За последние десятилетия модель формирования европейской семьи претерпела фундаментальные изменения. Чтобы лучше понять смысл этих изменений и отношение к ним самих европейцев, реализуется международный проект “Population Policy Acceptance Study — DIALOG” [1]. Его цель — провести сравнительный анализ мнений и отношения населения к демографическим тенденциям, гендерным ролям и различным мерам семейной/демографической политики. В проекте участвуют 14 европейских стран: Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Эстония, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Словения. С 1999 по 2003 год опрошено более 34 тысяч женщин и мужчин в возрасте от 18 до 75 лет.
Для большинства стран-участниц проекта характерен очень низкий уровень рождаемости — в среднем 1,2-1,4 рождения на одну женщину, за исключением Финляндии и Нидерландов, где показатель рождаемости немного выше (1,7). Всё большее число детей рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке (до 30-40%). Возрастает доля браков, заканчивающихся разводом, хотя существуют региональные различия.
Все эти тенденции в целом оцениваются населением негативно (табл. 1). В частности, к росту разводимости отрицательно относятся 79% опрошенных в среднем по всем странам, к снижению рождаемости — 75%, к растущему числу одиноких родителей — 75%, к росту числа одиноких людей — 61%, к бездетным парам — 60% опрошенных.
В то же время отношение к изменению института брака более нейтральное. Связь между зарегистрированным браком и семьей стала менее явной в представлениях европейцев. Но при этом для большинства опрошенных по-прежнему остается наиболее привлекательным совместное проживание пары с детьми.
«Традиционные» взгляды на семью и, соответственно, негативное отношение к внебрачным рождениям, отсутствию детей в семье и т.д. в большей степени характерны для стран Южной Европы и бывших социалистических стран, а в наименьшей степени — для Бельгии и Нидерландов (табл. 1, рис. 1).
Снижение числа | Рост числа | |||||||
рож- дений | заре- гистр. браков | разво- дов | без- детн. пар | оди- ноких родит. | оди- ноких людей | незаре- гистр. союзов | рож- дений в незаре- гистр. союзе | |
Австрия | 80 | 30 | 77 | 66 | 54 | 50 | 17 | 25 |
Бельгия | 59 | 20 | 81 | 34 | 64 | 30 | 8 | 18 |
Венгрия | 91 | 52 | 90 | 84 | 94 | 92 | 25 | 68 |
Германия | 82 | 34 | 71 | 65 | 67 | 52 | 19 | 20 |
Италия | 82 | 52 | 80 | 59 | 86 | 77 | 29 | 51 |
Кипр | 89 | - | 90 | 84 | 79 | 57 | 35 | 83 |
Литва | 92 | 63 | 90 | 82 | 88 | 84 | 27 | 33 |
Нидерланды | 21 | 13 | 83 | 22 | 67 | 23 | 8 | 12 |
Польша | 70 | 51 | 81 | 63 | 76 | 63 | 37 | 57 |
Словения | 92 | 43 | 85 | 81 | 87 | 80 | 22 | 36 |
Финляндия | 81 | 44 | 91 | 66 | 87 | 75 | 21 | 26 |
Чехия | 83 | 36 | 86 | 62 | 77 | 61 | 15 | 29 |
Финляндия | 81 | 44 | 91 | 66 | 87 | 75 | 21 | 26 |
Большинство респондентов из общего числа опрошенных во всех странах предпочитают жить в браке и иметь детей (табл. 2). В Польше, Италии и Литве таких более 80%. Меньше всего брак признают в Нидерландах и Германии — примерно 53%.
Дети | Герма- ния | Ита- лия | Литва | Нидер- ланды | Поль- ша | Финлян- дия | Чехия | |
Жить одному | есть | 2,8 | 1,2 | 0,3 | 1,3 | 1,0 | 1,3 | |
нет | 10,5 | 1,8 | 2,5 | 2,1 | 2,1 | 2,4 | ||
Партнерство с раздельным проживанием | есть | 4,6 | 1,2 | 1,4 | 2,6 | 1,0 | 1,9 | 2,4 |
нет | 6,4 | 1,8 | 0,9 | 5,3 | 1,2 | 2,7 | 4,9 | |
Сожительство без послед. заключения брака | есть | 6,4 | 5,3 | 3,4 | 9,0 | 1,7 | 7,1 | 4,9 |
нет | 5,4 | 1,3 | 1,3 | 5,7 | 0,9 | 3,5 | 3,4 | |
Сожительство с последующим заключением брака | есть | 40,7 | 27,6 | 13,9 | 43,6 | 8,1 | 27,6 | 22,9 |
нет | 4,3 | 2,6 | 3,7 | 13,3 | 2,4 | 2,7 | 14,1 | |
Брак без предварит. сожительства | есть | 12,2 | 58,2 | 67,4 | 9,5 | 78,3 | 48,2 | 41,2 |
нет | 0,6 | 2,0 | 3,4 | 3,0 | 1,3 | 1,8 | 1,2 |
Жизнь без детей не получает поддержки, однако становится все более допустимой, особенно в Чехии (26,7% респондентов), Германии (28,4%) и Нидерландах (31,3%).
Очень небольшое число респондентов хотели бы жить в одиночку. В среднем 3% опрошенных не хотят жить в партнерстве, только в Германии их доля достигает 13,3%. Те, кто предпочитает одиночество, как правило, не хотят иметь детей.
Значительная часть европейцев рассматривает незарегистрированное сожительство как предварительный этап на пути к браку. Особенно популярен такой взгляд в Нидерландах (56,9%) и Германии (45%). А иметь детей большинство респондентов хотели бы все-таки в зарегистрированном браке. Хотя и здесь существуют различия между «востоком» и «западом» (рис. 2).
Среднее желаемое число детей в Европе — по-прежнему два (табл. 3). Менее двух детей хотели бы иметь в среднем жители четырех стран: Германии, Австрии, Бельгии и Италии. В Польше, Финляндии и Кипре большая доля респондентов хотела бы иметь троих и более детей.
Среднее желаемое число детей | Желаемое число детей, % | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3+ | |||||||
Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | |
Австрия | 1,84 | 1,78 | 8,2 | 11,1 | 32,7 | 33,5 | 35,1 | 34,4 | 24,0 | 21,1 |
Бельгия | 1,86 | 1,81 | 10,4 | 15,3 | 22,7 | 19,6 | 45,3 | 43,3 | 21,5 | 21,8 |
Венгрия | 2,19 | 1,90 | 3,2 | 7,7 | 15,6 | 20,6 | 53,7 | 53,7 | 27,4 | 18,0 |
Германия | 1,75 | 1,59 | 15,4 | 22,8 | 18,3 | 19,1 | 49,3 | 41,1 | 17,0 | 16,9 |
Италия | 1,92 | 1,86 | 7,1 | 9,1 | 18,9 | 16,9 | 53,4 | 56,9 | 20,6 | 17,1 |
Кипр | 2,36 | 2,42 | 0,9 | 1,6 | 23,5 | 27,0 | 33,6 | 25,1 | 42,0 | 46,2 |
Литва | 2,03 | 2,16 | 4,1 | 4,4 | 20,7 | 9,8 | 53,6 | 60,0 | 21,7 | 25,7 |
Нидерланды | 2,13 | 1,98 | 12,9 | 17,5 | 7,3 | 5,3 | 49,2 | 52,7 | 30,7 | 24,4 |
Польша | 2,33 | 2,29 | 4,9 | 9,1 | 11,7 | 10,6 | 49,8 | 45,8 | 33,6 | 34,5 |
Словения | 2,01 | 2,02 | 2,9 | 4,7 | 17,8 | 14,6 | 59,2 | 60,4 | 20,1 | 20,3 |
Финляндия | 2,18 | 2,14 | 7,5 | 10,7 | 14,0 | 14,4 | 44,5 | 41,3 | 34,0 | 33,6 |
Чехия | 1,97 | 2,02 | 6,9 | 6,4 | 15,0 | 19,6 | 58,3 | 50,4 | 19,8 | 23,6 |
Эстония | 2,16 | 2,09 | 2,6 | 7,1 | 16,3 | 14,1 | 56,4 | 53,2 | 29,9 | 25,7 |
Намерения остаться вообще без детей мало распространены во всех странах. Как правило, менее 10% опрошенных не хотят иметь детей. Только в Западной Европе (Германии, Нидерландах и Бельгии) этот процент существенно выше.
В некоторых странах, в частности восточно-европейских, желаемое число детей превышает наблюдаемый уровень рождаемости, и это оставляет шанс для семейной политики. По мнению авторов исследования, если условия для рождения детей станут более благоприятными, рождаемость в этих странах может немного возрасти.
Что касается ожиданий от семейной политики, то европейцы оказались единодушны и высказались за сочетание финансовой помощи с предоставлением гибкого графика работы. Наиболее часто упоминаемыми мерами семейной политики являются: хорошо отлаженный механизм отпусков по уходу за ребенком для работающей матери; более низкие налоги для родителей несовершеннолетних детей; возможность частичной занятости для родителей, имеющих маленьких детей; гибкий рабочий график для родителей маленьких детей (табл. 4).
Страна | Меры семейной политики | % высказавшихся за данную меру |
Мера семейной политики, занявшая 1-е место | ||
Австрия | Широкие возможности частичной занятости | 90,5 |
Бельгия | Широкие возможности частичной занятости | 85,2 |
Венгрия | Улучшение жилищных условий | 94,9 |
Германия | Широкие возможности частичной занятости | 89,9 |
Италия | Широкие возможности частичной занятости | 89,2 |
Кипр | Более низкие налоги | 95,9 |
Литва | Пособие при рождении каждого ребенка | 95,9 |
Нидерланды | Широкие возможности частичной занятости | 78,9 |
Польша | Пособие на ребенка в зависимости от дохода семьи | 92,5 |
Румыния | Более низкие налоги | 98,2 |
Словения | Улучшение жилищных условий | 97,8 |
Финляндия | Гибкий рабочий график | 82,6 |
Чехия | Пособие при рождении каждого ребенка | 90,5 |
Эстония | Существенное снижение стоимости образования | 96,0 |
Мера семейной политики, занявшая 2-е место | ||
Австрия | Более низкие налоги | 88,8 |
Бельгия | Гибкий рабочий график | 80,5 |
Венгрия | Существенное снижение стоимости образования | 93,7 |
Германия | Гибкий рабочий график | 89,3 |
Италия | Существенное повышение пособия на ребенка | 89,2 |
Кипр | Улучшение системы отпусков по уходу за ребенком | 93,7 |
Литва | Финансовая поддержка семей с детьми | 95,7 |
Нидерланды | Гибкий рабочий график | 72,0 |
Польша | Пособие при рождении каждого ребенка | 92,2 |
Румыния | Улучшение системы отпусков по уходу за ребенком | 97,9 |
Словения | Развитие системы детских садов для детей до 3-х лет | 97,8 |
Финляндия | Более низкие налоги | 79,5 |
Чехия | Более низкие налоги | 87,8 |
Эстония | Существенное повышение пособия на ребенка | 94,5 |
Мера семейной политики, занявшая 3-е место | ||
Австрия | Гибкий рабочий график | 88,3 |
Бельгия | Более низкие налоги | 80,2 |
Венгрия | Существенное повышение пособия на ребенка | 92,3 |
Германия | Развитие системы детских садов для детей до 3-х лет | 88,5 |
Италия | Более низкие налоги | 88,9 |
Кипр | Гибкий рабочий график | 91,5 |
Литва | Улучшение системы отпусков по уходу за ребенком | 94,7 |
Нидерланды | Улучшение системы отпусков по уходу за ребенком | 71,2 |
Польша | Улучшение системы отпусков по уходу за ребенком | 91,1 |
Румыния | Улучшение жилищных условий | 97,4 |
Словения | Улучшение системы отпусков по уходу за ребенком | 97,3 |
Финляндия | Финансовая поддержка семей с детьми | 79,3 |
Чехия | Улучшение системы отпусков по уходу за ребенком | 86,8 |
Эстония | Улучшение системы отпусков по уходу за ребенком | 91,0 |
Респонденты на западе Европы отдают предпочтение мерам, позволяющим сочетать семью и оплачиваемую работу. Так, возможность частичной занятости поставили на первое место респонденты в Австрии, Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах, а гибкий рабочий график — на первое место в Финляндии и на второе место — в Бельгии, Германии, Нидерландах.
Респонденты в восточноевропейских странах считают наиболее важным в семейной политике финансовую помощь и улучшение жилищных условий. Увеличение размера пособий считают самой важной мерой в Чехии и Литве (второе место — в Польше), снижение расходов на образование — в Эстонии (второе место — в Венгрии). Улучшения жилищных условий хотели бы добиться опрошенные в Венгрии и Словении. В целом жители восточно-европейских стран более склонны полагаться на помощь государства, чем жители Западной Европы.
На вопрос, каковы будут последствия названных мер политики, большинство респондентов во всех странах ответили, что они облегчат семьям иметь желаемое число детей.
Большинство женщин в странах-участницах опроса хотят иметь детей и одновременно хотят иметь оплачиваемую работу. Самый большой процент женщин, желающих сочетать семью и работу, отмечен в Эстонии (97,7%), Румынии (86,0%), Бельгии (77,7%) и Словении (76,1%), наименьший процент — в Нидерландах (53,4%) и Литве (45,2%).
Сочетание материнства и занятости, однако, видится респондентами в разных странах по-разному. В Эстонии, Польше, Румынии, Словении и на Кипре большая часть опрошенных женщин хотели бы работать на условиях полной занятости и иметь двоих детей. А жительницы Бельгии, Германии, Италии и Нидерландов хотели бы работать неполный рабочий день.
Дети | Бель- гия | Герма- ния | Ита- лия | Кипр | Литва | Нидер- ланды | Поль- ша | Румы- ния | Слове- ния | Эсто- ния | |
Полная занятость | нет | 5,1 | 7,9 | 2,1 | 1,8 | 2,9 | 7,3 | 3,0 | 5,5 | 2,6 | 1,6 |
1 | 12,4 | 8,1 | 4,3 | 6,6 | 5,4 | 4,7 | 12,0 | 27,0 | 7,8 | 6,8 | |
2-е | 8,1 | 6,1 | 23,8 | 8,2 | 27,7 | 34,4 | 29,4 | 55,7 | |||
>2-х | 2,1 | 9,6 | 2,6 | 8,4 | 11,7 | 6,0 | 30,2 | ||||
Частичная занятость | нет | 2,0 | 1,7 | 0,7 | 13,7 | 0,3 | 6,2 | 0,4 | 0,5 | 1,3 | 0,2 |
1 | 65,3 | 12,2 | 13,7 | 0,7 | 5,4 | 48,7 | 2,9 | 2,7 | 3,0 | 0,5 | |
2-е | 24,1 | 49,1 | 1,1 | 16,2 | 14,2 | 7,4 | 17,7 | 2,1 | |||
> 2-х | 7,2 | 21,5 | 7,4 | 5,9 | 2,8 | 12,2 | 2,3 | ||||
Не работать, пока дети маленькие | 10,9 | 21,7 | 24,0 | 15,6 | 48,4 | 22,5 | 19,9 | 6,0 | 16,8 | 0,5 | |
Не работать, если есть дети | 4,0 | 4,9 | 5,9 | 3,3 | 10,6 | 5,5 | 2,1 | 3,1 | 0,1 |
Лишь очень небольшая часть женщин придерживаются классической схемы: мужчина обеспечивает семью, женщина занимается домашним хозяйством.
Результаты опроса показали, что сочетание семьи и оплачиваемой работы — желаемая, но далеко не всеми одобряемая модель.
Большинство мужчин и женщин согласны с тем, что работающая мать может быть такой же хорошей матерью, как и не работающая (табл. 6). Наибольшую степень согласия с этим утверждением выразили респонденты в Германии (88,7%), Австрии и Нидерландах, а наименьшую — в Польше и Эстонии.
Работающая мать может установить такие же теплые и надежные отношения с детьми, что и не работающая | Ребенок дошкольного возраста может пострадать, если мама работает | Жизнь семьи страдает, если женщина работает полный рабочий день | Роль домохозяйки можно приравнять к оплачиваемой работе | |||||
Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | |
Австрия | 86,6 | 76,2 | 57,6 | 65,0 | 41,5 | 41,3 | ||
Венгрия | 68,2 | 62,9 | 50,6 | 52,7 | 56,0 | 57,7 | 46,5 | 49,3 |
Германия | 88,7 | 83,5 | 41,9 | 47,7 | 54,7 | 52,5 | 32,5 | 35,4 |
Италия | 69,6 | 70,4 | 47,0 | 54,8 | ||||
Кипр | 65,8 | 55,2 | 49,6 | 50,8 | 47,8 | 47,4 | 30,2 | 32,0 |
Литва | 68,2 | 68,4 | 64,6 | 57,4 | 69,2 | 65,5 | 26,7 | 26,7 |
Нидерл. | 76,3 | 70,1 | 21,3 | 31,7 | 45,4 | 45,6 | 31,9 | 32,4 |
Польша | 57,4 | 53,4 | 52,4 | 49,7 | 42,6 | 44,4 | ||
Румыния | 68,1 | 65,9 | 44,2 | 41,1 | 48,5 | 48,3 | 16,8 | 18,8 |
Эстония | 57,9 | 47,9 | 34,3 | 44,2 | 38,4 | 47,6 | 35,6 | 36,7 |
Литва | 68,2 | 68,4 | 64,6 | 57,4 | 69,2 | 65,5 | 26,7 | 26,7 |
Нидерл. | 76,3 | 70,1 | 21,3 | 31,7 | 45,4 | 45,6 | 31,9 | 32,4 |
Польша | 57,4 | 53,4 | 52,4 | 49,7 | 42,6 | 44,4 | ||
Румыния | 68,1 | 65,9 | 44,2 | 41,1 | 48,5 | 48,3 | 16,8 | 18,8 |
Почти половина опрошенных считают, что ребенок дошкольного возраста может пострадать, если его мама пойдет работать. Большая доля опрошенных полагают, что семейная жизнь страдает, если женщина работает полный рабочий день.
Большинство респондентов не разделяют утверждения, что роль домохозяйки можно приравнять к оплачиваемой работе.
Мужчины в целом настроены более критически по отношению к роли женщины как работающей матери.
Большинство европейцев признают, что и мужчины, и женщины вносят вклад в доход домохозяйства (табл. 7). Однако с утверждением, что работающая женщина вызывает большое уважение, согласны далеко не все.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. И мужчина, и женщина должны вносить вклад в доход домохозяйства 2. Дело мужчины — зарабатывать деньги, дело женщины — следить за домом и семьей 3. Нехорошо, если мужчина остается дома и ухаживает за детьми, а женщина ходит на работу 4. Семейная жизнь часто страдает, если мужчина слишком концентр. на работе 5. Для мужчины работа должна быть важнее семьи 6. Работающая женщина вызывает большое уважение | ||||||
Австрия | 78,7 | 34,1 | 29,6 | 69,3 | 5,8 | |
Венгрия | 80,1 | 61,2 | 56,3 | 75,6 | 8,3 | 32,2 |
Германия | 77,1 | 23,2 | 25,2 | 61,7 | 6,9 | 38,9 |
Италия | 41,1 | 73,3 | 41,2 | |||
Литва | 82,0 | 45,8 | 40,7 | 59,9 | 7,2 | 34,1 |
Нидерл. | 7,9 | 39,4 | 2,8 | 32,6 | ||
Польша | 78,4 | 46,4 | 42,6 | 61,4 | 5,4 | 39,1 |
Румыния | 92,1 | 44,4 | 83,9 | 39,1 | 10,9 | 53,8 |
Словения | 10,0 | 41,4 | ||||
Эстония | 88,2 | 30,6 | 34,5 | 82,2 | 4,8 | 38,8 |
Классический взгляд на разделение ролей — мужчина зарабатывает, женщина несет ответственность за домохозяйство — популярен только в Венгрии.
Утверждение о том, что работа для мужчины важнее семьи, не получило поддержки нигде, за исключением Италии. А вот к возможности для мужчины оставаться дома и растить детей, в то время как женщина ходит на работу, в разных странах отнеслись по-разному (рис. 5). Такая модель семьи получила значительную поддержку в Нидерландах и почти никакой поддержки — в Румынии и Венгрии.
Согласно ответам женщин, в большинстве случаев они выполняют основную часть домашней работы в одиночку. В Австрии 74,9% женщин ответили, что выполняют домашние обязанности в одиночку, в Венгрии — 70,4%.
С целью достижения гендерного равенства правительствам можно действовать в трех направлениях: во-первых, обеспечить мужчинам и женщинам равную оплату за равный труд; во-вторых, создать благоприятные условия для занятости женщин; и, в-третьих, проводить политику, позволяющую мужчинам принимать участие в домашней работе и воспитании детей.
Наибольшей ценностью большинство респондентов почти во всех странах назвали гармоничные отношения с партнером (табл. 8). Исключение составляют жители Венгрии и Литвы, которые поставили на первое место доход, и жители Польши, считающие наиболее важным в своей жизни, помимо дохода, обеспечение безопасности для тех, кто рядом.
В пяти странах (Эстонии, Финляндии, Венгрии, Словении и Кипре) второе место среди предложенных ценностей занимает безопасность близких. В шести странах третье место занимает удовлетворенность от работы.
Материальным ценностям, таким как доход, отпуск, просторное жилище, респонденты придали среднее по шкале ценностей значение, хотя существуют различия между странами. Например, в Венгрии 84,7% респондентов заявили, что материальные ценности очень важны, а в Финляндии — 22,7%.
Наименьшее значение для опрошенных имеют «индивидуалистические» ценности: наличие свободного времени для себя и для друзей, стремление к самореализации.
Реализация большей части названных потребностей (в частности, гармоничные отношения с партнером, уважение, удовлетворение от работы) по мнению опрошенных, мало зависит от числа детей. Чаще всего на эту «независимость» (от числа детей) указывали жители Чехии, Венгрии, Литвы и Польши, а реже всего — жители Эстонии, Германии, Италии и Словении.
Те же, кто превыше всего ценит достаток и свободное время, часто отвечали, что достичь желаемого лучше вообще без детей.
Бель- гия | Венг- рия | Герма- ния | Кипр | Лит- ва | Поль- ша | Слове- ния | Фин- лянд. | Че- хия | Эсто- ния | |
Иметь достаточно времени для себя | 1,76 | 2,56 | 1,73 | 1,6 | 1,9 | 1,79 | 1,7 | 2,08 | 1,88 | 2,15 |
Жить с партнером в гармонии | 1,38 | 1,3 | 1,47 | 1,22 | 1,45 | 1,47 | 1,49 | 1,48 | 1,31 | 1,44 |
Обеспечить безопасность тех, кто рядом | - | 1,22 | 1,74 | 1,4 | 1,65 | 1,45 | 1,55 | 1,69 | 1,83 | 1,68 |
Быть уважаемым вне семьи | 1,87 | 1,71 | 2,1 | 1,44 | 1,86 | 1,9 | 2,14 | 2,62 | 2,15 | 2,15 |
Иметь достаточно времени для друзей | - | 2,42 | 1,93 | 2,08 | 2,42 | 2,24 | 2,14 | 2,2 | 2,33 | 2,53 |
Иметь достаточное количество денег/доход | - | 1,19 | 1,63 | 1,43 | 1,36 | 1,42 | 1,78 | 2 | 1,43 | 1,87 |
Иметь отпуск хотя бы раз в год | - | 1,57 | 2,18 | 1,73 | 1,56 | 1,77 | 1,8 | - | 1,74 | 2,28 |
Жить в красивом, просторном доме | - | 1,51 | 2,37 | 1,88 | 1,97 | 1,47 | 2,28 | 2,24 | 1,84 | 2,04 |
Стремиться к самореализации | - | 1,73 | 2,32 | 1,94 | 2,23 | 1,98 | 1,79 | 2,26 | 2 | 2,03 |
Иметь возможность мужу и жене зарабатывать собственные деньги | - | 2 | 2,58 | 2,17 | 2,01 | 1,97 | 2,15 | - | 2,07 | 2,1 |
Получать удовлетворение от работы | - | 1,51 | 1,57 | 1,33 | 1,53 | 1,65 | - | - | 1,46 | 1,54 |
Демографическое старение, которое выражается в увеличении удельного веса пожилых в населении, оценивается европейцами как неблагоприятная тенденция. Доля респондентов, отрицательно относящихся к старению населения, превышает 50% во всех странах-участницах проекта, за исключением Бельгии (табл. 9).
Отрицательное | Очень отрицательное | |
Бельгия | 38,7 | 9,1 |
Германия | 42,8 | 29,6 |
Италия | 58,4 | |
Литва | 43,2 | 26,7 |
Нидерланды | 48,3 | 16,7 |
Польша | 38,9 | 32,6 |
Румыния | 41,5 | 17,6 |
Чехия | 45,4 | 28,3 |
Эстония | 46,6 | 24,1 |
Что касается распределения ответственности за жизнь пожилых людей, то прежде всего, по мнению опрошенных, о пожилых должно заботиться общество, создавая соответствующие учреждения и развивая необходимые услуги (табл. 10). Такого мнения придерживаются от 62% респондентов в Эстонии до 95% в Австрии.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Общество должно создавать соответствующие учреждения и услуги 2. Старики должны жить в домах престарелых 3. Забота о пожилых — долг родственников 4. Старики должны жить в домах престарелых, только если никто из родных не может за ними ухаживать 5. Я бы хотел(а), чтобы мои пожилые родители жили со мной 6. Дети должны заботиться о пожилых 7. Если у вас маленькие дети, вы не должны также ухаживать за пожилыми родителями 8. Это не задача детей ухаживать за пожилыми родителями | ||||||||
Австрия | 95,2 | 8,0 | 62,0 | 70,3 | 67,2 | 74,4 | 18,5 | - |
Бельгия | - | - | - | 36,4 | 23,5 | - | 46,3 | - |
Германия | 84,4 | 14,6 | 67,8 | 47,9 | 16,4 | 73,5 | 21,5 | 14,8 |
Литва | 81,9 | 8,5 | 34,5 | 79,1 | 82,9 | 85,8 | 6,6 | 5,8 |
Польша | 65,3 | 6,1 | 80,2 | 67,9 | 85,1 | 90,1 | 32,4 | 9,3 |
Румыния | 85,5 | 5,3 | 64,0 | 57,0 | 85,9 | 87,4 | 12,8 | 7,6 |
Словения | 93,1 | - | 47,9 | 77,2 | 8,2 | 58,4 | 10,9 | 15,2 |
Финляндия | 84,3 | 17,7 | 19,4 | 38,3 | 42,7 | 31,6 | 43,5 | 23,9 |
Чехия | 67,9 | 12,9 | 67,6 | 62,4 | 79,6 | 70,7 | 23,4 | 10,3 |
Эстония | 61,8 | 8,4 | 19,4 | 51,9 | 42,9 | 57,5 | 9,1 | 11,2 |
Суждение о том, что дети несут ответственность по уходу за стариками, также широко распространено, но в среднем ответственность детей оценивается ниже, чем ответственность общества. Только в Польше, Румынии и Литве данное суждение получило чрезвычайно высокую степень одобрения (90%, 87% и 86%, соответственно). А в Финляндии лишь 32% респондентов считают, что дети должны заботиться о пожилых.
Меньшую поддержку получило утверждение, что ухаживать за стариками должны родственники, за исключением Польши, где с утверждением согласились 80% опрошенных.
Желание жить вместе с пожилыми родителями распространено лишь в нескольких странах-участницах опроса. Утверждение «я бы пригласил родителей жить со мной, если они в преклонном возрасте и это необходимо» получило значительное одобрение в Румынии (86%), Польше (85%), Литве (83%), Чехии (80%); тогда как в Германии — всего 16% и в Бельгии — 23,5%.
В целом связь между поколениями сильна, о чем свидетельствует, в частности, низкий процент респондентов, поддержавших утверждения, что «старики должны жить в домах престарелых» и «это не задача детей ухаживать за пожилыми родителями».
Большинство опрошенных европейцев (64-88%), когда им в силу возраста будет трудно справляться с рутинной работой по дому, хотели бы остаться жить у себя дома, но получать при этом регулярную помощь (табл. 11).
Авст- рия | Герма- ния | Литва | Поль- ша | Румы- ния | Слове- ния | Чехия | Эсто- ния | |
Дома, имея доступ к профессиональной помощи | 21,8 | 30,1 | 8,5 | 8,4 | 9,5 | 9,8 | 12,9 | 10,9 |
Дома, получая постоянную помощь со стороны детей/родных | 18,8 | 21,3 | 35,5 | 60,2 | 53,0 | 34,2 | 23,3 | 17,0 |
Дома, получая профессиональную помощь и помощь со стороны детей и других родственников | 27,6 | 29,3 | 16,3 | 14,0 | 12,6 | 14,1 | 17,8 | 41,4 |
Дома, но с одним из детей или другим родственником | 5,2 | - | 9,6 | 5,3 | 10,0 | 5,9 | 10,1 | 4,8 |
В доме, который отвечает потребностям стариков | 7,0 | - | 3,5 | 2,2 | 2,9 | 6,3 | 9,2 | 9,9 |
Переехать к одному из детей | 2,5 | 4,2 | 13,7 | 3,5 | 5,5 | 4,6 | 4,6 | 1,8 |
Жить в доме совместно с родственниками или друзьями | 2,4 | 1,9 | 1,8 | 2,5 | 2,1 | 1,8 | 2,9 | 0,3 |
В комнате в пансионе | 2,2 | 5,2 | 0,7 | 0,2 | 4,1 | |||
В доме престарелых | 11,0 | 2,8 | 3,2 | 4,0 | 18,9 |
В пяти странах (Чехии, Литве, Польше, Румынии и Словении) опрошенные хотели бы, оказавшись в преклонном возрасте, получать помощь, прежде всего, от своих детей и родных. В Австрии и Эстонии наиболее важным назвали сочетание профессиональной помощи и помощи со стороны детей, а в Германии хотели бы опираться, в первую очередь, на профессиональную помощь.
Желание жить в специальных домах для престарелых получило относительно большое распространение только в трех странах: Словении (19%), Австрии (11%) и Германии (около 11%).
Очень небольшой процент опрошенных хотели бы в пожилом возрасте переехать к своим детям.
Несмотря на то, что старение населения рассматривается как негативная тенденция, роль пожилых людей в обществе оценивается высоко.
Наибольшую поддержку во всех странах получило утверждение, что «общество должно принимать во внимание права и проблемы пожилых», — около 90% и выше.
Большая часть респондентов считает, что молодые поколения могут выиграть, используя опыт и знания пожилых людей. Степень согласия с этим утверждением колеблется от 81% (Эстония) до 91% (Польша). В Польше и Австрии более 90% опрошенных считают, что опыт стариков очень полезен для общества.
В среднем 80% опрошенных европейцев согласны с тем, что пожилые люди помогают сохранять традиции. Особенно популярно такое мнение в Польше (89%), Румынии (88%), Австрии (84%) и Словении (84%).
К утверждению «пожилые люди — важный источник эмоциональной поддержки» в разных странах отнеслись по-разному, но ни в одной стране доля согласившихся не опустилась ниже 50%.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1. Благодаря своему опыту пожилые остаются социально полезными 2. Пожилые обеспечивают сохранение традиционных ценностей в обществе 3. Последующие поколения могут извлечь пользу из присутствия, знаний и опыта пожилых 4. Общество должно учитывать права пожилых людей 5. Общество должно учитывать проблемы пожилых людей 6. На пожилых расходуются экономические ресурсы общества 7. Пожилые являются препятствием к переменам 8. Пожилые — бремя для общества 9. Пожилые — важный источник эмоциональной поддержки | |||||||||
Австрия | 90,7 | 84,3 | 89,6 | 91,3 | 92,9 | - | 17,2 | 9,2 | 72,2 |
Германия | 89,5 | 75,2 | 90,1 | 92,3 | 92,8 | 19,9 | 15,9 | 10,5 | 71,1 |
Литва | 75,8 | 80,7 | 87,8 | 87,2 | 91,4 | 11,0 | 9,1 | 6,6 | 74,8 |
Польша | 92,2 | 89,3 | 91,3 | 92,9 | 93,7 | 5,0 | 4,7 | 4,4 | 75,9 |
Румыния | 84,8 | 88,3 | 85,3 | 95,3 | 94,9 | 19,3 | 11,4 | 7,1 | 52,1 |
Словения | 84,9 | 84,0 | 86,7 | 93,0 | 93,4 | 13,8 | 15,8 | 10,0 | 73,6 |
Чехия | 81,3 | 71,4 | 81,6 | 90,3 | 89,8 | 13,5 | 6,4 | 6,8 | 75,5 |
Эстония | 65,4 | 69,0 | 81,1 | 86,2 | 91,6 | 19,2 | 9,9 | 14,1 | 65,6 |
Респондентам были предложены три утверждения о негативной роли пожилых людей в обществе (препятствуют переменам, отвлекают экономические ресурсы, являются бременем для общества). Но ни одно из них не получило широкой поддержки.
Таким образом, отношение к пожилым людям в целом позитивное. Поколения связаны между собой. Старики ждут помощи, в первую очередь, от своих детей. Помощь государства признается только в случае, когда нет другого выхода. Молодые поколения, кажется, готовы оказать ту помощь, которую от них ждут. Следовательно, в политике очень важно поддерживать семьи и солидарность между поколениями.
Наиболее часто упоминаемыми мерами политики в отношении пожилых людей в странах-участницах проекта являются: развитие услуг по охране здоровья и расширение помощи на дому. Переориентация системы здравоохранения в сторону большего удовлетворения потребностей пожилых чаще всего указывалась в Чехии, Германии, Литве и Польше. Второе место данная мера занимает в Эстонии и Словении, третье — в Бельгии. Развитие надомных услуг считают самой важной мерой в Бельгии и Словении.
Значительная часть респондентов поддерживают такую меру, как возможность продолжения работы после достижения пенсионного возраста, особенно в Эстонии и Румынии.
Принимая во внимание тесную связь между поколениями, не удивительно, что очень важным во многих странах посчитали создание условий, позволяющих членам семьи ухаживать за пожилыми родственниками (например, предоставление временного отпуска).
Бель- гия | Герма- ния | Литва | Поль- ша | Румы- ния | Слове- ния | Чехия | Эсто- ния | |
Возможность работать для пенсионеров | 18,5 | 18,9 | 27,4 | 16,3 | 38,4 | - | 17,5 | 57,4 |
Сделать здания и дороги доступными для пожилых | 5,4 | 5,3 | 0,6 | 3,2 | 5,0 | 7,0 | 5,1 | 3,2 |
Увеличить число мест социализации пожилых | 2,9 | 7,2 | 9,0 | 5,0 | 12,5 | 12,7 | 5,1 | 9,0 |
Развивать здравоохранение | 17,9 | 27,9 | 31,0 | 32,6 | 22,5 | 22,2 | 24,5 | 13,5 |
Развивать надомные услуги | 29,7 | 12,1 | 6,5 | 11,0 | 12,0 | 23,9 | 11,1 | 7,2 |
Увеличить число учреждений для пожилых | 12,3 | 10,8 | 5,4 | 9,6 | 3,3 | 17,8 | 13,9 | 4,0 |
Ввести правила, позволяющие членам семьи ухаживать (временно) за пожилыми | 13,3 | 17,8 | 20,1 | 22,3 | 6,3 | 16,7 | 22,8 | 5,7 |
Респонденты во всех странах предпочитают выходить на пенсию в возрасте до 60 лет, хотя существуют различия между странами. Самый низкий желаемый пенсионный возраст — в Словении (52,3) и в Польше (53,5). Вообще жители бывших социалистических стран предпочитают более низкий возраст выхода на пенсию, чем жители «западных» стран. Позже всех (в 59 лет) хотели бы выходить на пенсию респонденты из Германии, Нидерландов и Финляндии.
Авст- рия | Чехия | Герма- ния (вост.) | Герма- ния (зап.) | Фин- лянд. | Литва | Нидер- ланды | Поль- ша | Румы- ния | Слове- ния | |
Ожидаемый возраст | ||||||||||
До 55 лет | 10,1 | 9,9 | 1,9 | 3,8 | 6,6 | 9,4 | 8,3 | 31,1 | 38,9 | 22,1 |
56-60 лет | 43,8 | 49,9 | 22,5 | 23,1 | 36,3 | 42,2 | 28,6 | 44,0 | 38,2 | 39,6 |
61-65 лет | 36,6 | 33,5 | 66,8 | 62,5 | 52,8 | 42,0 | 55,8 | 24,2 | 20,9 | 36,1 |
После 65 лет | 9,4 | 6,7 | 8,8 | 10,5 | 4,4 | 6,4 | 7,2 | 0,6 | 2,0 | 2,3 |
Медианный возраст | 59,9 | 59,7 | 64,3 | 64,2 | 62,1 | 60,0 | 61,6 | 59,4 | 59,0 | 59,5 |
Желаемый возраст | ||||||||||
До 55 лет | 46,0 | 49,0 | 25,4 | 28,6 | 34,0 | 52,5 | 34,0 | 65,7 | 70,5 | 73,8 |
56-60 лет | 43,3 | 39,6 | 55,7 | 49,8 | 48,8 | 38,3 | 43,0 | 27,9 | 23,6 | 20,3 |
61-65 лет | 8,0 | 9,1 | 17,1 | 18,9 | 14,4 | 7,0 | 18,0 | 5,7 | 4,8 | 4,9 |
После 65 лет | 2,7 | 2,3 | 1,8 | 2,7 | 2,8 | 2,2 | 5,0 | 0,7 | 1,0 | 1,0 |
Медианный возраст | 57,0 | 55,4 | 59,4 | 59,3 | 59,0 | 54,9 | 59,1 | 53,5 | 54,2 | 52,3 |
Лишь несколько респондентов высказались за пенсионный возраст более 65 лет.
Реальный возраст, достигнув который респонденты ожидают выйти на пенсию, намного выше, чем желаемый. Самый высокий ожидаемый возраст выхода на пенсию зафиксирован в Германии — более 64 лет.
Как показал опрос, европейцы готовы платить больше на социальное страхование. В шести из десяти стран увеличение налогов и взносов в пенсионное страхование чаще всего называлось в качестве меры, позволяющей государству сохранить пенсионную систему. Это: Финляндия, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния и Словения.
В оставшихся четырех странах самой популярной мерой оказалось закрытие программ раннего выхода на пенсию. Особенно часто упоминалась эта мера в Бельгии — 45%.
В ряде стран получило поддержку повышение возраста выхода на пенсию (второе место — в Эстонии, Финляндии, Румынии, третье — в Нидерландах и Польше).
Такая мера, как зависимость размера пенсии от числа детей, оказалась важной для жителей Германии и Литвы (второе место), а также для жителей Польши, Чехии, Эстонии и Словении.
Таким образом, повышение пенсионного возраста и упразднение программ раннего выхода на пенсию рассматриваются как эффективные меры защиты пенсионной системы в большинстве европейских стран. С другой стороны, желательный с точки зрения населения возраст выхода на пенсию не превышает 60 лет ни в одной стране, тогда как ожидаемый, как правило, больше 60 лет. Из этого можно заключить, что население реально оценивает ситуацию и готово работать дольше, даже вопреки собственным предпочтениям.
Бельгия | Герма- ния | Литва | Нидер- ланды | Польша | Румы- ния | Слове- ния | Финлян- дия | Чехия | Эстония |
Повысить пенсионный возраст | |||||||||
9,2 | 15,0 | 9,6 | 16,3 | 9,3 | 26,1 | 10,9 | 27,9 | 12,2 | 21,9 |
Упразднить программы раннего выхода на пенсию | |||||||||
45,2 | 33,6 | 24,3 | 35,4 | 20,3 | 16,4 | 15,2 | 30,9 | 25,6 | |
Повысить ежемесячные налоги и взносы на социальное страхование | |||||||||
26,5 | 12,0 | 28,7 | 37,1 | 38,9 | 30,0 | 38,7 | 39,3 | 26,6 | 18,2 |
Уменьшить размер ежемесячной пенсии | |||||||||
5,3 | 8,8 | 2,0 | 5,0 | 2,7 | 4,2 | 5,3 | 5,9 | 2,6 | 3,4 |
Принуждать детей помогать пожилым родителям финансово | |||||||||
3,2 | 2,7 | 7,6 | 1,2 | 7,8 | 12,0 | 2,6 | 3,9 | 6,5 | 9,6 |
Размер пенсии зависит от числа детей | |||||||||
10,7 | 20,8 | 27,7 | 5,0 | 21,0 | 11,4 | 18,3 | 7,9 | 21,1 | 21,2 |
Первоочередная задача государства в социальной сфере, по мнению европейцев, — обеспечить адекватную систему охраны здоровья для всех граждан. Респонденты всех стран-участниц опроса чаще всего указывали на эту задачу (за исключением Румынии).
Второй по частоте упоминания сферой ответственности правительства является обеспечение работой молодых людей.
Значительную поддержку получила и такая сфера, как забота о пожилых людях, правда, не везде. В Чехии и Финляндии забота о пожилых названа второй по значимости задачей государства в социальной сфере, после здравоохранения; в Бельгии, Нидерландах, Польше, Румынии и на Кипре — третьей.
Многие жители Финляндии считают, что правительство должно обеспечить хорошие жилищные условия для всех (третье место). Для опрошенных в Германии и Литве очень важно, чтобы правительство улучшило условия для сочетания материнства и работы вне дома.
В целом «уровень ожиданий» сильно различается между странами. Призыв к государству действовать в таких странах, как Бельгия, Германия, Венгрия, Румыния и Кипр, звучит громче, чем в Чехии, Нидерландах и Словении.
Бель- гия | Венг- рия | Герма- ния | Кипр | Литва | Нидер- ланды | Польша | Румы- ния | Слове- ния | Финлян- дия | Чехия |
Забота о пожилых | ||||||||||
41,7 | 24,5 | 41,1 | 27,9 | 26,2 | 13,5 | 19,4 | 51,0 | 11,6 | 24,6 | 24,8 |
Адекватные жилищные условия для всех | ||||||||||
- | 21,8 | 32,2 | 23,4 | 22,6 | - | 14,8 | 44,2 | 10,2 | 24,1 | 15,8 |
Содействие занятости женщин | ||||||||||
- | 32,2 | 35,9 | 21,4 | 15,7 | 3,5 | 18,4 | 40,8 | 12,2 | 8,2 | 16,7 |
Создание условий для сочетания материнства и занятости | ||||||||||
35,6 | 30,5 | 41,8 | 24,9 | 30,8 | 5,8 | 17,3 | 40,7 | 9,1 | 12,6 | 17,8 |
Создание условий для сочетания занятости и воспитания детей для мужчин | ||||||||||
20,2 | 18,9 | 31,3 | 14,7 | 19,6 | 5,4 | 10,8 | 30,9 | 7,5 | 10,7 | 8,5 |
Помощь в поиске работы для молодежи | ||||||||||
59,6 | 53,8 | 66,6 | 42,4 | 45,2 | 15,1 | 28,6 | 70,4 | 20,0 | 18,6 | 18,9 |
Адекватное здравоохранение для всех | ||||||||||
60,8 | 79,0 | 69,3 | 63,0 | 54,7 | 48,4 | 40,1 | 66,3 | 25,0 | 55,4 | 45,0 |
Примечания
[1] Проект финансируется Европейской Комиссией и координируется Федеральным институтом изучения населения (Германия).
Адрес: www.bib-demographie.de/ppa/Main.htm.
Источник: Jürgen Dorbritz, Charlotte Höhn, Robert Naderi. The Demographic Future of Europe — Facts, Figures, Policies. Results of the Population Policy Acceptance Study (PPAS) — DIALOG. The European Commission, the Robert Bosch Foundation, Federal Institute for Population Research, Germany. November 2005.