![]() | ![]() | Аналитический Центр Юрия ЛевадыМосква, ул. Черняховского, 16; телефон: (495) 229-38-10; факс: (495) 229-38-25; e-mail: direct@levada.ru |
22-25 декабря 2006 года Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3,4%.
НА СКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ, В СРЕДНЕМ, ВЫРОСЛИ С НАЧАЛА ЭТОГО ГОДА ЦЕНЫ НА ТЕ ПРОДУКТЫ, ВЕЩИ, УСЛУГИ, В КОТОРЫХ НУЖДАЕТЕСЬ ВЫ, ВАША СЕМЬЯ?
Средняя оценка роста цен | 25 |
Максимальная оценка | 250 |
Минимальная оценка | 1,5 |
Затруднились ответить, в % от числа опрошенных | 23 |
Только одна шестая часть россиян считает, что цены на нужные им продукты, вещи, услуги выросли на 10% или того меньше. Если судить по среднеарифметическому значению полученных оценок, то рост потребительских цен составил за прошедший год 25% (модальное значение – 20%). Примерно каждый третий россиянин назвал цифру меньшую 20%, столько же – большую, а каждый шестой – ровно 20%.
Но это в целом и в среднем. У разных категорий россиян разные запросы, потребности и, соответственно цены на необходимые им товары выросли неравномерно. О сравнительно умеренном росте цен говорят люди в возрасте до 40 лет, москвичи, материально обеспеченные россияне («хватает на ТДП»), лица с высоким социальным положением. Для этих категорий россиян рост цен чаще был меньше 20%. А для людей в возрасте старше 40 лет, для тех, кто находится внизу «социальной лестницы», и для самых бедных россиян («не хватает на продукты») – чаще больше 20%.
Меньше чем на 20 процентов | На 20 процентов | Больше чем на 20 процентов | Затруднились ответить | |
% к числу опрошенных | 30 | 17 | 30 | 23 |
ПОЛ | ||||
мужской | 33 | 17 | 28 | 21 |
женский | 28 | 18 | 31 | 23 |
ВОЗРАСТ | ||||
18-24 года | 44 | 11 | 17 | 29 |
25-39 | 32 | 16 | 25 | 27 |
40-54 | 27 | 21 | 34 | 18 |
55 и старше | 25 | 19 | 35 | 21 |
ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
высшее | 40 | 15 | 25 | 20 |
среднее | 26 | 19 | 33 | 23 |
ниже среднего | 32 | 16 | 27 | 24 |
РАЗМЕР НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА | ||||
Москва | 45 | 20 | 15 | 20 |
более 500 тыс. | 29 | 15 | 30 | 26 |
от 100 до 500 тыс. | 28 | 15 | 30 | 27 |
города до 100 тыс. | 31 | 19 | 32 | 16 |
село | 28 | 19 | 30 | 23 |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | ||||
Северо-Западный | 25 | 13 | 42 | 20 |
Центральный | 34 | 20 | 23 | 22 |
Южный | 23 | 18 | 33 | 24 |
Поволжский | 29 | 17 | 26 | 28 |
Уральский | 33 | 15 | 33 | 19 |
Сибирский | 32 | 19 | 33 | 16 |
Дальневосточный | 32 | 11 | 32 | 24 |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СТАТУС | ||||
не хватает на продукты | 17 | 18 | 44 | 21 |
хватает только на продукты | 30 | 19 | 29 | 22 |
хватает на продукты и одежду | 31 | 17 | 28 | 24 |
хватает на ТДП | 39 | 16 | 25 | 20 |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СТАТУС | ||||
верхняя часть среднего слоя | 38 | 17 | 19 | 19 |
средняя часть среднего слоя | 33 | 15 | 29 | 23 |
нижняя часть среднего слоя | 30 | 18 | 28 | 23 |
низший слой | 25 | 20 | 35 | 21 |