будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 12, 2025
Медленное чтение

Еженедельный бюллетень социологических сообщений ФОМ-ИНФО ¦ 27 (474) 2003 г.

информацию представляет Анна Петрова

В этом выпуске:

  • Теракты становятся привычными?
  • Цели организаторов терактов
  • Траур по погибшим
  • Образ жизни=? антитеррор
  • Имидж нефтяной компании ЮКОС
  • События вокруг ЮКОСа
  • О Михаиле Ходорковском
  • Россияне о крупном бизнес

ТЕРРОРИЗМ

Теракты становятся привычными?

В последние годы теракты в России совершаются довольно часто. И хотя очередной опрос был проведен сразу после трагедии на рок-фестивале «Крылья» в Тушине, доля респондентов, заявивших, что они боятся стать жертвой террористов, оказалась меньшей, чем в ходе предыдущих опросов, затрагивавших эту тему (данные в % от числа опрошенных):

Стать жертвой теракта... Сентябрь 2001 Ноябрь 2002 Июль 2003
...боятся 70 67 56
...не боятся 27 29 39

Респонденты все реже опасаются также, что крупный теракт может произойти именно в том городе или селе, где они проживают (данные в % от числа опрошенных):

В месте проживания крупный теракт произойти... Ноябрь 2002 Июль 2003
...может 60 54
...не может 31 38

Интересно, что выше других оценивают вероятность совершения теракта в их местности жители Уральского федерального округа, где пока ничего подобного не происходило (62% считают, что там, где они живут, может произойти крупный теракт), как, впрочем, и жители Центрального федерального округа, где теракты действительно происходят часто (60%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 22 сентября 2001 года, 9 ноября 2002 года, 12 июля 2003 года. По 1500 респондентов

ТЕРРОРИЗМ

Цели организаторов терактов

Практически все россияне (92%) знают о произошедшем 5 июля в Москве террористическом акте.

По мнению подавляющего большинства опрошенных (84%), чеченские женщины-смертницы действовали не самостоятельно, они были лишь исполнительницами, за ними стояли какие-то другие люди=? организаторы теракта. Какие же цели преследовал теракт?

Главная цель террористов, по мнению наших респондентов,=? это дестабилизация ситуации в России в целом: стремление вызвать страх, панику, запугать, посеять «хаос», вражду между народами и вообще=? «навредить» («напугать людей»; «смуту посеять»; «хотят разобщить народы, обозлить друг против друга»; «хотят навредить нашей стране»)=? 30%.

13% респондентов рассматривают теракты как месть чеченцев за своих погибших родственников («отомстить за своих родных»; «возможно, возмездие за те беды, что принесли наши русские солдаты»).

11% опрошенных отмечают, что организаторы терактов надеялись повлиять на судьбу Чечни, на ситуацию в республике. Но одни думают, что эти теракты=? форма борьбы за независимость Чечни, другие=? что это попытка остановить войну в республике, добиться вывода из нее российских войск. Третьи, напротив, считают, что организаторы теракта опасаются окончания войны и стремятся таким способом продолжить ее. Четвертые полагают, что террористы хотят дестабилизировать обстановку в самой Чечне, чтобы жизнь там не налаживалась, а пятые убеждены, что терактами они стремятся привлечь внимание «мирового сообщества к проблемам Чечни».

Для 8% опрошенных очевидно, что целью террористов является демонстрация российским властям своей силы («напомнить о себе=? что они непобедимые»; «доказать, что Россия бессильная»; «показать силу перед Москвой»).

6% полагают, что организаторы теракта просто стремились уничтожить как можно больше людей, «принести смерть».

3% считают, что целью были деньги=? возможно, «отработка» уже полученного вознаграждения.

Только 2% респондентов упоминают «исламский фактор» и за терактами видят стремление исламских фанатиков «истребить неверных»=? объявив джихад, убивать и мстить, «как сказано в Коране».

Цели нет=? есть проявление русофобии, национализма, чеченского шовинизма, считают 1% респондентов.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

ТЕРРОРИЗМ

Траур по погибшим

После теракта в Москве 8 июля было объявлено днем траура. Респондентов спросили, следует ли, с их точки зрения, объявлять в подобных ситуациях траур, и если следует, то по всей стране или только там, где произошел теракт.

Для подавляющего большинства россиян очевидно, что траур объявлять необходимо (84%). За объявление траура только там, где произошло трагическое событие, голосуют 43% опрошенных, а за траур по всей стране=? 41%. Отметим, что только 6% респондентов возражают против объявления дня скорби по погибшим при подобных обстоятельствах людям.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

ТЕРРОРИЗМ

Образ жизни=? антитеррор

По мнению 48% россиян, такие теракты, как тот, что был совершен 5 июля в Москве, в принципе возможно предотвратить (37% считают, что сделать это невозможно). Каким образом? Какие меры должны принимать власти, чтобы не допустить терактов? Респонденты предлагают комплекс мер (данные в % от числа опрошенных):

улучшить работу правоохранительных органов и служб безопасности (навести порядок в самих правоохранительных органах и в спецслужбах, устранить коррупцию; улучшить финансирование и расширить агентурную сеть, усилить разведку) 23
принять конкретные меры по обеспечению безопасности граждан (усилить паспортный режим, охрану общественных объектов и мест скопления людей, контроль на границах, дорогах и контроль за распространением оружия) 14
предпринять действенные меры по разрешению чеченского конфликта (либо начать мирные переговоры и вывести войска, либо предоставить Чечне независимость и изолировать ее от России, либо «разгромить всю Чечню» и «истребить всех чеченцев») 10
навести более строгий порядок в стране (ужесточить законы и меры наказания в целом, но особенно за терроризм) 9
изгнать из крупных городов или вообще из России всех «инородцев» 6
изменить внутреннюю политику страны (сменить политический курс, правительство или даже политический строй, «вернуть сталинские времена») 2

Кроме того, 15% респондентов полагают, что власти должны «обратиться к народу за помощью», т.е. привлекать к сотрудничеству рядовых граждан, а сами граждане тоже должны оказывать помощь правоохранительным органам, «сплотиться», организовывать патрули и проявлять бдительность.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

ЮКОС

Имидж нефтяной компании ЮКОС

Как показал опрос, о нефтяной компании ЮКОС знают или хотя бы что-то слышали 67% россиян. Среди жителей мегаполисов, включая Москву, и больших городов этот показатель составляет 75-77%. Причем у 20% наших сограждан сложилось положительное отношение к ЮКОСу, у 17%=? отрицательное. Заметный перевес позитивных оценок наблюдается среди участников опроса моложе 35 лет (32:7), респондентов, имеющих высшее образование (26:18), а также у сторонников «Единой России» (27:13) и В.Путина (24:13).

Отрицательное отношение к ЮКОСу преобладает лишь у приверженцев КПРФ (11% относятся хорошо, а 24%=? плохо) и «голосующих» за Г.Зюганова (8:26).

Заявившие о хорошем отношении к ЮКОСу объясняют свою позицию тем, что, с их точки зрения, эта компания играет значительную роль в развитии экономики России: пополняет бюджет налогами, обеспечивает страну топливом, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции («работают во благо России»; «снабжает хорошо бензином»; «налоги большие в казну платят»; «помогает многим тысячам людей зарабатывать неплохие деньги»; «дает людям работу»)=? 5%.

Такая же доля опрошенных отмечает, что ЮКОС=? это успешная компания, производящая качественную продукцию («процветающая компания»; «достаточно успешная компания с правильной политикой»; «качество бензина хорошее»).

2% респондентов говорят, что им нравится социальная политика ЮКОСа. С одной стороны, сотрудники компании получают хорошую зарплату, с другой -оказывается помощь пенсионерам, детям, учебным заведениям и т.д. («выдвигают социальные программы»; «они занимаются благотворительностью»; «они помогают МГУ как спонсоры»).

Другие (2%) мотивировали свое положительное отношение, ссылаясь на в целом позитивный образ ЮКОСа («слышала о них только положительное»; «умные, профессионалы, знают что делают»).

Некоторые (1%) судят обо всей компании по работе автозаправок ЮКОСа, где высокий уровень обслуживания, качественный бензин и «реальные цены» («заправки хорошо работают»; «дешевле цены, чем у «Лукойла»»; «европейский стандарт обслуживания»).

Респонденты, отрицательно относящиеся к ЮКОСу, чаще всего говорят не о тех или иных конкретных недостатках этой компании, а просто утверждают, что «крупные компании,=? это всегда воровство» и что «нефть должна принадлежать государству», т.к. «дары природы=? общие» («все недра должны принадлежать государству»; «не сеял, не пахал, а все его=? откуда?»)=? 7%.

Продолжают эту мысль респонденты (3%), которые уверены, что компании вроде ЮКОСа «грабят народ» и недра Родины («боюсь, что Россия останется без нефти»; «распродает страну, ее богатство»; «жируют за счет народа»; «не оказывают реальной помощи населению»). Словом, «пользы для России от них мало» (1%).

2%, отвечая на этот вопрос, припомнили ЮКОСу, что «бензин подорожал».

Таким образом, позитивное отношение к компании демонстрируют респонденты, которые имеют определенное представление о ее деятельности, негативное же=? те, кто просто не любит все крупные и вообще частные фирмы, руководствуясь принципом «все они=? воры».

Этот вывод подтверждает и распределение ответов на закрытый вопрос о том, отличается ли ЮКОС=? и если отличается, то в лучшую или в худшую сторону=? от других российских компаний. (Напомним: вопрос задавался только тем, кто знает или что-то слышал о ЮКОСе). 24% респондентов не видят никаких отличий, 26% затруднились ответить на этот вопрос. А среди тех, кто как-то выделяет ЮКОС из общего ряда, большинство отмечают позитивные отличия (13%) и только 4%=? негативные.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июня 2003 года. 1500 респондентов

ЮКОС

События вокруг ЮКОСа

Хотя уже больше недели все центральные СМИ ежедневно уделяют довольно много внимания ситуации, сложившейся вокруг ЮКОСа и ареста одного из его акционеров, более половины россиян (53%) «впервые услышали» об этом от интервьюера. В той или иной степени информированы 35% опрошенных. Остальные (12%) затруднились ответить, слышали ли они что-то о разворачивающихся вокруг компании ЮКОС событиях. Впрочем, среди респондентов с высшим образованием знают или что-то слышали о «деле ЮКОСа» большинство=? 58%.

Информированных респондентов попросили ответить на вопрос «КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ ЮКОС И ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ?» Было дано довольно много интерпретаций.

8% останавливаются на юридических аспектах дела, но говорят не о подоплеке происходящего, а называют факты: арест одного из совладельцев ЮКОСа, предъявление ему обвинений в крупных хищениях, проверка финансовой деятельности компании, проведение следственных действий, допрос М.Ходорковского и его коллег. Остальные респонденты постарались интерпретировать события и их причины.

Так, опрошенные видят в событиях вокруг ЮКОСа «борьбу за большие деньги»=? 4% («где деньги=? там и драка») или за имущество, собственность=? 3% («передел собственности этой компании», «дележка фирмы»).

Еще 4% объясняют все происходящее «дележкой власти»=? правда, не уточняют какой: экономической или политической, внутри компании или не уровне руководства страны.

Трактуют все происходящее как внутриотраслевую борьбу с конкурентами 3% респондентов («ЮКОС и еще какая-то нефтяная компания не могут поделить рынок сбыта после войны в Ираке»), а как «внутренние разборки»=? 2% (»что-то делят между собой директора ЮКОСа»).

Некоторые (3%) полагают, что все происходящее=? следствие «политических игр» Кремля в предвыборный год: то ли «сведение личных счетов», наказание за «неправильное» спонсирование ЮКОСом партий, идущих на выборы, то ли акция, направленная на повышение рейтинга В.Путина.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

ЮКОС

О Михаиле Ходорковском

Если о ЮКОСе, согласно данным опроса, знают или что-то слышали 67% россиян, то на вопрос о том, кто возглавляет эту нефтяную компанию, правильно отвечают только 13% респондентов (среди опрошенных с высшим образованием=? 28%). Конечно, доля слышавших о Михаиле Ходорковском=? гораздо больше. Поэтому когда респондентам сообщили, что ЮКОС возглавляет именно этот предприниматель, и попросили сказать, как они к нему относятся, затруднились ответить на вопрос менее трети респондентов (29%). 8% относятся к нему положительно, 10%=? отрицательно. 52% участников опроса заявили, что М.Ходорсковский им безразличен. Показательно, что негативное отношение к М.Ходорковскому чаще других демонстрируют сторонники Г.Зюганова (4% относятся положительно, 29%=? отрицательно) и КПРФ (5:21), а также респонденты старше 50 лет (6:17).

А относительно благожелательно к М.Ходорковскому относятся сторонники «Единой России» (12:6) и В.Путина (9:5), а также респонденты моложе 35 лет (10:4).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.

КРУПНЫЙ БИЗНЕС

Россияне о крупном бизнесе

Респондентов спросили, как представители крупного бизнеса влияют на разные стороны жизни страны. Около половины респондентов неизменно расценивают это влияние как негативное (данные в % от числа опрошенных):

Влияние представителей крупного бизнеса Политика Экономика Жизнь простых граждан
Положительное 17 25 14
Отрицательное 49 45 46
Не оказывают влияния 4 4 18

Однако от 14% до 25% россиян позитивно оценивают роль представителей крупного бизнеса. Среди этих людей сравнительно много жителей мегаполисов (Москвы, Санкт-Петербурга и других городов с населением свыше 1=млн человек), граждан с высшим образованием, моложе 35 лет, сторонников «Единой России» и других партий=? но только не КПРФ, и «оптимистов»=? респондентов, которые полагают, что нашли свое место в жизни, и с уверенностью смотрят в будущее, рассчитывая в ближайшие год-два повысить свой уровень жизни.

Хотя позитивные суждения о роль крупных бизнесменов встречаются в целом значительно реже, чем негативные, 53% респондентов считают, что в России следует создавать благоприятные условия для развития крупного бизнеса. Противоположной точки зрения придерживаются 22% опрошенных, у 25% нет определенного мнения на этот счет.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 июля 2003 года. 1500 респондентов.


читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).