![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Проведенный в минувшие выходные опрос подтверждает тенденцию последних двух месяцев: отношение россиян к реформе социальных льгот постепенно улучшается и одновременно происходит определенное «угасание» связанного с реформой общественного напряжения. Доли тех, кого эта проблема заставляет переживать и волноваться, и тех, кто спокойно или с равнодушием воспринимает ее, отличаются ненамного: 55% против 42%, соответственно. Еще менее заметной оказывается разница между теми, кто заявил о своем положительном или отрицательном отношении к реформе: неделю назад соотношение было 35% против 38%, по данным последнего опроса — 37% против 39%. Чаще других положительно оценивают монетаризацию льгот пожилые респонденты (46%), люди с неполным средним образованием (48%), с доходами от 1500 до 3000 рублей (44%), жители сел (43%). О своем отрицательном отношении чаще говорят жители мегаполисов (46%), респонденты, имеющие высшее образование (46%) и доходы более 3000 рублей (47%).
Внимание самих льготников к проблеме социальных льгот остается более мобилизованным: 86% тех, кому положены льготы, сказали, что эта тема их интересует и волнует. Вместе с тем, в апреле доля положительно относящихся к реформе в этой категории граждан впервые хоть и ненамного, но превысила долю оценивающих ее отрицательно: неделю назад соотношение было 46% против 43%, по данным последнего опроса — 47% против 44%.
Другой индикатор общественного внимания к данной теме — представление о потенциале протестной активности — также показывает постепенное ослабление недовольства. В течение двух недель заметно, с 30% до 24%, сократилась доля уверенных в том, что протестная активность будет нарастать. Таким образом, ощущение повышенного социального напряжения, нарастания недовольства в обществе понемногу проходит. Вместе с тем, сохраняются определенная настороженность и личная тревожность: уровень декларируемой готовности принять участие в возможных акциях протеста остается без изменений как среди россиян в целом (ответили, что «будут» участвовать в подобных акциях, если они состоятся неподалеку, 19%, что «не будут» — 68%), так и среди льготников (25% и 64%, соответственно). Если первая из указанных тенденций (ощущение, что интенсивность протестных настроений снижается) сохранится в дальнейшем, то следует ожидать, что и степень распространения личных установок на участие в массовых выступлениях против реформы должна пойти на убыль. Однако на сегодняшний день протестная мобилизация, пусть и на уровне деклараций, сохраняется.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 23 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
В числе наиболее популярных, истинно народных праздников, которые отмечает большинство россиян, Пасха занимает сегодня второе место после Нового года — ее, по данным последнего опроса, обычно отмечают 81% наших сограждан (Новый год — 93%). К наиболее чтимым в стране праздникам относятся также 8 марта (74%), 9 мая (71%), Рождество (59%) и 23 февраля (53%).
В России Пасху отмечают как верующие люди, так и атеисты (86% — среди называющих себя православными, и 61% — среди неверующих). «Структура» празднования Пасхи также почти одинакова у тех и у других. Верующие и неверующие чаще всего устраивают застолье, и сравнительно редко — идут в церковь на пасхальную службу.
Как собираются в этом году праздновать Пасху | Атеисты | Православные |
Устроить застолье в кругу семьи | 37 | 57 |
Пойти на кладбище | 20 | 34 |
Освятить куличи, яйца | 20 | 44 |
Пригласить гостей или пойти в гости | 15 | 25 |
Пойти в церковь на пасхальную службу | 5 | 19 |
Что касается Великого поста, который предшествует Пасхе, то обычно его соблюдают 8 — 9% населения (12% среди православных и 3% — среди атеистов).
Первомай (Международный день солидарности трудящихся, он же — День весны и труда) — праздник менее популярный, чем Пасха. Его обычно отмечают 40% россиян. Причем если Пасха одинаково популярна во всех возрастных группах (в этом году ее планируют праздновать 86% респондентов моложе 35 лет и такая же доля тех, кто старше 55 лет), то Первомай — в большей мере «молодежный» праздник (его собираются отметить 50% респондентов моложе 35 лет и 41% тех, кто старше 55 лет). Сугубо светский и советский праздник Первомай в равной мере привлекает атеистов, православных и представителей других конфессий (отмечать его собираются 42%, 45% и 48% представителей соответствующих групп).
Более трети респондентов утверждают, что там, где они живут, 1 мая массовые мероприятия обычно не проходят (35%). А если и проходят, то в них участвует мало людей, они непопулярны (31%), т.е. традиции весьма массовых в советские времена майских демонстраций и гуляний постепенно угасают. Сегодня энтузиастов «маевок» осталось немного: лишь 13% планируют принять участие в мероприятиях, приуроченных к 1 мая (год назад такое намерение выражали 18%). Зачастую это бывают демонстрации, марши протеста, которые организуются оппозиционными партиями и участниками которых в основном являются люди среднего и пожилого возраста. Однако показательно, что желание принять участие в первомайских мероприятиях выражает сейчас в большей мере молодежь, а не пожилые граждане (17% респондентов моложе 35 лет и 10% — старше 55 лет). Уже поэтому можно предположить, что люди готовы участвовать скорее в праздничных гуляниях, чем в каких-либо массовых выступлениях: развлекаться, а не протестовать.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 23 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Представление о значимости, важности празднования Дня победы разделяет абсолютное большинство россиян. Примечательно, что со временем эмоциональная связь с этим праздником не только не ослабевает, но даже укрепляется. Если в 2003 г. 83% опрошенных сказали, что 9 мая для них — особый, важный, значимый день, то в 2004 г. — 88%, а в 2005 г. — 91%. По-видимому, дополнительную значимость празднику придает то обстоятельство, что в этом году он отмечается с особым размахом в связи с юбилеем Победы.
Только 7% россиян ответили, что для них этот день «не является особенным». Распределение ответов позволяют предположить, что не признают значимость этого праздника чаще других молодые жители мегаполисов, не нашедшие своего места в жизни.
Даже спустя 60 лет у большинства россиян сохраняется ощущение прямой личной соотнесенности с военным прошлым. Половина (51%) участников опроса сказали, что среди их ныне живущих знакомых, родственников есть люди, пережившие войну. Нет таких близких у 47% респондентов, и только 2% затруднились ответить на этот вопрос.
О том, что в их семьях, среди родственников были люди, погибшие во время Великой Отечественной, заявили 64% респондентов. Чем старше люди, тем чаще они помнят о своих родных, павших на войне. Сказали: «да, были погибшие», — 50% людей в возрасте до 35 лет, 69% тех, кому 36-54 года, и 76% респондентов старше 55 лет. Нет погибших на войне родственников лишь у 28% опрошенных. Затруднились ответить на этот вопрос немногие — 8% опрошенных, что подтверждает наблюдение о присутствии темы военного прошлого в повседневном дискурсе большинства россиян. Отметим, что 3% опрошенных сами оказались участниками войны.
Ожидание юбилейных торжеств в честь Дня Победы, видимо, сформировало у многих готовность особо отметить этот день. Лишь 13% опрошенных признались, что они никак не будут праздновать День Победы. Большинство, конечно, планирует застолье: 39% сказали, что они отметят этот праздник в кругу семьи; 19% пригласят гостей либо сами пойдут в гости. Чуть больше четверти опрошенных россиян планируют навестить памятники, мемориалы, могилы павших, четверть — собираются пойти на праздничные гуляния. Посетить церковь, помолиться о павших на войне намерены 4% опрошенных.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 23 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Похоже, большинство россиян не готовы расставаться с мифом о Сталине как о человеке, «выигравшем войну». По мнению 58% опрошенных, он внес значительный вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне. Чаще других этой точки зрения придерживаются люди в возрасте от 55 лет (68%) и жители сел (65%). И почти единодушно — приверженцы КПРФ (85%). Противоположное же мнение — что роль Сталина в победе нашей страны была незначительной — респонденты разделяют в три с лишним раза реже (18%). Чаще прочих так думают жители больших городов и люди с высшим образованием.
Деятельность Сталина во время Великой Отечественной войны положительно оценивают 40% опрошенных. Отчасти положительно, отчасти отрицательно — 31%. А полностью отрицательно — лишь 11%. Однозначно положительные оценки чаще дают приверженцы КПРФ (64%), люди в возрасте от 55 лет (50%), респонденты с образованием ниже среднего (46%). Неоднозначную оценку деятельности Сталина чаще прочих давали люди, доверяющие В. Путину, и респонденты со сравнительно высокими доходами (по 37%), а определенно отрицательную оценку — опрошенные с высшим образованием (18%).
Респондентам были заданы открытые вопросы о заслугах Сталина в период войны и о том, что в его деятельности в эти годы подлежит осуждению. На вопрос о заслугах Сталина отвечали 59% опрошенных. Респонденты чаще всего приписывали Сталину организаторский талант, говорили об обеспечении в стране дисциплины и порядка в условиях войны — как о необходимом условии нашей победы («железная дисциплина», «порядок в стране», «все держал в ежовых рукавицах») — 20%. Близки к этим ответы, в которых речь идет о характере, качествах Сталина — жестокости, целеустремленности, решительности, умении взять на себя ответственность, — которые, собственно, и проявились в его организаторской деятельности («оправданная жесткость»; «его волевой и сильный характер»; «жестокость — нельзя было по-другому») — 12%. Убеждены, что Сталин разрабатывал стратегические планы военных операций, руководил войсками, организовывал работу тыла, 5% респондентов. Довольно много тех, кто утверждает, что без Сталина вообще была бы невозможна победа в этой войне («без него не было бы победы»; «если бы не Сталин — нас Германия захватила бы») — 8%. Упоминаются также действия Сталина по созданию антигитлеровской коалиции, организации работы промышленности для нужд фронта, говорится о подборе талантливых военачальников.
В другой части ответов акцент смещается на характеристики советского народа — его сплоченность, стойкость, патриотизм (12%). Сталину в этих высказываниях отводится роль лидера, который смог мобилизовать эти качества, «настроил людей на победу», либо символа, объединявшего людей («за него шли в бой, он был символом»). Есть и реплики, авторы которых отрицают наличие у Сталина заслуг и отводят основную роль в победе талантливым военачальникам и народу. Но таких ответов немного — всего 3%.
О вине Сталина перед страной в годы войны размышляли в ходе опроса 53% респондентов. Чаще всего они говорили о репрессиях, массовых арестах, геноциде собственного народа («террор против своего народа»; «концлагеря»; «без вины виноватых убивал»; «геноцид против своего народа») — 24%. О жестокости, деспотизме, мнительности Сталина как причинах массовых репрессий упомянули 11% россиян («жестокосердие»; «Сталин не думал о людях»; «мания преследования»). Упрекнули Сталина в некомпетентности и безответственности, в стратегических ошибках и преступлениях, повлиявших на ход войны и совершенных как в довоенные, так и в военные годы, 20% опрошенных («уничтожение военной элиты»; «развалил армию перед войной»; «профукал начало войны»; «некомпетентность в военных делах»; «не подписал Женевскую конвенцию»; «все, что касается пленных»).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 23 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров хорошо известен в России — его знают 84% респондентов, причем половина знающих этого человека (или 42% по выборке) относятся к нему хорошо, и лишь 8% — плохо. Однако его намерение создать политическую партию (знают или хотя бы что-то слышали об этой идее всего 23% опрошенных в целом по стране и 46% — в столице) значительно чаще оценивается участниками опроса негативно (35%), нежели позитивно (15%). Впрочем, половина респондентов (50%) затруднились как-либо оценить эту инициативу.
Каждый второй из числа негативно отзывающихся о планах Г. Каспарова (или 15% по выборке) выражает сомнения в его способностях к игре на политическом поле: «шахматист — не политик»; «делать нечего спортсмену в политике»; «да кто он такой, не верю в его способности»; «вряд ли у него это получится»; «мне кажется, он не политик». Еще 9% опрошенных не нравится сама идея создания новой политической партии: по мнению этих респондентов, в нашей стране «и так полно партий на любой вкус» («лишняя партия; дармоеды еще на нашу голову»). Кому-то подобная затея кажется бесполезной («от этого не будет толку»), другие осуждают ее, подчеркивая, что им не нравится сам Каспаров («интуитивно он у меня не вызывает доверия сам, а его партия — тем более»; «мне не симпатичен»; «он кавказец, и если он придет к власти, русским вообще не будет жизни»; или мотивы, которыми он, как им представляется, руководствуется («еще один способ для Каспарова разбогатеть, сделать деньги»; «использует свой авторитет в политических целях»). Наконец, некоторые убеждены, что «любителям» нечего делать в политике, и проводят аналогии с Евдокимовым — фигурой, по их убеждению, несерьезной («вот Евдокимов полез в губернаторы — какой из него губернатор?»; «это похоже на губернаторство Евдокимова — несерьезно»).
Среди респондентов, благосклонно относящихся к планам партийного строительства в исполнении Г. Каспарова, каждый пятый (или 3% по выборке) высоко оценивает его потенциал как политика («он хороший шахматист — а в политике нужен хороший ум, умение думать»; «он может многое просчитать вперед»; «он справедливый, талантливый, умный»; «серьезный, умный, стратег»), столько же руководствуются принципом «чем бы дитя не тешилось» — «ради бога, если человек хочет попробовать»; «если ему нравится, то пусть создает», и столько же надеются, что создаваемая партия привнесет что-то хорошее в политику и жизнь людей («может быть, создаст партию лучше, чем есть сейчас»; «в надежде, что это будет что-то хорошее, возможно, это улучшит нашу жизнь»). Еще 2% опрошенных хотят видеть в политике новые силы и новых людей («свежая новая сила»; «новые люди в политике»), и 1% считает, что чем больше партий — тем лучше («должно быть много партий, чтобы у людей был выбор»; «я вообще за то, чтобы разных партий было больше»).
При этом ответить на вопрос о том, какие политические идеи отстаивает Г. Каспаров, каковы его взгляды, затруднились 91% опрошенных, а взявшиеся ответить — высказывали самые разнообразные и зачастую взаимоисключающие мнения. Одни считают, что гроссмейстер отстаивает интересы бизнесменов, «олигархов», «миллионеров», другие надеются, что он «будет отстаивать мнения простых людей», «будет думать о благополучии народа, об образовании, медицине». Кто-то говорит, что «он демократ», «ближе к правым», «близок к СПС, подобно взглядам Немцова, Чубайса», а кто-то полагает, что «он скорее к левым относится», «поддерживает коммунистов». Некоторые упрекают его в преследовании собственной выгоды и в амбициозности («деньги заработать, идей особых у него нет»; «свою выгоду, амбиции»), а некоторые уверены, что Каспаров будет отстаивать «идеи справедливости, порядочности». Часть опрошенных считают, что он «оппозицию хочет организовать», а кто-то характеризует его идеологическую платформу как «что-то ближе к спорту» (отметим, что каждая из перечисленных групп ответов набирает 1-2%).
Весьма высокой оказалась и доля тех, кто не смог определить, к кому ближе Каспаров: к сторонникам или противникам нынешней власти (71%); среди тех, кто все же взялся ответить на этот вопрос, мнения разделились практически поровну: 14% полагают, что он «играет» на стороне властей, 15% уверены, что он находится в оппозиции.
Гипотетическую возможность проголосовать за партию Г. Каспарова допускают для себя 13% россиян (больше таковых среди молодежи, а также среди сторонников СПС и «Яблока»), тогда как 52% такую возможность решительно исключают. Когда речь заходит о гипотетической возможности когда-либо проголосовать за экс-чемпиона мира на президентских выборах, доля допускающих это остается практически такой же (12%), а доля исключающих — возрастает до 62%. Между тем, большинство опрошенных (56%) затруднились оценить, хорошо или плохо было бы для страны, если бы ее возглавил Гарри Каспаров. Но среди тех, кто все же решился на подобный прогноз, пессимистов оказалось в восемь раз больше, чем оптимистов (39% и 5% соответственно).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 23 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Иерусалим — город, которому принадлежит уникальная роль в религиозной и культурной истории человечества. Вместе с тем, в потоке новостей он регулярно упоминается в качестве «горячей точки» одного из самых нестабильных регионов мира. Мы решили выяснить, чем сегодня является Иерусалим для россиян, как воспринимают его наши сограждане.
По мнению половины опрошенных (52%), Иерусалим представляет особую ценность для всего человечества, и только 19% с таким утверждением не согласны.
Отвечая на открытый вопрос об ассоциациях, возникающих у них при упоминании Иерусалима, многие респонденты говорят, что это святое место, колыбель мировых религий, город, неразрывно связанный с Богом: «божественная земля»; «город святых»; «земля обетованная»; «начало всех мировых религий»; «религиозная столица»; «родина всех религий» (19% ответов).
Но еще чаще упоминание Иерусалима вызывает мысли не о религии вообще, не об особом значении этого города для разных мировых религий, а о христианстве, прежде всего — о рождении, земной жизни и распятии Иисуса Христа: «все по отношению к христианству»; «зарождение христианства»; «колыбель христианства»; «связано с Богом, с рождением Иисуса Христа»; «это место рождения Иисуса Христа»; «крещение Иисуса Христа»; «в Иерусалиме Христа распяли» (24% ответов на открытый вопрос).
3% опрошенных ассоциируют Иерусалим с иными религиями — исламом и иудаизмом, еще для 3% этот город прежде всего — место паломничества верующих.
Таким образом, подавляющее большинство опрошенных, ответивших на открытый вопрос, воспринимают Иерусалим в первую очередь как религиозный центр.
Значительно меньше тех респондентов, для кого Иерусалим — это в первую очередь город в Израиле, где живут евреи и арабы, и где между ними разворачивается конфликт. Доля таких суждений составляет в целом 19%.
Отметим, что в числе городов, которые посетили бы россияне, представься им такая возможность, он находится далеко не на первом месте [7] : его назвали только 7% опрошенных. Столько же при случае посетили бы, например, Токио. Значительно более популярны у наших соотечественников столицы ведущих европейских государств — Париж (32%), Рим (15%), Лондон (14%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 23 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Израильско-палестинский конфликт сегодня привлекает внимание меньшинства россиян — за последние полгода доля тех, кто интересуется происходящими там событиями, сократилась с 50% до 40%. Вероятно, такое снижение интереса обусловлено отсутствием значимых новостей из региона, а также ощутимой, заметной динамики в палестино-израильских отношениях, о которой эти новости могли бы свидетельствовать. Во всяком случае, такое впечатление, по-видимому, складывается у многих респондентов: 46% считают, что в отношениях между израильтянами и палестинцами изменений не происходит. Сдвиги к худшему заметили 11% опрошенных, к лучшему — 10% (остальные затруднились оценить ситуацию).
Большинство россиян не имеют ярко выраженных симпатий в палестино-израильском конфликте: 63% опрошенных заявляют о своем «нейтралитете». Доли симпатизирующих той или иной из сторон конфликта примерно равны (9% поддерживают Израиль, 8% — Палестину), что характерно для всех опросов последних лет, посвященных теме израильско-палестинского противостояния. Отметим, что палестинцев чаще поддерживают сторонники «левых» партий — КПРФ (16%) и «Родины» (27%).
Треть опрошенных (32%) полагают, что прочный мир между израильтянами и палестинцами невозможен. Столько же респондентов придерживается противоположной, оптимистической точки зрения. Примечательно, что респонденты, симпатизирующие палестинцам, оценивают перспективы умиротворения конфликта более пессимистично, чем те, кто поддерживает израильтян.
Все | Вопрос: «Ваши личные симпатии в палестино-израильском конфликте на чьей стороне…?» | |||
на стороне Израиля | ни на той, ни на другой | на стороне Палестины | ||
Вопрос: «Как Вы считаете, возможен или невозможен прочный мир между израильтянами и палестинцами?» | ||||
Возможен | 32 | 39 | 36 | 33 |
Невозможен | 32 | 44 | 33 | 48 |
Затрудняются ответить | 36 | 17 | 31 | 19 |
Какая из сторон конфликта, по мнению респондентов, в большей мере ориентирована на мирное сосуществование? 27% опрошенных считают, что руководство Израиля стремится к прочному миру с Палестиной, и 29% — что не стремится. В стремлении к миру со стороны руководства Палестины уверены 21% респондентов, и 32% занимают противоположную позицию. Причем если респонденты, симпатизирующие Израилю, в большинстве своем считают, что власти этой страны стремятся к миру (63% против 15%), то среди симпатизирующих Палестине верящих и не верящих в миролюбие ее руководства — примерно равное количество (41% против 39%).
Респонденты, которых «интересует» информация о ближневосточном конфликте и которые, очевидно, более внимательно следят за происходящим в этом регионе, значительно чаще, чем те, кого эта тема не интересует, говорят о стремлении к миру с обеих сторон: 44% против 17% применительно к руководству Израиля, и 35% против 14% — применительно к руководству Палестины. Таким образом, последние сообщения из региона побуждают «включенных» в эту тему респондентов оценивать развитие ситуации более позитивно, в то время как другие — очевидно, «по старинке» — чаще говорят о непримиримости враждующих лагерей.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 23 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Примечания
[1] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0517/domt0517_1
[2] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0517/domt0517_2
[3] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0517/domt0517_3
[4] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0517/domt0517_4
[5] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0517/domt0517_5
[6] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0517/domt0517_6
[7] Респондентам был предложен список 19 городов мира, из которого можно было выбрать не более пяти.
[8] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0517/domt0517_7