будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Медленное чтение
Панеях Элла

Кризис: уроки для России

Института Катона
 

"Полит.ру" начинает публикацию серии статей социолога и докторанта Мичиганского университета Эллы Панеях, посвященных проблеме экономического кризиса в России. В западной практике в условиях кризисной ситуации любые действия по ее нейтрализации направлены на то, чтобы не только пережить этот период с минимальными потерями, но и извлечь из него уроки для дальнейшей оптимизации работы политических, общественных, экономических институтов. С последним, по мнению автора, в России могут возникнуть сложности. Статья предоставлена русским проектом Института Катона.

См. также: Элла Панеях "Экономика и государство: подходы социальных наук"

Сторонники антикризисных мер российского правительства любят подчеркивать относительную устойчивость экономики России по сравнению с другими странами. Якобы нас меньше, чем других, тряхнет мировой кризис. Остается только надеяться, что они правы в своем оптимизме, но вопрос, занимающий меня здесь, несколько иной: насколько способна российская экономика к позитивной трансформации, обычно являющейся результатом кризиса? Будут ли заложены основы будущего роста, или спад обернется стагнацией?

Никто, разумеется, не любит кризисы. Однако же, кризис — это не просто какое-то экономическое стихийное бедствие, которое нужно постараться переждать без потерь. Кризис — это время, когда не только разрушаются старые организации, связи, правила игры, но и определяется, какими будут новые. Это время платить за свои просчеты, получать горькие уроки и придумывать новые, более удачные схемы деятельности. Все мы делаем ошибки. В тучные годы запас прочности достаточно высок, и жизнь — то есть совершенно конкретные люди или обстоятельства — нам зачастую их прощает, позволяя продолжать действовать не самым оптимальным способом. В кризис подобного запаса прочности нет. В тяжелые времена вам не поверят второй и третий раз на слово, если вы склонны подводить и ошибаться, — никто не может себе это позволить. Вам не заплатят за престижный товар завышенную цену, еще вчера считавшуюся рыночной — не до жиру. Вам не простят десять опозданий на работу — за воротами достаточно жаждущих получить ваше место. Выживают те, кто учится на собственных ошибках быстрее других. Собственно говоря, в этом состоит конструктивная функция кризиса: он выявляет неэффективность в самых разных элементах экономики, вынуждает устранять ее, изобретать новые механизмы там, где старые не работают.

Учатся компании — урезать расходы, отказываться от чересчур амбициозных или просто неэффективных проектов, вкладываться в то, что дает наибольшую прибыль, обслуживать, как метко выразился один ЖЖ-юзер, потребности, а не понты клиентов http://lutra-lutra.livejournal.com/141245.html. С опаской относиться к кредитным деньгам, даже если они дешевы. Тщательнее выбирать партнеров. Учатся инвесторы — не вкладываться в «верные схемы» с заоблачной доходностью и/или «стопроцентной надежностью». Заново вспоминают о том, что высокая доходность — показатель высокого же риска, а стопроцентная надежность вообще бывает только в морге.

Учатся работники — выясняют, насколько котируется в трудные времена их квалификация, принимают решения о том, чтобы переучиться или сменить сферу деятельности, вынужденно пробуют новые профессии, уясняют для себя свою ценность для работодателя или отсутствие таковой.

Учатся банки — различать надежных и ненадежных дебиторов, не раздавать кредиты кому попало, держать достаточные резервы.

Учатся, между прочим, правительства. Плохо и со скрипом, поскольку чиновники и политики играют в эту игру не на свои деньги, но все-таки учатся. Тому, что опасно в хорошие времена брать на себя завышенные социальные обязательства — их придется выполнять и в плохие. Тому, что зарегулированный бизнес неустойчив к изменениям и гораздо труднее оправляется от потерь, чем относительно свободный. Тому, что раздавая направо и налево государственные гарантии «социально важным», а то и просто приближенным к власти компаниям, можно в итоге остаться по уши в невыполнимых обязательствах.

И наконец, учатся просто люди. Понимать, что происходит в экономике. Жить по средствам. Не хватать без разбору кредитов под будущее процветание. Доверять одним политическим решениям и не доверять другим.

Эта обучающая, трансформационная роль кризиса человеку, живущему в западной стране, видна невооруженным глазом. Достаточно просто включить телевизор, чтобы обнаружить, что наряду с горячими спорами о путях выхода из рецессии, наряду с заявлениями политиков, соревнующихся в поисках наилучшей стратегии, происходит нечто удивительное: стихийный и массовый экономический ликбез. Никто этого не организует — просто, пытаясь донести до среднего обывателя суть «высоколобых» экономических споров, ведущие информационных программ вынуждены понятными словами объяснять, о чем, собственно, идет речь. Иногда, включив какой-нибудь CNN, чувствуешь себя в точности как на уроке по экономике в десятом классе. На экране демонстрируются схемы, расшифровываются термины, и смысл какого-нибудь загадочного для нормального человека «subprime derivative» становится в общих чертах понятным любому оболтусу, способному высидеть перед экраном четыре минуты.

Кризис выявляет слабые места — госуправления, политической системы, финансового регулирования, стратегии и практики работы отдельных фирм, личных стратегий граждан. Слабые места начинают болеть. Их становится возможным назвать, обсудить и попытаться вылечить.

Что происходит в нормальной, хорошо организованной частной фирме, когда кризис на подходе? Руководство фирмы анализирует продукты — что из производимого будут покупать всегда, а что покупатели с легкостью отложат до лучших времен? Перетряхивает штатное расписание — кто из работников абсолютно незаменим, а кого в случае необходимости можно будет и уволить? Заново переоценивает банки, с которыми работали до сих пор, — какой устоит наверняка? Прикидывает, от каких расходов можно будет относительно безболезненно отказаться. Переоценивает отношения с партнерами — кто устоит, кто не поведется на соблазн «кинуть» или «продавить» вас на заведомо невыгодные условия в трудный момент? Даже если плохие времена не коснутся вашей компании — все это важная и нужная работа, которую очень неохота делать в другое время, когда денег, вроде бы, хватает и так. Кризис не только выметает с рынка худших участников; гораздо важнее, что он позволяет средним усовершенствоваться, а лучшим подняться выше. За кризисом почти неизбежно следует рост: мы все становимся умнее, экономнее и осторожнее, и награда, как правило, не заставляет себя ждать слишком долго. Как правило, но не всегда.

И вот именно в этой области кроются, как мне кажется, самые большие риски для российской экономики. Разумеется, важно, насколько глубоким будет кризис в России. Разумеется, очень важно, насколько болезненными окажутся для людей «тощие» годы. Имеют смысл и давно уже идущие споры о том, в какой степени начинающийся экономический кризис в стране есть просто результат глобальных подвижек, американской и мировой депрессии, а в какой степени в стремительном — намного глубже среднемирового — падении фондового рынка повинно безответственное поведение российских властей в экономике, развязанная в предельно неудачный момент война, коррупция, фактическая легализация рейдерства и прочие чисто местные особенности. Все это важно, но это споры о вчерашнем и сегодняшнем дне. В долгосрочном периоде на нашу жизнь — не год и не два, а десятилетия — будет влиять то, какой именно выйдет российская экономика из кризиса. Сыграет ли он свою очищающую роль, или, сполна хлебнув связанных с кризисом бедствий, граждане страны не получат выгод, которые он приносит обычно — ни более аккуратного в своих действиях правительства, ни более эффективных, более ориентированных на потребителя стратегий отдельных фирм, ни более удачной конфигурации рынка труда, ни инноваций? Это важнее, чем споры о том, кто виноват. Это важнее даже чем дискуссии по поводу пожарных мер, в спешке предпринимаемых властями с целью смягчить самую первую — и потому самую пугающую — стадию обвала.

Проблема в том, что пока в одних российских фирмах происходит та оптимизационная работа, что обсуждалась абзацем выше, другие — более приближенные к власти — заняты совсем иным. Там названивают начальству, пытаясь под тяжелые времена получить льготы и субсидии. Лоббируют беспроцентные раздачи денег приближенным компаниям. Рисуют несуществующие «инвестиционные планы», чтобы отхватить кусок от пакета, выделенного правительством на поддержку инвестиций, пострадавших от ухода западных кредиторов с рынка. Ищут инсайд, пытаясь заработать на волатильном — стремительно падающем — фондовом рынке. Нацеливаются на покупку конкурентов по схеме «придушить руками знакомых госчиновников, взять в долг у государства денег по блату, купить за копейки». Разумеется, нацеливаются так не на падаль, а на самое лучшее, что только можно получить, — на лучшие активы, то есть на активы тех самых «лучших» фирм, которые должны бы были выжить и разжиреть на волне кризиса.

Преимущественный шанс на выживание и рост во время кризиса, таким образом, получают те компании, которые наиболее эффективно «сотрудничают» с чиновниками. То, что происходит под шумок кризиса, гораздо опаснее, чем просто попытки некоторых фирм присосаться к торопливой раздаче казенных денег. Сейчас множеством отдельных людей принимаются решения, которые определят облик посткризисной российской экономики. И в большей своей части это очень плохие, опасные в долгосрочном периоде решения. Такой противоестественный отбор.

Вышесказанное никоим образом не значит, что те компании, которые смогут дать адекватный «рыночный» ответ кризису, непременно проиграют, а выиграют непременно те, кто положился на поддержку государства, на добрые отношения с государственными людьми, просто на взятки и откаты. Но это значит, что, помимо сопротивления среды, помимо кризиса доверия, помимо несравнимо более жестких, чем в «тучные» годы, бюджетных ограничений, против тех, кто в нормальной ситуации должен бы стать локомотивом развития российской экономики на следующем витке роста, будет играть еще и группа жадных, беспринципных и наглых конкурентов. Конкурентов, располагающих практически неограниченными ресурсами, для которых кризис не усилил, а ослабил давление бюджетных ограничений (под кризис получить денег из бюджета может оказаться и проще, чем взять кредит на Западе в хорошее время). Конкурентов, не останавливающихся перед насилием — ведь для насилия они используют служащих государственных же силовых структур, обладающих сейчас практически лицензией на безнаказанное применение силы как в «государственных», так и в личных целях. Конкурентов, имеющих — в ограниченных пределах — привилегию безнаказанно отказываться от ранее принятых на себя обязательств; просто потому, что суды ангажированы, а регулирующие органы коррумпированы до предела. В такой конкуренции победить непросто. И такая конкуренция побуждает многих самим меняться в подобном же направлении.

Какие правила, обычаи, практики в экономической жизни России будут мешать участникам успешно пройти кризисную трансформацию, а какие помогут? Попробуем разобраться в следующей колонке. Если уж кризис — время учиться на ошибках, имеет смысл начать работу над ошибками как можно раньше.

Панеях Элла
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).