 | 47 |
Однако когда речь заходит о путях дальнейшего развития страны, о задачах и целях, поставленных президентом, то респонденты часто сомневаются в возможности осуществить их. Если в предыдущие годы большинство информированных респондентов были уверены, что обещанное Путиным будет реализовано, то теперь доля оптимистов снизилась на 6 п.п., а доля скептиков даже несколько превысила долю оптимистов (данные в % от числа опрошенных):
Осуществить основные идеи, высказанные в Послании, В.Путину... | Апрель 2001 | Апрель 2002 | Май 2003 |
...удастся | 25 | 25 | 17 |
...не удастся | 14 | 16 | 19 |
Затруднились ответить | 16 | 14 | 17 |
Ничего не знают о Послании президента | 45 | 45 | 47 |
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 7 апреля 2001 года, 20 апреля 2002 года и 24 мая 2003 года. По 1500 респондентов.
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА «Планы большие, но несбыточные»? Респондентов спросили, что из того, о чем говорил В.Путин в Президентском послании, больше всего им запомнилось: что понравилось и что не понравилось.
Следует отметить, что на эти вопросы ответили немногие участники опроса. О своих позитивных впечатлениях сказали 18% опрошенных, о негативных=? 7%.
Участникам опроса больше всего понравилось, что В.Путин
«много внимания уделил социальным вопросам», что он проявил заботу о ветеранах и пенсионерах, пообещал
«бороться с бедностью» (7%).
Другим импонировали планы президента в экономической сфере: поднять промышленность, вдвое увеличить валовой внутренний продукт, сделать рубль свободно конвертируемой валютой (5%). Такая же доля опрошенных отметили планы военной реформы, перехода к профессиональной армии (5%).
2% опрошенных особенно понравилось, что В.Путин критиковал чиновников, призвал к сокращению
«числа бюрократов» и реформе аппарата управления.
1% с одобрением восприняли задачу помочь Чечне, нормализовать жизнь людей на этой территории. Такая же доля респондентов отметила обрисованную В.Путиным перспективу
«интеграции России в ЕС» и вообще
«сближения с зарубежными странами» (1%).
Кроме того, на некоторых хорошее впечатление произвел стиль Послания, его форма, направленность,
«общий оптимизм», а также=?
«прямота, откровенность» В.Путина, его
«психологический порыв» (1%).
Недовольны респонденты были в первую очередь тем, что В.Путин строит
«планы большие, но несбыточные», причем одни сочли, что в его выступлении
«мало конкретики, переливает из пустого в порожнее», а другие, напротив, что
«конкретика» была, но привычная, ритуальная и не заслуживающая доверия:
«об этом говорит любой правитель=? одни обещания» (3%).
Некоторым (1%) не понравились конкретные предложения президента=? например, сократить срок службы в армии, провести
«военную реформу на контрактной основе».
Критике подверглась и
«мечта об интеграции России в единую Европу», и установка на налаживание
«партнерских отношений с Америкой», так как, с точки зрения этих респондентов,
«надо с американцами построже=? много им уступаем» (1%).
1% опрошенных со скепсисом отозвались о возможности
«повышения ВВП к 2010 году», назвав такие планы
«прожектерством», и усомнились в реалистичности планов обуздания бюрократии (
«перестройка в организации власти=? притча во языцех, никому еще не удавалось сломать бюрократию»).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 24 мая 2003 года. 1500 респондентов.
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА Достижимые и недостижимые государственные цели В своем Послании Федеральному собранию президент России обозначил несколько целей государственной политики.
Респондентам предъявили список из 14 целей, упомянутых В.Путиным в Послании, и спросили, какие из них представляются им наиболее важными, каких целей, по их мнению, удастся достичь, а каких=? нет. Были получены следующие результаты (данные в % от числа опрошенных):
Цели государственной политики | Наиболее важные | Достичь | Δ |
удастся | не удастся |
Создание профессиональной армии | 31 | 18 | 9 | +9 |
Сокращение функций государственного аппарата, уменьшение числа чиновников | 28 | 6 | 21 | v15 |
Нормализация жизни людей в Чечне | 23 | 7 | 22 | v15 |
Конвертируемость рубля - свободное обращение рубля на мировых рынках | 23 | 4 | 21 | v17 |
Укрепление отношений со странами СНГ | 17 | 18 | 5 | +13 |
Переход к страховой медицине | 16 | 15 | 5 | +10 |
Удвоение валового внутреннего продукта к 2010 году | 13 | 4 | 16 | v12 |
Сокращение срока службы в армии по призыву | 13 | 13 | 6 | +7 |
Интеграция России в мировую экономику | 13 | 6 | 10 | v4 |
Открытость информации о деятельности и финансировании партий | 9 | 4 | 16 | v12 |
Упрощение процесса получения российскогогражданства для бывших граждан Советского Союза | 8 | 10 | 4 | +6 |
Сближение со странами Европейского Союза | 8 | 9 | 5 | +4 |
Консолидация всех сил общества | 6 | 2 | 10 | v8 |
Формирование правительства на основепарламентского большинства | 4 | 5 | 6 | v1 |
Данные, приведенные в таблице, показывают, что респондентам особенно трудно поверить, что когда-нибудь рубль станет мировой валютой.
«Привыкшие» к затяжной войне в Чечне россияне сомневаются в том, что в обозримом будущем эта республика вновь станет жить мирно, как другие регионы России.
Участники опроса считают, что едва ли удастся обуздать российскую бюрократию. Им не верится в возможность сокращения государственного аппарата, который, по признанию самих властей, продолжает ежегодно увеличивается.
Задача сделать открытой информацию о деятельности и финансировании партий также не представляется россиянам реалистичной. Впрочем, она и не входит, по их мнению, в число приоритетных.
Удастся, по мнению респондентов, решить иные задачи: укрепить отношения со странами СНГ, перейти к страховой медицине, создать профессиональную армию и сократить срок службы в ней.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 24 мая 2003 года. 1500 респондентов.
ЭКОНОМИКА Продукт, которого «навалом» Одна из целей, которую В.Путин поставил в Президентском послании,=? к 2010 году удвоить валовой внутренний продукт А что это такое? Как россияне понимают смысл этого экономического термина?
Только несколько респондентов дали полное правильное определение. Впрочем, самые распространенные ответы не очень далеки от истины (29%): ВВП=? это
«все произведенные в стране продукты всех отраслей производства»;
«все в куче, что производится», «общий объем производства в стране».
Для других ВВП=? это синоним подъема, роста промышленности и сельского хозяйства (
«это когда поднимается сельское хозяйство, производство»)=? 8%.
4% понимают этот термин как
«доход государства»,
«прибыль», т.е. как денежную прибыль, полученную государством от хозяйственной деятельности страны (
«доход со всех сторон=? с производства, с предпринимателей»).
2% считают, что валовой внутренний продукт=? это доход или объем произведенной продукции на душу населения (
«сколько денег на душу населения»; «выпуск продукции на душу населения»).
Некоторые (1%) полагают, что ВВП=? это что-то связанное с торговлей, импортом и экспортом (
«торговля внешняя с другими странами»; «торговля внутри страны») или с природными ресурсами, полезными ископаемыми (
«нефть, газ, которые приносят доход экономике»; «нефть, золото, бриллианты=? то, что Россия продает в другие страны»)=? 1%.
При этом было немало и курьезных ответов. Например:
«что с огорода соберу=? это и есть ВВП»; «внутренний продукт=? это наш продукт, а валовой=? это когда его будет в достатке, навалом»; «ненужный хлам»; «то, чего у нас нет»; «это армяне делают такое блюдо национальное»; «я думаю, это увеличение в семье, когда дети появляются».
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 24 мая 2003 года. 1500 респондентов.
ЭКОНОМИКА О перспективах роста ВВП Как показал опрос, 43% россиян считают, что увеличение валового внутреннего продукта к 2010 году в два раза невозможно. Впрочем, около трети опрошенных (31%) думают, что это вполне реально.
Чаще других оптимистично смотрят на возможность увеличения ВВП молодые россияне (36% среди 18v35-летних) и сторонники «Единой России» (40%). Не верят в возможность удвоения ВВП за ближайшие 7 лет люди с высшим образованием (56%), сторонники КПРФ (52%) и жители Северо-Западного федерального округа (53%).
Респондентов попросили объяснить, почему они думают, что удвоение ВВП возможно=? или невозможно.
Оптимисты ссылаются на уже имеющиеся предпосылки к увеличению ВВП:
«подъем промышленности»; «открытие новых предприятий»; «инвестиции»; «развитие торговли, промышленной деятельности»; «наличие базы: природных и людских ресурсов»; «развитие предпринимательства»; «народ работает, безработицы меньше»; «мы уже выходим из кризиса»; «народ стремится поднять свой уровень жизни»; «мощность страны растет»; «страна стабилизируется» (15%).
У 7% респондентов уверенность в возможности повышения ВВП основывается на доверии к президенту и правительству или на общих оптимистических ожиданиях (
«верю в Путина»; «власти все могут осуществить, что захотят»; «надеюсь на лучшее»; «верю, есть такая убежденность»).
Те, кто не верит в возможность удвоения ВВП к 2010 году, приводят противоположные аргументы: упадок промышленности и сельского хозяйства, экономический кризис, неправильная экономическая политика правительства, приватизация природных ресурсов, коррупция, воровство, безработица. Иными словами, все язвы общества, включая народную
«лень», «расхлябанность», отсутствие энтузиазма у населения, консолидации общества (
«у нас все как в басне: лебедь, рак и щука»)=? вот основные препятствия для роста ВВП.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 24 мая 2003 года. 1500 респондентов.
АРМИЯ России нужна профессиональная армия Большинство россиян, как показывают опросы, проведенные за последние 5 лет, стабильно голосуют за военную реформу (данные в % от числа опрошенных):
Проводить в России военную реформу... | Февраль 1998 | Февраль 1999 | Ноябрь 2000 | Февраль 2002 | Май 2003 |
...следует | 73 | 64 | 70 | 76 | 73 |
...не следует | 10 | 15 | 12 | 7 | 11 |
Подавляющее большинство россиян поддерживают идею создания в нашей стране профессиональной армии (77%). Однако смысл этой идеи понятен, по-видимому, далеко не всем. Только 34% опрошенных считают, что «молодой человек должен иметь право самостоятельно решать, служить ему в армии или не служить», тогда как 62% придерживаются противоположного мнения: «каждый молодой человек обязан пройти службу в армии».
Тем не менее, 50% респондентов поддерживают идею о сокращении срока службы по призыву до одного года (не поддерживают=? 38%). Показательно, что против сокращения срока службы чаще выступают респонденты старше 50 лет (45%), мужчины (47%) и сторонники КПРФ (50%). За сокращение срока службы по призыву=? молодежь (59% среди 18v35-летних), женщины (57%) и сторонники «Единой России» (56%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 7 февраля 1998 года, 13 февраля 1999 года, 18 ноября 2000 года, 16 февраля 2002 года и 24 мая 2003 года. По 1500 респондентов.