будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Медленное чтение
Норкина Екатерина

Кино по-американски: в главной роли – президент

Искусство в новейшей истории нередко было тесно связано с политикой. При этом, пожалуй, именно кинематограф, будучи самым влиятельным средством воздействия на широкие слои населения, наиболее часто используется в политических целях. Ярчайшее доказательство тому – ситуация вокруг документального фильма Майкла Мура “9/11 по Фаренгейту”, представляемого сейчас в Каннах.

Премьера фильма состоялась на кинофестивале в понедельник и имела оглушительный успех даже в среде вечных критиков документалиста. Впервые в фильмах Мура главным героем выступает не сам режиссер, но объект его сарказма – президент Буш.

“...Это сильное кино”, - заявил в интервью критик британской ежедневной газеты Daily Mail, передает CNN. “Для американцев было бы позором не увидеть этот фильм, повествующий о грязных делах, происходящих на их собственном заднем дворе”, - считает журналист, обсуждая временное отсутствие возможностей для проката фильма в США. Пока фильм допущен к просмотру по всему миру, кроме США, Тайваня и Гонконга, пишет Washington Post. Даже скептики по отношению к творчеству Мура, такие как Джеймс Роччи, критик DVD компании Netflix, приятно удивлены: “Этот фильм удался, будучи искренним и идущим от самого сердца, показывая, как людские жизни рвутся на части”.

Фильм связывает президента Буша с влиятельными семьями в Саудовской Аравии, в том числе с Осамой Бен Ладеном. Он также содержит кадры пыток иракских заключенных, фотографии мертвых иракских детей, подорвавшихся на бомбах, увечных и раненых американских солдат.

Название продиктовано мотивами известного романа американского писателя Рэя Бредбери “451 по Фаренгейту”, где указанная температура соответствует температуре, нужной для сжигания книг в антиутопичном обществе. Мур называет “9/11 по Фаренгейту” “температурой, при которой горит свобода”.

Тем не менее Мур, получивший в 2003 году "Оскар" за документальный фильм “Боулинг для Коломбины”, направленный против “оружейного лоббирования” в США, до сих не может найти компании для организации проката фильма на территории США, виной чему, по мнению режиссера, - политика: “С самого начала на меня оказывалось давление, чтобы прекратить съемки. Теперь мне не дают показать фильм”. Съемки финансировались Miramax'ом ($ 6 млн), партнерской компанией Disney, которая в итоге и запретила выход фильма на экраны. Главы Miramax Харви и Боб Вайнштайн сейчас пытаются уладить конфликт, заявляя журналистам, что “не подведут” Мура. На прошлой неделе последний обвинил руководство Disney в нарушении права свободы слова, а также в “нежелании расстраивать семью Буша”, опасаясь “десятков миллионов” лишних налогов со стороны нынешней администрации.

Тем не менее руководство компании Disney в интервью New York Times настаивает лишь на своем желании не быть вовлеченными в политический поединок. Однако Мур заявляет: “Мы живем в свободном и открытом обществе, где инакомыслие не должно подавляться и умалчиваться. Кинокомпании разрушают наше доверие”.

На пресс-конференции перед премьерным показом документалист так описывал предстоящее зрелище: “Половина фильма посвящена Ираку. Мы посылали операторов в американские войска, где не знали, что снимает Мур”. Далее шли непристойные выражения в адрес идеологических противников автора. “Солдаты также писали мне о своем разочаровании в войне. Это тот случай, когда наши собственные войска больше не поддерживают своего главнокомандующего”, - цитирует скандального автора Guardian. Мур также открыто говорил о своем желании “вдохновить людей прийти и проголосовать за демократов в ноябре”, против “самого тупого” президента в истории США и внешней политики, “принесшей в мир много разрушений”. При этом Мур, весьма “противоречивый”, по выражению обозревателя ВВС, режиссер, считает себя “самым патриотичным американцем”, верящим в основополагающие принципы США, одним из которых является “не нападать на ту страну, которая не нападает на тебя”, что в целом идет вразрез с концепцией превентивного удара, отстаиваемой администрацией Джорджа Буша.

Краткое содержание двухчасового фильма, по описанию критика Channel 4, следующее. Все начинается с пролога, характеризующего первые 8 месяцев президентства Буша. Затем идут две четко разделенные части: 11 сентября (9/11) и Ирак. В первой части описывается, как Буш получал прибыль из операций с деньгами влиятельных семей Саудовской Аравии, как 24 членам семьи Бен Ладена было разрешено покинуть США сразу после трагедии 11 сентября, как Буш противодействовал расследованию терактов, а также личные связи президента с послом Саудовской Аравии принцем Бандаром. Мур обвиняет Буша в недооценке Бен Ладена и в насаждении среди американцев страха, позволившего отвести подозрения от Буша и начать войну в Ираке. Вторая часть, в которой журналист разъезжает по Вашингтону в трейлере, продающим мороженое, читая при этом антитеррористический "Патриотический акт", “на прочтение которого у конгрессменов не было времени”, обвиняет Буша в развязывании войны против страны, “которая на нас не нападала”. Мур также наблюдает за набором солдат в американскую армию у себя на родине в штате Мичиган и беседует с людьми, потерявшими близких в иракской кампании. “Что случится в “9/11 по Фаренгейту” - непонятно. Жара вокруг событий вполне осязаема, однако будущее все еще неясно”, - заключает критик. “Фильм наполнен сарказмом”, - пишет корреспондент Reuters.

Белый дом пока официально не комментировал информацию, утверждаемую фильмом. Критик Дерек Малкольм, говоря о том, что “9/11 по Фаренгейту” достаточно “беспристрастен”, заявил при этом, что “вряд ли кто-то будет сильно шокирован фильмом. Он точно не поможет Керри выиграть выборы”, цитирует ВВС. Консервативная английская Times тем не менее расставляет акценты на возможной будущей критике Мура, называя фильм “высокоинтеллектуальным копанием в грязи”, “кампанией одного человека против Буша”, а лично режиссера – “чудовищным эгоистом”, который “может найти международный заговор в обычном гамбургере”.

При этом американские СМИ в описании ситуации пока не более активны, чем французские, немецкие, английские и итальянские издания. Так, Le Figaro недоумевает: “Истинный шоумен, Майкл Мур, которого в Штатах ненавидят как республиканцы, так и демократы, стал в Европе рыцарем, Зорро, прокурором, осуждающим американские грехи. Злой и хитрый, комичный и неполиткорректный, эгоцентричный и поучающий, никто не знает, является ли этот человек кукольником-оппортунистом или истинным борцом”. На французов, вероятно, подействовало личное участие Мура в забастовках французских работников кино в прошедший уик-энд, сообщает Reuters. При этом газету удивляют “неведомые доселе деньги, затраченные на документальное кино”: “Business есть business…” Английское издание The Scotsman также характеризует Мура как enfant terrible американского кино: “Будучи одновременно хорошо продаваемым автором, комиком, режиссером и журналистом, 50-летний Мур никогда не избегал споров”. При этом стоит заметить, что Мур весьма популярен в Европе: в Великобритании готовится документальный фильм о его жизни.

Если Miramax'у все-таки удастся разрешить юридические проблемы, фильм должен выйти в американский прокат в июле этого года, почти одновременно с началом его показа в Европе.

Норкина Екатерина
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).