![]() | ![]() | Аналитический Центр Юрия Левады103064, Москва, ул. Тверская; тел. (095) 200-0027, (095) 229-5545; e-mail: inform@levada.ru, irina_p@levada.ru, savel@levada.ru; www.levada.ru |
С 19 по 29 августа 2005 года Аналитическим Центром Юрия Левады ("Левада-Центр") был проведен репрезентативный опрос 1880 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Ответы на вопросы этого исследования приводятся в процентах.
Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
2003 | 2004 | 2005 | |
определенно на пользу / скорее на пользу | 45 | 41 | 39 |
скорее во вред / определенно во вред | 38 | 44 | 49 |
затруднились ответить | 17 | 15 | 12 |
2003 | 2005 | |
определенно на пользу / скорее на пользу | 63 | 62 |
скорее во вред / определенно во вред | 25 | 24 |
затруднились ответить | 12 | 14 |
2003 | в целом положит. / отр. отношение | 2005 | в целом положит. / отр. отношение | |
с гордостью | 2 | 8% | 3 | 9% |
с удовлетворением | 6 | 6 | ||
с раздражением | 21 | 51% | 20 | 45% |
с возмущением, ненавистью | 30 | 25 | ||
спокойно, без особых чувств | 37 | 43 | ||
затруднились ответить | 3 | 2 |
39% опрошенных в 2005 году полагают, что деятельность крупных российских предпринимателей приносит пользу стране, 49% считают их деятельность вредной. Данные оценки во многом определяются социально-демографическими характеристиками опрошенных. Так, позитивное отношение к развитию крупного бизнеса выражают самые социально-мобильные группы — респонденты наиболее молодых возрастных групп — 18-24 и 25-39 лет, жители крупных российских городов, люди, относящие себя к верхней и средней части среднего слоя.
В то же время появление в России «сверхбогатых людей» вызывает у россиян нейтральное (43%) либо негативное отношение (45%). Позитивные эмоции — гордость и удовлетворение - испытывают только 9%. Однако за последние два года отношение к олигархам стало более спокойным и сдержанным и опять-таки оно во многом определяется социальным статусом опрошенных.
В отличие от крупного бизнеса, малый и средний российский бизнес, с деятельностью которого люди соприкасаются в своей повседневной жизни гораздо чаще и богатство представителей которого не так обозримо, пользуется значительно более высокой репутацией, и его полезность для России признается существенно большим числом людей. Так, средний и малый бизнес признают полезным почти две трети опрошенных (62%),тогда как вредным — 24%.