![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
По истечении первого года реализации национальных проектов в четырех областях российской жизни мы решили выяснить у наших граждан, в каких из этих сфер им заметны позитивные изменения и где они ожидают положительных сдвигов в 2007 году.
Общие итоги выглядят не слишком впечатляющими: 44% опрошенных не заметили успехов в реализации какого-либо из национальных проектов.
По мнению 14% респондентов, наиболее заметны успехи в реализации проекта "Здоровье", по мнению 9% – в реализации проекта "Образование". Проекты "Доступное жилье" и "Сельское
Очевидно, что успехи в реализации национальных проектов важны не столько сами по себе, сколько в той мере, в какой они позволяют улучшить положение дел в соответствующей сфере. Поэтому мы попросили респондентов дать оценку изменениям, произошедшим, по их представлениям, за 2006 год в четырех реформируемых сферах.
Каждый пятый опрошенный отмечает наличие позитивных перемен в области здравоохранения и образования, однако почти столько же респондентов говорят и о преимущественно негативных изменениях в этих сферах (17% и 14% соответственно).
Что касается, сельского хозяйства и жилья, то здесь негативные оценки преобладают над позитивными. Положение дел на селе за 2006 год, по мнению 22% респондентов, ухудшилось, и только 13% опрошенных придерживаются противоположной точки зрения. При этом сами сельские жители несколько чаще, чем россияне в целом, полагают, что ситуация изменилась в худшую сторону, и реже – что она улучшилась (27% и 9% соответственно). Наиболее велика доля негативных оценок применительно к жилищной сфере: 38% опрошенных полагают, что жилье за этот год стало менее доступным для россиян, и только 11% – что оно стало более доступным. Каждый третий опрошенный полагает, что ситуация в этой области существенным образом не изменилась. Обратим внимание: применительно ко всем сферам оценки динамики положения дел со стороны москвичей отличаются от общероссийских в худшую сторону. Особенно заметно это различие как раз в отношении доступности жилья: 67% столичных жителей полагают, что за 2006 год она снизилась.
Теперь обратимся к оценке респондентами перспектив на 2007 год. В целом ожидания нельзя назвать оптимистичными.
Применительно к здравоохранению и образованию доли оптимистов и пессимистов примерно равны. Считают, что удастся добиться перемен к лучшему в сфере здравоохранения, 32% опрошенных, что этого сделать не удастся – 35%. Соответствующие показатели относительно положения дел в образовании составили 29% против 27%. В отношении перспектив позитивных перемен на селе доля оптимистов вдвое ниже доли пессимистов (22% против 41%), при этом сельские жители чаще остальных полагают, что положительных сдвигов добиться не удастся (48%). Наиболее же пессимистичные прогнозы касаются сферы обеспечения жильем: 54% опрошенных полагают, что здесь изменить положение дел к лучшему за ближайший год не удастся; противоположной точки зрения придерживаются лишь 17% респондентов.
Мы спросили у россиян, что, по их мнению, следует изменить в этих четырех сферах, чтобы положение дел улучшилось. Вполне предсказуемо, что применительно к здравоохранению и образованию респонденты чаще всего говорили о необходимости сделать лечение и обучение полностью бесплатными или сократить удельный вес платных услуг. Обратим внимание на то, что второй по актуальности проблемой здравоохранения, с точки зрения участников опроса, является проблема улучшения отношения врачей к пациентам.
Говоря о путях повышения доступности жилья, опрошенные чаще всего акцентировали внимание на необходимости снижения цен; впрочем, почти так же часто говорилось о необходимости совершенствования системы ипотечного кредитования, снижения процентных ставок, увеличения сроков погашения кредитов и т.д.
На протяжении 2006 года мы отмечали рост уровня информированности населения о нацпроектах в целом. Данные же настоящего опроса свидетельствуют о том, что между уровнем общей осведомленности о реализации проектов в стране и информированностью о практических мерах по их реализации непосредственно там, где проживают респонденты, существует заметный разрыв. Как выяснилось, более 70% опрошенных фактически не слышали о конкретных планах по реализации какого-либо национального проекта там, где они живут (54% респондентов сказали об этом определенно, еще 17% – затруднились ответить на соответствующий вопрос). Чаще всего люди слышали о планах по реализации в их регионах нацпроектов "Доступное жилье" и "Здоровье" (соответственно 16% и 15%). Несколько реже – о конкретных мерах по реформированию сфер образования (12%) и сельского хозяйства (8%).
Петр Бавин
Традиционно россияне предпочитают встречать Новый год дома, в кругу семьи. Нынешний год не стал исключением: согласно данным опроса, именно так отметили праздник 79% респондентов. Значительно реже (17%) наступление Нового года люди встречали в гостях. К другим вариантам празднования прибегли совсем немногие: в массовых уличных гуляниях участвовали 5% опрошенных, праздничные мероприятия, концерты, клубы или рестораны посещали 3% (естественно, среди молодых людей эти доли несколько выше, чем по выборке в целом), провели праздник на турбазе, в пансионате и т. д. в целом 1%. Еще 3% опрошенных заявили, что отмечали наступление Нового года на работе в неформальной обстановке.
Из алкогольных напитков россияне в новогоднюю ночь традиционно предпочитают шампанское или водку (их употребляли 61% и 35% опрошенных соответственно; другие спиртные напитки назывались значительно реже); из безалкогольных – чай (42%) и соки (33%).
Большинство опрошенных (80%) довольны тем, как отпраздновали Новый год; остались недовольны праздником 13% респондентов.
Одним из традиционных атрибутов новогоднего торжества является обращение к гражданам главы государства. Видели новогоднее телепоздравление В. Путина 70% опрошенных, и большинству – 64% – оно понравилось; не понравилось выступление президента 6% респондентов.
Православное Рождество отмечали в этом году примерно две трети наших сограждан (64%). Большинство – 54% – праздновали его дома, 9% – в гостях. Праздничные службы в храмах посетили немногие – 4%; а вот трансляцию церковной рождественской службы по телевизору смотрела куда более значительная доля опрошенных – 33%.
* * *
Респондентов попросили рассказать, чем они занимались во время многодневных январских праздников (для ответа предлагалась карточка, количество ответов не ограничивалось). Как и в предыдущие годы, люди чаще всего говорили, что посвятили каникулы домашним делам, – такой ответ дали три четверти опрошенных (73%). Вторым по популярности видом досуга оказались визиты в гости или прием гостей у себя (этому уделили время 40% респондентов). Больше четверти опрошенных сказали, что проводили время на свежем воздухе (29%), примерно столько же не отказывали себе в удовольствии просто поваляться в постели (27%). Каждый четвертый проводил время с детьми, каждый пятый – общался с друзьями. Кроме того, 20% говорят, что праздники они проводили, слушая музыку, 17% читали газеты и журналы, 12% – книги. Остальные из предложенных в списке вариантов занятий отметили не более 6% опрошенных. Кроме того, 17% респондентов во время праздников работали или подрабатывали.
В целом, как и в прошлом году, большинство участников опроса (79%) сказали, что довольны тем, как провели новогодние каникулы (недовольство выразил примерно один из каждых семи респондентов – 13%).
Россиян попросили оценить плюсы и минусы многодневных январских выходных (оба вопроса задавались в открытой форме). На вопрос об их положительных сторонах ответили чуть больше половины респондентов, и, как правило, речь шла либо о том, что у людей образуется дополнительный отпуск, отдых, появляется возможность отправиться в поездки (39%), либо о том, что появляется больше времени для общения с семьей, детьми, близкими (19%). Иные соображения приводили немногие (в частности, говорилось, что многодневные выходные дают возможность позаниматься личными и домашними делами, а также что они помогают в полной мере ощутить праздник).
На вопрос об отрицательных сторонах многодневных выходных ответили также чуть больше половины респондентов. Но здесь звучали уже более разнообразные доводы. Одни считают, что столь длительный досуг подталкивает людей к пьянству (15%). Другие говорят, что высвободившееся время все равно проводить негде – скучно, от такого отдыха остается чувство усталости (10%). Третьи отмечают, что длительный отдых требует значительных расходов, и заявляют, что денег на него все равно не хватает (10%). Четвертые сетуют, что многодневные выходные приводят к потерям в зарплате – поскольку эти дни работодателем не оплачиваются (10%) или же что за это время накапливается много работы (2%). Кроме того, респонденты говорили, что длительные праздники расхолаживают, выбивают из колеи (7%), а также что многодневные выходные лучше устраивать весной или летом – в дачный сезон, а не зимой (6%).
Участников опроса попросили оценить, чего больше – вреда или пользы – приносят столь длительные выходные стране в целом и им лично. И вот что любопытно: считающих выходные скорее вредными, чем полезными для страны – в полтора раза больше, чем придерживающихся обратного мнения (43% против 31%), а вот для себя люди вдвое чаще считают зимние каникулы полезными, чем вредными (46% против 22%).
Елена Вовк
Отшумели зимние праздники с их радостной суетой и подарочными хлопотами. Судя по нашим данным, две трети россиян (68%) получили на эти праздники подарки, а 81% дарили их сами. Без подарков остались около трети наших сограждан (30%); каждый пятый (18%) – никому ничего не подарил на прошедшие Новый год и Рождество.
Обмен подарками – любопытная сторона повседневной жизни. Большинство россиян время от времени делают подарки другим людям; лишь 5% респондентов сказали в ходе нашего опроса, что обычно никому ничего не дарят.
Кому-то больше нравится делать подарки, другие предпочитают их получать, но и в том, и в другом случае подарки – это те маленькие островки радости, без которых жизнь была бы более тусклой и скучной. Судя по данным опроса, россияне дарят подарки главным образом родным, близким и любимым (93%), реже, но также довольно часто, – друзьям и добрым знакомым (49%).
В отношениях с сослуживцами и деловыми партнерами подарок присутствует заметно реже – им делают подарки лишь 14% россиян. Наибольшее распространение подарок как элемент деловой культуры нашел в Москве и мегаполисах (29% и 24%), в кругу людей с высшим образованием и относительно высоким доходом (29% и 24% соответственно).
Делать подарки врачам и учителям также особенно принято в столице: 16% москвичей дарят подарки врачам, у которых они лечатся, столько же – учителям школ, где учатся их дети (по выборке в целом – 8-9%).
Несмотря на то, что подарки дарятся преимущественно близким людям, в обстановке неформального общения, согретой личными симпатиями и привязанностями, в самой практике дарения отчетливо различимы черты ритуала. Характерно, что подарки тесно привязаны к событиям, имеющим общепринятую социальную значимость. Для россиян главным поводом для вручения подарка служит день рождения (91% опрошенных).
Второй типичный повод делать подарки – это наиболее популярные в стране праздники (такие как Новый год и 8-е марта). Для большинства опрошенных (82%) подарочные хлопоты – неотъемлемый атрибут этих праздников.
Принято отмечать подарками и такие важные события, как свадьба и рождение ребенка, – каждый второй россиянин (47%) время от времени делает подарки по этим поводам. Треть наших сограждан (34%) готовят подарки, отправляясь в гости к родным и друзьям, живущим в другом месте (городе, деревне, стране). Примерно такая же доля респондентов (31%) делают, по их словам, подарки в тех случаях, когда хотят отблагодарить человека.
Бывает, однако, что подарки дарятся без повода – "просто так". Подобное случается в жизни примерно половины наших сограждан (46%). Зачем и почему делаются подобные подарки – вопрос специального социально-антропологического исследования. Судя по нашим данным, "спонтанный" обмен подарками довольно часто случается между молодыми людьми (57% ответов в группе респондентов от 18 до 35 лет). Это неудивительно: молодость – период интенсивного общения, установления социальных связей, а подарок, несомненно, служит их укреплению и подтверждению.
Подарки, как правило, принимаются с благодарностью, даже если они не нравятся. Правила хорошего тона не позволяют показывать обиду и неудовольствие по поводу неудачно выбранного подарка или отсутствия подарка в ситуации, когда есть основания его ожидать. По словам двух третей респондентов (66%), они не сталкивались с подобной реакцией со стороны других людей; лишь один из десяти опрошенных припомнил такие случаи. Впрочем, каждый пятый затруднился дать однозначный ответ на соответствующий вопрос, не решаясь, следовательно, утверждать, что ничего подобного не случалось.
Ирина Шмерлина