![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Как известно, на прошлой неделе Международный олимпийский комитет подвел итог борьбы трех городов – Сочи, Зальцбурга и Пьончонга (Пхенчхана) за право принимать у себя Зимние Олимпийские игры 2014 года. Судя по данным опроса, знают о том, что МОК уже выбрал столицу Олимпиады, 75% респондентов, что-то слышали об этом 14%. При этом абсолютное большинство участников опроса – 85% – правильно назвали город, который будет принимать Игры 2014 года (затруднились ответить на вопрос только 4%).
Почти половина участников опроса (46%) утверждают, что приняли близко к сердцу решение провести Зимнюю Олимпиаду в Сочи, "испытали сильные эмоции" по этому поводу; почти такая же доля респондентов отнеслись к известию о победе Сочи спокойно, "без особых эмоций" (42%). При этом любопытно, что молодые участники опроса (в возрасте 18–35 лет) восприняли вынесенный МОК вердикт более эмоционально, чем пожилые (старше 54 лет): среди первых о своей бурной реакции сообщили 51%, среди вторых – только 40%; доли воспринявших решение МОК спокойно в этих группах составили соответственно 40% и 46%.
В целом, как показывают ответы на открытый вопрос "Скажите, пожалуйста, какие мысли, чувства возникли у Вас, когда Вы услышали, что местом проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года был выбран город Сочи?", большинство респондентов при известии об избрании Сочи столицей Зимней Олимпиады испытали позитивные эмоции. Так, 36% опрошенных, по их словам, пережили радость, восторг, восхищение или во всяком случае чувство удовлетворения; 21% сказали, что ощутили гордость за страну. Некоторые респонденты рассуждали о позитивных последствиях избрания Сочи столицей Зимней Олимпиады: говорили, что это хорошо для развития Краснодарского края (3%), что в результате увеличится приток инвестиций в Россию и улучшится жизнь людей в целом (2%), что это повысит авторитет нашей страны в мире (4%) и стимулирует развитие российского спорта (1%).
Решение МОК обрадовало многих респондентов, но все же не всех. Некоторые, отвечая на вопрос о мыслях и чувствах по поводу этого события, отметили, что проведение Зимней Олимпиады потребует слишком серьезных финансовых вливаний, в то время как в стране достаточно других требующих решения проблем (3%); некоторые обеспокоены тем, что теперь Сочи станет слишком дорогим городом и простым людям будет не по карману съездить туда отдохнуть (1%); кто-то опасается усиления отмывания денег и роста коррупции, которые будут сопровождать подготовку к этому спортивному празднику (1%). Некоторые просто говорили, что, узнав о решении МОК, испытали досаду, огорчение и т. д., не поясняя причин такой своей реакции (1%).
Почему МОК выбрал местом проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года именно Сочи? Соответствующий вопрос был задан участникам опроса в открытой форме. Часть опрошенных считают, что чаша весов склонилась в пользу Сочи в силу объективной привлекательности этого города, наличия в нем всех необходимых для Зимней Олимпиады условий ("в горах свой снег – не надо завозить, как в других странах"; "есть все необходимое"; "по всем параметрам прошел, красивый город"; "развитая инфраструктура" – 27%). Часть респондентов склонны думать, что на решение МОК повлияли грамотный менеджмент и пиар: выделение под проект большого объема средств (4%); проведенная подготовительная работа и успешная презентация в Гватемале ("это заслуга тех кто готовился к представлению Сочи" – 7%); многие считают победу Сочи личной заслугой Путина ("победа Сочи – победа президента"; "Путин очаровал всех членов МОК" – 13%). Некоторые полагают, что предпочтение было отдано Сочи в силу возросшего авторитета России и интереса к ней в мире ("мы их задавили авторитетом"; "рейтинг страны высокий"; "Россия стала более интересна мировому сообществу – всем интересно посмотреть, что это за Россия" – 4%). Правда, изредка встречались мотивировки совсем иного рода: решение МОК объясняли подкупом и закулисными махинациями ("за взятки"; "МОК – коррумпирован" – 2%).
Елена Вовк
Центральная избирательная комиссия давно перестала быть только технической инстанцией, необходимой для организации процедуры выборов и подсчета голосов, и стала заметным участником политического процесса в России. Поэтому накануне старта предвыборной гонки интересно выяснить, какова репутация ЦИК и ее руководителя в массовом сознании.
Информации о Центризбиркоме за последнее время было немного – во всяком случае, лишь 12% опрошенных заявили, что им встречалась в СМИ такая информация. Удовлетворительные оценки работы ЦИК преобладают: 37% – против 17% неудовлетворительных, причем информированные респонденты значительно чаще остальных оценивают работу этой структуры как удовлетворительную (66%). Но в целом отношение к Избиркому за последние месяцы существенных изменений не претерпело – по сравнению с данными мартовского опроса колебания долей позитивных и негативных суждений не вышли за пределы статистической погрешности.
Однако сегодня не менее важной, чем оценка качества работы Центризбиркома, является репутация этой организации в глазах российских граждан. Опрос показал, что каждый третий россиянин уверен: ЦИК в своей деятельности руководствуется исключительно соображениями закона и ничем иным. В полтора раза реже (23%) респонденты соглашались с утверждением, что, помимо закона, на работу Избиркома влияют и другие факторы (еще 45% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос).
Тем, кто считает, что ЦИК в своей деятельности руководствуется "не только законом", был задан открытый вопрос: "Чем, помимо закона, какими соображениями, обстоятельствами руководствуется Центризбирком в своей деятельности?"
Треть респондентов данной группы (7% по выборке) затруднились ответить, а полученные содержательные высказывания можно условно разделить на три группы.
В одной группе содержатся утверждения, что ЦИК является объектом манипуляции: "что верхи хотят, то холопы делают"; "пляшут под дудку руководящих в данное время"; "мнение президента может повлиять, хоть он и должен быть независимым"; "твердого своего ничего нет, куда власть повернет, туда и они"; "как надо Кремлю, так и делают" (3%); "политическими интересами отдельных групп" (1%); "клановая система, кумовство работает" (1%).
Другая группа суждений сводится к тому, что у ЦИК есть какие-то свои внутренние интересы. К типичным высказываниям респондентов этой группы можно отнести, например, такие: "свои интересы решает Избирком"; "личные амбиции, интересы"; "не верю работе Избиркома – работа на себя" (2%); "свою линию гнет"; "своими соображениями"; "есть свои подоплеки" (1%); "может, личные симпатии, может, что-то еще, не знаю"; "иногда эмоциями" (1%).
Ну и, наконец, третью группу составили суждения респондентов, считающих, что ЦИК в своей деятельности руководствуется корыстными мотивами: "подкуп процветает"; "бабки собирают"; "финансовая коррупция" (5%).
Нынешний руководитель Центризбиркома пока мало известен россиянам: лишь 4% опрошенных смогли правильно назвать фамилию нового председателя ЦИК В. Чурова, и только 5% респондентов имеют какое-то "выраженное" отношение к этому человеку (4% – положительное, 1% – отрицательное). Даже среди тех, кто в последние месяцы что-то читал или слышал о Центризбиркоме, лишь 18% определились со своим отношением к В. Чурову: 12% отзываются о нем хорошо, 6% – плохо.
Петр Бавин
Большинство россиян (59%) ничего не знают о Михаиле Барщевском – адвокате, который в последнее время заявил о себе как политик. Чаще он известен людям с высшим образованием, москвичам, лицам с относительно высокими доходами, интернет-пользователям. Представители этих групп высказываются по поводу М. Барщевского более определенно, чем россияне в среднем. Хорошо относятся к М. Барщевскому 12% наших сограждан, плохо – 4% (среди лиц с высшим образованием – 20% и 9%, среди москвичей – 17% и 12% соответственно). Пятая часть респондентов (20%) характеризуют свое отношение к лидеру новой партии "Гражданская сила" как безразличное (среди лиц с высшим образованием – 32%, среди относительно высокодоходных граждан – 25%); затруднились с ответом – 5%.
Тем, кто что-то знает о М. Барщевском, задали открытый вопрос, каковы, по их мнению, его политические взгляды, какие идеи он отстаивает. Ответ смогли дать 6% опрошенных; положительных и отрицательных суждений было высказано примерно поровну. Авторы позитивных высказываний называли этого политика сторонником социальной справедливости ("душой болеет за Россию"; "хочет помочь людям нормально жить"); говорили о его демократических взглядах ("демократ"; "правовое государство, защищать права людей"). Кто-то отмечал, что знает М. Барщевского как юриста, адвоката, а не как политика ("он мне нравится как юрист, очень грамотный"; "не знала, что он политик").
Респонденты, негативно характеризовавшие М. Барщевского, говорили, что он преследует корыстные цели; защищает интересы богатых ("для себя старается"; "он защищает тех, кто обеспечен"); что у него нет никаких идейных ценностей ("он ассоциируется с Жириновским – больше слов, чем дел"; "демагог"); выражали общее отрицательное отношение к М. Барщевскому, критиковали его взгляды ("антигосударственные"; "не стремится, чтобы Россия поднялась").
Всем респондентам был задан вопрос о том какова, по их мнению, позиция М. Барщевского по отношению к официальной власти и президенту России. Три четверти (75%) опрошенных затруднились определить его позицию. Примерно каждый седьмой (14%) считает, что М. Барщевский поддерживает политику президента; убеждены, что он находится в оппозиции к В. Путину, 11%.
Сообщения о М. Барщевском в СМИ встречали за последнее время только 11% опрошенных. Тех, кому информация об этом политике в СМИ встречалась, спросили, что именно, какую информацию о нем они видели или слышали. Чаще всего респонденты упоминали телепередачу "К барьеру" ("на передаче, которую ведет Соловьев" – 3%). Некоторые обратили внимание на его выступления по поводу создания партии "Гражданская сила" ("об образовании его партии"); другие упоминали М. Барщевского как участника передачи "Что? Где? Когда?" (по 1%). Еще 1% опрошенных не могли вспомнить, в какой передаче и по какому поводу появлялся этот политик, но сказали, что он нередко выступает и по радио, и в телепередачах ("интервью по радио"; "мелькает часто по телевидению").
Партия "Гражданская сила", лидером которой является М. Барщевский, известна лишь 4% наших сограждан (среди лиц с высшим образованием – 9%); ещё 11% что-то слышали о ней. Остальные респонденты узнали об этой партии от интервьюера. Не удивительно, что большинство россиян (64%) исключают для себя возможность голосования за "Гражданскую силу", а допускают – лишь 6% (затруднились определить свою позицию по этому вопросу треть опрошенных – 31%).
Светлана Климова
Здоровье, как известно, не купишь, однако за медицинские услуги приходится платить. 42% респондентов в ответ на предложенный им вопрос заявили, что за прошедший год им приходилось платить за медицинскую помощь. Причем речь шла о расходах в лечебных учреждениях, а не о тратах на медицинские приборы и лекарства.
Тех, кто оплачивал услуги врачей в последний год, спросили, как именно они платили – официально, через кассу, или неофициально. Первую позицию (только или чаще официально) выбрали 31% от числа всех опрошенных по выборке, вторую (только или чаще неофициально) – 11%. Официальные платежи чаще прочих осуществляли люди с высшим образованием (43%), относительно высокими доходами (41%) и жители мегаполисов (44%).
Тем, кто официально платил за медицинские услуги, был задан открытый вопрос о том, какие именно траты имели место. В ответах чаще всего упоминались денежные расходы на анализы, обследования ("рентген, флюорография"; "анализы на гормоны"; "прохождение УЗИ" – 17% опрошенных), а также на лечение у стоматолога ("стоматолог детский"; "к зубному врачу ходил" – 13%) и "услуги врачей-специалистов" (6%). О каждом из других видов официальной платы за медицинские услуги упоминали не более 1-2% респондентов.
Тем, кто платил медикам неофициально, был задан аналогичный открытый вопрос. Чаще всего эти респонденты говорили о приеме у врача-специалиста (4%), лечении у стоматолога и проведении анализов ("ЭКГ"; "обследование"; "УЗИ") по – 3%.
Большинство респондентов, плативших за медицинские услуги (34% по выборке), делали это в государственных учреждениях, 11% – в негосударственных, 1% – в ведомственных.
Интересны мотивы, по которым респонденты готовы платить за оказываемые им услуги врачей. Только пятая часть плативших за врачебную помощь (8% по выборке) говорят, что делали это лишь в тех случаях, когда такую помощь нельзя было получить бесплатно. А 30% отдали предпочтение платным услугам из-за их более высокого качества или по другим причинам (18% поступали так часто, 12% – редко).
Респондентов попросили указать примерную сумму, потраченную ими на медицинские услуги за последний год. 18% опрошенных назвали сумму, составляющую не более 2000 рублей, 10% – сумму от 2000 до 5000 рублей, 12% – свыше 5000 рублей. При этом большинство плативших за медицинскую помощь (30%) сказали, что потраченная ими сумма является существенной для их бюджета, 11% – что несущественной.
Марина Иванова