будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Медленное чтение
Удовиченко Маргарита

Образование: Уроки выживания

Финанс. Профессиональный взгляд на деньги

В ближайшие годы планируется реформа российской системы высшего образования. Однако уже сейчас существует мнение, что большинство вузов могут стать жертвами этого преобразования. В первую очередь, речь идет о медицинских, педагогических, сельскохозяйственных и вузах культуры, если основным критерием при изменении системы образования, как это сейчас предполагается, будет зарплата выпускников того или иного учебного заведения. Те вузы, выпускники которых имеют самую низкую ценность на рынке труда, будет лишены государственного финансирования, а значит, скорее всего, не смогут выстоять в новых условиях и закроются. Между тем, согласно статистике, пять последних мест по уровню заработной планы занимают такие специалисты, как врачи, ученые, педагоги, люди культуры и работники сельскохозяйственной сферы. Реформа высшего образования пока находится в стадии разработки. См.:

  • Лейбин: Последняя реформа президента Путина
  • Нуреев: Бушующие 00-е
  • Зорин: "Русское образование ждет смерть?"

«Полит.ру» публикует исследование Маргариты Удовиченко «Образование: Уроки выживания», в котором автор дает свой взгляд на возможные последствия преобразований. Статья впервые была напечатана в журнале «Финанс» (2005. № 11).

Проблема

В ближайшие годы российская система высшего образования претерпит кардинальные изменения. Государство решительно взялось за преобразование этой сферы. Значительное число вузов станет жертвами реформы.

Тема высшего образования долгое время была немодной и неактуальной. Государство на годы удалилось из этой сферы, занимаясь собственными проблемами. Вузы множились невероятными темпами, изобретали собственные способы выживания в рамках рыночной экономики и при этом жили обособленной, им одним понятной жизнью. Общество молчало. Такие проблемы как микроскопическая преподавательская зарплата, падение качества образования, коррумпированность экзаменационных комиссий и недостаток финансирования набили оскомину. В последние годы, когда государство решило обратить свой немилостивый взгляд на высшую школу и начало готовиться к масштабной реформе образования, ситуация резко изменилась.

Загадочные аббревиатуры ЕГЭ (единый государственный экзамен), ГИФО (государственные именные финансовые обязательства) вошли в обиход. Тема высшего образования и огромного кома накопившихся вокруг него проблем внезапно стала интересной и повсеместно обсуждаемой, а министр образования и науки Андрей Фурсенко, предлагающий один за другим все новые кажущиеся невероятными проекты, превратился в популярного ньюсмейкера.

Три сорта

Одна из последних инициатив министра, способная полностью изменить систему российского высшего образования, — деление вузов на три категории. Статус привилегированных национальных университетов получит ограниченное число мультидисциплинарных учебных заведений (от 10 до 20): им обещают предоставить полное государственное финансирование и право самостоятельно определять академическую политику. И значит, решать, переходить им или нет на двухступенчатую систему бакалавриата-магистратуры, которая в ближайшие годы будет введена повсеместно, и определять круг и программу экзаменов.

Федеральными объявят около 200 вузов, они получат и меньше денег, и меньше свобод. Вполне возможно, что их ректоры будут назначаться сверху чиновниками из министерства. Третья категория — вузы регионального значения — смогут предоставить бюджетные места только бакалаврам. А это значит, что подготовка специалистов и магистров полностью перейдет на внебюджетную, платную основу и систему образовательных кредитов, закон о которых только-только разрабатывается. Разделять учебные заведения на группы хотят в зависимости от уровня знаний, которые они обеспечивают. Система оценки будет включать около 60 критериев. Основным критерием предложили выбрать очень неожиданный — зарплату выпускников.

Понятно, что наименее значимые с государственной точки зрения учебные заведения не смогут выстоять в новых условиях и закроются. И вероятно, это будут, в первую очередь, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и вузы культуры. Потому что, согласно статистике, пять последних мест по уровню заработной платы занимают следующие специалисты (по убыванию): врачи, ученые, педагоги, люди культуры, работники сельскохозяйственной сферы.

«Образовательное сообщество было повергнуто в шок последним заявлением Андрея Фурсенко о том, что главным критерием разделения вузов на категории будет заработная плата выпускников, — комментирует первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин. — Пострадают профессии, которые составляют человеческий потенциал нации. Если предложенная оценка будет принята, первыми станут закрываться именно те учебные заведения, которые выполняют наиболее важные государственные функции».

Другое мнение по этой проблеме у первого проректора Высшей школы экономики Льва Любимова, который считает правительственные инициативы закономерными и правомочными: «Я не понимаю, почему министр образование должен финансировать пединститут в Барнауле, который обслуживает региональный рынок и должен получать средства из регионального бюджета. Сегодня идет зарывание денег в песок. Когда мы тратим средства налогоплательщиков на вузы, которые работают на себя, это неправильно. Поэтому категоризация высших школ необходима».

Пока не сообщается, какие из вузов попадут в высший эшелон. Известно только, что такие общепризнанные лидеры в своих областях, как МФТИ и МГИМО, именно из-за своей узкой специализации не смогут претендовать на звание национальных мультидисциплинарных университетов.

Экономная политика

Еще одно громкое заявление министра образования, всколыхнувшее общественность, касалось радикального сокращения бюджетных мест. Уже с этого года количество студентов-бюджетников в государственных вузах уменьшится на 43 тысячи. В первую очередь сокращение коснется гуманитариев — филологов, экономистов и педагогов (последние, в частности, учатся за государственный счет, а потом работают не по специальности). Министерство посчитало, что их в стране переизбыток. Таким образом, государство сэкономит за год 860 млрд. рублей, так как на обучение одного студентам уходит в среднем 20 тыс. рублей. На бесплатное отделение в 2005 году поступит чуть больше 567 тысяч абитуриентов (аттестат о среднем образовании получит почти 1,3 млн. выпускников). Правительство намеривается выстроить новую систему кадрового обеспечения экономики, поэтому редкие и нужные специальности, напротив, будут финансироваться интенсивнее. Например, количество бюджетных мест по направлениям «Автоматика и управление» и «Сфера обслуживания» увеличится соответственно на 1 и 2,6%.

Видимо, в правительстве посчитали, что образовательная политика должна быть экономной. С чем не согласен ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова Андрей Колганов: «Есть такие сферы общественной жизни, которые нельзя мерить исключительно экономическими критериями. И образование относится к их числу. Это не сфера бизнеса, а сфера культурного воспроизводства нации и сфера социализации человека. Если мы будем забывать об этих функциях, мы лишим себя полноценной системы образования, а, следовательно, и полноценного общества».

Перенаселение

Многие специалисты считают, что в России слишком большое число вузов, многие из которых появились в 90-е годы, и это одна из глобальных проблем высшей школы. «Вузов в России сейчас более 3 тысяч: 360 — государственные университеты, около 600 — их филиалы, остальные — частные учебные заведения, — рассказывает проректор Санкт-Петербургского госуниверситета Владимир Троян. — Проблема заключается в том, что многие из «карманных» вузов, созданных по ограниченному числу специальностей и принципиально неспособных дать качественного образования, получили лицензии бывшего Минобразрвания, аккредитованы и выдают дипломы государственного образца». Похожей точки зрения придерживается и Лев Любимов, он отмечает: «Огромное количество институтов не готовят специалистов, а собирают деньги с родителей за дипломы политологов, банковских служащих, юристов, за дипломы, которые на рынке ничего не стоят». Это какая-то вакханалия, а не высшее образование. Здесь наводить порядок».

Очевидно, что подобные малые предприятия от образования были сколочены с целью обогащения учредителей, а не из благородных побуждений «сеять разумное, доброе, вечное». Лицензирование и аккредитация большинства частных вузов проводилась с нарушением элементарных требований, которые должны предъявляться к организации и содержанию учебного процесса. Качественный уровень образования существенно снизился, а диплом российского вуза перестал быть гордостью и ценностью. И многие полагают, что ситуацию надо немедленно исправлять. Исходя из этой точки зрения, предложенная правительством переаттестация вузов необходима. И значит, если она состоится, и критерии аттестации будут уточнены и ужесточены, количество высших учебных заведений в России резко сократится.

Нет — льготам

Нигде в мире учебные заведения не платят налоги в полном объеме — только от своей побочной деятельности. А на российские вузы вскоре может лечь непосильное для многих налоговое бремя.

«Закон о монетизации льгот резко ограничил социальные гарантии, в том числе и образовательные, которые чаще плохо, но все-таки действовали в России, — отмечает Олег Смолин. — По этому закону вузы лишаются целого ряда положений, согласно которым они могут зарабатывать деньги и ими распоряжаться. У высших учебных заведений отняли экономические свободы».

Еще один немаловажный момент: 1 января 2006 года истекает срок моратория на решение об отмене налоговых льгот для вузов. Если законодатели не примут решения о продлении льгот, образовательные учреждения будут обязаны выплачивать налог на имущество и землю. Затраты многократно возрастут, и моментально вырастет стоимость обучения: вузы не смогут самостоятельно покрыть дефицит, и налоговое бремя ляжет на плечи внебюджетных студентов.

В большинстве развитых стран, напротив, в образовании в последнее время преобладает социальное и демократическое направление (в первую очередь, помощь детям из малообеспеченных семей). Российские чиновники предпочитают обращать внимание на другую мировую тенденцию, связанную с ростом коммерциализации этой сферы, но смотрят на проблему однобоко. «Да, в развитых странах коммерческая сторона образования усиливается, но доход на душу населения большинству позволяет это образование получить, — объясняет Андрей Колганов. — И там существует развитая система поддержки малоимущих студентов: благотворительные фонды, гранты, государственные субсидии, образовательные кредитов, выдаваемые на довольно мягких условиях». В России подобной системы не существует, поэтому применение принципов коммерциализации приведет к тому, что образование, ставшее по преимуществу платным, будет доступным только детям из обеспеченных семей.

Российские вузы

123456789101112131415
1 Год основания
2 Кол-во бюджетных и платных мест
3 Кол-во штатных преподавателей
4 Кол-во студентов
5 Кол-во аспирантов
6 Конкурс на место за последние пять лет (средний показатель)
7 Средний балл на выпуске (2004)
8 % выпускников, получивших диплом с отличием (2004)
9 Статья бюджета, отведенная на научно-исследовательские работы, млн. рублей
10 Кол-во компьютерных классов
11 Наличие бизнес-школы при вузе
12 Наличие центра трудоустройства выпускников
13 Наличие практики в банках, инвестиционных, страховых и других компаниях
14 Число представителей бизнеса, принимавших участие в занятиях в качестве преподавателей (2004)
15 Стоимость обучения в год
123456789101112131415
Астраханский государственный университет
193210,8 тыс.
/7,76 тыс.
(в це-
лом)
56912,4 тыс.2763,54,37,41,620дадада420 тыс. руб.
Воронежский государственный университет
191810,9 тыс.
/10 тыс.
(в це-
лом)
1,4 тыс.21 тыс.6256,354,417,346,563дадада12130 тыс. руб.
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве
1992все плат.28120341,24,8120,258дадада8$8,5 тыс.
Вятский государственный университет
19516 тыс.
/10,2 тыс.
(в це-
лом)
46115,7 тыс.16654,353,41139дадада4819,3 тыс. руб.
Высшая школа экономики
1992936
/679
(на 1 кур-
се)
5895 тыс.2104,1оцен-
ка по ВКР*
13,224129дадада17$5,5 тыс.
Институт бизнеса и делового администрирования
198910
/50
(на 1 кур-
се)
1525362,354,512не
ука-
зано
2даданет11$6,5 тыс.
Красноярский государственный университет
19686,5 тыс.
/3,5 тыс.
(в це-
лом)
59910 тыс.2635,14,39не
ука-
зано
28дадада1650,5 тыс. руб.
Кемеровский государственный университет
19532,1 тыс.
/2,6 тыс.
(на 1 кур-
се)
107521,5 тыс.4513,44,426,644,758нетдада3524,6 тыс. руб.
Международный независимый эколого-политологический университет
1992все плат.2363,5 тыс.1102,54,7123,65дадада633,5 тыс. руб.
Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»
1988все плат.1367813424,617,51,37дадада10132 тыс. руб..
Московская финансово-юридическая академия
1991все плат.21516,5 тыс.393нет3,77,2517дадада37$1,25 тыс.
Московский автомобильно-дорожный институт
19301,5 тыс.
/589
(на 1 кур-
се)
8429,3 тыс.2624,154,510,3бо-
лее 1
29дадада1141 тыс. руб.
Московский государственный институт стали и сплавов
19301,2 тыс.
/871
(на 1 кур-
се)
678свы-
ше 10 тыс.
3554,384,78не
ука-
зано
30дададане
ука-
зано
44 тыс. руб.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
1932555
/662
(на 1 кур-
се)
3064,6 тыс.7373,94,52827,720дадада160$2,2 тыс.
Московский институт экономики, политики и права
1992все плат.4943340нет4,425,4нет2данетда3039,2 тыс. руб.
Пензенский государственный университет
19437,23 тыс.
/3,1 тыс.
(в це-
лом)
77610,5 тыс.3892,54,2318,226,328дадада11417,5 тыс. руб.
Пермский государственный университет
19161,5 тыс.
/970
(на 1 кур-
се)
85414 тыс.2715,14,412,685,632нетдада19035,5 тыс. руб.
Российская международная академия туризма
1992все плат.1712,8 тыс.1421,84,6286,1112даданет254$1,45 тыс.
Самарская государственная экономическая академия
19311 тыс.
/ 680
(на 1 кур-
се)
41411,3 тыс.2663,244,5350,6526дададане
ука-
зано
35 тыс. руб.
Санкт-Петербургский государственный университет им. Бонч-Бруевича
1930650
/630
(на 1 кур-
се)
5818,3 тыс.1868,24,621нет827дадада4439,6 тыс. руб.
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
19302 тыс.
/245
(на 1 кур-
се)
73710 тыс.1394,84,632,80,3754дадада21096 тыс. руб.
Саратовский государственный аграрный университет им. Вавилова
1997
(1913)
2,7 тыс.
/1,3 тыс.
(на 1 кур-
се)
1,1 тыс.19,6 тыс.39934,217,623,730дадада3825,3 тыс.
Саратовский государственный социально-экономический университет
1931777
/700
(на 1 кур-
се)
4886,5 тыс.2942,94,434,722,716дадада4230 тыс. руб.
Таганрогский государственный радиотехнический университет
1952910
/510
(на 1 кур-
се)
5458 тыс.2772,94,6260,1585дадада719 тыс. руб.
Тихоокеанский Государственный экономический университет
1963683
/все, про-
шед. собе-
сед.
46812,2 тыс.1125,64,32215,517не ука-
зано
дада17441,5 тыс. руб.
Томский политехнический университет
189612 тыс.
/7,7 тыс.
(в це-
лом)
1,3 тыс.19,7 тыс.6054,34,414,8357105дадада2534 тыс. руб.
Тюменский государственный нефтегазовый университет
19639,6 тыс.
/28,8 тыс.
(в це-
лом)
1,67 тыс.38,4 тыс.3304,44,39,7не
ука-
зано
85дадада2134,6 тыс. руб.
Тюменский государственный университет
19731,22 тыс.
/1,2 тыс.
(на 1 кур-
се)
1,3 тыс.34 тыс.4554,53не
ука-
зано
170,1182нетдада5027,3 тыс. руб.
Уральский государственный Университет им. Горького
19201,4 тыс.
/1,9 тыс.
(на 1 кур-
се)
77516,8 тыс.36111,74,525,564,729дадада11841 тыс. руб.
Финансовая академия
1918820
/30
(на 1 кур-
се)
6028,8 тыс.4427,14,629,76,523дадада47139 тыс. руб.
Хабаровская государственная академия экономики и права
1970не
ука-
зано
34112,5 тыс.1134,164,2100,8815нетдада11434 тыс. руб.
Челябинский государственный агроинженерный университет
1930850
/370
(на 1 кур-
се)
3585,7 тыс.1213,34,372,122дадада2515 тыс.
По данным вузов на 1 января 2005 г.
* Оценки по выпускной квалификационной работе (ВКР) : отлично — 60%, хорошо — 28%, удовлетворительно — 9%, неудовлетворительно — 3%.
Удовиченко Маргарита
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).