будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Медленное чтение

Графа "против всех" и чеченские выборы

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
"Единая Россия": образ партии : Графа "против всех": за и против : О выдвижении кандидатов в губернаторы победившими партиями : Выборы в парламент Чечни
 

"Единая Россия": образ партии

Сегодня 40% опрошенных полагают, что "Единая Россия" оказывает сильное влияние на политическую жизнь в России, 19% – считают ее влияние слабым. Полагают, что эта партия вообще не влияет на политическую жизнь, 13% респондентов. Год назад – в ноябре 2004 года – мнения по этому вопросу распределились практически так же. Представления о характере влияния "единороссов" тоже не изменились: треть опрошенных (33%) полагают, что "Единая Россия" оказывает на политическую жизнь страны положительное влияние (год назад – 31%), 13% – что отрицательное (было – 14%).

Оценивающие влияние партии как положительное чаще всего усматривают его в том, что она "заботится о народе" ("беспокоятся о людях"; "в том, что занимается проблемами народа"; "вносят рациональные, обдуманные предложения об улучшении уровня жизни") – 7%. Еще 3% опрошенных видят позитивную роль партии в том, что она поддерживает президента ("большинством голосов принимает Путина документы"; "в единстве Думы и президента"; "«Единая Россия» в тесном контакте с Путиным решает проблемы страны").

Отметим, что каждый третий из тех, кто признает положительное влияние "Единой России" на жизнь страны (12% по выборке в целом), затруднился сказать, в чем именно оно проявляется.

Респонденты, считающие влияние "Единой России" отрицательным, чаще всего говорят, что в результате деятельности партии ухудшается жизнь народа ("делают хуже для населения"; "мало делают для народа"; "народу живется хуже, а это правящая партия") – 3%; что представители партии преследуют исключительно корыстные цели ("думают только о себе"; "живут своей жизнью, обустраивают ее как могут"; "люди у кормушки"; "она хочет денег") – 2%; а также что "единороссы" монополизировали политическое пространство ("они взяли на себя роль уже Коммунистической партии – как раньше было"; "они не считаются с мнением других партий"; "они подавляют все другие мнения"; "прибрали всю власть к рукам") – 2%.

Большинство респондентов разделяют представление о близости "Единой России" к исполнительной власти: 74% опрошенных считают, что партия поддерживает президента России (6% говорят, что она в оппозиции к Путину), 56% считают "единороссов" союзниками руководителей своих регионов (5% – что они находятся в оппозиции к главам этих регионов).

При этом 36% наших сограждан убеждены, что их интересам цели "Единой России" не соответствуют. Противоположной точки зрения придерживаются 28% опрошенных.

Смогли сформулировать, как они представляют себе цели "Единой России", около половины участников опроса. Часть из них полагают, что партия преследует благородные цели: улучшение жизни людей ("добивается социальной справедливости"; "может, облегчения жизни малоимущих"; "она больше, чем кто-либо, уделяет внимания людям"; "они хотят, чтобы жили мы лучше") – 17%; стремление укрепить авторитет страны ("сделать Россию такой же великой страной, как она была раньше") – 3%. Часть – называют цели неблаговидные: стремление к власти ("быть одной партией в России, как КПСС в свое время"; "власти добивается, хочет всех под себя подмять"; "власть любым путем") – 12% , а также к личному обогащению ("набить карманы себе и своим родственникам"; "руководить страной в личных, корыстных интересах, контролировать денежные потоки в стране") – 9%.

По мнению 29% участников опроса, число сторонников "Единой России" сегодня растет, 8% респондентов считают, что их число уменьшается.

Как и в прошлом году, допускают для себя возможность пополнить ряды "Единой России" 11% наших сограждан. Исключают такую возможность 76% опрошенных (год назад – 79%). 1% участников опроса заявили, что они уже вступили в "Единую Россию" (среди опрошенных москвичей таковых оказалось 3%).

Петр Бавин

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

наверх

Графа "против всех": за и против

Российские избиратели дорожат правом голосовать против всех кандидатов или партий, участвующих в тех или иных выборах: 59% опрошенных заявили, что избирательные бюллетени должны содержать графу "против всех". Считают эту графу излишней 24% респондентов, не имеют определенного мнения – 16%.

Аргументируя свою точку зрения, сторонники данной графы чаще всего апеллировали к принципу свободы политического волеизъявления (23%) – "если кто хочет, пусть будет возможность". Второй по распространенности довод состоял в том, что эта графа нужна на случай отсутствия в избирательных бюллетенях достойных кандидатов (16%). Протестный мотив – возможность посредством голосования "против всех" выразить недоверие властям – звучал гораздо реже (6%).

Главной причиной несогласия с графой "против всех" была уверенность респондентов в том, что в списке "плохих" кандидатов всегда найдется хоть один "хороший": "достойного все равно можно выбрать", "все не могут быть плохими" (10%). Сравнительно часто респонденты говорили и о бессмысленности участия в голосовании, не сопряженного с тем или иным позитивным выбором: "если пришел на выборы, то выбирай" (4%).

По мнению 58% опрошенных, избирателю, не желающему отдавать свой голос ни за одного из кандидатов или партий, участвующих в выборах, следует не игнорировать выборы, а голосовать "против всех". Противоположное мнение – что в этом случае лучше просто не идти на выборы – разделяют 22% опрошенных. Отметим, что год назад, в октябре 2004 года, россияне поддерживали первую точку зрения несколько реже (52%), а вторую – несколько чаще (29%).

Самый распространенный довод респондентов, высказавшихся в пользу участия в выборах с возможностью голосовать "против всех", – снижение вероятности подтасовок с использованием незаполненных бюллетеней (15%). Весомым является и мотив политической дисциплины, гражданского долга: "все должны ходить на выборы", "у граждан страны есть обязанности, в том числе и ходить на выборы. Это долг каждого – проголосовать, пусть и “против всех”" (10%). Столь же часто респонденты говорили о том, что голосование "против всех" – это проявление определенной гражданской позиции, которая должна быть услышана властями (10%).

Мнение тех, кто считает, что избирателю, не имеющему политических предпочтений, лучше остаться дома, обосновывается главным образом бессмысленностью "нулевого политического участия": не пойти на выборы или проголосовать "против всех" – "это одинаково, и нет смысла тратить время" (11%).

Таким образом, в сознании большинства избирателей голосование "против всех" не равнозначно отказу от участия в политической жизни страны. В то же время далеко не во всех случаях голосование "против всех" является "протестным голосованием". Этот вывод подтверждают и ответы респондентов на вопрос о том, почему некоторые люди голосуют против всех. Интерпретирует такой выбор как осознанный акт протеста треть опрошенных (31%). При этом каждый второй респондент (51%) называл в числе причин, побуждающих избирателей голосовать таким образом, отсутствие в списках для голосования достойного кандидата. Близки к этому мотиву и версии, согласно которым к голосованию "против всех" подталкивает недостаток информации о кандидатах (17%), а также трудность выбора в пользу одного из претендентов (14%). Каждый пятый (19%) говорил о таком мотиве, как опасение по поводу подтасовок, возможных в результате большого количества незаполненных бюллетеней; столько же (18%) указывали на отсутствие интереса избирателя к политическому процессу и его участникам (респонденты, отвечая на соответствующий закрытый вопрос, могли выбрать несколько версий, поэтому сумма ответов намного превышает 100%).

Для себя лично допускают возможность проголосовать "против всех" на каких-либо выборах 52% респондентов, исключают такую возможность – 40%. Причем за последний год ситуация изменилась весьма существенно: в октябре 2004 года считали такой электоральный выбор возможным для себя только 37% избирателей, невозможным – 44%.

Доля респондентов, заявляющих, что они одобряют людей, которые голосуют "против всех", также заметно возросла (с 28% до 38%), а доля выражающих осуждение в их адрес – столь же ощутимо сократилась (с 48 до 39%).

Более того, резко выросла (с 14% до 23%) и доля респондентов, утверждающих, что им самим доводилось на тех или иных выборах голосовать "против всех" (а доля дающих противоположный ответ сократилась с 81% до 72%). Очевидно, что в реальности такой масштабный сдвиг в численности имеющих подобный опыт произойти не мог: общенациональных выборов за это время не было, региональные и муниципальные – имели место далеко не повсеместно, и "обвального" роста доли голосующих "против всех" на них не наблюдалось. Следовательно, год назад многие были склонны "забывать", что они когда-либо голосовали "против всех", а сейчас – "вспоминают" об этом.

Иначе говоря, мы наблюдаем ярко выраженную тенденцию к легитимации такого электорального поведения.

Ирина Шмерлина

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

наверх

О выдвижении кандидатов в губернаторы победившими партиями

Как известно, с января 2005 года глав регионов выбирают не жители, а законодательные собрания регионов по представлению президента. За 11 месяцев эту политическую практику опробовали во многих регионах России. Единодушия в оценке существующего порядка выборов губернаторов в обществе нет: треть наших сограждан (34%) его одобряют, треть (36%) – не одобряют. Еще почти треть (30%) затруднились ответить на этот вопрос.

Сегодня кандидатуры для утверждения на губернаторский пост представляют президенту его полномочные представители в федеральных округах. Однако, Государственной думой уже принят в первом чтении законопроект, согласно которому таким правом будет наделена партия, получившая больше всего мест в законодательном собрании региона. Об этом изменении в порядке выборов губернаторов знают 19% опрошенных, еще 26% "что-то слышали" о нем; половина опрошенных (49%) сказали, что ничего об этом не слышали.

Неудивительно, что у значительной части респондентов нет никакого мнения о том, лучше или хуже нынешней будет новая процедура выбора губернаторов, – затруднились оценить ее 48% участников опроса. Одобряют новый порядок 21% опрошенных, не одобряют – 31%. Отношение к предлагаемой новации во многом зависит от оценок работы региональных законодателей: одобряющие ее чаще других готовы поддержать расширение полномочий большинства депутатского корпуса.

 ВсеВопрос: «Как Вы оцениваете работу законодательного собрания вашего региона — положительно или отрицательно?»
положительноотрицательнозатрудняюсь ответить
Доли групп, %100193247
Вопрос: «Как Вы относитесь к тому, чтобы кандидатуру на пост главы региона (губернатора) президенту предлагала партия, победившая на региональных выборах, — положительно или отрицательно?»
Положительно21292217
Отрицательно31294126
Затрудняюсь ответить48423757

В ответах на открытый вопрос респонденты обосновывали свое положительное либо отрицательное отношение к предлагаемому Государственной думой порядку выборов губернаторов. Одобряющие его чаще всего отмечают, что этот порядок будет справедливым и демократичным: если какая-то партия победила, значит она пользуется доверием народа и может принимать столь важное решение ("больше демократии будет – партия, которая заработала у народа авторитет, пусть и выбирает"; "если люди доверили ей свой голос, то пусть эта партия и решает") – 6%. Высказывающиеся в пользу нового порядка также отмечают, что победившая партия лучше знает, кого можно предложить на пост губернатора ("они больше знают, кто сможет работать губернатором") – 2%; она несет ответственность перед народом за своего выдвиженца ("гарантируют его работу"; "они будут отвечать за своих выдвиженцев") – 2%.

Те, кто отрицательно относится к предлагаемому порядку выборов губернатора, чаще всего сравнивают его не с существующим ныне, а с прямыми выборами губернаторов. Они аргументируют свою позицию тем, что главу региона должны выбирать живущие в нем люди, а не президент или какая бы то ни было партия ("должен выбирать везде народ – это есть демократия"; "не будет выбора между кандидатами – выходит, народ ничего не решает"; "я против назначения президентом – что за демократия?") – 12%.

Развивают эту мысль те, кто говорит, что "победившая партия – это еще не весь регион", "партии не имеют права навязывать свое мнение народу", "это не выражает мнение всего электората" (3%). Противники практики выбора "партийного губернатора" опасаются, что "будет больше коррупции в условиях покрывательства друг друга"; "будет – рука руку моет, много блатных губернаторов пройдет" (3%).

Некоторые отмечают, что, по их мнению, президент должен назначать губернатора по собственному усмотрению, что советы партий тут неуместны ("надо, чтобы назначал президент губернаторов, без всяких партий"; "это должен решать только президент").

Светлана Климова

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

наверх

Выборы в парламент Чечни

Парламентские выборы в Чечне состоятся 27 ноября 2005 года. За неделю до них большинство россиян (56%) были в той или иной степени осведомлены об этом факте. По сравнению с данными двухмесячной давности доля информированных возросла, хотя и не слишком значительно: в начале сентября о предстоящих выборах в Чечне знали или что-то слышали 45% респондентов.

Большинство россиян (66%) признают эти выборы важным событием, причем 38% опрошенных полагают, что они важны для всей страны, а 28% – что только для самой Чечни. Расценили выборы как неважное событие лишь 13% участников опроса, остальные – затруднились с оценкой.

Вместе с тем, вопрос, отвечает ли проведение парламентских выборов интересам населения Чечни, оказался сложным для большинства участников опроса (55% из них затруднились с ответом). Остальные чаще считают, что население Чечни заинтересовано в проведении парламентских выборов (29%), чем разделяют противоположную точку зрения – что выборы не отвечают интересам жителей республики (16%).

Сторонники первой точки зрения надеются, что избрание чеченского парламента поможет стабилизировать обстановку в республике, наладить там мирную жизнь, позволит чеченскому народу решать насущные вопросы "своими силами", с помощью народных представителей, выбранных законным и демократическим путем ("очень важно, что это будет выбор народа"). Выборы, полагают они, помогут привести к власти "достойных", "умных" людей, которым в республике доверяют.

Оппоненты этих респондентов не верят ни в то, что выборы будут отражать мнение народа, ни в то, что новый парламент сможет содействовать стабилизации жизни в Чечне ("не для народа выборы"; "люди отдельно – политика отдельно"; "выборами ситуацию не изменить"). Некоторые полагают, что институт парламентаризма вообще чужд чеченскому обществу ("у них там свои законы, зачем им выборы нужны?"; "там кланы"). По их мнению, "это надо Москве", а не народу Чечни.

Те респонденты, которые решились дать определенные прогнозы по поводу состава будущего чеченского парламента (почти половина опрошенных отказались это сделать), склонны считать, что он будет лоялен нынешней власти республики: 39% полагают, что ее сторонники получат много депутатских мандатов, и только 9% – что мало. Мнение, что много депутатских мандатов получат люди, поддерживающие чеченских боевиков, разделяют 9% участников опроса, 27% респондентов полагают, что мест в парламенте у таких людей будет мало, а 20% – что они туда вообще не пройдут.

Тем не менее, почти половина опрошенных уверены, что после выборов в республиканский парламент ситуация в Чечне не изменится (45%), тогда как надеются на ее улучшение – 25%. Впрочем, следует отметить, что пару месяцев назад, в начале сентября, разрыв между долями "скептиков" и "оптимистов" был ещё больше (43% и 18% соответственно).

Анна Петрова

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).