«Полит.ру» продолжает публикацию фрагментов книги «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция». На этот раз речь пойдет о создании новой системы отношений между бизнесом, государством и обществом, в рамках которой все субъекты - властные элиты, представители крупного, малого и среднего бизнеса, а также бюрократия и общество - взаимодействуют друг с другом. Так, государство в данной системе рассматривается как заказчик услуг бизнеса, потребители - как заказчики услуг государства, а частный сектор участвует в системе закупок для государственных нужд. Такая система, при наличии общих правил, обратной связи и учета взаимных интересов, способна обеспечить равные условия основным субъектам социально-экономической активности.
Реализуемость нового подхода, в частности в плане эффективности мер по установлению справедливых «правил игры» и контролю за их исполнением, опирается на описанные выше пять принципов и во многом зависит от первого из них — «включенного третьего» — как стартового условия любого институционального изменения.
В той или иной степени это справедливо для всех стран с переходной экономикой (на разных уровнях трансформации). Связано это с тем, что характер изменений, с одной стороны, и отсутствие устоявшихся механизмов контроля за их реализацией и обратной связи — с другой, помещает основных субъектов социально-экономической активности в крайне неравные условия.
Любая институциональная трансформация затрагивает всех акторов социально-экономического взаимодействия, но при этом они имеют существенно разные возможности реагирования и воздействия на ее ход.
Таким образом, первостепенной задачей становится определение совокупности шагов, направленных на создание новых механизмов взаимодействия между бизнесом, государством и обществом. На основании этих шагов могут предлагаться комплексные меры, нацеленные на:
• снижение административных барьеров и, по возможности, создание «иммунитета», препятствующего их появлению в будущем;
• развитие предпринимательства, то есть прежде всего малого и среднего бизнеса;
• стимулирование развития конкуренции, расширение взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным.
Для определения подобной совокупности мер необходимо описание субъектов и системы взаимоотношений между ними.
Традиционно при построении программ развития предпринимательства рассматриваются два субъекта, реализующих изменения: собственно бизнес (скорее в категории объекта) и государство в качестве разработчика или, по крайней мере, проводника изменений.
В рамках предлагаемого подхода опора на двух субъектов представляется бесперспективной: приведенный выше анализ показывает, что подобный образ действий с наибольшей вероятностью будет вести к двум основным видам следствий.
• Суть предлагаемых изменений будет выхолащиваться по мере их разработки и внедрения, «приватизироваться» одной из
групп интересов на рынке или во власти, фактически перекрывая доступ для остальных участников (в случае принятия меры с негативной мотивацией обязательно найдется «исключение» для такой группы).
• Совокупность внешних эффектов для сторон, как охваченных действием конкретной меры (в рамках данного примера — государства и бизнеса), так и не охваченных (общества), будет иметь отрицательный знак, то есть негативные последствия будут превалировать.
Подобные ситуации обладают свойствами квазиравновесия — неэффективного и инерционного по своей сути, но вполне устойчивого. У малочисленных выигрывающих групп нет стимула к изменению ситуации: напротив, они заинтересованы в ее «усугублении». У многочисленных и проигрывающих (разрозненных и обделенных ресурсами влияния) групп нет возможности что-то изменить (как и понимания необходимости этого).
Чтобы избежать подобной поведенческой «ловушки», в рамках подхода позитивной реинтеграции предлагается принципиально новая система отношений между основными общественными субъектами, представляемыми обычно формулой «бизнес—власть—общество» и графически изображенными здесь в виде треугольника:
Отметим, что визуальное положение «общества» в нижней вершине неслучайно: это отражает его двоякую сущность, характерную для переходных экономик. Будучи безусловной базой и «точкой опоры» как для бизнеса, так и для государства, оно находится вне основной линии их взаимодействия и в целом занимает «подчиненное» положение.
В рамках нового подхода предлагается расширительная схема общественного взаимодействия, которая графически может быть отображена в виде пятиугольника:
Опишем основные свойства схемы:
• Данная система отношений представляет собой конструкцию (или прообраз) нового общественного договора между основными общественными группами по поводу социально-экономического развития; если же формулировать более узко, то по поводу повышения эффективности использования ограниченных материальных и нематериальных ресурсов и более справедливого распределения выгод и потерь в ситуации обостряющейся мировой конкуренции.
• В схеме отражается суть подхода: все субъекты взаимодействуют со всеми, причем формат этого взаимодействия, разумеется, различен — от кооперации до подчинения. Непосредственный его характер определятся на основании типов и моделей поведения субъектов.
• Субъекты «крупный бизнес» и «властные элиты» являются для данной схемы экзогенными, то есть их характеристики и прежде всего модели поведения являются заданными для остальных субъектов и не определяются в рамках взаимодействия внутри схемы.
Подчеркнем, что данное условие не означает, что модели поведения экзогенных субъектов не могут меняться по мере развития схемы. Напротив, такие изменения возможны и весьма вероятны хотя бы для сохранения адаптивности всей системы (1).
Для нас же важно подчеркнуть, что если трансформация модели поведения общественных институтов, малого и среднего бизнеса, а также бюрократии возможна под взаимным воздействием, то изменение поведения элит и крупного бизнеса для них неподвластно.
Одновременно подобное разделение отражает стремление к двухслойной институциональной модели экономики: признавая специфику крупного бизнеса и элит (в отличие от бизнеса и власти вообще), равно как и их потребность в специфическом взаимодействии, мы признаем и чрезвычайную важность общего пространства для выработки правил, налаживания обратной связи и системы учета взаимных интересов.
• При том что в рамках описываемой системы всем субъектам хотя бы гипотетически доступны связи со всеми, в действительности это не означает, что выстраиваемые схемы взаимодействия должны включать всех участников. Напротив, представляется, что общая система взаимоотношений будет тем устойчивей, чем больше будет внутренних, коалиционных взаимодействий между отдельными участниками.
Хотя конкретные черты того или иного субъекта могут весьма разниться в зависимости от конкретной страны, можно представить их основные качества, препятствующие или способствующие модернизации.
Качества,способствующие модернизации | Качества, препятствующие модернизации | |
Властные элиты | • больше возможностей для понимания и учета стратегических целей | • экзогенность, то есть в данном |
Бюрократия | • большая, чем у элит, осведомленность о фактическом положении дел в экономике• тесные социальные связи, то есть | • короткий горизонт планирования и |
Крупный бизнес | • значительный объем располагаемых им ресурсов• значительный (как и у элит) гори | • экзогенность, то есть неподконтрольность большей части общества, а часто и элит• слабая мотивация к коллективным |
Малый и средний бизнес | • решает значительный пласт социальных проблем, включая проблемы занятости и социальной напряженности• формирует средний класс: самостоятельных и хотя бы относительно обеспеченных граждан• способность и определенная готовность к изменениям, нацеленность | • атомизированность, разобщенность и географическая дисперсность• слабая переговорная сила и низкие |
Общество (понимаемое здесь как гражданское общество) | • представляет собой внешний «контрольный» механизм• обеспечивает обратную связь• снижает издержки коллективных | • атомизированность, разобщенность и географическая дисперсность• слабая переговорная сила и низкие |
При новом подходе образуются линии взаимодействия в описанном пятиугольнике, которые ранее не рассматривались. Все они вытекают из описанного нового принципа взаимодействия и опираются на пять принципов, особенно правило «включенного третьего», кооперенцию и компенсации.
Так, государство теперь рассматривается как заказчик услуг бизнеса и как в каком-то смысле конкурент крупного бизнеса. Речь идет о формировании системы контрактных отношений между малым и крупным бизнесом, участии малого и среднего бизнеса в системе закупок для государственных нужд и для нужд субъектов естественных монополий. Бизнес и потребители рассматриваются как заказчики услуг государства (например, совместная выработка и общественный контроль соблюдения технических регламентов и стандартов).
Рассмотрим общую систему мер, направленную на модернизацию экономики и решение задач, связанных с повышением эффективности малого и среднего бизнеса. (Отметим, что крупный бизнес, как и элиты, здесь рассматриваются косвенно в силу заданности их модели поведения.)
Описываемые меры имеют безусловно нормативный характер, исходя из поставленных выше задач. Соответственно указываемые приоритеты следуют из концепции позитивной реинтеграции и основываются на пяти базовых принципах.
Субъект | Приоритеты | Инструменты | Стимулы |
Малый и средний бизнес | • увеличение числа | • снижение издержек регистрации фирмы• снижение издержек на | • ослабление криминального давления• доступ к кредитному ресурсу• подключение к закупкам |
Бюрократия | • налаживание обратной связи• улучшение управляемости системой• исключение ухудшающего отбора в бюрократии | • мониторинг• стандарты и административные регламенты• оценка регулирующего | • появляется карта возможных изменений, ротаций и т.д.• усиливается конкуренция |
Общественные институты | • развитие механизмов включения в принятие | • общества взаимного | • получение возможностей |
Основными средствами применения указанного инструментария для решения задачи совершенствования институциональной среды МСБ выступают:
• нормативные акты, определяющие параметры благоприятной среды, то есть различные регуляции, а также стандарты административных услуг;
• процедуры их разработки, предполагающие участие НКО и бизнес-ассоциаций;
• НКО, осуществляющие совместно с органами власти разработку стандартов административных услуг, контроль действий местных органов власти и управления в сфере предоставления административных услуг;
• бизнес-ассоциации, осуществляющие саморегулирование в различных секторах экономики, включая разработку и контроль исполнения (само)регуляций;
• действия правительства в области информационного обеспечения выполнения плана действий;
• меры по организационному и кадровому обеспечению выполнения плана действий;
• институциональный инноватор — специализированный
Think and Act Tank, способный объединять и курировать
процесс разработки новых правил и процедур, осуществлять
мониторинг и инфорсмент.
Перечисленные средства дополняют друг друга: отсутствие одного из них делает решение общей задачи крайне затруднительным или вообще невозможным.
Выше уже отмечалось, что вполне совершенные нормативные акты, лишенные адекватных и эффективных механизмов принуждения их к исполнению, сами по себе не создают требуемую институциональную среду.
Создание НКО и бизнес-ассоциаций, обладающих ресурсными (в том числе экспертными) возможностями и адекватной переговорной силой, мотивированных на осуществление действий по улучшению нормативно-правовой базы хозяйствования, как раз и означает формирование эффективного механизма принуждения к исполнению (инфорсмента) формируемых правил, благоприятных для развития МСБ.
При построении карты возможных мер мы руководствуемся следующими принципами их разработки и внедрения.
• Разумный горизонт моделирования. Невозможно составить сколько-нибудь точный прогноз развития основных социально-экономических показателей на долгосрочный период, особенно если система данных показателей находится в центре трансформации. Поэтому важно понимание не конкретного значения того или иного показателя в определенный момент, а направление и логика его развития, переломные точки.
• Из этого следует принцип этапности внедрения трансформационных мер, причем границей этапа является не конкретный контекстно-временной ограничитель, а совокупность институциональных факторов, позволяющих перейти к следующему шагу.
• Там, где это возможно, необходимо проводить пилотное введение мер, отслеживать и корректировать систему, доби-ваться (в том числе благодаря разработке компенсационных мер) адекватного уровня принятия (или, по крайней мере, не препятствования) трансформации.
Таким образом цепочка действий может быть такой: разработка — пилот — оценка — корректировка — общий запуск — мониторинг — корректировка — ...
При этом необходимо отличать и выделять такие типы трансформаций, для которых введение пилотного режима абсолютно неприемлемо. В силу специфики трансформационной меры он может сформировать определенные ожидания у индивидов и соответственную модель поведения, которую будет чрезвычайно сложно корректировать даже с помощью инфорсмента и компенсационных сделок.
Речь идет о реформах, предполагающих ухудшение положения одной из групп (при соответствующей компенсации), но вероятность реализации которой напрямую зависит от одновременности и всеобщности ее введения (например, система трансформации контрольно-ревизионного аппарата со стороны государства).
Решающим фактором, определяющим готовность того или иного сектора экономики к формированию в нем благоприятной и адаптивной институциональной среды, является высокий уровень конкуренции.
• Если наблюдаемый уровень конкуренции высок, это означает, что в данном секторе не действуют негативные практики конкуренции, свойственные постсоветским экономикам (или используются редко, в ослабленной форме), которые обусловливают низкое качество институциональной среды.
• Высокий уровень конкуренции означает, что в отрасли (на рынке) действует значительное число фирм, которые не могут не различаться качеством производимой ими продукции.
• Высокий уровень конкуренции означает также, что в секторе низки или отсутствуют входные барьеры, что платежеспособный спрос на соответствующую продукцию дает возможность действовать на рынке растущему числу фирм.
Вместе с тем, это не означает, что институциональная среда, в которой идут конкурентные процессы, идеальна или близка к таковой. Это лишь показывает, что, несмотря на невысокое качество среды, стимулы производителей, возникающие здесь, по-зволяют действовать вопреки существующим административным барьерам, преодолевать их, не прибегая к методам, фактически ликвидирующим конкуренцию.
Это создает объективные основания для возникновения таких бизнес-ассоциаций, которые в состоянии стать как полноценными участниками процессов формирования и контроля нормативных актов, так и субъектами разработки и принуждения к исполнению (само)регуляций. Все это возможно при условии установления центральной властью норм и правил создания и функционирования саморегулирующей организации, обеспечивающих ее достаточную ресурсную базу и высокую переговорную силу (2).
Следует отметить, что для предотвращения выстраивания барьеров для входа на рынки со стороны уже действующих на них бизнесов (через саморегулируемые ассоциации) важно наличие нескольких таких ассоциаций, объединяющих участников с разными стандартами качества продукции (и соответственно с разными ценами на нее).
Для секторов, в которых осуществляется предоставление гражданам административных услуг, можно предложить два критерия, свидетельствующих о готовности местного сообщества к разработке и контролю исполнения соответствующих стандартов услуг, повышающих эффективность работы чиновников:
• значительное (выше среднего по стране) число НКО, среди которых есть и правозащитные организации;
• высокий уровень активности НКО, проявляющийся во всех сферах их деятельности.
Выполнение обоих критериев говорит о том, что:
• местное сообщество имеет достаточно структуризованный, не аморфный характер;
• в составе НКО есть и организации, занятые исключительно «самообслуживанием», и те, которые предлагают гражданам специфические потребительские блага, не предоставляемые ни фирмами (рынком), ни государством.
Вероятно, привлечение таких НКО к процессам выработки стандартов административных услуг позволит добиться позитивных и «внятных» результатов.
Напротив, попытки организовать выработку стандартов административных услуг в регионах, где НКО представлены «единичными экземплярами» и тем более в сфере совместного потребления различных благ, могут дискредитировать идею. Здесь велика вероятность включения НКО со слабым (или просто отсутствующим) экспертным потенциалом, лжеНКО, неадекватных граждан. Так что фактически требуемые стандарты будут формироваться исключительно органами власти.
Мы выделяем три основных уровня трансформации: условно первый, второй и третий шаги. Критерием для соотнесения той или иной меры с тем или иным шагом служат следующие параметры системы.
• Сложность взаимодействия. Чем оно сложнее, тем больше обеспечивающих мер и процедур должно быть создано, больше групп вовлечено в процесс, следовательно, тем больше объем компенсационных сделок. Соответственно такая мера должна быть отнесена к более дальнему шагу.
• Потребность в коллективном действии. Коллективное действие само по себе является достаточно сложной процедурой, требующей, по меньшей мере, достаточной мотивации ее участников. Если готовность к коллективным действиям низкая, то на первом шаге должны создаваться предпосылки для появления заинтересованности, а уже на следующем — вводиться меры, предполагающие коллективное действие.
• Вероятность оппортунистического поведения. Процедуры, требующие коллективного участия, как правило, создают у части участников стимулы к оппортунистическому поведению, когда краткосрочные выгоды некоалиционного поведения превышают средне- и долгосрочные выгоды выполнения правил. Чем выше вероятность оппортунистического поведения, тем более сложный комплекс мер должен быть разработан и внедрен и, следовательно, тем на более позднем шаге он должен вводиться.
Вероятность сопротивления, то есть возникновения ситуации, когда при введении меры явным образом ущемляют-ся интересы той или иной группы, которая может и готова их отстаивать. Чем выше подобная вероятность, тем больше времени требуется на разработку, тестирование и внедрение меры.
Карта трансформационных мер представляет собой совокупную последовательность шагов по модернизации трех линий взаимодействия: (1) МСБ — бюрократия; (2) бюрократия — общество; (3) общество — МСБ.
Таким образом, предполагается, что шаги по каждой линии раскладываются в последовательности, определяемой логикой их реализации, и соотносятся с (а) условной временной шкалой, описанной выше (первый, второй, третий шаг), и (б) шагами по реализации «соседних» линий.
Если первая линейка дает представление об общем горизонте и последовательности реализации мер, то вторая позволяет выделить те точки развития, дальнейшее движение после которых возможно, только если выполняется ряд дополнительных условий, не относящихся к данной линии взаимодействия.
1. Заметим, что друг для друга модели поведения элиты и крупного бизнеса отнюдь не являются заданными извне, напротив, их связь и взаимовлияние чрезвычайно высоки.
2. Низкий уровень (или отсутствие) конкуренции свидетельствует о том, что в секторе действует малое число игроков и это число не может увеличиться. Следовательно, создание в таком секторе СРО означает официальное «закрепление» закрытости и неконкурентности рынка.