будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Медленное чтение

Еженедельный бюллетень социологических сообщений ФОМ-ИНФО ¦45 (492) 2003 г.

информацию представляет Анна Петрова

В этом выпуске:

  • Кто за кого?
  • Блок «Родина»
  • Интересное зрелище
  • Теледебаты ? «условия для всех одни»
  • Россия и ВТО



ВЫБОРЫ

Кто за кого?

Опрос, в котором приняли участие 3000 россиян старше 18 лет, показал, что 12% наших сограждан не намерены участвовать в парламентских выборах, 6% собираются проголосовать против всех партий, а 24% еще не решили, за кого отдадут свой голос.

Остальные утверждают, что уже сделали выбор (данные в % от числа опрошенных):
  • «Единая Россия» ? 20
  • КПРФ ? 15
  • ЛДПР ? 6
  • СПС ? 5
  • «Яблоко» ? 4
  • блок «Родина» ? 3
  • Аграрная партия ? 2
  • Народная партия Российской Федерации ? 1
  • блок «Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости» ? 1


Другие партии набрали менее 1% голосов. Следует отметить, что для ответа на это вопрос респондентам предлагалась карточка со списком партий в том порядке, в каком они будут представлены в избирательном бюллетене.

Показатели электоральной активности, как обычно, варьируются в зависимости от возраста. Респонденты моложе 35 лет чаще других отказываются идти на выборы (15%). В этой группе также больше всего еще не решивших, за кого голосовать (28%).

Пожилые россияне (старше 55 лет), напротив, лучше всех мобилизованы на участие в выборах («отказников» ? 9%). В этой группе не решили, за кого голосовать, 22%; заявляют, что проголосуют «против всех» , 4%.

Электоральные пристрастия молодых и пожилых также заметно различаются (данные в % от числа опрошенных):

Партии Возраст, лет
18-35 55 и старше
«Единая Россия» 20 16
ЛДПР 9 3
СПС 7 2
«Яблоко» 5 3
КПРФ 4 28
Блок «Родина» 1 5
Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости 1 3
Аграрная партия России 1 3
«Единение» 1 0
«Новый курс ? Автомобильная Россия» 1 0
Народная партия РФ 0 1


В таблицу не включены партии, не набравшие в обеих возрастных группах 1% голосов.

Следует учесть, что приведенные выше данные ? это электоральные рейтинги, дающие общее представление о сравнительной популярности партий, а не прогноз результатов выборов. Данные приведены в процентах от общего числа опрошенных. И если предположить, что голоса неопределившихся избирателей распределятся между партиями в тех же самых пропорциях, что и голоса уже принявших решение, а уровень явки на выборы среди сторонников всех партий окажется совершенно одинаковым, то, исходя из приведенных данных, «Единая Россия» , например, должна получить 34% голосов, ЛДПР ? 10%, а «Яблоко» ? 6%. Но столь грубые допущения позволяют делать только очень приблизительные прогнозы.

Между тем, результаты опросов позволяют строить более или менее обоснованные предположения относительно поведения неопределившихся избирателей, общего уровня явки, уровня «дисциплинированности» электоратов различных партий. Свой прогноз результатов выборов ФОМ опубликует на следующей неделе.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 200 населенных пунктах 63 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года. 3000 респондентов.




ВЫБОРЫ

Блок «Родина»

Недавно созданный блок «Родина» («Народно-патриотический союз») быстро набирает популярность, а его лидер Сергей Глазьев ? известность, о чем красноречиво свидетельствуют результаты опросов (данные в % от числа опрошенных):
Относятся к С.Глазьеву... Ноябрь-2002 Август-2003 Ноябрь-2003
...хорошо 8 14 19
...безразлично 9 18 28
...плохо 1 1 2
Не знают, кто это 79 63 43


Сегодня знают или что-то слышали о блоке «Родина» 45% наших сограждан. Хотели бы, чтобы он прошел в Госдуму, 22% опрошенных, не хотели бы этого ? 19%.

Если о намерении голосовать за этот блок сейчас заявляют 3% опрошенных, то в принципе допускают для себя такую возможность ? 18%; чаще других ? люди старше 55 лет (24%) и респонденты с высшим образованием (25%). Впрочем, исключающих для себя голосование за блок «Родина» ? значительно больше (44%); среди тех, кто уже твердо решил отдать свой голос коммунистам или «единороссам» , доли столь категорично настроенных респондентов еще выше (соответственно 54% и 50%).

Участников опроса попросили представить себе гипотетическую ситуацию выбора только между двумя партиями: сначала ? между «Единой Россией» и блоком «Родина», затем ? между КПРФ и блоком «Родина» . Предпочтение было отдано партиям-«ветеранам», но во втором случае респондентам оказалось гораздо сложнее сделать выбор, чем в первом (данные в % от числа опрошенных):
В случае выбора из двух партий проголосовали бы... Ноябрь-2002
...за «Единую Россию» ... 41
...за блок «Родина» 11
Ни за одну из них 25
...за КПРФ... 25
...за блок «Родина» 21
Ни за одну из них 35


Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года 2003 года. 1500 респондентов.




ВЫБОРЫ

Интересное зрелище

Через неделю после того, как на телевидении стартовали предвыборные дебаты, респондентам задали несколько вопросов об их отношении к этой форме агитации. Оказалось, что к тому моменту не видели теледебатов 36% опрошенных, главным образом ? молодежь (49% среди 18-35 летних).

Большинство видевших теледебаты (59%, или 38% от всех опрошенных) заявили, что им это было интересно; 35 % (или от всех 22% опрошенных) сказали, что наблюдать «прения сторон» им было не интересно.

В дальнейшем планируют смотреть «дуэли» лидеров партий 53% опрошенных. Чаще других об этом говорят те респонденты, которые уже видели теледебаты и смотрели их с интересом (90%). Среди тех, кто их еще не смотрел, 26% собираются подключаться к этому зрелищу.

Вообще, большинству респондентов кажется, что предвыборные теледебаты не могут повлиять на их решение, за какую партию голосовать (56%). Треть же россиян (31%) допускают, что их выбор может измениться в результате наблюдения за полемикой политиков; естественно, большинство этих участников опроса собираются смотреть теледебаты (79%). Но и среди тех, кто считает, что споры лидеров партий в телеэфире не могут повлиять на их электоральное поведение, почти половина намерены за ними следить (43%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года. 1500 респондентов.




ВЫБОРЫ

Теледебаты ? «условия для всех одни»

О том, что лидеры «Единой России» отказались участвовать в предвыборных теледебатах, знают или что-то слышали 42% респондентов. Четверть опрошенных считают это решение правильным, ровно столько же ? неправильным. Сторонники партии ? те, кто собирается отдать голос за «единороссов» , ? в основном полагают, что это был верный шаг (43% против 21%).

Всех респондентов попросили аргументировать свою точку зрения.

Те, кто считают отказ «Единой России» от теледебатов правильным решением, приводят в основном два довода. Первый: теледебаты ? бесполезное занятие, «ерунда», «показуха», «реклама» (12%). Второй: «Единой России» не нужна реклама («хорошая партия в рекламе не нуждается» ? 6%). Другие аргументы: партия имеет право на такое решение, это «их личное дело» (1%); это удачный рекламный трюк, пиар-акция ? этим «Единая Россия» «будет отличаться» от других и «увеличит свою популярность» (1%).

Респонденты, считающие поступок «единороссов» неправильным, аргументируют свою позицию тем, что теледебаты ? одна из важнейших форм информирования избирателей о партиях («люди недостаточно получают информации, т.к. ничего не читают, ? хотя бы телевизор смотрят»; «только в дебатах можно узнать истину») ? 9%.

5% полагают, что таким шагом «Единая Россия» нарушила равенство условий предвыборной борьбы («все выступают ? и они тоже должны» ; «условия для всех одни»). Приняв такое «слишком самоуверенное и наглое решение», «единороссы» проявили «неуважение к избирателям», продемонстрировали «пренебрежение общественностью» , считают 4% опрошенных.

Некоторые высказали предположение, что отказ «Единой России» от теледебатов может привести к падению авторитета этой партии и уменьшит число ее сторонников («потеряют рейтинг» ; «молчаливого не замечают» ; «вызовет недоверие у ее избирателей») ? 1%.

Впрочем, когда респондентов спросили, как, по их мнению, отказ «Единой России» от теледебатов скажется на ее популярности, 32% из них сказали, что «никак не скажется» . 19% думают, что это решение снизит популярность партии, а 15%, напротив, убеждены, что повысит.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года. 1500 респондентов.




ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Россия и ВТО

По мнению большинства россиян, нашей стране следует вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО) ? 54%. Полагают, что этого делать не следует, 15% опрошенных.

Какие же последствия ? положительные и отрицательные ? может принести России вступление в ВТО? Положительные последствия назвали 40% опрошенных, отрицательные ? 21%.

Итак, предполагаемые выгоды от вступления нашей страны в ВТО, по мнению участников опроса, таковы (данные в % от числа о прошенных):
укрепление торговых отношений с другими странами (получение новых рынков сбыта, увеличение экспорта и общего товарооборота, усовершенствование и развитие торговли как таковой) 16
улучшение состояния экономики в целом (укрепление рубля, снижение цен, появление новых рабочих мест и повышение уровня жизни людей) 14
конкуренция на мировом рынке приведет к повышению качества российских товаров 3
повысится престиж, авторитет страны (к России будут относиться серьезнее, мы «будем выглядеть солиднее») и как следствие ? приток инвестиций 3
укрепится законность и порядок, уменьшится коррупция, прекратится «нелегальный бизнес» 1
России простят внешний долг и предоставят «льготы экономические» 1


Отрицательные последствия видятся респондентам такими (данные в % от числа опрошенных):

ухудшится состояние экономики (произойдет спад производства,
увеличится безработица, вырастут цены, снизится уровень жизни)
13
рынок переполнится импортными товарами, в том числе ?
некачественными, Россия станет местом сбыта «всей отравы»
3
будет нанесен ущерб политической и экономической
независимости страны
3
возрастет вывоз ценного сырья, Россия станет сырьевым придатком
развитых стран, будет «разграблена»
3
России придется платить из бюджета большие членские взносы,
штрафы за некачественную продукцию и различные поборы,
увеличится внешний долг
2
возрастут коррупция, взяточничество, преступность 1

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года 2003 года. 1500 респондентов.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).