будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Медленное чтение

Интервью Сергея Кириенко газете "Известия"

Семь полпредов, утвержденных указами президента, обустраиваются в округах, подбирают штат, разбираются с федеральными структурами. О том, что они хотят получить из всего этого на выходе, рассказывает полномочный представитель президента в Приволжском округе, экс-лидер "Союза правых сил" Сергей Кириенко.

-- После выборов началась дискуссия, на что президент должен в первую очередь "тратить" свой рейтинг. Одни говорили: на экономические реформы. Другие -- на реформу власти. Вы как считаете: сначала экономика или государство?

-- Аргументы первых понятны: сейчас все неплохо, но в 2003--2004 годах наступит системный кризис, и если не начать все сейчас реформировать, в следующие выборы мы войдем, находясь как раз на нижней точке кризиса. Поэтому надо "бегом" тратить ресурс доверия на осуществление экономической программы, глядишь, к 2004 году появятся точки роста. Другие говорили: бесполезно начинать серьезную экономическую реформу, пока не существует государства. Как выразился один из вице-премьеров, "мало того, что линия власти кривая, она еще и пунктирная". Мы в округе начали разбираться с федеральными структурами. Так неизвестно даже количество федеральных служащих! Точно известно, что в 1998 году их было 72 тысячи, после этого число их выросло, но никто не знает насколько, - данные расходятся. Дело доходит до абсурда. В одном из регионов соседнего округа есть федеральная комиссия по борьбе с клещом. Клеща там не было с 1923 года. Председатель комиссии на это гордо говорит: "Потому и не было". Выбор сделан в пользу второго варианта. Я согласен. Пока не создана единая система управления, бесполезно заниматься экономической реформой. Есть работа государства, которую за него никто не сделает. Отсюда и реформа власти. Я не рассматривал бы полпредов как законченный институт. Это, как говорит президент, "переход на прямой контакт с проблемой". Я встретился со всеми федеральными служащими в округе. Независим от региональных властей только командующий округом. Не потому, что он военный, а потому, что, как он говорит: "Я один, а их 15". То же надо проделать со всеми федеральными службами и переконфигурировать на уровень округа. Это первая задача.

- Командующий так говорит, потому что у него танки есть.

Танками не решить проблему домов, квартир и дорог. Это, скорее, головная боль, потому что танки надо заправлять бензином, а Минобороны в достаточном количестве не дает его. Вторая задача - приведение в соответствие законодательства. Если где-то в субъектах законы лучше - будем предлагать поправки в федеральное законодательство. Третья задача - устранение барьеров на пути перемещения капитала, товаров, денег, информации, людей, в общем, единое экономическое поле. На днях мы собрали в Нижнем Новгороде культурологов, этнографов, экономгеографов. Географы кладут перед нами снимки из космоса и говорят, что они могут по ним восстанавливать административные границы субъектов. Дороги, говорят, не стыкуются. Доходят до границы области -- и поворачивают обратно или идут вдоль. В четыре региона вообще нельзя попасть напрямую ни поездом, ни машиной - только через Москву. Нет систем, которые связывают всю страну. И важно найти структуры, границы которых не совпадают с границами регионов или округов. Так строили объединенную Европу: опирались на культурные, профессиональные, религиозные сообщества. У нас такая же задача.

- Создавать новые, более крупные регионы, которые начнут действовать не менее сепаратно, не стоит. Поэтому, кстати, при создании окружной "нарезки" и нарушены макроэкономические границы: Волгоград и Астрахань должны быть в "Большой Волге", а не на Кавказе, Пермь и Оренбург явно на Урале, сроду не были Приволжьем. А Тюмень наоборот -- не Урал, а Сибирь.

-- -- Тем не менее уже пошли разговоры, что полпредам и Москве идея понравится, вы всех выстроите, экономику подберете под себя. К примеру, постоянно происходят переделы собственности. На практике к ним самыми экзотическими способами подключают силовые структуры. Пойдут к тому, кто сильней. Бегали к губернаторам, скоро, вероятно, побегут к вам. И округа постепенно превратятся в экономические единицы.

-- Угроза есть. Но при нормальной работе произойдет наконец то самое разделение федеральных и региональных полномочий.

-- Можно завалить вас "письмами граждан". Вы под ними "утонете", а потом сказать: "Новый институт не справляется". А может возникнуть этакий "футбол ответственности". Губернатор будет говорить: "Это не ко мне, а к полпреду",- полпред, размахивая Конституцией, отправлять к мэру.

-- Уже началось. Главы субъектов пытаются согласовывать со мной любые проблемы, в том числе ремонт унитазов... Да, в сознании людей присутствие власти означает некую высшую инстанцию, где можно найти управу на зарвавшегося начальника. Поэтому разграничение полномочий мало провести на бумаге, его надо провести в головах. Сейчас мы запускаем систему общественных приемных, а дальше начнем гражданам объяснять: есть две вещи, по которым вы можете апеллировать к аппарату полпреда - неисполнение федерального закона и деятельность федеральных служащих.

-- Вы слишком большой упор пытаетесь делать на публичную политику. В недоразвитом гражданском обществе при задавленной региональной прессе это может не получиться.

-- Другого выхода нет. У полномочного представителя публичность является инструментом работы. В противном случае мы превращаемся просто в "око государево": все проверим, обо всем доложим. Не слишком эффективный способ выполнять поставленную задачу.

-- Какова вообще была логика назначения полпредов?

-- Не знаю. Знаю, что президент назначал всех лично и назначения ни с кем не согласовывались. Это - личное детище президента.

-- Кого вы видите в числе претендентов на членов своей команды?

-- Госслужащих, бизнесменов, специалистов из профсообщества. Это люди, которые работают в бизнесе как наемные работники, но на весьма высокооплачиваемой работе. Это профсообщество является той самой новой элитой. Бизнес это профсообщество востребовал, мы же теперь хотим проверить, насколько люди могут быть заинтересованы в госслужбе, а государство -- в привлечении таких профессионалов.

-- А не получится ли так, что вы наберете бизнесменов, а ваши коллеги -- военных, чекистов и так далее? Генерал Казанцев вряд ли будет набирать бизнесменов.

-- Да, каждый будет набирать свою команду. И я тоже. И дело тут не в бизнесменах или "силовиках". Между прочим, Казанцев говорит на двух языках и играет на фортепиано... Вы думаете, я не буду брать "силовиков"? Обязательно буду.

-- Идет процесс масштабной смены элит, сравнимый с началом 1990-х годов...

-- ...И ключевой вопрос: сумеет ли Путин привлечь на госслужбу новое поколение профессионалов? Если масштабной смены не будет -- любые смелые начинания будут зарублены и загублены. Должны быть включены этакие "вертикальные лифты", и людям должна быть дана возможность сесть в них и добраться до верхних этажей.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).