будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Медленное чтение

ЛДПР и российские демократы

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Российские демократы : Либерально-демократическая партия России : Баня и сауна
 

Российские демократы

В последние месяцы тема объединения демократических сил широко обсуждается в СМИ, чему способствовало и совместное выступление СПС и "Яблока" на выборах в Московскую городскую думу, и попытка М. Касьянова выступить в амплуа "собирателя" российских демократов. Мы спросили у россиян, как они относятся к идее объединения существующих демократических сил в единую коалицию. Одобрение эта идея вызвала у 27% опрошенных, 16% – отнеслись к ней отрицательно; большинство же участников опроса (57%) затруднились выразить свое отношение к подобной перспективе.

Самый распространенный аргумент сторонников объединения демократов состоит в том, что этот шаг усилит позиции последних: "будет более сильная, значимая партия"; "больше возможностей для претворения решений в жизнь при объединении"; "вместе легче бороться за места в Думе" (об этом говорят более трети ответивших на соответствующий открытый вопрос, или 9% по выборке в целом). Некоторые надеются, что в случае объединения среди демократов станет меньше конфликтов ("меньше междоусобиц будет, один портфель лучше") – 3%; другие вообще исходят из того, что "чем меньше партий, тем лучше" (3%), либо полагают, что объединение – это всегда благо (2%). Изредка говорилось и о необходимости создания "сильной оппозиции правящей партии" (1%).

Противники идеи объединения демократических сил чаще всего выражали антипатию к демократам, утверждая, что от их действий нет никакой пользы, тогда как вред наличествует: "мало дел, и объединение тоже ничего не даст, одни слова, не подкрепленные делами"; "демократия в последние годы ничего хорошего для России не дала" (6%). Кроме того, респонденты опасались, что в коалиции демократов будет слишком много противоречий, конфликтов; говорили, что эта идея обречена на провал; подчеркивали, что сегодняшние демократы – слишком разные, чтобы объединяться, либо высказывались в том смысле, что "демократов вообще нет, и нечего им объединяться" (по 1%).

При этом на вопрос, допускают ли они для себя возможность проголосовать за партию объединившихся демократов (если бы таковая сформировалась к предстоящим в 2007 году парламентским выборам), 32% респондентов ответили утвердительно; примерно столько же (34%) – исключают такую возможность, и еще треть опрошенных затруднились с ответом.

Следует, впрочем, учесть: отвечая на открытый вопрос, кого из российских политиков они отнесли бы к демократам, участники опроса чаще всего называли В. Жириновского (13%); реже упоминались Г. Явлинский (9%), В. Путин (8%), И. Хакамада (6%). 4% опрошенных назвали Б. Грызлова, по 3% – Б. Немцова и С. Шойгу, по 2% – М. Касьянова, Д. Рогозина и Г. Зюганова, по 1% – Ю. Лужкова, А. Чубайса, С. Глазьева, М. Фрадкова, С. Миронова, В. Рыжкова.

Не менее разнообразны и представления граждан о том, какие, собственно, идеи и принципы отстаивают сегодняшние российские демократы. Каждый четвертый из ответивших на соответствующий открытый вопрос (10% по выборке) полагает, что демократы озабочены исключительно личным обогащением – "заботятся о своем кармане"; "отрасли и деньги между собой делят". И столько же (10%) – уверены, что сегодняшние демократы защищают интересы простых людей: "выступают за простой народ"; "улучшить жизнь простого народа, решение национальных проектов". Традиционные демократические ценности упоминают в этом контексте еще 10% опрошенных – они считают, что российские демократы отстаивают права и свободы граждан, добиваются участия народа в управлении государством и т. д.

Кроме того, кто-то полагает, что демократы отстаивают законность и порядок (1%), а кто-то – что они добиваются развала и уничтожения страны (1%). Среди идей и принципов, которые, по мнению россиян, защищают демократы, также изредка упоминались частная собственность, рыночные отношения (1%), мир и сотрудничество с другими странами (1%). Некоторые обвиняли демократов в лоббировании интересов олигархов и Запада (1%) либо утверждали, что они просто стремятся к власти (1%). Наконец, довольно многие (6%) заявляли, что никаких идей и принципов у демократов нет, и характеризовали их как обманщиков и демагогов.

При таком разнообразии суждений о том, кто такие демократы и чего они добиваются, неудивительно, что и в своих оценках влиятельности российских демократов респонденты оказались весьма далеки от единства. По мнению 25% опрошенных, среди российских политиков сегодня много демократов, по мнению 21% – мало, а 26% – полагают, что их нет совсем (остальные – затруднились с ответом). При этом 17% опрошенных заявили, что влияние демократов растет, 9% – что оно уменьшается, 24% – что перемен в этом отношении не происходит, а 21% – что демократы не оказывают никакого влияния на жизнь страны (остальные – затруднились с ответом).

Наконец, стоит отметить, что 21% опрошенных заявили о своем положительном, а 15% – об отрицательном отношении к российским демократам, большинство же (54%) определяют свое отношение к ним как безразличное.

Людмила Преснякова

наверх

Либерально-демократическая партия России

Либерально-демократическая партия уже 16 лет присутствует на российской политической арене и среди наиболее заметных отечественных партийных структур по праву может считаться долгожителем.

Какова сегодня репутация ЛДПР и ее бессменного лидера В. Жириновского в российском обществе? Какие изменения в отношении потенциальных избирателей к этой партии произошли за время ее существования?

Как следует из результатов опроса, ЛДПР считается не слишком влиятельной: 30% наших сограждан полагают, что она вообще не влияет на российскую политику, 34% считают, что влияет, но слабо. Лишь 16% опрошенных расценивают влияние ЛДПР как сильное. Характерно, что даже сторонники партии не склонны преувеличивать ее политический вес: только 36% респондентов, голосовавших за нее в 2003 году, полагают, что ЛДПР имеет большое влияние в политической сфере.

Не слишком заметна партия и "на местах": только 10% респондентов заметили деятельность ЛДПР в своих регионах за последнее время; две трети респондентов затруднились сказать, как позиционирует себя партия по отношению к действующей региональной власти: поддерживает губернатора или находится в оппозиции к нему (16% сказали, что поддерживает, 18% – что пребывает в оппозиции).

Что касается отношений ЛДПР с федеральной властью, то по мнению почти половины россиян (46%), лидеры партии поддерживают В. Путина. Только 22% опрошенных придерживаются противоположной точки зрения: что они находятся в оппозиции к президенту. Характерно, что и среди сторонников ЛДПР нет единства в этом вопросе: 45% проголосовавших за нее в 2003 году считают, что лидеры партии поддерживают главу государства, 33% – считают их оппозиционерами.

По мнению трети респондентов (33%), за 16 лет своего существования партия практически не изменилась, еще 36% не взялись судить о том, произошли ли в ней перемены. Те же, кто полагает, что изменения произошли, вдвое чаще оценивают их как позитивные, чем как негативные (20% против 10%). Характерно, что чаще говорят о положительных, нежели об отрицательных изменениях сторонники почти всех основных политических сил (кроме приверженцев КПРФ).

ЛДПР по-прежнему, считается "партией одного лица". Более двух третей россиян (69%) полагают, что она может оставаться известной, заметной только под руководством В. Жириновского. И только 13% респондентов считают, что партия может оставаться заметной на российской политической сцене и при другом лидере.

Следует отметить, что сегодня в обществе позитивное отношение к В. Жириновскому встречается вдвое чаще, чем негативное: 37% против 18% (39% заявили, что относятся к нему безразлично, остальные – 5% – затруднились с ответом).

Судя по ответам респондентов на открытый вопрос "Как изменился В. Жириновский за последние год-два?", имидж лидера ЛДПР заметно улучшается. 29% участников опроса заявили, правда, что В. Жириновский никак не меняется, и 24% затруднились с ответом. Но из остальных 45% респондентов лишь 5% говорили о негативных переменах. В большинстве же случаев опрошенные отмечают, что в последние пару лет лидер ЛДПР стал спокойнее, сдержаннее (27%), серьезнее, основательнее (5%), теперь он более прямой, правдивый, деловитый, чем раньше (по 1% суждений).

При таком отношении к В. Жириновскому и при той роли, какую в имидже ЛДПР играет ее лидер, неудивительно, что доля россиян, допускающих для себя возможность проголосовать за эту партию, за два последних года выросла – с 18% до 28%. Отметим, что допускают для себя такую возможность 22% сторонников "Единой России" и каждый третий из тех, кто не участвовал в парламентских выборах 2003 года.

Петр Бавин

наверх

Баня и сауна

Почти половина россиян (46%) с той или иной периодичностью посещают баню, более трети (36%) – ходили туда прежде (никогда не бывали в бане 17% опрошенных). Причем каждый второй из числа посещающих баню – 23% по выборке в целом – делает это не реже чем раз в неделю; еще 6% опрошенных – 2–3 раза в месяц.

Хотели бы бывать в бане чаще, чем сейчас, 39% респондентов (среди жителей больших городов – 55%). Основные причины, которые не позволяют им в полной мере реализовать эту потребность, – стоимость банных услуг (этот фактор назвали 14% опрошенных) и нехватка времени (13%). Проблемы со здоровьем не позволяют ходить в баню так часто, как хотелось бы, 6% респондентов. На отсутствие подходящей бани, расположенной достаточно близко, жалуются 10% опрошенных.

Вообще, 38% участников опроса отмечают, что в их населенных пунктах бань достаточно, и 41% – что их не хватает. Особенно ощутим дефицит в сельской местности: здесь только 35% респондентов говорят, что бань достаточно, а 52% – что недостаточно.

Более трети из числа посещающих баню (17% по выборке в целом) вынуждены делать это из-за отсутствия в доме ванны или душа (на селе – 33%). Но значительно чаще (28%) респонденты сообщают, что возможность помыться дома у них есть, и в баню они ходят по "другим причинам". Эти причины, а также "банное поведение" людей, для которых посещение бани – скорее элемент стиля жизни, нежели "прозаичная" гигиеническая необходимость, представляют особый интерес.

Отвечая на открытый вопрос "Почему, по каким причинам Вы ходите в баню?", респонденты, имеющие возможность помыться дома (не имеющим такой возможности этот вопрос, естественно, не задавался – было бы бестактно), чаще всего говорили о пристрастии к банным процедурам, центральное место среди которых занимает, конечно, парная; демонстрировали отношение к бане как к источнику телесной и душевной радости, месту, где можно расслабиться, физически отдохнуть (в целом эти мотивы звучали в ответах 16% респондентов). Близкий, но все же несколько отличный подход к посещению бани – как к оздоровительной процедуре – прозвучал в высказываниях 5% опрошенных. Другая типичная, упоминавшаяся многими, причина посещения бани – это возможность легкого, приятного общения с близкими людьми (6%).

Аналогичные доводы, кстати, звучали и в ответах респондентов на иной открытый вопрос – когда они рассуждали о мотивах других людей, которые могут помыться дома, но тем не менее ходят в баню (этот вопрос задавался всем участникам опроса). Тут баня ассоциировалась прежде всего со здоровьем – 25% ("первый доктор – баня"); баня – это парилка, веник, пар и жар (20%); "баня – это огромное удовольствие" и "отдых", "кайф" (20%). О возможности тесного, интересного, веселого общения с друзьями говорили 20% респондентов. Об особой "банной атмосфере", специфическом ритуале посещения бани – 3%, столько же подчеркивали культурно-исторические истоки данного ритуала ("там русский дух, там Русью пахнет"; "это традиция, народное достояние"). По мнению 3% опрошенных, в баню ходят потому, что это место, где можно хорошо выпить.

Наибольшей популярностью у любителей "банного образа жизни" пользуется русская баня: 72% представителей данной группы (21% по выборке в целом) отметили, что чаще всего посещают именно ее, и лишь 17% (5% выборки) в качестве наиболее часто посещаемого банного заведения назвали финскую баню.

Из типов банных заведений, посещаемых наиболее часто, на первом месте стоит своя собственная баня / сауна – ими пользуются 9% опрошенных (почти каждый третий из числа приверженцев банного образа жизни). Несколько реже назывались бани, принадлежащие знакомым или родственникам респондента (5% по выборке), общие отделения общественных бань (5%), маленькие коммерческие бани / сауны (4%) или бани / сауны при спортивных залах, бассейнах, косметических салонах (3%). Отдельные номера в общественных банях посещают (по крайней мере, регулярно) немногие – 1%.

Банный образ жизни предполагает общение. Чаще всего в баню ходят с друзьями и родственниками – 14 и 11% соответственно (39% и 31% в группе любителей бань). Однако 8% опрошенных посещают баню в одиночку, без компании.

Любимые "банные напитки" – пиво (9%) и чай (7%). Пиво пьют чаще молодые (18%), более или менее обеспеченные люди (16%), а также мужчины (16%). Предпочтение чая не связано с социально-демографическими особенностями. 6% респондентов не пьют в бане вообще никаких напитков; вино, а тем более – водку и другие крепкие напитки, пьют, по их словам, единицы (всего порядка 2%).

У 8% опрошенных посещение бани не сопряжено с какими-либо расходами (напомним, многие ходят в свои собственные бани либо к друзьям и родственникам), 7% тратят на посещение до 100 рублей, еще 7% – от 100 до 500 рублей. Более внушительные суммы тратят немногие – менее 2% (до 5% от числа более или менее регулярно посещающих баню).

Ирина Шмерлина

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).