На этой неделе одним из главных событий международного масштаба для Испании стала встреча главы правительства Хосе Марии Аснара с канцлером Германии Герхардом Шредером. На встрече Шредер высказался в пользу предложения о распределении власти, выдвинутого в проекте Европейской Конституции, тогда как Аснар остался сторонником модели, оговоренной на Совете Европы в Ницце, пишет агентство EFE. Канцлер доказывал разумность системы голосования в Совете Европы, предложенной в проекте Конституции и утверждал, что если кто-то хочет снова открыть дискуссию по этому вопросу, он должен гарантировать, что добьется лучшего результата. Со своей стороны глава испанского правительства напомнил, что единственная реально зафиксированная договоренность между 25 европейскими странами была заключена в Ницце, а потому как раз сторонники ее изменения и должны объяснить свои мотивы.
Тем не менее, как пишет El Mundo, «и немецкий, и испанский лидеры стремились приуменьшить значение недавнего спора о средствах, которые получает Испания, и о принятии Пакта о Стабильности». Шредер высказал уверенность, что в скором времени все противоречия удастся преодолеть. В этом смысле он возложил большие надежды на межправительственную встречу. Аснар проявил солидарность с немецким лидером и сказал, что надеется на «серьезное и честное» разрешение противоречий. Он также заявил, что вопрос о распределении полномочий v единственный камень преткновения между двумя странами и что «испано-германские отношения лучше, чем кажутся». В выступлении перед журналистами глава испанского правительства назвал разговор с Шредером «доброй встречей старых друзей, которые иногда спорят и придерживаются разных точек зрения», но всегда поддерживают «атмосферу искренней симпатии». Аснар также в шутку выразил надежду, что после предстоящего ухода из правительства никто не будет продолжать заговаривать с ним о его «тяжелых отношениях» с Шредером. В тон ему канцлер произнес: «Надеюсь, это не из-за наших «тяжелых отношений Вы уходите».
В своем выступлении на двусторонней встрече Аснар подчеркнул необходимость «уважать правила», утвержденные в европейском Пакте о Стабильности и пожелал немецкой экономике «скорейшего восстановления» на благо всей Европы. Он также поддержал предложенный Шредером блок реформ «Agenda 2010»: «Нам необходимо, чтобы немцы предприняли экономические реформы и с помощью своего политического реализма способствовали тому, чтобы континент не остался позади». Аснар одобрил согласие Шредера с Пактом о стабильности, особенно в условиях «трудностей», которые переживает Германия. Упомянув важность реформ и рыночной интеграции в восстановлении и развитии европейской экономики, Аснар также предложил обсудить на ближайшем заседании Совета Европы проблемы с поставками электроэнергии, вызвавшие недавнее отключение электричества в Италии. Помимо этого, глава испанской исполнительной власти потребовал устранения препятствий, мешающих обновлению линий электропроводов и использованию ядерной энергии.
Стороны также обсудили вопрос об обеспечении безопасности в Европе. Шредер высказался в пользу необходимости создать «собственно европейские силы по образцу НАТО». Аснар с этим в принципе согласился, указав, что эта организация не должна стать соперницей Атлантического Альянса, а, напротив, сотрудничать с ним. По проблемам Ирака обе стороны высказали готовность «смотреть в будущее, а не в прошлое», дабы сотрудничать, стремясь к восстановлению местной власти и упрочению порядка в регионе.
Помимо подготовки к межправительственной встрече и обсуждения насущных вопросов, лидеры двух стран посмотрели футбольный матч. Аснар передал поздравления и подарок матери Шредера, которой в тот день исполнилось 90. После двусторонней встречи Аснар принял участие в открытии нового здания испанского посольства в Берлине, после чего вернулся на родину.
El Mundo и ABC публикуют материал о реформе Закона о праве на жительство. В ходе голосования в нижней палате парламента за реформу высказались 254 депутата, против v 14; 12 воздержались. Такая расстановка сил стала возможна благодаря тому, что сторонниками преобразований оказались 2 самые крупные парламентские партии v Народная (НП) и Социалистическая (ИСРП); к ним также примкнула КК (Канарская коалиция). Все предложения о внесении поправок были отклонены, и проект был передан для окончательного принятия в верхнюю палату, где «за» высказалось 95% депутатов. Комментируя реформу, министр внутренних дел Аксебес подчеркнул, что она преследует две основные цели: облегчить законную иммиграцию и твердо и категорично пресечь нелегальную. «С начала года на родину были возвращены 70000 иностранцев, незаконно находившихся в Испании», v сообщил министр.
Социалист Консуэло Руми и «народник» Анхелес Муньос высказали удовлетворение достигнутым согласием и тем, что политика в отношении иммиграции преодолела, наконец, препятствие, которое представляла собой межпартийная конфронтация. Тем не менее, Руми подчеркнул, что согласие, достигнутое двумя партиями, ограничено исключительно данной реформой и что социалисты не отзывают своего обращения в Конституционный Суд на тему отдельных глав Закона: «-наше критическое отношение к политике правительства по отношению к иммиграции остается неизменным. Закон необходим, но не достаточен. Две основные задачи: регулировать поток иммигрантов и стремиться к интеграции», v резюмировал Руми. Надо заметить, что декларации власти и оппозиции вполне совпадают.
Представитель КК Луис Мардонес назвал изменения, предложенные в проекте, «глубокими» и «разумными». КиС (Конвергенция и Союз) одобрила реформу v как снижающую остроту проблемы нелегальной иммиграции, но указала на то, что она не дает никаких полномочий местным властям. Остальные партии v Смешанная группа, БНП (Баскская национальная партия) и ОЛС (Объединенные левые силы) v проголосовали против, считая, что реформа не дает ответа на вопрос, что делать с 60000 нелегальных иммигрантов, которые уже сейчас живут и работают в Испании. Так, Фелипе Алкарас (ОЛС) раскритиковал социалистов, примкнувших к «репрессивной политике НП», которая «превращает нелегального иммигранта в человека-невидимку».
В проекте предлагаются как меры по упрощению бюрократических процедур, необходимых для получения визы (тем самым достигается первая цель Аксебеса), так и санкции по борьбе с нелегальной иммиграцией: отмена пятилетнего срока, по истечении которого иммигрант считался «укоренившимся»; требование, чтобы транспортные компании передавали полиции информацию о пассажирах и о купленных и не использованных обратных билетах; упрощение доступа к данным о населении (так достигается вторая цель Аксебеса). Также предлагается создать орган по борьбе с расизмом и ксенофобией, составить свод прав и обязанностей иностранца, находящегося на территории Испании и запретить прием на работу нелегальных иммигрантов.
В четверг на заседании нижней палаты парламента Испании была принята новая версия посвященного социальным вопросам Пакта Толедо (228 голосов «за» при 6 «против» и 5 воздержавшихся), пишет Cinco dias. Документ включает 22 положения, из которых 14 заменяют соответствующие пункты прежней версии документа (1995 г.), а остальные 8 затрагивают не поднимавшиеся в ней вопросы: защиту прав женщины, иммиграцию и некоторые другие. Глава Временной Комиссии по разработке Пакта Хесус Мерино выступил с речью, в которой «с чувством выполненного долга» рассказал о будущем повышении пенсий и о том, что отдельные возражения, высказанные по поводу документа, «не омрачают картины общего согласия». 22 положения Пакта намечают «правильный путь» к достижению настоящей жизнеспособности системы общественного обеспечения. Томас Бургос, представитель НП в Комиссии, обратил внимание на «существенные достижения», которых удалось добиться благодаря Пакту 1995 года и подчеркнул роль правящей партии в этих успехах. По его мнению, депутаты, не поддержавшие принятие документа, «демонстрируют собственную слабость», а само голосование оказалось «проверкой на отсутствие гибкости и на маргинальность». По словам «народника», Пакт Толедо должен был стать результатом «всеобщего согласия».
Обращаясь к той же теме, El Mundo отмечает существенный факт: во время голосования в зале не было трети депутатов, в том числе таких известных фигур, как Рахой, Сапатеро и Саплан. В статье указываются некоторые подробности содержания Пакта: ежегодная переоценка пенсий; создание Резервного фонда, в который поступают излишки средств, выделенных на общественные нужды; упрощение системы социального обеспечения; борьба с мошенничеством; повышение государственных пособий вдовам и сиротам. В ходе обсуждения 8 различных партий выдвинули 11 предложений об изменении документа, но все они были отклонены. Среди этих отклоненных поправок выделяется идея ИСРП распространить право на пособие сиротам и вдовам на все супружеские пары независимо от их сексуальной ориентации. Остальные выступления в основном сводились к жалобам на недостаточную роль автономий в системе социального обеспечения. El Mundo публикует также высказывания представителей различных партий по поводу принятого документа. Мнения варьируются от абсолютного принятия и одобрения (НП, ИСРП) до полного несогласия (Национальный блок Галисии). Представитель последней партии (кстати, именно она и проголосовала против Пакта) заявил, что средств на предлагаемое повышение пенсий и социальных дотаций просто нет. Остальные же мнения располагаются где-то между этими полюсами и строятся по одинаковой схеме: «Хорошо, что- Но-». Заполнение и первой, и второй части более или менее стандартно v это, соответственно, радость по поводу достигнутого согласия и недовольство игнорированием интересов отдельных регионов.
EFE описывает выступление министра внутренних дел Испании Анхеля Аксебеса на праздновании Дня Испанской Полиции в Бенидорме. Разумеется, речь шла о выдающихся успехах сил правопорядка в борьбе с преступностью и, главным образом, с терроризмом. «Государство нанесло терроризму удар - со всей твердостью» v заявил министр. Надо отметить, что под «терроризмом» здесь подразумевается деятельность баскской националистической организации ЭТА. Именно к ней относится следующее высказывание Аксебеса: «Мы переживаем решающий момент, поскольку террористической группе нанесен существенный урон, чем мы, безусловно, обязаны эффективности работы служб безопасности по задержанию глав организации, разрушению части ее инфраструктуры и конфискации оружия, взрывчатых веществ и документов». Министр высказал надежду, что «с помощью сохранения эффективности работы полиции и следствия, а также благодаря тесному международному сотрудничеству, мы разгромим терроризм и накажем виновных». Аксебес вспомнил двух агентов национальной полиции, убитых участниками ЭТА в Наварре 20 мая этого года, заявив, что «их жертва не была напрасной, и благодаря ей общество стало более защищенным и свободным».
Говоря о борьбе с преступностью, оратор отметил, что «произошел перелом в тенденции к росту уровня преступности, и он [уровень] упал», хотя и признал, что «работы все еще много». В связи с этим Аксебес упомянул о вступившей в силу в эту среду реформе Уголовного Кодекса, призванной способствовать дальнейшему снижению числа правонарушений. В условиях глобализации министр назвал своей главной задачей борьбу с «организованной преступностью и терроризмом» и высказал готовность «снабжать следствие деньгами и новейшим оборудованием и не скупиться на модернизацию полиции». Эти меры действительно требуют больших средств, что объясняет желание в 2004 году увеличить сумму, выделяемую на внутренние дела государства, на 8.5%. «С появлением новых форм преступности, в основном v международной, полиция превратилась в абсолютно необходимый инструмент борьбы с правонарушителями», v заключил министр.
В ходе мероприятия представители правоохранительных органов Мавритании, Болгарии, Франции, Румынии, Колумбии и Коста-Рики получили ордена, а представитель правительства в Валенсии, Хуан Котино, был награжден золотой медалью за годы, в течение которых он возглавлял полицию Испании.