«Полит.ру» продолжает публикацию фрагментов книги «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция».
Описания основныхинструментов позитивной реинтеграции сгруппированы в соответствии с линиямивзаимодействия между основными субъектами: малым и средним бизнесом, бюрократией, общественными институтами, а также крупнымбизнесом и элитами, чьи модели поведения рассматриваются нами как экзогенные.
Приведем описаниеосновных типов взаимодействия, в рамках которых могут применяться данные инструменты.
Обозначения: полужирный шрифт — субъект является основным «интересантом» изменений в рамках предлагаемого взаимодействия; скобки — участие субъекта в данном взаимодействии является второстепенным и/илиобеспечительным (например, для поддержания информационной открытости или соблюдения интересов сторон).
Линии взаимодействия | Направления изменений / инструменты | Характеристика |
МСБ –бюрократия – (общество) | 1. Снижение административных барьеров функционирования фирмы2. Снижение налогового | МСБ является основным интересантом изменений, бюрократия представляет собой проигрывающую группу (по крайней мере в краткосрочном периоде). Общественные институты привлекаются здесь как внешние мониторы и в ряде случаев гаранты выполнения принятых на себя сторонами обязательств. Вместе с тем в случае успешной реализации мер будет повышаться общественное благосостояние благодаря большей конкуренции на рынках и эффективности контрольно-надзорной деятельности |
МСБ – бюрократия –общество – властные элиты | 4. Разработка систем мониторинга5. Стандарты и регламенты6. Оценка регулирующего | По данной линии потенциальными интересантами являются сразу три субъекта. МСБ и общество – благодаря налаживанию механизмов обратной связи, возможности влиять на принимаемые правила, большей эффективности общественного взаимодействия и принципиального включения в эти процессы (общество). Элиты – как благодаря обратным связям, так и из-за возможности контролировать бюрократию. |
МСБ – крупный бизнес – бюрократия – (общество) | 7. Защита конкуренции при реализации контрактных отношений между участниками рынка8 Роль государства в формировании системы контрактных отношений между малым | Главный интересант здесь – МСБ, который может получить возможность освоения новых рынков и включения в устоявшиеся производственные цепочки.Общественные институты здесь выступают скорее в виде мониторов и внешних гарантов принятых сторонами обязательств. |
Общество – МСБ – (бюрократия) | 10 Саморегулируемые организации11 Поддержка развития хозяйственно-общественных | В данном случае отношения между субъектами – МСБ и обществом носят более «автономный характер, поскольку подразумевается «внутренний» характер создания правил и контроля за их исполнением.Бюрократия (и шире – государство) может привлекаться для гарантии общих принципов работы, а также в ситуациях, когда установление необходимого правила «внутренними» средствами не удается |
МСБ - БЮРОКРАТИЯ - (ОБЩЕСТВО)
Направленияработы
• Для качественногоулучшения среды функционирования МСБ РК требуется радикальное снижениетрансакционных издержек, создаваемыхгосударственным регулированием, и повышение эффективности государственного контроля.
• Простое «снятие» барьеров можетснизить издержки предпринимателей, но точно не повысит эффективность контроля. Дляповышения эффективности необходимо выбирать приоритеты развития сектора МСБ.
• Эффективныйконтроль способен снизить трансакционные издержки наиболее конкурентоспособных, добросовестных участников рынка.
• Привыработке мер необходим анализ групп интересов и оценка производимого имивоздействия на субъекты МСБ и на процесс выработки государственной политики вотношении рассматриваемого сектора.
Основныесредства снижения административных барьеров
На основании проведенного анализа исопоставлений получился следующий исчерпывающий перечень методов сниженияадминистративных барьеров.

• Под системнойперестройкой понимается принятие новых законодательных решений, заменяющих одну систему регулирования другой. Например, замена лицензирования страхованием, государственной стандартизации — техническим регулированием.
• Расчисткаполя — приведение правоприменительнойпрактики в соответствие с действующим законодательством путем:
- созданияспециальных комиссий с участием прокуратуры, антимонопольныхорганов, органов юстиции;
- привлеченияв качестве заявителей бизнес-ассоциаций и других институтов гражданскогообщества;
- использования квазисудебных процедур рассмотрения споров.
По сути, речь идет об инфорсменте, тоесть комплексе мер, направленных на выполнение эффективныхсуществующих и вновь вводимых правил инедопущение оппортунистического поведения.
• Оценка регулирующеговоздействия — это совокупность правил, регламентирующих процессы:
- обоснованияцелесообразности и определения целей регулирования;
- идентификацииспособов достижения целей регулирования;
- анализасравнительных преимуществ и недостатков каждого способа.
Процедураоценки регулирующего воздействия предполагает привлечение представителей бизнесаи гражданского общества к процессу формирования институциональных формрегулирования на всех его этапах.
Этотребует наделения их достаточной переговорной силой для учета их мненияпри принятии окончательного решения.
Возможно использование трех основных методов выявленияадминистративных барьеров:
• обращениезаинтересованных групп через специально созданные механизмы (переговорные площадки, «окно жалоб» и т.д.);
• организация мониторинга (с привлечением средств государственного бюджета) со стороны институтов гражданского общества (по разработанным методикам);
• экспертное выявление путем специальныхкачественных социологических исследований.
Варианты решения наиболее значимыхпроблем
Лицензирование
Радикальность | Содержание | Риски | Способы снижения |
меры | | | рисков |
Сильная | замена лицензирования | А) возможность | А) разработка четких |
| | обязательным | установления высокого | процедур и регламентов |
| | страхованием | тарифа путем сговора | Б) сохранение |
| | ответственности | Б) снижение контроля | лицензирования |
| | | за теми областями, где | в отдельных секторах |
| | | он действительно | |
| | | необходим | |
Проверкиорганами технического регулирования
Радикальность | Содержание | Риски | Способы снижения |
меры | | | рисков |
Сильная | замена технического | А) возможность | А) разработка четких |
| | надзора обязательным | установления высокого | процедур и регламентов |
| | страхованием | тарифа путем сговора | Б) сохранение жестко |
| | и контролем со стороны | Б) снижение контроля | регламентированных |
| | саморегулируемых | за теми областями, где он | проверок в отдельных |
| | организаций | действительно необходим | секторах |
| | | В) слабость | В) стимулирование |
| | | саморегулируемых | гражданской активности |
| | | организаций и их | в области технического |
| | | зависимость от органов | регулирования МСБ |
| | | власти | |
Проверкиправоохранительных органов
Радикальность | Содержание | Риски | Способы снижения |
меры | | | рисков |
Сильная | сокращение статей, | вероятность сильного | концентрация усилий |
| | предусматривающих | оппортунистического | проверяющих |
| | уголовное наказание | поведения со стороны | на секторах, |
| | за экономические | проверяющих как по | производящих социально |
| | правонарушения; | отношению | неблагоприятные товары |
| | концентрация усилий | к проверяемым, так и | (алкоголь, игорный |
| | правоохранительных | к собственному | бизнес…) |
| | органов в экономической | руководству | |
| | сфере на борьбе | | |
| | с мошенничеством | | |
| | и контролем за игорным | | |
| | бизнесом, алкогольным | | |
| | оборотом, наркотрафиком | | |
В данной работе под группами интересовпонимается совокупность агентов (сотрудниковтех или иных контрольно-надзорных органов), которые характеризуются совпадением экономических интересов и накоторых действуют избирательные стимулы для принятия того или иногоколлективного решения.
В данном случае группы интересов во многомситуативны — их устойчивость и коллективная мотивация зависят от места работыи функционала каждого из ее членов. Если степеньобщности этих факторов высока,можно ожидать высокую устойчивостьгруппы и выраженную рентоориентированную модель поведения.
Коллективным решением в данном случаеявляется модель поведения (корпоративнаяобщность) членов группы, направленная на извлечение дополнительного дохода от своей деятельности: в данном случае — контрольно-надзорнойдеятельности.
Фактическиподразумевается, что члены группы интересов признают и разделяютнекие общие установки по отношению к проверяемым, которые и являютсяопосредованным источником получения дополнительных платежей — легального (в виде пени, штрафов) и нелегального (коррупционные платежи). То есть единая модельповедения формирует в восприятии проверяемого ситуацию безаль-тернативности.
Каждую группу интересов можнохарактеризовать тремя показателями:
• переговорнойсилой, то есть способностью формулировать единуюпозицию (пусть даже неявно и неформально), отстаивать ее и вовлекать в группу новых участников;
• ресурсообеспеченностью— то есть наделенностью ресурсами материальными (денежныеи технические средства) и нематериальными (статусы, возможность применения насилия и санкций).
Важно учитыватьналичие эндаументов, то есть ценных для группы благ (прав, возможностей влияния), защита которых уже сама по себеможет стать стимулирующим фактором для мобилизации группы. Соответственноактивизацию группы может вызвать не только появление нового источника ренты, но и угроза потерисуществующего (пусть даже и неиспользуемого);
• активностью поведения, то есть в какой мере модель пове
дения группы предполагает расширение ее деятельности.
Другими словами, является ли ее рентоориентированное
поведение активным (постоянный поиск новых «клиентов»)
или же пассивным (работа с тем потоком, который «приходит сам»).
В связи с тем, что реальныегруппы интересов являются неформальными и нередко связаны с нелегальнымиспособами получения дохода, они трудноопределимы на данном этапе работы. Сейчас можно ограничиться только общими определениями: «сотрудники правоохранительных органов», «сотрудники служб технического надзора», то есть это группы,определяемые скорее статистическимиметодами, не позволяющими вскрыть содержание ихдеятельности.
Для выявления реальных групп можнопредложить два основных направления исследовательской работы:
• качественные социологические исследования включенными в процесс исполнителями, то есть теми, кто не будет воспринят группами как «чужой»;
• анализ групп по косвенным признакам, то есть описанным выше показателям их деятельности. В этом случае данные могут быть получены на основании опросовпроверяемых, наблюдения за работой контрольных органов, сравнения степени ресурсообеспеченности и уровня независимого внешнегоконтроля за этими ресурсами.
На основании работы по выявлению реальныхгрупп можно составить карту выбора, покоторой лицо, принимающее решения о снятии или введениитех или иных барьеров, сможет просчитать реакцию групп, а также оценить возможное их противодействие изменениям.
В связи с тем, что за каждым барьером, как правило, стоит та или иная группа интересов, получающаяэксклюзивный доход от контроля, системныепреобразования потребуют компенсации для снижения и исключения возможностиоппортунистического поведения.
При «средних» вариантах, то есть в тех случаях, когда поток ресурсов от барьера для группы не очень значителен, компенсации могут иметьстатусный характер. При вариантах, когда поток велик, требуютсяболее сложные схемы компенсаций.
Внедрение страховых схем одновременноявляется компенсационной сделкой, посколькупозволяет проверяющим перейти в сектор, где их знанияи капиталы применимы,но где действуют иныемотивационные механизмы.
Замена лицензированияили технического надзора страхованием вытесняет бюрократические группы изпривычных видов деятельности, но в то же время сохраняетвозможность инвестировать свои ресурсы (например, в создание страховыхкомпаний) и использовать свои профессиональные навыки в интересах страховогоконтроля за деятельностью страхуемого (риски: угроза монополизациистраховой деятельностии завышение тарифов).
Сдвиг групп, обладающихспецифическими ресурсами влияния (правоохранители), в область получения сверхренты, возникающейв результате производства социально неблагополучных товаров (алкоголь, игорный бизнес), может привести к снижению оппортунистического поведения с их стороныи, следовательно, ослаблению давления на МСБ.
Положительным внешнимэффектом такого перераспределения и в случае борьбы с криминальными структурами, и в случае сговора с ними окажетсяограничение спроса на социально вредные продукты и услуги врезультате роста цен на них. (Риски: сращивание правоохранительныхорганов с мафией и использование рэкета, криминальныхпосредников в сферах, находящихся за пределами ограниченных сфер правоохранительных органов.)
Сдвиг групп, обладающихспецифическими информационными ресурсами (налоговики), в область крупного бизнеса может привести к облегчению бремениналогового администрирования для МСБ.
Система налогообложения как единство трехкомпонент — основания для определения налога, его ставка ихарактер администрирования — оказывает значительное воздействие нафункционирование малого и среднего бизнеса. При этом значимымиявляются все три названных компонента. Так, выбранное основание для установления налога может оказыватьискажающее влияние на поведение фирм; величинаставки может быть чрезмерной;а избранный порядокналогового администрирования даже при низкой ставке — возлагать значительныеиздержки на налогоплательщиков.Например, ежеквартальная уплата небольшого по величине налога потребует отиндивидуального предпринимателя сравнительно больших (для него) расходов на ведение специального учета иотчетности, обусловленных необходимостью наймабухгалтера. Вместе с тем издержки предпринимателей впроцессе налогообложения оказываются доходами (в томчисле теневыми) работников налоговых органов, а выгоды фирм от снижения ставки налогообложения означают снижениедоходов бюджета и т.п. Поэтомусовершенствование системы налогообложения способно оказать существенноепозитивное влияние на развитие сектора МСБ, еслиосуществляемые изменения будут учитывать их последствия для всехзаинтересованных сторон,затрагиваемых этимиизменениями.
Особого внимания заслуживает связь системы налогообложенияМСБ с пенсионным обеспечением предпринимателей этой сферы экономики и ихнаемных работников. Исследованиями давно установлено, что общие схемы пенсионного страхования при величинах ставок, приемлемых для крупного и среднего бизнеса, не подходят для субъектов малого бизнеса. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения предпринимателеймалого бизнеса требуют отдельной проработки.
Малый и средний бизнес во многих странахмира рассматриваются как особые объекты, заслуживающиев силу своей роли в экономике специальных систем (илирежимов) налогообложения. Отличия от общего режима налогообложения, принятого в национальной экономике, могутпрослеживаться по всем упомянутым компонентам: основаниюналога, его ставке и характеру администрирования. При этом часто встречающейся проблемой является взаимодействиефирм, находящихся в различных режимахналогообложения, а также проблема перехода из режима врежим по мере роста размеров предприятия.
Для налоговых систем трансформационных экономик(особенно на пространстве СНГ) характерен ряд типичных недостатков. Впроцессе трансформационных процессов на первый план выходила проблема максимального изъятия доходов бизнеса в бюджет(как в пределах, так и за пределами налогового законодательства). Именно на ее решение было нацелено налоговое законодательство, в котором лишь как дань общемировым тенденциям было в той или инойформе специально выделено налогообложение МСБ. Обычноэто выделение касалось величин ставок, вто время как процедурная сторона налогообложения МСБ специально невыделялась.
Достаточная длительность существования упомянутых переходных условий определяла реальные установки работниковналоговых органов на оказание усиленного давления на МСБ как сектор, во-первых, осуществлявшийчасть своей деятельности «в тени», то естьявно недоплачивающий налоги;во-вторых, имевший недостаточно квалифицированныйбухгалтерский персонал, что порождало множество непреднамеренныхошибок в налоговой отчетности;в-третьих, не имевший и не имеющий достаточнодейственных связей во властных структурах, которыепомогали бы субъектам МСБ защититься от этого давления, что давало возможность недобросовестным работникам налоговых службизвлекать коррупционные личные выгоды изпервых двух особенностей МСБ.
Таким образом, наиболее значимыми для МСБ проблемами являются:
• высокиеиздержки ведения качественного налогового учета и отчетности, процедуры которого (даже дляупрощенных схем) требуют найма высококвалифицированныхбухгалтерских работников, что далеко не всегда по силам субъектамМСБ, в особенности для мельчайших и малыхпредприятий;
• порождаемыеэтим частые ошибки однозначно толкуются действующим законодательством какпреднамеренные, то есть влекущие за собой различныесанкции, в том числе и уголовного характера;
• недружественное отношение к субъектам МСБсо стороны работников налоговых органов, деятельностькоторых не имеет консультационного характера, который могбы исправить значительную часть ошибок, допускаемыхсубъектами МСБ в области налогового учета и отчетности.
Очевидно, чтовсе три названные проблемы сдерживают нормальное развитие МСБ, мешают выполнять его важные экономические и социальные функции. Для их разрешения требуется комплексное изменение системыналогообложения МСБ, которое позволило бы в первую очередьснизить непроизводительные издержкиадминистрирования налогового процесса и тем самым преодолеть две другие проблемы.
Мировой опыт позволяет выделить семь типовсистем налогообложения, фактически имеющих место и официальноприменяемых для МСБ (не считая общую схему, принятую в национальной экономике):
• безналоговыйрежим как фактически реализуемый вариант налогообложения для бизнеса, функционирующего в рамках неформальногоили теневого сектора, строго говоря, является безналоговым только для государства, поскольку для самих субъектов МСБ данный режим предполагает уплату«налога» криминальнымструктурам при невозможности обратиться за защитой к правоохранительным органам. Как официальный режимналогообложения на практике такойрежим применяется в форме «налоговыхканикул», поскольку само участие МСБ в процессахналогообложения рассматриваетсягосударством как воспитательная и дисциплинирующая мера, фактически готовящая субъектов МСБ к «нормальному» законопослушному поведению после переходав следующую стадию роста и иную «весовуюкатегорию» бизнеса;
• приобретениепатента (как форма авансированной уплаты налога) избавляет субъектов МСБ от значительной части трансакционныхиздержек ведения учета и отчетности, издержеквзаимодействия с налоговыми службами и т.п., однако повышает стартовые издержки ведения бизнеса; обычно применяется для мельчайших (счисленностью занятых до 50 человек) и малыхпредприятий;
• декларирование доходов мелкихпредпринимателей для уплаты подоходного налога — единственного, взимаемого с них;позволяет существенно снизитьадминистративные издержки для предпринимателя в случае использования плоскойшкалы подоходного налога;
• упрощенныесхемы налогообложения, различные варианты которых применяются длясубъектов МСБ, позволяют снизить издержкиадминистрирования, если только сами схемы не чрезмерноусложнены (например, содержатнесколько вариантов «упрощенки» взависимости от величины оборота субъектов МСБ);
• вмененныеналоги, рассчитываемые не в зависимости отфинансовых показателей деятельности МСБ, а от тогоили иного показателя, косвенно характеризующего эти результаты (например, площадь торгового зала или используемогоземельного участка и т.п.), значительноупрощают администрирование,однако предоставляют широкиевозможности для коррупционного поведения местных чиновников, которым обычно и поручается установление вмененных налогов;
• льготыпо ставкам всех налогов, взимаемых с бизнеса в рамках общей схемыналогообложения, действующей в стране, не снижают административные издержки;
• льготыпо ставкам, соединяемые с уменьшенной частотойвзимания налогов (например, нераз в квартал, а раз в год), снижаютадминистративные издержки в несколько раз по сравнению с предыдущим типом системыналогообложения;
• общаядля всех субъектов бизнеса система налогообложения (без выделения МСБ в особую категорию) наиболеетяжелая для МСБ.
При выборе одной (или некоторой совокупности) из них, каждая из приведенных систем должна быть оценена по совокупностиразличных критериев: от прямых последствий для субъектов малогобизнеса до разного рода внешних эффектов. Используемыедалее критерии (см. табл.) «привязаны» к тем или иным группам интересов, что позволяет оценить их позиции по отношению к этим схемам.
Оценки, содержащиесяв некоторых клетках таблицы,нуждаются в комментариях. Так, по критерию (4) —последствия для пенсионного фонда — значительное число оценок «?» и «О» означает, что последствия зависят от предлагаемых схем развития пенсионногообеспечения. По критерию (7) —динамика развития МСБ — значительное число оценок «?» означает, что соответствующие схемы могут привестикак к реальному росту сектора,так и к его «формальному» росту путем разукрупнения фактическиединой фирмы на множество мелких, предпринимаемогодля минимизации налогообложения.По критерию (8) — другие внешние эффекты — два минуса для безналоговой схемы означаютсоответственно: а) исключение «воспитательного»значения уплаты налогов малыми средним бизнесом и б) возникновение препятствий для ростабизнеса, перехода его в следующую стадию роста илидругую «весовую категорию», для которых начинает действовать «ненулевой» налоговый режим.Плюсы по критерию (6) — расходы бюджета на налоговую систему — означают снижение такихрасходов.
Последствия для: | | | | | | | | |
1. Малого бизнеса | +++ | +++ | + | ± | 0 | + | ++ | – – |
2. Госбюджета | ------ | + | + | + | + | + | + | ++ |
3. Местного бюджета | ------ | + | + | + | ++ | + | + | ++ |
4. Пенсионного фонда | ------ | ? | ? | 0 | 0 | 0 | 0 | + |
5. Снижения коррупции | +++ | +++ | 0 | ------ | ------ | ------ | - | ------ |
6. Расходов бюджета на налоговую систему | +++ | +++ | 0 | 0 | 0 | 0 | + | ------ |
7. Динамики развития МСБ | +++ | +++ | ? | ? | -? | -? | + | ------ |
8. Другие внешние эффекты | – – | 0 | 0 | + | + | + | + | 0 |
Общая оценка системы | ± | + | 0 | ± | 0 | 0 | + | - - |
Здесь «+» означает положительный эффект сточки зрения критерия, «–» – отрицательный, «0» – отсутствие ощутимого эффекта,«?» – неопределенный эффект, зависящий от тех или иных дополнительныхфакторов.
Таким образом, чисто положительными с точки зрения основных критериев оценкиоказываются две налоговые системы МСБ: (1) патентыи (2) льготы по ставкам и периодичностиотчетности. Значительные возможности для развития МСБобеспечивают также: (3) официальныйбезналоговый режим («налоговые каникулы»), хотя его введение сопряжено с весомыминегативными пос-
ледствиями длябудущего МСБ (кроме того, должныбыть разработаны действенные меры для ликвидации такой формы поведениясубъектов МСБ, когда по истечению «налоговых каникул»фирма закрывается иоткрывается уже как новое предприятие, имеющеевозможность вновь получить налоговые каникулы), (4) упрощенные схемы налогообложения приусловии,чтоупрощение существенносократит издержки администрирования для субъектов МСБ.
Нужно подчеркнуть, что указанные варианты составляют поле для выбора со стороныорганов власти. Те из них, которыеполучат позитивную оценку, должны далее стать полем для выбора состороны субъектов МСБ.
Предварительные выводы и оценкиперспективности различных налоговых систем для МСБ с точки зрения их положительноговлияния на реальную динамику развития данного сектора окажутся полностью справедливыми, если независимо отформальных параметров этихсистем (то есть оснований для взимания налогов иставок налогообложения) будут осуществлены и иные меры пореформированию системы налогообложения.
К их числуотносятся:
• введениев Налоговый кодекс и реальную правоприменительную практику презумпцииневиновности налогоплательщика;
• максимальновозможное исключение из Налогового кодекса составов правонарушений для МСБ, предполагающих уголовное преследование;
• переходот чисто фискальной к дисциплинирующей и воспитательной роли сотрудниковналоговых органов: через внедрение в практику обязательныхконсультаций и разъяснений субъектам МСБ допущенных ими ошибок и установлениедостаточно длительного периода для их устранения без введения карательныхсанкций;
• вкачестве альтернативы предыдущей мере возможно также создание консультационныхцентров для МСБ в форме государственных учреждений, оказывающих платные услуги бизнесу по утвержденным ставкам и отвечающихперед налоговыми органами в случае выявления последними ошибок. Во избежание сговоров между предпринимателями и
работниками таких учреждений необходимо разработать системустимулов, нацеливающих консультантов на эффективноеисполнение своих функций;
• разработкаи законодательное установление порядков взаимодействия фирм, действующих в разных режимах налогообложения;
• предоставлениеналогоплательщикам из числа субъектов МСБ возможности выбора системыналогообложения при условии законодательного установления частоты смены налоговыхрежимов (например, нечаще чем раз в год);
• введение«траекторий смены» налоговых систем,не ухудшающих условия ведениябизнеса;
• решениевопросов пенсионного обеспечения субъектов МСБ и (особенно) их наемных работников в увязке с общей реформой пенсионной системы.
Эффективно работающие механизмы купли-продажи бизнеса имеют большое значение для обеспечения сохраненияи развития не только крупных,но и малых и средних компаний.
В некоторых случаях для МСБ такие механизмы даже болееважны. Действительно, альтернативой продажи является закрытие бизнеса (в том числе из-за проигрыша конкурентам). В этом случае собственник сможет вернуть себе в лучшем случае остаточнуюстоимость материальных активов,государство теряет налогоплательщика, сотрудники теряют рабочие места, существуетугроза потери средств кредиторов, разрушаютсяхозяйственные цепочки поставщиков и покупателей.
Покупка действующего бизнеса, в отличие от создания его «с нуля», позволяет сэкономить материальные и временные усилия на созданиехозяйственных цепочек, раскрутку марки, наем персонала,налаживание бизнес-процессов.
С точки зрения долгосрочных перспектив массового развитиямалого бизнеса данные механизмы могут способствовать не только повышениюгибкости и расширению возможностей занятости населения, но и усилению конкуренции на множестве товарных
рынков в результате снижения барьеров входа и выхода, обусловленных созданием бизнеса «с нуля».
Сложность развития рынка купли-продажи бизнеса во многом обусловлена не только экономической иправовой средой трансформационных экономик, но испецифическими характеристиками малого и среднего бизнеса как объекта купли-продажи.
Наряду с куплей-продажей бизнеса существует такой вполне легальный способ егопередачи как дарение или наследование, которое, как правило, основано на родственных связях. Однако по мере нарастания экономической мобильности населения, расширения спектра возможностей, улучшенияобщего предпринимательского климата продажа бизнеса за пределы круга родственниковможет стать более привлекательной.
Перед изложением характеристик МСБ какобъекта купли-продажи необходимо сделать несколькооговорок:
• речьидет о купле-продаже именно малого и среднего бизнеса, то есть о массовом рынке, а не о рынкеединичных крупных компаний;
• речьидет именно о приобретении контроля над бизнесом;
• приобретениеконтрольного пакета долей малого и среднего бизнеса невозможно с использованиемфондовых механизмов;
• объективнобольший уровень рисков у субъектов МСБ (при прочихравных они в большей степени зависят от поставщика, покупателя, источника финансовых ресурсов);
• основнымсвойством «действующего» бизнесаявляется его возможность обеспечивать стабильный денежный оборот, в том числе после завершения сделки;
• понятиебизнеса не тождественно юридическому лицу: так, стабильный денежный оборот одного субъекта может обеспечиваться врамках нескольких юридических лиц, равно как ив рамках одного юридического лица может осуществляться деятельность несколькихбизнесов.
При осуществлении сделки по купле-продаже бизнеса чрезвычайно важно учитывать следующие егохарактеристики с точки зрения различных групп стейкхолдеров.
• Фактический руководитель (директор) бизнеса. В отличие от крупного бизнеса роль директора в малом исреднем бизнесе часто критически важна для обеспечения стабильного денежногооборота. Связано это с тем, что внутренняя деятельность в подавляющем большинстве случаев нерегламентирована, а внешние связи базируются на личныхзнакомствах. Часто основным активом бизнеса являютсясвязи руководителя, что обеспечивает уникальные условия конкуренции. Поскольку фактическим руководителем бизнеса в подавляющембольшинстве случаев является его основной владелец, с точки зрения передачи бизнеса смена владельца является сложным ирискованным процессом.
• Персонал, работники бизнеса. В условиях специфическогоположения директора иотсутствия формальных договорных отношений между сотрудниками и компанией, в случае если при смене владельца возникает риск ухудшения положенияперсонала, работники могут быстро покинуть бизнес, фактически остановив его деятельность.
• Важные поставщики, покупатели, арендодатель, кредиторы. Как показывает практика, даже слухи о продаже бизнеса в подавляющем большинстве случаеввоспринимаются контрагентами как сигнал о его неблагополучном положении, а значит, о необходимости досрочного прекращенияотношений. Это также может остановить деятельностьМСБ.
Все указанные особенности чрезвычайноважны для организации сделки купли-продажибизнеса и оценки его стоимости.Кроме того, в стоимости сделки должны получить оценку такие активы бизнеса какправа на деятельность (полученные лицензии); внутренняя организация бизнес-процессов; торговая марка;материальные активы, включая имущество и финансовые ресурсы.
На основании вышесказанного можно сделатьследующие выводы.
• Стоимость бизнеса должна учитывать нетолько материальные и нематериальные активы, но иуказанные характеристики бизнеса (например, набранный персонал,устоявшиеся связи спокупателями, арендодателями). Иными слова
ми, финансовый результат необязательноадекватно отражает состояние и перспективы бизнеса, а значит, и его цену.
• При совершении сделки по купле-продаже бизнеса указанные характеристики должны сохраниться (1). Это, в частности, означает, что информация о готовящейся сделке должна оставатьсяконфиденциальной.
Кроме вышеперечисленных, совершение сделки по купле-продажедействующего бизнеса должно обеспечивать следующие условия.
• Долженсуществовать механизм защиты продавца от недобросовестных действий конкурентов, действующих под видом «покупателей» бизнеса и получающих таким образом конфиденциальную информацию одеятельности.
• Долженсуществовать механизм защиты покупателя от недобросовестных действий продавца. Поскольку бизнес является достаточно сложной системой, часть информации о состоянии его отдельных параметров может бытьне выявлена до совершения сделки купли-продажи. В результате у продавца появляется возможность получить завышеннуюцену, а покупатель сталкивается с рискомликвидации бизнеса или возникновения дополнительных убытков. Особенно велик риск возникновения «подводныхкамней» там, где неработают традиционные процедуры оценки (2).
• Должен существовать механизм разрешения объективного конфликта между продавцом и покупателем поповоду цены сделки. Продавец устанавливает цену исходя изоценки имеющегося у бизнеса имущества (причем, как правило, даже не по остаточной стоимости, а по цене приобретения), тогда какпокупатель ориентируется на денежные потоки, генерируемые бизнесом, и соответственно срок окупаемостивложений.
• Затратына совершение сделки (материальные и, что не менее важно,временные) должны быть приемлемыми по отношению к стоимости сделки ипродолжительности экономического цикла деятельности предприятий МСБ. Иными словами,стоимость оформления сделки, включая налоговые платежи, и иныезатраты на ее осуществление должны быть доступными для сторон сделки.
• Сделка должна быть прозрачной длягосударства и обеспечивать соблюдение его налоговых интересов.
Отметим,что указанные условиякасаются сделок по купле-продаже не только МСБ, но и крупных предприятий. Они являютсяуниверсальными в том смысле,что существуют во всехстранах, включая страны с развитым рынком купли-продажи бизнеса (ЕС и США).
В числе принципиальных отличий операций покупле-продаже предприятий МСБ от продажи крупныхкомпаний следует отметить следующее:
• Стоимостьсделки на рынке купли-продажи МСБ невелика, так что цена оформления сделки и вознаграждение компании-консультанта не могут быть значительными. При этом количество совершаемых сделок, в том числе по однотипным объектам, можетбыть достаточно велико.
• Присовершении сделки необходимо оценивать не только активы, традиционно используемые в оценочных методиках (имущество, денежные потоки, торговая марка),но и иные активы (персонал, неформальные связи, наличие лицензий),а значит, традиционные методики работы нуждаются как минимум в корректировке.
Более того,часто при проведении сделкибывает необходимо использовать нетрадиционные источники информации, например «серую бухгалтерию», контрольные прозвоны и закупки, в некоторыхслучаях — операционный контроль в торговом зале и многое другое.
• При совершении сделки необходимообеспечить решение обозначенных вопросов (защитапродавца, защита покупателя, конфиденциальность сделки), а такжесоблюдение требований национального законодательства с минимальными издержками.
Для решения указанных проблем и выполнения необходимыхусловий используется привлечение специализированных компаний для сопровождениясделок по купле-продаже бизнеса.
Обозначенные особенности совершения сделокс предприятиями МСБ указывают на то, что компании, сопровождающие
сделки, должныобладать компетенциями, не входящими в стандартный набор традиционных финансовыхпосредников (оценщиков, аудиторов, юридическихконсультантов, риэлтеров). Иными словами, к сделке необходимопривлекать новую группу финансовыхпосредников.
Важно отметить, что деятельностьпосредников (какпоказывает мировой опыт) имеет не рентоориентированный, а производительный характер. Она будет эффективнаи востребована только в том случае, если вознаграждение посреднических компаний будет меньше, чем издержки, которые понесутстороны в случае реализации связанных с куплей-продажей МСБ рисков. Эффективность деятельностипосредников достигается не «автоматически», а на основании законодательных механизмов, определяющих правила игры нарынке купли-продажиМСБ.
Механизмы купли-продажи МСБ должнырегулировать взаимоотношения продавцов, покупателей, специализированных посредников и государства, а также обеспечиватьминимизацию издержек совершения сделки на рынке купли-продажи действующегоМСБ.
Рассмотрим основныевиды издержек и рисков, возникающих на рынке.
Издержки и риски продавца | • Издержки поиска информации о покупателе• Издержки ведения переговоров, связанные с самим фактом продажи бизнеса (3)• Риски ведения переговоров, связанные с необходимостью раскрытия информации о бизнесе, в том числе конфиденциальной• Риски недобросовестного поведения покупателя, связанные с неперечислением оговоренной суммы• Налоговые издержки, связанные с реализацией активов в соответствии с выбранным механизмом купли-продажи МСБ |
Издержки и риски покупателя | • Издержки поиска информации о продавце• Издержки анализа состояния бизнеса, оценки его стоимости• Риски недобросовестного поведения продавца, связанные с асимметрией информации относительно бизнеса и возможности ее искажения продавцом (4) |
Издержки, связанные со сделкой, которые распределяются между продавцом и покупателем | Издержки оформления сделки в соответствии с выбранным механизмом купли-продажи МСБ. Фактически это стоимость использования выбранного механизма. При этом стоимость использования механизма должна быть, во-первых, незначительной относительно стоимости МСБ, а во-вторых, меньше величины издержек, которые понесли бы стороны, отказавшись от его использования |
Издержки и риски государства | • Риски банкротства бизнеса и потери налогоплательщика в случае неудачно проведенной сделки• Издержки от неуплаты налогов при совершении сделки в соответствии с выбранным механизмом купли-продажи МСБ• Негативное влияние на уровень занятости населения |
Как упоминалось выше, деятельностьпосредника должна быть направлена на минимизацию издержек и рисков других участников сделки.
Основными «родовыми» функциями компаниипо сопровождению являются:
• поиск контрагента по сделке и выбор оптимальной стратегии продажи (5);
• независимая оценка компании и минимизация рисков покупателя по выявлению«скрытых дефектов» бизнеса;
• выбор оптимального способа оформления сделки и минимизация соответствующих издержек.
Фактически набор «родовых» функций представляетсобой некотороеобъединение функций риэлтера и оценщика. Однако существуют объективные условия, добавляющие компаниипо сопровождениюдополнительные функции.
Из приведенного вышеперечня издержек видно, что на стадии принятия решения о начале подготовки сделкинаибольшие издержки и риски несет потенциальный продавец бизнеса. Для него даже оглашениефакта подготовки к сделке может иметь катастрофические последствия. Кроме того, потенциальный продавец, как правило, имеет более жесткиевременные ограничения по совершению сделки, чем потенциальный покупатель.
В этих условияхпервая стадия развития рынка купли-продажи бизнеса в трансформационных экономикаххарактеризуется тем, что он имеет ярко выраженный характер рынка продавца, а не покупателя.Иными словами, инициатором процесса выступает именно продавец, который объективно заинтересован в сохранении конфиденциальнойинформации о действующем бизнесе.
Именно продавец является заказчиком услуг компании по сопровождениюсделок. При этом его объективные интересы направленына повышение стоимости компании в условиях, когдаденежные потоки не позволяют нанимать дополнительных консультантов. В результате у компании по сопровождению сделок появляютсядополнительные услуги по оптимизации бизнес-процессовкомпаний МСБ (которая в большинстве случаев действительнонеобходима), повышающие стоимость компании, а их вознаграждение становится привязанным к цене сделки.
Данная группа издержек намеренно невключена в предшествующую таблицу ввиду ее сложности и производного характераот специфики деятельности посредника. Итак, уже в связи с деятельностью компании по сопровождению сделок упродавца и покупателя возникают дополнительные издержки и риски.
• Издержкии риски покупателя состоят в том, что компанияпо сопровождению сделки окажется не независимым оценщиком состояния дел вбизнесе, а стороной, заинтересованнойв продаже компании, получении вознаграждения и сокрытииинформации о значимых дефектах бизнеса.
• Издержкии риски продавца связаны с тем,что компания по сопровождениюможет превратиться из финансового консультанта либо в обычного посредника, который выкупит (через подставное лицо) у него бизнес,а потом перепродастнастоящему найденному покупателю.
Другой вид рисков связан с тем, что компания по сопровождению будет затягивать проведениепереговоров с потенциальными покупателями, максимизируястоимость сделки, либо услуги компании по сопровождениюбудут оказаны некачественно.
• Риски обеих сторон состоят в том, что компания по сопровождению вместо оказания услуг одной стороненачнет работать и на продавца,и на покупателя, сужая тем самым для
них возможность выбора контрагента только теми лицами,
которые обратились за оказанием услуг в компанию по сопровождению .
• Издержки, связанныесо сделкой, которые распределяются
(возможно, неявно) между продавцом и покупателем, со
стоят в оплате вознаграждения компании по сопровождению.
Итак, с одной стороны, деятельность компании по сопровождению позволяет дать объективнуюоценку бизнеса в целом и снижает определенные издержки и риски как для продавца, так и для покупателя, повышаяустойчивость сделки и тем самым сохраняя бизнес в качестве и налогоплательщика, и работодателя для государства.
С другой стороны, деятельность компании по сопровождению сама связана с серьезнымирисками для всех заинтересованных сторон, а ее услугимогут стоить достаточно дорого.Теоретически сделка купли-продажи может быть совершена и без привлечения компании посопровождению, однако для этого требуется принципиальноболее высокий уровень предпринимательской культуры представителей малого исреднего бизнеса.
И, наконец, сами компании по сопровождению не защищены от недобросовестныхдействий клиентов (например, сведенныевместе продавец и покупатель могут расторгнуть договор и заключить сделку у нее«за спиной»). Такойриск заставляет компанию корректировать стоимость своих услуг и график перечислениясредств.
С точки зрения государства роль компаниипо сопровождению сделок должна оцениваться со следующих позиций:
• деятельностьтаких компаний позволяет нивелировать определенные несовершенствазаконодательства в области купли-продажипредприятий МСБ, что, безусловно, является положительным моментом;
• необходимымеханизмы минимизации рисков,возникающих в связи сдеятельностью таких компаний;
• длясоздания рынка купли-продажи МСБ «с нуля» необходима группа экономических агентов, непосредственно заинтересованных в его развитии, оказывающих поддержку законодательным преобразованиям в даннойсфере, своей деятельностью обеспечивающихраспространение идей купли-продажи бизнеса и заключение сделок нарынке купли-продажи предприятий МСБ.
Описанная выше модель рынка должна быть дополнена следующимисущественными моментами.
• Рынок купли-продажипредприятий МСБ во многих транс
формационных экономиках (в том числе и в Казахстане)
находится на первоначальнойстадии развития. Предприниматели малого и среднего бизнесав большинстве случаев
даже не имеют представления о возможностях продажи бизнеса (именно как действующего бизнеса, а неимущественного комплекса).
В результате на первоначальном этапенеобходимы серьезные инвестициинепосредственно в популяризацию идеи купли-продажибизнеса. Без централизованной поддержки со стороныгосударства возникающие компании по сопровождению в силу ограниченности своихфинансовых ресурсов на зарождающемся рынке не смогут обеспечить его «раскрутку».
• Развитие рынка купли-продажи МСБ не будет проходить
равномерно по всей стране. Как упоминалось выше, формирующийся рынок купли-продажи МСБ —это ярко выраженный рынок продавца. В связи сэтим основное количество компаний по сопровождению, потенциальных продавцов и сделок концентрируется в регионах снаибольшим
числом действующего МСБ (для Казахстана — прежде все
го в Алматы). Однако для совершения сделки необходимо
наличие не только продавца,но и покупателя. В результате
можно ожидать возникновения дефицита покупателей бизнеса, особенно в регионах с относительно слабым развитием МСБ.
Значит, необходимо приложить определенные усилияпо привлечению инвесторов, во-первых, в регионы с относительно слабым уровнем развития МСБ (6), а во-вторых, попривлечению инвесторов из соседних стран.
• Чрезвычайно важную роль в развитии рынкакупли-продажи МСБ играет законодательная базастраны, регулирующая процедуру оценки, оформления и последствия, в том
числе налоговые, сделок по купле-продаже бизнеса.
Развитие рынка, безусловно, зависит не только от законодательныхмеханизмов регулирования сделок,но в некоторых случаях именнотакие механизмы являются «узким местом», препятствующимразвитию рынка, делающим его нелегальным с налоговой точкизрения (7).
Анализ модели рынка купли-продажи МСБ позволяет выделить следующие сферы ответственностигосударства, издержки и риски, которые могут быть снижены только посредством государственноговмешательства:
• разработкамеханизмов оформления сделки по купле-продажебизнеса с адекватными издержками их использования;
• разработказаконодательных мер по защите покупателя от недобросовестного поведенияпродавца при выявлении дефектов бизнеса скрытого характера;
• разработка законодательных мер по защите продавца от недобросовестныхдействий покупателя при перечислении средств;
• разработказаконодательных мер по защите клиентов компаний, сопровождающихсделку от недобросовестных действий самой компании;
• разработка законодательных мер по защите компаний, сопровождающихсделку,отнедобросовестных действий клиента;
• разработказаконодательных мер по защите государства и третьих лиц (кредиторов и работников) приосуществлении сделки по купле-продаже МСБ.
При создании рынкакупли-продажи МСБ «с нуля» необходимы формирование компанийпо сопровождению сделок, популяризация купли-продажи бизнеса и поддержка привлеченияинвесторов.
С учетом этого можно предложитьследующие направления активной деятельности государства по развитию рынкакупли-продажи МСБ.
Законодательное определение базовых понятий | · Ввести законодательное определение понятия «бизнес», разграничив его с имущественным комплексом, потоком денежных средств, генерируемым компанией и отдельным юридическим лицом.· Разработать механизмы оформления сделки по купле-продаже бизнеса, которые должны предполагать:ü минимальные издержки непосредственно для регистрации сделкиü возможность участия в сделке посредника в лице компании по сопровождению сделокü несколько вариантов полноты раскрытия информации о сделкеü различные субъекты, которые могут инициировать регистрацию сделки· При оформлении сделки необходимо определить права и обязанности продавца, потенциального и фактического покупателя, компании по сопровождению сделки, кредиторов и работников бизнеса. При этом необходимо обеспечить баланс интересов в пользу бизнеса, а не третьих сторон, то есть априори следует исходить из добросовестности предпринимателя.· Необходимо законодательно закрепить «гарантийный срок» на выявление скрытых дефектов бизнеса. В течение этого срока покупатель может предъявить претензии к продавцу бизнеса и компании по сопровождению сделки за искажение информации о бизнесе. Наличие и продолжительность «гарантийного срока» устанавливаются по соглашению сторон в конкретной сделке.· При установлении правил налогообложения сделок, квалифицирующихся как сделки купли-продажи предприятий МСБ, данный налоговый режим должен:ü исключать двойное налогообложение сделок (когда при продаже активов уплачиваются и НДС, и налог на прибыль)ü определять варианты плательщика налога в зависимости от выбранного механизма оформления сделки.Целесообразно установление налогового режима по минимальной из использующихся в стране ставке на доходы (прибыль), однако только при условии полного раскрытия информации о сделке (8). Установление указанных правил налогового режима должно способствовать раскрытию информации об истинной цене сделки и защите покупателя от неперечисления средств продавцом |
Законодательноерегулированиедеятельностикомпаний посопровождениюсделок | • Законодательное определение деятельности по сопровождению сделок купли-продажи предприятий МСБ• Защита клиентов компаний по сопровождению сделки от недобросовестных действий самой компании. Защита возможна только при законодательном определении договора по сопровождению сделки, а также установлении ответственности компании за совершаемые действия. В качестве механизмов обеспечения ответственности можно:ü использовать членство в саморегулируемых организацияхü проводить государственное лицензирование деятельности компаний по сопровождениюü осуществлять страхование ответственности компаний по сопровождению сделок.На этапе становления компаний по сопровождению необходимо законодательно закрепить их ответственность; прописав механизмы установления недобросовестных действий компании по сопровождению сделок, а также сократить издержки использования этих механизмов, в том числе судебные.· Защита компании от недобросовестных действий клиентов предполагает определение обязанностей:ü потенциального продавца до заключения договора на сопровождение сделкиü продавца, осуществляющего продажи с привлечением конкретной компании по сопровождениюü потенциального покупателя и покупателя, обратившихся в компанию по сопровождению, предполагающих работу именно с выбранной компанией.Отдельно должен быть прописан механизм разрыва отношений с компанией по сопровождению сделок на разных этапах работы.· Серьезной проблемой является разработка и обеспечение выполнения стандартов деятельности компаний по сопровождению сделок, стандартов деловой этики. Как показывает практика стран с развитым рынком купли-продажи бизнеса, а также примеры регулирования деятельности других финансовых посредников, наиболее эффективным способом является развитие отрасли на основе саморегулирования. На этапе создания рынка целесообразно использовать делегированное саморегулирование, когда соответствующие права делегируются одной саморегулируемой организации, решения которой получают официальный статус. |
Содействие развитию рынка | • Популяризация развития рынка купли-продажи бизнеса путем распространения информации и придания официального статуса проводимым мероприятиям.• Содействие в формировании саморегулируемой организации компаний по сопровождению сделок.• Финансовая поддержка разработки стандартов деятельности компаний по сопровождению, стандартов оценки предприятий МСБ для целей купли-продажи, других стандартов деятельности саморегулируемой организации.• Официальная поддержка развития межрегиональных связей компаний – членов саморегулируемой организации, а также установление связей международных компаний с саморегулируемой организацией. |
Следует отметить, что реализация указанных мер не является необходимым (и тем более достаточным) условиемразвития рынка купли-продажи действующего бизнеса. Даже при отсутствии адекватной правовой среды малый и среднийбизнес в трансформационной экономике будет развиваться и станут осуществлятьсясделки по купле-продаже предприятий МСБ.
Однако риски и издержки совершения сделкидля сторон окажутся существенно выше. Такие сделкиненаблюдаемы для государства,их количество заметно меньше, поскольку в силу высоких рисков сделки заключаются исключительно «персонифицированно»,на основании личных знакомстви связей.
Очевидно, чтобазой для развития рынка купли-продажи МСБ является развитие самых МСБ. Однако определить момент развития МСБ, достаточный для формирования массового спроса на механизмы купли-продажи действующего бизнеса «извне» (по отношению к МСБ),практически невозможно.
В этой ситуации представляетсяцелесообразным осуществление следующих первоочередных шагов:
• Инициироватьсоздание агентов, способных лучше других оценить спрос намеханизмы купли-продажи бизнеса, — консалтинговые компании по сопровождению сделок (9).
• Создатьустойчивый механизм обратной связи между будущими компаниями по сопровождениюсделок и органами власти, содействуя объединению компаний посопровождению сделок в саморегулируемую организацию (СРО) и установлению диалога с ней (для этого должно быть соответствующее законодательство, регламентирующее работу организаций саморегулирования).
• Оказатьподдержку этой СРО в проведении информационной и просветительской компании.
• Разработатьи ввести минимально необходимый набор законодательных инициатив (законодательное определение понятия «бизнес» и деятельности по сопровождению сделок купли-продажи предприятий МСБ).
• Припоступлении сигналов от созданной СРО о необходимости внесения изменений вдействующее законодательство оперативно подготовить и внести соответствующие поправки.
1. Например, передача бизнеса не должна сопровождаться катастрофическим разрывомсвязей, увольнением персонала, нарушением бизнес-процессов.
2. Например, наличиедолгосрочных контрактов с покупателями, поставщиками, собственником недвижимости, связей сконтролирующими и проверяющими органами
3. Фактведения переговоров является сигналом внешнему окружению и работникам компании, который может быть истолкован негативно, и в результате бизнесу будет нанесен существенный ущерб.
4. В результатепокупатель может выявить дефекты бизнеса, значительно влияющие на его стоимость, только черезнекоторый период управления, когда вся сумма уже перечислена продавцу и не может быть истребована назад.
5. Например, определениекруга потенциальных покупателей,готовых уплатить максимальнуюстоимость за бизнес, благоприятного момента для продажи исходяиз внутренних бизнес-циклов компании и т.д.
6. Например, черезприобретение местных предприятий компаниями схожего профиля из регионов сразвитым МСБ в качестве своих представительств.
7. Так, анализ ситуации с развитием рынка купли-продажи МСБ в России позволяетконстатировать, что именно несовершенные законодательные механизмы, регулирующиеоформление сделки, могутпрепятствовать развитию рынка даже в условиях динамичного экономического роста.
В России законодательством предусмотрено два способа оформлениясделок по купле-продаже бизнеса.
• Продажаюридического лица, оформление которой практически не требуетзатрат денег и времени. Это позволяет скрытьнастоящую цену бизнеса от налоговогоконтроля, но не обеспечивает ни защиту продавца, ни защиту покупателя.
• Продажа предприятия как имущественного комплекса. Законодательстворегламентирует процедуру инвентаризации и оценки имущества, обеспечивает защиту продавца и покупателяв рамках обязательств по имущественному комплексу. В то же время это процедура, сводящая действующийбизнес к набору имущества; чрезвычайно затратная с точки зрения стоимости и времени, необходимого для оформления сделки, а такжехарактеризующаяся чрезмерным налоговым бременем.
В результатев России имеется весьма обширное поле для деятельности компаний посопровождению сделок. Однако, оформляясделки в соответствии с установленными правилами, этикомпании объективно оказываются вне рамок возможных санкций за недобросовестноеоказание услуг.
8. В ином случае сделкабудет маскироваться под действия, попадающие под наиболее благоприятный налоговый режим.
9. Для реализации данной меры можносодействовать появлению у средних по размеру компаний по оценочному илиюридическому консалтингу дополнительной специализации, их обмену опытом с коллегами из других стран.