"Я сразу согласился стать министром"
Юлия Бушуева
Ведомости
Назначение министром энергетики бывшего электромонтера и профсоюзногодеятеля Александра Гаврина было больше, чем просто неожиданностью: такогоникто даже не предполагал. Для большинства Гаврин был и остается "темнойлошадкой". Наиболее примечательный факт его биографии ? избрание на постмэра западносибирской столицы НК "ЛУКОЙЛ" г. Когалыма, что может говоритьразве что о его близости к этой компании. О взглядах нового министра нарегулирование ТЭКа не было известно ровным счетом ничего. Александр Гавринрассказал о них в своем первом эксклюзивном интервью "Ведомостям".
Как вам предложили стать министром?
Предложение поступило от председателя правительства Михаила Касьянова. Ясразу принял положительное решение.
Вы совсем не колебались?
Нет. Знаете, бывают такие ситуации, когда человек говорит: "Пойдупосоветуюсь с женой и завтра дам ответ". Я привык к другой системе:принимать решение и давать ответ в тот же день, не выходя за двери.
Вам досталось новое министерство, вокруг полномочий которого ходило многоразговоров. В настоящий момент уже ясно, чем конкретно будет заниматьсяМинэнергетики?
Сейчас очень сложно отвечать на этот вопрос. Министерство до сих порнаходится на перепутье в связи с изменением его названия. Мы готовим нашипредложения по поводу функциональной нагрузки на министерство и еговзаимоотношений с другими федеральными ведомствами. Соответствующий документ проект положения о Министерстве энергетики ? будет представлен вправительство уже на этой неделе.
А вы не получали никаких указаний по этому вопросу из правительства илипрезидентской администрации?
Нет, сверху таких указаний не поступало. Но при встречах, связанных с моимутверждением, я задавал эти вопросы. По результатам этих встреч у менясложилось мнение, что энергетика страны ? это гораздо более широкое и емкоепонятие, чем просто ТЭК. Исходя из этого мы и будем готовить нашипредложения.
Прежний министр Калюжный отстаивал идею передачи Минтопэнерго частиполномочий МГИ в области управления предприятиями ТЭК. Вы ее поддерживаете?
Думаю, решение должно принимать правительство. Если положение оМинистерстве энергетики предоставит нам эти полномочия, мы будем имипользоваться. А если нет, то для чего делать заявления о том, что я хочу?Чтобы все посмотрели и сказали: "Какой мужественный человек, как онправду-матку режет"?
Какими будут ваши первые шаги в министерстве и каких принциповрегулирования энергетики вы намерены придерживаться: административных илирыночных?
Пока министерство работает в прежнем режиме. Постепенно знакомлюсь сделами и стараюсь не торопиться с новыми решениями, потому что от этогозависят судьбы многих людей. Что касается принципов регулирования, томировой опыт показывает преимущество рыночного хозяйства над жесткимгосударственным регулированием, и с этим надо согласиться. Но с учетомспецифики России энергетический сектор нельзя просто отпустить в стихийныйрынок, это может привести к очень тяжелым последствиям. Поэтому в ТЭКенеобходимо осуществлять постепенный, основанный на научном подходе переход крынку с сохранением регулирующей функции государства.
Переход к рынку означает, что будут отменены ограничения на экспорт нефти?
Нет, сейчас этого делать нельзя. Я уже говорил выше о регулирующей функциигосударства. Контроль над экспортом является одним из элементов такогорегулирования. Его отмена может привести к серьезному дефицитуэнергоресурсов на внутреннем рынке. Необходимо также сохранитьгосрегулирование в области обеспечения топливом сельского хозяйства, армии исиловых структур, а также в области северного завоза.
Вы поддерживаете идею объединения топливных балансов ряда стран бывшегоСССР?
Да, идея очень интересная. Исторически сложилось так, что экономики нашихгосударств очень взаимосвязаны, поэтому вопрос необходимо глубокопрорабатывать. Мы должны создать максимально благоприятные условия дляпривлечения в Россию энергоресурсов, которыми располагают наши соседи ?Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан. Это касается и транзитныхпотоков, и потоков сырьевых ресурсов для внутреннего потребления в России.
Ожидают ли министерство кадровые перестановки? Планируете ли вы сохранитькоманду бывшего министра Калюжного или приведете с собой новых людей?
Сейчас я могу четко сказать следующее: в "кармане" людей на перестановку уменя нет. Планирую ознакомиться с тем кадровым потенциалом, который насегодня есть в министерстве, и уже по результатам этого знакомства сделатьсоответствующие выводы. В течение первых дней у меня сложилось мнение, чтосотрудники министерства в большинстве своем профессиональные люди с большимопытом работы не только в отраслях ТЭК, но и в самом министерстве.
Пожалуй, наиболее одиозными фигурами в министерстве во времена Калюжногобыли первые заместители министра Александр Кочнев и Гурами Авалишвили. Онисохранят свои посты?
Одиозность ? это, с моей точки зрения, искусственное понятие, котороесоздают в том числе и СМИ. Сейчас главное ? позиция этих людей в отстаиванииинтересов министерства. "Неудобный человек" ? это в какой-то степени хорошеепонятие. Плохо быть хорошеньким человеком, потому что такой человексоглашается со всем и способен нанести только вред общему делу.
Вы уже встречались с руководителями нефтяных компаний?
Ну пока не так много времени прошло. На данном этапе я не тороплю этисобытия, потому что в первую очередь необходимо все-таки ознакомиться смногочисленными оперативными вопросами. Тем не менее такие встречи уже были.
Вы не могли бы назвать конкретных людей?
Например, в субботу я встречался с главой "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым.Это профессиональный нефтяник. Это не только мое мнение, но и мнение другихработников министерства. И то, что такой руководитель приходит сюда иизлагает свою точку зрения, не педалируя какие-либо интересы свой компании,я думаю, это элемент нормального сотрудничества. Вообще, когда руководителиведущих энергетических компаний приходят в министерство, это хорошо. Этознак уважения к государственной власти.
Однако многие говорят, что именно Алекперов помог вам стать министром иназывают вас человеком "ЛУКОЙЛа". Вы могли бы это как-то прокомментировать?
Я о себе столько в последнее время услышал, что и в кошмарном сне неприснится. С юмором отношусь ко всем этим слухам. Уверен в одном: надолжности министра энергетики необходимо равно относиться ко всем нефтяным,газовым и энергетическим компаниям. А то, о чем вы говорите, ? личные,исторически сложившиеся взаимоотношения с людьми, они, конечно, есть, и ихни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Однако сохранение уважения круководителям энергетических компаний не должно мешать исполнению моихобязанностей и ущемлять интересы государства.
Какое у вас отношение к возможной приватизации нефтяных госкомпаний"Роснефти", "Славнефти" и "ОНАКО"?
Выдержанное. Этот вопрос требует серьезнейшей проработки. Надо смотреть,что эффективнее: объединять их в госкомпанию или приватизировать. Еслипродавать часть акций этих компаний, то только когда государство и бюджетполучат максимальную прибыль. Необходимо также оценить перспективыдеятельности этих компаний в результате приватизации. После такогокомплексного анализа можно принимать решения. В принципе, у нас естьпоручение: к 1 июня мы должны представить в правительство точку зренияминистерства по этому вопросу.
Помимо нефтяной отрасли вам в управление достались две крупныеестественные монополии ? "Газпром" и "ЕЭС России". Как вы относитесь к ихруководителям ? Рему Вяхиреву и Анатолию Чубайсу? Насколько эффективнофункционируют эти компании и требуется ли им реструктуризация?
К Вяхиреву и Чубайсу я отношусь с уважением. Эти люди в своей жизни многосделали, имеют свою позицию, о них много говорят. Это значит, что ониличности. А к личности, принимаешь ты ее позицию или нет, надо относиться суважением. Что касается реструктуризации, то я считаю, что она, в принципе,необходима, но осуществляться должна поэтапно, с учетом специфики этихкомпаний.
В программе, разработанной Центром стратегических исследований ГерманаГрефа, есть целый блок, посвященный ТЭКу. Знакомы ли вы с его предложениямии как вы их оцениваете?
С основными положениями знаком. У Германа Оскаровича есть положения,которые для нас приемлемы, а есть такие, на которые у министерства есть свояточка зрения. В ближайшее время мы передадим наши предложения вправительство. Но, я думаю, в окончательный вариант правительственнойпрограммы частично войдут и предложения Грефа, и элементы программыМинистерства энергетики.