будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
Медленное чтение

Карикатуры на пророка, победа ХАМАС

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Услуги ЖКХ: цены и качество : Ядерная энергетика в России : Победа ХАМАС на выборах в Палестине : Карикатуры на пророка Мухаммеда
 

Услуги ЖКХ: цены и качество

Большинство россиян (64%) сегодня не удовлетворены работой жилищно-ком­му­наль­ных служб, которые отвечают за эксплуатацию их домов. Примечательно, что по сравнению с 1999 годом, когда этот вопрос был задан впервые, доля недовольных возросла на 25 процентных пунктов (в то время она составляла 39%). Можно предположить, что дело тут не только в снижении качества услуг, но и в постоянном росте тарифов, – платя больше, потребители предъявляют "коммунальщикам" более высокие требования.

В январе 2006 года плата за услуги ЖКХ выросла, согласно данным опроса, как минимум у 60% россиян. При этом только 12% опрошенных утверждают, что они платят столько же, сколько в декабре прошлого года, 18% – затрудняются с ответом, а 10% – вообще не имеют, по их словам, доступа к услугам ЖКХ, то есть не пользуются ничем, кроме электричества (на селе таких людей почти четверть – 22%, в малых городах – 10%).

Стоит отметить, что к моменту проведения опроса (11–12 февраля) далеко не все еще заплатили за январские услуги ЖКХ. Об этом свидетельствуют ответы "компетентных плательщиков" – тех, кто заявил, что именно они, а не другие члены семьи, обычно оплачивают коммунальные услуги: если только 4% опрошенных в данной группе не помнят или по другим причинам не могут сказать, сколько они заплатили в декабре, то ответить на вопрос о январских расходах не могут уже 19% этих респондентов.

Судя по ответам "компетентных плательщиков", в декабре россияне в среднем платили за услуги ЖКХ по 1254 рубля, тогда как в январе им пришлось заплатить по 1465 рублей (повышение на 17%).

Две трети респондентов, заявивших, что в январе они платили больше, чем в декабре (40% от всех опрошенных), отмечают, что это значительно ухудшило их материальное положение; более чем вдвое реже опрошенные говорят о незначительном ухудшении (17%), и лишь 3% – сообщают, что рост тарифов никак не повлиял на уровень их благосостояния. Участников опроса, признавших, что новые тарифы в той или иной мере сказались на их семейных бюджетах (то есть 57% опрошенных), попросили рассказать, что они собираются в связи с этим предпринять. 17% россиян принимают перемены смиренно и ничего предпринимать не собираются ("буду уповать на Бога", "смирюсь и буду платить").

Готовы, по их словам, менять работу или искать приработки, чтобы справиться с новыми тратами, 5% респондентов ("будем деньги зарабатывать"). Некоторые (3%) собираются экономить на других статьях расходов, дабы расплатиться за услуги ЖКХ ("экономить на одежде, транспорте, питании"). Другие (1%) рассчитывают сэкономить на потреблении самих услуг ЖКХ: установить счётчики и платить по ним за реальное потребление, а не за некие потребительские нормативы, начисляемые коммунальными службами ("индивидуальные счётчики ставить надо"). 2% предполагают оформить субсидию, которой прежде не пользовались.

И, наконец, 3% опрошенных собираются "качать права": 2% – участвовать в коллективных акциях протеста ("выходить на митинг"), а 1% – бороться в индивидуальном порядке, обращаясь в суд или к представителям местной власти.

Как утверждают 7% респондентов, там, где они живут, в последний месяц проходили реальные акции протеста в связи с повышением платы за услуги ЖКХ. Большинство опрошенных (63%) одобряют такие акции (не одобряют их – 10%, воспринимают безразлично – 18%), но о готовности присоединиться к протестующим респонденты заявляют заметно реже (38%). Наибольший протестный потенциал – в Южном федеральном округе, где выражают готовность присоединиться к массовым акциям 55% опрошенных.

Естественно, чаще других готовность участвовать в акциях протеста декларируют те, чьё материальное положение в результате роста тарифов значительно ухудшилось (51% этой группы). Впрочем, даже среди тех, у кого расходы на услуги ЖКХ совсем не выросли, доля заявляющих о готовности стать участниками массовых акций протеста ненамного ниже (40%).

Анна Петрова

наверх

Ядерная энергетика в России

Сегодня ядерная энергетика ассоциируется у россиян преимущественно с риском, с чем-то непредсказуемым, крайне опасным, наносящим непоправимый вред экологии и здоровью людей. Отвечая на открытый вопрос, что первое приходит им в голову, когда они слышат о ядерной энергетике, 13% опрошенных говорили о страхе и ощущении угрозы: "опасная энергия"; "страшное зло"; "я не чувствую себя в безопасности". Те, кто конкретизировал свои страхи, вспоминали в первую очередь об аварии на Чернобыльской АЭС, подразумевая возможность ее повторения: "вероятность непоправимых катастроф"; "трагедия в Чернобыле" (9% ответов). Нередко у опрошенных возникал образ ядерного гриба (4% ответов) или глобальной ядерной катастрофы: "взлетим на воздух, что еще?"; "массовое уничтожение всего живого" (5% ответов).

Часть респондентов были настроены не столь апокалиптично, но вспоминали в связи с ядерной энергетикой о радиации, проблеме утилизации ядерных отходов и уроне, наносимом окружающей среде (3% ответов). Некоторые выражали общее отрицательное отношение к ядерной энергетике, высказываясь в том смысле, что "давно пора что-нибудь найти взамен" и "зачем она нам нужна".

Однозначно позитивное отношение к ядерной энергетике встретилось только в 2% ответов: "не прожить без нее"; "тревожных мыслей не приходит в голову, эта отрасль скорее полезная". Но значительная доля респондентов демонстрировали спокойное отношение к ней, воспроизводя относительно нейтральные ассоциации с работающими атомными электростанциями: "Балаковская станция"; "наша Белоярка, ничего плохого" (9% ответов) или описательные характеристики отрасли: "тепло в наших домах"; "цивилизованный способ добычи энергии" (6% ответов).

Часть респондентов выражали двойственное отношение к ядерной энергетике: "без нее не проживешь, но ничего хорошего с точки зрения экологии не несет"; "опасность и прогресс одновременно" (2% ответов).

Стоит заметить, что нередко в сознании участников опроса развитие ядерной энергетики неотделимо от разработок ядерного оружия: каждому десятому участнику опроса (10%) в голову приходили в первую очередь ассоциации с ядерной бомбой и ядерной войной.

Участников опроса попросили порассуждать, что хорошего и что плохого приносит России развитие ядерной энергетики (вопросы задавались в открытой форме). Говоря о вреде, респонденты упоминали о плохой экологической обстановке (16% ответов), опасности для здоровья и жизни людей (11%), высокой вероятности аварий и катастроф (11%), а также об утечках радиации и высоком повседневном радиационном фоне (6%). Многие возлагают на развитие ядерной энергетики ответственность за ввоз ядерных отходов в нашу страну (10%).

Когда речь заходит о пользе, приносимой России ядерной энергетикой, участники опроса говорят о возможности вырабатывать большое количество электроэнергии (17%) и сохранять природные ресурсы (3%), о дешевизне атомной энергии (7%), о возможности получения доходов от продажи электроэнергии и в целом о стимулировании экономического роста страны (7%), наконец, просто об обогреве и освещении домов и квартир (6%). Многие приветствуют развитие ядерной энергетики в нашей стране как самодостаточное свидетельство высокого уровня отечественной науки и техники (6% ответов).

Мнения россиян о балансе пользы и вреда от развития ядерной энергетики противоречивы: 39% считают, что ее развитие приносит нашей стране больше хорошего, 25% – что больше плохого.

В целом, большинство россиян склоняются к мысли, что в режиме исправной работы объекты ядерной энергетики относительно безопасны. Более того, 29% опрошенных поддержали мнение, что когда атомные электростанции работают без неполадок и аварий, они не наносят абсолютно никакого вреда окружающей среде. Среди сторонников альтернативной точки зрения (51% опрошенных полагают, что атомные электростанции наносят вред окружающей среде, даже будучи исправными) примерно половина считают, что АЭС причиняют природе не больше (23%) или даже меньше (6%) вреда, чем тепловые или гидроэлектростанции. По мнению четверти опрошенных (27%), даже исправно работающие атомные электростанции наносят окружающей среде больший ущерб, чем ТЭЦ или ГЭС.

Впрочем, хотя более половины участников опроса либо согласились с мнением о безвредности исправно работающих атомных электростанций, либо сочли их не более вредными для окружающей среды, чем ТЭЦ и ГЭС, подавляющее большинство респондентов (72%) среагировали бы на решение построить вблизи их дома атомную электростанцию отрицательно. Положительно отнеслись бы к "соседству" с АЭС 10% опрошенных, 9% этот факт был бы безразличен.

Столь опасливое отношение к атомным электростанциям объясняется, по-видимому, страхом перед возможными авариями и тяжестью их последствий. По мнению 83% опрошенных, последствия чернобыльской аварии до сих пор продолжают наносить вред природе и здоровью людей в зоне катастрофы (только 7% полагают, что последствия аварии уже ликвидированы). При этом только 12% опрошенных считают, что за прошедшие с момента Чернобыля 20 лет вероятность крупномасштабной катастрофы на АЭС в нашей стране уменьшилась, тогда как по мнению 25%, она осталась такой же, как 20 лет назад, а по мнению 24% – увеличилась.

Елена Вовк

наверх

Победа ХАМАС на выборах в Палестине

Информация о событиях, происходящих в Израиле и на палестинских территориях, сегодня интересует менее половины российских граждан – 44%. Свое отношение к Израилю большинство россиян охарактеризовали как безразличное (61%). Доля тех, кто относится к этой стране позитивно, втрое превосходит долю испытывающих к ней антипатию, но за последние четыре года она сократилась на 6 п.п. – с 30 до 24%; количество респондентов, относящихся к Израилю неприязненно, осталось неизменным – 8%.

Палестинцев, ведущих вооруженную борьбу против Израиля, 20% россиян считают борцами за независимость, 17% – террористами; две трети респондентов (63%) затруднились отдать предпочтение какому-либо из этих определений.

В палестино-израильском конфликте 10% респондентов симпатизируют израильтянам, 7% – палестинцам; 68% опрошенных заявили, что занимают нейтральную позицию. Такое распределение личных симпатий респондентов характерно для всего периода мониторинга отношения наших граждан к этому противостоянию (опросы на эту тему проводится с 2001 года). Респонденты, которые заявляют о хорошем отношении к Израилю, естественно, чаще других симпатизируют этой стороне конфликта (27%), а признающие палестинцев "борцами за независимость" – значительно чаще остальных симпатизируют Палестине (25%). Но даже в этих группах абсолютное большинство респондентов занимают нейтральную позицию (56% в первой и 60% во второй заявляют, что не симпатизируют ни той, ни другой стороне конфликта.).

О результатах прошедших в Палестинской автономии выборов и победе на них Исламского движения сопротивления – Хамас – "знают" или "что-то слышали" 57% опрошенных. Собственно о "победителях" в России пока известно немного: лишь 26% респондентов что-то знали об этой организации раньше. При этом репутация у Хамас вполне определенная – из тех, кто что-то знает об этом движении, подавляющее большинство (18% по выборке в целом) охарактеризовали его как террористическое, агрессивное: "они страшные террористы"; "террористическая группировка, которая берет начало в 1948 году"; "натуральные боевики"; "бандитские организации"; "очень агрессивные люди"; "агрессивно настроенная партия"; "движение радикального направления, призывающее вести борьбу с Израилем".

По всей видимости, именно победой движения с такой репутацией можно объяснить заметное сокращение доли россиян, полагающих, что конфликт между палестинцами и израильтянами можно прекратить. Если еще весной прошлого года доли оптимистов и пессимистов были примерно равны, то сегодня мнение о принципиальной невозможности прочного мира между израильтянами и палестинцами разделяется вдвое чаще, чем противоположное, – 38% против 20%.

Петр Бавин

наверх

Карикатуры на пророка Мухаммеда

В российском массовом сознании доминирует почтительное отношение к религиозным ценностям. Лишь 6% населения полагают, что богов, пророков, святых можно изображать в смешном, карикатурном виде. По мнению подавляющего большинства (85%), это недопустимо.

Сквозь призму этих установок общественным мнением России был воспринят скандал, разгоревшийся вокруг опубликованных в европейских газетах карикатур с изображением пророка Мухаммеда. Осведомлены об этих публикациях 71% россиян (47% "знают", 24% "что-то слышали"); практически столько же (69%) имеют представление о бурной реакции мусульманского мира, последовавшей за публикациями карикатур (47% "знают", 22% "что-то слышали"). Впервые услышала об этой истории в ходе опроса примерно четвертая часть респондентов.

Оценивая ситуацию, россияне настроены скорее осуждать публикацию карикатур, нежели протестные действия со стороны мусульман.

О своем осуждении карикатур с изображениями пророка заявили 63% опрошенных, причем чаще других – люди пожилые (71%), высокообразованные и жители больших городов (по 70%). Лишь 13% респондентов не видят в этих публикациях ничего предосудительного. Четвертая часть опрошенных не смогли сформулировать свою точку зрения по данному вопросу.

Большинство участников опроса, осудивших публикацию карикатур (примерно 40% от всех опрошенных), при ответе на открытый вопрос говорили о недопустимости кощунственного отношения к религиозным чувствам представителей любой веры. Те же, кто не нашел в этом ничего предосудительного, чаще затруднялись аргументировать свою позицию, чем приводили те или иные доводы. Лишь 1% респондентов защищали в этой ситуации свободу слова и печати, примерно столько же – апеллировали к историческим прецедентам и чувству юмора.

В отношении к массовым акциям протеста, развернувшимся в мусульманском мире в связи с публикацией карикатур, среди россиян нет единодушия. Каждый четвертый (26%) относится к этим акциям отрицательно, каждый пятый (19%) – положительно, каждый шестой-седьмой респондент (15%) – безразлично (еще 10% – затруднились с ответом, остальным же, не знавшим об этих событиях, данный вопрос не задавался). Негативное отношение к реакции мусульманского мира на карикатуры особенно характерно для людей с высшим образованием (40%), а также жителей мегаполисов (38%).

Те, кто заявил об отрицательном отношении к акциям протеста, аргументировали свою позицию прежде всего агрессивным, насильственным характером протестных действий (7%); некоторые квалифицировали их как проявления экстремизма и вандализма (4%). Фактически тот же довод выдвигали те, кто говорил, что подобного рода конфликты должны решаться мирным путем (4%). По мнению 4% респондентов, скандал вокруг карикатур искусственно раздут и имеет политическую подоплеку. Некоторые люди полагают, что этот конфликт может привести к религиозной войне (2%).

Люди, воспринявшие акции протеста положительно, отстаивают право мусульман на защиту своих религиозных канонов (6%), с сочувствием относятся к оскорбленным чувствам верующих (5%). В той или иной формулировке эти доводы приводили практически все, кто оправдывает бурную реакцию мусульманского мира на карикатуры.

По мнению 38% опрошенных, развернувшиеся события будут иметь серьезные последствия для отношений между мусульманским и западным мирами (этой точки зрения придерживается каждый второй высокообразованный россиянин). Конкретизируя свои представления о возможных последствиях, эти респонденты чаще всего говорят о перспективе активизации терроризма и об угрозе войны (по 9% от всех опрошенных). 30% считают, что никакими серьезными последствиями данные события сопровождаться не будут, остальные не дали однозначного ответа.

* * *

Почти половина участников опроса, проведенного в июне 2003 года, полагала, что ислам играет отрицательную роль в современном мире (49%); сегодня распространенность такой точки зрения снизилась на 10 п.п. и составляет 39%. Каждый пятый респондент заявил сейчас, что, по его мнению, ислам играет в мире положительную роль; в июне 2003 аналогичный ответ был получен от 14% наших сограждан. На 6 п.п. снизилась и доля людей, воспринимающих ислам как религию, им чуждую (20% – сегодня, 26% – в опросе 2003 года). Возможно, такое ослабление предубежденности россиян в отношении ислама вызвано именно "карикатурной историей".

Ирина Шмерлина

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).