будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Медленное чтение

«Холодная война»: прошлое, настоящее, будущее?

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65;
факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru
«Холодная война»: прошлое, настоящее, будущее?: Россия и Евросоюз: Телевизор в нашей жизни: О смене фамилии в браке
 

«Холодная война»: прошлое, настоящее, будущее?

Уже шесть лет назад, обратившись к представлениям россиян о «холодной войне», мы обнаружили, что для наших сограждан это не столько «определенная фаза истории взаимоотношений между СССР и США, Варшавским договором и НАТО», сколько не привязанное к конкретно-историческим реалиям понятие, смысл которого – «жесткая экономическая и политическая конкуренция между странами, отстаивающими свои прагматические интересы, отсутствие доверия между ними[1]».

Теперь это еще заметнее. Во-первых, само понятие «холодная война» постепенно забывается: сегодня 18% опрошенных признались, что слышат это словосочетание впервые, в 2002 году эта доля составляла 13%.

Во-вторых, о слабой связи массовых представлений о «холодной войне» с ее трактовкой в исторической науке или политологии говорят ответы респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, когда началась “холодная война”?»

Сразу отметим: почти треть слышавших термин «холодная война» затруднились отнести начало обозначаемого им явления к какому-либо периоду времени.

Из оставшихся 58% участников опроса (слышавших термин и давших ответ на открытый вопрос) менее трети (16%) отнесли начало «холодной войны» к тому историческому периоду и к тем событиям, с которыми его и принято увязывать – вторая половина 40-х годов, фултонская речь У. Черчилля, испытания атомной бомбы: «Сразу, как фашистов победили»; «в 1945, после Великой Отечественной войны»; «когда закончилась Вторая мировая»; «после выступления Черчилля в г. Фултоне»; «выступление Черчилля в 1946 году»; «Черчилль был настроен против России, с него началась “холодная война”».

Но в представлениях прочих респондентов о дате или событиях, определяющих начало «холодной войны», присутствует удивительный разнобой: на одном хронологическом полюсе – Первая Мировая («после царя»; «с царской России»; «в 1917 году»), на другом – годы правления В. Путина: («с того времени, как стал работать президент Путин, т. е. с 2000г»; «в 2000 г»).

Собственно, показателен в данном случае не разнобой в высказываниях (в ответах на открытые вопросы часто можно встретить самые экзотические суждения), а равномерное распределение суждений относительно начала «холодной войны» по десятилетиям: по 4–5% россиян относят ее начало и к 50-м годам, и к 60-м, и к 70-м, и к 80-м, и к 90-м. А среди событий, маркирующих начало «холодной войны», можно встретить и изобретение водородной бомбы, и Карибский кризис, и вторжение в Афганистан, и даже развал СССР…

56% россиян считают, что «холодная война» в мире идет и сейчас. Большинство в данной группе (52%) полагают, что она, некогда начавшись, непрерывно продолжается до сих пор. Рассмотрим аргументы этих респондентов. Их можно разделить на несколько групп, в соответствии с проступающим за высказываниями пониманием самой сути этого термина. К первой группе относятся те высказывания, авторы которых усматривают свидетельство продолжения «холодной войны» в международной напряженности как таковой, не указывая на конкретные противоборствующие стороны: «из новостей понятно, что сейчас творится в мире»; «людям мирно не живется»; «между государствами много враждебности»; «не все страны признают дружественные отношения, создают конфликты»; «отношения-то, видите, какие между всеми, все делятся – отделяются»; «потому что между странами идет разногласие, это считается “холодная война”» (11% респондентов); «в мире огромные деньги тратятся на вооружение»; «все страны наращивают свое вооружение»; «гонка вооружений идет до сих пор, просто меньше стали говорить про нее…» (3%); «она не может закончиться»; «она никогда не прекратится» (3%); «борьба за ресурсы»; «гонка за территории» (2%).

Ко второй группе отнесем те высказывания, из которых следует, что «продолжение холодной войны» усматривается прежде всего в действиях США против России: «Америка всегда против нас»; «Америка настраивает другие страны против России»; «в Америке проводят антирусскую пропаганду»; «Америка хочет уничтожить Россию» (6% респондентов); «американцы строят козни, в данной ситуации – через Грузию»; «война, начатая Грузией с подачи США»; «недавно Грузия напала на Южную Осетию» (6%); «Америка обложила нас своими ракетами»; «Америка недалеко от границ РФ ставят ракеты; «американцы посылают свои военные корабли в Грузию»; «настоящая ситуация указывает, что “холодная война” продолжается: весь флот США у берегов России» (2%).

И наконец, третья, наименьшая из этих трех, группа – реплики, в которых «продолжение холодной войны» описывается как противостояние России и всего остального мира (или его отдельных, но крупных, выходящих за пределы одной страны, частей): «ведущим странам хотелось бы, чтобы Россия не была богатой страной»; «все страны стремятся разрушить нашу страну»; «вызываем зависть у стран НАТО: богатые недра, огромные территории» (5% респондентов); «в ЕС нас не принимают и относятся к России как к второстепенной стране»; «Запад на нас смотрит с другой стороны»; «натянутые отношения с Евросоюзом»; «некоторые страны Запада против России» (2%).

Основным противником России в этой продолжающейся «холодной войне» безусловно признаются США – их упоминают 35% опрошенных. Примечательно, что на втором месте по частоте упоминаний оказался не западный мир в целом, не НАТО, а Грузия (9%), а на третьем – Украина (6%).

Если 52% опрошенных россиян полагают, что «холодная война» однажды начавшись, продолжается до сих пор, то 18% уверены, что «холодная война» (во всяком случае, первая) закончилась. Когда это, по мнению участников опроса, произошло?

Как и в ходе опроса, проведенного в 2002 году, при ответе на открытый вопрос респонденты в качестве даты завершения «холодной войны» чаще всего называют 80-е годы (кто-то – 80-е в целом, кто-то – «времена Горбачева», «когда началась перестройка», кто-то – разрушение Берлинской стены – всего 5%) или же годы 90-е (то есть 90-е как таковые, распад СССР или правление Ельцина – 5%). Реже говорят об окончании «холодной войны» с началом президентского срока В. Путина или же в 60-е, 70-е годы ХХ века (по 1%). Кроме того, некоторые (менее 1%) отмечают, что «холодная война» окончилась «сейчас, когда стали другие страны признавать независимость Южной Осетии и Абхазии».

Среди тех, кто не считает, что «холодная война», раз начавшись, безостановочно продолжается по сей день, большинство полагают, тем не менее, что она может возобновиться (13% от всех опрошенных), и лишь менее трети этой группы считают, что такого произойти не может (5%). 4% опрошенных уверенно говорят, что «холодная война», ранее закончившись, уже возобновилась. Таким образом, если присоединить эту последнюю группу ко всем тем, что полагает, что «холодная война» и не думала заканчиваться, мы увидим, что на данный момент 56% россиян уверены: в мире идет «холодная война».

Если раньше само использование термина «война» подразумевало в нашей стране – как на массовом уровне, так и в политическом дискурсе – строго негативные, осуждающие коннотации, то сегодня в медийном пространстве нередко слышна точка зрения, смысл которой сводится к тому, что «не так уж нам эта “холодная война” и страшна».

В обществе эта позиция остается, однако, маргинальной. Большинство россиян уверены, что «холодная война» приносит (принесет – с точки зрения тех, кто считает, что она закончилась и пока не возобновилась) России исключительно вред или, по крайней мере, больше вреда, чем пользы. Эту точку зрения разделяют 56% опрошенных. Характерно, что вред для России наши респонденты видят, прежде всего, в экономических последствиях – лишних тратах, в разрыве или деградации международных экономических связей: «вместо развития страны деньги тратятся на вооружение»; «денег много надо на вооружение»; «денег сколько на это уходит – на содержание армии»; «деньги только уходят туда, да и на вооружение у нас много уходит»; «может повлиять на экономику России»; «мы в мире не обособленно живем, зависимы экономически»; «нарушение международных экономических отношений»; «обмен туристами, торговля»; «падает курс рубля». Всего в таком русле о последствиях «холодной войны» для России говорили 22% опрошенных – или 40% респондентов, которым данный вопрос задавался (т. е. заявивших, что она приносит или может принести нашей стране преимущественно вред).

Значительно реже респонденты говорили о вреде «политическом» – ухудшении отношений с другими странами, падении авторитета России в мире (10% от всех опрошенных): «все стали друг к другу агрессивные»; «дестабилизация международной обстановки»; «мир в состоянии напряжения»; «много развитых стран вступают в конфронтацию»; «накаляется политическая обстановка в мире»; «нарушаются все виды сотрудничества»; не будут признавать Россию, не будут с нами считаться»; «не принимают Россию никуда – ВТО и другие»; «подрыв престижа нашей страны».

Полагают, что ситуация «холодной войны» безоговорочно или преимущественно полезна для России, лишь 4% россиян. В качестве аргументов приводятся такие соображения, как «развитие военной сферы», «независимость России от стран Запада».

Концепт «холодная война», таким образом, не имеет в российском массовом сознании четкой привязки к историческим реалиям, в рамках которых он описывается в учебниках истории. Однако это понятие остается «в обороте» и представляется большинству россиян адекватным для описания сегодняшней международной ситуации.

Петр Бавин

наверх

Россия и Евросоюз

Первого сентября прошел внеочередной саммит Евросоюза, посвященный событиям в Грузии и признанию Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Россияне оказались хорошо осведомлены о саммите ЕС: 70% опрошенных заявили, что в той или иной степени имеют представление об этом событии (36% «знают» о нем и еще 34% «что-то слышали»).

Сегодняшние отношения России и стран Евросоюза участники опроса вдвое чаще оценивали как негативные, чем как позитивные (39 и 21% соответственно); при этом очень многие – 40% – затруднились как-либо охарактеризовать эти отношения.

Мы задали респондентам вопрос: должна ли, по их мнению, Россия стремиться к тому, чтобы стать членом Евросоюза? Сторонники и противники вступления нашей страны в ЕС разделились практически поровну – 30% считают, что она должна стремиться к этому, 27% уверены в обратном. Большинство же (43%) вновь затруднились ответить. Надо сказать, что данный вопрос многократно задавался респондентам, начиная с 2001 года, и доля сторонников вступления России в ЕС сейчас оказалось самой низкой за это время (летом 2003 г. она была максимальной – 73%, летом 2005 г. составила 48%, весной 2007 г. – 36%), а доля противников – самой высокой.

Мы обратились к участникам опроса с просьбой прокомментировать выбор своей позиции (был задан открытый вопрос). Те, кто ратует за вступление России в Евросоюз, приводили самые разные причины, ни одну из которых нельзя назвать доминирующей. Относительно часто говорилось, что вхождение России в ЕС обеспечит рост национальной экономики, ускорит ее интеграцию в мировое экономическое пространство, что, в свою очередь, положительно скажется на благосостоянии россиян (4%). Звучали доводы об укреплении взаимоотношений со странами Европы, о совместном с ними принятии важных международных решений (по 3%). Некоторые полагают, что, вступив в Евросоюз, Россия в скором времени станет более цивилизованной страной (на европейский манер), заявляют, что это повысит авторитет России в мире, что нельзя изолироваться от других стран (по 2%).

А вот в стане противников вступления в Евросоюз один аргумент преобладал над всеми остальными: Россия – большая и сильная страна, поэтому объединяться с другими европейскими государствами нам ни к чему (14%). Часть опрошенных убеждены, что, интегрировавшись в ЕС, наша страна потеряет часть суверенитета, а Россия должна быть самостоятельным государством (2%). Говорилось также о том, что в Европе к России относятся плохо, и нет смысла стремиться туда, где тебя не любят (2%).

Александр Куракин

наверх

Телевизор в нашей жизни

Для значительной части россиян телевидение — важная составляющая повседневности. Кому-то оно служит источником информации и развлечений, для других создает необходимый фон жизни, сопровождая в каждодневных делах. Очень мало осталось тех, кто не имеет телевизора или, по тем или иным причинам, не смотрит его (по данным последнего опроса, 2% и 1% соответственно). Большинство же людей (72%) смотрят телевизор каждый день, 15% — 3–5 раз в неделю и лишь 10% — 1–2 раза в неделю и реже.

Когда-то телевизор включался строго под определенную передачу, а потом — о чем вспомнят, скорее всего, единицы — во многих домах он прикрывался специальной салфеткой. Сегодня целенаправленно, чтобы посмотреть конкретную программу, телевизор включают 39% опрошенных, и такой стиль телевизионного поведения характерен прежде всего для людей пожилых (51% респондентов в возрасте от 55 лет). Большинство же участников опроса (56%) сказали, что включают телевизор, просто когда у них есть свободное время. Именно такой стиль “общения с телевизором” все больше закрепляется в жизни современного человека, и неслучайно чаще всего его отмечали молодые люди (18–35 лет) – 66%.

Другим проявлением той же тенденции превращения телевидения в фон жизни выступает ослабление привычки «программировать» телепросмотр: лишь 15% выбирают передачу из телепрограммы, в то время как 41% просто «щелкают» каналы, и это опять-таки стиль телеповедения прежде всего молодых телезрителей (51% в этой группе)[2].

Роль телевидения в жизни современного человека многофункциональна. Участники массового опроса определили ее прежде всего как информационно-новостную: так, на открытый вопрос «Зачем Вы смотрите телевизор?» 44% дали ответы: «быть в курсе всего»; «получить последнюю информацию о событиях»; «знать хочу о происходящем в стране и мире»; «знать, что где творится» и т. п.

Каждый девятый (11%), говоря об информационной функции телевидения, понимал ее более широко, как предоставление нового знания о мире, интересных сведений, обогащающих эрудицию, расширяющих кругозор: «с целью просвещения»; «увидеть что-то интересное»; «узнать много нового»; «для развития кругозора»; «для эрудиции»; «познавательные цели». Многим людям телевидение дает отдых, релаксацию, возможность получить удовольствие («в качестве отдыха»; «хорошо провожу время»; «чтобы снять усталость, стресс» – 24%); позволяет заполнить свободное время, спасает от скуки и одиночества («а чем еще заниматься вечером, после работы?»; «вечером не скучно с ним»; «это мое общение» и т. п. — 13%). В ряде ответов назывались конкретные телевизионные жанры, привлекающие респондента: кинофильмы (8%), сериалы (2%), спортивные передачи (3%), прогноз погоды (2%), шоу и развлекательные передачи, музыкальные и детские программы, передачи телеканала «Культура» и пр. (по 1%). Впрямую о телевизоре как о «деле привычки» или «фоне» домашнего быта говорили немногие (2% и 1% соответственно), что, впрочем, не означает, что эти функции несущественны.

Телевизор не только «количественно» занимает большое место в жизни современного человека, но и принимается им «качественно», отвечает его запросам, вкусам и предпочтениям. Большинству россиян (69%) нравится сегодняшнее российское телевидение. Тех, кого оно по тем или иным причинам не устраивает, значительно меньше — 20% (7% затруднились ответить на вопрос).

Наиболее любимы населением каналы «Россия» и «Первый» (48 и 44% соответственно назвали эти каналы в числе тех, которые им нравятся больше всего). На 3-м месте — НТВ (31%). Заметим, что у этих каналов и наибольшие возможности приема: 91% – у первых двух, 76% – у НТВ. У остальных каналов число «пристрастных» зрителей (как, впрочем, и степень охвата аудитории) гораздо меньше: у СТС — 13%, у ТНТ и «Спорта» — по 10%, у «Культуры» и РЕН ТВ — по 8%, у остальных — не больше 5%. При интерпретации этих ответов стоит учитывать, что респондент не был ограничен в выборе предпочитаемых телеканалов (каналы перечислялись на карточке, и из этого набора респондент мог отметить любое количество позиций).

Говоря о привлекательных сторонах современного российского телевидения (соответствующий вопрос задавался в открытой форме), респонденты отмечали прежде всего его информационную насыщенность: «постоянно идут новости»; «держит в курсе всех событий»; «для меня эта информация о событиях в мире»; «хорошие новостийные программы»; «что все показывают честно о событиях в стране и за рубежом» (20%). 15% отметили большой выбор художественных фильмов; 9% привлекает обилие развлекательных программ, игр, ток-шоу; еще 9% – большое количество разнообразных телесериалов; 7% довольны тем, что на современном телевидении присутствуют хорошие научно-познавательные программы, «проблемные передачи», «серьезные программы». Часть респондентов обобщенно говорили о разнообразии выбора, предоставляемого современным телевещанием: «выбор огромный»; «возможность смотреть много каналов»; «разнообразие программ на любой вкус» (10%). Другие достоинства современного российского ТВ упоминались реже.

Отвечая на симметричный открытый вопрос «Что Вам не нравится в сегодняшнем российском телевидении?», респонденты чаще всего обращали внимание на засилье рекламы (39%), а также чрезмерное присутствие на телеэкране агрессии и эротики (15 и 9% соответственно). Много претензий звучало в адрес конкретных тележанров: «бесконечных сериалов» (9%) и боевиков (4%), «всяких дурацких шоу» и вообще пустых и глупых передач (6%). Остальные критические суждения встречаются реже.

Как правило, люди не жалеют о времени, проведенном перед телеэкраном: большинство респондентов (59%) сказали, что они проводят у телевизора столько времени, сколько им хочется; 29% предпочли бы смотреть телевизор больше, чем им сегодня удается, и лишь 6% хотели бы тратить на телепросмотр меньше времени.

Ирина Шмерлина

наверх

О смене фамилии в браке

Исторически в нашей культуре было принято, что при вступлении в брак женщина берет фамилию мужа (в патриархальной традиции это, помимо прочего, является одним из символов мужней власти и «безличия» женщины). Нарушение этой нормы – сохранение девичьей фамилии и отсутствие общей фамилии у супругов – стало одним из признаков и атрибутов трансформации брачно-семейных отношений. Насколько каждая из этих моделей распространена сегодня?

Согласно данным опроса, с утверждением, что, выходя замуж, женщина обязательно должна брать фамилию мужа, согласны половина россиян (49%). Противоположную точку зрения – что менять фамилию необязательно – поддержали вдвое меньше (27%; остальные 24% не смогли определить свою позицию по этому вопросу). Любопытно, что когда аналогичный вопрос задавался в 2003 году, распределение ответов было совсем иным: 44% однозначно говорили, что замужняя женщина должна носить фамилию мужа, 42% не видели в этом необходимости. Как видим, за прошедшие пять лет доля респондентов, считающих обязательной смену фамилии при вступлении в брак, осталась практически неизменной, а вот доля выступающих против этого заметно сократилась. Но, на наш взгляд, говорить о какой-либо тенденции пока нет оснований. Причина, скорее всего, в контексте вопроса: в 2003 году он был включен в тему о равноправии женщин, в нынешнем опросе – в тему о семейных устоях и традициях. В результате мы получили довольно интересную оценку устойчивости измеряемой нормы: примерно половина россиян четко придерживаются доминирующего культурного правила («женщина обязательно должна брать фамилию мужа»), четверть уверенно выступают против этого обычая («менять фамилию необязательно»), остальные же однозначной позиции не имеют, и их мнение зависит от ситуации и контекста беседы.

Этот вывод подтверждается и тем, что среди участников опроса, еще ни разу официально не вступавших в брак, примерно половина (11% от общего числа опрошенных) предпочли бы последовать установленной традиции, тогда как четверть (5% от всех опрошенных) готовы от нее отступить. Причем, что интересно, гораздо чаще за несоблюдение этой нормы высказываются мужчины: среди них 28% предпочли бы, чтобы жена оставила свою добрачную фамилию, а среди женщин – только 19%.

Несмотря на то, что смену фамилии считают обязательной к соблюдению нормой около половины россиян, на деле она воспроизводится гораздо чаще. Подавляющее большинство респондентов из числа ныне состоящих или состоявших ранее в официальном браке (85%) заявили, что в их семье жена меняла свою добрачную фамилию на фамилию мужа, и только 15% сказали, что она этого не делала. Удивительно, что в данном отношении не наблюдается каких-либо значимых межпоколенческих различий. Однако у многих россиян иные представления на этот счет: четверть опрошенных (26%) придерживаются мнения, что в последнее время женщин, сохраняющих свою фамилию, становится больше, 9% – что меньше; о неизменности ситуации говорили 27% опрошенных.

Вообще, как полагают респонденты, сегодня в России больше женщин, которые свою фамилию при вступлении в брак меняют: так считают 68% опрошенных, и только 12% придерживаются противоположного мнения. Сходным образом распределяются ответы на вопрос, как большинство мужчин относятся к вопросу о фамилии своей жены: 65% считают, что для вступающих в брак мужчин важно, чтобы их жены поменяли свою фамилию, 20% – что не важно (кстати, мужчины говорят об этом чаще женщин – 22% против 17%).

Елена Вовк

наверх

[1] http://bd.fom.ru/report/cat/socium/hist_ro/cold_war/dd022233

[2] Необходимо, впрочем, отметить, что на вопрос «Как Вы определяете, какую передачу посмотреть?» не отвечали те респонденты, которые включают телевизор под конкретный фильм или передачу; можно предположить, что они в большинстве своем регулярно пользуются телепрограммой.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).