будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Медленное чтение

ХХ съезд, российские миротворцы в Грузии и приглашение лидеров ХАМАС в Москву

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
XX съезд КПСС: разоблачение культа личности : Россия – Грузия : Приглашение лидеров ХАМАС в Москву : Михаил Горбачев, президент СССР : Телефильм "В круге первом" и творчество А. Солженицына : О смертной казни
 

XX съезд КПСС: разоблачение культа личности

Хотя в связи с юбилеем ХХ съезда КПСС российские СМИ сейчас довольно часто обращаются к этому историческому событию, у большинства наших сограждан упоминание о нем никаких ассоциаций не вызывает. На открытый вопрос, что в первую очередь приходит им в голову, когда они слышат о ХХ съезде КПСС, смогли так или иначе ответить менее трети опрошенных (31%). Впрочем, ответившие на него в большинстве своем вспомнили, чем именно вошел в историю этот съезд – 17% респондентов говорили о разоблачении культа личности И. Сталина ("переоценка деятельности Сталина", "был доклад Хрущева, разоблачивший культ личности Сталина"), еще 1% – об "оттепели". Кроме того, 5% опрошенных упомянули о Н. Хрущеве и периоде его правления в целом. Остальные, как правило, ничего конкретного не вспоминали, а говорили (кто с ностальгией, кто с неприязнью) о советской эпохе вообще (4%) либо подчеркивали, что ХХ съезд – событие из далекого прошлого: "что-то старое, прошлое, былое", "школьная история, ощущение невыученного урока" (3%).

Как же "выучен урок"? По мнению 47% россиян, И. Сталин сыграл в истории нашей страны в целом положительную роль, по мнению 29% – отрицательную (остальные – затрудняются с ответом). Среди относительно пожилых граждан (старше 55 лет) позитивно оценивают роль "вождя народов" 58% опрошенных, негативно – 27%. Но и молодые люди (моложе 35 лет) склоняются, хоть и не столь решительно, к позитивной оценке – 39% и 30% соответственно. Стоит отметить, что доля негативных суждений о роли И. Сталина относительно высока на Урале и в Сибири (38% и 36%), хотя и там она несколько ниже доли суждений позитивных. И лишь в одной социально-демографической группе – среди граждан с высшим образованием – эту историческую фигуру в целом воспринимают позитивно чуть реже, чем негативно (39% и 41%).

Если 29% опрошенных полагают, что сегодня И. Сталин и его деятельность чаще всего оцениваются объективно, то 38% – считают, что их чаще очерняют; противоположное же мнение – И. Сталина и его деятельность чаще приукрашивают – разделяют только 9% (остальные – затрудняются с оценкой).

При этом абсолютное большинство опрошенных (59%) признают, что "в сталинские времена в лагеря и тюрьмы попадали в основном невинные люди". Противоположной позиции – туда попадали "в основном те, кто это заслужил" – придерживаются сравнительно немногие (12%); остальные затрудняются с ответом. Обратим внимание: среди соглашающихся с тем, что в лагеря попадали в основном невинные, доли положительно и отрицательно оценивающих роль И. Сталина практически равны (40% и 39%). Более того, аналогичным образом распределяются мнения о его исторической роли и среди тех, в чьих семьях, по их словам, были люди, репрессированные в сталинские времена (а это – 20% участников опроса): 39% из них дают "вождю народов" положительную оценку, 41% – отрицательную. Похоже, многие продолжают руководствоваться принципом "лес рубят – щепки летят".

Тем не менее, россияне скорее склонны считать, что "критика И. Сталина, культа личности" на ХХ съезде принесла нашей стране больше положительных, нежели отрицательных последствий (так полагают 34% опрошенных), чем придерживаться противоположной точки зрения (ее разделяют 19%). При этом почти половина опрошенных (47%) затрудняются оценить последствия разоблачений. Отметим: даже позитивно оценивающие роль И. Сталина несколько чаще признают эти последствия по большей части положительными (30%), чем отрицательными (26%).

Всем участникам опроса были заданы открытые вопросы о положительных и отрицательных последствиях критики культа личности; на первый их них ответили 30%, на второй – 20% опрошенных. Говоря о позитивных последствиях, респонденты чаще всего подчеркивали, что прекратились массовые репрессии, люди вышли на волю – "вернули из Сибири, ГУЛАГа невинных людей"; "реабилитация невинно пострадавших людей"; "прекратился геноцид собственного народа" (9% от всех опрошенных); что в обществе стало меньше страха – "люди стали поменьше бояться, а то все жили в полнейшем страхе"; "наконец дали подышать, что-то вроде свободы"; "стало спокойнее жить народу, свободнее стало дышать в стране" (7%); что люди узнали правду об истории собственной страны – "все открылось, что было закрыто для нас"; "когда правду узнают хоть какую-то, все расставляется на свои места"; "народу открыли правду на все, через что он прошел" (6%).

Отвечая же на вопрос об отрицательных последствиях разоблачения культа, опрошенные чаще всего говорили о разочаровании в устоях, крушении веры в социалистические идеалы ("было разрушено то, во что так верил советский народ"; "все развенчали, нет никаких идеалов"), причем одни защищали эти идеалы, равно как и И. Сталина ("Сталин жил для людей, а его объявили врагом"; "имя великого человека смешали с грязью"; "обидно за него"), а другие – жалели соотечественников, перенесших, по их мнению, чересчур сильный шок ("для многих правда была очень жестокой"; "смута в народе – раньше были голодные, но довольные") – 8%. Кроме того, многие сокрушались по поводу падения дисциплины и роста вседозволенности: "после Сталина в стране не было дисциплины"; "люди расслабились и начался развал"; "бояться перестали, дисциплина упала"; "появилась ненужная свобода"; "расхлябанность в делах, нет страха наказания"; "мы сильно раскрепостились и стали толочь воду в ступе" (4%).

И вот что еще стоит отметить: 13% опрошенных сочли, что ХХ съезд оказал влияние на судьбу их семьи – их самих, их родителей, бабушек и дедушек, тогда как 63% – сказали, что он никак не повлиял на их семейную историю, и 23% – затруднились с ответом. При этом 10% респондентов признали влияние ХХ съезда на судьбу своей семьи положительным, и 3% – отрицательным. Среди тех, в чьих семьях были люди, репрессированные в сталинские времена, 29% заявили о положительном влиянии ХХ съезда на историю своей семьи, и 7% – об отрицательном, а 43% – никакого влияния не усматривают.

Григорий Кертман

наверх

Россия – Грузия

События, происходящие в республиках бывшего Советского Союза, и в особенности – вблизи от российских рубежей, продолжают волновать значительное число жителей России. Большинство россиян расценивают многие из этих событий как непосредственно касающиеся интересов нашей страны.

В этом можно очередной раз убедиться на примере опроса, посвященного конфликту вокруг российских миротворческих сил в Южной Осетии. Две трети опрошенных (66%) заявили, что конфликт между Грузией и Южной Осетией затрагивает интересы России, и только 12% россиян придерживаются противоположной точки зрения. Доля наших сограждан, считающих, что России следует поддержать в этом противоборстве осетинскую сторону, всемеро превосходит долю тех, кто полагает, что следует поддержать Грузию – 21% против 3% соответственно. Показательно, что россияне, достаточно близко знакомые с проблемой регионального сепаратизма, в данном вопросе скорее готовы поддержать "мятежную автономию", а не "метрополию". По всей видимости, россиянам тем легче занимать такую позицию, что многие из них (41%) считают Южную Осетию уже самостоятельным государством (частью Грузии ее называют 27% респондентов). Впрочем, большинство опрошенных (59%) полагают, что России следует в этом конфликте сохранять нейтралитет. Однако российский нейтралитет, по мнению респондентов, должен быть скорее активным, чем пассивным – 44% опрошенных считают, что миротворческие силы в регионе следует сохранить. Сторонников сохранения российского присутствия в зоне конфликта (им был задан открытый вопрос: "Почему Вы считаете, что России следует держать свои миротворческие силы на территории Южной Осетии?") можно разделить на три основные группы. Одни мотивируют свою позицию тем, что присутствие российских частей в Южной Осетии не допускает кровопролития.

"Налаживать мир в республике"; "потому что там много конфликтных ситуаций, если миротворцев убрать, то прольется кровь"; "потому что народы Кавказа не живут мирно"; "удерживают стороны от вооруженного конфликта"; "чтоб не начали военных действия те и другие"; "чтобы не было войны в Грузии" (18% ответов).

Другие полагают, что российские миротворцы нужны в регионе прежде всего для поддержки Южной Осетии (то есть одной из конфликтующих сторон).

"Для оказания помощи Осетии"; "договор мы не должны нарушать между Россией и Осетией"; "местное население хочет, чтобы русские остались солдаты, а то без них они пропадут"; "поддержать Южную Осетию"; "чтобы не ущемлялись права Осетии"; "Южная Осетия должна стать независимой, и Россия ей поможет в этом вопросе" (6% ответов).

И наконец, третья группа сторонников российского военного присутствия в регионе склонны рассуждать скорее в геополитическом ключе, рассматривая этот контингент как инструмент влияния России в регионе в целом.

"Мы будем знать, что творится в Грузии и Осетии, какая политика"; "поддерживать стабильность"; "чтоб держать контроль над территорией"; "чтобы ощущали наше присутствие на Кавказе"; "если Россия выведет свои войска, США введут свои"; "иначе будет НАТО" (3% ответов).

Вместе с тем почти четверть россиян (23%) не видят смысла в дальнейшем присутствии нашего миротворческого контингента в Южной Осетии. Чаще всего эти респонденты (им был задан открытый вопрос: "Почему Вы считаете, что России не следует держать свои миротворческие силы на территории Южной Осетии?") защищают идею невмешательства – как в данном, конкретном случае, так и в целом.

"Зачем нам туда лезть? Пусть сами разбираются"; "их внутренние вопросы, пусть решают сами"; "пусть сами между собой дерутся"; "Россия каким-то образом там может находиться, но разбираться им надо самим"; "сами обойдутся"; "не должны вмешиваться в дела других стран"; "не стоит ввязываться в чужую политику"; "нечего нам там делать, влезать в другие страны"; "потому что это чужое государство" (9% ответов).

Другим распространенным аргументом в пользу ухода миротворцев является беспокойство за жизни российских солдат.

"Жалко, когда гибнут наши мужчины"; "зачем наших ребят подставлять?"; "и Чечня, и Афган – это все бесполезно, то же будет и здесь, а молодежь гибнет наша там"; "из-за чужих конфликтов страдают наши ребята"; "много жертв среди миротворцев" (5% ответов).

В целом следует заметить, что последние события вокруг российских миротворцев в Южной Осетии практически не повлияли на отношение россиян к Грузии. Рост симпатий к этой стране, отмеченный в начале 2004 года на волне избрания М. Саакашвили президентом и его визита в Россию, продолжался недолго, и с уже лета 2004 года отношение россиян к Грузии не претерпевает существенных изменений. Сегодня доли тех, кто относится к этой стране позитивно и негативно, примерно равны (25% и 29% соответственно); 39% россиян к "южному соседу" скорее безразличны. Чем моложе респонденты, тем чаще они не демонстрируют ярко выраженных симпатий или антипатий.

В восприятии россиянами российско-грузинских отношений в целом также не произошло существенных перемен. Большинство опрошенных (63%) полагают, что отношения двух стран за последний год ухудшились, однако при этом практически столько же (62%) респондентов продолжают считать, что Россия и Грузия в равной мере заинтересованы в том, чтобы эти отношения были хорошими.

Петр Бавин

наверх

Приглашение лидеров ХАМАС в Москву

О намерении российских властей официально принять в Москве лидеров палестинского движения ХАМАС сегодня в той или иной степени осведомлены чуть более половины россиян: 30% "знают" и еще 25% – "что-то слышали" об этом; еще 41% узнали о приглашении ХАМАС на переговоры лишь в ходе опроса.

Каждый третий респондент (31%) считает идею пригласить ХАМАС в Москву правильной, 19% – неправильной; ровно половина участников опроса затруднились выразить свое мнение по этому вопросу. В то же время 37% опрошенных считают эту организацию террористической, и только 13% не склонны характеризовать ее подобным образом (затрудняются с оценкой, как и в предыдущем случае, 50% респондентов). Причем даже те, кто поддерживает идею о приглашении лидеров движения в Москву, чаще признают ХАМАС террористической организацией, чем отвергают такую квалификацию (37 и 28% соответственно).

В аргументации респондентов, высказывающихся за приглашение ХАМАС, можно выделить несколько основных мотивов. Примерно треть ответивших на открытый вопрос (или 11% по выборке в целом) подчеркивают, что такие переговоры могут оказаться полезными для урегулирования ближневосточного конфликта: Россия сможет повлиять на ХАМАС, склонить его к более миролюбивому поведению ("может, им в Москве мозги вправят"; "может, удастся как-то на них повлиять в положительном плане"; "для налаживания мира"), переговоры будут способствовать сближению позиций Израиля и Палестины ("может, в результате этого визита наладятся отношения между Палестиной и Израилем"; "Москва предложит пути урегулирования мира с Израилем").

Почти столько же респондентов ссылаются на то, что такие переговоры могут быть выгодны для России: и для налаживания добрых отношений с политической силой, одержавшей победу на выборах в Палестине ("для налаживания контактов с новыми руководителями"), и для того, чтобы лучше узнать ХАМАС и его намерения ("пусть едут, хоть немного узнаем, какую политику они собираются вести"; "чтобы узнать о планах ХАМАСа"; "узнать отношение к России"; "врага надо держать близко, чтобы знать об их намерениях"), и даже в противовес политике стран Запада либо в порядке "мести" США ("иначе американцы их используют"; "как США поддерживало Чечню"). Часть респондентов (5% по выборке) заявляют, что "дружить нужно со всеми, худой мир лучше ссоры"; другие (4%) считают, что приглашение лидеров ХАМАС в Москву есть проявление уважения к выбору палестинского народа ("лидеры пришли к власти путем выборов, поэтому нужно уважать выбор народа – и Москва придерживается этого"), а кто-то просто говорит, что "правительству виднее" (1%).

Среди противников идеи приглашения ХАМАС в российскую столицу более трети (или 7% по выборке в целом) считают, что не следует развивать отношения с организацией, имеющей в мире репутацию террористической: "зарегистрированы как террористическая организация, с ними не нужно иметь никаких дел"; "мы заявляем, что боремся с терроризмом, – и приглашаем их", "они столько горя приносят израильтянам, что с ними нельзя иметь никаких дел". Часть респондентов (2%) убеждены, что этой организации нельзя доверять, а потому и иметь с ней дело не стоит ("не стоит с ними иметь доверительных отношений"; "нет доверия у меня к ним"); другие (2%) считают, что такое приглашение может ухудшить репутацию России в мире и ее отношения с Израилем ("приглашать в Москву не целесообразно, так как пострадает репутация России"; "испортим отношения с Израилем"). Кто-то полагает, что России следует "свои вопросы решать, а не их проблемы" (2%). Некоторые (1%) убеждены, что звать лидеров ХАМАС "еще рано, они еще себя не показали, а через год минимум можно", а кто-то вообще полагает, что не стоит приглашать в Россию представителей исламского мира: "нечего этим мусульманам у нас делать"; "разное вероисповедание, много проблем с мусульманами" (1%).

Людмила Преснякова

наверх

Михаил Горбачев, президент СССР

Как известно, на Западе многие считают М. Горбачева выдающимся политическим деятелем двадцатого века. Россиян спросили, разделяют ли они это мнение. Как выяснилось, разделяют его 17% респондентов, не разделяют – две трети опрошенных (68%).

Сегодня хорошо относятся к М. Горбачеву 14% наших сограждан, плохо – 28%. Большинство респондентов (54%) характеризуют свое отношение к политику как безразличное. Мнение М. Горбачева по поводу происходящих сегодня в России политических событий представляет интерес для пятой части участников опроса (19%), неинтересно оно трем четвертям опрошенных (75%). Пятую часть респондентов (19%) интересует, чем сегодня занимается бывший глава государства, три четверти участников опроса (79%) утверждают, что им это неинтересно. Межпоколенческих различий в ответах на этот вопрос нет, но данные несколько различаются в зависимости от уровня образования опрошенных. Если среди людей с неполным средним образованием сегодняшняя деятельность М. Горбачева интересует 13% и не интересует – 82%, то среди респондентов с высшим образованием – 25 и 73% соответственно.

Припоминая, как они относились к М. Горбачеву во времена, когда он возглавлял страну, четверть опрошенных (24%) характеризуют свое тогдашнее отношение к нему как положительное (в 2004 году память подсказывала россиянам несколько иное – тогда таких ответов было 32%), такая же доля – как безразличное (было – 20%), вспоминают, что относились к нему плохо, 30% (в 2004 г. – столько же).

Большинство респондентов (52%) полагают, что в целом М. Горбачев принес нашему народу больше вреда, чем пользы, убеждены в обратном 11% опрошенных. Тут ничего за последние два года не изменилось.

Как человек, как личность М. Горбачев вызывает симпатию у 33% респондентов, антипатию – у 38%. Отметим, что в 2004 году доля симпатизирующих М. Горбачеву немного превышала долю относящихся к нему с антипатией: соответственно 39% и 35%.

Впрочем, в группе респондентов с высшим образованием симпатизирующих М. Горбачеву и сегодня больше, чем питающих к нему антипатию (40% : 32%), а в группе респондентов с неполным средним образованием – преобладают негативные оценки (25% относятся к М. Горбачеву как к личности хорошо, 45% – плохо).

Анна Петрова

наверх

Телефильм "В круге первом" и творчество А. Солженицына

Многосерийный телефильм по роману А. Солженицына "В круге первом" от начала и до конца посмотрели 8% россиян (среди респондентов старше 55 лет – 14%). Частично, не целиком посмотрели фильм еще 17% опрошенных.

Большинству тех, кто видел фильм – полностью или частично, – он понравился (15% от числа всех опрошенных), не понравился – 6%, и примерно столько же затруднились с оценкой.

Респондентам, смотревшим "В круге первом", задали открытые вопросы: что им понравилось и что не понравилось в фильме. Как следует из ответов, понравились прежде всего правдивое изображение нашего исторического прошлого (6%) и игра актеров (3%). Упоминались также конкретные эпизоды, персонажи или отмечалось, что понравился весь сюжет (2%). Некоторые отметили работу режиссера, сценариста, композитора. Кое-кто формулировал свои этические или философские выводы из увиденного: "люди, прошедшие через ГУЛАГ, не потеряли достоинство".

Наиболее распространенные претензии к фильму состоят в том, что он, по мнению части респондентов, тяжелый, мрачный (3%); скучный, нудный (2%); что в нем искажена историческая правда (2%). Некоторым не понравились отдельные эпизоды или игра актеров.

Мы решили выяснить, как, на взгляд посмотревших "В круге первом", соотносятся реальная жизнь людей сталинского времени и ее изображение в фильме. Сказали, что жизнь этого периода показана реалистично, 9% опрошенных. Думают, что она выглядит слишком мрачной, 4% респондентов, и столько же придерживаются противоположной точки зрения – что она приукрашена.

Заявили, что после просмотра фильма им захотелось прочесть или перечитать роман "В круге первом", 7% опрошенных; 13% не изъявили такого желания. На момент опроса взялись за чтение книги всего 1% респондентов. Еще 10% читали ее раньше (среди лиц с высшим образованием – 22%). Тех, кто когда-либо прочел роман и, вместе с тем, хотя бы фрагментарно посмотрел фильм, среди участников опроса оказалось всего 5%.

Но в целом читательская аудитория у А. Солженицына гораздо шире: 28% опрошенных сказали, что они читали те или иные его книги. На первом месте среди названных респондентами произведений оказалась эпопея "Архипелаг ГУЛАГ" (18%). Далее следуют "Один день Ивана Денисовича" (8%), "В круге первом" (7%), "Раковый корпус" и "Матренин двор" (по 4%). По 1% опрошенных назвали следующие произведения: "Бодался теленок с дубом", "Как нам обустроить Россию", "Красное колесо", "Россия в обвале". В домашней библиотеке книги А. Солженицына имеются у 18% опрошенных; сказали, что этот автор им нравится, 29% (среди лиц с высшим образованием – соответственно, 34% и 42%). Не нравится писатель 12% опрошенных, а большинство (58%) затруднились высказаться на этот счет.

Моральным авторитетом А. Солженицын является для значительно большего числа россиян – 36%; не является он таковым для 26% (в 1998 г. было 40% и 36% соответственно). Многие (38%) затруднились сказать, авторитетен для них А. Солженицын или нет.

Светлана Климова

наверх

О смертной казни

Судя по данным опроса, в российском обществе доминирует представление о смертной казни как о необходимой мере наказания, которую следует сохранять в законодательстве и применять на практике. Три четверти населения (74%) полагают вынесение смертных приговоров преступникам в принципе допустимым (несколько реже остальных это мнение разделяют люди в возрасте до 35 лет – 67%; заметно чаще других – 85% – сторонники КПРФ), 15% наших сограждан считают такую меру наказания недопустимой. Каждый десятый затруднился сформулировать свою позицию по данному вопросу.

За последние 5 лет распределение ответов на этот вопрос не претерпело существенных изменений: летом 2001 года смертную казнь отстаивали 80% респондентов, а мнение о недопустимости вынесения смертного приговора разделяла точно такая же доля граждан, что и сегодня, – 15%.

Сегодняшние сторонники смертной казни, аргументируя свою точку зрения в ответах на открытый вопрос, исходят прежде всего из представления о справедливом, по их мнению, воздаянии за совершенное тяжкое преступление (44%): "всегда в России было: смерть за смерть". В 9% случаев звучал довод о практической целесообразности использования инструмента смертной казни – в целях снижения уровня преступности в стране ("если будет смертная казнь, то будет меньше тяжких преступлений"). Этот довод получал обоснование в ответах респондентов, которые говорили, что страх перед смертным приговором остановит некоторых людей перед совершением тяжкого преступления: "если будет смертная казнь, то преступники будут бояться хоть чего-то"; "пока их не завалишь, они ничего не поймут"; "чтобы граждане задумывались о том, что делают, забирая жизнь у других" (7%).

Для 5% респондентов весомым аргументом в пользу смертной казни была экономия средств налогоплательщиков; характерно, что эти люди демонстрировали не столько прагматичность ("зачем содержать преступников, если можно их убить?"), сколько озлобленность: "нечего налоги жрать негодяям"; "не должно на плечи налогоплательщиков ложиться бремя содержания зверей"; "...они поедают наши налоговые деньги"; "так как они губят людей невинных – а ты их корми".

Высказываясь в пользу смертного приговора, некоторые респонденты (4%) рассуждали о бесполезности длительного тюремного или лагерного заключения, которое все равно не приводит к исправлению человека, а скорее делает его еще более злостным преступником: "25 лет отсидит в тюрьме – и выходит головорезом"; "а то убийцы, отсидев срок, снова выходят на свободу и начинают убивать"; "горбатого могила исправит"; "потому что они уже не смогут стать людьми, эти маньяки и убийцы"; "преступник не изменится, лучше приговаривать сразу".

В ряде случаев люди обращали внимание на безнаказанность, которая царит в стране, случаи освобождения преступников за взятки. Отдельные респонденты (1%) защищают смертную казнь из соображений гуманизма: они считают, что смерть – менее суровое наказание, чем пожизненное заключение: "всю жизнь держать в тюрьме негуманно"; "зачем человека мучить в тюрьме всю жизнь?"; "лучше пусть убивают, проще, чем если они будут страдать"; "они тоже мучаются, хоть и убивают, так что пусть их лучше уничтожают"; "чтоб не мучались".

Мнение, что пожизненное заключение страшнее, чем смерть, разделяют и те, кто высказывался против смертных приговоров. В этом случае респонденты руководствовались не соображениями гуманности, а, напротив, доводом о необходимости справедливого возмездия: "лучше пожизненное заключение пусть получают, а смертная казнь – слишком легкая смерть"; "его нужно не мгновенно убивать, а в мучительных каторжных работах уничтожать"; "преступники должны долго сидеть в тюрьме и мучиться"; "пускай намучаются в тюрьме" (4%).

Из нравственно-религиозных или просто общегуманных соображений исходили те, кто говорил о неприкосновенности жизни человека ("все люди имеют право жить"; "Господь дал жизнь – пусть Господь и заберет ее" – 3%), о простой жалости к людям ("бесчеловечно"; "пусть живет, жалко человека"; "слишком суровое наказание" – 1%), о том, что надо оставить человеку шанс на исправление ("человеку надо дать шанс одуматься, быть более милосердными" – 1%). Некоторые респонденты (2%) не "выносят" смертный приговор, опасаясь непоправимой судебной ошибки, вероятность которой особенно велика в условиях несовершенной системы российского правосудия.

Как известно, в 1996 году Россия ввела мораторий на применение смертной казни: суды могут приговаривать осужденных к этой мере наказания, однако приговор не приводится в исполнение. Более половины россиян (55%) называют это решение неправильным (чаще других – пожилые люди: 61%). Считают введение моратория правильным 28% населения; такое мнение более всего распространено среди людей с высшим образованием (36%), жителей мегаполисов (35%) и молодых граждан в возрасте до 35 лет (34%).

Некоторое представление о динамике мнений по этому вопросу может дать сопоставление сегодняшних данных с результатами опроса, проведенного летом 2001 года. Тогда положительно воспринимала мораторий такая же доля граждан, как сегодня – 27%; но людей, не одобрявших его, было значимо больше (62%).

По мнению двух третей населения (63%), России следует вернуться к применению смертной казни. Чаще других это мнение разделяют сторонники КПРФ (74%) и пожилые люди (68%). Реже, чем в среднем по выборке, его высказывают молодые люди (55%). Четверть россиян (23%) полагают, что следует по-прежнему придерживаться моратория, и только 4% выступают за полную отмену смертной казни (приверженность этой позиции никак не связана с социально-демографическими характеристиками респондента).

Ирина Шмерлина

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).