будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Медленное чтение

Кем россияне хотят видеть своих детей в будущем?

Левада-Центр

Аналитический Центр Юрия Левады

Москва, ул. Черняховского, 16;
телефон: (495) 229-38-10;
факс: (495) 229-38-25;
e-mail: direct@levada.ru
 

2-5 июля 2010 Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов на вопросы этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе в данными предыдущих опросов*. Статистическая погрешность данных этого исследования не превышает 3,4%.

Данные нескольких замеров показывают, что важнейшими для россиян личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, традиционно являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствовать себя уверенно в обществе.

На первом месте – "умение добиваться своих целей". Его называют почти половина россиян (48%). При этом достижение цели в представлении респондентов не связывается напрямую со стремлением к успеху: лишь 20% отмечают это качество (однако год от года их количество растет).

На втором месте – "чувство ответственности" (41%), на третьем – качества, способствующие взаимодействию с другими людьми – хорошие манеры и умение общаться, их назвали более трети населения (по 38%).

Далее — "добросовестность в работе" (30%). Примерно на одном уровне, по данным последнего опроса, оказались такие отчасти противоположные качества, как "терпимость к людям" и "умение постоять за себя" (29% и 28% соответственно). Но здесь за последние годы произошли изменения. Ранее более востребованным являлась способность отстоять свои права, а не понять другого. Сейчас они практически на одном уровне.

Реже всего респонденты упоминали такие качества, как "верность и преданность" (12%), вера в Бога (9%), бережливость (6%) и послушание (5%). Они, вероятно, сегодня не считаются способствующими удачному устройству в жизни.

КАКИЕ ИЗ КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ХОТЕЛИ БЫ ВОСПИТАТЬ В СВОИХ ДЕТЯХ, КАЖУТСЯ ВАМ САМЫМИ ВАЖНЫМИ?
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)

 май 95май 98май 00июн.06июн.07июл.10
умение добиваться своих целей-**4043494748
чувство ответственности373237403741
хорошие манеры и умение вести себя в обществе353340313438
умение общаться с людьми383435323338
добросовестность в работе363030333130
терпимость и уважение к окружающим242324262729
умение постоять за себя-**3232373828
стремление к знаниям273222292826
стремление к успеху-**1514202220
независимость231916162117
верность и преданность131111141412
вера в Бога78712129
бережливость13779106
послушание8751075
воображение352374
другое111221
затруднились ответить642212

 

Женщины чаще называют такие качества, как хорошие манеры и умение вести себя в обществе (40%), добросовестность в работе (33%) и вера в Бога (13%). Мужчины чаще отмечают чувство ответственности (42%) и умение за себя постоять (30%), что свидетельствует об их ориентации на традиционные стереотипы мужского поведения. Молодые россияне 18-24 лет больше высказываются в пользу таких качеств, как умение добиваться целей (53%), хорошие манеры (49%), умение общаться с людьми (44%), а также независимость (23%) и стремление к знаниям (30%), т.е. именно в этой группе преобладают достижительские установки. Респонденты старше 55 лет чаще других упоминают добросовестность в работе (42%) и терпимость к другим людям (35%). Среди россиян в возрасте 25-54 лет ответы распределены примерно одинаково, однако респонденты 40-54 лет чаще упоминают добросовестность в работе (30%), чувство ответственности (41%), терпимость (30%) и независимость (20%).

Лица с высшим образованием чаще называют стремление к знаниям (32%) и к успеху (26%), а также умение отстоять свои права (33%). Респонденты со средним специальным образованием ценят больше способность достигать цели (54%), независимость (23%), умение трудиться (33%).

Оценки некоторых качеств напрямую коррелируют с уровнем дохода респондентов. Например, лица с низким уровнем доходов больше других ценят такие качества, как целеустремленность (58%), бережливость (12%) и вера в Бога (15%). И частота упоминания этих качеств падает по мере роста дохода респондентов. Лица с высоким потребительским статусом чаще отмечают независимость (25%), стремление к знаниям (30%) и умение за себя постоять (32%).

КОГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В НАШИ ДНИ ДОЛЖНА ГОТОВИТЬ ШКОЛА?
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)

 авг.98май 00июн.04апр.06июл.10
мыслящих людей, способных брать на себя ответственность3531575858
культурных, образованных людей6866626757
квалифицированных специалистов3735353233
людей, трезво смотрящих на вещи3333312930
патриотов-**-**-**2329
хорошего отца, мужа, мать, хозяйку3530272326
надежных защитников Родины2528282124
людей, способных обеспечить свое благосостояние2930262523
дисциплинированных работников1917161719
людей, чувствующих прекрасное91191112
людей, не идущих на компромиссы55544
романтиков и энтузиастов53354
другое<11<111
затруднились ответить22211

 

По мнению 57% россиян, основная задача школы – научить детей думать и привить им чувство ответственности, а также воспитать культурных и образованных людей. Задачи, связанные с воспитанием патриотов и «надежных защитников родины», отмечают 29% и 24% респондентов соответственно.

Женщины чаще ожидают от школы воспитание таких качеств в детях, как общая культура и образование (63%), способности создавать семью и вести домашнее хозяйство (29%), дисциплину в работе (21%), умение чувствовать прекрасное (14%), а также способность себя материально обеспечить (25%). Мужчины чаще отвечают, что в задачи школы входит воспитание думающих и ответственных людей (61%), трезво оценивающих ситуацию (32%) и патриотов (32%). Россияне 18-24 лет больше других считают, что школа должна научить чувствовать прекрасное (17%), в то же время трезво смотреть на жизнь (37%) и уметь обеспечить свое благосостояние (31%).

Респонденты в возрасте 25-54 лет ответы распределены примерно одинаково, однако лица 40-54 лет чаще упоминают воспитание хорошего мужа/жены, хозяйки (32%) , умение чувствовать прекрасное (14%), патриотизма (33%). Среди респондентов с различным уровнем образования ответы распределены примерно одинаково.

Лица с низким потребительским статусом чаще ждут от школы воспитание в детях способности мыслить и брать на себя ответственность (62%), а также хороших семьянинов (28%), романтиков и энтузиастов (31%). Респонденты с высоким уровнем доходов больше других упоминают подготовку квалифицированных специалистов (42%) и патриотов (35%).

(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)

 авг.94дек.98май 04июн.06июн.07июл.10
юристом, экономистом, финансистом-**-**24232323
программистом, специалистом в области высоких технологий-**-**18212023
врачом30***26***17191722
предпринимателем, бизнесменом162114161717
квалифицированным рабочим191812151416
директором банка131511111314
военным, офицером118813913
инженером******10131212
спортсменом12781078
владельцем магазина7105678
профессором, ученым, преподавателем вуза9116678
артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом8116878
школьным учителем******4546
политиком, министром364565
социологом, маркетологом, политологом, рекламщиком-**-**4454
фермером464324
священником211111
другое756664
затруднились ответить222015121312

*** — предлагался один вариант ответа «врачом, учителем, инженером»

-** — не было в перечне вариантов ответа

 

Данные нескольких опросов Левада-Центра показывают, что набор профессий, которые россияне хотели бы дать своим детям, остается достаточно устойчивым.

Наиболее востребованными остаются профессии юриста, экономиста и специалиста по финансам. Чаще других сторонниками этих специальностей выступают респонденты с низким потребительским статусом (34%). В этом году первое место разделили также специальности программиста и специалиста по высоким технологиям, понемногу год от года набирающие популярность. Их больше всего упоминают россияне 25-54 лет (26%), со средним образованием (29%), а также жители городов с населением от 100 до 500 тыс. человек (30%).

На втором месте профессия врача. Чаще других ее называют женщины (28%), россияне 25-39 лет (25%), с низким уровнем доходов (26%), а также жители сёл (25%).

Занятие предпринимательством и бизнесом, находящиеся на третьем месте, больше по душе мужчинам (19%), респондентам 25-39 лет (22%), с высшим образованием (21%), низким потребительским статусом (19%), а также жителям городов с населением от 100 тыс. человек и более (24%).

Профессии квалифицированного рабочего отдают больше предпочтения респонденты старше 55 лет (22%), со средним образованием (25%), низким уровнем дохода (23%), а также жители небольших городов и сёл (по 18%). Традиционно остаются не слишком популярными творческие профессии (артист, музыкант, художник, писатель, журналист). За них чаще других высказываются респонденты 18-24 лет (16%). На одном месте с творчеством находится и профессиональный спорт. Его чаще упоминают мужчины (10%), респонденты 18-24 лет (12%), с низким уровнем дохода (12%).

Реже всего называют малоприбыльные профессии — школьного учителя, фермера, священника. Также непопулярной среди реальных и потенциальных родителей является профессия политика, что, видимо, связано с общим низким интересом к политике в российском обществе и негативным восприятием образа чиновника.

Одними из наименее востребованных специальностей остаются такие гуманитарные специальности, как социолог, маркетолог, политолог и специалист по рекламе. Эти профессии чуть более популярны среди респондентов с высшим образованием, высоким уровнем доходов, а также жителей Москвы. То есть там, где эти профессии являются более востребованными, где населению понятен смысл профессии, а также среди тех, у кого больше возможностей помочь своему ребенку занять более высокие позиции в данных профессиональных областях.

Стоит отметить, что при выборе профессии для своего ребенка респонденты исходят не из того, какая из них считается более прибыльной и доходной, а из того, какая специальность сможет приносить пусть не самый большой (но и не самый низкий), но стабильный и гарантированный доход. Важным является и то, считается ли работа достойной. Таким образом, россияне к вопросу выбора профессии для своего ребенка с прагматичных и рациональных позиций.

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРОФЕССИИ/ДОЛЖНОСТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ПРИБЫЛЬНЫМИ, ДОХОДНЫМИ?

 авг.2008
Банкир43
"Звезда" эстрады24
Судья, прокурор, адвокат23
Депутат22
Министр22
Правительственный чиновник21
Губернатор18
Мэр большого города16
Предприниматель13
Преступный "авторитет"13
Политический деятель12
Врач10
Фотомодель5
Артист5
Проститутка5
Спортсмен4
Священник,церковный деятель3
Милиционер3
Учитель3
Сотрудник спецслужб3
Фермер2
Журналист2
Комментатор телевидения2
Квалифицированный рабочий2
Инженер2
Имиджмейкер, специалист по выборам2
Профессиональный нищий1
Офицер армии1
Ученый1
Художник, скульптор1
Писатель1
Другое1
Затруднились ответить3

 

* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до 2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнее об истории центра.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).