![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Отношение россиян к замене натуральных льгот денежными выплатами за последние две недели немного улучшилось: доля отрицательно оценивающих реформу сократилась с 53% до 46%, а доля тех, кто оценивает ее положительно, — выросла с 27% до 32%. Среди льготников эта динамика еще заметнее: двумя неделями ранее нововведение поддерживали 29% из них, сейчас — 38% (доля осуждающих его сократилась с 59% до 50%).
Отметим, что среди тех, кто доверяет действующему президенту, стало больше положительно относящихся к замене льгот деньгами (за две недели — рост с 34% до 42%), а среди тех, кто ему не доверяет или доверяет лишь отчасти, существенно снизилась доля респондентов, негативно настроенных по отношению к реформе, и выросла (на 7 п.п.) доля затруднившихся как-либо ее оценить. То есть если люди, симпатизирующие В. Путину, склонны менять «гнев» на «милость» в отношении этого новшества, то у тех, кто относится к президенту менее благосклонно, неприятие реформы ослабевает, не сменяясь, однако, одобрением.
Также заметим, что среди низкоресурсных групп населения — людей старше 55 лет, с неполным средним образованием и с низкими доходами — за прошедшие две недели, и особенно — за последнюю, существенно (на 8-10 п.п.) сократилось число тех, кто оценивает реформу отрицательно. Людей, одобряющих ее, в этих группах стало больше ненамного, но заметно выросло число затрудняющихся с оценкой.
За последнюю неделю заметно снизилась интенсивность обыденных разговоров на темы, связанные с реформированием системы социальных льгот (доля не слышавших таких разговоров выросла с 16% до 25%), и одновременно — несколько изменилось их содержание: с 61% до 49% сократилось число тех, кто слышал отрицательные суждения, и с 12% до 16% выросла доля слышавших положительные.
Таким образом, хотя отношение россиян к реформе остается преимущественно отрицательным, острота проблемы, видимо, понемногу снижается.
* * *
На сегодняшний день, на взгляд большинства россиян (60%), реформа системы социальных льгот имеет больше отрицательных, чем положительных последствий. С точки зрения 30% опрошенных, власти не предпринимают никаких мер для того, чтобы исправить ситуацию, но половина респондентов — 49% — думают, что руководство страны все-таки пытается что-то делать. Вместе с тем, у людей нет однозначного мнения о том, насколько действенны предпринимаемые усилия: 21% считают, что эти меры улучшают ситуацию, 5% — что только ухудшают ее, и еще 17% — что они не имеют никакого эффекта: ни положительного, ни отрицательного.
Ответственность за негативные последствия реформы россияне возлагают в первую очередь на правительство М. Фрадкова (43%) и Государственную думу (35%). Об ответственности региональных и местных властей говорят 29% опрошенных, президента — 22%. Характерно, что во всех социально-демографических группах «порядок номинантов» в этом своеобразном «рейтинге ответственности» — один и тот же.
Следует отметить, что респонденты, заявляющие о недоверии В. Путину, считают виновным в негативных последствиях реформы прежде всего именно президента (53%). А вот среди тех, кто доверяет В. Путину, ответственность на него возлагают только 11%.
* * *
Хотя недовольство реформой и несколько смягчается по сравнению с январем, эта тенденция еще явно не стала очевидной для самого общества. Доли ожидающих усиления протестной активности и ее ослабления практически равны (31% и 33% соответственно), и в этом отношении ситуация за последнюю неделю почти не изменилась (было 35% и 32%).
По мнению 42% россиян, в происходящих сейчас акциях протеста участвуют только пенсионеры и льготники. Однако примерно треть опрошенных (35%) полагают, что в них участвуют и иные силы. В числе последних упоминаются молодежь, профсоюзы, представители разных профессий, малообеспеченные люди в целом. В этой связи неудивительно, что протестные действия одобряются значительной частью россиян (52% против 15% неодобряющих).
Практически не изменилось число тех, кто выражает готовность участвовать в акциях протеста, если бы они происходили где-либо поблизости (24%). Среди льготников доля декларирующих такую готовность, как и ранее, несколько выше, однако нужно отметить, что за последнюю неделю она сократилась с 35% до 30%.
Таким образом, социальное напряжение в обществе в целом сохраняется — несмотря на признаки ослабления недовольства реформированием системы льгот. По-видимому, раздражение, вызванное этой реформой, мобилизовало потенциал протеста, сформировавшийся задолго до нее и обусловленный низким уровнем жизни россиян и нерешенностью социальных проблем.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5 февраля 2005 года. 1500 респондентов.
Две трети россиян регулярно пользуются общественным транспортом (сказали, что обходятся без регулярных поездок, 32% опрошенных). Основным средством повседневного передвижения россиян является автобус (им регулярно пользуются 46% опрошенных); второе место — за маршрутным такси (30%). Прочие виды общественного транспорта систематически обслуживают гораздо меньшую долю россиян — от 4% до 9%. Отметим, что автобус удерживает лидерство даже в Москве: его пассажирами регулярно становятся 66% столичных жителей, тогда как пассажирами метро — 62%.
В целом удовлетворение работой общественного транспорта выражает половина участников опроса (49%), а недовольство — треть (32%). Ситуация в данной отрасли, таким образом, воспринимается россиянами как более или менее благополучная. Более того, респонденты чаще говорят, что за последние два-три года общественный транспорт в их местности стал работать лучше (28%), нежели отмечают сдвиги к худшему (17%). Не замечают перемен в этой сфере 41% респондентов.
Заслуживает внимания тот факт, что москвичи, которым, очевидно, приходится проводить в общественном транспорте больше времени, чем жителям любого другого населенного пункта, чаще выражают недовольство его работой (48%), чем удовлетворенность (41%). В этом отношении столичные жители практически в равной мере отличаются и от населения других российских мегаполисов (там довольны работой общественного транспорта 53% опрошенных, недовольны — 36%), и от селян (54% и 31%, соответственно). Сомнительное удовольствие пользоваться столичным общественным транспортом обходится москвичам намного дороже, чем остальным россиянам. Если в целом по России граждане, регулярно пользующиеся транспортом и оплачивающие поездки из своего кармана, в среднем тратят на это 109 рублей в неделю, то москвичи — 230 рублей, а жители других мегаполисов — 135 рублей.
Вообще, «транспортная» статья расходов, судя по данным опроса, довольно обременительна для бюджета «среднего россиянина»: большинство респондентов, регулярно пользующихся общественным транспортом и оплачивающих поездки самостоятельно (а таких в целом — 62%), считают сумму, которую им приходится еженедельно тратить на это, существенной.
* * *
После введения в действие закона о замене натуральных льгот денежными выплатами доля россиян, пользующихся льготами при пользовании общественным транспортом, сократилась на треть. Если до 1 января 2005 года такие льготы имели 27% опрошенных, то теперь — 18%.
Более четверти тех, кому прежде положены были льготы, общественным транспортом регулярно не пользуются (27% льготников).
При этом примерно пятая часть (22%) тех, кто имел льготы до 1 января 2005 г. и регулярно пользуется общественным транспортом (что составляет 6% от общего числа опрошенных, оказывающихся в роли пассажира не реже раза в неделю), делают это бесплатно — по удостоверениям, служебным документам и бесплатным проездным билетам.
Остальные льготники платят за проезд, причем у 18% еженедельно уходит на транспорт более 100 рублей. В среднем льготники, оплачивающие проезд из своего кармана и регулярно пользующиеся общественным транспортом, тратят на это 86 рублей в неделю. Очевидно, что государственная компенсация, составляющая в среднем 250 рублей в месяц, не покрывает транспортных расходов значительной части льготников.
Один из аргументов в пользу отмены льгот на проезд в общественном транспорте состоит в том, что это даст транспортным предприятиям больше средств на развитие, в результате чего транспорт станет работать лучше. Однако только 16% опрошенных верят, что так и случится: половина респондентов (51%) полагает, что транспорт будет работать так же, как сейчас, а 12% даже думают, что его работа ухудшится.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5 февраля 2004 года. 1500 респондентов.
Время от времени министерство обороны возвращается к идее отменить отсрочки от службы в армии для студентов. Недавно эта идея прозвучала вновь — и в очередной раз не нашла поддержки в обществе, несмотря на то, что большинство россиян (61%) убеждены: срочная служба в армии — это «школа жизни», а не «потерянные годы» (противоположное мнение разделяют только 27% опрошенных). Однако, как показал опрос, для общественного мнения учеба в вузе или техникуме — не менее важная «школа», чем служба в армии. Подавляющее большинство (83%) россиян высказываются за то, чтобы по-прежнему давать молодым людям отсрочку от армейской службы на время учебы, и лишь немногие (10%) занимают противоположную позицию.
Большая часть россиян — 58% — в принципе соглашаются с тем, что «каждый молодой человек обязан пройти службу в армии», 38% считают, что правом решать, служить или не служить, должны обладать сами молодые люди (правда, среди респондентов, не достигших 35 лет, первую точку зрения разделяют только 42%, а вторую — 56%). Более того, каждый второй опрошенный (50%) полагает, что многие учатся в вузах и техникумах только ради отсрочки от призыва. Но при этом 69% респондентов убеждены, что отмена отсрочек имела бы больше негативных, чем позитивных последствий, и только 11% полагают, что положительные последствия перевесили бы отрицательные.
Отвечая на открытый вопрос об отрицательных последствиях, к которым привела бы отмена отсрочек, респонденты прежде всего говорят о том, что в этом случае пострадает образование, «будет меньше ученых», «высококвалифицированных специалистов» и вообще «в стране станет меньше образованных мужчин» (48%). Некоторые упоминают о перспективе «дебилизации населения». Причем 10% опрошенных подчеркивают, что такие перемены, в конце концов, негативно сказались бы и на обороноспособности страны.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5 февраля 2005 года. 1500 респондентов.
выражены не очень сильно. 83% наших сограждан утверждают, что не испытывают к евреям недоверия и неприязни. Правда, это не означает, что антисемитизм вызывает у них активное отторжение: только треть респондентов (34%) сказали, что отрицательно относятся к людям, проявляющим к евреям недоверие и неприязнь; почти половина опрошенных (47%) относятся к таким людям с безразличием, а 6% — положительно, и примерно столько же — 8% — признали, что сами испытывают недоверие и неприязнь к евреям.
Следует также учесть, что некоторые люди, которым антисемитские настроения не чужды, могут стремиться скрыть их — как социально неодобряемые. Обратим внимание: 9% респондентов затруднились ответить на вопрос о своем отношении к евреям; кроме того, о присутствующем в обществе антисемитизме участники опроса говорили ощутимо чаще, чем декларировали неприязнь к евреям. Так, 11% опрошенных сообщили, что, по их впечатлению, там, где они живут, многие относятся к евреям с недоверием и неприязнью, причем 17% представляется, что за последние два-три года таких людей в России становится больше. И, судя по ответам респондентов на открытый вопрос о причинах неприязни к евреям, можно предположить, что некоторые из числа «застенчивых» антисемитов проецировали собственное отношение к евреям на других. Так, 15% опрошенных говорили, что подобные эмоции — это реакция на отрицательные качества евреев (хитрость, лживость, непорядочность, жадность, скупость — 13%) или их пренебрежительное поведение по отношению к людям других национальностей (2%).
Еще одним свидетельством того, что действительный уровень антисемитизма среди россиян выше открыто декларируемого, является реакция респондентов на требование запретить в России все еврейские общественные объединения (участникам опроса сообщили о нашумевшем обращении депутатов и поинтересовались их мнением по данному поводу): согласие с этим требованием выразили 13% участников опроса — что заметно больше доли открыто выражавших неприязнь к евреям и благоволение антисемитам. Причем определенно заявили о несогласии с инициативой депутатов более половины опрошенных (55%), а примерно треть (32%) — затруднились с ответом на соответствующий вопрос.
Как видно из таблицы, согласные с требованием о запрете еврейских общественных объединений встречались и среди тех, кто утверждал, что не испытывает к евреям неприязни.
Недоверие, неприязнь к евреям… | |||
…испытывают | …не испытывают | затрудняются ответить | |
Вопрос: «Вы согласны или не согласны с требованием запретить все еврейские общественные объединения в России?» | |||
Согласен(-а) | 60 | 9 | 15 |
Не согласен(-а) | 19 | 62 | 20 |
Затрудняюсь ответить | 21 | 29 | 65 |
По-видимому, доля россиян, придерживающихся антисемитских установок, составляет как раз примерно 13–15%, но только половина из них (6-8%) — «убежденные» антисемиты, готовые открыто заявлять о своей враждебности к евреям. Стоит заметить, что социально-демографических различий в отношении к евреям не наблюдается.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5 февраля 2005 года. 1500 респондентов.
«Концепции любви», бытующие в сознании рядовых граждан, многое говорят о духе времени и особенностях национальной культуры. Поэтому, хотя респондентам и задали всего три вопроса на эту тему (по случаю предстоящего Дня святого Валентина), полученные результаты заслуживают не просто любопытствующего взгляда, но серьезного внимания.
Две трети опрошенных (66%) убеждены, что по-настоящему любить двух человек одновременно невозможно, придерживающихся противоположного мнения — втрое меньше (22%). Вполне ожидаемо, что среди молодежи (респондентов до 35 лет) доля «двоелюбов» выше — 30%. Но и среди людей пожилого возраста она не столь уж мала — 15%. Еще одно различие: мужчины чаще женщин (26% против 17%) соглашаются с мнением, что возможно по-настоящему одновременно любить двоих.
Большинство опрошенных (52%) согласны с мнением, что настоящая любовь может быть только один раз в жизни (не согласны с этим 37%). Возрастные различия в ответах на данный вопрос сохраняются (пожилые люди в полтора раза чаще утверждают, что настоящая любовь может быть только единожды), а вот в мнениях мужчин и женщин, отметим, какие-либо расхождения отсутствуют.
Интересно, что половина респондентов, полагающих, что «возможно любить по-настоящему двух человек одновременно», соглашаются и с тем, что «настоящая любовь может быть только один раз в жизни» (в целом по выборке каждый десятый респондент солидарен с обоими утверждениями). Можно было бы подумать, что они противоречат сами себе, но ответы на открытый вопрос о том, как они мыслят «настоящую любовь», заставляют предположить, что они хотят сказать примерно следующее: любить самому можно неоднократно, и даже нескольких человек одновременно, но встретить свою «настоящую любовь», свою «вторую половину», «идеальную пару» — того, с кем получится прожить жизнь, — можно только однажды. Напрашивается предположение, что выражения «любить по-настоящему» и «настоящая любовь» могут быть не парафразами, а двумя различными понятиями с различающимися культурными смыслами.
Кстати, определения «настоящей любви», данные респондентами, далеки от романтических — каких можно было бы ожидать при том, что каждый второй опрошенный уверен: настоящая любовь бывает только раз в жизни. В представлении большинства атрибуты такой любви — доверие и верность, взаимопонимание и душевная близость, уважение, забота и взаимная поддержка, потребность быть вместе и привязанность, для многих — семья и дети. Понятая таким образом, «настоящая любовь» — это, скорее, удавшийся брак, сохранившийся на всю жизнь союз. Распространенность такой трактовки во многом объясняет преобладание мнения, согласно которому подобная любовь может быть только один раз в жизни, однако стоит отметить, что те, кто это мнение не разделяет, демонстрируют в целом сходное представление о «настоящей любви».
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5 февраля 2005 года. 1500 респондентов.
Примечания
[1] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/map/projects/dominant/edom0506/domt0506_1
[2] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/map/projects/dominant/edom0506/domt0506_2
[3] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/map/projects/dominant/edom0506/edomt0506_3
[4] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/map/projects/dominant/edom0506/edomt0506_4