В ближайшие годы планируется реформа российской системы высшего образования. Однако уже сейчас существует мнение, что большинство вузов могут стать жертвами этого преобразования. В первую очередь, речь идет о медицинских, педагогических, сельскохозяйственных и вузах культуры, если основным критерием при изменении системы образования, как это сейчас предполагается, будет зарплата выпускников того или иного учебного заведения. Те вузы, выпускники которых имеют самую низкую ценность на рынке труда, будет лишены государственного финансирования, а значит, скорее всего, не смогут выстоять в новых условиях и закроются. Между тем, согласно статистике, пять последних мест по уровню заработной планы занимают такие специалисты, как врачи, ученые, педагоги, люди культуры и работники сельскохозяйственной сферы. Реформа высшего образования пока находится в стадии разработки. См.:
«Полит.ру» публикует исследование Маргариты Удовиченко «Образование: Уроки выживания», в котором автор дает свой взгляд на возможные последствия преобразований. Статья впервые была напечатана в журнале «Финанс» (2005. № 11).
В ближайшие годы российская система высшего образования претерпит кардинальные изменения. Государство решительно взялось за преобразование этой сферы. Значительное число вузов станет жертвами реформы.
Тема высшего образования долгое время была немодной и неактуальной. Государство на годы удалилось из этой сферы, занимаясь собственными проблемами. Вузы множились невероятными темпами, изобретали собственные способы выживания в рамках рыночной экономики и при этом жили обособленной, им одним понятной жизнью. Общество молчало. Такие проблемы как микроскопическая преподавательская зарплата, падение качества образования, коррумпированность экзаменационных комиссий и недостаток финансирования набили оскомину. В последние годы, когда государство решило обратить свой немилостивый взгляд на высшую школу и начало готовиться к масштабной реформе образования, ситуация резко изменилась.
Загадочные аббревиатуры ЕГЭ (единый государственный экзамен), ГИФО (государственные именные финансовые обязательства) вошли в обиход. Тема высшего образования и огромного кома накопившихся вокруг него проблем внезапно стала интересной и повсеместно обсуждаемой, а министр образования и науки Андрей Фурсенко, предлагающий один за другим все новые кажущиеся невероятными проекты, превратился в популярного ньюсмейкера.
Одна из последних инициатив министра, способная полностью изменить систему российского высшего образования, — деление вузов на три категории. Статус привилегированных национальных университетов получит ограниченное число мультидисциплинарных учебных заведений (от 10 до 20): им обещают предоставить полное государственное финансирование и право самостоятельно определять академическую политику. И значит, решать, переходить им или нет на двухступенчатую систему бакалавриата-магистратуры, которая в ближайшие годы будет введена повсеместно, и определять круг и программу экзаменов.
Федеральными объявят около 200 вузов, они получат и меньше денег, и меньше свобод. Вполне возможно, что их ректоры будут назначаться сверху чиновниками из министерства. Третья категория — вузы регионального значения — смогут предоставить бюджетные места только бакалаврам. А это значит, что подготовка специалистов и магистров полностью перейдет на внебюджетную, платную основу и систему образовательных кредитов, закон о которых только-только разрабатывается. Разделять учебные заведения на группы хотят в зависимости от уровня знаний, которые они обеспечивают. Система оценки будет включать около 60 критериев. Основным критерием предложили выбрать очень неожиданный — зарплату выпускников.
Понятно, что наименее значимые с государственной точки зрения учебные заведения не смогут выстоять в новых условиях и закроются. И вероятно, это будут, в первую очередь, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и вузы культуры. Потому что, согласно статистике, пять последних мест по уровню заработной платы занимают следующие специалисты (по убыванию): врачи, ученые, педагоги, люди культуры, работники сельскохозяйственной сферы.
«Образовательное сообщество было повергнуто в шок последним заявлением Андрея Фурсенко о том, что главным критерием разделения вузов на категории будет заработная плата выпускников, — комментирует первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин. — Пострадают профессии, которые составляют человеческий потенциал нации. Если предложенная оценка будет принята, первыми станут закрываться именно те учебные заведения, которые выполняют наиболее важные государственные функции».
Другое мнение по этой проблеме у первого проректора Высшей школы экономики Льва Любимова, который считает правительственные инициативы закономерными и правомочными: «Я не понимаю, почему министр образование должен финансировать пединститут в Барнауле, который обслуживает региональный рынок и должен получать средства из регионального бюджета. Сегодня идет зарывание денег в песок. Когда мы тратим средства налогоплательщиков на вузы, которые работают на себя, это неправильно. Поэтому категоризация высших школ необходима».
Пока не сообщается, какие из вузов попадут в высший эшелон. Известно только, что такие общепризнанные лидеры в своих областях, как МФТИ и МГИМО, именно из-за своей узкой специализации не смогут претендовать на звание национальных мультидисциплинарных университетов.
Еще одно громкое заявление министра образования, всколыхнувшее общественность, касалось радикального сокращения бюджетных мест. Уже с этого года количество студентов-бюджетников в государственных вузах уменьшится на 43 тысячи. В первую очередь сокращение коснется гуманитариев — филологов, экономистов и педагогов (последние, в частности, учатся за государственный счет, а потом работают не по специальности). Министерство посчитало, что их в стране переизбыток. Таким образом, государство сэкономит за год 860 млрд. рублей, так как на обучение одного студентам уходит в среднем 20 тыс. рублей. На бесплатное отделение в 2005 году поступит чуть больше 567 тысяч абитуриентов (аттестат о среднем образовании получит почти 1,3 млн. выпускников). Правительство намеривается выстроить новую систему кадрового обеспечения экономики, поэтому редкие и нужные специальности, напротив, будут финансироваться интенсивнее. Например, количество бюджетных мест по направлениям «Автоматика и управление» и «Сфера обслуживания» увеличится соответственно на 1 и 2,6%.
Видимо, в правительстве посчитали, что образовательная политика должна быть экономной. С чем не согласен ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова Андрей Колганов: «Есть такие сферы общественной жизни, которые нельзя мерить исключительно экономическими критериями. И образование относится к их числу. Это не сфера бизнеса, а сфера культурного воспроизводства нации и сфера социализации человека. Если мы будем забывать об этих функциях, мы лишим себя полноценной системы образования, а, следовательно, и полноценного общества».
Многие специалисты считают, что в России слишком большое число вузов, многие из которых появились в 90-е годы, и это одна из глобальных проблем высшей школы. «Вузов в России сейчас более 3 тысяч: 360 — государственные университеты, около 600 — их филиалы, остальные — частные учебные заведения, — рассказывает проректор Санкт-Петербургского госуниверситета Владимир Троян. — Проблема заключается в том, что многие из «карманных» вузов, созданных по ограниченному числу специальностей и принципиально неспособных дать качественного образования, получили лицензии бывшего Минобразрвания, аккредитованы и выдают дипломы государственного образца». Похожей точки зрения придерживается и Лев Любимов, он отмечает: «Огромное количество институтов не готовят специалистов, а собирают деньги с родителей за дипломы политологов, банковских служащих, юристов, за дипломы, которые на рынке ничего не стоят». Это какая-то вакханалия, а не высшее образование. Здесь наводить порядок».
Очевидно, что подобные малые предприятия от образования были сколочены с целью обогащения учредителей, а не из благородных побуждений «сеять разумное, доброе, вечное». Лицензирование и аккредитация большинства частных вузов проводилась с нарушением элементарных требований, которые должны предъявляться к организации и содержанию учебного процесса. Качественный уровень образования существенно снизился, а диплом российского вуза перестал быть гордостью и ценностью. И многие полагают, что ситуацию надо немедленно исправлять. Исходя из этой точки зрения, предложенная правительством переаттестация вузов необходима. И значит, если она состоится, и критерии аттестации будут уточнены и ужесточены, количество высших учебных заведений в России резко сократится.
Нигде в мире учебные заведения не платят налоги в полном объеме — только от своей побочной деятельности. А на российские вузы вскоре может лечь непосильное для многих налоговое бремя.
«Закон о монетизации льгот резко ограничил социальные гарантии, в том числе и образовательные, которые чаще плохо, но все-таки действовали в России, — отмечает Олег Смолин. — По этому закону вузы лишаются целого ряда положений, согласно которым они могут зарабатывать деньги и ими распоряжаться. У высших учебных заведений отняли экономические свободы».
Еще один немаловажный момент: 1 января 2006 года истекает срок моратория на решение об отмене налоговых льгот для вузов. Если законодатели не примут решения о продлении льгот, образовательные учреждения будут обязаны выплачивать налог на имущество и землю. Затраты многократно возрастут, и моментально вырастет стоимость обучения: вузы не смогут самостоятельно покрыть дефицит, и налоговое бремя ляжет на плечи внебюджетных студентов.
В большинстве развитых стран, напротив, в образовании в последнее время преобладает социальное и демократическое направление (в первую очередь, помощь детям из малообеспеченных семей). Российские чиновники предпочитают обращать внимание на другую мировую тенденцию, связанную с ростом коммерциализации этой сферы, но смотрят на проблему однобоко. «Да, в развитых странах коммерческая сторона образования усиливается, но доход на душу населения большинству позволяет это образование получить, — объясняет Андрей Колганов. — И там существует развитая система поддержки малоимущих студентов: благотворительные фонды, гранты, государственные субсидии, образовательные кредитов, выдаваемые на довольно мягких условиях». В России подобной системы не существует, поэтому применение принципов коммерциализации приведет к тому, что образование, ставшее по преимуществу платным, будет доступным только детям из обеспеченных семей.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 Год основания 2 Кол-во бюджетных и платных мест 3 Кол-во штатных преподавателей 4 Кол-во студентов 5 Кол-во аспирантов 6 Конкурс на место за последние пять лет (средний показатель) 7 Средний балл на выпуске (2004) 8 % выпускников, получивших диплом с отличием (2004) 9 Статья бюджета, отведенная на научно-исследовательские работы, млн. рублей 10 Кол-во компьютерных классов 11 Наличие бизнес-школы при вузе 12 Наличие центра трудоустройства выпускников 13 Наличие практики в банках, инвестиционных, страховых и других компаниях 14 Число представителей бизнеса, принимавших участие в занятиях в качестве преподавателей (2004) 15 Стоимость обучения в год | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Астраханский государственный университет | ||||||||||||||
1932 | 10,8 тыс. /7,76 тыс. (в це- лом) | 569 | 12,4 тыс. | 276 | 3,5 | 4,3 | 7,4 | 1,6 | 20 | да | да | да | 4 | 20 тыс. руб. |
Воронежский государственный университет | ||||||||||||||
1918 | 10,9 тыс. /10 тыс. (в це- лом) | 1,4 тыс. | 21 тыс. | 625 | 6,35 | 4,4 | 17,3 | 46,5 | 63 | да | да | да | 121 | 30 тыс. руб. |
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве | ||||||||||||||
1992 | все плат. | 28 | 120 | 34 | 1,2 | 4,8 | 12 | 0,25 | 8 | да | да | да | 8 | $8,5 тыс. |
Вятский государственный университет | ||||||||||||||
1951 | 6 тыс. /10,2 тыс. (в це- лом) | 461 | 15,7 тыс. | 166 | 5 | 4,3 | 53,4 | 11 | 39 | да | да | да | 48 | 19,3 тыс. руб. |
Высшая школа экономики | ||||||||||||||
1992 | 936 /679 (на 1 кур- се) | 589 | 5 тыс. | 210 | 4,1 | оцен- ка по ВКР* | 13,2 | 241 | 29 | да | да | да | 17 | $5,5 тыс. |
Институт бизнеса и делового администрирования | ||||||||||||||
1989 | 10 /50 (на 1 кур- се) | 15 | 253 | 6 | 2,35 | 4,5 | 12 | не ука- зано | 2 | да | да | нет | 11 | $6,5 тыс. |
Красноярский государственный университет | ||||||||||||||
1968 | 6,5 тыс. /3,5 тыс. (в це- лом) | 599 | 10 тыс. | 263 | 5,1 | 4,3 | 9 | не ука- зано | 28 | да | да | да | 16 | 50,5 тыс. руб. |
Кемеровский государственный университет | ||||||||||||||
1953 | 2,1 тыс. /2,6 тыс. (на 1 кур- се) | 1075 | 21,5 тыс. | 451 | 3,4 | 4,4 | 26,6 | 44,7 | 58 | нет | да | да | 35 | 24,6 тыс. руб. |
Международный независимый эколого-политологический университет | ||||||||||||||
1992 | все плат. | 236 | 3,5 тыс. | 110 | 2,5 | 4,7 | 12 | 3,6 | 5 | да | да | да | 6 | 33,5 тыс. руб. |
Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» | ||||||||||||||
1988 | все плат. | 136 | 781 | 34 | 2 | 4,6 | 17,5 | 1,3 | 7 | да | да | да | 10 | 132 тыс. руб.. |
Московская финансово-юридическая академия | ||||||||||||||
1991 | все плат. | 215 | 16,5 тыс. | 393 | нет | 3,7 | 7,2 | 5 | 17 | да | да | да | 37 | $1,25 тыс. |
Московский автомобильно-дорожный институт | ||||||||||||||
1930 | 1,5 тыс. /589 (на 1 кур- се) | 842 | 9,3 тыс. | 262 | 4,15 | 4,5 | 10,3 | бо- лее 1 | 29 | да | да | да | 11 | 41 тыс. руб. |
Московский государственный институт стали и сплавов | ||||||||||||||
1930 | 1,2 тыс. /871 (на 1 кур- се) | 678 | свы- ше 10 тыс. | 355 | 4,38 | 4,7 | 8 | не ука- зано | 30 | да | да | да | не ука- зано | 44 тыс. руб. |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики | ||||||||||||||
1932 | 555 /662 (на 1 кур- се) | 306 | 4,6 тыс. | 737 | 3,9 | 4,5 | 28 | 27,7 | 20 | да | да | да | 160 | $2,2 тыс. |
Московский институт экономики, политики и права | ||||||||||||||
1992 | все плат. | 49 | 433 | 40 | нет | 4,4 | 25,4 | нет | 2 | да | нет | да | 30 | 39,2 тыс. руб. |
Пензенский государственный университет | ||||||||||||||
1943 | 7,23 тыс. /3,1 тыс. (в це- лом) | 776 | 10,5 тыс. | 389 | 2,5 | 4,23 | 18,2 | 26,3 | 28 | да | да | да | 114 | 17,5 тыс. руб. |
Пермский государственный университет | ||||||||||||||
1916 | 1,5 тыс. /970 (на 1 кур- се) | 854 | 14 тыс. | 271 | 5,1 | 4,4 | 12,6 | 85,6 | 32 | нет | да | да | 190 | 35,5 тыс. руб. |
Российская международная академия туризма | ||||||||||||||
1992 | все плат. | 171 | 2,8 тыс. | 142 | 1,8 | 4,6 | 28 | 6,11 | 12 | да | да | нет | 254 | $1,45 тыс. |
Самарская государственная экономическая академия | ||||||||||||||
1931 | 1 тыс. / 680 (на 1 кур- се) | 414 | 11,3 тыс. | 266 | 3,24 | 4,5 | 35 | 0,65 | 26 | да | да | да | не ука- зано | 35 тыс. руб. |
Санкт-Петербургский государственный университет им. Бонч-Бруевича | ||||||||||||||
1930 | 650 /630 (на 1 кур- се) | 581 | 8,3 тыс. | 186 | 8,2 | 4,6 | 21 | нет | 827 | да | да | да | 44 | 39,6 тыс. руб. |
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов | ||||||||||||||
1930 | 2 тыс. /245 (на 1 кур- се) | 737 | 10 тыс. | 139 | 4,8 | 4,6 | 32,8 | 0,37 | 54 | да | да | да | 210 | 96 тыс. руб. |
Саратовский государственный аграрный университет им. Вавилова | ||||||||||||||
1997 (1913) | 2,7 тыс. /1,3 тыс. (на 1 кур- се) | 1,1 тыс. | 19,6 тыс. | 399 | 3 | 4,2 | 17,6 | 23,7 | 30 | да | да | да | 38 | 25,3 тыс. |
Саратовский государственный социально-экономический университет | ||||||||||||||
1931 | 777 /700 (на 1 кур- се) | 488 | 6,5 тыс. | 294 | 2,9 | 4,4 | 34,7 | 22,7 | 16 | да | да | да | 42 | 30 тыс. руб. |
Таганрогский государственный радиотехнический университет | ||||||||||||||
1952 | 910 /510 (на 1 кур- се) | 545 | 8 тыс. | 277 | 2,9 | 4,6 | 26 | 0,15 | 85 | да | да | да | 7 | 19 тыс. руб. |
Тихоокеанский Государственный экономический университет | ||||||||||||||
1963 | 683 /все, про- шед. собе- сед. | 468 | 12,2 тыс. | 112 | 5,6 | 4,3 | 22 | 15,5 | 17 | не ука- зано | да | да | 174 | 41,5 тыс. руб. |
Томский политехнический университет | ||||||||||||||
1896 | 12 тыс. /7,7 тыс. (в це- лом) | 1,3 тыс. | 19,7 тыс. | 605 | 4,3 | 4,4 | 14,8 | 357 | 105 | да | да | да | 25 | 34 тыс. руб. |
Тюменский государственный нефтегазовый университет | ||||||||||||||
1963 | 9,6 тыс. /28,8 тыс. (в це- лом) | 1,67 тыс. | 38,4 тыс. | 330 | 4,4 | 4,3 | 9,7 | не ука- зано | 85 | да | да | да | 21 | 34,6 тыс. руб. |
Тюменский государственный университет | ||||||||||||||
1973 | 1,22 тыс. /1,2 тыс. (на 1 кур- се) | 1,3 тыс. | 34 тыс. | 455 | 4,53 | не ука- зано | 17 | 0,11 | 82 | нет | да | да | 50 | 27,3 тыс. руб. |
Уральский государственный Университет им. Горького | ||||||||||||||
1920 | 1,4 тыс. /1,9 тыс. (на 1 кур- се) | 775 | 16,8 тыс. | 361 | 11,7 | 4,5 | 25,5 | 64,7 | 29 | да | да | да | 118 | 41 тыс. руб. |
Финансовая академия | ||||||||||||||
1918 | 820 /30 (на 1 кур- се) | 602 | 8,8 тыс. | 442 | 7,1 | 4,6 | 29,7 | 6,5 | 23 | да | да | да | 47 | 139 тыс. руб. |
Хабаровская государственная академия экономики и права | ||||||||||||||
1970 | не ука- зано | 341 | 12,5 тыс. | 113 | 4,16 | 4,2 | 10 | 0,88 | 15 | нет | да | да | 114 | 34 тыс. руб. |
Челябинский государственный агроинженерный университет | ||||||||||||||
1930 | 850 /370 (на 1 кур- се) | 358 | 5,7 тыс. | 121 | 3,3 | 4,3 | 7 | 2,1 | 22 | да | да | да | 25 | 15 тыс. |