![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Положение дел в российской системе образования более или менее устраивает около половины опрошенных: 10% оценивают ситуацию в этой сфере как хорошую, 37% – как удовлетворительную. Оценка «плохо» содержится в 36% ответов; 17% затруднились оценить положение дел в этой сфере.
Чуть более оптимистичные суждения звучали в том случае, когда респонденты говорили о ситуации с образованием в районе их проживания: здесь реже выставлялись «плохие» оценки (30% против 36%) и несколько чаще – «хорошие» (14% против 10%).
Респонденты, у которых есть дети, внуки или другие близкие родственники, в данный момент учащиеся в школе (таковых среди опрошенных оказалось 53%), оценивают положение дел в образовании – как на общероссийском, так и на местном уровне – практически так же, как и остальные участники опроса. Но те конкретные школы, в которых учатся их собственные дети, внуки (а также братья, сестры, племянники), вызывают у этих респондентов гораздо большую удовлетворенность: 60% из них сказали, что соответствующая школа им нравится, 23% – что не нравится; 17% затруднились ответить определенно.
Осведомленность населения о национальном проекте в сфере образования, реализация которого началась в этом году, в целом невысока: впервые услышали о нем в ходе опроса более половины респондентов (56%); «что-то слышали» 28% опрошенных, и только 11%, по их словам, «знают» о проекте. Родители, дедушки, бабушки и другие близкие родственники учащихся по уровню информированности о данном национальном проекте не отличаются от прочих респондентов.
Повышенную, но в целом тоже невысокую осведомленность в этом вопросе продемонстрировали люди, лично занятые в системе образования либо имеющие родных или знакомых, работающих в данной области: в этой группе опрошенных 17% сказали, что «знают» о проекте, 34% «что-то слышали», 45% – впервые услышали о нем от интервьюера.
Как полагают 12% опрошенных, они слышали от работников образования те или иные отзывы о переменах, которые происходят в данной сфере в связи с реализацией национального проекта, причем 3% – только положительные, 4% – только отрицательные, и еще 4% – как положительные, так и отрицательные отзывы. Однако, как показывают ответы этих респондентов на открытый вопрос о том, что именно они слышали, большая часть информации, которую они истолковали таким образом, в действительности не имеет к национальному проекту прямого отношения: опрошенные говорили о повышении базовой зарплаты учителя, о коммерциализации образования, об изменениях в образовательных программах, введении ЕГЭ, и т.д. И только 2-3% респондентов упоминают нововведения, которые действительно предусмотрены национальным проектом (конкурсы на выявление лучших школ и педагогов, доплаты за классное руководство и т. п.).
Ирина Шмерлина
Согласно данным опроса, проведённого накануне открытия в Турине ХХ зимних Олимпийских игр, следить за ходом соревнований собирались 75% россиян. И почти столько же – 70% участников опроса – сказали после закрытия Олимпиады, что следили за ходом игр (не следили – 29%). Наибольший интерес Олимпиада вызвала у людей с высшим образованием и у жителей больших городов (по 82%).
Россиян спросили, кого из наших спортсменов они назвали бы героями Олимпиады. Чаще всего респонденты называли фигуристов: Е. Плющенко (25%) и И. Слуцкую (8%). Порадовали многих и наши лыжники: по мнению 8% респондентов, на Олимпиаде в Турине ярче всех проявил себя Е. Дементьев, по 1% называют Е. Медведеву и Ю. Чепалову. Кроме того, героями Олимпиады россияне сочли наших биатлонистов (в целом – 7%), хоккеистов (2%), конькобежцев и саночников (по 1%).
Среди разочаровавших их спортсменов болельщики чаще всего называли хоккеистов (29%), кроме того, упоминали Ирину Слуцкую (9%) и Ольгу Пылёву (1%).
К некоторым видам спорта россияне проявили даже больше внимания, чем собирались накануне Олимпиады. Так, если перед ее началом об интересе к фигурному катанию заявили 46% опрошенных, а к хоккею – 34%, то после игр, соответственно, 53% и 42% респондентов сказали, что следили за соревнованиями фигуристов и хоккеистов. В то же время реальный интерес к горным лыжам оказался значительно ниже «заявленного»: смотрели эти соревнования 8% респондентов, тогда как намеревались смотреть – 17%. Аналогичная картина наблюдалась в отношении прыжков с трамплина (6% – против «заявленных» 16%).
Трансляции соревнований и репортажи о них шли по многим телеканалам и занимали довольно большую долю в объёме вещания. Две трети опрошенных (64%) с удовлетворением констатировали, что спортивных трансляций было столько, сколько нужно. Впрочем, некоторым россиянам (11%) показалось, что информации на телевидении было слишком мало, а 6% респондентов пожаловались на избыток спорта на телеэкранах в период Олимпийских игр.
Хотя большинство россиян были довольны телепоказом Олимпиады, некоторые респонденты выразили сожаление, что российские СМИ уделили недостаточно внимания отдельным видам спорта (19%); любопытно, что при этом все виды спорта назвались примерно с одинаковой частотой (от 1 до 3%). Россиянам моложе 35 лет хотелось бы большего внимания к сноуборду, фристайлу, шорт-треку и хоккею (по 4%).
По мнению большинства опрошенных (67%), российская сборная в целом выступила на Олимпиаде в Турине успешно. Впрочем, накануне Олимпиады прогнозировали российской сборной успех 84% респондентов. Пессимистичные прогнозы давали перед играми 4% респондентов, а по итогам Олимпиады оценили выступление нашей сборной как неудачное 15% опрошенных.
Сопоставляя результаты выступления российской сборной со своими ожиданиями, 19% опрошенных заявили о разочаровании: они ждали большего. Вместе с тем, 25% респондентов сказали, что сборная выступила лучше, чем они ожидали. Еще 24% участников опроса утверждают, что россияне в Турине выступили примерно так, как они и предвидели; у 17% каких-либо ожиданий не было, 15% – затруднились ответить на этот вопрос.
* * *
По мнению 48% опрошенных, российские власти сегодня уделяют развитию профессионального спорта в стране слишком мало внимания; 29% полагают, что внимания уделяется столько, сколько нужно, а 7% кажется, что этого внимания слишком много. При этом деятельность Вячеслава Фетисова на посту председателя Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ респонденты склонны оценивать положительно: 32% полагают, что он работает хорошо, 7% – что плохо (остальные затрудняются с ответом либо говорят, что ничего не знают о его работе).
Большинство опрошенных уверены, что государству в первую очередь следует тратить средства на развитие массового спорта в стране (67%), значительно реже приоритетными видятся траты на подготовку профессиональных спортсменов (18%).
Одним из показателей внимания государства к развитию как массового, так и профессионального спорта является количество и качество спортивных сооружений, их доступность и уровень оснащения. Сегодня 15% респондентов отмечают, что там, где они живут, за последние год-два появились новые спортивные сооружения – стадионы, спортивные комплексы, бассейны, спортплощадки. При этом такое строительство чаще всего отмечали, естественно, москвичи (26%), жители других мегаполисов (25%) и больших городов (21%). Однако иногда кое-что делается и «в глубинке»: о появлении новых спортивных сооружений там, где они живут, сообщили 13% опрошенных в малых городах и 7% сельских жителей.
Анна Петрова
Телевизионную рекламу – по крайней мере, в ее нынешнем объеме и формате, – россияне не жалуют. Примерно у двух третей российских телезрителей (вопросы по теме задавались только тем респондентам, у которых есть телевизор, – таковых оказалось 99%) "рекламные паузы" вызывают реакцию отторжения: 51% опрошенных утверждают, что, когда по телевизору начинают показывать рекламные ролики, они переключаются на другой канал, 4%, по их словам, – вовсе выключают телевизор, 7% – отключают звук. Четверть участников опроса (25%) во время рекламы переключаются на другие дела. Только 11% опрошенных заявили, что они смотрят и слушают телевизионные рекламные ролики. В целом представители всех возрастных групп демонстрируют сходный уровень интереса к телерекламе.
Вместе с тем нельзя сказать, чтобы россиянам совсем не нравилась любая демонстрируемая по телевизору реклама. 50% опрошенных сообщили, что среди рекламных роликов, которые идут сегодня на телевидении, некоторые им нравятся (правда, 47% говорят, что таких роликов мало, и только 3% – что их много). Доля респондентов, которым не нравятся никакие из показываемых роликов, составляет немногим меньше половины – 44% (среди молодежи – 30%).
Подавляющее большинство опрошенных (91%) говорят, что сегодня телереклама занимает слишком много эфирного времени, и только 6% склонны считать, что под нее выделено столько времени, сколько нужно (чаще этот вариант ответа выбирали представители молодого поколения – 11%). Неудивительно, что девять из десяти опрошенных (88%) отнеслись к недавно принятому закону, ограничивающему время показа рекламы на телевидении, положительно, и только 2% – отрицательно (8% опрошенных восприняли это нововведение с безразличием).
Негативное восприятие телерекламы россиянами связано, по всей видимости, не только с ее количеством и качеством, но и с тем, какие именно товары рекламируются. Только 11% опрошенных согласились с мнением, что рекламировать можно все разрешенные товары и услуги, тогда как три четверти – 74% – придерживаются мнения, что некоторые из разрешенных и рекламируемых сейчас товаров и услуг рекламировать не следовало бы. В числе таковых респонденты, как правило, называли алкогольные напитки (38% ответов), средства личной гигиены (28%), табачные изделия (20%) и лекарства (16%).
О том, насколько широко распространено категорическое неприятие рекламы на телевидении, можно судить по доле респондентов, выражающих готовность платить за ее отсутствие: треть опрошенных (32%) заявили, что, если бы была такая возможность, они предпочли бы платить "небольшие деньги", чтобы смотреть центральные каналы без рекламы; половина респондентов (52%) в ситуации такого гипотетического выбора предпочли бы смириться с рекламными вставками (характерно, что различий по социально-демографическим группам в данном случае не наблюдается, за исключением одного: женщины несколько чаще мужчин выражали готовность смотреть рекламу, а мужчины – платить за ее отсутствие).
Отметим также: по мнению половины опрошенных (55%), сегодня телевидение не может существовать без рекламы; треть (32%) с этим не согласны и считают, что оно могло бы без рекламы обойтись.
Елена Вовк