![]() | ![]() | Аналитический Центр Юрия ЛевадыМосква, ул. Черняховского, 16; телефон: (495) 229-38-10; факс: (495) 229-38-25; e-mail: direct@levada.ru |
2-5 июля 2010 Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов на вопросы этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе в данными предыдущих опросов*. Статистическая погрешность данных этого исследования не превышает 3,4%.
Данные нескольких замеров показывают, что важнейшими для россиян личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, традиционно являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствовать себя уверенно в обществе.
На первом месте – "умение добиваться своих целей". Его называют почти половина россиян (48%). При этом достижение цели в представлении респондентов не связывается напрямую со стремлением к успеху: лишь 20% отмечают это качество (однако год от года их количество растет).
На втором месте – "чувство ответственности" (41%), на третьем – качества, способствующие взаимодействию с другими людьми – хорошие манеры и умение общаться, их назвали более трети населения (по 38%).
Далее — "добросовестность в работе" (30%). Примерно на одном уровне, по данным последнего опроса, оказались такие отчасти противоположные качества, как "терпимость к людям" и "умение постоять за себя" (29% и 28% соответственно). Но здесь за последние годы произошли изменения. Ранее более востребованным являлась способность отстоять свои права, а не понять другого. Сейчас они практически на одном уровне.
Реже всего респонденты упоминали такие качества, как "верность и преданность" (12%), вера в Бога (9%), бережливость (6%) и послушание (5%). Они, вероятно, сегодня не считаются способствующими удачному устройству в жизни.
КАКИЕ ИЗ КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ХОТЕЛИ БЫ ВОСПИТАТЬ В СВОИХ ДЕТЯХ, КАЖУТСЯ ВАМ САМЫМИ ВАЖНЫМИ?
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
май 95 | май 98 | май 00 | июн.06 | июн.07 | июл.10 | |
умение добиваться своих целей | -** | 40 | 43 | 49 | 47 | 48 |
чувство ответственности | 37 | 32 | 37 | 40 | 37 | 41 |
хорошие манеры и умение вести себя в обществе | 35 | 33 | 40 | 31 | 34 | 38 |
умение общаться с людьми | 38 | 34 | 35 | 32 | 33 | 38 |
добросовестность в работе | 36 | 30 | 30 | 33 | 31 | 30 |
терпимость и уважение к окружающим | 24 | 23 | 24 | 26 | 27 | 29 |
умение постоять за себя | -** | 32 | 32 | 37 | 38 | 28 |
стремление к знаниям | 27 | 32 | 22 | 29 | 28 | 26 |
стремление к успеху | -** | 15 | 14 | 20 | 22 | 20 |
независимость | 23 | 19 | 16 | 16 | 21 | 17 |
верность и преданность | 13 | 11 | 11 | 14 | 14 | 12 |
вера в Бога | 7 | 8 | 7 | 12 | 12 | 9 |
бережливость | 13 | 7 | 7 | 9 | 10 | 6 |
послушание | 8 | 7 | 5 | 10 | 7 | 5 |
воображение | 3 | 5 | 2 | 3 | 7 | 4 |
другое | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
затруднились ответить | 6 | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Женщины чаще называют такие качества, как хорошие манеры и умение вести себя в обществе (40%), добросовестность в работе (33%) и вера в Бога (13%). Мужчины чаще отмечают чувство ответственности (42%) и умение за себя постоять (30%), что свидетельствует об их ориентации на традиционные стереотипы мужского поведения. Молодые россияне 18-24 лет больше высказываются в пользу таких качеств, как умение добиваться целей (53%), хорошие манеры (49%), умение общаться с людьми (44%), а также независимость (23%) и стремление к знаниям (30%), т.е. именно в этой группе преобладают достижительские установки. Респонденты старше 55 лет чаще других упоминают добросовестность в работе (42%) и терпимость к другим людям (35%). Среди россиян в возрасте 25-54 лет ответы распределены примерно одинаково, однако респонденты 40-54 лет чаще упоминают добросовестность в работе (30%), чувство ответственности (41%), терпимость (30%) и независимость (20%).
Лица с высшим образованием чаще называют стремление к знаниям (32%) и к успеху (26%), а также умение отстоять свои права (33%). Респонденты со средним специальным образованием ценят больше способность достигать цели (54%), независимость (23%), умение трудиться (33%).
Оценки некоторых качеств напрямую коррелируют с уровнем дохода респондентов. Например, лица с низким уровнем доходов больше других ценят такие качества, как целеустремленность (58%), бережливость (12%) и вера в Бога (15%). И частота упоминания этих качеств падает по мере роста дохода респондентов. Лица с высоким потребительским статусом чаще отмечают независимость (25%), стремление к знаниям (30%) и умение за себя постоять (32%).
КОГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В НАШИ ДНИ ДОЛЖНА ГОТОВИТЬ ШКОЛА?
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
авг.98 | май 00 | июн.04 | апр.06 | июл.10 | |
мыслящих людей, способных брать на себя ответственность | 35 | 31 | 57 | 58 | 58 |
культурных, образованных людей | 68 | 66 | 62 | 67 | 57 |
квалифицированных специалистов | 37 | 35 | 35 | 32 | 33 |
людей, трезво смотрящих на вещи | 33 | 33 | 31 | 29 | 30 |
патриотов | -** | -** | -** | 23 | 29 |
хорошего отца, мужа, мать, хозяйку | 35 | 30 | 27 | 23 | 26 |
надежных защитников Родины | 25 | 28 | 28 | 21 | 24 |
людей, способных обеспечить свое благосостояние | 29 | 30 | 26 | 25 | 23 |
дисциплинированных работников | 19 | 17 | 16 | 17 | 19 |
людей, чувствующих прекрасное | 9 | 11 | 9 | 11 | 12 |
людей, не идущих на компромиссы | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
романтиков и энтузиастов | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 |
другое | <1 | 1 | <1 | 1 | 1 |
затруднились ответить | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
По мнению 57% россиян, основная задача школы – научить детей думать и привить им чувство ответственности, а также воспитать культурных и образованных людей. Задачи, связанные с воспитанием патриотов и «надежных защитников родины», отмечают 29% и 24% респондентов соответственно.
Женщины чаще ожидают от школы воспитание таких качеств в детях, как общая культура и образование (63%), способности создавать семью и вести домашнее хозяйство (29%), дисциплину в работе (21%), умение чувствовать прекрасное (14%), а также способность себя материально обеспечить (25%). Мужчины чаще отвечают, что в задачи школы входит воспитание думающих и ответственных людей (61%), трезво оценивающих ситуацию (32%) и патриотов (32%). Россияне 18-24 лет больше других считают, что школа должна научить чувствовать прекрасное (17%), в то же время трезво смотреть на жизнь (37%) и уметь обеспечить свое благосостояние (31%).
Респонденты в возрасте 25-54 лет ответы распределены примерно одинаково, однако лица 40-54 лет чаще упоминают воспитание хорошего мужа/жены, хозяйки (32%) , умение чувствовать прекрасное (14%), патриотизма (33%). Среди респондентов с различным уровнем образования ответы распределены примерно одинаково.
Лица с низким потребительским статусом чаще ждут от школы воспитание в детях способности мыслить и брать на себя ответственность (62%), а также хороших семьянинов (28%), романтиков и энтузиастов (31%). Респонденты с высоким уровнем доходов больше других упоминают подготовку квалифицированных специалистов (42%) и патриотов (35%).
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
авг.94 | дек.98 | май 04 | июн.06 | июн.07 | июл.10 | |
юристом, экономистом, финансистом | -** | -** | 24 | 23 | 23 | 23 |
программистом, специалистом в области высоких технологий | -** | -** | 18 | 21 | 20 | 23 |
врачом | 30*** | 26*** | 17 | 19 | 17 | 22 |
предпринимателем, бизнесменом | 16 | 21 | 14 | 16 | 17 | 17 |
квалифицированным рабочим | 19 | 18 | 12 | 15 | 14 | 16 |
директором банка | 13 | 15 | 11 | 11 | 13 | 14 |
военным, офицером | 11 | 8 | 8 | 13 | 9 | 13 |
инженером | *** | *** | 10 | 13 | 12 | 12 |
спортсменом | 12 | 7 | 8 | 10 | 7 | 8 |
владельцем магазина | 7 | 10 | 5 | 6 | 7 | 8 |
профессором, ученым, преподавателем вуза | 9 | 11 | 6 | 6 | 7 | 8 |
артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом | 8 | 11 | 6 | 8 | 7 | 8 |
школьным учителем | *** | *** | 4 | 5 | 4 | 6 |
политиком, министром | 3 | 6 | 4 | 5 | 6 | 5 |
социологом, маркетологом, политологом, рекламщиком | -** | -** | 4 | 4 | 5 | 4 |
фермером | 4 | 6 | 4 | 3 | 2 | 4 |
священником | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
другое | 7 | 5 | 6 | 6 | 6 | 4 |
затруднились ответить | 22 | 20 | 15 | 12 | 13 | 12 |
*** — предлагался один вариант ответа «врачом, учителем, инженером»
-** — не было в перечне вариантов ответа
Данные нескольких опросов Левада-Центра показывают, что набор профессий, которые россияне хотели бы дать своим детям, остается достаточно устойчивым.
Наиболее востребованными остаются профессии юриста, экономиста и специалиста по финансам. Чаще других сторонниками этих специальностей выступают респонденты с низким потребительским статусом (34%). В этом году первое место разделили также специальности программиста и специалиста по высоким технологиям, понемногу год от года набирающие популярность. Их больше всего упоминают россияне 25-54 лет (26%), со средним образованием (29%), а также жители городов с населением от 100 до 500 тыс. человек (30%).
На втором месте профессия врача. Чаще других ее называют женщины (28%), россияне 25-39 лет (25%), с низким уровнем доходов (26%), а также жители сёл (25%).
Занятие предпринимательством и бизнесом, находящиеся на третьем месте, больше по душе мужчинам (19%), респондентам 25-39 лет (22%), с высшим образованием (21%), низким потребительским статусом (19%), а также жителям городов с населением от 100 тыс. человек и более (24%).
Профессии квалифицированного рабочего отдают больше предпочтения респонденты старше 55 лет (22%), со средним образованием (25%), низким уровнем дохода (23%), а также жители небольших городов и сёл (по 18%). Традиционно остаются не слишком популярными творческие профессии (артист, музыкант, художник, писатель, журналист). За них чаще других высказываются респонденты 18-24 лет (16%). На одном месте с творчеством находится и профессиональный спорт. Его чаще упоминают мужчины (10%), респонденты 18-24 лет (12%), с низким уровнем дохода (12%).
Реже всего называют малоприбыльные профессии — школьного учителя, фермера, священника. Также непопулярной среди реальных и потенциальных родителей является профессия политика, что, видимо, связано с общим низким интересом к политике в российском обществе и негативным восприятием образа чиновника.
Одними из наименее востребованных специальностей остаются такие гуманитарные специальности, как социолог, маркетолог, политолог и специалист по рекламе. Эти профессии чуть более популярны среди респондентов с высшим образованием, высоким уровнем доходов, а также жителей Москвы. То есть там, где эти профессии являются более востребованными, где населению понятен смысл профессии, а также среди тех, у кого больше возможностей помочь своему ребенку занять более высокие позиции в данных профессиональных областях.
Стоит отметить, что при выборе профессии для своего ребенка респонденты исходят не из того, какая из них считается более прибыльной и доходной, а из того, какая специальность сможет приносить пусть не самый большой (но и не самый низкий), но стабильный и гарантированный доход. Важным является и то, считается ли работа достойной. Таким образом, россияне к вопросу выбора профессии для своего ребенка с прагматичных и рациональных позиций.
КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРОФЕССИИ/ДОЛЖНОСТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ПРИБЫЛЬНЫМИ, ДОХОДНЫМИ?
авг.2008 | |
Банкир | 43 |
"Звезда" эстрады | 24 |
Судья, прокурор, адвокат | 23 |
Депутат | 22 |
Министр | 22 |
Правительственный чиновник | 21 |
Губернатор | 18 |
Мэр большого города | 16 |
Предприниматель | 13 |
Преступный "авторитет" | 13 |
Политический деятель | 12 |
Врач | 10 |
Фотомодель | 5 |
Артист | 5 |
Проститутка | 5 |
Спортсмен | 4 |
Священник,церковный деятель | 3 |
Милиционер | 3 |
Учитель | 3 |
Сотрудник спецслужб | 3 |
Фермер | 2 |
Журналист | 2 |
Комментатор телевидения | 2 |
Квалифицированный рабочий | 2 |
Инженер | 2 |
Имиджмейкер, специалист по выборам | 2 |
Профессиональный нищий | 1 |
Офицер армии | 1 |
Ученый | 1 |
Художник, скульптор | 1 |
Писатель | 1 |
Другое | 1 |
Затруднились ответить | 3 |
* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до 2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнее об истории центра.