![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
У четверти участников опроса (27%), по их словам, в семьях есть дети, внуки или другие близкие родственники, которые первого сентября пойдут в школу. Две трети из них сказали, что эти дети ожидают начала нового учебного года с радостью ("без радости" – ответили 28%).
Сами респонденты – родители и другие близкие родственники школьников – в преддверии учебного года испытывают, по-видимому, более сложные чувства. Для того чтобы собрать одного ребенка в школу[1], средняя российская семья тратит 5383 рубля. Два года назад эта сумма составляла 3879 рублей[2].
Дороже всего обходятся сборы в школу учащихся старших (10-го и 11-го) классов – в среднем по 6780 рублей. Семьи учащихся 5–9 классов тратят на подготовку ребенка к школе в среднем по 5469 рублей, семьи учеников начальных классов – по 4635 рублей.
Большинство респондентов (59%) считают сумму, которую им приходится тратить на сборы ребенка в школу, непомерно большой; для трети (32%) она является приемлемой или по крайней мере терпимой; 8% затруднились с ответом на данный вопрос.
Большинство семей, собирая ребенка в школу, покупают канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, краски, фломастеры и т.п. – 89% от общего числа семей, в которых есть школьники), тетради (86%), школьную форму (82%), учебники (77%), портфель (ранец, рюкзак, сумку) – 72% и спортивную форму (72%). Менее половины (45%) включили в перечень необходимых трат цветы к 1 сентября, каждый пятый (21%) – подарки учителям.
Наиболее затратная из перечисленных статей расходов – это школьная форма: 72% респондентов сказали, что именно на нее они потратили или планируют потратить больше всего денег. Вторая по частоте упоминания позиция – это учебники (29%). Лишь 12% респондентов говорили, что в школе, в которой учится их ребенок, выдаются бесплатные учебники по всем предметам. По свидетельству 38% респондентов, учебники выдаются по отдельным предметам, столько же (39%) утверждают, что в их школе бесплатных учебников нет.
Для 12–15% респондентов внушительной статьей школьных затрат оказались также портфель и спортивная форма[3].
Ирина Шмерлина
Домашний компьютер становится для наших сограждан необходимым элементом повседневной жизни. Сегодня компьютер есть дома уже почти у трети россиян (29%), а у 2% – даже не один, а несколько.
Наличие домашнего компьютера у респондента связано не только с его доходом и возрастом, но также и с уровнем образования и местом жительства. Если в Москве компьютер есть дома у 68% опрошенных, то в областных центрах (как "миллионниках", так и менее крупных) этот показатель составляет уже только 38%, а в сельской местности – 9%. Почти половина "домашних" компьютеров – 45% – подключены к интернету.
Более чем в половине семей, где дома есть компьютер, им пользуются как сами респонденты, так и члены их семьи (15%). Еще 5% опрошенных заявили, что компьютером пользуются только они. Почти в каждом третьем случае (9% по выборке в целом) респондент признавался, что хотя компьютер в доме есть, но лично он им не пользуется. Итого компьютером дома пользуются 20% опрошенных. Отметим, что среди респондентов до 35 лет этот показатель составляет 36%, а среди опрошенных в возрасте от 55 – всего 5%.
Половина пользующихся домашним компьютером включают его каждый день, еще треть – как минимум несколько раз в неделю. В наиболее "компьютеризированных" группах населения – среди людей с высшим образованием, москвичей, респондентов моложе 35 лет – ежедневно сидят дома за компьютером более 20%. Чаще всего участники опроса проводят за домашним компьютером 1-2 часа в день. Впрочем, каждый третий пользователь заявил, что в те дни, когда он пользуется домашним компьютером, он проводит за ним более 3 часов в день.
Как ни странно, наиболее популярной функцией домашнего компьютера оказалась мультимедийная – просмотр фильмов, прослушивание музыки, редактирование фотографий и т. п. (11% по выборке). Для работы, учебы и поиска информации в интернете используют домашний компьютер по 8-9% респондентов.
Отдельно в нашем опросе рассматривалась тема "домашний компьютер и дети". Примерно в половине семей, где имеется домашний компьютер, есть дети до 18 лет, большинство из которых уже пользуются компьютером (13% по выборке). Выяснилось, что в большинстве случаев (7%) родители не ограничивают ребенка в пользовании компьютером. Впрочем, и в тех семьях, где пользование ограничено, и в тех, где родители детей в этом отношении не контролируют, последние сидят за компьютером как минимум несколько раз в неделю. По мнению родителей (или других родственников, отвечавших на вопросы анкеты), большинство детей (10%) проводят это время за компьютерными играми, примерно половина детей также используют домашний компьютер для учебы или развлечения – просмотра фильмов, прослушивания музыки (по 6%).
Среди тех, у кого домашнего компьютера пока нет, половина (35% по выборке) в принципе хотят его купить, и половина (32%) – не испытывают такого желания. Если в городах (всех типов) доли тех, кто хочет и кто не хочет купить домой компьютер, примерно равны, то в сельской местности доля первых существенно превышает долю вторых (52% и 35% соответственно). Следует отметить, что две трети желающих приобрести компьютер (22% по выборке в целом) стремятся сделать это ради учебы, повышения своего образовательного уровня.
Те же россияне, кто не хочет покупать компьютер, чаще всего говорят, что не испытывают такой необходимости, или ссылаются на возраст. О материальном аспекте проблемы упоминал лишь каждый шестой из тех, кто не стремится приобретать компьютер (5% от выборки в целом).
Относительное большинство россиян (41%) считают, что наличие дома компьютера само по себе не может породить никаких проблем. Однако почти треть респондентов (31%) полагают, что проблемы с появлением в доме компьютера все-таки могут возникнуть. Отметим, что если среди владельцев домашних компьютеров, с которыми не живут несовершеннолетние дети, тезис об отсутствии "компьютерной проблемы" разделяют почти 60%, то среди тех, у кого есть дети, уже приобщенные к компьютеру, мнения по данному вопросу разделились поровну – 43% считают, что проблем нет, 44% – что они все-таки есть.
Отвечая на открытый вопрос о проблемах, которые могут возникнуть в связи с появлением в доме компьютера, респонденты чаще всего (18%) говорили о возможном ухудшении здоровья пользователей, в частности – зрения (10%). Некоторые (5%) участники опроса опасаются "компьютерной зависимости", прежде всего – у детей.
Петр Бавин
Российские граждане начинают осваивать различные финансовые и инвестиционные инструменты – в частности, приглядываются к акциям компаний и предприятий. В ходе одного из исследований ФОМ (от 22-23 июля 2006 года) 31% опрошенных заявили, что купили бы акции какой-нибудь российской компании, если бы им позволяло финансовое положение, а 2% – что собираются сделать это в ближайший год.
Сегодня мы решили выяснить, как россияне понимают, что такое акции, что представляет собой этот финансовый инструмент. На открытый вопрос: "Как Вы понимаете слово «акция»? Объясните, пожалуйста, что это такое, по Вашему мнению?"[4] – смогли ответить 65% россиян. Почти половину ответов составили реплики, суть которых сводилась к тому, что акции – это некая "бумага", обеспеченная деньгами (22% по выборке в целом) и выпускаемая предприятием (5% по выборке): "бумаги специальные"; "бумажки, документ"; "бумага, имеющая денежную ценность"; "ценная бумага, которую продают предприятия"; "ценная бумага, поддержанная капиталом компании"; "ценные бумаги, специально выпускаемые каким-либо предприятием".
Вторая по частоте упоминаний интерпретация понятия (ее дают более четверти ответивших на вопрос, или 19% по выборке в целом) – это описание акции как инвестиционного инструмента. При этом одни респонденты акцентируют внимание на том, что акции – это способ вложения денег ("акция – вклад денег в предприятия"; "акция – выгодное вложение денег" – 6%), другие – на возможности извлечения прибыли, которую, как правило, понимают как дивиденды ("ценная бумага, в которую можно вложить деньги с осторожностью – можно все потерять, а можно умножить капитал"; "ценная бумага, которая дает право на получение прибыли с дохода предприятия"; "ценная бумага, дающая право покупателю получать дивиденды" – 10%), третьи – на таком свойстве этого инструмента, как ликвидность, возможность перепродажи ("их можно продать за деньги"; "сначала их покупают, а потом продают"; "спекуляция ценными бумагами" – 3%).
Еще одна группа суждений, объединяющая примерно пятую часть всех ответов (или 11% по выборке), характеризует акции как инструмент, обеспечивающий долевое участие в капитале, в собственности предприятия: "акции предприятия – это как доля"; "долевое участие в имуществе предприятия"; "акция – это бумага, которая дает право на часть имущества предприятия"; "если я, допустим, приобретаю <акции> – являюсь частичным хозяином предприятия"; "ценная бумага, которая делает совладельцем". При этом часть респондентов говорят не просто о финансовом участии, но об участии в управлении предприятием: "акция дает власть над этим предприятием"; "акция – ценный документ, который дает право управлять предприятием".
У части опрошенных (5%) акции устойчиво ассоциируются с мошенничеством и аферами ("акция – обман населения"; "афера очередная"; "бумага, за которую потом ничего не дадут"; "бумаги жуликов"; "выкачивание денег у населения"; "надувательство"). А кто-то (1%) не столько говорит о том, как он понимает слово "акции", сколько рассказывает о собственном опыте – и позитивном, и негативном – обладания ими: "акции продали, дивидендов не было"; "акции пропали на автозаводе"; "мы вложили ваучеры в «Газпром» – очень довольны, но их пришлось продать, теперь жалко".
Встречались и неверные или неточные интерпретации понятия "акции": некоторые полагают, что "это те же деньги"; "государственный документ, эквивалентен деньгам" (2%) или "то же самое, что и ваучер" (1%).
Самым массовым источником, из которого рядовые граждане могут почерпнуть сведения о том, что такое акции и как они функционируют в качестве финансового инструмента, являются, разумеется, СМИ. Мы поинтересовались, насколько часто россияне сталкиваются в масс-медиа с информацией об акциях. Оказалось, что почти половине наших сограждан (45%) никакие сведения об акциях и ценных бумагах не встречаются, еще 28% опрошенных редко сталкиваются с такого рода информацией, и только 16% – часто (среди лиц с высшим образованием таковых насчитается 29%, среди респондентов с доходом более 4000 рублей в месяц – 24%, среди жителей столицы – 27%, остальных мегаполисов – 24%, больших городов – 22%). При этом среди тех, кому такие сведения попадаются, более половины (или 28% по выборке в целом) вообще не обращают на них внимания, треть (18% по выборке) уделяют им внимание редко; всего 3% часто обращают внимание на такую информацию, и только 1% постоянно следят за ней (в Москве – 6%).
Представления об акциях также можно в принципе почерпнуть из общения с "компетентным" в этом вопросе окружением. Однако у подавляющего большинства опрошенных (74%) нет, по их словам, знакомых или родственников, которые бы покупали либо продавали акции. Есть такие люди в кругу знакомых у 16% опрошенных (среди лиц с высшим образованием, граждан с относительно высокими доходами, а также жителей больших городов – примерно у каждого четвертого), причем у 3% россиян таких знакомых много, а у 13% – мало.
Людмила Преснякова
Платное телевидение – услуга в России хорошо известная: о том, что в нашей стране, помимо бесплатного, существует и платное – спутниковое, кабельное, интернет-телевидение, знают 65%, слышали – 22% опрошенных. Ничего не знают о его существовании 13% респондентов (дальнейшие вопросы по теме этим участникам опроса не задавались).
Однозначного мнения о распространенности платного телевидения в России у респондентов не сложилось: по мнению 35% участников опроса, платные телеканалы подключены у многих, по мнению 38% – у немногих.
Сообщили, что такие телеканалы подключены у них лично, 12% опрошенных. Этих участников опроса попросили оценить, какие достоинства и недостатки есть у платных телеканалов (вопрос задавался в открытой форме).
Среди достоинств платных телеканалов респонденты отмечают их разнообразие и широкий выбор программ (3%), наличие конкретных тематических каналов и передач – познавательных, спортивных, детских (2%), лучшее качество телевизионного сигнала (2%), меньшее количество рекламы (1%).
Среди недостатков платных телеканалов респонденты называли однообразие, ограниченность выбора, множество повторов в программах; многие интересные передачи, отмечают опрошенные, идут на иностранных языках без перевода; качество сигнала платных каналов – плохое; рекламы на них – очень много (по 1%). Некоторым не нравится, что на платных телеканалах слишком много демонстрации секса и эротики (1%). Кроме того, респонденты сетовали на слишком высокую абонентскую плату (также 1%).
Но в целом абоненты платных телеканалов значительно чаще довольны их передачами, чем недовольны (9% против 1%). Отметим также, что однозначного предпочтения платных или бесплатных телеканалов среди этих респондентов не наблюдается: треть чаще смотрят платные телеканалы, треть – бесплатные, треть одинаково часто смотрят и те, и другие (4%, 3% и 4% от выборки соответственно).
Среди тех участников опроса, у кого платные телеканалы не подключены, довольно многие считают, что по цене платное телевидение для них доступно (29% опрошенных). Но мнение о чрезмерной дороговизне такой услуги встречается все же несколько чаще (39%).
Отвечая на вопрос: "Как Вы думаете, сколько примерно стоит подключение к спутниковому [5] телевидению – то есть приобретение и установка оборудования – там, где Вы живете?" – 14% участников опроса называли суммы до 3000 рублей, 17% – от 3000 до 6000 рублей. Еще 17% опрошенных назвали суммы, превышающие 6000 рублей, но, как правило, превышающие ненамного.
Половина респондентов, не имеющих на данный момент платных телеканалов (31% от выборки), говорят, что, будь у них достаточно денег, они бы такие каналы подключили; половина (35%) не стали бы их подключать даже при наличии необходимой суммы. Любопытный и неожиданный факт: больший интерес к платным телеканалам проявляют не только люди молодого возраста по сравнению с пожилыми, но и люди низкодоходные по сравнению с высокодоходными, а также жители села по сравнению с жителями городов (можно предположить, что для них платное телевидение – это своего рода атрибут красивой жизни, признак успеха, знак принадлежности к "передовой части человечества"; а возможно – у них просто больше свободного времени).
Отвечая на открытый вопрос, почему они хотели бы подключить платные телеканалы, респонденты называли в целом те же преимущества платного телевидения, что и его реальные потребители: широкий выбор каналов и программ (13% опрошенных), более интересные программы, предоставляющие возможность расширить кругозор (10%), больше информации в целом (5%). Некоторых интересуют конкретные тематические каналы (4%). Часть опрошенных упоминали также, что платные телеканалы обеспечивают лучшее качество телесигнала (1%) и на них – меньше рекламы (1%).
А вот те, кто не стал бы подключать платные телеканалы даже при наличии денег, в большинстве своем говорят, что их зрительские потребности полностью удовлетворяются и бесплатным телевидением (в сумме 18% от выборки). Некоторые, впрочем, считают, что интересных программ нет ни на платном, ни на бесплатном ТВ (3%). Часть опрошенных не стали бы подключать платные каналы потому, что последние, по их мнению, транслируют много безнравственных программ, в особенности вредных детям (1%). Некоторые из респондентов, вероятно, были бы и не прочь подключиться к платному телевидению, но их останавливает высокая стоимость услуги (4%). Кроме того, заметная доля опрошенных говорят, что у них в принципе нет ни времени, ни желания смотреть телевизор (9%).
Елена Вовк
[1] Если в семье несколько школьников, то, по условиям данного опроса, речь шла об экипировке старшего из них.
[2] Сравнение данных приблизительно, так как в опросе 2004 года респонденты, имевшие несколько школьников в семье, называли среднюю сумму, затраченную на одного ребенка (затраты на всех детей складывались и делились на количество детей в семье).
[3] Отвечая на вопрос о наиболее крупных затратах, респондент мог назвать 1–2 позиции из списка вещей, необходимых для сборов ребенка в школу.
[4] Отметим, что поскольку у слова "акция" есть не только финансовый смысл, этот вопрос задавался респондентам после закрытого вопроса: "Скажите, пожалуйста, Вам встречается или не встречается в газетах, на телевидении и радио информация об акциях, выпускаемых российскими предприятиями, компаниями? И если встречается, то часто или редко?", вводящего в тему и "наводящего" внимание респондентов именно на экономическое значение этого термина.
[5] Об иных каналах платного доступа к телевидению вопросы не задавались.