будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
Медленное чтение

О рейтингах - почему они такие разные?

О РЕЙТИНГАХ - ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ?

Сегодня рейтинги партий и кандидатов впрезиденты России пользуются большимспросом у политологов, журналистов,специалистов по предвыборным технологиям.Соответственно, социологи активнозанимаются выяснением этих рейтингов.Данные социологических служб регулярнопубликуются в средствах массовойинформации и тем самым доводятся досведения населения. Нередко рейтингиразных служб отличаются друг от друга.Обычная ситуация во время предвыборнойкампании. Так было и накануне прошлыхвыборов: и думских, и президентских.

Но в нынешней ситуации есть, по крайнеймере, две особенности.

Первая: большинство СМИ (прежде всего,телевизионные каналы - самое мощноесредство воздействия на аудиторию)публикуют, в основном, рейтинги, полученныев опросах одной-двух служб.

Вторая: несмотря на то, что рейтингиразличных служб отличаются друг от друга,аналитики и журналисты не обращают на этовнимания.

Такая ситуация вызывает беспокойство - поцелому ряду причин. Назовем только две изних.

Во-первых, средства массовой информациимогут создать неверное впечатление опредпочтениях избирателей. Это, в своюочередь, может повлиять на электоральныенамерения населения, а также - напроведение кампании различными партиями:кто-то из них решит, что места в Думе им ужеобеспечены, кто-то, напротив, откажется отборьбы, сочтя ее бесполезной.

Во-вторых, если результаты выборовокажутся далекими от публикуемых данных, упрекать будут все социологические службы,без разбора, какие данные представлялакаждая из них.

Чтобы не быть голословными, обратимся ктому, как выглядят данные нескольких служб:АРПИ (Агентства региональных политическихисследований), ВЦИОМ (Всероссийского центраизучения общественного мнения), РОМИР (Российскоеобщественное мнение и исследование рынка),ФОМ (Фонда ?Общественное мнение), ЦИПКР (Центраисследований политической культуры России).

Отбор служб достаточно случаен - простомы располагали только их данными.

Все пять служб проводили опросы всентябре 1999 года по общероссийской выборке,в каждом участвовало 1500-1600 респондентов,которым предлагались практическиодинаковые вопросы. А вот ответы оказалисьне совсем одинаковыми.

=

ЗА КОГО БЫ ВЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ НА ВЫБОРАХ ВГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ЕСЛИ БЫ ОНИСОСТОЯЛИСЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (НА ЭТОЙНЕДЕЛЕ - формулировка РОМИР, ЗАВТРА -формулировка ЦИПКР)? (приводятся рейтингитолько тех партий, которые ?набрали? более2 процентов ?голосов?).

ВЦИОМ АРПИ РОМИР ФОМ ЦИПКР**

где были опубликованы данные

сайт polit.ru/font> ТВ-6, программа ?Обозреватель?

26 сентября

сайт romir.ru НТВ, программа ?Итоги?, 26 сентября,

сайт fom.ru

газета ?Советская Россия?, 23 сентября

Время проведения опроса

17-21 сентября 18-19 сентября сентябрь 18-19 сентября 8-10 сентября

НДР

4 4 2 2 4 (4)

РНРП

3 * 2 4 2(*)

ЛДПР

4 8 5 3 3(3)

СПС

4 * * 2 6(4)

?Яблоко?

12 19 14 10 11(15)

ОВР

22 28 20 29 22(23)

КПРФ

32 31 19 21 26(32)

* - менее 2 процентов или в публикациях нет данных

** - цифры вне скобок и внутри скобок представляют данные одного и того же опроса, рассчитанные по разным условиям (см. ниже).

=

Разница - очевидна. В некоторых случаяхона может быть объяснима тем, что службыиспользуют разные методики проведенияопроса.

Так, ЦИПКР пользуется ?почтовыманкетированием корпуса постоянныхреспондентов?. Остальные организации -методом персонального интервью. ВЦИОМ, ФОМи ЦИПКР предлагают респондентам выбратьпартию из списка (?закрытый? вопрос). АРПИи РОМИР используют ?открытые? вопросы (когдареспондент должен сам назвать партию).

=

Отметим также особенность расчетоврейтингов.

АРПИ приводит рейтинги от числа тех, кто,во-первых, собирается принять участие ввыборах, а во-вторых, ?назвал какую-тоопределенную партию.? ВЦИОМ - от числа тех,кто намерен принять участие в голосовании.ФОМ и РОМИР - от всех опрошенных. ЦИПКР - и отчисла всех опрошенных, и от числа тех, ктонамерен голосовать: последний расчет - вскобках.

Подсчет голосов на выборах будетпроизводиться от числа тех, кто приметучастие в голосовании, поэтому, чтобыоценить ситуацию сегодня, правильнее, нанаш взгляд, ориентироваться на суждения техлюдей, которые на момент опроса выражаютготовность принять участие в выборах.

Аналогичным образом обстоят дела спубликациями рейтингов кандидатов вПрезиденты России. Приводим данные тех жеопросов, полученные из указанныхисточников (ЦИПКР не публиковал свои данныепо этом вопросу).

=

ЕСЛИ БЫ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИСОСТОЯЛИСЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (ЗАВТРА- формулировка РОМИР), ЗА КОГО БЫ ВЫПРОГОЛОСОВАЛИ? (данные представлены толькоотносительно тех кандидатов, которые ?набрали?не менее 1% ?голосов?)

=

=

ВЦИОМ АРПИ РОМИР ФОМ
Примаков 19 26 16 22
Зюганов 27 20 12 17
Лужков 10 13 10 10
Явлинский 9 11 9 7
Степашин 3 6 6 6
Жириновский 3 6 4 5
Лебедь 6 * 3 4
Кириенко 2 * * *
Путин 4 * 3 7
Тулеев * * 2 *
Черномырдин 1 * 1 1

* - менее 1 процента или нет данных

Первая цель настоящей публикации -зафиксировать сам факт ?расхождения?данных. У нас нет намерения давать оценкиработы наших коллег. Кто прав, чья методикалучше - покажут результаты выборов. Кстати,на прошлых выборах - президентских 1996 года- ЦИК рекомендовала социологическимслужбам предоставлять ей результаты опросов(те же рейтинги) и прогнозы выборов.Вероятно, было бы целесообразновозобновить такую практику (не обязательноэто должна делать только избирательнаякомиссия, это представляет интерес и дляпрофессионального сообщества социологов).При этом следовало бы сопоставлять нетолько прогнозы, но и (что более важно дляоценки достоверности собираемойинформации) результаты последних опросов,опубликованные в средствах массовойинформации.

Вторая цель - обратить вниманиежурналистов и социологов на то, чтопубликация и анализ рейтингов предполагает,во-первых, понимание того, какие методысбора и обработки информации используютсяпри определении рейтингов, а во-вторых,наличие обязательных ссылок нахарактеристики опросов при их публикации.

И наконец, сравнение публикуемых данныхневольно наводит на мысль, что некоторыеСМИ могут исходить из пристрастий илиполитической ориентации редакций, а нетолько из стремления объективноинформировать свою аудиторию. Но этотребует специального анализа и отдельногоразговора.

=

Никитина В.П.
Пресс-служба ВЦИОМ

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).