С каждым годом все больше россиян на вопрос, «Были ли Вы или Ваши знакомые жертвами преступности?» отвечают утвердительно. Еще до бесланского захвата более трети опрошенных боялись стать жертвами терроризма. В этой ситуации на вопросы о возможной идее, способной объединить российское общество, ведущими оказываются «стабильность», «сильная держава», «законность и порядок» и «социальная защищенность». Однако страхи, связанные с ростом преступности в последние годы - лишь одна сторона неуверенности россиян. Второй можно смело назвать милицейскую власть, лишенную контроля. В силу низкого статуса сотрудника милиции и отсутствия механизмов общественного влияния действия милиции и правоохранительных органов иногда наносят не меньший вред и вызывают не меньшие страхи, чем сами преступники, от которых милиция призвана защищать.
Эту ситуацию на материале социологических опросов исследуют социологи «Левада-Центра» Лев Гудков, Борис Дубин и Анастасия Леонова в статье «Милицейское насилие в полицейском государстве» из последнего номера «Вестника общественного мнения».
Отношение к милиции со стороны жителей России, напряженность оценок данного института в разных группах россиян складывается за последние годы на пересечении нескольких взаимосвязанных и, вместе с тем, разнонаправленных факторов. Выделим из них сейчас лишь наиболее сильные, те, которые мы полагаем ведущими.
С одной стороны, на протяжении многих лет россияне, в особенности проживающие в крупных городах, не чувствуют в безопасности ни себя, ни своих близких. Угроза хулиганского нападения, грабежа, террористического акта и тому подобных действий осознается россиянами как весьма острая и, тем не менее, привычная. Вот лишь некоторые эмпирические данные последних лет.
1998, N=2002 человека | 2000, N=2000 человека | |
Да, я сам | 8 | 7 |
Да, член моей семьи | 9 | 8 |
Да, мой друг, знакомый, сослуживец | 23 | 20 |
Нет, никто из перечисленных | 60 | 65 |
Да, мы сами | 8 |
Да, мои знакомые | 29 |
Нет, никто | 63 |
Очень велика | 29 |
Скорее, велика | 34 |
Скорее, невелика | 19 |
Такой угрозы нет | 12 |
Затрудняются ответить | 6 |
27% россиян, опрошенных в мае 2004 г. (N=1600 человек), «очень боятся», что они сами и их близкие могут оказаться жертвами теракта, 52% опасаются этого «в какой-то мере».
Соответственно, ведущими ценностями для населения России на протяжении последних лет выступали именно «стабильность», «законность и порядок».
1997 N=2401 | 1999 N=2000 | 2000 N=2407 | 2002 N=4498 | |
Богатство | 15 | 18 | 16 | 23 |
Стабильность | 36 | 50 | 40 | 46 |
Свобода | 6 | 4 | 5 | 9 |
Достойная жизнь | 23 | 31 | 31 | 43 |
Сильная держава | 23 | 28 | 24 | 31 |
Вступление в современный мир | 5 | 4 | 2 | 4 |
Равенство и справедливость | 14 | 14 | 15 | 18 |
Возрождение России | 22 | 26 | 19 | 32 |
Законность и порядок | 39 | 42 | 37 | 42 |
Крепкая семья | 12 | 9 | 14 | 18 |
Социальная защищенность | 24 | 22 | 20 | 30 |
Православие | 4 | 4 | 3 | 5 |
Коммунизм | 1 | 4 | 3 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 4 | 9 | 2 |
С другой стороны, на протяжении тех же лет социологи получали устойчивые данные, свидетельствующие о крайне низком уровне доверия населения России к милиции и правоохранительным органам. Не случайно среди мер безопасности, которые следовало бы предпринять для снижения угрозы терактов, 45% опрошенных в том же майском исследовании 2004 г. — самая большая группа — назвали «борьбу с коррупцией в правоохранительных органах». За низким доверием к милиции стоит явно ощущаемое россиянами снижение эффективности и качества ее работы — производное от невысокого социального статуса и низкого вознаграждения милиционеров, итог постоянного ухудшения «человеческого материала» милицейских кадров и, наконец, результат крайне слабого контроля над деятельностью милиции со стороны и общества, и государства.
В то же время, широко освещаемые в прессе усилия властей по чистке рядов милиции от коррупционеров и сотрудников, замешанных в иных преступлениях, не вызывают безоговорочного доверия граждан.
Лишь один из четырех слышавших об этой кампании согласен интерпретировать ее значение в официальном ключе, а более двух третей опрошенных не верят в то, что она действительно направлена на искоренение преступности в рядах МВД. Значительно более правдоподобной респонденты считают версию о том, что борьба с «оборотнями» — лишь средство решения внутриклановых проблем властной элиты или элемент предвыборной агитации руководителя ведомства Б.Грызлова.
Не удивительно, что в рейтинге доверия различным социальным институтам органы милиции, по оценкам населения, никогда не поднимались выше 13-14 места. По суммарному выражению негативизма в их адрес они уступали только политическим партиям и российскому парламенту, однако — что важно! — с гораздо более определенным отрицательным отношением (число затруднившихся ответить, то есть некомпетентных или не имеющих своего мнения, здесь вдвое меньше, чем в отношении к партиям или Думе).
Март 2003 | Март 2004 | |||||||
Полное дове- рие | Частич- ное | Полное недо- верие | Затруд- нились отве- тить | Полное дове- рие | Частич- ное | Полное недо- верие | Затруд- нились отве- тить | |
Милиция | 11 | 34 | 46 | 9 | 11 | 37 | 40 | 12 |
Политические партии | 5 | 29 | 43 | 23 | 5 | 27 | 40 | 28 |
С третьей стороны, объем полномочий милиции — и тех, что напрямую связаны с поддержанием общественного порядка, защитой населения, и тех, что относятся к ее постоянно увеличивающимся бюрократическим и тому подобным функциям, — год от года растет, причем общество, его институты, организации, еще раз добавим, никак не контролируют этот процесс. Так, например, недавние инициативы по передаче — безо всякого предупреждения и объяснения — функций ОВИРа паспортным столам отделений милиции стали полной неожиданностью для населения накануне периода летних отпусков, на неопределенное время сделали всю страну «невыездной» и фактически в очередной раз превратили россиян в бесправных и бессильных заложников правоохранительной системы.
И вместе с тем — таков четвертый фактор, влияющий на массовые оценки милиции как института — у населения России практически нет возможности выбирать себе средства защиты в случае опасности для жизни, имущества и т.д. Кроме помощи со стороны милиции, рассчитывать рядовому россиянину почти что не на кого.
Итак, ясно выраженное массами желание и даже требование порядка, с одной стороны, и массовая же оценка государственных структур поддержания этого порядка во второй половине 1990-х гг. резко разошлись. Сознание же неизбежности обращения к милиции, которая, как видим, не пользуется у людей доверием и авторитетом, лишь ухудшает общее отношение населения России к правоохранительным органам, создает неблагоприятную и вместе с тем неуправляемую, неразрешимую ситуацию вокруг их деятельности.
Эта глубокая неприязнь большей части населения России к милиции сформировалась не сегодня. Она лишена какой бы то ни было субъективности, групповых аберраций, идеологических пристрастий или необоснованных претензий. Такое отношение обусловлено резко негативным опытом обычного, реального взаимодействия большинства россиян с правоохранительной системой, прежде всего — органами МВД, милицией, ГАИ, службами, обеспечивающими паспортный контроль и регистрацию (а ранее — прописку).
Для опрошенных в 2004 г. жителей российских городов милиция и ГАИ стоят на втором месте в «черном списке» властно-административных учреждений и организаций, систематически нарушающих права, ущемляющих законные интересы граждан [1]. На первом месте в этом перечне по вполне понятным и не требующим особых пояснений причинам стоят работники ЖКХ, учреждений сферы обслуживания и торговли (30% всех упоминаний о подобных нарушениях), далее следуют милиция и ГАИ (26%), служащие госучреждений различного рода — здравоохранения, социального обеспечения, образования (23%), чиновники федеральных или местных структур власти (13%), работники суда, прокуратуры (7%).
Однако если мы рассмотрим эти данные не в суммарном виде, а в зависимости от материального или социального положения респондента, то обнаружим, что на работу ЖКХ и сферы обслуживания чаще жалуются люди с минимальным уровнем социальной обеспеченности, с очень ограниченными социальными ресурсами — пенсионеры, инвалиды, малообразованные или низкоквалифицированные, с низким уровнем заработков и доходов, жители провинции. В принципе, речь здесь идет о группах, характеризующихся слабой социальной активностью и ограниченными возможностями. Напротив, от милиции больше всего страдают люди, отличающиеся социальной активностью, возможностями, квалификацией, с одной стороны, а с другой — социально-уязвимые группы населения, безответные по отношению к произволу (безработные, люди с низким статусом). То есть, в данном случае речь в большой мере идет о наиболее деятельной и продуктивной части российского общества. И если взять для анализа именно данный массив (людей в активном возрасте — 24-50, а особенно — 24-39 лет, со средним специальным и высшим образованием, квалифицированных, работающих), то мы увидим, что частота их конфликтов с милицией резко возрастает. Вместе с тем, здесь заметно выше недоверие к милиции, убежденность в ее связях с местными криминальными структурами.
…сотрудники органов милиции, ГИБДД (в среднем) | 26% |
Мужчины | 37 |
Женщины | 16 |
Возраст | |
До 24 лет | 28 |
25-39 лет | 33 |
40-54 | 31 |
55 лет и старше | 13 |
Образование | |
Высшее | 26 |
Незаконченное высшее | 39 |
Среднее специальное | 27 |
Среднее | 26 |
Неполное среднее | 21 |
Начальное | 16 |
Социально-профессиональные категории респондентов | |
Частный предприниматель, бизнесмен | 39 |
Директор предприятия, организации | 38 |
Руководитель среднего звена, специалист с высшим образованием | 29 |
Служащий | 24 |
Квалифицированный рабочий | 38 |
Неквалифицированный рабочий | 35 |
Безработный | 36 |
Пенсионер | 12 |
Домохозяйка | 18 |
Учащийся, студент | 27 |
Потребительский статус семьи | |
Нуждающиеся, живущие на грани нищеты | 18 |
Бедные (денег хватает только на продукты питания) | 20 |
Со скромным достатком (хватает на питание и одежду, но приобретение ТДП — ТВ, холодильник и проч.) представляется проблематичным | 27 |
Обеспеченные | 31 |
Богатые | 37 |
Столь частое упоминание представителями социально активных групп конфликтов с правоохранительными органами позволяет предположить, что экономически независимые, высокообразованные (в том числе лучше осведомленные о своих гражданских правах) люди обладают повышенной чувствительностью к нарушению процессуальных норм и самому стилю обращения официальных лиц. Одни и те же неправомерные и грубые действия милиции, которые низкостатусные респонденты, хотя и считая их неправильными, склонны относить к явлениям обычным и ожидаемым, более благополучные их сограждане характеризуют как недопустимый произвол.
Чаще всего горожанам, по их оценке, приходится сталкиваться с такими видами милицейского произвола, как:
Значительно меньшее число опрошенных называет такие виды административных деликтов, характерных для милиции, как сокрытие преступлений (17%), шантаж или угрозы применения насилия (15%), шантаж и давление на руководство различных компаний с целью «крышевания», установления контроля над бизнесом, передел собственности (11%), давление на руководство предприятий или организаций, неугодных властям (7%). Но во всех этих случаях более негативное мнение о милиции (в 1,5-2 раза чаще) высказывается самыми активными в социальном плане, наиболее дееспособными группами.
Гру- бость, хамство | Бездей- ствие, волокита | Вымога- тельства | Неоправ- данное задер- жание | Неже- лание воз- буждать дело | Физи- ческое насилие | |
Частный предприниматель, бизнесмен | 61 | 55 | 59 | 47 | 33 | 27 |
Директор предприятия, организации | 58 | 25 | ||||
Руководитель среднего звена, специалист с высшим образованием | 57 | 52 | 45 | 31 | ||
Служащий | 55 | 51 | 42 | 36 | 25 | |
Квалифицированный рабочий | 61 | 53 | 53 | 46 | 25 | |
Неквалифицированный рабочий | 58 | 53 | 48 | 31 | 31 | |
Безработный | 57 | 57 | 35 | |||
Пенсионер | ||||||
Домохозяйка | 55 | 35 | ||||
Учащийся, студент | 63 | 54 | 54 | 53 | 33 | 42 |
Сокрытие преступлений | Шантаж, угроза насилия | Принуждение к крыше- ванию | Давление на неугодных властям руководителей | |
Частный предприниматель, бизнесмен | 23 | 17 | 20 | 14 |
Директор предприятия, организации | 38 | 17 | 13 | |
Руководитель среднего звена, специалист с высшим образованием | 10 | |||
Служащий | 19 | 8 | ||
Квалифицированный рабочий | 18 | 18 | ||
Неквалифицированный рабочий | ||||
Безработный | 21 | 18 | 17 | 13 |
Пенсионер | ||||
Домохозяйка | ||||
Учащийся, студент | 23 | 30 | 14 | 11 |
Отметим, что частые свидетельства безработных о милицейском произволе могут быть связаны не только с тем, что безработные в качестве «нарушителей» чаще подвергаются злоупотреблениям со стороны милиции, но и с тем, что люди, формально числящиеся «безработными», чаще всего фактически заняты в сфере обслуживания или мелкой торговли. Однако без официальной регистрации своего статуса становятся преимущественным объектом систематических преследований со стороны сотрудников милиции.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
В среднем | 15 | 6 | 15 | 6 | 15 | 2 | 1 |
Частный предприниматель, бизнесмен | 20 | 17 | 30 | 5 | 39 | 6 | 3 |
Директор предприятия, организации | 13 | - | - | 4 | 21 | 4 | - |
Руководитель среднего звена, специалист с высшим образованием | 11 | 6 | 16 | 3 | 18 | 1 | 1 |
Служащий | 17 | 3 | 6 | 3 | 14 | 2 | 1 |
Квалифицированный рабочий | 18 | 12 | 28 | 13 | 25 | 2 | 0 |
Неквалифицированный рабочий | 15 | 11 | 21 | 19 | 18 | 2 | 1 |
Безработный* | 16 | 13 | 25 | 8 | 20 | 1 | - |
Пенсионер | 11 | 1 | 5 | 2 | 6 | 1 | 0 |
Домохозяйка | 18 | 5 | 8 | 2 | 11 | 2 | 1 |
Учащийся, студент | 16 | 12 | 29 | 6 | 13 | 2 | 2 |
В целом отношение к милиции характеризуется значительным недоверием и опасением. Особенно явно эти негативные оценки выражены в группах с наибольшими социальными ресурсами и капиталом, среди более активных, компетентных и деятельных горожан России.
С дове- рием** | С недове- рием | С опасе- нием | Без опасений | |
В среднем | 33 | 64 | 46 | 48 |
Частный предприниматель, бизнесмен | 33 | 67 | 56 | 42 |
Директор предприятия, организации | 46 | 50 | 37 | 63 |
Руководитель среднего звена, специалист с высшим образованием | 31 | 68 | 47 | 48 |
Служащий | 30 | 67 | 49 | 47 |
Квалифицированный рабочий | 19 | 77 | 51 | 45 |
Неквалифицированный рабочий | 28 | 72 | 57 | 40 |
Безработный* | 27 | 71 | 48 | 47 |
Пенсионер | 50 | 46 | 34 | 61 |
Домохозяйка | 30 | 65 | 55 | 39 |
Учащийся, студент | 31 | 68 | 45 | 51 |
Среди тех, кто относятся к милиции с недоверием и опасением (а этот контингент составляет около четверти опрошенных и чаще других к нему, как уже говорилось, принадлежат более молодые, активные и предприимчивые горожане), гораздо выше доля тех, кто подчеркивает постоянный произвол в любых действиях милиции. Однако особенно часто этот слой горожан указывает на произвол, выраженный, во-первых, в шантаже, угрозах применить насилие и, во-вторых, в прямых актах физического насилия. Можно полагать, что данный слой на собственном опыте и опыте близких, друзей, знакомых, людей того же статуса и ориентаций знает, чего и почему он больше всего опасается со стороны милиции.
В среднем по выборке | Относятся к милиции… | ||||
Определенно с доверием | Скорее с доверием | Скорее с недоверием | Определенно с недоверием | ||
Грубость, хамство | 53 | 36 | 41 | 62 | 68 |
Волокита и бездействие | 51 | 34 | 43 | 55 | 58 |
Отказ искать преступников | 29 | 14 | 22 | 32 | 38 |
Шантаж, угроза насилия | 15 | 6 | 9 | 16 | 29 |
Неоправданное задержание | 40 | 19 | 33 | 45 | 51 |
Физическое насилие | 24 | 10 | 14 | 26 | 39 |
Поборы, взятки | 48 | 23 | 38 | 56 | 60 |
Сокрытие преступлений | 17 | 10 | 14 | 15 | 23 |
Давление на предприятия для установления контроля | 11 | 7 | 10 | 11 | 14 |
Давление на предприятия, не угодные власти | 7 | 4 | 7 | 6 | 11 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 25 | 15 | 4 | 3 |
Около двух третей (64%) горожан, принадлежащих к группе тех, кто не доверяет милиции и опасается ее, уверены, что милиция у них в городе тесно связана с криминальными структурами (в среднем по выборке твердо уверены в связях милиции с криминалом 39%). Соответственно, 80% данного слоя считают взятки, поборы, вымогательство, «крышевание» милиции сложившейся и стабильной системой, а не просто отдельными случаями (среди горожан в целом — 58%). Причем чаще всего подобная «система» связана, по мнению этого слоя горожан, не доверяющего милиции, с уголовным преследованием (милиция угрожает его возбудить либо, напротив, согласна «замять») и с контролем паспортного режима, регистрацией граждан.
В среднем по выборке | Относятся к милиции… | ||||
Определенно с доверием | Скорее с доверием | Скорее с недоверием | Определенно с недоверием | ||
Желая завести уголовное дело | 14 | 6 | 9 | 14 | 21 |
Желая замять уголовное дело | 36 | 23 | 24 | 42 | 44 |
При регистрации, техосмотре автомобиля | 24 | 15 | 21 | 28 | 27 |
При получении водительских прав | 23 | 16 | 18 | 28 | 27 |
При нарушении правил дорожного движения | 50 | 37 | 49 | 59 | 50 |
При контроле паспортного режима | 24 | 16 | 18 | 27 | 34 |
При прописке, регистрации | 20 | 11 | 16 | 21 | 24 |
При регистрации частных предприятий | 10 | 6 | 7 | 14 | 10 |
При проверках частных предприятий | 14 | 10 | 12 | 16 | 16 |
Поборы среди мелких торговцев | 27 | 18 | 25 | 31 | 30 |
Поборы на рынках | 25 | 20 | 23 | 27 | 28 |
Поборы среди сутенеров, проституток | 9 | 7 | 7 | 9 | 9 |
«дань» от наркоторговцев | 14 | 10 | 10 | 17 | 16 |
Затрудняются ответить | 14 | 31 | 18 | 7 | 7 |
Поскольку же социальный мир в России даже после краха тоталитаризма построен таким образом, что во многих случаях величина потенциального ущерба или угрозы гражданам удостоверяется милицией, люди вынуждены обращаться в органы МВД, тем более что реальных альтернативных возможностей защиты от преступников у большинства населения нет. Поэтому две трети горожан России в случае угрозы их безопасности или имуществу обратятся, по их словам, к милиции, и лишь четверть опрошенных (26%) будет искать другие пути. Среди горожан, не доверяющих милиции и относящихся к ней с опасением, доля тех, кто все-таки предпочтет при угрозе их безопасности или имуществу не обращаться в милицию, а попытается решить свои проблемы иначе, составляет уже 40%.
Будут обращаться в милицию | Будут поступать другим образом | |
В среднем | 67 | 26 |
Пенсионер | 80 | 13 |
Директор предприятия, организации | 75 | 17 |
Домохозяйка | 71 | 24 |
Служащий | 68 | 23 |
Руководитель среднего звена, специалист с высшим образованием | 66 | 27 |
Учащийся, студент | 61 | 34 |
Безработный* | 57 | 39 |
Квалифицированный рабочий | 55 | 37 |
Неквалифицированный рабочий | 54 | 41 |
Частный предприниматель, бизнесмен | 53 | 39 |
Относятся к милиции… | ||||
Определенно с доверием | Скорее с доверием | Скорее с недоверием | Определенно с недоверием | |
Обратятся в милицию | 88 | 90 | 62 | 42 |
Предпочтут решать проблемы иначе | 7 | 6 | 30 | 48 |
Затрудняются ответить | 5 | 4 | 8 | 10 |
Как видим, абсолютное большинство людей в ситуации угрозы их существованию, безопасности близких, имуществу все же будут обращаться за помощью к государственным органам. В этом — при всех оговорках, настороженности, недовольстве населения — заключаются основы государственности, организованной социальной жизни, потребность и необходимость которых никакая частная полиция или криминальные группировки не могут заменить или компенсировать. Напротив, можно сказать, что именно несостоятельность советской модели милиции и органов охраны правопорядка, сохраняющейся в постсоветской России, порождают спрос на негосударственные формы правового регулирования и поддержания упорядоченности социальной жизни. Однако здесь наблюдается важная закономерность. К негосударственным формам охраны и защиты будут скорее прибегать те люди, которые обладают независимыми от государства ресурсами и средствами, с одной стороны, и обделенные группы, не имеющие таких средств, но, видимо, вынужденные расплачиваться за помощь «собой», то есть, обращаться к неформальным связям и каналам, неформальной солидарности, а соответственно, оказывать людям, включенным в неформальные структуры, соответствующие услуги.
Иначе говоря, милиция значима, в первую очередь, для тех, кто обладает властью и влиянием, а во-вторых — для тех, кто обладает минимальными социальными ресурсами, а потому у него просто нет другого выбора, кроме как полагаться на государственные структуры. В этих обстоятельствах альтернативными возможностями чаще будут пользоваться те, кто в минимальной степени доверяет милиции и негативно оценивает ее деятельность — частные предприниматели и неквалифицированные рабочие (то есть, как имеющие максимум альтернативных возможностей, так и не имеющие их совсем; в последнем случае, возможно, остается только «терпеть»).
Судя по опыту горожан, чаще всего нарушения допускают сотрудники ГАИ, опорных пунктов милиции, паспортно-визовых служб.
Ситуации и виды поборов | % | Чаще среднего этот вид поборов указывался респондентами из следующих групп…(в порядке убывания частоты ответов) |
ГАИ при нарушении ПДД | 50 | Безработные, служащие, студенты, директора, квалиф. рабочие, специалистами, неквалиф. рабочими |
Когда хотят замять уголовное дело | 36 | Неквалиф. рабочие, служащие, специалисты, безработные, квалиф. рабочие, студенты, предприниматели |
При взимании «дани» с мелких торговцев, лавочников | 27 | Предприниматели, служащие, специалисты, квал. рабочие, безработные |
При взимании «дани» на рынках, среди приезжих торговцев | 25 | Безработные, предприниматели, директора, неквалиф. рабочие, служащие |
ГАИ при регистрации или прохождении техосмотра машины | 25 | Квалиф. рабочие, директора, специалисты, служащие, неквалиф. рабочие, безработные |
При паспортном контроле, получении регистрации или ее отсутствии | 24 | Студенты, безработные, рабочие,служащие, |
При получении водительских прав в ГАИ | 23 | Рабочие, безработные, студенты, служащие, предприниматели |
При оформлении регистрации или прописки | 20 | Безработные, рабочие |
Когда хотят возбудить уголовное дело | 14 | Рабочие, студенты, предприниматели, служащие |
При проверках частных фирм или предприятий | 14 | Все категории опрошенных, кроме пенсионеров и квалиф. рабочих |
От наркоторговцев | 14 | Студенты, рабочие, специалисты |
При регистрации частных фирм или предприятий | 10 | Предприниматели, безработные |
Побор среди сутенеров, проституток | 9 | Студенты, безработные, рабочие, предприниматели |
Часто | Редко | Затруднив- шиеся с ответом | |
ГАИ | 69 | 11 | 20 |
Патрульно-постовые службы, опорные пункты милиции | 41 | 22 | 37 |
Паспортно-визовая служба | 38 | 28 | 34 |
Следователей | 26 | 29 | 45 |
Участковых инспекторов | 25 | 41 | 34 |
Следователей угрозыска, УБОП, УБЭП | 22 | 30 | 48 |
Вневедомственной охраны | 11 | 35 | 54 |
Спецподразделений (ОМОН, СОБР) | 10 | 34 | 56 |
В данном случае речь идет не только о распространенности того или иного мнения о деятельности соответствующих подразделений милиции, но и о влиянии на соответствующие оценки собственного опыта респондента: чем чаще он сталкивается с сотрудниками этих отрядов милиции, тем отрицательнее впечатление от них. Например, самые негативные отзывы об участковых дают учащиеся, безработные, служащие, неквалифицированные рабочие; о патрульно-постовой службе — студенты, предприниматели, рабочие, служащие; о паспортной службе — предприниматели, специалисты, учащиеся и студенты, рабочие и безработные и т.д.
Высказанные соображения были подтверждены и уточнены материалами второго опроса, проведенного среди врачей сотрудниками Аналитического центра Юрия Левады в июне 2004 г., в рамках того же проекта по заказу фонда «Общественный вердикт». [2] В среднем стаж работы врачей и медсестер или фельдшеров по данной специальности составляет 14-15 лет, причем в Москве доля работников с небольшим стажем (до 5 лет) несколько выше: как можно предположить, в столице профессиональная нагрузка на соответствующие службы выше, но выше и возможности выбора, а потому более высокая текучесть кадров, здесь не так сильно держатся за свое место. Подавляющее большинство опрошенных (81%) среднего возраста (от 25 до 54 лет). Мужчин и женщин среди них практически поровну, в Москве доля мужчин несколько выше средней. С высшим образованием — 61% (среди работников скорой помощи соотношение высшего и среднего специального образования составляет 55:45; среди медперсонала травмопунктов — 74:26). О степени открытости медперсонала и готовности говорить о подобных проблемах, можно судить по реакциям опрошенных на прожективный вопрос, задававшийся в конце интервью всем без исключения участникам опроса: «Как вы думаете, ваши коллеги будут откровенно отвечать на вопросы нашей анкеты или скорее побоятся говорить на эти темы?» — 77% (различий между двумя категориями медперсонала здесь не было) полагали, что опрошенные будут говорить откровенно, а 22-23% — считали, что побоятся.
По мнению 73% врачей и среднего медперсонала, оказывающих первую медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или нападений, проблема насилия сотрудников правоохранительных органов в отношении задержанных является весьма серьезной (полагают, что этот вопрос не заслуживает сколько-нибудь серьезного внимания — 23% и 4% — считают, что такой проблемы не существует). Применение насилия в отношении задержанных или избиение их случается «довольно часто», считают 43% опрошенных (в Москве и Петербурге — 55%); еще 10% (в Москве — 14%) полагают, что это «общая практика» в МВД и других ведомствах этого рода. 46% (в Москве 32%) полагают, что такого рода явления достаточно редки, представляют собой отдельные случаи.
Мнения о распространенности подобной практики сильнее выражены у работников травмопунктов, чем среди персонала скорой помощи (в сумме — 58% и 51%). Подобные различия связаны, видимо, с тем, что для регистрации или помощи пострадавшим от побоев и травм, нанесенных сотрудниками органов правопорядка или в их ведомствах, скорую помощь вызывают несколько реже. Пострадавшие вынуждены чаще самостоятельно обращаться за помощью в травмопункты. Кроме того, врачам скорой помощи в экстренной ситуации труднее установить виновников (чаще им бывает не до того, чтобы разбираться с тем, кто был виновником побоев). 77% медперсонала бригад скорой помощи приходилось оказывать медицинскую помощь пациентам, пострадавшим от действий сотрудников правоохранительных органов, среди врачей травмопунктов таких было уже 87%.
Чаще всего акты насилия, побои или иное принуждение совершают работники милиции.
Органы правопорядка | В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов |
N=… | 619 | 427 | 192 |
Милиция | 72 | 68 | 82 |
УИН (следственные изоляторы, конвой) | 12 | 12 | 12 |
ФСБ (следственные и иные службы) | 2 | 2 | 2 |
Прокуратура (следственные и иные службы) | 2 | 2 | 2 |
Суд | 2 | 2 | 1 |
Судебные приставы | 1 | 1 | 2 |
Другие службы | 4 | 4 | 4 |
Неизвестно | 7 | 8 | 4 |
Не дали ответа | 20 | 23 | 14 |
Жертвами насилия милиции чаще всего оказываются мужчины, относящиеся к «социально слабым» или уязвимым категориям населения, находящиеся в состоянии частичной или полной невменяемости (или квалифицируемые в таком качестве врачами или милицией). Они не в состоянии должным образом защитить себя в социальном и гражданском отношении, а не только в физическом смысле.
В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов | |
Пьяные | 67 | 67 | 67 |
Молодежь, подростки | 48 | 42 | 62 |
Бомжи | 23 | 24 | 20 |
Люди, принадлежащие к не-славянским этническим группам | 17 | 16 | 19 |
Приезжие | 12 | 10 | 16 |
Обычные люди, законопослушные граждане | 10 | 9 | 13 |
Женщины | 4 | 2 | 7 |
Люди с достатком | 3 | 2 | 5 |
Старики | 2 | 2 | 2 |
Другие | 4 | 3 | 5 |
Нет ответа | 20 | 23 | 14 |
Бьют, главным образом, тех, кто находится в пьяном виде, «не в себе» и как бы провоцирует к жестокое, «нечеловеческое» отношение), подростков и молодых людей, а также бомжей. Но, видимо, бьют «не до смерти», так что люди пострадали, но не настолько, чтобы вызывать скорую, или не в том состоянии, чтобы ее вызывать, а вынуждены идти в травмопункт сами (можно предположить, что и скорая, со своей стороны, неохотно выезжает на такие вызовы). То же самое можно сказать и о мигрантах, становящихся типичными объектами агрессивного отношения милиции (характерный пример для специалистов по виктимологии). Женщины в подобной ситуации оказываются, как видим, не так часто, а травмы, наносимые им, не столь серьезны, раз они обращаются не к скорой помощи (2%), а появляются в травмопункте (4%).
Врачи узнают о том, кто нанес побои, стал причиной травм или телесных повреждений, главным образом со слов самих пострадавших (в трех четвертях случаев — 73%). Несколько чаще об этом говорят те, кто приходят или доставлены в травмопункт (79%). Но помимо самих объяснений пострадавших, на это указывает и типичный характер телесных повреждений (об этом заявляет почти каждый третий работник травмопункта —32% — и каждый пятый врач со скорой помощи — 21%) или, как это объясняют врачи и медсестры, об этом ясно из «характера поведения пострадавшего» (12%).
(все ответы со слов потерпевших) | В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов |
При задержании | 61 | 57 | 69 |
Избили беспричинно, «для куража», демонстрации власти | 34 | 32 | 38 |
При «выбивании» информации, нужной сотрудникам правоохранительных органов | 16 | 16 | 17 |
По указанию сотрудников правоохранительных органов избили сокамерники | 3 | 3 | 3 |
Другое | 6 | 6 | 5 |
Уже из этих данных, становится очевидным, что насилие и жестокость имеют не «вынужденно-защитный», всячески минимизируемый, а самоценный, неинструментальный характер и применяются «по максимуму». Они входят в состав ритуалов «укрощения» задержанного, демонстрации «кто ты такой», деиндивидуализации жертвы, лишения ее прав на самостоятельность и дееспособность, парализующих ее возможное сопротивление и право на защиту и человеческое, терпимое обращение с собой. Вместе с тем, имеет смысл обратить внимание и на частоту употребления пыток, средств опосредованного физического воздействия — об этом сообщают каждый пятый из опрошенных врачей.
Несмотря на то, что большая часть врачей считает недопустимым или неестественным такой порядок вещей, когда людей подвергают насилию или избиениям, все-таки приходится говорить об инерции жестокости как нормы повседневного существования, характерной для репрессивных обществ тоталитарного или полицейского типа. Об этом можно судить по тому, что абсолютное большинство опрошенных среди врачей и среднего медперсонала склоняется к тому, что насилие и жестокость, проявляемые к задержанным или подследственным, вызываются самими пострадавшими, неадекватностью их поведения с точки зрения милиции или конвоя, работников следственных органов (иначе говоря, врачи в большой мере, вынужденно или нет, принимают сторону милиции). Речь идет о проблеме конвенциональных определений параметров жестокости и насилия: мы явно имеем дело с некоторым внутренним согласием на «оправданность» его применения или «неизбежность» насилия в таких случаях, когда пьяный или агрессивно настроенный задержанный вызывает ответную и явно чрезмерную — судя по результатам и травмам — жестокость. Лишь каждый пятый из опрошенных медиков полагал, что насилие было ничем не оправданной жестокостью и оно никак не спровоцировано самим пострадавшим.
Таким образом, речь идет о «внутреннем» оправдании побоев и силы, привычном коде жестокого поведения сразу и по максимуму, с которым как бы уже согласились в обществе, в том числе и врачи. Едва ли можно назвать приемлемым поведение пьяных, но кураж милиции — вещь столь же дикая и недопустимая в нормальном обществе, как и асоциальность бомжей и пьяниц.
Ситуация закрытости правоохранительных органов для внешнего контроля, наблюдения, обсуждения (а значит и для возможности врача встать на другую позицию, кроме защиты милиционера при исполнении) усугубляется сложившимся порядком оповещения о случаях милицейского насилия. В подавляющем большинстве случаев персонал скорой помощи, но в еще большей части — травмопунктов, обязан сообщать о травмах, полученных со стороны милиции… той же самой милиции. Причем особенно жестко эту обязательность чувствует медперсонал в нестоличных городах, средних по размерам и количеству населения.
В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов | |
В дежурную часть милиции | 39 | 30 | 60 |
В прокуратуру | 12 | 11 | 15 |
В центральную диспетчерскую | 6 | 9 | 0 |
Другое | 4 | 6 | 1 |
Нет таких инструкций | 16 | 20 | 6 |
Не знаю | 9 | 9 | 8 |
Нет ответа | 20 | 23 | 14 |
Соответственно, опрошенные, как можно предположить, избегают сообщать о подобных нарушениях в милицию, а правоохранительные органы, понятно, на этом не настаивают. Больше того, 1/5 респондентов уходит от ответов на подобные вопросы со стороны социологов.
Как нетрудно понять, сотрудники милиции и другие представители власти заинтересованы по преимуществу в том, чтобы замять случившееся, вообще не фиксировать его как факт и не придавать огласке. Можно предположить, что в большинстве случаев ситуация почти автоматически и складывается именно так, в их пользу. В отдельных случаях, когда случившееся выходит или грозит выйти за рамки обычного, органы правопорядки и другие власти оказывают на врачей давление, требуя не фиксировать факты причиненного милицией насилия и никуда о них не сообщать. Особенно сильно это давление ощущает, с одной стороны, медперсонал в Москве и Петербурге («показательных» городах, где концентрируется официальная власть), а с другой стороны — в средних и малых городах, где власть «ближе» и у нее больше возможностей прямого воздействия.
Однако еще настоятельней — в каждом втором случае, если не чаще — о том же просят сами пострадавшие. Они явно боятся последствий такого «разглашения» и не верят в его пользу ни для себя, ни для других им подобных. Иными словами, не только медики, но и сами потерпевшие вынужденно принимают сторону милиции, которая и причинила им травмы, — форма реакции на безвыходные условия, известная из истории тоталитарных систем, репрессивных институтов, поведения жертв террористических актов и проч.
В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов | |
Да | 14 | 15 | 10 |
Нет | 67 | 62 | 76 |
Нет ответа | 20 | 23 | 14 |
В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов | |
Да | 13 | 14 | 10 |
Нет | 67 | 64 | 76 |
Нет ответа | 20 | 23 | 14 |
В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов | |
Да | 46 | 41 | 59 |
Нет | 34 | 36 | 28 |
Нет ответа | 20 | 23 | 14 |
В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов | |
Да | 45 | 45 | 45 |
Нет | 22 | 21 | 26 |
Нет ответа | 33 | 34 | 29 |
В целом | Бригады скорой помощи | Персонал травмо- пунктов | |
Пострадавший оказывал сопротивление сотрудникам милиции | 48 | 44 | 57 |
Повреждения имелись у пострадавшего до его прихода в милицию | 33 | 38 | 23 |
Повреждения получены по неосторожности пострадавшего | 18 | 20 | 15 |
Пострадавший напал на сотрудников милиции | 17 | 16 | 19 |
Пострадавший получил травмы в драке с сокамерниками | 10 | 11 | 7 |
Другое | 2 | 2 | 1 |
Никак не объясняют | 19 | 17 | 22 |
Нет ответа | 20 | 23 | 14 |
При этом опрошенные медики крайне мало знают про общественные организации, ведущие борьбу с произволом и насилием со стороны правоохранительных органов (в сумме о таковых знают лишь 8% опрошенных). Но до трех пятых респондентов (55% сотрудников травмопунктов и 61% бригад скорой помощи), по их словам, согласились бы, знай они координаты подобных общественных организаций сообщать им о случаях насилия над гражданами со стороны правоохранительных органов.
Подводя итог, можно сказать, что порука насилия, терпения и молчания, о которой шла речь в начале отчета, объединяет не только репрессивные органы, — в ее периметр включены и жертвы. Мы имеем дело с социумом, в котором крайне слабо выражены формы позитивной солидарности и, напротив, с заметной силой действуют различные негативные формы сплочения, принятия точки зрения «репрессивного другого», проявления синдрома коллективного заложничества.
Репутация милиции в глазах российского населения не просто окрашена недоверием или разочарованием из-за низкой эффективности ее работы. Милиция, правоохранительные институты в большинстве случаев утратили признаки законности, поскольку общее мнение, разделяемое почти 4/5 всех опрошенных, связывает их с криминальными структурами, с коррупцией и привычным произволом. Причем объем этого произвола со временем только ширится, поскольку растет объем функций милиции, а значит и зависимость большинства населения от нее. Подчеркнем еще раз, что милиция в ее нынешнем профессиональном составе, наборе функций и характере их исполнения остается единственным институтом, принимающим на себя защиту населения от несправедливости, от угроз существованию, от негосударственного насилия и официально объявляющим об этом. Для населения милиция — по-прежнему не имеющий альтернатив институт защиты, хотя и с крайне низкой надежностью и эффективностью (низкой, но не нулевой).
Следует учесть также, что неизбежность обращения в милицию обусловлена еще и другими обстоятельствами. Государственной властью на нее возложены функции контроля и удостоверения многих повседневных взаимодействий, обойтись без которых большинство граждан просто не в состоянии. Речь идет о прописке и регистрации, паспортизации, идентификации личности, получении разного рода лицензий и сертификатов — от водительских прав в разной форме до призыва в армию или разрешения на работу.
Отчасти милиция может выполнять сегодня задачи по сохранению порядка, но в очень ограниченном объеме наиболее примитивных функций регулирования насилия — с одной стороны, для самых ресурсных групп (богатых или статусно значимых, влиятельных, способных заплатить за соответствующие услуги либо другими средствами авторитета, давления и проч. заставить милицию действовать в своих интересах), а с другой, для самых бедных. В этом смысле милиция «нуждается» лишь в наиболее богатых и в самых бедных, все больше ориентируется на них и все меньше берет в расчет остальных. А это значит, что в ближайшей перспективе милиция, органы внутренних дел будут оказывать угнетающее воздействие на социальное и экономическое развитие общества и страны, сдерживая процессы социальной дифференциации, усложнения структуры общества, блокируя правовое закрепление и обеспечение этих процессов, подавляя начала общественной самоорганизации и контроля общества над правоохранительными органами.
Карательно-репрессивные функции милиции, связанные с ее задачами в советское время (защита государства, то есть, бюрократической системы власти и управления, организации тоталитарного порядка — от людей, населения), сегодня вовсе не исчезли. Они частично трансформировались в источник милицейского произвола, нелегитимного ресурса милиционеров по эксплуатации отдельных уязвимых групп населения, которые не имеют средств защиты от вымогательства и милицейского «беспредела». Авторитет государства, которым пользуются представители милиции, позволяет неконтролируемым образом вымогать у населения:
Отсутствие контроля над органами милиции, связанное с природой и формой организации власти в постсоветское время, ведет к ее изоляции от других институтов, усилению состояния безответственности перед населением, группами общества. Если даже милиция при этом и не действует собственно криминальным образом (как одна из банд или силовых группировок), то она последовательно снижает объем и качество собственной работы, требуя за выполнение едва ли не любых обязанностей дополнительных оплат или дани. Тем самым милиция превращается в автономный коммерческий концерн, обслуживающий нужды власти и, частично, некоторых привилегированных групп населения.
В постсоветский период ослабление социально-политического контроля над милицией со стороны государства и слабость общества, его организационных начал и контролирующих функций привели к тому, что, несмотря на всю иерархическую структуру организации правоохранительных органов и «властной вертикали» в целом, усиливается тенденции к децентрализации управления милицией, к автономизации отдельных звеньев и уровней подсистемы, апроприации ими статуса и вытекающих из него возможностей исключительно для вымогательства или незаконного «правоохранительного предпринимательства». На практике мы имеем дело с затяжным процессом внутреннего разложения милиции как социального института, роста неуправляемости, произвола и коррупции в нем.
И это выводит наблюдаемое в последние годы падение функциональной эффективности милиции как института за рамки принятых и довольно тривиальных объяснений. Чаще всего говорят о распространении коррупции, внутреннем разложении, общем низком уровнем финансирования, зарплаты сотрудников правоохранительных органов, о плохой технической оснащенности милиции, следственных органов, суда, о чрезмерной служебной нагрузке, а потому — оттоке квалифицированных кадров в коммерческие структуры и т.п. Двусмысленным характер этих объяснений можно считать уже потому, что в советское время финансовое положение этих органов тоже едва ли было цветущим, тогдашний уровень подготовки кадров, техническое оснащение точно также вызывает обоснованные сомнения, а претензий к их работе было тогда, по разным причинам, несравненно меньше. Напротив, объем финансирования и численность системы МВД, прокуратуры резко выросли в последние годы. И, тем не менее, неудовлетворенность их работой сохраняется или даже растет пропорционально росту преступности и правонарушений, усилению чувства незащищенности людей.
Более сложное и адекватное объяснение накапливающихся институциональных дисфункций в этой системе связано, прежде всего, с констатацией того факта, что работа милиции сегодня определяется сочетанием у нее плохо согласованных или противоречащих друг другу целей и задач, ставившихся перед ней руководством страны, высшим эшелоном власти в разное время. Каждый набор этих функций воспроизводит различные пласты политической культуры, относящиеся к несходным историческим эпохам существования репрессивной системы управления обществом. Здесь и административный контроль над любыми формами поведения и существования населения (от прописки и работы до потребления и выражения лояльности власти), и контрольно-разрешительные и идентификационные формы деятельности, отмечающие каждый шаг, каждый поворот жизни подданного — любой акт существования или изменения социального статуса, места жительства, контакты с другими гражданами или инстанциями, мобильность и т.п. рудиментарные характеристики организации жизни, сложившиеся в тоталитарном обществе-государстве.
Хотя сегодня они отчасти представляются пережитками прежних времен, их бюрократически-правовая инерция слишком велика, и они все еще оказывают очень значительное влияние на повседневную жизнь и образ мыслей, самосознание российского населения. Кроме того, у милиции (МВД) есть еще масса других задач, относящихся уже к чисто полицейским функциям (следственно-розыскная, патрульная, охранная и проч.). Мы не говорим в данном случае о «вооруженной охране» власти как таковой, то есть о войсках, основное предназначение которых — подавление угрозы коллективного сопротивления власти, массовых беспорядков, мятежей, восстаний, или о караульно-конвойных войсках. Это отдельная тема, связанная с очень широким комплексом вопросов войны в Чечне, основаниями легитимности политической власти и т.п.
Так или иначе, в новых условиях, вызванных глубоким разложением советского социального порядка и медленным утверждением новой системы отношений, милиция вынуждена выполнять ряд функций, для которых она не предназначена и для которых у нее нет соответствующих компетенций, кадров, морали и проч. В принципе, в иных типах обществ подобные задачи решают другие социальные институты и организации — суд, страховые компании, общества и союзы, шерифы и омбудсманы, сами граждане, вынужденные отвечать за себя, предприятия и фирмы, короче говоря, такие структуры взаимодействия, которые не нуждаются в посредничестве полицейско-административных органов исполнительной власти. В нашей же ситуации — при сочетании разных по своей природе социальных институтов и переходных форм — функционирование милиции характеризуется тем, что она не только не справляется с множеством навязанных ей задач, не обеспеченных ни финансово, ни правовым образом, ни кадрами, но и вообще не ставит таких целей перед собой. Если старые задачи карательно-административного рода милиция еще как-то в состоянии выполнять, то с новыми она просто не в состоянии справиться, поскольку именно они-то и оказываются не обеспеченными ни ресурсами, ни правовыми и нормативными разработками, ни кадрами, не говоря уже о том, что такого рода проблематика влечет за собой острейший ценностно-ролевой конфликт у самих работников данных структур.
Возникающие лакуны в нормативно-административной деятельности государства (чаще всего это те самые области отношений, которые требуют принципиально нового типа регуляции и управления через кооперацию, доверие, взаимность, коалиционность — экономического, правового, предпринимательского и проч.) как раз и образуют зоны институциональной неопределенности, административного произвола, превращающие правоохранительные органы в организации частного или корпоративного «силового предпринимательства». [3] Иначе говоря, перед нами не проблемы переходного периода, как нередко считают, а неразрешимый симбиоз разных социальных систем, парализующих друг друга. Кажущаяся ограниченная дееспособность или неэффективность милиции, суда, правоохранительных органов, представляемые официальной властью или масс-медиа как временные трудности или несовершенства в работе правоохранительных органов и даже всего государственного аппарата, представляет собой, на наш взгляд, возникновение качественно нового социального состояния — возникновение полицейского государства.
В принципе распад тоталитарного режима общества-государства — а именно с ним мы имеет дело на протяжении всего времени наших социологических наблюдений — может дать несколько вариантов социального порядка:
Для нас особый интерес в данном случае представляет именно «полицейское государство» как наиболее адекватная конструкция для описания режима, возникшего в России в конце 1990-х годов и укрепившегося при Путине. Остальные примеры и типы мы оставим в стороне для специального рассмотрения.
Понятие «полицейское государство» в данном случае не содержит никаких оценочных значений и обертонов. Суть его заключается в децентрализованном характере власти и фокусов массового управления, вызванном разложением ранее централизованного и жестко-репрессивного бюрократического государства. Лишившись верховного контроля и механизмов «задания программы деятельности», бюрократическая машина начинает распадаться. В этих условиях она, оставаясь внеконкурентной и бесконтрольной, обеспечивает себе наиболее благоприятный или оптимальный режим функционирования. Основанием для власти — господства, по Веберу — в этих случаях становятся не профессиональная компетентность, закон или специализированное знание квалифицированного чиновника (судьи, милицейского чина, главного врача горбольницы, прокурора, ректора вуза, администратора в структурах регионального или федерального управления и т.п.), а социальный статус и связанные с ним средства принуждения, «легитимные средства насилия», находящиеся в распоряжении соответствующего чиновника, прямом или опосредованном.
Полицейское государство — это государство децентрализованного контроля и управления при выродившихся или не развившихся механизмах дифференциации ветвей власти. В подобных случаях функциональные элементы законодательной, судебной, представительной и исполнительной власти переходят к отдельному чиновнику, но только в том особом случае, если он обладает правом и ресурсами принуждения. Вся данная система может венчаться квазиавторитарным лидером, символически представляющим все целое или полноту сверхвласти, а может быть возглавлена некоторой конфигурацией олигархических кланов — важно лишь, что ни тот, ни другие не обладают реальной властью, эффективным контролем на средних и низовых уровнях управления. Они могут волевым порядком или в ходе объявленной кампании уничтожить один или несколько центров влияния, экономической, политической, региональной власти по тем или иным частным мотивам и обвинениям (коррумпированность, связь с заграничными агентами влияния, предательство национальных интересов и проч.), но они бессильны по отношению ко всей системе складывающихся отношений, к принципам ее организации.
Такая композиция власти означает конец мобилизационного общества и его идеологии, усиление традиционализма и ксенофобии в социуме, но особенно — в его военизированных, репрессивных структурах (армии, милиции, «органах»), нарастание процессов стагнации, разложения, усреднения, деградации, которым — в отсутствие других вариантов движения и групп, их всерьез отстаивающих — придается вид стабилизации. Отличительной чертой подобной «стабилизации» оказывается усиливающаяся неспособность к решению системных конфликтов и напряжений, постоянное откладывание принципиальных политических решений «на потом», длительность «временного», как бы переходного существования, обеспечиваемая только ценой снижения человеческого капитала и истощения социальных ресурсов.
Примечания
[1] Далее в основном используются и приводятся без дополнительных указаний данные тематического цикла исследований, проведенных Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-центр) по заказу Фонда «Общественный вердикт». Первый опрос прошел в мае 2004 г. В представительную для населения крупных городов выборку были включены 2013 жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова на Дону, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Перми, Омска, Новосибирска, Уфы и Красноярска.
[2] Здесь и далее приводятся данные этого исследования; опрашивались врачи, фельдшеры и медсестры в бригадах скорой помощи и в травмопунктах различных городов России, и целью исследования было получить некоторую косвенную информацию о пострадавших в результате насилия, причиненного гражданам сотрудниками органов правопорядка, то есть, о фактах регистрируемого насилия. Всего было опрошено 619 человек (427 работников скорой помощи и 192 — травмопунктов) из 42 городов страны.
[3] См.: Коленникова О.А., Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Коммерциализация служебной деятельности работников милиции // Социологические исследования, 2004, № 3, с. 73-83.