Согласно множественным прогнозам специалистов, в течение ближайших 20 лет Китай, демонстрирующий сегодня очень высокие темпы экономического роста, станет одной из главных мировых держав. Однако за столь успешным экономическим будущим скрываются по-прежнему нерешенные и со временем лишь усугубляемые социальные проблемы. «Полит.ру» публикует статью Минсина Пея «Опасное бездействие», в которой автор обозначает основные проблемы современного китайского общества, в конечном счете могущие привести к политической катастрофе. Единственное, что, по мнению исследователя, способно предотвратить подобное развитие событий в будущем, - смелые демократические реформы, требующие определенного риска со стороны Пекина. Статья опубликована в новом номере журнала «Pro et Contra» (2005. № 3 (30)), издаваемом Московским Центром Карнеги.
Китайская поговорка гласит: «Капля красоты может скрыть сотню уродливых пятен». В сегодняшнем Китае едва ли есть что-нибудь столь же прекрасное, как его бурный экономический рост. Но было бы опрометчиво не придавать значения нестабильности, которую несет с собой китайская авторитарная политика. Динамичное развитие экономики, возможно, отодвигает на задний план множество рисков, связанных с внутренней политикой Китая, которые, если не уметь ими управлять, могут привести к взрыву, угрожающему самому существованию режима. Экономика Китая, безусловно, находится на подъеме, но при этом возрастает и угроза политического кризиса.
Важно отметить, что некоторые трудности, с которыми сталкивается Китай, связаны с проблемой быстрого перехода развивающейся страны к рыночной экономике. Расставание с социализмом в любом государстве проходит нелегко. А если речь идет о самой многонаселенной стране мира, то вероятность социально-экономической катастрофы очень велика. Например, следует ожидать неравенства в распределении доходов. В Китае в период с 1980 по 1997 год оно увеличилось на 50 процентов. Миграция рабочей силы – процесс естественный, но Китай переживает самое крупное в истории перемещение сельского населения. За последние годы в китайские города переселилось не менее 114 млн сельских жителей, и ожидается, что в ближайшие десятилетия приток населения в города составит еще 250–300 млн человек. В этих обстоятельствах не стоит удивляться тому, что усилия Китая по созданию новой системы социальной защиты пока не увенчались успехом (особенно учитывая ее социалистические корни). Такие задачи для любого правительства сравнимы с подвигами Геракла.
Но китайское правительство – это не просто «любое» правительство. Это правительство, которое опирается на хрупкий политический фундамент, низкий уровень законности и коррумпированные властные структуры. Хуже того, последовательно отдавая основной приоритет экономическому росту, оно рассматривает все требования, касающиеся ограничения его власти и полномочий, как угрозу достижению главной цели — ускоренной модернизации страны. Результат такой политики – недостаточное обеспечение сферы образования, здравоохранения и защиты окружающей среды. Вряд ли это вызовет удивление, поскольку стимулирование экономического роста способствует карьерному продвижению правительственных чиновников. Вот почему китайские элиты направляют огромную часть имеющихся ресурсов на строительство шикарных торговых центров, фабрик и даже гоночных трасс для «Формулы-1», пренебрегая инвестициями в социальную сферу, которая может принести отдачу лишь в отдаленной перспективе. Тем, кто удивляется, каким образом Китаю удается из года в год поддерживать высокие темпы развития экономики, при том что его политическая система настолько прогнила, можно ответить, что устойчивый рост отчасти обеспечивается именно самóй прогнившей системой.
Коммунистическая партия Китая осознаёт, что люди позволят системе разлагаться лишь до определенного предела. Всё бóльшие опасения вызывает коррупция. Неспособность партии контролировать действия своих должностных лиц, многие из которых заняты безудержным разграблением государственного имущества, является одной из самых острых проблем Пекина. Инсайдеры успешно приватизировали государственную власть и используют ее для достижения личных целей. Их лояльность партии вызывает сомнения (если она вообще имеет место). Нынешняя ситуация в партии напоминает паническое изъятие вкладов из банка из-за опасений грядущего краха, что лишь ускоряет ее распад: все большее число партийных функционеров спешат как можно скорее «обналичить» свои полномочия.
Конечно, китайское правительство, как и другие авторитарные режимы, постоянно сталкивается с угрозой внутренней борьбы за власть. И здесь Пекин не только умеет возражать любым голосам «против», но и его способность устоять в междоусобной войне, кажется, заметно укрепилась после 1989 года – со времени трагических событий на площади Тяньаньмэнь. Недавний переход власти от Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао прошел спокойнее, чем ожидалось. Возможно, это означает, что партия достигла более высокой степени институциональной зрелости, но может оказаться, что уже слишком поздно: китайское общество становится плюралистичным и уверенно заявляет о своих требованиях. Хотя китайским правителям и удалось объединить под эгидой власти различные элиты — партийных деятелей, чиновников, интеллектуалов и бизнесменов, — но долговечность этого альянса под вопросом. Как и в других странах, политика, которая не учитывает интересов рядовых граждан, неизбежно порождает отчуждение, возмущение и гнев. Это не означает, что социальная революция в Китае неотвратима. Однако, если кризис все же разразится, трудно предположить, что произойдет.
К счастью, все эти риски можно снизить при условии, что Китай противопоставит им смелые политические реформы, а не будет по-прежнему отрицать наличие серьезных проблем и откладывать их решение. Хотя, быть может, мы выдаем желаемое за действительное. До сих пор Пекин явно предпочитал мириться с существующими угрозами, а не рисковать, сделав выбор в пользу демократических реформ. Единственно, что можно сказать с уверенностью, — политические риски в Китае нарастают. А такую реальность вряд ли можно назвать прекрасной.