будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2025
Медленное чтение

Интервью с Басаевым и письмо Ходорковского о "левом повороте"

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Ситуация в Чечне и интервью Эй-Би-Си с Ш. Басаевым : Северный Кавказ - знания и представления о регионе : Движение "Наши" в информационном поле : Столица Татарстана и ее юбилей : Письмо М. Ходорковского о "левом повороте"
 

Ситуация в Чечне и интервью Эй-Би-Си с Ш. Басаевым

История с американской телекомпанией Эй-Би-Си, показавшей в эфире интервью с Шамилем Басаевым, не осталась незамеченной российскими гражданами: 62% опрошенных либо знали, либо что-то слышали об этом событии – против 36% узнавших о нем только в момент опроса. Почти половина россиян (44%) посчитали поступок американских телевизионщиков неправильным, 27% – правильным, и 30% затруднились с ответом. Причем тот факт, что слово Ш. Басаеву предоставила именно американская компания, судя по результатам опроса, не оказал существенного влияния на позиции респондентов – примерно так же они оценили бы и показ подобного интервью российским телевидением: 42% сочли, что давать его в эфир было бы неправильно, треть (30%) – правильно, и 28% опрошенных затруднились с ответом.

Такое распределение мнений оказывается вполне закономерным – в обществе преобладает точка зрения, что публиковать, делать достоянием гласности выступления террористов или интервью с ними недопустимо (52%), хотя немало и сторонников противоположной позиции – 32% от числа опрошенных.

Вместе с тем, вопрос, интересно или не интересно было бы самим респондентам узнать содержание интервью Шамиля Басаева, разделил их строго пополам: "да" – сказали 45%, "нет" – 44%.

Следует отметить, что люди, заявившие об интересе к содержанию интервью, значительно чаще демонстрируют и принципиальную установку на открытость, доступность подобной информации, чем те, кто содержанием выступления Ш. Басаева не заинтересовался. Среди первых доли считающих допустимым и недопустимым публиковать интервью с террористами примерно равны (45% против 42%), тогда как среди вторых явно преобладают противники такой практики (22% против 66%). Те, кто хотел бы увидеть скандальный сюжет, склонны одобрять и поступок Эй-Би-Си (44% против 32%), и гипотетический показ интервью Ш. Басаева российской телекомпанией (46% против 30%); не проявившие к нему интереса занимают такую позицию гораздо реже, чем противоположную (13% против 60% – когда речь идет об Эй-Би-Си, и 18% против 58% – когда о российском телевидении).

Таким образом, опрос показал, что при преимущественно негативной реакции россиян на историю с трансляцией интервью с Шамилем Басаевым в Америке в обществе существует неудовлетворенный запрос на разностороннюю информацию о том, что же происходит в Чечне, – как в "пророссийской", так и в "антироссийской" интерпретации. Насколько распространен этот запрос?

Численность тех, кому интересно интервью с Басаевым и кто, вместе с тем, считает правильным его опубликование в российских СМИ, составляет 21%. Численность тех, кому интервью интересно, но публикация его представляется неправильной, – 14%; тех, кто не имеет определенного мнения по последнему вопросу, но тоже обнаруживает интерес к содержанию интервью – 13%. По-видимому, к этому перечню позиций следует добавить тех, кому интервью с Басаевым неинтересно, но кто, тем не менее, считает, что публикация такого интервью в российских СМИ была бы правильным поступком (8%). Таким образом, при всем разнообразии мотивов, более чем у половины респондентов (в сумме это 56%) существует либо сформулированный явно, либо подспудно присутствующий интерес и потребность в освещении ситуации в Чечне с разных, в том числе – с диаметрально противоположных позиций.

Численность же тех, кто демонстрирует определенную дистанцированность от данной тематики, отсутствие потребности в разноречивой информации о ней, можно определить как 35 – 37% опрошенных. К этой категории отнесены респонденты, не заинтересовавшиеся интервью и не считающие правильным его публикацию в российских СМИ (либо не имеющие на этот счет определенной позиции).

Иван Климов

наверх

Северный Кавказ: знания и представления о регионе

Северный Кавказ знаком многим россиянам не понаслышке: 30% опрошенных заявили, что бывали хотя бы в одном из северокавказских регионов (еще 10% респондентов являются жителями Северного Кавказа). Впрочем, около половины респондентов этой группы в последний раз приезжали на Северный Кавказ более 10 лет назад – то есть до того, как этот макрорегион стал восприниматься как арена постоянных боевых действий. Сегодня у большинства опрошенных с Северным Кавказом связаны прежде всего именно такие ассоциации – "война", "беспорядки", "терроризм", "насилие": "бесконечная война"; "мысли о войне"; "боевые действия" (28% ответов на открытый вопрос об ассоциациях, вызываемых у респондентов словосочетанием "Северный Кавказ"); "центр терроризма"; "террористы" (7%); "нестабильность"; "беспредел" (5%); "кровопролитие"; "насилие" (3%).

И теперь уже скорее можно удивляться тому, что у 8% опрошенных первыми ассоциациями, связанными с Северным Кавказом, оказались "горы", "море", "хорошая погода"; "курорты", "отдых".

Такое преобладание "военных" ассоциаций над "мирными" сказывается и в ответах на вопрос о том, какие республики, области расположены на Северном Кавказе: чаще всего респонденты называют Чечню (59%) и Дагестан (38%). "Мирные" же регионы этой части России – Краснодарский и Ставропольский края – назвали всего по 11% опрошенных, а Ростовскую область – только 5%.

Респондентам предложили карточку со списком субъектов РФ, относящихся к Северному Кавказу, и попросили отметить те, которые представляются им "спокойными" и "неспокойными". По мнению большинства опрошенных, спокойными на Северном Кавказе можно назвать только три региона: Краснодарский край (60%), Ростовскую область (59%) и Ставропольский край (44%). Наиболее нестабильной, по мнению респондентов, является, естественно, обстановка в Чечне (83%). Далее следуют Дагестан (59%), Ингушетия (40%) и Северная Осетия (31%). В отношении других регионов Северного Кавказа мнение большинства россиян не сформировалось.

Более половины опрошенных (51%) разделяют опасения, что в ближайшем будущем нестабильным может стать весь Северный Кавказ, и только 21% полагает, что такое развитие событий маловероятно. Тем не менее, россияне в большинстве своем не считают необходимым, чтобы федеральная власть уделяла этому макрорегиону повышенное внимание. Половина опрошенных полагает, что власти должны уделять ему столько же внимания, сколько и другим российским регионам, а 15% считают, что Северный Кавказ не заслуживает такой же доли внимания, как другие части страны. И только 20% полагают, что Северному Кавказу должно уделяться больше внимания.

Российские респонденты достаточно уверенно разбираются в конфессиональной принадлежности жителей Северного Кавказа. Большинство опрошенных правильно указали, что православные преобладают в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области, а мусульмане – в большинстве республик. "Разногласия" возникли лишь в отношении Северной Осетии. Выяснилось, что неверное представление, будто большинство осетин являются мусульманами, разделяют 18% опрошенных, тогда как к православным их отнесли лишь 8% респондентов (остальные не взялись определять конфессиональную принадлежность жителей этой республики).

В целом можно сказать, что сегодня в массовом сознании доминирует образ "воюющего", "нестабильного" Северного Кавказа. События в Чечне и Дагестане затмили образы курортов КавМинВод и черноморского побережья Краснодарского края. При этом, когда респондентам предъявляют список субъектов РФ, составляющих Северный Кавказ, они достаточно уверенно выделяют нестабильные, неблагополучные в материальном плане и мусульманские Чечню, Дагестан и Ингушетию – с одной стороны, и спокойные, благополучные и христианские Краснодарский край, Ставрополье и Ростовскую область – с другой. Образы остальных северокавказских республик (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Северной Осетии) у большинства населения, похоже, не сформированы.

Петр Бавин

наверх

Движение "Наши" в информационном поле


Молодежное движение "Наши" понемногу приобретает известность. По данным последнего опроса, о движении наслышана четверть респондентов (7% о нем знают, 18% – что-то слышали). Это на 10% выше показателей конца мая – тогда доля знающих или слышавших о "Наших" составляла 15%.

Впрочем, с ростом осведомленности о движении отношение к нему не меняется. Лишь немногие из участников опроса сказали, что за последний месяц стали относиться к "Нашим" лучше (1%) или хуже (2%), тогда как у подавляющего большинства знающих о движении отношение осталось прежним (19% от выборки). И действительно, как и два месяца назад, половина тех, кому известно о движении, относится к нему безразлично (10% от выборки) или затрудняется дать оценку (4%), а среди "определившихся" позитивное отношение (8%) встречается чаще негативного (4%). Кстати, молодежь – целевая группа движения – чаще других относится к "Нашим" безразлично.

Несмотря на активное присутствие "Наших" в информационном поле, за последний месяц только половина тех, кто знает о существовании этого движения, что-либо о нем слышала или читала (12% от выборки). И менее половины из их числа при ответе на открытый вопрос, что именно они слышали, упомянули такие значимые для движения и широко освещавшиеся в СМИ события, как слет на Селигере (2% от всех опрошенных) и встречу с Путиным в Завидово (3%).

Елена Вовк

наверх

Столица Татарстана и ее юбилей

Казань – город известный: почти три четверти участников опроса (72%) верно ответили, столицей какого российского региона он является (еще 5% дали неверные ответы, остальные – ответить затруднились). Когда респондентов попросили сказать, что в первую очередь приходит им в голову, когда они слышат о Казани, каждый третий (31%) – или половина от числа ответивших на вопрос – говорил о ней именно как о столице Татарстана: это город, в котором "живут татары", "столица татарского государства".

Многие (19%) так или иначе характеризовали Казань как город: часто – с почтением и симпатией ("древний город"; "великий город"; "красивый кремль"; "чистый город"), нередко – нейтрально ("город как город"; "как и другие города России").

Историческими ассоциациями делятся 7% опрошенных. Вспоминают при этом россияне "татаро-монгольское иго", Ивана Грозного, покорившего Казань, и В. Ленина, учившегося в Казанском университете. У некоторых (3%) Казань ассоциируется
с 1000-летней историей, с предстоящим юбилеем.

В целом же о том, что Казань в августе этого года отмечает 1000-летие со дня основания, знают или что-то слышали большинство россиян (52%). Является ли этот юбилей событием местного значения или праздником для всей страны? Однозначного ответа нет, мнения участников опроса разделились почти поровну: 46% полагают, что юбилей Казани значим для всей России, а 44% – что только для жителей города. Те, кто воспринимает юбилей Казани как общероссийский праздник, чаще всего объясняют это тем, что Казань, Татарстан – часть России ("мы – единое целое", "Казань – один из наших городов, как член семьи"), что история этого города неразрывно связана с историей всей страны ("это и наша история"). Иногда говорится и о том, что "татары живут по всей стране", а поэтому юбилей столицы Татарстана должен стать праздником для всего многонационального государства. На некоторых же производит впечатление внушительность самой даты: "не каждый день празднуется 1000-летие того или иного города".

Предстоящий юбилей стал поводом поговорить с россиянами о буднях Татарстана, о его достижениях и проблемах. Конечно, большинство наших сограждан (82%) никогда не были в Казани. Однако каждый шестой – бывал, и это, безусловно, немало (после 1990 года побывали в этом городе 10% опрошенных, последний раз посещали его еще в советские времена – 7%). И все же большинство может судить о Казани и о Татарстане, исходя не из личных впечатлений, а по тому, какой образ города и республики создают СМИ. В целом у россиян сложилось представление, что Татарстан – по крайней мере не бедный регион: 38% полагают, что люди в этой республике живут в целом так же, как в большинстве регионов России, а 26% – что даже богаче. Только 7% предполагают, что уровень жизни в Татарстане ниже, чем в целом по России. Республику возглавляет лидер, сумевший внушить уважение не только "своим", но и жителям других регионов: 33% опрошенных относятся к М. Шаймиеву положительно, и лишь 5% – отрицательно (остальные не имеют определенного мнения).

Понятно, что в Татарстане, как и в других регионах России, существуют свои проблемы. Но россияне не слишком хорошо с ними знакомы – лишь 17% опрошенных откликнулись на просьбу назвать одну-две наиболее острые проблемы этого региона. При этом одни, по-видимому, проецировали на него проблемы, знакомые по своим регионам (безработица, наркомания, жилищные проблемы, "финансовые и материальные проблемы", рост цен, "наверное, как и везде, – социальные проблемы"), другие же пытались обозначить специфические проблемы, присущие именно Татарстану: "возможно, национальный вопрос", "притесняют русских", "тяга к суверенитету, к обособлению", "исламизация Татарстана", "проблемы между религиями – мусульманской и христианской", "старые родовые кланы у власти" и т.д.

Анна Петрова

наверх

Письмо М. Ходорковского о "левом повороте"

Хотя письмо М. Ходорковского о неизбежности "левого поворота" вызвало широкий резонанс в СМИ, подавляющему большинству российских граждан ничего о нем неизвестно: только 3% участников опроса, по их словам, "знают" об этом письме, еще 11% – "что-то слышали" о нем. Даже среди респондентов с высшим образованием определенную осведомленность обнаружил лишь каждый четвертый (26%). Но и слышавшие о письме, как правило, довольно смутно представляют себе, что именно написал М. Ходорковский: большая их часть (8% от всех опрошенных) вообще не смогли ответить на открытый вопрос о содержании послания. Остальные же чаще всего либо ограничивались предельно общими словами ("о судьбе России"; "о жизни"; "о политике"; "о восстановлении России"; "о дальнейшем развале страны"), либо попадали пальцем в небо ("о правах молодежи"; "о своей компании и исламе"; "о помощи сокамерникам"), либо гадали о мотивах автора ("покаянное письмо"; "защищает себя"). Собственно об идее "левого поворота" ("левый поворот неизбежен"; "придут левые к власти"), равно как и о критике в адрес власти ("о неправильной политике в стране"; "критика Путина") упомянули в целом лишь около 2% опрошенных.

Столь низкая осведомленность объясняется, помимо прочего, тем, что позиция М. Ходорковского в принципе интересует немногих: 9% опрошенных сказали, что его мнение о судьбе России имеет для них значение (среди респондентов с высшим образованием – 16%, среди москвичей – 20%), 72% – что не имеет. Причем и среди тех, кто в той или иной мере осведомлен о письме олигарха, об интересе к его мнению заявили менее четверти (23%). Неудивительно, что содержание письма осталось вне поля зрения большинства "осведомленных".

К тому же существует довольно высокий барьер недоверия, не позволяющий большинству россиян отнестись к посланию как к тексту, заслуживающему пристального внимания: лишь 6% опрошенных верят, что М. Ходорковский "искренне беспокоится за судьбу России", 67% – не верят в это (остальные затрудняются с ответом). Причем даже среди симпатизирующих М. Ходорковскому верят в его искренность менее половины – 44% (30% – не верят). Отметим, кстати, что положительно относятся к нему 8% россиян, а отрицательно – 30% (46% заявляют о безразличии, остальные – затрудняются оценить свое отношение к нему), и это соотношение в последние полгода остается практически неизменным. В свете сообщений о вероятности участия М. Ходорковского в выборах в Думу от одного из московских округов стоит упомянуть и о том, что симпатию к нему испытывают 19% москвичей, а антипатию – 27%.

Когда участников опроса спросили, хотели ли бы они прихода к власти левых (пояснив предварительно, что именно об этой перспективе шла речь в письме), 23% ответили положительно, 37% – отрицательно, а 40% – затруднились с ответом. Как нетрудно догадаться, молодые респонденты весьма решительно высказываются против такого "поворота" (10% – хотели бы, 49% – не хотели бы), пожилые – чаще демонстрируют готовность приветствовать его (35% и 24% соответственно). Основные аргументы сторонников прихода левых – ностальгия по прошлому ("в былые времена было лучше"), надежда на укрепление порядка и решение социальных проблем ("будет порядок в стране"; "безработица закончилась бы"; "жителям села было бы лучше"), симпатии к левым партиям и политикам ("они за правду, за справедливость"). Главные доводы противников – неприятие советского прошлого ("не хочу возврата назад"; "при коммунистах уже жили, было плохо"), неприязнь к нынешним левым политикам ("нынешним руководителям левых я не доверяю"; "они болтуны"), страх перед крутыми переменами ("России не нужны новые потрясения"; "не хочу смуты").

Соотношение "голосов" явно противоречит тезису о неизбежности "левого поворота", хотя и не дает оснований считать таковой невозможным. Но вот что – в контексте разговоров о письме М. Ходорковского и его политических перспективах – представляется особенно показательным: симпатизирующие автору письма твердо высказываются против такого "поворота", тогда как питающие к нему антипатию – чаще хотели бы, чтобы этот "поворот" состоялся.

  ВсеВопрос:"Как Вы в целом относитесь к Михаилу Ходорковскому?"
положительнобезразличноотрицательнозатр. ответить
Вопрос:"Если говорить о Вас лично, Вы хотели бы или не хотели, чтобы к власти в России пришли левые?"
Хотел(-а) бы2317153622
Не хотел(-а) бы3759403033
Затр. ответить4024453445

Григорий Кертман

наверх

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).