будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Медленное чтение

О здоровье, моде и французах

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Персона: Ю. Лужков : Гигиена и здоровье : Мода и манера одеваться : Французы и россияне
 

Персона: Ю. Лужков

Четырнадцать лет Юрий Лужков руководит жизнью российской столицы, и трижды за это время высокий уровень доверия к нему со стороны москвичей подтверждался выборами. А какого мнения о московском градоначальнике придерживаются жители других городов и сел?

Уровень известности Ю. Лужкова высок: 90% опрошенных правильно ответили на вопрос о том, кто является московским мэром, еще до детального разговора о нем. При этом относительно немногие – 16% участников опроса – заявляют, что им ничего не известно о деятельности Ю. Лужкова. Те же, кто слышал о его работе, оценивают ее преимущественно позитивно. 44% опрошенных считают, что на счету московского мэра достижений заметно больше, чем неудач. Полагают, что неудач в работе Ю. Лужкова было больше, всего 4% респондентов. На взгляд 18% опрошенных, достижений и неудач было примерно поровну. Соотношение ответов на этот вопрос среди москвичей примерно такое же, как и в среднем по России (с поправкой на отсутствие неосведомленных о деятельности мэра и меньшую долю затруднившихся): 60%, 6% и 30% соответственно.

Если говорить об отношении россиян лично к Ю. Лужкову, то здесь мы также видим значительное преобладание позитивных мнений над негативными. 42% опрошенных относятся к Ю. Лужкову положительно, и только 5% – отрицательно (39% – безразлично).

Последний раз вопрос об отношении россиян к Ю. Лужкову мы задавали более пяти лет назад, весной 2001 года, и тогда 26% респондентов, по их словам, относились к мэру хорошо, а 19% – плохо (редакция вопроса немного отличалась от нынешней – респондентам предлагалась более дробная шкала ответов, – но на соотношении позитивных и негативных оценок это отличие сказаться не могло). Таким образом, мы видим, что общее отношение россиян к московскому мэру заметно улучшилось.

На открытый вопрос о положительных качествах Ю. Лужкова ответили более половины опрошенных. 14% участников опроса говорили о заботе мэра о москвичах – прежде всего о материальном положении пенсионеров, 6% – о его отзывчивости, близости к народу в целом. 10% респондентов упоминали о мероприятиях Ю. Лужкова по улучшению облика столицы и ее инфраструктуры – жилья, дорог. Заметим, что подавляющее большинство таких высказываний принадлежит отнюдь не жителям столицы (их доля в выборке соответствует доле москвичей в населении России).

Многие россияне отмечают хозяйственность Ю. Лужкова, его деловые качества – работоспособность, организаторский талант (23% от всех опрошенных).

На открытый вопрос об отрицательных качествах столичного мэра ответил примерно каждый пятый участник опроса. Чаще всего Ю. Лужкова обвиняли во взяточничестве (4%). Кроме того, некоторые говорят о грубости и высокомерии Ю. Лужкова (2%), а некоторые – упрекают его в том, что он заботится только о москвичах за счет других россиян (2%).

Еще 2% опрошенных выражают недовольство конкретными действиями московского мэра – сносом исторических памятников, событиями в Южном Бутове и др.

В 2001 году опрос, посвященный Ю. Лужкову, проводился на фоне слияния ОВР и "Единой России", когда столичный градоначальник активно заявлял себя как политик федерального масштаба. Однако, судя по ответам на открытый вопрос, забота о городе и людях, находящихся в непосредственной сфере ответственности московского мэра, в большей степени способствует его популярности за пределами столицы.

Петр Бавин

наверх

Гигиена и здоровье

Большинство россиян (68%) разделяют точку зрения, согласно которой уберечься от инфекционных заболеваний – при соблюдении необходимых мер предосторожности – можно. Чаще других такую позицию занимают молодые люди (от 18 до 35 лет), москвичи и жители больших городов (по 74%). Противоположной точки зрения придерживаются 22% опрошенных: от инфекционных заболеваний, считают они, уберечься нельзя, даже если принимать меры предосторожности. Затруднились ответить на этот вопрос 10%.

Впрочем, принимающих, по их словам, те или иные меры, чтобы уберечься от инфекционных заболеваний, несколько меньше, чем признающих, что такие меры могут защитить от болезни, – 63%. Более предусмотрительными выглядят женщины – 69% (против 58% мужчины); люди со средним специальным (69%) и высшим (74%) образованием; москвичи (72%). Примерно треть опрошенных (31%) мер предосторожности не принимают.

Респондентов, принимающих меры предосторожности, попросили рассказать – какие именно. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, участники опроса чаще всего говорили, что соблюдают правила личной гигиены ("личная гигиена – придя с улицы мою руки") – 26%. Сказали, что делают прививки, 12% респондентов, что тщательно проверяют и обрабатывают продукты, не едят что попало – 6% ("стараюсь покупать свежие продукты, тщательно мою все, смотрю даты на продуктах"). Столько же говорят о витаминах и биологически активных добавках. Богатую витаминами пищу в этой связи упоминают 5% ("чеснок, мед, лук"). Столько же – сказали, что стараются избегать мест скопления людей, особенно во время эпидемий. Еще 5% опрошенных заявили, что пьют только кипяченую, отфильтрованную, обеззараженную воду, 4% – что делают прививки, пьют лекарства с целью профилактики. Столько же сказали, что ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом.

Большинство респондентов охарактеризовали себя как людей, строго соблюдающих правила гигиены (81%). Признали, что иногда пренебрегают этими правилами, 15% опрошенных.

Что касается среды обитания, то респонденты оценивают ее в этом плане совершенно иначе. Россиян спросили: "Если говорить в целом, как Вам кажется, Ваш город (село) чистый, ухоженный или грязный, неухоженный?" Ответы разделились почти поровну: "чистый, ухоженный" – 45%, "грязный, неухоженный" – 51%. Грязными, неухоженными чаще называют свои города те, кто живет в мегаполисах (помимо Москвы, где таковых только 24%) и других больших городах, – 60 и 72% соответственно.

Чистота, ухоженность населенного пункта во многом определяется чистотой публичных мест. Наиболее благополучная ситуация в этом отношении, судя по данным опроса, в предприятиях общественного питания: 40% респондентов сказали, что в столовых, кафе, чайных в их населенных пунктах чисто, 10% – что грязно (прочие либо заявили, что предприятий общепита в их населенных пунктах нет, либо затруднились оценить их гигиеническое состояние).

Считают чистыми рынки в своих городах и селах 36% опрошенных, грязными – 37%. Общественные туалеты назвали чистыми 16% респондентов, а грязными – 24%. Наиболее же ощутимым перевес негативных оценок над позитивными становится тогда, когда речь заходит об общественных пляжах: чистыми их считают только 9% опрошенных, грязными – 25%.

Следует подчеркнуть, что гигиеническое состояние публичных мест во всех случаях оценивается как сравнительно благополучное, с одной стороны, в Москве, а с другой – в малых городах и селах. В мегаполисах и других больших городах дела, судя по оценкам их жителей, обстоят намного хуже.

Светлана Климова

наверх

Мода и манера одеваться

Вольно или невольно, большинство людей обращают внимание на то, как одеты окружающие. Очевидно, что женщинам это свойственно в большей степени, нежели мужчинам. Неслучайно на вопрос "Нравится Вам или нет, как одевается большинство людей, которых Вы видите на улицах, в транспорте, магазинах, прочих общественных местах?" затруднился ответить каждый третий мужчина и лишь каждая пятая женщина. В целом половине россиян (51%) внешний вид их соотечественников нравится, четвертой части (23%) – не нравится, примерно столько же (26%) затруднились ответить на этот вопрос.

Удовлетворенность экипировкой окружающих чаще других выражают люди обеспеченные (со среднемесячным доходом на члена семьи от 4000 руб. – 60%), а также жители больших городов (58%). Реже всего такой ответ дают жители сел (44%), среди них высока и доля тех, кого этот вопрос поставил в тупик (35%).

Те, кому нравится внешний вид окружающих, отмечали (в ответ на открытый вопрос), что люди одеты красиво (10%), стильно, со вкусом (9%), модно (8%), ярко (6%) и разнообразно (5%). Ряд респондентов (6%) аргументировали свой ответ сравнением с прошлыми временами: "народ стал одеваться лучше" (при этом для одних точкой отсчета были советские годы, для других – 90-ые). Некоторые респонденты с удовлетворением отмечали чистоту, опрятность, аккуратный внешний вид окружающих (3%), удобство и практичность современной одежды (3%), ее добротность, хорошее качество (2%), а также то обстоятельство, что люди носят явно дорогие вещи (2%).

Те, кому не нравится, как одеты люди вокруг, прежде всего недовольны молодежной модой, которая раздражает их подчеркнутой сексуальностью ("разврат полнейший молодежи в одежде, никакая не мода, а просто разврат"; "девушки слишком голые"; "молодежь агрессивно одета, оголена"; "молодые все пузо свое напоказ – это плохо, пупы видны" – 11%). Порядка 3% опрошенных считают, что люди одеты безвкусно (отдельные респонденты приводили даже конкретные пункты, по которым их вкусы расходятся со вкусами окружающих: "с брюками носят мужчины кроссовки – это мне совсем не нравится"). Примерно такое же количество опрошенных заявляли, что население одето бедно (3%), однообразно (2%), что в одежде преобладает "ширпотреб" (2%). Любопытно, что некоторые до сих пор негодуют по поводу женских брюк ("женщины ходят в брюках – все у них забрали, у мужиков"; "все бабки идут в штанах – это что такое? Даже в церковь" – 1%).

Оценивая собственный внешний облик, 39% участников опроса заявили, что они одеваются модно, современно. Подобный ответ доминирует лишь среди молодых людей от 18 до 35 лет (64%). Немногим большая доля россиян (44%) заявили, что они одеваются немодно. В этом убеждены две трети пожилых людей и половина (49%) россиян в возрасте от 35 до 54 лет. Между распределениями ответов мужчин и женщин нет статистически значимых различий.

Каждый второй россиянин хотел бы одеваться более модно, современно, нежели он одевается сейчас. Это желание гораздо чаще присуще женщинам (60%, среди мужчин – 37%) и молодежи (61%). Часто (в 54% случаев) его выражали и люди среднего возраста (напомним, что в этой возрастной группе лишь 34% оценивают свой внешний вид как отвечающий требованиям моды).

Подавляющее большинство отвечавших на открытый вопрос, почему они не могут осуществить свое желание одеваться более модно, ссылались на недостаток средств (42% от общего числа опрошенных). Все остальные причины – ограниченность ассортимента, нехватка времени на приобретение модных вещей, возраст и пр. – назывались крайне редко (1–2%).

Одна из важнейших функций одежды – "маркирующая": по тому, как одет человек, можно, с той или иной степенью точности, определить его социальный статус и некоторые личностные установки ("по одежке – встречают"). Показательно, что по мнению половины россиян (51%), "для культурного человека обязательно быть модно, современно одетым". Каждый третий не считает модную, современную одежду обязательным атрибутом культурного человека; затруднились ответить на этот вопрос 16%.

Одежда отличает людей – и в то же время делает их похожими. Большинство наших сограждан (61%) заявили, что они предпочитают одеваться так, чтобы не слишком выделяться на фоне окружающих. Противоположной установке – одеваться так, чтобы быть непохожими на других, – следуют 24% россиян. Чаще других ее разделяют молодые люди (38%), но и среди них больше предпочитающих не выделяться (49%).

Данная дилемма имеет и возрастной ракурс: одеваться так, как люди твоего возраста, – или не обращая внимания на возраст. Последнее чаще всего означает одеваться так, как одеваются люди более молодые (известно, что в современной одежде превалируют молодежные стандарты). В ответах респондентов названная дилемма решается чаще всего в пользу варианта "одеваться по возрасту" (67%). Не обращают внимания на то, соответствует ли их одежда возрасту, 30% опрошенных. Об игнорировании возрастных стандартов в одежде чаще всех говорят жители Москвы (42%) и больших городов (36%), а также люди с высшим образованием (36%), то есть представители динамичных социальных групп, в поведении которых наиболее полно воплощаются современные тенденции жизни. Представители более консервативных групп – пожилые люди, деревенские жители, граждане с низким уровнем образования – предпочитают одеваться, не нарушая общепринятых требований к своему возрасту.

Принято считать, что современная мода меняется слишком быстро. Эту точку зрения чаще других разделяют респонденты, наиболее "чувствительные" к вопросам моды, а именно – женщины (51%) и молодежь (48%). С ними часто соглашаются малообеспеченные граждане (с доходом менее 2000 руб. на человека в месяц), но очевидно, что их ответы имеют иную, прежде всего – финансовую подоплеку. В среднем по выборке тезис о том, что мода меняется слишком быстро, поддержали 43% опрошенных; треть респондентов (32%) считают, что перемены происходят с нормальной скоростью, 1% придерживается точки зрения, что мода меняется слишком медленно, 23% затруднились ответить на данный вопрос.

Ирина Шмерлина

наверх

Французы и россияне

Большинство россиян хорошо относятся к французам и считают, что эта благожелательность взаимна. Так, 63% участников опроса заявили, что лично им французы симпатичны, – и только 9% говорят об антипатии к ним. При этом 50% опрошенных считают, что французы симпатизируют рядовым россиянам, тогда как только 10% полагают, что те испытывают к россиянам антипатию. Кроме того, 54% респондентов думают, что и к России в целом французы относятся хорошо (в дурном отношении их подозревают 11%).

Участников опроса спросили, что, по их мнению, общего у французов с русскими и чем они от русских отличаются (оба вопроса задавались в открытой форме). Вопрос о сходстве нашего и французского народов оказался для респондентов заметно более сложным, чем вопрос о различиях, – на первый дали ответ 32% опрошенных (остальные либо затруднились ответить, либо заявили, что общего нет), на второй – 51%.

Говоря о сходстве французов и русских, участники опроса чаще всего упоминали такие черты национальных характеров, как открытость, радушие, общительность, гостеприимность (7% ответов от всех опрошенных), веселость и оптимистичность (2%), трудолюбие, ответственность (1%), дружелюбие и миролюбие (1% ответов). Среди общих качеств упоминались и не столь похвальные – безалаберность, непредсказуемость и т. д. (1% ответов). Несколько реже говорилось о близости культуры, традиций, менталитета французов и русских ("корни культуры одни и те же"; "культурными ценностями"; "менталитетом"; "отношение к жизни" – 5% ответов). Некоторые акцентировали внимание на исторических связях, точках соприкосновения, аналогиях в исторических судьбах Франции и России ("в 1812 году били морды как мы им, так и они нам"; "воевали вместе в мировых войнах"; "исторически много раз сталкивались, и много русских уехало во Францию"; "общая история, начиная с королей и монархов, общих браков"; "у них была революция – и у нас" – 4% ответов). Кроме того, по мнению ряда респондентов, и французы, и русские одинаково пристально следят за своим внешним видом и за модой (2% ответов), любят выпить и вкусно поесть, отличаются любвеобильностью и тягой к прекрасному (по 1% ответов).

Называя отличия французов от русских, респонденты вели речь о культуре, традициях, менталитете (13% ответов), образе жизни, манерах и стиле поведения (5%). Некоторые указывали на различия в национальных характерах – и, как правило, подчеркивали положительные качества французов: вежливость, воспитанность, утонченность (5%), жизнерадостность, темпераментность (3%), доброжелательность и открытость (2%), образованность (1%), свободолюбие и умение отстаивать свои права (1%). Реже сравнения оказывались не в пользу французов: иногда говорилось, что они отличаются от русских жадностью, тщеславием (по 1%) и проч. Помимо этого, часть респондентов полагают, что французы больше следят за модой (3%), более любвеобильны (1%) и, в отличие от русских, умеют красиво жить (1%).

Вообще, 23% опрошенных считают, что между французами и русскими больше общего, чем различий, но противоположное мнение – что между нашими народами больше различий – встречается вдвое чаще (45%).

Вместе с тем есть основания считать, что французы представляются россиянам одним из самых культурно близких народов в Западной Европе. По крайней мере, когда респондентов попросили сказать, кто, по их мнению, ближе к русским по образу жизни, культуре, ценностям – англичане, немцы, испанцы, итальянцы или французы, – французы заняли второе место, уступив только немцам (их отметили 13% и 18% опрошенных соответственно). Кроме того, на вопрос, в какую из пяти названных им западноевропейских стран респонденты хотели бы поехать (допускался только один ответ), участники опроса чаще других называли именно Францию (24%). Далее по степени популярности следовали Германия (18%), Италия (16%), Великобритания (9%) и Испания (7%).

Елена Вовк

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).