будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 19, 2025
Медленное чтение
Левада Юрий

Общественное мнение в политическом зазеркалье

Левада-Центр                    Вестник общественного мнения

Процесс отделения государства от общества, происшедший в странах европейского типа еще в XIX веке и обеспечивший юридические контуры современных правовых государств, в России остается проблемой будущего. В такой ситуации набор вопросов об участии граждан в политической жизни, наличии интереса и возможности для такого участия выводит исследователей на уровень массового сознания с характерными для него представлениями о тех или иных политических категориях. «Полит.ру» публикует исследование Юрия Левады «Общественное мнение в политическом зазеркалье», в котором автор предпринимает попытку проанализировать основные околополитические понятия и представления, складывающиеся в общественном сознании и определяющие отношение населения к власти, государству и различным политическим институтам. Статья опубликована в последнем номере журнала «Вестник общественного мнения» (2006. № 2), издаваемого Аналитическим Центром Юрия Левады.

Трудно указать сферу общественной жизни, которая в массовом сознании столь плотно была бы «заселена» иллюзорными, фантомными конструкциями и персонажами как политическая. При том, что политические (точнее, считающиеся таковыми) факторы прямо или косвенно пронизывают все разные стороны жизни людей в современном российском обществе. Процесс отделения государства от общества, происшедший в странах европейского типа еще в XIX веке и обеспечивший юридические контуры современных правовых государств, в России остается проблемой будущего. Поэтому ни общественное мнение /«гражданское общество»?/, ни государство /институты — учреждения/ друг друга «со стороны» рассматривать не способны. Кроме того, собственный практический опыт «массового» человека менее всего пригоден для реалистического представления государственно-политических феноменов. Поэтому — с подачи масс-медиа и направленной политрекламы («PR») — «зеркало» общественного мнения отображает на матрице привычных стереотипов скорее наведенные иллюзии и разочарования, связанные с определенными событиями и персонажами, чем оценки реальных действий (и в еще меньшей степени — институтов).

Некоторые стороны подобных трансформаций показывают результаты недавнего массового исследования [1]. В статье использованы также данные других опросов (ссылки на них оговариваются особо).

 

Нераздельность государства и общества

Нераздельность государства и общества — не только сохраненная, но активно реконструируемая — характерная особенность современной российской социально-политической сцены, дополняемая вполне последовательными акциями по ликвидации всяческого разделения властей, как «вертикального», так и «горизонтального» и «функционального» (в том числе, независимости законодательной, исполнительной и судебной власти). Неизбежным следствием является не только прогрессирующее превращение законодательных и судебных инстанций в придаток исполнительной власти, но дискредитация самой исполнительной «вертикали». Продуктом «полураспада» тоталитарной системы господства оказалась обновленная административно-бюрократическая иерархия. Тенденция низведения государства до знаменитого в позднем средневековье принципа «государство — это я» (l’état c’est moi) не придает властным структурам ни эффективности, ни прочности, особенно в ситуациях политических переходов.

Другая сторона той же ситуации — неразвитость или сворачивание «поля» гражданских институтов. А вместе с этим и возможности для гражданской ответственности и гражданской позиции человека. Отсюда — фиктивная деятельность псевдообщественных организаций, исполняющих традиционные для советской эпохи функции «рычагов» или «приводных ремней» власти, поддерживавших видимость массового соучастия в государственной деятельности. (Такие фикции в общественном мнении не находят поддержки: так, в феврале 2006 г. только 19% опрошенных допускали, что новообразованная Общественная палата сможет играть важную роль в обществе. Но и рассчитаны фиктивное конструкции не для общественного мнения, а для самооправдания административной системы управления).

В такой ситуации рутинный набор вопросов об участии/неучастии граждан в политической жизни, наличии интереса и возможности для такого участия и т.п. выводит исследователей на грань соотнесения массового воображения с миром фиктивных псевдополитических образований и категорий. Для того, чтобы понять значение полученных результатов, требуется на каждом шагу выяснять, что значит (в современных условиях и в сегодняшнем общественном мнении) «политика» или «политическая деятельность», в чем выражается (или может выражаться) массовое в ней участие и т.д. При том, что в распоряжении общественного мнения не существует критерия реального политического участия (отсутствуют и соответствующая институциональная база и массовый опыт какого-либо участия.

Табл. 1. «Персонализация» власти: истоки и последствия. «Когда Вы говорите «власть», то кого Вы прежде всего имеете в виду?» (группы по возрасту, в %% от числа опрошенных)
 Всего18-2425-3940-5455 и ст.
Президент6471645968
Правительство3635333738
Местные власти, чиновники3029313030
Губернаторы, местные чиновники1916172319
Госдума, Совет Федерации1822181716
Администрация президента1619151813
Государство1618161516
Закон1414141215
Силовые структуры (армия, МВД, ФСБ)1216111111
Ближайшее окружение В.Путина101310118
Милиция101312811
Олигархи10912108
Суд, прокуратура9101189
Начальство на работе77877
Криминальные структуры65867
СМИ24113
Другое23221
Затруднились ответить42445
N=1600

Для большинства опрошенных, вне зависимости от их политических симпатий, власть ассоциируется преимущественно с конкретными государственными лицами — президентом, правительством, местными чиновниками. Весьма редко на первый план выступают деперсонализованные институты («государство», «закон»). Имеющие высшее образование чаще других (70%) указывают как носителей власти президента, его окружение и администрацию, а также силовые структуры и СМИ. Государство в этой группе упоминают 19%, тогда как среди малообразованных 12%.

«Эффективное управление» или «служение народу». Треть опрошенных (34%) считает, что страной должны руководить «эффективные управленцы», более половины (57%) — что это должны быть «люди, посвятившие себя служению народу».

Стремление видеть во главе страны эффективных чиновников больше выражено у лояльных нынешней власти (из числа одобряющих президента — 36%, из не одобряющих — 30%), а романтические представления о пафосном служении народу скорее разделяют в оппозиционной среде (55% тех, кто одобряет Путина, 66% из не одобряющих). Среди полагающих, что дела в стране идут в правильном направлении соотношение таких мнений составляет 43%:49%, среди встревоженных «неверным путем» — 27%:66%. Если рассматривать мнения симпатизирующих различным политическим силам, оказывается, что в наибольшей мере стремление видеть руководство, воодушевленное идеей служения народу, заметно у сторонников коммунистов (27%:68%), несколько слабее у демократов (38%:54%), еще слабее у поддерживающих «партию власти» (41%:52%).

Нынешнее руководство страны представляется опрошенным более успешным в качестве «управленцев», чем в плане «служения народу». Средняя оценка людей действующей власти как управленцев по 10-балльной шкале составляет 4.89, как служащих народу — 3.99.

Сопоставление суждений о типах руководства приоткрывает весьма существенную грань сегодняшней персонализации власти — ее неразрывную связь с тенденцией к обезличиванию, деперсонализации самих носителей этой власти. На всех ее иерархических уровнях действуют исполнители бюрократических функций (или начальственных указаний), а отнюдь не приверженцы каких-то идеалов и принципов. Поэтому говорить о «харизматичности» тех или иных политических (государственных, партийных, политрекламных и т.п.) функционеров можно лишь метафорически — как о способности оказывать личное психологическое давление на своих сторонников или поклонников. Между тем, понятие харизмы, использовавшееся при изучении типов господства М.Вебером, предполагает не просто исполнение, а создание волей и талантом лидера социально-политических функций и структур. Нити бюрократической зависимости, в том числе личной, не рутинизируются (трансформируясь в инстититуциональные связи), а ветшают и разрушаются в ходе системных кризисов. Отсюда, в частности, и вызовы политических переходов, на которых мы остановимся ниже.

Понятно, что такое распределение мнений объясняется слабой институционализацией социально-политических отношений в постсоветской России. Последствия неоднозначны. С одной стороны, заметная часть населения выражает готовность одобрять — или, по меньшей мере, принимать как меньшее зло — тенденции «личной» власти и свойственного ей «вертикального» произвола. В современных условиях такие тенденции, как известно, выражаются в приватизации властных институтов и функций группами приближенных к первому лицу. В то же время в общественном мнении явно утверждается стремление противопоставить фигуру популярного президента фактически всей властной элите, от ближайшего окружения главы государства до чиновников на местах. Высокий уровень одобрения В.Путина как бы уравновешивается весьма критическими мнениями о всех других носителях властных полномочий. Механизм такого распределения оценок отчетливо показан в регулярных исследованиях последних лет: общественное мнение постоянно приписывает президенту заслуги осуществления позитивных сдвигов (таких как повышение зарплат и пенсий), а правительству и местным чиновникам — ответственность за негативные явления (рост цен и тарифов).

 

Выбор между «достойными людьми» и «действующими законами»

На протяжении ряда лет, отвечая на вопрос, что может лучше обеспечить благополучие народа, большинство респондентов оказывают предпочтение варианту «надежные реально действующие законы», около трети полагают, что «достойные люди в руководстве».

Заметна разница во мнениях различных возрастных групп. Если у самых молодых, 18-24 лет предпочитают «достойных людей» 36%, а «действующие законы» — 60%, то у пожилых, 55 лет и старше, соотношение таких позиций 42:50. Среди сочувствующих демократам — 35:64, у сторонников «партии власти» 40:50.

То, что в последние годы роль «достойных людей» отмечается несколько чаще, чем в 90-е, видимо, обусловлено существующим уровнем доверия к президенту, — но общая тенденция сохраняется. На первый взгляд это противоречит отмеченному ранее стремлению к персонализации власти. Но тогда речь шла о реальной нынешней власти, а в приведенной выше таблице — о желаемой, идеальной ситуации. На представления о ней несомненно оказывают влияние, во-первых, распространенные оценки сегодняшней роли законов (далеко не все из них могут относиться к «реально действующим»; с такими мнениями мы еще встретимся), а во-вторых — сегодняшних носителей власти.

Табл. 2. «Что скорее всего может обеспечить благополучие народа?»
 19971998199920012006
Достойные люди в руководстве3333333837
Надежные реально действующие законы5354545857
Затруднились ответить14131346
N=1600
Табл. 3. Люди у власти. «С каким высказыванием о людях, которые сейчас стоят у власти, Вы бы скорее всего согласились?»
Это люди, озабоченные только своими привилегиями и доходами56
Для этих людей главное — сама власть43
Это образованные, знающие специалисты15
Это организаторы-практики, умеющие работать с людьми12
Это люди, которые заботятся о благе народа10
Это люди идейные, убежденные6
Это защитники «доперестроечных» порядков3
Другое1
Затруднились ответить6
N=1600

Только 16% опрошенных считают, что для стоящих у власти более важно процветание страны, 72% — что это «незыблемость и укрепление собственной власти».

И опять-таки различия между сторонниками и критиками нынешнего положения России мало влияют на суждения. Мнения о том, что власть имущие озабочены только своими привилегиями и доходами, разделяют 50% уверенных в «правильном пути» страны, 51% одобряющих деятельность президента, 61% считающих этот путь «неверным» и 70% критиков В. Путина (не одобряющих его действия). 66% одобряющих президента и 89% не одобряющих согласны в том, что для людей, стоящих у кормила, важно преимущественно укрепление собственной власти.

 

«Власть портит...»

45% опрошенных полностью согласны, еще 38% скорее согласны с тем, что «власть портит людей (надо думать — тех, кто властью пользуется)», всего 13% с этим не соглашаются, 4% затрудняются ответить. Подобное распределение мнений почти без изменений сохраняется на протяжении ряда лет: в марте 1998 г.) оно выражалось показателями 81:13, в июле 2000 г. — 69:8, сейчас (в целом) — 83:13. Никакого роста облагораживающего влияния власти не замечено. Причем из числа одобряющих действующего президента с таким мнением о власти согласны сейчас 81% против 14%, а из не одобряющих — 86% против 10.

 

«Интерес» без «участия»

Только 5% опрошенных выразили «очень большой» интерес к политике, 10% — «большой интерес», 37% оценили свой интерес к политике как «средний», 27% заявили, что политика интересует их в малой степени» а 20% — что она их «совершенно не интересует» [2].

Табл. 4. «В какой степени Вас интересует политика?» (группы по возрасту)
 Всего18-2425-3940-5455+
Большой интерес*1512111422
Средний3732384135
Малый**4755504342
Затруднились ответить111-1
* в очень большой или большой степени
** в малой степени или совершенно не интересует N=1600

Наименьший интерес к политике высказывают молодые граждане, с возрастом этот интерес явно повышается.

Как и следовало ожидать, более образованные значительно чаще декларируют интерес к политическим проблемам: из имеющих высшее образование отмечают большой интерес 26% , малый — 28%, среднее образовании — 13:49, ниже среднего — 11:57. Среди мужчин большой интерес к политике проявляют 21%, малый — 43%, среди женщин — соответственно, 12% и 51%.

Менее очевидными представляются данные о соотношении уровня интереса к политике с оппозиционными настроениями и тенденциями. Из тех, кто считает, что дела в стране «идут в правильном направлении», большой интерес политике декларируют 15%, а из полагающих, что «страна движется по неверному пути» — 19%. Из одобряющих деятельность В. Путина как президента о большом интересе к политике заявляют 13%, о малом — 48%, из не одобряющих — 20% и 40%. Таким образом, политический интерес граждан заметно связан с критическими оценками современной власти.

Следует отметить, что во всех выделенных группах опрошенных преобладает слабый (или «нулевой») интерес к политической жизни. Как мы увидим из следующих данных, этот интерес носит преимущественно пассивный («зрительский») характер и мало связан с реальным или даже желаемым участием в политической жизни.

Табл. 5. «Как часто Вы в последнее время читаете о политике в газетах и журналах, смотрите политические передачи по телевидению?» (в % к числу опрошенных, 100% по столбцу, N=1600)
 Всего18-2425-3940-5455+
Часто*4227354652
Редко**5772655246
Затруднились ответить11 22
* очень часто, часто
** редко, практически никогда

Разумеется, чаще всего читают и смотрят материалы на политические темы высокообразованные (58% — часто, 41% — редко), реже всего имеющие образование ниже среднего (36% и 64%).

«Зрительскому» интересу к политическим темам вполне соответствует склонность обсуждать их с другими. Часто занимаются этим 33%, редко — 67%, среди самых молодых 20:78, у пожилых 41:57. Часто говорят о политике 47% имеющих высшее образование (редко — 52%), 31% (68%) со средним, 25% (73%) с неполным средним образованием.

Из одобряющих деятельность В. Путина часто читают, смотрят политические материалы 31%, редко или никогда — 58%, из не одобряющих — 38% (часто) и 51% (редко).

Часто обсуждают с другими людьми политические события 31% одобряющих президента, редко — 68%; из не одобряющих соответственно 40% и 58%. Здесь опять просматривается отмеченная выше особенность: интерес к политике выше у тех, кто к ней критически относится, и ниже у тех, которые скорее довольны нынешними политическими реалиями.

 

Политическое участие: возможности и желания

Только 15% опрошенных полагают, что они (определенно или в какой-то мере) могут «влиять на принятие государственных решений в стране», 82% такой возможности не видят. Примечательно, что в данном случае молодые граждане демонстрируют несколько более высокую степень оптимизма (или наивности?): из них 21% против 77 допускают свое влияние на политику; у самых пожилых такие мнения распределены в соотношении 10:87. Среди имеющих высшее образование возможность в какой-то мере оказывать влияние на государственную политику усматривают 27% (отрицают такую возможность 73%), среди низкообразованных 9% (против 88%). 23% опрошенных (против 75%) думают, что могут влиять на принятие решений в своем регионе, городе, районе.

Как и следовало ожидать, весьма низким остается и уровень готовности российских граждан к более активному политическому участию. Здесь, однако, возрастное распределение позиций выглядит иначе, чем в предыдущей таблице: заявленная готовность к политическому участию — как показатель соответствующих иллюзий или претензий — выше всего у молодежи и неуклонно снижается с возрастом.

Табл. 6. «Готовы ли Вы лично более активно участвовать в политике?» (группы по возрасту, 100% по столбцу, N=1600)
 Всего18-2425-3940-5455+
Готовы*1824202013
Не готовы**7770677781
Затруднились ответить561336
* определенно да, в какой-то мере да
** скорее, нет, определенно, нет

В группе высокообразованных чаще заявляют о готовности к политическому участию (32%:66%), в группе со средним образованием — значительно реже (19%:77%), среди не имеющих среднего образования — еще реже (9%:86%).

О своей возможности влиять на государственные решения в масштабах страны говорят 16% одобряющих В. Путина и 13% тех, кто его действия не одобряют. Невозможность такого влияния отмечают, соответственно, 82% и 86%. Готовы к более активному политическому участию по 19%, а не готовы, по их словам, 76% и 78%, т.е. практически в равной мере сторонники и оппоненты президента. Показатели «одобрения» первого лица никак не связаны с политической активностью.

Объясняя свое нежелание более активно участвовать в политических делах, 25% опрошенных ссылаются на то, что «все равно ничего изменить нельзя», 22% — на то, что «политика — не для рядовых граждан, ею занимаются власти», у 19%, по их словам, нет времени для политики, поскольку они заняты «своими повседневными делами», 17% утверждают, что «ничего не понимают в политике», 11% считают, что «политика — грязное дело». 3% напирают на то, что им «не хочется выделяться среди других людей», а 2% опасаются преследования со стороны властей.

Примечательно, что среди имеющих высшее образование 27% не намерены участвовать в политике из-за занятости «своими делами», а 18% из-за того, что политикой занимаются власти. У среднеобразованных самые распространенные доводы в пользу своего неучастия — «ничего изменить нельзя» (26%) и «ею занимаются власти» (23%).

И сторонники (одобряющие) действующего президента и его оппоненты чаще всего оправдывают нежелание участвовать в политике тем, что «ничего изменить нельзя» (24% и 28% соответственно) или что «политикой занимаются власти» (23% и 30%), о «грязном деле» говорят 10% одобряющих и 17% не одобряющих.

Такое распределение суждений показывает, что за годы социально-политических перемен в России не сформировались и не получили признания (как официального, так и массового) институты эффективного политического участия граждан в государственной жизни. Это вынуждает граждан — в ситуациях всплесков социальной напряженности — ограничиваться пассивными («ворчливыми») выражениями недовольства или примитивными, «уличными» средствами общественной активности. Последние были заметны в начале 2005 г. в ходе массовых протестов против «монетизации» льгот.

Табл. 7. «Почему граждане России в большинстве своем не контролируют действия властей и не оказывают на них существенного влияния?»
Чиновники интересуются мнением только вышестоящего начальства и игнорируют мнения и нужды рядовых граждан48
Власть очень скудно информирует граждан о своей деятельности29
Выборы, референдумы, свободные дискуссии играют все меньшую роль в жизни общества27
Людей мало заботит, чем занимаются органы власти18
люди надеются, что власти и такзаботятся об их нуждах17
Другое1
N=1600

В ответах этой группы общественное мнение подходит к реально действующим факторам массового политического неучастия.

Одобряющие президента чаще указывают на то, что «людей мало заботят действия власти» (19%, у не одобряющих такое мнение высказывают 15%), а также на то, что «люди надеются на заботу власти» (18% по сравнению с 12%). А критически настроенные по отношению к президенту чаще (52% по сравнению с 47%) отмечают отсутствие у чиновников интереса к нуждам граждан, скудную информацию о работе властных органов (31% по сравнению с 28%) и, конечно, уменьшение роли голосований и дискуссий (36% по сравнению с 25% у более лояльных).

На первое место среди причин неучастия людей в политической жизни выходят оценки нынешнего стиля деятельности властных структур в России: чиновники оглядываются только «наверх» (по линии властной «вертикали») и не отвечают перед гражданами. Одобряющие президента чаще указывают на то, что «людей мало заботят действия власти» (19%, у не одобряющих такого мнения придерживаются 15%), а также на то, что «люди надеются на заботу власти» (18% по сравнению с 12%). Критически настроенные по отношению к президенту несколько чаще (52% по сравнению с 47%) отмечают отсутствие у чиновников интереса к нуждам граждан, скудную информацию о работе властных органов (31% по сравнению с 28%) и, конечно, уменьшение роли голосований и дискуссий (36% по сравнению с 25% у более лояльных).

 

Человек, отстраненный и отстранившийся от государства

Принципиальную основу всего комплекса установок российских граждан по отношению к деятельности властных структур (отсутствие интереса, нежелание участвовать, возможность обмана и др.) составляет укоренившаяся отстраненность обычного человека от государственных дел.

Уместно сопоставить полученные данные с некоторыми результатами исследований прошлых лет (по программе «Советский человек»).

Табл. 8. «С каким из следующих мнений по поводу отношений с государством Вы бы скорее согласились?»
 19992006
Наше государство дало нам все, никто не вправе требовать от него еще чего-то11
Государство нам дает немало, но можнотребовать и большего615
Государство нам дает так мало, что мыему ничем не обязаны3839
Наше государство сейчас в таком положении, что мы должны ему помочь, даже идя на какие-то жертвы179
Мы должны заставить государство служить нашим интересам3727
Затруднились ответить19
N=1600

За последние годы заметно более распространенным стал вариант «требовать большего», уменьшилось стремление «помогать» государству, упали надежды на то, что государство можно «заставить служить» гражданам. Доминирующей остается установка «разочарованного патернализма»: люди не могут и не решаются чего-то требовать от государства, но ждут от него «отеческой» заботы, — и, разумеется, жалуются на недостаточность таковой. Еще одно подтверждение такой позиции — представления о принципах «идеального» общественного устройства. Для 68% опрошенных в таком строе «власть должна заботиться о людях», для 28% — «люди должны иметь возможность добиваться от власти того, что им нужно».

Обратимся к такому признаку отчужденности между гражданами и государством как динамика показателей «моральной ответственности».

Табл. 9. Несет ли человек моральную ответственность...
а) за действия своего правительства?
 19891994199920032006
Безусловно несет14891110
В какой-то мере несет2931313545
Безусловно не несет3742434437
Затруднились ответить201917109
б) за происходящие в стране события?
 19891994199920032006
Безусловно несет229101211
В какой-то мере несет4235404550
Безусловно не несет1733273329
Затруднились ответить1923231010
В % к числу опрошенных, N=1600

После разрушения советской модели (в опросе 1989 г. она еще присутствовала) «безусловное» отрицание моральной ответственности человека за власть и страну неизменно и значительно преобладает над «безусловным» ее принятием.

 

«Лукавая» взаимозависимость

Опросные данные показывают, что не все граждане в одинаковой мере испытывают зависимость от государственных институтов и чиновников. Чаще всего отмечают ее люди в старшем возрасте и имеющие высшее образованием. Одобряющие президента чаще говорят о значительной зависимости от власти (51%:45%), у не одобряющих соотношение позиций прямо противоположное (45%:51%). В данном случае «зависимость» оказывается почти синонимом «причастности».

Существенная «качественная» ограниченность взаимоотношений граждан и власти обнаруживается данными следующей таблицы.

Табл. 10. «В какой мере выполняют свои обязанности...»
 Граждане перед государствомГосударство перед гражданами
В полной мере71
По большей части298
«наполовину»*3833
По большей части не выполняют1939
Совершенно не выполняют415
«Баланс» выполнения**36:239:54
Затруднились ответить44
* «насколько выполняют, настолько и не выполняют»
** соотношение мнений («выполняют» : «не выполняют»)

Из числа одобряющих деятельность В. Путина 37% против 31% считают, что граждане выполняют обязанности перед государством, а 11:48 — что государство выполняет обязанности перед гражданами. По мнению тех, кто президента не одобряют, граждане выполняют обязанности в соотношении 32:29, а государство — 27:69. Как видим, те и другие адресуют упреки прежде всего государству.

Более детальную картину представлений о взаимоотношениях государства и граждан дают следующие показатели, полученные в ходе исследования.

Табл. 11. «Какое из следующих утверждений больше подходит нынешней России?»
 ВсегоОдобряют В. ПутинаНе одобряют В. Путина
Граждане контролируютдеятельность власти120
Власть контролируетдеятельность граждан212216
Граждане и властьконтролируют другдруга783
Ни власть, ни граждане друг друга не контролируют 302934
Граждане и власть обманывают друг друга312937
Затруднились ответить101010
В % к числу опрошенных, N=1600

Неудивительно, что сторонники действующего президента в большей мере, чем его оппоненты, акцентируют внимание на активности власти («контролирует...»), но расхождение во мнениях относительно невелико. Те и другие практически сходятся в главном: контроль над властью и взаимный контроль власти и граждан упоминаются редко, взаимный обман — наиболее часто. В результате и зависимость граждан от государства оказывается в значительной мере показной, «лукавой».

 

Чего же мы заслуживаем?

Вне связи с оценками современной ситуации и нынешнего руководства опрошенные чаще склонны считать неверным гегельянское по духу утверждение о том, что «люди всегда имеют такую власть, какую они заслуживают» [3]. В 1998 г. с этим тезисом соглашались 36% против 51%, сейчас — 39% против 52%. У одобряющих президента соотношение суждений — 38%:54%, у критиков — 44%:55. Можно предположить, что критически настроенные как будто скорее готовы признать ответственность народа за «такую (столь нехорошую) власть».

Если применять более прозаическую терминологию, можно сказать, что каждая страна в определенное время вынуждена переживать тот режим, которому не находят альтернативы, и до того момента, пока не окрепнут силы, способные эту альтернативу реализовать. Пока этого не происходит, массовый выбор обычно действует в пользу более «привычного зла».

 

«Демократия» и «хаос»: о нынешней ситуации в России

Табл. 12. «Какое из следующих утверждений наиболее точно описывает ситуацию в стране?» (группы по возрасту, в %% от числа опрошенных по столбцу)
 Всего18-2425-3940-5455+
Становление диктатуры510544
Восстановление «доперестроечных» политических порядков761075
Развитие демократии3339353427
Утрата порядка, нарастание анархии2921233236
Затруднились ответить2624272229
N=1600

Почти одинаково распространены представления о «становлении демократии» и об «утрате порядка» (каждое разделяется примерно третью опрошенных), но четверть населения затрудняется определить, что происходит.

Одобряющие деятельность президента чаще среднего отмечают развитие демократии (39%) и реже — нарастание беспорядка (24%).

 

О признаках демократии

Как водится, всякое массовое обсуждение проблем российской демократии сталкивается с принципиальной и исторической неопределенностью исходных терминов.

Табл. 13. «Что такое, по Вашему мнению, демократия?»
а) группы по возрасту
 Всего18-2425-3940-5455+
Власть, которая заботится о нуждах людей2419212528
Власть, в которой законы обязаны соблюдать все, независимо от статуса и имущественного положения3534354229
Система власти, при которой граждане могут свободно высказывать свое мнение и слышать мнения других о государственных делах2831322823
Система власти, при которой правительство обязано знать и учитывать мнения граждан2727282726
Система власти, при которой граждане имеют возможность оказывать влияние на принятие государственных решений2430232720
Другое1-112
Затруднились ответить969614
б) группы по образованию
 ВсегоВысш.Сред.Ниже сред.
Власть, которая заботится о нуждах людей24242229
Власть, в которой законы обязаны соблюдать все, независимо от статуса и имущественного положения35483526
Система власти, при которой граждане могут свободно высказывать свое мнение и слышать мнения других о государственных делах28273122
Система власти, при которой правительство обязано знать и учитывать мнения граждан27282924
Система власти, при которой граждане имеют возможность оказывать влияние на принятие государственных решений24312517
Другое1011
Затруднились ответить94816
Табл. 14. «Существует ли в сегодняшней России демократия?»
а) группы по возрасту
 Всего18-2425-3940-5455+
Несомненно существует45434
Отчасти существует3337393126
Пока не утвердилась3330333829
В последнее время ее становится все меньше2017172223
Затруднились ответить10117718
б) группы по образованию
 ВсегоВысш.Сред.Ниже сред.
Несомненно существует4354
Отчасти существует32393326
Пока не утвердилась33353331
В последнее время ее становится все меньше20192020
Затруднились ответить104920

Среди одобряющих президента доля уверенных в существовании демократии (5%) почти не отличается от средней, но только 15% признают, что ее значение снижается (это замечают 35% не одобряющих).

 

Дефицит политических прав: кто его замечает

Данные обсуждаемого опроса сопоставлены в следующей таблице с результатами исследований по программе «Советский человек».

Табл. 15. «Чего в первую очередь не хватает сегодня человеку в России?»
 198919941999200320062006 (отношение к В. Путину)
всегоодобр.не одобр.
Материального достатка51546883838382
Уверенности в себе15262042343237
Возможности отдохнуть6751214167
Политических прав11528131219
Уважения к своему прошлому613616171522
Трудолюбия, хозяйственности3513923212217
Нравственных принципов15121215272628
Культуры, воспитанности41251230282829
В %% от числа опрошенных, N=1600

Как видим, на протяжении всех лет абсолютно доминирующим в общественном мнении остается представление о нехватке материальных благ. Улучшения в экономике страны и жизненном уровне населения не только не ослабляют, но как будто даже обостряют такое ощущение. С ростом уровня жизни (особенно при низких стартовых показателях такого роста) растут и усложняются запросы людей. Кроме того, явно возрастает значение такого показателя как отсутствие уверенности. Привлекают внимание выросшие в текущем году показатели недостатка нравственных принципов и политических прав.

Табл. 16. «Чего в первую очередь не хватает сегодня человеку в России?» (группы по возрасту, в %% от числа опрошенных по столбцу, 2006, N=1600)
 Всего18-2425-3940-5455+
Материального достатка8385858282
Уверенности в себе3437343828
Возможности отдохнуть1414181311
Политических прав1320161012
Уважения к своему прошлому178111826
Трудолюбия, хозяйственности2115182324
Нравственных принципов2727282725
Культуры, воспитанности2828313025

Наибольшую озабоченность положением с политическими правами обнаруживают молодые люди. Это единственная явно возрастно-зависимая позиция. Среди одобряющих действия президента недостаток политических прав усматривают реже (12%), среди не одобряющих — чаще (19%). Из сочувствующих демократам — 21%, из приверженцев «партии власти» — 9%. Такая зависимость в особых комментариях не нуждается.

Чаще отмечают оба главных дефицита имеющие высшее образование: 35% из них отмечают слабость нравственной атмосферы в обществе (из малообразованных это замечают 23%), 17% — дефицит политических прав (10%).

По мнению респондентов, два факта скорее всего могут убедить людей в том, что власть действует в их интересах: улучшение материального положения (70%) и реальное соблюдение прав и законов (47%). На сегодняшней стадии социального и политического развития российского общества самым болезненным дефицитом для огромного большинства населения остается нехватка материальных благ. В такой ситуации главным доводом в пользу существующей власти, естественно, служит повышение уровня жизни граждан. Но существенно, что на втором месте по частоте упоминаний, при поддержке почти половины опрошенных оказывается соблюдение законов и прав. Тем самым значительная (и более молодая) часть общества выражает беспокойство в связи с тем, что эти социальные предпосылки нормального развития общества должным образом не действуют.

 

Испытание переломом

Как и для любого слабо институционализированного общества, переход власти от одной правящей группировки к другой в отечественной истории последних десятилетий оказывается тяжелым испытанием, которое обнажает и ставит под угрозу всю конструкцию властных отношений. Сейчас, когда проблема «наследования» верховной власти превращается в центральную тему российской общественной жизни, «переломный» кризис все явственнее находит свои отражения и в «зазеркальи» политически сфокусированного общественного мнения.

В феврале 2006 г. выяснилось, что 70% российских граждан озабочены (половина из этого числа — «серьезно озабочены») тем, что произойдет в стране после окончания срока президентских полномочий В.Путина в 2008 г. Поскольку ни персональный, ни политический расклад участников будущего электорального процесса пока неясен, уместно принять во внимание довольно устойчивое соотношение трех групп будущих избирателей: готовых поддержать любого кандидата, на которого укажет В. Путин («наследника», их около 30%), принципиальных противников такого варианта (примерно 17%) и неопределившихся (более 50%, в их числе те, кто собираются сделать свой выбор в зависимости от обстоятельств, и затрудняющиеся ответить).

В марте 2006 г. на позиции «наследника» — 38% из одобряющих деятельность В. Путина, 10% из не одобряющих, 52% из числа неопределившихся.

 

«Баланс» успехов и неудач

Итоговые оценки достижений и упущений президента за все годы его пребывания у власти выглядят довольно жесткими.

Табл. 17. «Что бы Вы назвали главным достижением В. Путина за годы его президентского правления? А в каких областях его действия были наименее удачными?»
 Март 2004Март 2005Март 2006
успе-
хи*
неу-
дачи
«ба-
ланс»
успе-
хи
неу-
дачи
«ба-
ланс»
успе-
хи
неу-
дачи
«ба-
ланс»
Экономическое развитие страны1018-8719-121016-6
Повышение жизненного уровня граждан2321+21821-31420-6
Повышение оптимизма136+7116-5147-7
Наведение порядка в стране610-497+2880
Создание приемлемой обстановки для бизнеса24-224-224-2
Обуздание «олигархов»519-14614-8516-11
Борьба с коррупцией228-26327-24228-26
Борьба с преступностью125-24220-18118-17
Решение чеченской проблемы234-32227-25218-16
Повышение боеспособности и реформа вооруженных сил26-435-226-4
Защита демократии и политических свобод13-213-2220
Устранение опасности терроризма в стране024-24115-1419-8
Сотрудничество с другими странами СНГ23-243+134-1
Улучшение отношений со странами Запада53+2817633
Укрепление международных позиций России43+143 74 
Улучшение отношений между людьми разных национальностей в России07-715-415-4
Укрепление морали и нравственности в стране013-13113-12116-15
Другое10  1    
Не видят никаких достижений / неуспехов142 132 134 
Затруднились ответить510 410 812 
* приводятся показатели первого упоминания

Сопоставление итоговых «балансов» в комментариях не нуждается

 

Неприкосновенность или ответственность?

В заключение стоит остановиться на полученном в марте 2006 г. распределении мнений о целесообразности предоставить неприкосновенность действующему президенту и его окружению после окончания конституционного срока. За предоставление неприкосновенности В.Путину высказались 39% опрошенных (в том числе ... из одобряющих его действия и ... из «продолжателей», против этого — 48% (остальные 13% воздерживаются). В отношении ближайшего окружения президента соотношение мнений — 17:67. Напомним, что в 2000 г., после отставки президента Б. Ельцина, большинство опрошенных выражало недовольство избавлением его от судебной ответственности. Понятно, что речь шла тогда не только о личности лидера, которому пришлось пережить утрату массовой поддержки еще во время пребывания у власти, но о традиционном для отечественной истории «сведении счетов» с каждым предшествующим политическим периодом, его идеологией, стилем, деятелями и т.д.

Можно усмотреть в приведенном выше раскладе суждений некоторую (возможно, пока не осознаваемую) предварительную внутреннюю подготовку российского общественного мнения к очередной «переходной» переоценке ценностей, в ходе которой вскоре вслед за ритуалом уважительных проводов ушедшей эпохи разворачивается кампания по ее разоблачению. Смена «караула» на высших государственных постах оказывается так или иначе, по крайней мере, символически связанной со сменой «спецконтингента» в отдаленных местах, в библиотечных хранилищах, портретных галереях и т.д. Оба компонента исторического прощания взаимосвязаны и используются — не всегда успешно — для самоутверждения нового политического поколения, каким бы оно ни оказалось. Мнимые отражения в зеркалах массового сознания имеют свои судьбы.

 

Примечания

[1] Проведено по заказу и при участии Екатеринбургского гуманитарного университета и Гуманитарно-политического центра «Стратегия» в феврале 2006 г., опрошено 1600 чел. по всероссийской репрезентативной выборке.

[2] Ср. Н. Зоркая. Кто сохранил интерес к политике? «Мониторинг общественного мнения», 1995, № 2, ее же. Интерес к политике как форма политического участия. «Мониторинг...», 1999, № 4.

[3] «Каждый народ обладает... государственным устройством которое ему в пору и подходит ему». Гегель. Философия права. Соч., т. VII, М.-Л. 1934, С. 299.

Левада Юрий
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).