будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Медленное чтение
Левада Юрий

Оглядываясь на пройденное и непродуманное: 1987-2002

ВЦИОМ исполняется 15 лет (решение о его создании было принято 7 декабря 1987 г.). Задумываясь над сделанным и незавершенным, уместно представить прежде всего, как изменился сам предмет исследования - общественное мнение в контексте социально-политических перемен и потрясений, которыми оказался столь насыщен этот сложный период.

Канва событий

На первый год нашей работы (1988 г.) пришлись пик "гласности" и первая в советской истории попытка политической реформы, предпринятая М. Горбачевым (конкурентные выборы на Съезд народных депутатов и др.). И первый из серии кровавых межнациональных конфликтов, подорвавших советскую государственную систему, - Нагорно-Карабахский. Следующий год - взлет и кризис надежд на Съезд депутатов, а в то же время - падение Берлинской стены, крушение соцлагеря, дальнейшее развитие национально-политического кризиса в СССР (Тбилиси, апрель). С этого года начинается кризис перестройки. В начале 1990 года - кровавые события в Баку, в июне - Б. Ельцин во главе Верховного Совета России, с конца года - нарастание угрозы военного переворота. 1991 год начался жестокими акциями против сторонников независимости в Риге и Вильнюсе, за этим последовали попытки ввести военное положение в Москве (март) и спасти идею "обновленного Союза" в ходе первого в нашей истории всеобщего референдума (апрель), а затем - беспомощного "новоогаревского процесса". В августе вспыхнул и бесславно погас давно ожидавшийся партийно-полицейский "путч"; это сделало неизбежными отстранение КПСС от власти и распад Союза. 1992 год - запоздалое начало экономических реформ (свободные цены, ваучерная приватизация). 1993 год - нарастание конфликта между Верховным Советом и президентской властью, первые попытки импичмента Б. Ельцина, референдум о доверии, затянувшееся противостояние, приведшее к "президентскому перевороту" в сентябре и кровавому штурму Белого Дома в октябре.

В итоге - пиррова победа: президентская Конституция и антипрезидентская Государственная Дума, затяжной кризис доверия к власти. В 1994 году началась первая, непопулярная Чеченская война. 1995 год - на фоне безуспешной войны и растерянности власти - выборы в Думу, успех коммунистов и провал правительственных сил. 1996 год - вымученное переизбрание Б.Ельцина на второй срок, попытка обновить президентское окружение (А. Чубайс в роли руководителя администрации), военные неудачи и хрупкое перемирие в Хасавюрте. 1997-1998 годы - все более напряженная борьба в верхах за "ельцинское наследство", чехарда премьеров 1998-1999 гг. Дефолт 1998-го - удар по экономическому положению населения, но стимул подъема производства и экспорта.

1999 год - постепенное оживление экономики, премьер-наследник В. Путин, военно-политическая мобилизация общественных настроений, таинственные взрывы домов, новая Чеченская война и первые "управляемые" выборы в Думу. 2000 год - ожидаемый президентский триумф В. Путина, формирование нового политического стиля, лозунги "наведения порядка", направленные против олигархов, губернаторов и независимых СМИ; катастрофа "Курска" как показатель состояния военной опоры власти. 2001 год - нарастающая усталость населения от бесперспективной войны, попытки использовать мировой политический кризис (после террористической атаки на США 11 сентября) для укрепления позиций президента и оправдания военных действий на Кавказе; признаки экономического роста на базе экспорта нефти. 2002 год - демонстрации "управляемой (манипулируемой) демократии" на местных выборах и в деятельности СМИ.

О главном, осевом событии года (Дубровка, заложники, штурм, последствия) - особый разговор.

Общественное мнение: от непризнания к манипуляции

Общественное мнение в стране за эти годы становится предметом систематического и разностороннего изучения и в то же время - все более важным и противоречивым фактором общественной жизни. Вначале его с трудом допускают, скорее как средство приукрашивания нужной картины общественной жизни, потом признают в качестве средства "социологического обеспечения" избирательных и т.п. кампаний, наконец, стремятся превратить в предмет политического манипулирования. Впрочем, если присмотреться внимательнее, можно заметить, что все названные позиции в различных соотношениях существовали на всех поворотах последних 15 лет. В конце 80-х общественное мнение выступает преимущественно как фактор массовой поддержки перестройки. С начала 90-х нарастают сомнения в ее успехе и правильности выбранного курса. Примерно к 1993 г. обнажается противостояние власти и оппозиции, раскалывающее общественное мнение почти на равные части. Отчаянные усилия демократов и реформаторов, делавших ставку на президентскую власть Б.Ельцина, обеспечили ему трудный успех на выборах 1996 г., но не смогли поддержать стабильность правящей элиты и политического курса в стране. После прихода к власти В. Путина и его команды осенью 1999 г. на первый план выступают функции общественно-политической мобилизации, массовое сознание все более превращается в объект "технологических" манипуляций; складывавшиеся в предыдущие годы ориентации и размежевания в общественном мнении и в позициях СМИ теряют свое значение.

Провозглашение конкурентной избирательной системы на центральном и местных уровнях власти сделало наиболее заметной задачей общественно-политических опросов изучение электоральных предпочтений населения. После ряда неудач (особенно перед думскими выборами 1993 г.) технологические приемы таких исследований были отработаны, и опросы ВЦИОМ в избирательных кампаниях 1995-1996, 1999-2000 гг., а также перед местными выборами (например, в Красноярском крае в 2002 г.) постоянно оказывались достаточно точными.

Но с самого начала деятельности ВЦИОМ как исследовательского центра перед ним стояла еще и другая, более сложная задача: объяснить механизмы изменений в состоянии и ориентациях общественного мнения. Если мы можем более или менее строго определить соотношение мнений и уровни возможной электоральной поддержки партий или лидеров, мы не всегда умеем объяснить причины изменений в общественных симпатиях, влияние таких изменений на общество и власть. В последнее время исключительно важное значение приобрела проблема возможностей и пределов направленного манипулирования общественным мнением со стороны могущественных СМИ, подконтрольных власти или олигархам. На начальных этапах формирования публичной политики в стране, примерно до середины 90-х, ее просто не существовало.

Поэтому, задумываясь над опытом изучения общественного мнения за минувшие годы, уместно выделить несколько проблемных узлов, которые нуждаются в разностороннем анализе.

Повороты: "неожиданные" и "долгожданные"

За полтора десятка лет общество, а также его исследователи и политическая элита прошли несколько неожиданных (или казавшихся маловероятными) поворотов. При более внимательном анализе действовавших в каждом случае факторов задним числом можно - и должно - выявить обоснованность совершившегося; это важно для понимания истории и поучительно для оценки вариантов ее продолжения.

В некоторых ситуациях состояние общественного мнения (не всегда вo время понимаемое) способно предопределять будущее развитие событий. Дискредитация и падение М. Горбачева казались событиями невероятными по стандартам советской политической жизни. Однако опросы 1990-1991 гг. показывали, что общественное мнение к этому было готово. Правда, реальной действующей силой был не расклад мнений, а распад властных институтов. Масштабы провала правительственных сил на выборах в декабре 1993 г. были неожиданно велики, но тенденция, приведшая к возрождению компартии и утверждению такой странной политической структуры, как ЛДПР, наблюдалась - в том числе и по нашим опросам - раньше.

Наиболее богатым на неожиданности (и для исследователей, и для всех, кто смотрел на события в стране через призму десятилетней давности) оказался, видимо, 1999 год. Непопулярная ранее чеченская кампания "вдруг" получила массовую поддержку, а никому не известный чиновник внезапно превратился в сверхпопулярного лидера. Обе перемены, как известно, были довольно тщательно подготовлены на аппаратном и политрекламном уровнях; отсюда распространенное представление о триумфе политических технологий над политикой и общественным мнением. Это не совсем так: общественное мнение приняло заготовленные для него варианты политики и персоналий, не только уступая массированному давлению, но и потому, что заранее было к этому готово.

Вспомним, что массовое неприятие "первой" чеченской войны 1994-1996 гг. никогда не превращалось в осознанное и, тем более, организованное сопротивление. Относительно небольшая часть общества резко возражала против самой попытки решать национально-политические проблемы с помощью военной силы, значительно чаще вызывали возмущение бездарная организация акции и тяжелые потери. Провал операции многими воспринимался как национальное унижение, к этому добавились неспособность и нежелание федеральных властей использовать передышку после соглашений 1996-1997 гг. для налаживания мирной жизни в Чечне. Поэтому для воинственной мобилизации общественного мнения осенью 1999 г. оказалось достаточным вбросить в него подозрение в "гексогенном" терроризме.

Фамилию нового лидера до сентября 1999 г. в стране почти никто не знал, но его роль уже была достаточно хорошо "прописана" в общественном мнении - роль человека, который пообещает стабильность и порядок, благополучие гражданам и престиж стране. (Расчеты разных групп ближайшего окружения и политической элиты были более сложными, но сейчас не о них речь). В результате - новый стиль правления как долгожданная неожиданность.

Не в меньшей мере был подготовлен - и обречен на двусмысленность - в общественном мнении "проамериканский" поворот В. Путина осенью 2001 г. Безуспешность попыток противодействия акциям НАТО и расширению влияния этого блока, а также стремление ослабить западную критику своей чеченской политики вынудили российского президента заявить о поддержке антитеррористического похода администрации Дж. Буша. Как показали опросы, этот курс демонстративно, хотя далеко не безоговорочно, поддержан большинством населения России. В общественном мнении, как и в политической и военной элите, вызывает резкое неприятие влияние "западных" ценностей и образцов демократии на нашу жизнь. Хорошо организованный через политрекламу по ничтожному поводу "спортивный" скандал февраля - марта 2002 г. показал, насколько сильны в обществе традиционные стереотипы врагов, направленные против новых партнеров.

Выбор фаворитов

За минувшие 15 лет признанными "лидерами общественного мнения" неизменно оказывались первые лица государства или их вероятные конкуренты: М. Горбачев, Б. Ельцин, А. Лебедь, Е. Примаков, В. Путин. Конечно, представление о том, что общество "выбирает" себе подходящих фаворитов - иллюзия; претенденты на эту роль подбираются в верхах (или около них), а массе предлагается лишь принять определенную кандидатуру. Мы сейчас хорошо знаем, что общественное мнение в стране очень консервативно, его основные ожидания и установки изменяются редко и медленно. Пожалуй, за эти годы произошла, притом не сразу, только одна принципиальная перемена в общественных ожиданиях от лидера: желание перемен (Горбачев, "ранний" Ельцин) сменилось надеждой на стабилизацию, возвращение утраченной уверенности ("поздний" Ельцин, теперь Путин). Причем речь шла прежде всего об ожиданиях и расчетах правящей элиты - или, еще yже, правящей "команды", - представляющей свои интересы как общественные.

Изменение отношения к лидерам означало поэтому не перемену общественных "вкусов", а переоценку способности различных деятелей реализовать данные ожидания. На массовый выбор действуют в таких ситуациях масс-коммуникативное и прямое "технологическое" давление, а также усталость, апатия, разочарования. На региональном уровне (городов, областей) здесь иногда происходят и незапланированные повороты, которым центральная власть не может или не решается помешать. В общегосударственных масштабах такая ситуация (наподобие первых в России президентских выборов 1991 г.) - просто невообразима.

Инерционность общественного мнения находит свое выражение также в том, что избранный фаворит как бы наделяется определенным ресурсом непогрешимости - ему довольно долго прощают многие ошибки и промахи. Это относилось к Б. Ельцину в начале его общероссийской карьеры (1989-1991), сейчас это относится к В. Путину.

Кризисы доверия: механизмы и последствия

Не следует упускать из виду, что сама возможность публично поставить под вопрос доверие к лидеру, правительству, политическому курсу - один из признаков реального преодоления советского стиля безоговорочного "одобрям-с". Всем лидерам последнего периода, начиная с М. Горбачева, приходится с такими ситуациями сталкиваться - и искать свои способы с ними справиться.

Горбачев, как можно полагать, рассчитывал - и ошибочно - на то, что соединяя должности генсека и популярного президента, он сможет выйти из любого кризисного положения. На деле ему пришлось утратить как старые, так и новые властные рычаги, а также массовое доверие (после ухода Б. Ельцина со сцены общественное мнение опять видит главного виновника бедствий последних лет в зачинателе перестройки). Б. Ельцин в критические для себя моменты - и в 1993 и в 1996 гг. - с переменным успехом апеллировал к собственному имиджу непримиримого противника коммунистической системы. У В. Путина явно нет ни желания, ни возможностей обращаться к подобным средствам исторического происхождения, поэтому характерные для стиля его руководства способы преодоления постоянно возникающих кризисных ситуаций различного масштаба - обнаженно технологичны, часто выглядят импровизациями, влияние которых на общественное мнение поучительно и важно с исследовательских позиций.

Первый из крупных кризисов доверия к власти при нынешнем президенте связан с катастрофой подводного крейсера "Курск" в июле 2000 г. К этому моменту уже стали очевидными неудачи нового похода в Чечню, а также прокурорских наскоков на олигархов и первых попыток укротить самовластье губернаторов конструированием "вертикали" власти. Гибель корабля вывела на поверхность общественного внимания сложный узел проблем политического и общественного контроля над оборонной сферой. За собственные ошибки в дни катастрофы президент поплатился заметным, хотя и кратковременным, падением собственного рейтинга в общественном мнении. Чтобы загладить промах, ему пришлось пойти на рискованную встречу с семьями погибших моряков и не менее рискованные - уже для бюджета - обещания поднять затонувшую подлодку. Выполнив их, В. Путин спас собственный рейтинг и смог избежать публичных разборок с военно-морским руководством, ограничившись несколькими почетными адмиральскими перемещениями. В обществе, по опросным данным, сохранилось убеждение, что "власти" так и не сказали народу правду о случившемся, но фигура президента от упреков была спасена.

Второй политический кризис общенационального масштаба разразился вокруг трагической ситуации с захватом террористами заложников в московском ДК на Дубровке в октябре 2002 г. и последовавшим штурмом здания. Власть и общество, президент и спецслужбы, политтехнологии в информационном пространстве, Россия и Чечня, поиски нового места страны в мировых катаклизмах - все эти линии как бы сошлись в одной критической точке событий вокруг заложников. Причем в данном случае очевидна непосредственная ответственность президента за каждое решение, дистанцирующий маневр невозможен. Поэтому, видимо, и выбран был самый простой и рискованный силовой вариант действий, демонстративно отвергнут любой намек на политический выход из ситуации - как на Дубровке, так и в Чечне. Отсюда и затянувшая пауза даже в постановке вопроса об ответственности органов правопорядка. И необходимость "платить" Западу за его сдержанность в критике - как молчаливым согласием на дальнейшее расширение НАТО, так и одобрением ультиматума Ираку. Отсюда же, естественно, поиски виновных в бесконтрольных СМИ. Пока налицо только один результат - углубление политического тупика в Чечне.
На фоне замедления темпов экономического роста в общественном мнении стали заметны тревожные ожидания чего-то, подобного дефолту 1998 г. Нельзя исключать и возможность перехода подобного кризиса в политическую плоскость. Но на этот случай, скорее всего, может пригодиться уже действующий в общественном мнении механизм разделения ответственности; показательный пример - президент считается ответственным за повышение зарплат и пенсий, а правительство и премьер - за рост цен.

Заложники собственных рейтингов

Воздействие избирательных и рекламных технологий, а также прямого административного давления на состояние общественного мнения, на исход электоральных кампаний в последние годы - чрезвычайно велики. В принципе, объяснение этому довольно несложно: развитие технических, технологических, психотехнических и т.п. средств "массового поражения" происходит в наших условиях значительно быстрее и легче, чем формирование зрелого общественного мнения и гражданского сознания, способных оказывать действенное сопротивление влиянию таких средств. (Можно провести некоторую аналогию с калечащим воздействием новейших электронных соблазнов на незрелую подростковую психику). Но кажущийся триумф "технологий" над политикой и обществом уже сейчас имеет свою обратную сторону.

Дело прежде всего в том, что лидеры, обязанные своей карьерой высокому уровню общественного доверия, неизбежно попадают в "наркотическую" зависимость от собственных рейтингов, как бы последние ни были получены и преподнесены. Наиболее очевидный пример "социологической" карьеры в отечественной политической жизни - восхождение В. Путина, за которым не было никакой политической биографии и институциональной опоры, к вершинам популярности и (формально, после этого) к вершине власти. В итоге, уже обладая всеми возможными в наше время властными рычагами, президентская команда вынуждена тревожно вглядываться в малейшие колебания уровней доверия и поддержки по данным различных социологических служб. "Рейтинги" становятся орудием внутриаппаратных интриг и средством влияния на лидеров со стороны их собственной обслуги. (Существуют подозрения, что время от времени в поле политического внимания кем-то вбрасываются намеренно сфальсифицированные сведения о резком падении этих уровней; скорее всего это делается для давления на принятие определенных решений.) Опасаясь падения своей популярности, носители высших властных полномочий не решаются на действия, которые могли бы привести к снижению массовой поддержки; поэтому столь часто получают предпочтение отработанные и неэффективные варианты политических акций.

Ожидания и упреки

На всем протяжении нашей работы политические элиты и оппозиционные круги, сторонники различных партий постоянно ожидают от изучения общественного мнения "удобных" для себя результатов; не получая их - осыпают исследователей упреками в необъективности. Наличие такого силового поля вокруг исследований - одно из свидетельств неразвитости, примитивности общественно-политического механизма и практически всех действующих в нем сил. Это, конечно, мешает все еще незавершенному превращению "ремесла" изучения общественного мнения в серьезную научную дисциплину.

Сейчас ясно, что нынешний переломный, "переходный" период отечественной истории обещает стать самым долгим и, возможно, наиболее сложным за последние сто с лишним лет. Между тем, бурная история никого в стране не научила действовать с расчетом на дальнюю перспективу. Попытки возрождения авторитарных традиций сегодня одним представляются неизбежным условием порядка или даже прогресса, другим - признаком крушения надежд на демократическое развитие. Метания от одной крайности к другой, от восторженных надежд к мрачному отчаянию издавна были отличительной и огорчительной чертой самой просвещенной части российского общества. От этого всегда страдала "середина", т.е. работа над материалом и над собственными ошибками. Исследователи, в том числе занятые изучением общественного мнения, на такие метания не имеют права. Как не имеют право утешать себя общество, политически активная его элита или разочарованная демократия наивными иллюзиями скорых поворотов и счастливых перемен. Исследователи имеют в качестве своей обязанности серьезную и сложную профессиональную работу по изучению общества, в котором живем и которое должны научиться понимать.

Левада Юрий
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).