С начала 1920-х годов Русская православная церковь перешла на нелегальное положение и на протяжении десяти лет находилась, наряду с другими религиозными практиками, под запретом. Принято считать, что именно эти годы репрессий серьезно ослабили РПЦ, обладавшую до революции внушительной силой. Однако до сих пор было довольно мало известно о реальном положении церкви в начале ХХ века, которая, если верить документальным свидетельствам, переживала нелегкие времена и находилась на грани раскола и полной потери авторитета у прихожан. «Полит.ру» публикует документы из архивов Чувашской Республики, которые проливают свет на истинное положение дел внутри РПЦ накануне начала гонений на церковь. Материал впервые опубликован в журнале «Отечественные архивы» (2009. № 4).
Наканунереволюционных потрясений 1917 г. Русская православная церковь (РПЦ)представлялась внешне внушительной силой: 115–125 млн православных верующих(примерно 70 % населения страны), 78 тыс. храмов и часовен, около 120 тыс.священников, диаконов и псаломщиков, 1253 монастыря и скита с 95 тыс.монашествующих и послушников, 35 тыс. начальных школ, 57 духовных семинарий и четыредуховные академии[1]. Однаковлияние РПЦ оказалось в некоторой степени подорванным. Отмена в начале XVIII в.патриаршества, введение синодальной системы с подчинением Церквибюрократическому аппарату лишили ее самостоятельного голоса в обществе,уподобили приходского священника полицейскому чиновнику. Сложность положенияЦеркви была и в том, что формально она являлась государственной, а потому еепротивники могли возлагать на этот институт долю ответственности зарепрессивную политику самодержавия и социальные несправедливости. В результатес конца XIX в. в российском обществе, прежде всего в интеллигентской среде,наступает некоторое охлаждение к ценностям православной веры[2].
«Революционнаяситуация» созрела в начале ХХ в. и в самой РПЦ. С 1905 г. часть духовенстваоткрыто проявляла недовольство политикой Святейшего синода и системой в целом.Раздававшиеся в церковной среде требования демократизации породили движениеобновленцев[3],которые в мае 1922 г. в Москве провели учредительное собрание и создалиВысшее церковное управление (ВЦУ)[4].Обновленчество было сложным явлением, состоявшим из нескольких течений сразными идеологическими установками. За проведение радикальных реформ (введениебелого епископата, разрешение второбрачия клирикам) выступала «Живая церковь»;«возвращение к первохристианскому демократическому укладу церковной жизни икоммунизацию ее по принципам равенства, братства и свободы» ставил целью «Союзцерковного возрождения»; принципом организации прихода как «трудовойрелигиозно-нравственной коммуны» руководствовался «Союз общиндревлеапостольской церкви». Объединиться обновленцев заставила необходимостьпротивостояния патриарху Тихону[5];внешней предпосылкой послужило изъятие церковных ценностей в связи с голодом1921–1922 гг.
Пособственному признанию, они больше всего заботились «о восстановлении жизненнойсилы церкви» и «спасении ее в новых условиях русской государственности»[6].Именно обновленческое движение было использовано большевиками. Столкнувшись смассовым сопротивлением населения введению гражданской метрикации, прекращениюпреподавания Закона Божия в образовательных учреждениях и кампании по вскрытиюмощей и осознав, что без сохранения в общественной практикецерковно-религиозного института обойтись невозможно, партийные лидеры избралипроверенный принцип «разделяй и властвуй» и сделали ставку на поддержкуобновленческого движения.
Длязахвата церковного управления на местах ВЦУ направило по епархиям 56уполномоченных. На территории Чувашской автономии церковники-обновленцыпоявились летом 1922 г. В ноябре того же года отдельные группы«прогрессивно-верующих» сторонников «Живой церкви» организационно оформились вг. Алатыре[7]. В первойполовине 1923 г. почти во всех уездах Чувашской автономной области (АО)состоялись съезды духовенства и мирян. В ряде случаев, например вг. Ядрине, они не поддержали обновленческое движение. Однако в другихместах обновленчество имело успех. Так, «попы в районе Богородской волости[8]с жадностью ухватились за идею "Живой церкви"»[9].К лету 1923 г. под их контроль попала почти половина приходов ЧувашскойАО. Обновленцы добились создания Областного церковного управления во главе сосвященником В.С. Зайковым[10]из с. Кошелеи Батыревского уезда, посвященного в связи с этим в сан епископа инареченного Тимофеем[11].
4–5 марта1924 г. в с. Шихазаны[12]Цивильского уезда прошел областной церковный съезд, поддержавший деятелейобновленческого движения и признавший образование епископата в Чувашской АО.Съезд выразил благодарность советским органам «за отзывчивое отношение» к просьбамчувашского духовенства. Председатель съезда протоиерей В.Краснов[13]заявил, что «если прежние гражданские и церковные высшие власти нам отказывали,то именуемая безбожной советская власть по своей милостливой беспристрастностидля успокоения мятущихся верующих чувашей не воспрепятствовала иметь своегоепископа»[14]. По этойпричине к обновленцам примкнул и известный миссионер, общественный деятель ипереводчик о. Даниил (Филимонов)[15].Указом Святейшего синода (обновленческого) он был назначен епископом Чебоксарским,викарием Чувашской епархии[16].
Послепобеды на областном церковном съезде обновленцы стали быстро множить числосторонников. К лету 1924 г. приверженцы патриарха Тихона сохранили контрольтолько над 37 приходами. В эти трудные для православной церкви дни летом 1924г. патриарх Тихон назначил отца Германа (Григория Кокеля)[17]епископом Ибресинским и «викарным епископом Симбирской (Ульяновской) епархиидля всех православных церквей с чувашским населением Ульяновской губернии»[18],а осенью того же года – «управляющим всеми православными церквами Чувашскойавтономной области» (Док. № 2). Чувашский отдел ОГПУ сообщал, что с появлениемв пределах Чувашии епископа Германа ситуация характеризуется «повсеместнымподъемом работы духовенства тихоновского толка», «в деятельности духовенствазамечается крутой перелом в сторону поднятия активных действий тихоновскоготечения»[19].
Информсводкиместного ОГПУ за 1925 г. отмечали, что «борьба среди духовенства выступает всеболее в резких формах и принимает более открытый характер»[20].Областное церковное управление боролось уже не столько конфессиональнымидебатами, сколько апеллируя к властям. В 1925 г. обновленцам удалосьдобиться ареста епископа Германа по обвинению в незаконном вмешательстве в делацерковных общин (назначение и смещение служителей культа) и антисоветскойагитации[21](Док. № 9). По решению Особого совещания при коллегии ОГПУ от 4 июня1926 г. он был выслан из Чувашской автономной области. Следственные органыприняли во внимание то обстоятельство, что дальнейшее пребывание епископаГермана на территории области «может вредно отразиться на политнастроении испокойствии населения», а также «вызвать среди населения недоверие к власти»[22].В дальнейшем Чувашским епархиальным управлением (ЧЕУ) была предпринята попыткапоставить административный барьер на пути официального оформления «тихоновских»религиозных обществ: в октябре 1926 г. ЧЕУ обратилось в Чувашский отдел ОГПУ спросьбой «не принимать на регистрацию те религиозные общества и группы, которыевозглавляются чуждыми Чувашскому епархиальному управлению епископами», однако вОГПУ посчитали такой метод борьбы «нецелесообразным и политически вредным»[23].
Ситуациясередины и второй половины 1920-х гг. в Чувашии отражала положение в стране вцелом и складывалась не в пользу обновленцев. Позиция власти изменилась. Так,на Всероссийском съезде начальников губернских и областных административныхотделов и начальников губернских и областных подотделов уголовного розыска вначале 1925 г. рассматривался вопрос об изменении тактики в отношении верующих«тихоновских группировок» на более гибкую и осторожную[24].Лишенное поддержки обновленчество утрачивало позиции. Приводимыеисследователями количественные данные разнятся между собой, но в целом отражаютодну и ту же динамику – сокращение численности обновленческих приходов[25].В отчетах укомов и горкомов ВКП(б) за 1926 г. фиксировалось, что в Чувашии«борьбы церковных течений, которая наблюдалась в первое время междуживоцерковниками и другими течениями, не наблюдается»[26].
Однакопротивостояние тихоновцев и обновленцев имело далеко идущие последствия.Результатом раскола православной церкви стало падение интереса верующих к ней,отказ от посещения храмов и совершения богослужений. В сводках ОГПУ середины1920-х гг. фиксировалось, что верующие начинают приходить в недоумение, кто жеиз борющихся групп является действительно «истинно православным» и за кем идти,отмечался отход «религиозной массы» от церкви[27].Случалось, что священники изгонялись из прихода, потеряв авторитет в результатемеждоусобиц. «Чем больше ссоримся, тем больше страдаем и теряем почву подсобой. Теперь у самого простого мужика и то взгляд переменился: браки несовершаются, детей не все крестят и многие не исполняют обряда отпевания. Я самне прочь отказаться от сана», – констатировал ситуацию конца 1920-х гг.священник церкви с. Шемурша Батыревского уезда[28].
Предлагаемыевниманию читателей документы хранятся в Государственном историческом архивеЧувашской Республики (ГИА ЧР, фонды наркоматов внутренних дел (Р-784) игосударственной безопасности (Р-2669) Чувашской АССР) и Государственном архивесовременной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР, фонд Чувашскогореспубликанского комитета Коммунистической партии РСФСР (П-1)).
В фондеНКВД ЧАССР находятся материалы по регистрации религиозных обществ (протоколысобраний граждан, прошения о регистрации, уставы и описи имущества), перепискаЧувашского областного епархиального управления (обновленческого) садминистративными учреждениями Чувашской автономии, отчеты уполномоченныхЧувашского отдела ОГПУ (УНКВД) о религиозной ситуации в уездах автономии,протоколы собраний прихожан по вопросам организации церковной жизни. Дляпубликации отобраны источники, характеризующие противостояниестароцерковнического (тихоновского) и обновленческого духовенства, а такжепоказывающие отношение местного населения к конфликту внутри Церкви.
Следственныедела репрессированных граждан, в том числе и представителей духовенства,сосредоточены в фонде Наркомата госбезопасности. Публикуются документы изследственного дела епископа Германа (Кокеля).
Материалыоб организации антирелигиозной работы в автономии отложились в фонде Чувашскогорескома Коммунистической партии РСФСР. Это распорядительные документыцентральных и местных органов управления, планы работы и протоколы заседанийантирелигиозной комиссии, Чувашского совета Союза воинствующих безбожников,отчеты уездных и волостных партячеек о проведении антирелигиозных мероприятий,информсводки Чувашского отдела ОГПУ о настроениях населения и позициидуховенства и т.п. Отобраны документы отчетного характера, позволившие отразитьрелигиозную ситуацию в автономии, в том числе отношение силовых структур кконфликтам в православной церкви.
Вступительнаястатья, подготовка текста к публикации и комментарии Ф.Н. КОЗЛОВА.
№1
Изинформационной сводки № 6 Чувашскогоотдела ОГПУ о политическом иэкономическом состоянии Чувашской автономной области за первую половину апреля1924 г.
18апреля 1924 г.[29]
<…>[30]В начале апреля организовано было Чувашское епархиальное управление, котороенепосредственно подчинено Священному синоду[31].Большинство священников отказывается от Тихона и присоединяется к Синоду. Всвязи с организацией Чувашского областного епархиального управления возникларезкая борьба между русским и чувашским духовенством на национальной почве.
Тихоновщина имеет только некоторые гнезда (1-йблагочинный округ в Ядрин[ском] и Цивил[ьском] у[ездах]). Но влияния наостальное духовенство не имеет. В Ядрине в начале апреля прошел съездобновленческого духовенства, где на почве национальной вражды междудуховенством произошла распря и чуть было не дошло до кулачного боя.
Госинфтройка:
от облотделаОГПУ Скворцов
от обкомаРКП(б) Ложников
отоблисполкома Михайлов
ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 25.Л. 14. Копия.
№ 2
Прошениеепископа Ибресинского Германа патриарху Тихону о назначении временным управляющим православными приходами Чувашскойавтономной области
28ноября 1924 г.
В пределах Чувашской области нет православногоепископа для чувашских приходов, которые были в составе Казанской митрополии. Яже, как викарий Симбирской епархии, не имею права делать распоряжения для этихприходов. Между тем и тут налицо непорядки в приходах.
Посему почтительнейше испрашиваю соизволениявашего святейшества на временное управление мною всеми православными приходамиЧувашской области впредь до прибытия митрополита Кирилла[32].
Вашего святейшества нижайший послушник
епископИбресинский Герман
Резолюция:«Разрешается до приезда высокопр[еосвященного] м[итрополита] Кирилла.П[атриарх] Тихон. 11 декабря 1924 г.».
С подлинным верно: епископИбресинский Герман
ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262.Л. 28. Заверенная копия.
№ 3
СообщениеСвященного синода Русской православной церкви Чувашскому областному церковномууправлению о самозванстве священникаГригория Кокеля и сложении ответственности за его действия
8января 1925 г.
По заслушании рапорта Ч[увашского] о[бластного]ц[ерковного] управления 24 декабря [19]24 г. за № 1057 о появлении в епархиисамочинного епископа Германа, бывш[его] священника села Старо-Челлы-СюрбеевоГригория Кокеля, который выдает себя за епископа, назначенного Священнымсинодом вместо архиепископа Тимофея, е[пархиальное] у[правление] проситсообщить, насколько достоверны эти сведения и кем и когда он хиротонисан.Священный синод Р[усской] п[равославной] ц[еркви] согласно постановлению своемуот сего января настоящим сообщает Чувашскому областному совету, что Священный синодбывшего священника Григория Кокеля во епископа не назначал и не хиротонисал ислагает с себя всякую ответственность за его действия. За самозванство – лишитьб[ывшего] священника Григория Кокеля чина.
Председатель Синода[33]
Зав. адм. отделом митрополит Серафим
С подлинным верно:архиепископ Тимофей
ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262.Л. 12 об. Заверенная копия. Рукопись.
№ 4
ЗапискаЧувашского отдела ОГПУ в административныйотдел исполкома Чувашской автономной области о необходимости наблюдения за епископом Германом (Кокелем)
21 мая1925 г.
Согласно Вашего № 510/с от 29 апреля с.г. епископГерман числится зарегистрированным в административном отделе как служителькульта религиозного общества церкви с. Ибреси[34].
Между тем таковой официально именует себяуправляющим всеми православными церквами Чувашской епархии и делает целый рядправонарушений, как, например: смещение и перевод без согласия общин верующихих церковнослужителей, сборы с церквей в свою пользу и т.д. Об отсутствии унего подобных прав соответствующей подпиской таковой предупрежден и помимо тогобудет привлечен к ответственности, о чем сообщается Вам для сведения. Впредьвсе вопросы, возникаемые о нем, а также возбуждаемые им, просьба разрешатьтолько по согласованию с отделом ОГПУ.
Нач. Чувашского отделаОГПУ Марсельский[35]
Зам. уполномоченного поразр[аботке] Муштаков
ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 1. Д. 119. Л. 15.Подлинник.
№ 5
Выпискаиз протокола общего собрания прихожан церкви с. Большие Арабузи Торхановскойволости Батыревского уезда об отказе выполнять распоряжение епископа Германа(Кокеля)
22 мая1925 г.
Слушали: 2.Отношение Ибресинского епископа Германа от 28 апреля 1925 г., коим онпредлагает церковному совету с. Б[ольших] Арабузей удалить приходскогосвященника Павла Егорова[36],запрещенного им, Германом, [к] священнослужению и отрешенного от места какнеправославного, и выбрать православного священника.
Постановили:Сообщить Ибресинскому епископу Герману, что приход с. Б[ольших] Арабузейвместе со своим священником, который служит здесь с 1899 г., был и остаетсяправославным, а потому в выборе другого священника никакой нужды нет.
Председатель общего собрания[37]
Секретарь Воскресенский
ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 1. Д. 119.Л. 27. Заверенная копия.
№ 6
Изпротокола допроса епископа Германа уполномоченным Чувашского отдела ОГПУИльиным о смещении священников безсогласия религиозных общин
22августа 1925 г.
<…>[38]
Вопрос:Вы указываете, что без согласия, хотя бы устного, представителей религ[иозных]общин Вы служит[елей] культа не смещали. Чем же тогда объяснить издание Вамициркулярных распоряжений об отрешении от места обнов[ленческих] священников,ведь это уже не согласовывалось решениями религиозных общин?
Ответ:Циркулярное распоряжение об отстранении с мест обновленческих священников ядавал и это считал вполне законным, но исполнение зависело уже от воли самихприхожан.
Вопрос:Много ли было случаев отстранения Вами служит[елей] культа от места?
Ответ:Точно сказать не могу, но помню, например, в с. Ново-Тинчурино Батыревскогоуезда, в с. Туваны Ядринского уезда, с. Ст[арые] Шигали Цивильского уездаи еще в др[угих] местах. <…>[39]
Епископ Герман
ГИА ЧР. Ф.Р-2669. Оп. 2. Д. 2262.Л. 59–59 об. Подлинник. Рукопись.
№ 7
Изинформсводки Чувашского отдела ОГПУ
секретарюЧувашского обкома РКП(б) М.Т. Томасову
ополитическом состоянии республики заоктябрь 1925 г.
[Неранее 1 ноября 1925 г.][40]
№ 21141
<…>[41]Непримиримо враждуют тихоновцы и обновленцы. Какая сторона сильнее в данноевремя, сказать трудно. С момента появления в Чувашобласти тихоновского епископаГермана последние оживились и перетянули на свою сторону большинство приходовЧувашобласти, но в настоящее время активность тихоновцев опять пошла на убыль изаметно оживление обновленцев, которые, достав документы о признанииСв[ященного] синода Вселенским патриархом, оперируют им для привлечения насвою сторону отколовшихся в тихоновщину приходов.
В борьбе обновленцев с тихоновцами нужно отметитьодин характерный момент, который свойствен только Чувашобласти. Враждаобновленцев и тихоновцев в Чувашобласти связана с национальной враждой междучувашским и русским духовенством, каковая велась еще в прежние царские временаи продолжается и по сие время. Причем чувашское духовенство болеепридерживается обновленчества, русское же – более тихоновщины. Даже обновленцыиз русского духовенства частенько идут вразрез руководителям обновленчества –епископам Тимофею и Даниилу, т.к. последние происходят из чуваш. Этим же вбольшей степени объясняется и то, что городское духовенство, происходящее изрусских, поголовно тихоновцы. <…>[42]
Нач. Чувашского отделаОГПУ Марсельский
Зам. уполномоченного поразр[аботке] Ильин
ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 6. Д. 35.Л. 3–4. Копия.
№ 8
ОтношениеЧувашского епархиального управления в административныйотдел исполкома Чувашской АССР спросьбой о регистрации из-заневозможности созыва епархиального съезда
1марта 1926 г.
Так как в марте месяце сего года предполагалсяепархиальный съезд духовенства и мирян, то Чувашское епархиальное управление непредставило в нужное время к регистрации своего состава. Вследствиепереживаемых в церковной жизни смуты и раздора, производимых Германом Кокелем,в минувшем марте месяце не было никакой возможности созвать епархиальный съезди последний соберется не раньше, чем в будущем мае месяце.
Ввиду сказанного Чувашское управление проситадминистративный отдел управления исполкома Чувашской АССР зарегистрировать егов составе: председателя архиепископа Тимофея, членов: епископа Даниила,протоиерея Павла Егорова, священника Иоанна Васильева[43]и мирянина Михаила Ширшова[44],каковые члены избраны епархиальным съездом сроком до марта месяца 1927 г.
ПредседательЧЕУ архиепископ Тимофей
Члены: протоиерей Павел Егоров
Секретарь протодиакон[45]
Верно: зав. отделом ин[остранцев] иобщин В. Васильев
ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 1. Д. 92.Л. 48 об. Заверенная копия. Рукопись.
№ 9
Выпискаиз протокола Особого совещания при коллегии ОГПУ о высылке Г.А. Кокеля из Чувашской автономной области
4 июня1926 г.
Слушали: 219.Дело № 35897 по обвинению гражданина КОКЕЛЬ Григория Афанасьевича по 73 и 123статьям УК.
Постановили:КОКЕЛЬ Григория Афанасьевича выслать из Чувашской области сроком на тригода с прикреплением к определенному месту жительства. Дело сдать в архив.
Секретарь коллегии ОГПУ[46]
ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262. Л. 273.Заверенная копия.
№ 10
Изотчета о деятельностиадминистративного отдела НКВД Чувашской АССР Чувашскому обкому ВКП(б) за периодс 1 октября 1925 г. по 1 октября1926 г.
[Неранее 1 октября 1926 г.][47]
<…>[48]
Между обновленцами и тихоновцами идет остраяборьба, и Чувашское епархиальное управление не раз обращалось в Наркомвнутдел спросьбой о неприеме на регистрацию староцерковных религиозных организаций. Спордуховенства доходит до того, как, например, в с. Хормалах Батыревского уезданаселение изгнало из своего села имеющихся там трех попов, одного обновленца идвух староцерковников, спорящих между собой, и пригласило нового служителякульта.
Вообще-то население, видя вражду духовенстваобновленческого и тихоновского, безразлично смотрит на совершающиеся вцерковной жизни процессы распада, а потому ни ломка церквей, [ни] обращение ихпод учреждения не вызывают никакого удивления населения, и религиозные устоидержатся только среди населения преклонного возраста, храмы посещают толькостарики и старухи, молодежь же к религиозному вопросу относится пассивно и отцеркви отстает. <…>[49]
Нарком внутреннихдел А. Лбов[50]
Зав. секретариатомНКВД Варфоломеев
Верно:секретарь И. Анфилов
ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 68.Л. 170. Заверенная копия.
№ 11
ОбращениеЧувашского епархиального управления в НКВДЧувашской АССР об ограничении регистрации религиозных общин тихоновскойориентации
4января 1927 г.
Чувашское епархиальное управление во исполнениепостановления епархиального съезда от 30 сентября 1926 г. просит Наркомвнутделне принимать на регистрацию те религиозные общины, в которых значатся и будутзначиться чуждые Чувашской епархии епископы тихоновской ориентации: АфанасийСпасский[51],Авраамий Сызранский[52],Иоаким Алатырский[53] и ВиссарионУльяновский[54], сделав отом надлежащее распоряжение по уездам республики в целях умиротворениячувашского народа в церковной жизни и отвлечения его от тихоновщины.
ПредседательЧЕУ архиепископ Тимофей
Член протоиерей Павел Егоров
Резолюция[55]:«Ввиду неоплаты гербового сбора и незаконности требований от ответавоздержаться. 8 января [19]27 г. Подпись[56]».
ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 2. Д. 141.Л. 66. Подлинник. Рукопись.
№ 12
Обращениеархиепископа Чувашского Тимофея в НКВДЧувашской АССР с просьбой о недопущении съезда последователей патриархаТихона
5сентября 1927 г.
Староцерковнический вождь митрополит СергийНижегородский[57] посланиемсвоим от 29 июля сего 1927 г.[58]к архипастырям, пастырям и верующим, призывая быть верными гражданамиСоветского Союза, лояльными к советской власти, организовал временный Священныйсинод, чем окрылил духовных лиц тихоновской контрреволюционной ориентации иверующую массу фанатиков. Теперь они с большею силою поведут ту же темнуюагитацию против существующего строя и в особенности в пределах ЧувашскойРеспублики, где быстро развивается сектантство, и так небезвредное вполитическом отношении.
Чебоксарское духовенство, как контрреволюционнонастроенное, с нетерпением ждет уже съезда представителей тихоновскойориентации, имеющегося быть в Казани осенью[59].Тогда они намерены открыть в Чебоксарах Викарное управление Казанской епархиисо своим русским епископом во главе.
Чувашская епархия, как самостоятельная и снациональным епископатом, открыта не без содействия местной гражданской властина основании церковных канонов Вселенских соборов, по которым границы епархиидолжны совпадать с гражданским делением таковых. А потому Чувашскоеепархиальное управление смело надеется на свою национальную гражданскую власть,что замыслы чебоксарского русского духовенства и сельских приходов тихоновскойориентации не будут проведены в исполнение. И чтобы сохранить самостоятельностьЧувашской епархии и национальный епископат, Чувашское епархиальное управлениеусердно просит Народный комиссариат внутренних дел Чувашской С[оветской]С[оциалистической] Республики[60]сделать распоряжение по уездам, чтобы не давалось разрешения на созывблагочиннических съездов без согласия Чувашского епархиального управления и,если можно, наложено было запрещение функционировать лжеблагочинным тихоновскойориентации, подведомственным узурпаторам церковной власти в Чувашской епархииАфанасию Спасскому и Иоакиму Алатырскому, принимающим все меры к аннулированиюсамостоятельности Чувашской епархии.
Председатель Чувашского епархиального управления
архиепископ Тимофей
ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 3. Д. 48.Л. 145–145 об. Автограф.
[1] ПоспеловскийД.В. Русская православная церковь вХХ в. М., 1995. С. 35.
[2] ШкаровскийМ.В. Русская православная церковьпри Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964годах). М., 2005. С. 67–68.
[3] Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояниеи актуальные проблемы. М., 2004. С. 226.
[4] ТрифоновИ.Я. Раскол в русской православнойцеркви (1922–1925 гг.) // Вопросы истории. 1972. № 5. С. 70–72.
[5] Тихон (БелавинВасилий Иванович, 1865–1925) – патриарх Московский и всея России. В 1888 г.окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В декабре 1891 г. пострижен вмонашество. 19 октября 1897 г. хиротонисан в епископа Люблинского, викарияХолмско-Варшавской епархии. С 14 сентября 1898 г. рукоположен в епископаАлеутского и Аляскинского. 5 мая 1905 г. возведен в сан архиепископа. 25 января1907 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, а 22 декабря 1913 г. –Литовским и Виленским. С 13 августа 1917 г. митрополит Московский иКоломенский. 5(18) ноября 1917 г. избран патриархом Московским и всея России,интронизирован 21 ноября (4 декабря). Канонизирован Русской православной церковьюв лике святителей в 1989 г.
[6] Программа церковных обновленцев. М., 1924. С. 2.
[7] А.М. Среди духовенства // Трудовая газета. 1922. 17ноября. № 85. С. 3.
[8] Богородская волость – до 1 октября 1927 г. одна изволостей Чебоксарского уезда.
[9] ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 55.Л. 143 об.
[10] Тимофей (ЗайковВиктор Сергеевич, 1858–1937) – священник церкви с. Кошелеи Цивильскогоуезда (ныне с. Большие Кошелеи Батыревского района Чувашской Республики),в 1924–1937 гг. архиепископ Чувашский (обновленческий). Репрессирован,расстрелян в ночь на 17 сентября 1937 г. в тюрьме г. Алатырь. Реабилитирован(1989 г.).
[11] ГИА ЧР. Ф. 350. Оп. 1. Д. 12. Л. 122.
[12] Шихазаны – село в Канашском районе ЧувашскойРеспублики. До 1 октября 1927 г. в составе Цивильского уезда Казанской губернии.
[13] Краснов Василий Тимофеевич – священник церкви с.Хормалы Батыревского уезда, уполномоченный ВЦУ обновленческой церкви поЧувашской епархии (1923 г.), инициатор создания православной автокефальнойЧувашской национальной церкви (1924 г.).
[14] Золотов Н. О миссионерствующем профессоре и «апостольствующем»начальнике милиции // Красная Чувашия. 1930. 18 января. № 15. С. 3.
[15] Филимонов Даниил Филимонович (1855–1938) –христианский просветитель, переводчик, педагог, общественный деятель. Поокончании инородческой учительской семинарии в Казани (1875 г.) преподавал вСимбирской чувашской школе. С 1882 г. священник. Служил в чувашских селахКазанской и Самарской губерний. С 1924 г. обновленческий епископ.
[16] Национальный музей Чувашской Республики. Рукописныйотдел. Ф. 79. Оп. 27. Инв. № 16889/12.
[17] Герман (Кокель Григорий Афанасьевич, 1883–1937) –епископ Ибресинский. По окончании Казанской гимназии назначен учителем вцерковно-приходскую школу с. Батырево. В 1898 г. поступил в числопослушников Симбирского архиерейского дома. В 1904 г. на миссионерских курсахпри Казанской духовной академии. Рукоположен в сан диакона, в 1907 г. в иерея.В 1921 г. поступил в Петроградский богословский институт, по окончаниипострижен в монашество. 31 декабря 1924 г. патриархом Тихоном рукоположен вепископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Арестован в 1925 г.,расстрелян в 1937 г. Канонизирован в 2001 г.
[18] ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 1. Д. 119. Л. 22.
[19] ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 25.Л. 105, 110.
[20] Там же. Л. 120.
[21] ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262. Л. 270,279.
[22] Там же. Л. 279.
[23] Там же. Ф. Р-784. Оп. 2. Д. 141.Л. 64–65.
[24] Там же. Ф. Р-122. Оп. 4 с. Д. 3. Л.62.
[25] ГордиенкоН.С. Современное православие. М.,1963. С. 44; Шишкин А.А.Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской православнойцеркви. Казань, 1970. С. 286.
[26] ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 191.Л. 7.
[27] Там же. Оп. 5. Д. 25. Л. 44 об.;Оп. 6. Д. 35. Л. 5.
[28] Там же. Оп. 8. Д. 51. Л. 176.
[29] Датируется по сопроводительному письму.
[30] Опущены сведения об экономическом положении иполитическом настроении рабочих и крестьян, состоянии промышленности,здравоохранения, народного образования, преступности, работе милиции иуголовного розыска.
[31] Здесь и далее имеются в виду обновленческие Чувашскоеепархиальное управление и Священный синод.
[32] Кирилл (Смирнов Константин Илларионович, 1863–1937) –митрополит Казанский и Свияжский. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию(1887 г.), назначен законоучителем Елизаветпольской гимназии. 21 ноября 1887 г.рукоположен в священника. С 1900 г. настоятель кронштадтской Троицкой церкви.10 мая 1902 г. пострижен в монашество. 6 августа 1904 г. хиротонисан в епископаГдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 30 декабря 1909 г. епископТамбовский и Шацкий, с 19 марта 1918 г. митрополит Тифлисский и Бакинский,экзарх Кавказский, с апреля 1920 г. митрополит Казанский и Свияжский. Взавещании патриарха Тихона стоял первым кандидатом на местоблюстительство, нопринять эти обязанности не имел возможности. Постановлением Президиума ВЧК вавгусте 1920 г. заключен в Соловецкий монастырь; в январе 1922 г. амнистирован,но в августе арестован и выслан в Коми область на два года; в декабре 1926 г.арестован в Вятке, в марте 1927 г. выслан в Сибирь на три года, в 1930 г. ссылкапродлена на три года; после освобождения жил в Гжатске, в 1934 г. арестован исослан на три года в Казахстан. По постановлению тройки УНКВД поЮжно-Казахстанской области расстрелян 20 ноября 1937 г. Реабилитирован в 1989г. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейномАрхиерейском соборе РПЦ в августе 2000 г. (См.: Политические деятели России 1917: Биограф. словарь. М., 1993; ЖуравскийА.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и трудысвященномученика Кирилла Казанского. М., 2004.)
[33] Подпись отсутствует.
[34] См.: ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2.Д. 2262. Л. 14. Подлинник.
[35] Марсельский Георгий Семенович (1897–1972) – в органахВЧК–ОГПУ– НКВД–МГБ с 1921 по апрель 1948 г.; с 6 апреля 1923 г. по 9 марта 1929г. нач. Чувашского облотдела ГПУ; генерал-майор (1943 г.).
[36] Егоров Павел – протоиерей, священник с. БольшиеАрабузи Батыревского уезда, член Чувашского епархиального управления.
[37] Подпись отсутствует.
[38] Опущены анкетные данные и показания епископа Германапо обвинению в распространении слухов об издевательстве представителейсоветской власти над мощами Иоасафа Белгородского и трех виленских мучеников,обнаруженными в Москве.
[39] Опущены показания епископа Германа о взимании платыза совершение религиозных обрядов и распространении слухов о скорой войне и«возврате царизма».
[40] Датируется по сопроводительному письму.
[41] Опущены сведения о распространении бандитизма идеятельности антисоветских партий.
[42] Опущены сведения о настроении рабочих и крестьян,расслоении деревни, влиянии на массы национальной интеллигенции.
[43] Васильев Иван (Иоанн) Васильевич – священникс. Чурачики Батыревского уезда (ныне Комсомольский район ЧувашскойРеспублики).
[44] Ширшов Михаил Степанович – крестьянин с. МалыеКошелеи Батыревского уезда (ныне Комсомольский район Чувашской Республики).
[45] Подпись отсутствует.
[46] Подпись неразборчива.
[47] Датируется по сопроводительному письму.
[48] Опущены сведения о состоянии и деятельности милиции иуголовного розыска, а также административного отдела НКВД по регистрации уставовобществ, не преследующих целей извлечения прибыли (научных обществ идобровольных пожарных дружин).
[49] Опущены сведения о деятельности административногоотдела НКВД по учету иностранцев и о деятельности бюро ЗАГС.
[50] Лбов Александр Петрович – председатель Чувашскойсекции при Казанском губкоме РКП(б), один из редакторов газеты «Канаш». В1926–1927 гг. нарком внутренних дел Чувашской АССР. В 1937 г. осужден на 10лет. Освобожден в 1947 г. В 1949 г. сослан на бессрочное поселение в Сибирь.Освобожден в 1956 г. Реабилитирован.
[51] Афанасий (МалининАлександр Антонович, 1884–1939) – окончил духовную семинарию и Казанскуюдуховную академию (1908 г.). В 1916 г. архимандрит и настоятельИоанн-Предтеченского монастыря г. Казани, 8 ноября 1920 г. хиротонисан вепископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 3 сентября 1923 г. поапрель 1926 г. епископ Спасский, викарий Казанской епархии, с апреля 1926 г.епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии (вторично). С 1930 г.архиепископ Казанский и Свияжский, с 23 марта 1933 г. архиепископ Ташкентский,с 11 августа 1933 г. архиепископ Саратовский. 30 сентября 1935 г. уволен напокой: http:// www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4915
[52] Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич, 1867–1938) –окончил учительскую семинарию и консерваторию, 27 февраля 1900 г. возведен всан диакона. В феврале 1905 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, в мае1907 г. перемещен в Почаевскую лавру, где пострижен в монашество. 25 февраля1917 г. возведен в сан иеромонаха и 26 февраля – в сан архимандрита. 22 февраля1926 г. хиротонисан в епископа Сызранского, викария Ульяновской епархии. 27апреля 1928 г. по прошению уволен на покой. Летом 1928 г. арестован, выслан натри года в г. Камышин. С 19 сентября 1928 г. епископ Нолинский, викарий Вятскойепархии, но освобожден от управления епархией по прошению. С 20 октября 1928 г.епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии. В 1930 г. арестован, выслан натри года в Марийскую АО. С 16 сентября 1931 г. епископ Марийский, викарийНижегородской епархии. С 8 мая 1935 г. епископ Пензенский, 8 июня 1936 г.уволен на покой. В 1937 г. арестован, 4 января 1938 г. приговорен к расстрелутройкой УНКВД по Архангельской области: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4278
[53] Иоаким (Благовидов Яков Алексеевич; ?–1929) – окончилМосковскую духовную академию. Около тридцати лет был законоучителем Симбирскойклассической гимназии и настоятелем Симбирского собора. В 1921 г. хиротонисан вепископа Алатырского, викария Ульяновской епархии.
[54] Виссарион (Зорин, Зорнин Василий Павлович, 1878–1937)– епископ Ульяновский. Окончил Нижегородскую духовную семинарию, Казанскуюдуховную академию (1902 г.). В 1899 г. пострижен в монашество. 17 августа 1902г. назначен преподавателем в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 г.переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. С января 1903 г.преподаватель, инспектор, ректор в сане архимандрита Волынской духовнойсеминарии. С 1909 г. ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 г.хиротонисан в епископа Симбирского (Ульяновского). Вошел в составгригорианского ВВЦ Совета. 26 января 1926 г. запрещен митрополитом Сергием всвященнослужении. В конце июня 1926 г. принес покаяние, зимой вернулся вгригорианство. После отхода от дел архиепископа Григория сделался председателемВВЦС. В 1933 г. удален от дел ВВЦС и управления епархией. Репрессирован (1937г.). Реабилитирован (1989 г.): http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2286
[55] Располагается в левом верхнем углу документа
[56] Подпись неразборчива.
[57] Сергий (СтрагородскийИоанн Николаевич, 1867–1944) – патриарх Московский и всея Руси. ОкончилПетербургскую духовную академию. Был членом православной духовной миссии вЯпонии (1890 г., 1897–1899 гг.), судовым священником на корабле «Память Азова»(1891–1893 гг.), инспектором Московской духовной академии (1893–1894 гг.),настоятелем Русской посольской церкви в Афинах (1894–1897 гг.), ректоромСанкт-Петербургской духовной академии (1899–1901 гг.). 25 февраля 1901 г.хиротонисан в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 6октября архиепископ Финляндский и Выборгский, с 6 мая 1911 г. член Святейшегосинода, с 10 августа 1917 г. архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября тогоже года возведен в сан митрополита. В январе 1921 г. арестован, приговорен кссылке в Нижний Новгород. С 18 марта 1924 г. митрополит Нижегородский. С 10декабря 1925 г. заместитель патриаршего местоблюстителя. В 1943 г. избранпатриархом Московским и всея Руси: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1696
[58] Имеется в виду декларация 1927 г., в котороймитрополит Сергий признал, что «людям, не желающим понять “знамений времени”...придется или переломить себя и оставить свои политические симпатии дома,приносить в церковь только веру и работать с нами только во имя веры, или, еслипереломить себя они сразу не смогут, по крайней мере не мешать нам,устранившись временно от дела. Мы уверены, что они опять, и очень скоро,возвратятся работать с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение квласти, а вера и православная жизнь остаются незыблемы». (См.: Акты СвятейшегоПатриарха Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы ипереписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М.,1994. С. 509–513.)
[59] Факт проведения съезда «представителей тихоновскойориентации» в Казани установить не удалось. Точные данные или упоминания о егопроведении не встречаются в других архивных документах, не располагают ими исотрудники Чувашского института гуманитарных наук, и представители местного духовенства.
[60] Так в документе, официальное название: ЧувашскаяАвтономная Советская Социалистическая Республика.