Институт демографии Государственный университет Высшая школа экономики | ||
![]() | ![]() | ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ |
101000, Москва, Покровский бульвар, д. 11; Факс (495) 628-7931 |
Исследование числа евреев, имеющих корни в бывшем Советском Союзе, и определение их распределения по странам мира естественно начать с рассмотрения массовой еврейской эмиграции из СССР в 1970-е годы и исхода евреев с постсоветского пространства в 1990-е. Таким образом, мы получим количественное представление о миграциях, которые привели к тому, что подавляющая часть постсоветских евреев сегодня оказалась за пределами бывшего СССР. Анализ проблем, вызвавших это переселение, остается за пределами нашего исследования, имеющего четкую статистико-демографическую задачу.
Массовая еврейская эмиграция из СССР началась в 1971 году. Ныне известны документы, включая материалы самого высшего эшелона властных структур, которые в определенной мере раскрывают механизм принятия и осуществления необычного решения о частичном открытии границ для данной этнической группы [1]. Советское руководство явно ошиблось, считая, что эмиграция не примет массового характера. Если в 1970 году по израильским визам из СССР выехала всего одна тысяча человек, то в 1971 году — уже около 13 тысяч, в 1972 — более 31 тысячи, а в 1973 году — свыше 34 тысяч человек. После этого число разрешений на выезд снизилось, и в 1974 году СССР покинули менее 21 тысячи евреев и членов их семей. В 1975-1977 годы ежегодно выезжало еще меньше — от 13 до 16 тысяч человек. В следующие три года наблюдался новый рост, и в 1979 году был отмечен пик еврейской эмиграции 1970-х: более 51 тысячи выехавших. Затем на эту эмиграцию были вновь наложены жесткие ограничения. В результате в целом за 1982-1986 годы из СССР выехало менее 7 тысяч евреев и членов их семей. В начале периода «перестройки» число разрешений на эмиграцию вновь возросло, и в 1987 году из СССР выехало более 8 тысяч, а 1988 году — 19 тысяч человек. В целом за 1970-1988 годы примерно 291 тысяча евреев и членов их семей покинули СССР (табл. 1) [2].
Год | Всего | В том числе в: | |
Израиль | США* | ||
1970-1978 | 174 | 132 | 42 |
1979-1988 | 117 | 33 | 84 |
В этот период еврейская эмиграция допускалась только по израильским визам и в первой половине 1970-х лишь 7,5% от общего числа выехавших из СССР по таким визам направились в другие страны, кроме Израиля. Однако уже в 1976-1977 годах около половины еврейских эмигрантов, выезжая из СССР, меняли свое направление. При этом они попадали в основном в США, где в условиях холодной войны действовала специальная программа по их приему, по которой советские евреи и члены их семей могли получить статус беженцев. В 1979 году две трети всех эмигрантов не прибыли в Израиль, куда они первоначально получили визы. В целом за десятилетие 1979-1988 гг. этот показатель составил 72% (см. рис. 1).
Подавляющая часть тех евреев и членов их семей, кто в 1976-1988 годах эмигрировал из Российской Федерации и Украины, направились в США (см. табл. 2). В 1970-х и 1980-х. доля жителей Украины во всей еврейской эмиграции за пределы СССР была наибольшей (37%), а удельный вес Российской Федерации был заметно меньшим 17%).
Страна прибытия и период (годы) | Страна выбытия | |
Российская Федерация | Украина | |
Израиль | ||
1970-1975* | 11,8 | 34,9 |
1976-1988 | 9,8 | 12,8 |
США | ||
1976-1988** | 28,8 | 59,0 |
Начиная с 1989 года, массовая эмиграция достигла таких масштабов, что стала играть первостепенную роль в сокращении численности евреев в Российской Федерации. В большинстве других постсоветских государств падение численности евреев вследствие эмиграции было еще более быстрым. В целом темп этого исхода оказался даже выше, чем тот, что был у массовой эмиграции евреев из Российской Империи на рубеже XIX и ХХ веков [3]. По нашей оценке, за 1989-2006 годы около 1,6 млн. евреев вместе со своими родственниками-неевреями покинули бывшее советское пространство (см. табл. 3). Это число в 5,5 раза превышает общее количество таких эмигрантов в предшествующий более длительный период 1970-1988 годов. Из общего количества выехавших в 1989-2006 годы около 979 тысяч человек (61%) направились в Израиль. Однако не все они обосновались там. Так, по данным официальной израильской статистики, к 2003 году число тех из них, кто прибыл начиная с 1990 года, а затем покинул Израиль на срок более одного года и не вернулся, составило 58,4 тысячи человек (около 6%) [4]. Число евреев и членов их семей, переселившихся в 1989-2006 годах из бывшего СССР в США, может быть оценено примерно в 325 тысяч [включая тех, кто не получил поддержку со стороны Общества помощи еврейским иммигрантам (HIAS)]. Количество мигрировавших за этот период в Германию достигло почти 220 тысяч.
Год | Всего | В том числе в: | ||
Израиль | США* | Германию | ||
1989 | 72 | 12,9 | 56** | 0,6 |
1990 | 205 | 185,2 | 6,5** | 8,5 |
1991 | 195 | 147,8 | 35,2 | 8,0 |
1992 | 123 | 65,1 | 45,9 | 4,0 |
1993 | 127 | 66,1 | 35,9 | 16,6 |
1994 | 116 | 68,1 | 32,9 | 8,8 |
1995 | 114 | 64,8 | 21,7 | 15,2 |
1996 | 106 | 59,0 | 19,5 | 16,0 |
1997 | 99 | 54,6 | 14,5 | 19,4 |
1998 | 83 | 46,0 | 7,4 | 17,8 |
1999 | 99 | 66,8 | 6,3 | 18,2 |
2000 | 79 | 50,8 | 5,9 | 16,5 |
2001 | 60 | 33,6 | 4,1 | 16,7 |
2002 | 44 | 18,5 | 2,5 | 19,3 |
2003 | 32 | 12,4 | 1,6 | 15,4 |
2004 | 25 | 10,1 | 1,1 | 11,2 |
2005 | 18 | 9,4 | 0,9 | 6,0 |
2006 | 10 | 7,5 | 0,6 | 1,1 |
В 1989 году СССР покинули 72 тысячи евреев и членов их семей, подавляющее количество которых — 56 тысяч (78%) — направилось в США, что заставило правительство этой страны отказаться в конце данного года от приема лиц, выехавших по израильским визам после того. В дальнейшем на еврейскую иммиграцию в США с постсоветского пространства были введены квоты, и процедура оформления разрешений на въезд шла только непосредственно в государствах бывшего СССР. При этом четкое предпочтение отдавалось тем, кто имел близких родственников в США [5].
Между тем окончательный кризис советской системы привел к пику эмиграции. В 1990 году СССР покинули 205 тысяч евреев и членов их семей. Подавляющее большинство из них — 185,2 тысячи (90%), т.е. больше, чем за все предшествующее двадцатилетие 1970-1989 годов, когда их количество составило 178 тысяч, прибыли в Израиль. В 1991 году, к концу которого Советский Союз прекратил свое существование, из него эмигрировали еще 195 тысяч, из них 147,8 тысячи (76%) направились в Израиль. В 1992 году общее число евреев и членов их семей, выехавших за пределы бывшего СССР, снизилось до 123 тысяч, а в 1993 году составило 127 тысяч. Затем масштабы еврейской эмиграции постепенно сокращались до 1998 года, что во многом соответствовало снижению численности данной этнической группы в бывшем СССР, а значит, и количества потенциальных эмигрантов. В этот период немногим более половины (52-59%) мигрантов направлялись в Израиль (рис. 2).
Финансовый кризис 1998 года в России привел к временному росту эмиграции из этой страны и в целом со всего постсоветского пространства [6]. Уровень эмиграции из Российской Федерации в Израиль в 1999 году вернулся к показателю 1990 года [7]. При этом доля Израиля как принимающей страны во всей эмиграции евреев и членов их семей из бывшего СССР повысилась до 67%. В условиях кризиса их намного возросшее желание эмигрировать реализовалось в основном благодаря возможностям, предоставленным израильским Законом о возвращении. В последующие годы в целом цифры постсоветской еврейской эмиграции снижались уже постоянно [8]. Это соответствовало как резкому сокращению еврейского демографического потенциала, остающегося на территории бывшего СССР, так и стабилизации ситуации и начавшемуся экономическому росту в большинстве постсоветских стран. В результате, по последней оценке, в 2006 году только примерно 10 тысяч евреев и членов их семей покинули эти государства.
После 11 сентября 2001 года роль США как страны назначения в постсоветской еврейской эмиграции резко упала: в 2002 и в 2003 годах лишь около 2,5 и 1,6 тысячи новых мигрантов соответственно были зафиксированы как получившие поддержку со стороны Общества помощи еврейским иммигрантам (HIAS). В последующем их число сократилось еще более: в 2004 году — до 1,1 тысячи; в 2005 — до 0,9 тысячи; в 2006 году — до 0,6 тысячи. Германия с начала 1990-х годов имела свою программу привлечения евреев из бывшего СССР. В 2002-2004 годах еврейская иммиграция с постсоветского пространства в эту страну была временно более многочисленной, чем в Израиль. Однако к середине текущего десятилетия Германия резко свернула свои усилия по привлечению евреев из постсоветских государств. В результате, в 2006 году только 1,1 тысячи евреев и членов их семей въехали в эту страну оттуда, тогда как еще в 2002 году это число составляло 19,3 тысячи. Сегодня только Израиль держит свои границы открытыми перед евреями всего мира и их близкими. Потому закономерно, что в 2006 году три четверти всех евреев и членов их семей, которые покинули постсоветское пространство, направились в эту страну.
По данным за 1989-2001 годы, когда все три только что отмеченные страны активно принимали евреев и членов их семей из бывшего СССР, очень близкое их количество прибыло в Израиль из Российской Федерации и Украины (табл. 4). В тот же период, по нашей оценке, в США из Украины въехало в 1,6 раза большее их число, чем из Российской Федерации, а для миграции в Германию разрыв был еще большим — в 2 раза. В результате, в эти годы доля выходцев из Украины в общем числе евреев-мигрантов из бывшего СССР и членов их семей была преобладающей среди переселившихся в США (41%) и особенно в Германию (56%). Удельный вес въехавших из Российской Федерации в эти страны был существенно ниже (26 и 27% соответственно). Среди переселившихся в Израиль доля выходцев из Украины (33%) была примерно той же как из Российской Федерации (32%).
Страна прибытия | Страна выбытия | |
Российская Федерация | Украина | |
Израиль | 291,2 | 299,8 |
США* | 81,1 | 128,6 |
Германия* | 45,0 | 92,7 |
Таким образом, всего в 1970-2006 годах за пределы бывшего Советского Союза выехало почти 1,9 млн. евреев и членов их семей. Большинство из них (около 1,15 млн., т.е. 60%) направились в Израиль. Понятно, что в этот весьма значительный миграционный поток входили часто те, кто прежде не идентифицировали себя как евреи в советских переписях населения и не относились властями в бывшем СССР к лицам данной национальности. Потому оценка общего числа евреев в современном мире, имеющих корни в бывшем Советском Союзе, равно как и их распределения по странам совсем не простая задача.
Данные советских переписей населения основывались целиком на самоидентификации респондентов и считаются «хорошим примером эмпирически измеренного «ядра» еврейского населения в рамках диаспоры» [9]. Переписчики не требовали никаких документальных свидетельств, подтверждающих ответы на любые вопросы переписи. Более того, относительно определения этнической принадлежности (национальности), в переписных инструкциях специально отмечалось, что записывается та национальность, которую указывает сам опрашиваемый [10]. Однако большинство специалистов разделяют мнение, что данные советских переписей о численности взрослого еврейского населения отражают ответы, которые в основном соответствовали «официальной» национальности, записанной во внутренних паспортах [11].
«Ядро» еврейского населения — это совокупность тех, кто в ответ на вопрос об их этнической принадлежности идентифицируют себя как евреи, а в случае детей, определены как евреи их родителями. «Ядро» не включает лиц еврейского происхождения, которые называют иную национальность в ходе переписи. В демографии евреев используется также более широкая категория — «расширенное» еврейское население; она включает всех членов домохозяйств, в которых хотя бы одно лицо входит в «ядро» еврейского населения [12]. В современной России «расширенное» еврейское население значительно больше «ядра» еврейского населения. В конце 1970-х годов соотношение между «расширенным» еврейским населением и его «ядром» было 1,5 к 1; в конце 1980-х оно возросло до 1,6 к 1, а по данным российской микропереписи 1994 г., после первых пяти лет массового исхода, достигло 1,8 к 1 [13]. Результаты российской переписи 2002 года показали, что соотношение между «расширенным» еврейским населением и его «ядром» продолжало расти и, по нашей оценке, увеличилось до 1,9 к 1 [14]. Однако круг лиц, имеющих право получить разрешение на иммиграцию в Израиль (алия) в соответствии с израильским Законом о возвращении еще шире; право на репатриацию по этому закону имеют евреи, их дети и внуки — все со своими законными супругами [15].
Согласно подходу, утвердившемуся в демографии евреев, те, кто приняли другую религию и таким образом отказались от национальной религии — иудаизма, «выпадают» из «ядра» еврейского населения. Однако в подавляющем большинстве постсоветских стран нет достоверной статистической информации об этом [16]. В то же время известно, что определенное число случаев такого рода отмечалось специальными монографическими исследованиями [17]. Более того, в России и Украине опросы еврейского населения выявили, что свыше 10% считают христианство наиболее привлекательной религией [18]. Следует также отметить, что специальное исследование в Санкт-Петербурге показало, что все те, у кого оба родителя евреи, даже приняв христианство, продолжают идентифицировать себя как евреи [19]. Таким образом, очевидно, что оценки «ядра» еврейского населения, основанные на данных постсоветских переписей, из-за тех, кто входит в эту специфическую категорию, оказываются несколько завышенными.
По данным переписи населения 1970 года, дата проведения которой близка к началу массовой эмиграции советских евреев, в СССР проживали примерно 2,15 миллиона человек, которых можно отнести к «ядру» еврейского населения. Естественно принять это число в качестве исходной цифры.
Для того чтобы определить дальнейшую динамику, мы должны оценить превышение числа смертей над количеством рождений для рассматриваемого населения, а также масштаб «присоединения» лиц этнически смешанного происхождения к его «ядру» в связи с миграцией. Ясно, что второй из этих основных факторов динамики частично компенсировал отрицательное действие первого. Все другие факторы, включая изменение этнической самоидентификации лиц смешанного происхождения, остающихся в странах бывшего СССР, не могут идти в сравнение с упомянутыми двумя основными факторами по их значимости. Пожалуй, лишь одна значительная группа лиц смешанного происхождения была склонна к смене этнической принадлежности — это те, кто решил мигрировать, прежде всего, в Израиль. Однако они в период массовой эмиграции покидали бывший Советский Союз очень быстро и стали частью «ядра» еврейского населения за рубежом, в основном в Израиле.
Таким образом, для нахождения современной численности «ядра» еврейского населения всего мира, имеющего свои корни в бывшем Советском Союзе, следует подробно рассмотреть оба названных основных фактора его динамики. В качестве первого шага мы должны оценить сокращение численности этого населения за счет превышения числа смертей над количеством рождений. Согласно данным переписей между 1970 и 1989 годами численность евреев в СССР снизилась примерно на 700 тысяч человек. За этот период, как уже было отмечено, около 291 тысячи евреев и членов их семей эмигрировали из Советского Союза (табл. 1). Разница между двумя приведенными цифрами дает нам, как первое приближение, оценку примерно в 409 тысяч человек для естественной убыли рассматриваемого еврейского населения. Однако, конечно, не все эти эмигранты относились к его «ядру». Если мы допустим, что хотя бы 10% из них не принадлежали к «ядру» еврейского населения, тогда оценка отрицательного баланса рождений и смертей окажется еще выше — 438 тысяч.
Для подавляющей части последующего 15-летнего периода ранее нами были уже подготовлены прямые оценки для двух крупнейших постсоветских государств: отрицательный баланс числа рождений и смертей определен для Украины в 1989-2001 годах в 86 тысяч, для России в 1989-2002 годах в 134 тысячи [20]. Продолжая расчеты, мы приходим к оценке естественной убыли «ядра» еврейского населения этих двух стран в 1989-2003 годы в 233 тысячи человек. В остальных постсоветских государствах в течение всего 15-летнего периода баланс естественного движения «ядра» еврейского населения был также отрицательным. (Двумя исключениями являются Узбекистан, где число смертей среди евреев превысило количество детей, рожденных еврейками, в 1990 году, и Таджикистан, где это произошло лишь в 1992 году) [21].
Таким образом, за весь период 1970-2003 годов снижение численности «ядра» еврейского населения за счет превышения числа смертей над количеством рождений может быть приблизительно оценено в 0,7 млн. человек (табл. 5).
Компоненты изменений | Млн. человек |
«Ядро» еврейского населения в СССР, 1970 год | 2,15 |
Снижение численности «ядра» за счет превышения числа смертей над количеством рождений, 1970–2003 годы* | –0,7 |
«Включение» лиц этнически смешанного происхождения в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией** | +0,15 |
«Ядро» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем СССР, 2004 | 1,6 |
Среди иммигрировавших в Израиль бывших советских граждан баланс между числом рождений и смертей является положительным, однако не все въехавшие — евреи. Как следствие этого, например, в 2002 году среди 10596 рождений, зарегистрированных у женщин, иммигрировавших после 1990 года из стран бывшего СССР, только 7603 приходилось на матерей-евреек. Общее же число смертей среди этих иммигрантов в том же году составило немногим более 7 тысяч [22]. В то же время для иммигрантов из бывшего Советского Союза в США и Германии характерен отрицательный естественный прирост, численный размер которого, впрочем, неизвестен. Поскольку эти факторы частично компенсируют друг друга и, несомненно, составляют гораздо меньшую величину по сравнению с негативным балансом числа рождений и смертей среди евреев в государствах бывшего Советского Союза, мы может абстрагироваться от них в наших расчетах.
В качестве следующего шага мы должны оценить также вклад второго основного фактора динамики. Ведь, как уже отмечалось, естественная убыль частично компенсировалась «включением» лиц этнически смешанного происхождения в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией. Это «включение» вследствие изменения их этнического статуса может быть оценено, исходя из расхождений в данных о доле евреев среди мигрантов в Израиль, возникающих вследствие различных критериев, применяемых в бывшем СССР и в Израиле.
Израильская статистика исходит из религиозного определения (Галахи), согласно которому евреями считаются все те среди иммигрантов, кто имели мать еврейку или приняли иудаизм. Наследование по материнской линии принадлежности к еврейству существенно расширяет круг лиц, регистрируемых в качестве евреев. Чтобы официально считаться евреем, в Израиле достаточно иметь бабушку еврейку по линии матери, впрочем, и прабабушки может быть достаточно. При той дефиниции этнической/религиозной принадлежности, как в израильском Законе о возвращении, только переход в другую религию может оборвать наследование еврейства.
В то же время евреи в определении статистики в бывшем СССР — это только те эмигранты, национальность которых именно так была зафиксирована в их внутренних паспортах в возрасте 16 лет. Этническая принадлежность детей, у которых нет паспортов, определялась по национальности их родителей. Если родители принадлежали к разным этническим группам, предпочтение в миграционной статистике отдавалось национальности матери, хотя даже после распада Советского Союза наблюдалось очевидное предпочтение нееврейской этничности для детей от смешанных браков [23].
Одним из последствий глубокого демографического кризиса среди еврейского населения на постсоветском пространстве и растущего числа смешанных браков является значительное сокращение доли евреев среди иммигрантов в Израиль из государств бывшего СССР в соответствии с официальными данными израильской статистики: с 96% в 1990 году до 72% в 1995 году, 47% в 2000 году и, наконец, до 42% в 2003 году. Примерно такое же снижение отмечалось в отношении иммигрантов из Российской Федерации [24]. Одновременно, согласно данным официальной российской статистики, доля евреев среди эмигрантов в Израиль упала с 64% во второй половине 1992 года до 53% в 1995 году, 27% в 2000 году и 24% в 2003 году (табл. 6, рис. 3). Понятно, что отмеченные различия в критериях определения этнической принадлежности, принятые в Израиле и государствах бывшего СССР, и вызывают столь большие расхождения в приведенных цифрах [25].
Год | Из Российской Федерации | Из всех государств бывшего СССР, по данным ЦСБ Израиля** | |
По данным Росстата* | По данным ЦСБ Израиля** | ||
1990 | ... | 94 | 96 |
1991 | ... | 87 | 91 |
1992 | 64*** | 82 | 84 |
1993 | 60 | 82 | 83 |
1994 | 58 | 77 | 77 |
1995 | 53 | 73 | 72 |
1996 | 49 | 67 | 68 |
1997 | 36 | 60 | 60 |
1998 | 31 | 55 | 54 |
1999 | 31 | 51 | 50 |
2000 | 27 | 47 | 47 |
2001 | 25 | 45 | 44 |
2002 | 24 | 43 | 43 |
2003 | 24 | ... | 42 |
Очевидно, что некоторые из иммигрантов, которые считались евреями в соответствии с их прежними советскими паспортами (а также по данным переписей населения), если это дети отца-еврея и матери-нееврейки, не попадают как евреи в израильскую статистику, которая определяет еврея как рожденного матерью-еврейкой. Тем не менее, гораздо большее число иммигрантов в Израиле официально сменили этнический статус в противоположном направлении. Это те лица смешанного происхождения, у кого мать-еврейка, многие из них никогда прежде не идентифицировали себя как евреи и не относились властями в бывшем СССР к лицам данной национальности. Можно предположить, что число таких иммигрантов составляет примерно 0,15 млн. человек или даже более [26]. Этот фактор этнической динамики замедлил сокращение численности «ядра» постсоветского еврейского населения в мире и еще более увеличил его величину в Израиле.
Суммируя наши расчеты, берущие в качестве исходной точки данные советской переписи 1970 года (см. табл. 5), мы приходим к результату, согласно которому в начале 2004 года численность «ядра» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем Советском Союзе, составляла во всем мире примерно 1,6 млн. человек. Согласно нашим оценкам, в начале 2004 года примерно половина «ядра» постсоветского еврейского населения проживала в Израиле, менее четверти оставались в государствах бывшего СССР, а остальные обосновались преимущественно в США и Германии (табл. 7, рис. 4).
Страна | Численность |
Израиль | 0,8 |
бывший СССР | Менее 0,4 |
США | 0,3 |
Германия | Менее 0,1 |
Всего | 1,6* |
Для США приведенная цифра в 0,3 млн. человек представляет собой лишь незначительную часть от общей численности «ядра» еврейского населения этой страны, которая достигает 5,3 млн.[27]. Наша оценка вполне соответствует количеству взрослых иммигрантов-евреев (252 тысячи), проживавших в США, которые въехали из Советского Союза и постсоветских стран после 1970 года по данным Национального обследования еврейского населения [National Jewish Population Survey (NJPS)] 2000–2001 годов [28] (как уже отмечалось в начале статьи, после 11 сентября 2001 г. постсоветская еврейская миграции в США упала до очень незначительного уровня). В то же время к концу 2003 года недавние мигранты из постсоветских стран в Германии (89,8 тысячи) составили примерно 88% от общего числа зарегистрированных членов еврейских общин этой страны [29].
В начале 2004 года численность «ядра» еврейского населения во всех бывших советских республиках насчитывала менее 0,4 млн. человек, из которых 243 тысячи проживали в Российской Федерации [30] и около 90 тысяч на Украине. Таким образом, количество постсоветских евреев, остающихся в России, меньше, чем выходцев их бывшего Советского Союза в США, а на Украине их продолжало жить не больше, чем оказалось в составе «ядра» еврейского населения Германии.
Среди западных стран после США и Германии наибольшее число евреев из бывшего СССР проживает в Канаде. Согласно оценке, основанной на данных канадской переписи населения, в 1996 году около 20 тысяч мигрантов из бывшего СССР идентифицировали себя как евреи, не считая отдельные, крайне малочисленные группы в наименее населенных районах страны [31]. Эта оценка включает всех евреев, иммигрировавших из бывшего Советского Союза, вне зависимости от даты их въезда в Канаду (примерно 3 тысячи из них иммигрировали до 1970 года). Принимая во внимание отмеченное, можно сделать вывод, что примерно 25 тысяч человек, относящихся к «ядру» еврейского населения, которые родились в бывшем СССР и иммигрировали в Канаду после 1970 года, проживали там в 2004 году. Эта цифра включает также детей, которые родились после эмиграции [32]. Однако в нее входит некоторое количество лиц, которые заявили о принадлежности к евреям, одновременно указав и другую этническую группу. Так что приведенная оценка представляется максимальной. Во всех других странах за пределами бывшего СССР советские (с 1970 года) и постсоветские евреи-иммигранты и их потомки еще меньше по численности.
В Израиле в начале 2004 года из общей численности еврейского населения в 5,165 млн. человек было примерно 0,8 млн. евреев, которые въехали из республик (государств) бывшего СССР после 1970 года, а также их потомков. Согласно официальным израильским данным, в стране проживали 671,8 тысячи евреев, которые иммигрировали из бывшего СССР между 1990 и 2003 годами (эта цифра включает детей, которые родились уже в Израиле) [33]. В течение предшествующих 20 лет (с 1970 по 1989 год) в Израиль въехали из Советского Союза около 178 тысяч иммигрантов, включая как евреев, так и незначительное в этот период количество членов их семей. Хотя некоторые из них впоследствии эмигрировали и/или умерли, это сокращение компенсировалось естественным приростом выходцев из СССР в Израиле.
В 1970 году «ядро» еврейского населения мира насчитывало около 12,6 млн. человек. К 2004 году оно достигло примерно 13 млн. человек [34]. За этот период численность «ядра» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем СССР, сократилась почти на полмиллиона, несмотря на значительное по численности «включение» в него лиц этнически смешанного происхождения в связи с их миграцией. В 1970 году доля советских евреев в общей численности «ядра» мирового еврейского населения составляла 17%. К 2004 году доля уроженцев бывших советских республик и их детей в общей численности «ядра» еврейского населения мира, несмотря на низкую рождаемость и постепенное вымирание тех, кто не мигрировал в Израиль, согласно нашим расчетам, оставалась весьма заметной — 12%.
Подводя итог нашему исследованию, следует отметить, что в соответствии с оценками, берущими в качестве исходной точки данные советской переписи населения 1970 года, к началу 2004 года численность «ядра» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем Советском Союзе, насчитывала во всем мире примерно 1,6 млн. человек; их десятая часть — это лица этнически смешанного происхождения, которые «вошли» в «ядро» еврейского населения только в связи с миграцией. После 1970 года большинство евреев, родившихся на территории бывшего СССР, сменили страну своего проживания. Сейчас не менее половины тех из них, кто входит в «ядро» еврейского населения мира, сконцентрированы в Израиле. В 2004 году в этой стране проживало около 0,8 млн. евреев из бывшего Советского Союза, мигрировавших после 1970 года и их детей, которые официально имеют данный этнический/религиозный статус. По всей видимости, примерно пятая часть из них прежде не идентифицировала себя как евреи в советских переписях населения и не относилась властями в бывшем СССР к лицам данной национальности.
Примечания
Подготовлено на основе существенно переработанной и расширенной части публикации автора на англ. языке: Tolts M. The Post-Soviet Jewish Population in Russia and the World // Jews in Russia and Eastern Europe. 2004. No. 1 (52). P. 52-58. При работе над русской версией использован перевод с английского И.В. Ивахнюк, опубликованный в: Международная миграция: экономика и политика / Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир» / Гл. ред. В.А. Ионцев. Вып. 18. М., 2006. С. 110-120. Вступительные разделы о миграции написаны заново. Посвящаю эту статью моим родным, ныне живущим на трех континентах, — как переселившимся в Израиль, США, Францию и Чехию, так и тем, кто остался в России. И это только члены одной семьи, чей пример наглядно показывает, как оказались разбросаны по современному миру постсоветские евреи.
[1] Еврейская эмиграция в свете новых документов / Под ред. Б. Морозова. Тель-Авив, 1998. См. также коллекцию документов, относящихся к Украине: Khanin V. Documents on Ukrainian-Jewish Identity and Emigration, 1944-1990. London, 2003.
[2] Подробнее о динамике еврейской эмиграции из СССР в этот период и ее распределении по странам прибытия см.: Altshuler M. Soviet Jewry since the Second World War: Population and Social Structure. New York, 1987. P. 56; Флорсхайм Й. Эмиграция советских евреев в 1979-1988 гг. и ее влияние на советское еврейство // Яхадут зманену. 1990. Вып. 6. С. 305-321 (иврит).
[3] См., например: Gitelman Z. “From a Northern Country”: Russian and Soviet Jewish Immigration to America and Israel in Historical Perspective // Russian Jews on Three Continents / Eds. N. Lewin-Epstein, Y. Ro’i and P. Ritterband. London, 1997. P. 21-41.
[4] Tolts M. Mass Aliyah and Jewish Emigration from Russia: Dynamics and Factors // East European Jewish Affairs. 2003. Vol. 33. No. 2. P. 89.
[5] См.: Lazin F.A. The Struggle for Soviet Jewry in American Politics: Israel versus the American Jewish Establishment. Lanham, MD, 2005. P. 270-279.
[6] Об этом подробнее см.: Тольц М. Российская эмиграция в Израиль: До и после финансового кризиса 1998 года // Демоскоп Weekly. № 105-106. 7-30 марта 2003.
[7] Тольц М. Российская эмиграция в Израиль // Население и общество. 2003. № 71. С. 4.
[8] Вместе с тем, для отдельных постсоветских государств цифры миграции иногда даже росли. Так, зарегистрированное в 2005 году в Израиле число репатриантов из Российской Федерации (4,2 тысячи) было выше, чем в 2004 (4,0 тысячи).
[9] Schmelz U.O. and DellaPergola S. World Jewish Population, 1993 // American Jewish Year Book. 1995. Vol. 95. P. 481.
[10] Национальность детей определялась их родителями. Подробно об учете национальности в советских переписях см., например: Silver B.D. The Ethnic and Language Dimensions in Russian and Soviet Censuses // Research Guide to the Russian and Soviet Censuses / Ed. R.S. Clem. Ithaca, New York, 1986. P. 70–97; Bondarskaya G.A. Nationality in the Population Statistics in the U.S.S.R. // Challenges of Measuring an Ethnic World: Proceedings of the Joint Canada-United States Conference on the Measurement of Ethnicity / Statistics Canada and US Bureau of the Census. Ottawa and Washington, D.C., 1993. P. 333-361.
[11] См., например: Altshuler M. Soviet Jewry since the Second World War: Population and Social Structure. New York, 1987. P. 21–24; Gitelman Z. The Reconstruction of Community and Jewish Identity in Russia // East European Jewish Affairs. 1994. Vol. 24. No. 2. P. 40.
[12] См.: DellaPergola S. Demography // The Oxford Handbook of Jewish Studies / Ed. M. Goodman. Oxford, 2002. P. 807–808.
[13] Tolts M. Jewish Demography of the Former Soviet Union // Papers in Jewish Demography 1997 / Eds. S. DellaPergola and J. Even. Jerusalem, 2001. P. 112. Согласно оценке, основанной на российской микропереписи 1994 г., включающей в «расширенное» еврейское население детей от смешанных браков, которые не идентифицировали себя как евреи и проживали отдельно от родителей-евреев, соотношение между «расширенным» еврейским населением и его «ядром» было не намного больше — 1,94 к 1 (Andreev E. Jews in Russia’s Households [Based on the 1994 Micro-census] // Ibid. P. 148).
[14] См.: Tolts M. Contemporary Trends in Family Formation among the Jews in Russia // Jews in Russia and Eastern Europe. 2006. No. 2 (57). P. 5-23.
[15] Подробнее об израильском Законе о возвращении и его демографических аспектах см.: Tolts M. Jews in the Russian Federation: A Decade of Demographic Decline // Jews in Eastern Europe. 1999. No. 3 (40). P. 6–10.
[16] Даже, если такие данные имеются, они относятся к меньшинству еврейского населения страны. Так, среди всех лиц, учтенных эстонской переписью 2000 года как евреи в возрасте 15 лет и старше, только 19,8% назвали себя последователями определенной веры, но из них лишь 11,0% указали иудаизм, а 7,5% — отметили христианство как свою религию (Statistics Estonia. Statistical Database: The 2000 Population and Housing Census. Available: www.stat.ee/).
[17] См., например: Deutsch Kornblatt J. Doubly Chosen: Jewish Identity, the Soviet Intelligentsia, and the Russian Orthodox Church. Madison, WI, 2004.
[18] Gitelman Z. Thinking about Being Jewish in Russia and Ukraine // Jewish Life after the USSR / Eds. Z. Gitelman, with M. Glants and M.I. Goldman. Bloomington, IN, 2003. P. 51.
[19] Винер Б. Конструирование современной этноконфессиональной идентичности: от безверия к вере чужого народа // Диаспоры. 2004. № 1. С. 196.
[20] Tolts M. Demographische Trends unter den Juden der ehemaligen Sowjetunion // Menora 2004 (Berlin/Wien). 2005. Band 15. S. 23, 25.
[21] Tolts M. Demography of the Jews in the Former Soviet Union: Yesterday and Today // Jewish Life after the USSR / Eds. Z. Gitelman, with M. Glants and M.I. Goldman. Bloomington, IN, 2003. P. 192.
[22] Israel CBS. Statistical Abstract of Israel 2003. Jerusalem, 2003. Tables 3.13 and 3.14; Sicron M. Immigrants from the Former Soviet Union (FSU) in the Israeli Population and Labor Force / Paper presented at the International Conference in Honor of Professor Mordechai Altshuler on Soviet and Post-Soviet Jewry. Jerusalem, December 28–30, 2003. Table 4.
[23] Ср: Волков А.Г. Этнически смешанные семьи в СССР: динамика и состав // Вестник статистики. 1989. № 8. С. 8–24; Tolts M. The Jewish Population of Russia, 1989-1995 // Jews in Eastern Europe. 1996. No. 3 (31). P. 15.
[24] Те же тенденции отмечены в отношении иммигрантов из других постсоветских государств. См., например.: Рисс И. и Клопшток И. Репатрианты из Украины согласно регистрации Министерства внутренних дел Израиля // Евреи бывшего СССР в Израиле и в диаспоре / Под ред. Л. Дымерской-Цигельман. Иерусалим, 2002. № 20–21. С. 348–350 (иврит).
[25] Подробно об отличиях в учете миграции из Российской Федерации в Израиль, характерных для статистики этих двух стран, см.: Тольц М. Статистический анализ алии и эмиграции евреев из России // Мир в зеркале международной миграции / Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир» / Гл. ред. В.А. Ионцев. Вып. 10. М., 2002. С. 196-210.
[26] В то же время количество официальных переходов в иудаизм в Израиле незначительно. Так, в 2002 году лишь 890 иммигрантов-неевреев из постсоветских стран стали иудаистами и официально получили статус еврея, а в следующем 2003 году таких случаев было немногим больше — 918 [Гаарец (Тель-Авив). 22 ноября 2004 г. С. 1А].
[27] Ср.: DellaPergola S. World Jewish Population, 2004 // American Jewish Year Book. Vol. 104. 2004. P. 502.
[28] NJPS 2000-2001. Jews from the Former Soviet Union (FSU): Reconciling Estimates from NJPS and the Hebrew Immigrant Aid Society (HIAS). Available: www.ujc.org/content_display.html?ArticleID=84102.
[29] Zentralwohlfahrtsstelle der Juden in Deutschland (ZWJD). Mitgliederstatistik.
[30] Оценка включает евреев горских, грузинских, средне-азиатских (бухарских) и крымчаков, а также тех евреев (возможно, около 20 тысяч), которые были учтены при переписи 2002 года как лица, не указавшие национальность в переписном листе. Подробный анализ данных этой переписи о еврейском населении Российской Федерации см.: Tolts M. The Post-Soviet Jewish Population in Russia and the World // Jews in Russia and Eastern Europe. 2004. No. 1 (52). P. 37-52.
[31] Brym R.J. Jewish Immigrants from the Former Soviet Union in Canada // East European Jewish Affairs. 2001. Vol. 31. No. 2. P. 35.
[32] Данные известного канадского социолога Роберта Брима (Robert J. Brym, The University of Toronto), из электронной переписки с Марком Тольцем, 19 и 21 ноября 2004 г. Отметим, что близкие результаты получены др. специалистами на основе канадской переписи 2001 г.: 27,8 тысяч евреев, родившихся на территории бывшего СССР, включая въехавших до 1970 года (Shahar Ch. and Magonet H. The Jewish Community of Canada / 2001 Census Analysis. Part 5: Immigration&Language. UIA Federations Canada, May 2005. P. 16).
[33] Israel CBS. Statistical Abstract of Israel 2004. Jerusalem, 2004. Table 2.25.
[34] DellaPergola S. World Jewish Population, 2004. P. 500.