![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
В последние месяцы тема объединения демократических сил широко обсуждается в СМИ, чему способствовало и совместное выступление СПС и "Яблока" на выборах в Московскую городскую думу, и попытка М. Касьянова выступить в амплуа "собирателя" российских демократов. Мы спросили у россиян, как они относятся к идее объединения существующих демократических сил в единую коалицию. Одобрение эта идея вызвала у 27% опрошенных, 16% – отнеслись к ней отрицательно; большинство же участников опроса (57%) затруднились выразить свое отношение к подобной перспективе.
Самый распространенный аргумент сторонников объединения демократов состоит в том, что этот шаг усилит позиции последних: "будет более сильная, значимая партия"; "больше возможностей для претворения решений в жизнь при объединении"; "вместе легче бороться за места в Думе" (об этом говорят более трети ответивших на соответствующий открытый вопрос, или 9% по выборке в целом). Некоторые надеются, что в случае объединения среди демократов станет меньше конфликтов ("меньше междоусобиц будет, один портфель лучше") – 3%; другие вообще исходят из того, что "чем меньше партий, тем лучше" (3%), либо полагают, что объединение – это всегда благо (2%). Изредка говорилось и о необходимости создания "сильной оппозиции правящей партии" (1%).
Противники идеи объединения демократических сил чаще всего выражали антипатию к демократам, утверждая, что от их действий нет никакой пользы, тогда как вред наличествует: "мало дел, и объединение тоже ничего не даст, одни слова, не подкрепленные делами"; "демократия в последние годы ничего хорошего для России не дала" (6%). Кроме того, респонденты опасались, что в коалиции демократов будет слишком много противоречий, конфликтов; говорили, что эта идея обречена на провал; подчеркивали, что сегодняшние демократы – слишком разные, чтобы объединяться, либо высказывались в том смысле, что "демократов вообще нет, и нечего им объединяться" (по 1%).
При этом на вопрос, допускают ли они для себя возможность проголосовать за партию объединившихся демократов (если бы таковая сформировалась к предстоящим в 2007 году парламентским выборам), 32% респондентов ответили утвердительно; примерно столько же (34%) – исключают такую возможность, и еще треть опрошенных затруднились с ответом.
Следует, впрочем, учесть: отвечая на открытый вопрос, кого из российских политиков они отнесли бы к демократам, участники опроса чаще всего называли В. Жириновского (13%); реже упоминались Г. Явлинский (9%), В. Путин (8%), И. Хакамада (6%). 4% опрошенных назвали Б. Грызлова, по 3% – Б. Немцова и С. Шойгу, по 2% – М. Касьянова, Д. Рогозина и Г. Зюганова, по 1% – Ю. Лужкова, А. Чубайса, С. Глазьева, М. Фрадкова, С. Миронова, В. Рыжкова.
Не менее разнообразны и представления граждан о том, какие, собственно, идеи и принципы отстаивают сегодняшние российские демократы. Каждый четвертый из ответивших на соответствующий открытый вопрос (10% по выборке) полагает, что демократы озабочены исключительно личным обогащением – "заботятся о своем кармане"; "отрасли и деньги между собой делят". И столько же (10%) – уверены, что сегодняшние демократы защищают интересы простых людей: "выступают за простой народ"; "улучшить жизнь простого народа, решение национальных проектов". Традиционные демократические ценности упоминают в этом контексте еще 10% опрошенных – они считают, что российские демократы отстаивают права и свободы граждан, добиваются участия народа в управлении государством и т. д.
Кроме того, кто-то полагает, что демократы отстаивают законность и порядок (1%), а кто-то – что они добиваются развала и уничтожения страны (1%). Среди идей и принципов, которые, по мнению россиян, защищают демократы, также изредка упоминались частная собственность, рыночные отношения (1%), мир и сотрудничество с другими странами (1%). Некоторые обвиняли демократов в лоббировании интересов олигархов и Запада (1%) либо утверждали, что они просто стремятся к власти (1%). Наконец, довольно многие (6%) заявляли, что никаких идей и принципов у демократов нет, и характеризовали их как обманщиков и демагогов.
При таком разнообразии суждений о том, кто такие демократы и чего они добиваются, неудивительно, что и в своих оценках влиятельности российских демократов респонденты оказались весьма далеки от единства. По мнению 25% опрошенных, среди российских политиков сегодня много демократов, по мнению 21% – мало, а 26% – полагают, что их нет совсем (остальные – затруднились с ответом). При этом 17% опрошенных заявили, что влияние демократов растет, 9% – что оно уменьшается, 24% – что перемен в этом отношении не происходит, а 21% – что демократы не оказывают никакого влияния на жизнь страны (остальные – затруднились с ответом).
Наконец, стоит отметить, что 21% опрошенных заявили о своем положительном, а 15% – об отрицательном отношении к российским демократам, большинство же (54%) определяют свое отношение к ним как безразличное.
Людмила Преснякова
Либерально-демократическая партия уже 16 лет присутствует на российской политической арене и среди наиболее заметных отечественных партийных структур по праву может считаться долгожителем.
Какова сегодня репутация ЛДПР и ее бессменного лидера В. Жириновского в российском обществе? Какие изменения в отношении потенциальных избирателей к этой партии произошли за время ее существования?
Как следует из результатов опроса, ЛДПР считается не слишком влиятельной: 30% наших сограждан полагают, что она вообще не влияет на российскую политику, 34% считают, что влияет, но слабо. Лишь 16% опрошенных расценивают влияние ЛДПР как сильное. Характерно, что даже сторонники партии не склонны преувеличивать ее политический вес: только 36% респондентов, голосовавших за нее в 2003 году, полагают, что ЛДПР имеет большое влияние в политической сфере.
Не слишком заметна партия и "на местах": только 10% респондентов заметили деятельность ЛДПР в своих регионах за последнее время; две трети респондентов затруднились сказать, как позиционирует себя партия по отношению к действующей региональной власти: поддерживает губернатора или находится в оппозиции к нему (16% сказали, что поддерживает, 18% – что пребывает в оппозиции).
Что касается отношений ЛДПР с федеральной властью, то по мнению почти половины россиян (46%), лидеры партии поддерживают В. Путина. Только 22% опрошенных придерживаются противоположной точки зрения: что они находятся в оппозиции к президенту. Характерно, что и среди сторонников ЛДПР нет единства в этом вопросе: 45% проголосовавших за нее в 2003 году считают, что лидеры партии поддерживают главу государства, 33% – считают их оппозиционерами.
По мнению трети респондентов (33%), за 16 лет своего существования партия практически не изменилась, еще 36% не взялись судить о том, произошли ли в ней перемены. Те же, кто полагает, что изменения произошли, вдвое чаще оценивают их как позитивные, чем как негативные (20% против 10%). Характерно, что чаще говорят о положительных, нежели об отрицательных изменениях сторонники почти всех основных политических сил (кроме приверженцев КПРФ).
ЛДПР по-прежнему, считается "партией одного лица". Более двух третей россиян (69%) полагают, что она может оставаться известной, заметной только под руководством В. Жириновского. И только 13% респондентов считают, что партия может оставаться заметной на российской политической сцене и при другом лидере.
Следует отметить, что сегодня в обществе позитивное отношение к В. Жириновскому встречается вдвое чаще, чем негативное: 37% против 18% (39% заявили, что относятся к нему безразлично, остальные – 5% – затруднились с ответом).
Судя по ответам респондентов на открытый вопрос "Как изменился В. Жириновский за последние год-два?", имидж лидера ЛДПР заметно улучшается. 29% участников опроса заявили, правда, что В. Жириновский никак не меняется, и 24% затруднились с ответом. Но из остальных 45% респондентов лишь 5% говорили о негативных переменах. В большинстве же случаев опрошенные отмечают, что в последние пару лет лидер ЛДПР стал спокойнее, сдержаннее (27%), серьезнее, основательнее (5%), теперь он более прямой, правдивый, деловитый, чем раньше (по 1% суждений).
При таком отношении к В. Жириновскому и при той роли, какую в имидже ЛДПР играет ее лидер, неудивительно, что доля россиян, допускающих для себя возможность проголосовать за эту партию, за два последних года выросла – с 18% до 28%. Отметим, что допускают для себя такую возможность 22% сторонников "Единой России" и каждый третий из тех, кто не участвовал в парламентских выборах 2003 года.
Петр Бавин
Почти половина россиян (46%) с той или иной периодичностью посещают баню, более трети (36%) – ходили туда прежде (никогда не бывали в бане 17% опрошенных). Причем каждый второй из числа посещающих баню – 23% по выборке в целом – делает это не реже чем раз в неделю; еще 6% опрошенных – 2–3 раза в месяц.
Хотели бы бывать в бане чаще, чем сейчас, 39% респондентов (среди жителей больших городов – 55%). Основные причины, которые не позволяют им в полной мере реализовать эту потребность, – стоимость банных услуг (этот фактор назвали 14% опрошенных) и нехватка времени (13%). Проблемы со здоровьем не позволяют ходить в баню так часто, как хотелось бы, 6% респондентов. На отсутствие подходящей бани, расположенной достаточно близко, жалуются 10% опрошенных.
Вообще, 38% участников опроса отмечают, что в их населенных пунктах бань достаточно, и 41% – что их не хватает. Особенно ощутим дефицит в сельской местности: здесь только 35% респондентов говорят, что бань достаточно, а 52% – что недостаточно.
Более трети из числа посещающих баню (17% по выборке в целом) вынуждены делать это из-за отсутствия в доме ванны или душа (на селе – 33%). Но значительно чаще (28%) респонденты сообщают, что возможность помыться дома у них есть, и в баню они ходят по "другим причинам". Эти причины, а также "банное поведение" людей, для которых посещение бани – скорее элемент стиля жизни, нежели "прозаичная" гигиеническая необходимость, представляют особый интерес.
Отвечая на открытый вопрос "Почему, по каким причинам Вы ходите в баню?", респонденты, имеющие возможность помыться дома (не имеющим такой возможности этот вопрос, естественно, не задавался – было бы бестактно), чаще всего говорили о пристрастии к банным процедурам, центральное место среди которых занимает, конечно, парная; демонстрировали отношение к бане как к источнику телесной и душевной радости, месту, где можно расслабиться, физически отдохнуть (в целом эти мотивы звучали в ответах 16% респондентов). Близкий, но все же несколько отличный подход к посещению бани – как к оздоровительной процедуре – прозвучал в высказываниях 5% опрошенных. Другая типичная, упоминавшаяся многими, причина посещения бани – это возможность легкого, приятного общения с близкими людьми (6%).
Аналогичные доводы, кстати, звучали и в ответах респондентов на иной открытый вопрос – когда они рассуждали о мотивах других людей, которые могут помыться дома, но тем не менее ходят в баню (этот вопрос задавался всем участникам опроса). Тут баня ассоциировалась прежде всего со здоровьем – 25% ("первый доктор – баня"); баня – это парилка, веник, пар и жар (20%); "баня – это огромное удовольствие" и "отдых", "кайф" (20%). О возможности тесного, интересного, веселого общения с друзьями говорили 20% респондентов. Об особой "банной атмосфере", специфическом ритуале посещения бани – 3%, столько же подчеркивали культурно-исторические истоки данного ритуала ("там русский дух, там Русью пахнет"; "это традиция, народное достояние"). По мнению 3% опрошенных, в баню ходят потому, что это место, где можно хорошо выпить.
Наибольшей популярностью у любителей "банного образа жизни" пользуется русская баня: 72% представителей данной группы (21% по выборке в целом) отметили, что чаще всего посещают именно ее, и лишь 17% (5% выборки) в качестве наиболее часто посещаемого банного заведения назвали финскую баню.
Из типов банных заведений, посещаемых наиболее часто, на первом месте стоит своя собственная баня / сауна – ими пользуются 9% опрошенных (почти каждый третий из числа приверженцев банного образа жизни). Несколько реже назывались бани, принадлежащие знакомым или родственникам респондента (5% по выборке), общие отделения общественных бань (5%), маленькие коммерческие бани / сауны (4%) или бани / сауны при спортивных залах, бассейнах, косметических салонах (3%). Отдельные номера в общественных банях посещают (по крайней мере, регулярно) немногие – 1%.
Банный образ жизни предполагает общение. Чаще всего в баню ходят с друзьями и родственниками – 14 и 11% соответственно (39% и 31% в группе любителей бань). Однако 8% опрошенных посещают баню в одиночку, без компании.
Любимые "банные напитки" – пиво (9%) и чай (7%). Пиво пьют чаще молодые (18%), более или менее обеспеченные люди (16%), а также мужчины (16%). Предпочтение чая не связано с социально-демографическими особенностями. 6% респондентов не пьют в бане вообще никаких напитков; вино, а тем более – водку и другие крепкие напитки, пьют, по их словам, единицы (всего порядка 2%).
У 8% опрошенных посещение бани не сопряжено с какими-либо расходами (напомним, многие ходят в свои собственные бани либо к друзьям и родственникам), 7% тратят на посещение до 100 рублей, еще 7% – от 100 до 500 рублей. Более внушительные суммы тратят немногие – менее 2% (до 5% от числа более или менее регулярно посещающих баню).
Ирина Шмерлина