Семь полпредов, утвержденных указами президента, обустраиваются в округах, подбирают штат, разбираются с федеральными структурами. О том, что они хотят получить из всего этого на выходе, рассказывает полномочный представитель президента в Приволжском округе, экс-лидер "Союза правых сил" Сергей Кириенко.
-- После выборов началась дискуссия, на что президент должен в первую очередь "тратить" свой рейтинг. Одни говорили: на экономические реформы. Другие -- на реформу власти. Вы как считаете: сначала экономика или государство?
-- Аргументы первых понятны: сейчас все неплохо, но в 2003--2004 годах наступит системный кризис, и если не начать все сейчас реформировать, в следующие выборы мы войдем, находясь как раз на нижней точке кризиса. Поэтому надо "бегом" тратить ресурс доверия на осуществление экономической программы, глядишь, к 2004 году появятся точки роста. Другие говорили: бесполезно начинать серьезную экономическую реформу, пока не существует государства. Как выразился один из вице-премьеров, "мало того, что линия власти кривая, она еще и пунктирная". Мы в округе начали разбираться с федеральными структурами. Так неизвестно даже количество федеральных служащих! Точно известно, что в 1998 году их было 72 тысячи, после этого число их выросло, но никто не знает насколько, - данные расходятся. Дело доходит до абсурда. В одном из регионов соседнего округа есть федеральная комиссия по борьбе с клещом. Клеща там не было с 1923 года. Председатель комиссии на это гордо говорит: "Потому и не было". Выбор сделан в пользу второго варианта. Я согласен. Пока не создана единая система управления, бесполезно заниматься экономической реформой. Есть работа государства, которую за него никто не сделает. Отсюда и реформа власти. Я не рассматривал бы полпредов как законченный институт. Это, как говорит президент, "переход на прямой контакт с проблемой". Я встретился со всеми федеральными служащими в округе. Независим от региональных властей только командующий округом. Не потому, что он военный, а потому, что, как он говорит: "Я один, а их 15". То же надо проделать со всеми федеральными службами и переконфигурировать на уровень округа. Это первая задача.
- Командующий так говорит, потому что у него танки есть.
Танками не решить проблему домов, квартир и дорог. Это, скорее, головная боль, потому что танки надо заправлять бензином, а Минобороны в достаточном количестве не дает его. Вторая задача - приведение в соответствие законодательства. Если где-то в субъектах законы лучше - будем предлагать поправки в федеральное законодательство. Третья задача - устранение барьеров на пути перемещения капитала, товаров, денег, информации, людей, в общем, единое экономическое поле. На днях мы собрали в Нижнем Новгороде культурологов, этнографов, экономгеографов. Географы кладут перед нами снимки из космоса и говорят, что они могут по ним восстанавливать административные границы субъектов. Дороги, говорят, не стыкуются. Доходят до границы области -- и поворачивают обратно или идут вдоль. В четыре региона вообще нельзя попасть напрямую ни поездом, ни машиной - только через Москву. Нет систем, которые связывают всю страну. И важно найти структуры, границы которых не совпадают с границами регионов или округов. Так строили объединенную Европу: опирались на культурные, профессиональные, религиозные сообщества. У нас такая же задача.
- Создавать новые, более крупные регионы, которые начнут действовать не менее сепаратно, не стоит. Поэтому, кстати, при создании окружной "нарезки" и нарушены макроэкономические границы: Волгоград и Астрахань должны быть в "Большой Волге", а не на Кавказе, Пермь и Оренбург явно на Урале, сроду не были Приволжьем. А Тюмень наоборот -- не Урал, а Сибирь. -- -- Тем не менее уже пошли разговоры, что полпредам и Москве идея понравится, вы всех выстроите, экономику подберете под себя. К примеру, постоянно происходят переделы собственности. На практике к ним самыми экзотическими способами подключают силовые структуры. Пойдут к тому, кто сильней. Бегали к губернаторам, скоро, вероятно, побегут к вам. И округа постепенно превратятся в экономические единицы. -- Угроза есть. Но при нормальной работе произойдет наконец то самое разделение федеральных и региональных полномочий. -- Можно завалить вас "письмами граждан". Вы под ними "утонете", а потом сказать: "Новый институт не справляется". А может возникнуть этакий "футбол ответственности". Губернатор будет говорить: "Это не ко мне, а к полпреду",- полпред, размахивая Конституцией, отправлять к мэру. -- Уже началось. Главы субъектов пытаются согласовывать со мной любые проблемы, в том числе ремонт унитазов... Да, в сознании людей присутствие власти означает некую высшую инстанцию, где можно найти управу на зарвавшегося начальника. Поэтому разграничение полномочий мало провести на бумаге, его надо провести в головах. Сейчас мы запускаем систему общественных приемных, а дальше начнем гражданам объяснять: есть две вещи, по которым вы можете апеллировать к аппарату полпреда - неисполнение федерального закона и деятельность федеральных служащих. -- Вы слишком большой упор пытаетесь делать на публичную политику. В недоразвитом гражданском обществе при задавленной региональной прессе это может не получиться. -- Другого выхода нет. У полномочного представителя публичность является инструментом работы. В противном случае мы превращаемся просто в "око государево": все проверим, обо всем доложим. Не слишком эффективный способ выполнять поставленную задачу. -- Какова вообще была логика назначения полпредов? -- Не знаю. Знаю, что президент назначал всех лично и назначения ни с кем не согласовывались. Это - личное детище президента. -- Кого вы видите в числе претендентов на членов своей команды? -- Госслужащих, бизнесменов, специалистов из профсообщества. Это люди, которые работают в бизнесе как наемные работники, но на весьма высокооплачиваемой работе. Это профсообщество является той самой новой элитой. Бизнес это профсообщество востребовал, мы же теперь хотим проверить, насколько люди могут быть заинтересованы в госслужбе, а государство -- в привлечении таких профессионалов. -- А не получится ли так, что вы наберете бизнесменов, а ваши коллеги -- военных, чекистов и так далее? Генерал Казанцев вряд ли будет набирать бизнесменов. -- Да, каждый будет набирать свою команду. И я тоже. И дело тут не в бизнесменах или "силовиках". Между прочим, Казанцев говорит на двух языках и играет на фортепиано... Вы думаете, я не буду брать "силовиков"? Обязательно буду. -- Идет процесс масштабной смены элит, сравнимый с началом 1990-х годов... -- ...И ключевой вопрос: сумеет ли Путин привлечь на госслужбу новое поколение профессионалов? Если масштабной смены не будет -- любые смелые начинания будут зарублены и загублены. Должны быть включены этакие "вертикальные лифты", и людям должна быть дана возможность сесть в них и добраться до верхних этажей.