будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Медленное чтение

Еженедельный бюллетень социологических сообщений ФОМ-ИНФО ¦33 (480) 2003 г.

информацию представляет Анна Петрова

В этом выпуске:

  • Рейтинги партий
  • Авария энергетической системы в США и Канаде
  • Ценностные ориентации россиян и политические партии
  • О покупке клуба «Челси»
  • О Романе Абрамовиче
  • «Не верю!»

ПАРТИИ

Рейтинги партий

Еженедельно респондентам задается вопрос: «Если вы примете участие в выборах В Госдуму в декабре этого года, то за какую из=перечисленных партий вы скорее всего проголосуете?» Для ответа на вопрос предлагается карточка со списком из шести партий, из которых респондент должен выбрать одну=? или назвать любую иную партию(1).

Приведем результаты опросов за два последних месяца (данные в % от числа опрошенных):

Партии Июль Август
5-е 12-е 19-е 26-е 2-е 9-е 16-е 23-е
«Единая Россия» (Б.Грызлов) 21 23 21 21 24 21 22 22
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) (Г.Зюганов) 20 21 21 20 20 20 19 20
Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (В.Жириновский) 8 6 7 8 8 9 8 8
«Яблоко» (Г.Явлинский) 5 4 4 4 5 5 5 4
Союз правых сил (СПС) (Б.Немцов) 5 4 4 4 5 5 5 5
«Народная партия» (Г.Райков) 2 2 2 2 1 2 1 2


Данные свидетельствуют об относительной стабильности рейтингов всех партий. Несмотря на разворачивающуюся предвыборную рекламную кампанию, ни одно политическое объединение пока не набирает новых сторонников; впрочем, и не теряет прежних.

Лидирует в борьбе за симпатии избирателей «Единая Россия», но ее отрыв от ближайшего преследователя=? КПРФ=? незначителен.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения. 5, 12, 19 и 26 июля, 2, 9, 16 и 23 августа 2003 года. По 1500 респондентов.

РОССИЯ И СТРАНЫ МИРА

Авария энергетической системы в США и Канаде

Недавно в результате аварийного отключения электричества на Атлантическом побережье Северной Америки 50 миллионов жителей США и Канады надолго остались без света. Об этом событии сообщали все информационные агентства; большинство россиян (78%), как показал опрос, в той или иной степени осведомлены о случившемся.

По мнению 47% респондентов, наиболее вероятной причиной отключения энергии стали технические сбои в работе электростанций. Версию о террористическом акте, о преднамеренной диверсии разделяют 21% опрошенных.

Мы спросили наших респондентов, возможны ли, на их взгляд, аналогичные широкомасштабные отключения электричества в России, и если возможны, то какова их вероятность? Оптимистов, считающих, что ничего подобного в=нашей стране произойти не может, оказалось всего 7%. Подавляющее большинство респондентов (67%) вполне допускают, что катастрофа такого рода может произойти в России, причем 51% опрошенных оценивают вероятность этого как высокую, 16%=? как невысокую. Хотя в СМИ рассказывали о=том, как стоически вынесли американцы=? особенно жители Нью-Йорка=? очередную напасть, большинство россиян (67%) убеждены, что отключение электричества стало серьезным потрясением для жителей Америки, и=только 8% участников опроса уверены в обратном.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Ценностные ориентации россиян и политические партии

Респондентам предъявили список из 24 ценностных понятий и попросили выбрать не более пяти, которые они считают для себя самыми важными. Список самых главных для россиян, чаще всего упоминаемых ценностей выглядит так (данные в % от числа опрошенных):
  • семья 46
  • безопасность 43
  • достаток 37
  • мир 36
  • права человека 34
  • закон 31
  • справедливость 28
  • стабильность 25
  • труд 25
  • порядок 21
Затем, предъявив тот же список, участников опроса попросили последовательно отметить понятия, наиболее важные, с их точки зрения, для партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» и СПС.

В представлении избирателей «Единая Россия» в первую очередь отстаивает такие ценности, как «закон» (19%), «права человека» (16%), «демократия» (16%), «безопасность» (15%) и «стабильность» (14%).

Для КПРФ наиболее важными, по мнению респондентов, являются понятия «патриотизм» (24%), «труд» (19%); «держава» (16%); «мир» (16%) и «справедливость» (15%).

ЛДПР является, полагают опрошенные, приверженцем «демократии» (17%); «силы» (14%); «патриотизма» (12%); «державы» (10%) и «порядка» (10%).

Для СПС главные ценности, по мнению наших респондентов,=? это «демократия» (13%), «права человека» (13%), «собственность» (12%), а также «достаток», «закон» и «успех» (по 10%).

«Яблоко», считают участники опроса, отстаивает практически те же ценности: «демократию» (13%), «права человека» (12%), «закон» (10%), а также «свободу», «достаток», «стабильность», «мир» и «собственность» (по 7%).

Показательно, что, по мнению респондентов, одной из базовых ценностей для всех партий, за исключением КПРФ, является «демократия». У «Единой России»=? образ защитника, обеспечивающего «безопасность» и «стабильность».

У КПРФ и ЛДПР «ценностные профили» очень схожи, но если в первом заметен «трудовой» акцент, то у ЛДПР=? «силовой».

Для респондентов мало различимы ценностные особенности и установки СПС и «Яблока», однако показательно, что «собственность» и «успех» представляются им понятиями, в больше мере значимыми для СПС.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 16 августа 2003 года. 1500 респондентов.

СПОРТ

О покупке клуба «Челси»

Покупка российским предпринимателем Романом Абрамовичем английского футбольного клуба «Челси» стала нашумевшим событием=? на эту тему высказывались многие политики, спортивные и общественные деятели. Среди рядовых россиян знают или что-то слышали об этой сделке 54% опрошенных (среди мужчин доля осведомленных значительно выше=? 67%). Наши сограждане чаще оценивают покупку клуба «Челси» негативно (39%), чем позитивно (19%), однако еще чаще они затрудняются дать этому событию какую-либо оценку (41%).

Те, кто положительно относится к покупке «Челси» российским предпринимателем (среди них сравнительно много людей моложе 35 лет=? 31%, жителей столичных городов=? 30% и респондентов с высшим образованием=? 26%), чаще всего аргументируют свое мнение тем, что человек волен распоряжаться своими деньгами так, как считает нужным, он вправе решать, что ему приобрести («личное дело каждого»; «его деньги=? пусть распоряжается ими как хочет»; «знает, куда и как вкладывать деньги»)=? 10%.

3% одобряют сделку, т.к. считают, что такие приобретения повышают престиж России, дают повод гордиться страной и ее гражданами, которые могут себе позволить купить старейший английский футбольный клуб («наши дают о себе знать»; «все-таки мы что-то у них купили»; « еще одно достояние нашей страны»; «в грязь мордой ткнул англичан»).

1% далеких от идеологии людей просто радуются, что деньги вкладываются в спорт, пусть и не в российский («потому что я=? за спорт»; «хоть кто-то в футбол будет уметь играть»).

Еще одна позиция, которую разделяют 1% опрошенных: покупка «Челси»=? это пример нормальной, обычной международной практики, когда иностранцы покупают «чужие» предприятия, клубы («они у нас покупают=? а нам нельзя?»; «нормально: иностранцы же покупают наши предприятия»).

У противников сделки (а это чаще всего сторонники КПРФ=? 56% и люди в возрасте старше 50 лет=? 52%) два основных аргумента: первый=? деньги надо вкладывать в отечественную экономику (19%), второй=? Р.Абрамович купил «Челси» на средства, «заработанные нечестно» (12%).

Еще 5% отмечают, что «это уже излишества», богатые люди «бесятся от жира, не знают, куда деньги девать».

Так или иначе, только 5% россиян заявляют, что их интерес к «Челси» после покупки этого клуба российским предпринимателем повысился. Любопытно, что такая же доля опрошенных утверждает обратное: что их интерес к клубу теперь снизился. Подавляющее же большинство респондентов (71%) говорят, что интерес к нему не вырос, но и не сократился. Однако если раньше болели за «Челси» только 2% россиян (среди мужчин=? 4%), то теперь утверждают, что будут болеть за эту команду, 5% опрошенных (среди мужчин=? 8%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.

ОЛИГАРХИ

О Романе Абрамовиче

Олигарх Роман Абрамович до недавнего времени был далеко не так широко известен публике, как его «коллеги»=? Б.Березовский и В.Гусинский. Если в июле 2000 года, перечисляя известных им олигархов, Р.Абрамовича называли 4% опрошенных, то в июле 2003 года=? уже 20% (см.: ФОМ-Инфо »=27(474) от 24.07.2003).

Причина роста известности политика и предпринимателя=? заключенная им громкая сделка, покупка английского футбольного клуба. Так, 42% респондентов утверждают, что прежде, до того как Р.Абрамович купил «Челси», они ничего о нем не слышали. Сегодня, отвечая на вопрос о том, как они относятся к этому предпринимателю и политику, россияне чаще всего говорят: «безразлично» (47%). Ну а тех, кто относится к Р.=Абрамовичу хорошо, в четыре раза меньше, чем тех, кто относится к нему плохо (7% и 28%, соответственно).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 августа 2003 года. 1500 респондентов.

РЕКЛАМА

«Не верю!»

В преддверии парламентских выборов партии начали свои рекламные кампании. Когда респондентов спросили, где они чаще всего встречали рекламу политических объединений, они назвали следующие источники (данные в % от числа опрошенных):
  • телевидение 46
  • улица и транспорт (стенды, «растяжки», плакаты, надписи) 10
  • радио 7
  • центральные газеты 5
  • местные газеты 23
Какие чувства вызывает у россиян политическая реклама? На этот вопрос ответили 40% опрошенных. При этом 9% отметили, что у них такая реклама никаких чувств не вызывает («и не интересно, и не раздражает=? никаких эмоций»).

22% опрошенных говорили о негативных эмоциях, о раздражении, недоверии к подобного рода информации («брезгливость и гадливость»; «раздражение, даже злость»; «не верю»; «все фальшивые обещания»; «отрицательные только чувства»).

7% говорят о своем позитивном отношении к политической рекламе («хорошие впечатления»; «интересно»; «любопытство»).

Некоторые (1%) при виде рекламы партий мысленно вычисляют, в какую сумму она обошлась рекламодателям, в результате основное чувство=? «сожаление о том, куда уходят деньги», «лучше бы бедным помогли».

1% относятся к рекламе прагматически=? как к информации о партиях, идущих на выборы, и их особенностях («массы должны знать, какие партии есть, кто их представляет»).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения. 16 августа 2003 года. 1500 респондентов.



Примечания
1.=Еженедельно по репрезентативной выборке опрашивается 1500 респондентов по их месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).